Репортаж на тему пожар. Нет дыма и огня. «Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях»

Все мы хорошо представляем себе работу пожарных расчетов при тушении пожаров, а вот как проходят будни борцов с огнем в "свободное от пожаров" время, думаю мало кто знает. Вместе с Колей Рыковым nikolapic мы провели целый день в компании пожарно-спасательного отряда №207, который расположен в небоскребе «Северная башня» на Тестовской улице. Это не совсем обычный пожарный отряд - в зоне его ответственности находится весь комплекс зданий «Москва Сити».

1. Герой сегодняшнего репортажа - Сергей Зайцев.

Сергею 31 год. Он решил пойти в спасатели после увольнения из службы в армии, где Сергей служил четыре года миротворцем в зоне грузино-абхазского конфликта.

2. Сергей живет в Серпухове и на дорогу до работы у него уходит до двух часов. Рабочая смена начинается в 8:30. График работы: сутки-четверо.

3. После переодевания в служебную форму, все сотрудники отправляются на медицинский осмотр. Эта важная и обязательная процедура, которая не является формальностью (как в случае получения справки в бассейн).

4. Дальше начинается прием, проверка исправности и пригодности дыхательных аппаратов на сжатом воздухе ДАСВ и сжатом кислороде ДАСК. Это оборудование позволяет защитить органы дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непригодной для дыхания токсичной и задымлённой газовой среды при тушении пожаров.

5. Проверка ДАСК на тестере, который позволяет проверить аппарат на герметичность, наличие утечек и правильность подачи кислорода. По ответственности данная процедура сравнима с укладкой парашюта.

6. Вес этих рюкзаков внушительный - 15-16 кг.

9. После проверки дыхательных аппаратов начинается приём ПТВ (пожарно-технического вооружения) и АСО (аварийно-спасательного оборудования).

10. На все перечисленные процедуры с момента прихода на работу уходит всего 30 минут.

11. На вооружении отряда имеется девять пожарных автомобилей (автоцистерны, аварийно-спасательные, контейнеровозы, автолестницы и подъемники). Для тушения высотных пожаров и эвакуации людей используется пожарная автолестница высотой 50 метров и телескопический подъемник высотой 90 метров. Спасательные люльки этих устройств рассчитаны на трех человек и могут выдерживать нагрузку до 270 килограммов.

12. Спецтехника АКВ - автоконтейнеровоз. Данный автомобиль имеет три вывозимых модуля: ДУ (большой вентилятор дымоудаления); база газодымозащиты и контейнер для тушения небоскребов, который использовался для ликвидации пожара на башне «Восток» комплекса «Федерация». Внутри такого контейнера прячутся 10 тележек, на каждой из которых расположены мотопомпы, магистральные и рабочие рукава, разветвления и так далее. Смысл в том, что полностью развернутый контейнер обеспечивает подачу воды от головного насоса на расстояние до двух километров по горизонтали или по вертикали до крыши любого небоскреба в Сити.

13. В 9:00 развод. Идет построение двух смен - сменяющейся и заступающей. В это время проходит доклад старшего смены за прошедшие сутки обо всех происшествиях, проверках и проведении занятий.

14. Затем идет постановка задач и доведение приказов вышестоящего руководства. Проводится инструктаж.

17. Ежедневно на дежурство выходит 9 расчетов, в среднем от 2 до 6 человек в каждом.

18. С 10.00 начинаются занятия по различным предметам, таким как пожарная подготовка, альпподготовка, физподготовка, тактико-специальная подготовка, теоретическая подготовка. Согласно расписанию по всем предметам спасатели регулярно сдают экзамены и нормативы. В связи со спецификой обслуживаемого участка Москва-Сити, спасатели изучают строение зданий делового центра, планировки помещений, размещение противопожарных систем.

21. Кухня. Отдельного повара в части нет, все спасатели сами готовят себе еду.

22. Дежурство - это лотерея - можно целый день «проспать» на лекциях по безопасности труда, бегать по части с рукавами, отрабатывая нормативы и учебные тревоги, а может случиться так, что придется кататься с пожара на пожар без перерыва на кофе-брейк.

Например в этом феврале было затишье, по паре выездов в день. А случалось, что за одну смену расчеты выезжали на 17 вызовов.

24. Помещение диспетчерской службы. При поступления сигнала от 101 диспетчер по громкой связи вызывает тот или иной расчет. Объявляется адрес и по какому поводу выезд: пожар (квартира, гараж, выселенный дом, помойка, склад и т.д.), ДТП, обрушение, сбор ртути, помощь 03.

25. Когда звучит сигнал тревоги, до этого спокойные и размеренные ребята, словно спринтеры срываются со своих мест и как в кино спускаются по трубе в гараж, где со скоростью ветра облачаются в боевую одежду спасателя.

26. Время от момента подачи сигнала, до момента когда автомобиль выезжает из депо, не должно превышать одной минуты, а прибытие к месту ЧС - не более 5 минут.

28. Посадка в автомобиль осуществляется на улице.

35. Сергей любит свою работу, находит ее интересной, почетной и социально необходимой.

36. Спасибо за ваш труд, ребята!

Фотографии пожара в репортаже взяты из моего архива.
Выражаю благодарность пресс-службе МЧС и всем сотрудникам ПСО №207 за помощь в проведении съемки и подготовке материала.

Фотографы: Дмитрий Чистопрудов и Николай Рыков,

Пресс-секретарь Министерства по чрезвычайным ситуациям Виталий Новицкий не раз устраивал для журналистов познавательные поездки. Например, на полигон МЧС Светлая Роща под Борисовом. В этом году по случаю 160-летия пожарной службы Беларуси журналистам и блогерам была предложена еще более увлекательная программа - суточное дежурство в различных частях МЧС в Минске. Именно поэтому сегодня байнет так активно пишет о спасателях.

Мне и девушке Вике, представленной как блогер, выпала честь дежурить в ПАСЧ-35 (пожарно-аварийная спасательная часть), расположенной на ул. Космонавтов, 50.

ПАСЧ-35 обслуживает юго-западную часть Минска, включающую микрорайоны Малиновка, Юго-Запад, Дружба. Иногда бывают выезды и за пределы МКАД.

Часть начала работать в 2001 году, а на ее открытии был Александр Лукашенко .

Посмотрев фотографии коллег, сделанных в других частях, могу утверждать, что это стандартная пожарная часть.

Дежурство осуществляется в три смены 45 сотрудниками при 51 в штатном расписании. Сутки дежурства - двое суток отдыха.

Я и Вика «заступили» на дежурство в 8 утра, когда начинается новая смена. В обычной жизни пожарным строжайше запрещено давать журналистам интервью без одобрения пресс-службы, поэтому они отработанными движениями поначалу отворачивались от объективов фото- и видеокамеры.

В начале дежурства - передача смены. Спасатели в «боевой» одежде строятся друг напротив друга для церемонии передачи. Всё происходит в несколько минут. Также зачитывается сводка происшествий по Беларуси за сутки.

После короткого инструктажа - «в случае чего стойте рядом и ничего не делайте» - нам выдали по новенькому комплекту пожарного снаряжения. Куртка, брюки и перчатки из толстой тяжелой ткани, защитный шлем с плексигласовым забралом, сапоги из толстой резины с металлическими вставками в подошве. Пояс с карабином и топором девушке решили не давать, пожалев её. Спецодежда явно не предназначена для лета, а всё снаряжение имеет ощутимый вес.

Чтобы полностью почувствовать себя пожарным, на нас ненадолго надели дыхательную систему с баллоном с воздухом и маской. Первая мысль - неужели в таком снаряжении можно что-то делать? Например, ходить.

Затем предстояло научиться самому надевать это снаряжение, за исключением дыхательной системы. В первый раз с помощью одного из спасателей я с трудом справился за полторы минуты. Если бы это была реальная ситуация, пожарная машина уехала бы на вызов без меня - с момента сигнала тревоги машины покидают часть менее чем через минуту.

Оказалось, что в этом деле есть маленькие хитрости, к примеру, куртку лучше надевать застёгнутой через голову.

Через 20 минут тренировок укладываюсь в 35 секунд при нормативе в 15. Как некоторые бойцы умудряются одеть костюм за 10 секунд, мне не понятно.

Затем - экскурсия по части. Ее сердце - это дежурная часть: небольшая комната с пультом, похожим на ЖКИ-монитор, и ноутбуком. Вызов по телефону 101 идет вначале в городской оперативный штаб, а оттуда его направляют в ближайшие к месту происшествия пожарные части, координируя их действия.

В части дежурный нажатием соответствующей кнопки на пульте объявляет тревогу, и менее чем через минуту расчеты выезжают.

Автопарк части состоит из шести машин. Одна из них в резерве. Наибольшей «популярностью» пользуется АБР - автомобиль быстрого реагирования, помимо чисто пожарного оборудования, напичканный различными инструментами типа гидравлических ножниц и бензорезов. Насос подачи воды развивает давление в 100 атмосфер, ручной ствол внешне похож на пистолет-пулемёт. Выстрелив несколько раз небольшими порциями воды, убеждаюсь, что бытовые мойки высокого давления в сравнении с этим агрегатом «отдыхают».

Небольшие габариты АБР позволяют ему протискиваться в заставленных автомобилями дворах.

Машина-лестница позволяет забираться на высоту 30 метров, что соответствует примерно 9-му этажу. По нынешним меркам это маловато.

Обедают спасатели «чем бог послал» , то есть тем, что принесли из дома. В части есть набольшая кухня с микроволновкой, холодильником, электроплитой. Столы для еды - в соседнем помещении с телевизором. Вся кухонная техника и телевизор - отечественного производителя.

Несмотря на то, что все стараются соблюдать чистоту, заметно, что в этой части служат только мужчины.

Естественно, имеется раздевалка с душем, бытовая стиральная машина.

Для занятий спортом - тренажёрный зал и большой зал, где играют в мини-футбол.

В учебном классе начальник смены устроил для подчинённых небольшую лекцию по истории этой части. Судя по лицам присутствующих бойцов, это мероприятие было сделано специально для меня и Вики.

Чтобы чем-то нас развлечь, прапорщик предлагает нам заняться альпинистской подготовкой. По тому, как он обращается с соответствующим снаряжением, можно предполагать, что в положенные ему после дежурства двое суток отдыха он занимается промышленным альпинизмом.

А в ловкости лазания по штурмовой лестнице (лестница, имеющая на конце планку с зазубринами, которой цепляются за подоконник - с такой лестницей по окнам можно попасть на последний этаж практически любого здания) боец МЧС превосходит обезьяну. Кому от этого сравнения очень смешно - рекомендую попробовать подняться по «штурмовке» хотя бы пару этажей.

В первую половину дня вызовов нет. По словам пожарных, это связано с тем, что здесь спальный район, и сейчас люди на работе. Когда приходят домой - начинается. Забывчивость при приготовлении ужина, курение в постели и т.д.

На обслуживаемой ПАСЧ-35 территории из потенциально опасных объектов есть несколько автозаправок, гипермаркеты (в них - отделы автомобилистов, где продаётся машинное масло и другие горючие материалы) и гаражные массивы. Последние очень опасны, так как народ хранит в гаражах всё, что угодно, включая канистры с бензином и газовые баллоны (а если верить БТ, то в подобных гаражах оппозиция хранит огнестрельное оружие и взрывчатку).

С пожарными мы, гости, общие темы для разговора нашли быстро. Вика работает на скорой помощи и сравнивает свои дежурства с дежурством в МЧС. По её словам, уровень организованности в МЧС намного выше. По своему опыту вызова скорой в чрезвычайных ситуаций полностью с ней соглашаюсь.

Мне по профессии тоже приходится работать рядом с МЧС. Нас объединяет то, что когда что-то случается, мы стремимся туда, откуда нормальные люди убегают. Но есть и разница: журналистам подавай «жареное», а для спасателей лучше, чтобы было всё без жертв.

Пока на районе всё спокойно, дежурная смена пошла играть в футбол - занятия по физической подготовке здесь жизненная необходимость, а не развлечение.

Затем часть смены занялась перемоткой пожарных рукавов. От длительного хранения в свернутом виде брезентовый рукав слипается и может лопнуть по складкам. Поэтому хотя бы раз в год их необходимо перемотать с помощью специального приспособления и свернуть так, чтобы складка была уже в другом месте. 35-я часть имеет рукавов общей длиной не менее четырех километров.

Тревога прозвучала, как всегда неожиданно. Тут мне пригодилась тренировка по одеванию пожарного костюма. Менее чем через минуту выезжаю первой машиной. Предварительная информация - сильный дым в подъезде жилого дома.

Не часто удаётся ездить с мигалкой и сиреной. Водители послушно пропускают нашу машину.

Тем временем расчёт надевает на себя дыхательные системы.

Оказалось, дымился мусорный контейнер, который стоит под трубой мусоропровода.

Не спеша возвращаемся на базу.

Через пару часов - «дубль-2». Тревога, заскакивание в костюм пожарного, поездка с сиреной и мигалкой, чтобы потушить такой же мусорный контейнер.

Я огорчён тем, что не снял кадры спасения людей, а пожарные рады, что им не пришлось кого-то спасать.

Вечером в часть подъезжали пожарные из отдыхающих смен поздравить коллег с праздником. Заметно, что все бойцы МЧС выглядят весьма спортивно-подготовленными на фоне «офисного планктона». Почти все они приезжали на автомобилях с номерами такси - зарплата рядовых пожарных существенно ниже официально заявленной среднегородской, поэтому в свободные от дежурств дни многие подрабатывают.

Спит дежурная смена в казарме, не раздеваясь - в случае тревоги одеваться некогда. Видимо, по этой причине на кроватях отсутствовало постельное бельё. Вике выделили отдельную комнату начальника караула.

Ночь прошла спокойно, что бывает здесь далеко не часто. А в целом по Беларуси за те сутки, которые мы провели на дежурстве, при пожаре погиб один человек.

В пятницу, 12 мая, примерно в 13 часов в соседнем с редакцией доме на ул. Лопатина,70 случился пожар. Горела квартира на третьем этаже второго подъезда. Очевидцем стал наш корреспондент. На тот момент пожарные расчёты уже действовали вовсю.

Но пожар только разгорался. В подъезд шёл шланг, в окнах подъезда виднелись пожарные. Из одного окна, по всей видимости, спальной комнаты, било пламя, из распахнутого окна на кухне валил дым. Из того же окна высовывался мужчина, что-то кричавший пожарным.
Лестница, которую пожарные пытались разложить, дабы мужчина смог по ней спуститься, никак не желала раскладываться на всю длину. Жители дома, оповещённые о пожаре, в большинстве своём уже самостоятельно покинули свои квартиры и названивали по телефонам. Вскоре был размотан ещё один шланг, и в комнату, из которой били языки пламени, ударила струя воды. Увы, пожар к тому времени разгорелся настолько, что занялся чердак. Пожарный расчёт, действовавший в подъезде, вынес и вывел на улицу ещё троих человек.
Пожарные сняли с автомобиля другую лестницу, взамен той, которая не желала раскладываться. Поднявшийся по ней пожарный помог мужчине выбраться из задымленной кухни, но, видимо, надышавшись к тому времени угарным газом, мужчина не смог самостоятельно спуститься. Пожарному пришлось удерживать его на карнизе. Его коллеги разложили вторую лестницу, дабы помочь спуску.


Пламя в квартире удалось сбить, но чердак уже полыхал. Он был настолько задымлён, что густые клубы дыма стали бить из чердачных окон первого подъезда. Обеспокоенные жители стали требовать от пожарных, чтобы те активнее принялись за тушение чердака. Ещё один из автомобилей подъехал к первому подъезду, но струя из очередного шланга едва доставала до крыши.
Вскоре на месте пожара появились более современные пожарные автомобили. Увы, пожарный гидрант обнаружился лишь в соседнем дворе. Его поиск и присоединение шлангов заняли ещё некоторое время. Хотя пожар был практически потушен, гидрант был необходим – запас воды в машинах не бесконечен, а чердак и комнату следовало ещё пролить, дабы огонь не вспыхнул вновь.
К тому времени на месте происшествия появилось городское начальство, включая главу города А. Зотова, его зама Ю. Морозова и директора городского УГОЧС И. Догонина. Они о чём-то переговаривались между собой, по всей видимости, оценивая масштабы происшествия и меры ликвидации последствий.
Воспользовавшись тем, что жители дома пришли в себя и немного успокоились, автор этих строк взял у них небольшой комментарий по поводу происшествия.
– Лестницу долго собирали, да и шланг их больше похож на садовый.
– Много времени прошло с того момента, как приехала машина, до начала тушения пожара. Машина, работающая с большими шлангами, приехала позже других, а запас воды в первых кончился быстро.
– Долго искали гидранты. А виноват в пожаре сосед, похоже, что курил в постели...

Впрочем, официальные причины пожара пока не установлены. И мы лишь привели мнения людей, перенёсших стрессовую ситуацию. Главное в том, что профессионалы спасли несколько человеческих жизней. Всё остальное… Управляющая компания уже решает вопрос об экспертизе, которая должна определить необходимый объём работ для восстановления кровли. Забегая вперёд скажем, материальная поддержка погорельцев, увы, не адекватна потерям.
По данным МЧС, площадь пожара составила 20 кв.м. Эвакуировано 15 человек, 4 человека спасено. К ликвидации последствий пожара привлекалось 36 человек и 11 единиц техники, в том числе от МЧС России 16 человек и 5 единиц техники.

«С детства я мечтал вырасти и стать пожарным», — говорит чикагский спасатель Фред Талавера. TUT.BY посетил легендарное чикагское пожарное депо №18, сотрудники которого тушат пожары, вытаскивают людей из покореженных машин, достают котиков с деревьев, собачек с крыш, а в свободное от вызовов время снимаются в горячем сериале про самих себя.

Мы продолжаем рассказывать о нашем на автомобиле в совместном с «Корона Техно » проекте.

«Осторожно, готовят мужчины»

Наш проводник по части — Фред Талавера , отработавший в бригаде уже 11 лет. За его плечами десятки спасенных людей, питбуль и щенок. Фред встречает нас у входа и ведет в гараж.

— Стать пожарным было нелегко. Я пришел уже в зрелом возрасте, и мне приходилось бороться за право стать спасателем с молодыми ребятами. Получилось успешно пройти подготовку и поступить на службу. В то время подготовка занимала шесть месяцев, сейчас — девять, — объяснил собеседник.


Фред Талавера

Наш путь к сердцу депо лежит через коридор, стены которого украшены агитплакатами, фотографиями и календарем с полуголыми накачанными спасателями и парамедиками. Моделей для съемок собрали из разных бригад. Все свои, доморощенные, дадут фору любому атлету.

В знаменитой пожарной части часто проводятся экскурсии. На одной из них детям предложили кратко объяснить, кто в их понимании «герой». И сделали из этого целую экспозицию.


«Герой спасает людей и защищает наш город. Они не дают случиться плохим вещам»

По дороге замечаем комнату отдыха и совещаний. У левой стены помещения большой обеденный стол, а за ним барная стойка, которая отделяет кухню.

— Эту комнату нам обустроила съемочная группа сериала «Чикаго в огне». Им нужна была такая комната для съемок, — пояснил еще один наш экскурсовод — пожарный Джесси Ренгэл .


Табличка на стене: «Осторожно, готовят мужчины»

В коридорах можно встретить старое оборудование, которое раньше использовалось пожарными. Также ребята собирают нашивки и эмблемы частей со всего мира. Белорусских или российских среди них мы не нашли.

«О, ребята, вы же пожарные Чикаго»

Пожарное депо № 18 стало самым известным в США в 2012 году, когда телекомпания NBC начала здесь снимать телесериал «Чикаго в огне» (в другом переводе «Пожарные Чикаго») — эдакая мужская версия «Анатомии Грэй». Пилотная серия телешоу собрала высокие рейтинги, и его сразу продлили на первый сезон. Сериал успешно продержался в эфире пять лет, а с сентября этого года пойдет на шестой срок.

Телекомпания не только снимает шоу на территории депо, но также задействует в съемках реальных пожарных, использует те же самые номера расчетов и их геральдику.


На одной из стен есть фотографии со съемок сериала

— Когда начинаются съемки, тут собирается 50-60 человек. При этом мы продолжаем выполнять свою работу. Поначалу было сложно, но потом привыкли. Ну и съемочная группа покупает нам обед, — смеется Фрэд. — В съемках на эпизодических ролях часто участвуют наши пожарные и спасатели.

Создатели сериала любят использовать реальную амуницию и пожарных. Кроме того, это позволяет им экономить средства на массовке и дополнительном оборудовании — мы все приносим свое. Деньги от аренды площадки идут не в депо, а в городской бюджет. Также для нас это очень хороший способ популяризации своей работы. Мы выезжаем на вызов, и нам говорят: «О, ребята, вы же пожарные Чикаго».

— Я снимался в каждой серии, — улыбается Джесси. — Роли маленькие, но люди иногда меня узнают на улице, просят сфотографироваться, оставить автограф.


Джесси Ренгэл

Привлечение к съемкам спасателей и пожарных добавляет сериалу реалистичности. Хотя до документального фильма ему еще далеко, отметил Фред.

— Например, мы с ребятами работали в эпизоде, где нужно было достать из автомобиля жертву аварии. Мы действовали в кадре так, как работали бы в реальной жизни. Конечно, есть моменты и чересчур голливудские, когда смотришь и думаешь: «Ни за что бы мы так не делали». Если от этого абстрагироваться, то сериал хороший. Один из наших прошлых начальников сейчас участвует в его создании в качестве эксперта. Он рассказывает сценаристам реальные истории, которые происходили в городе, случаи спасения, а затем их добавляют в сюжет, — объяснил Фред.


Диспетчерский пункт, где принимаются и отслеживаются вызовы. Отсюда же по громкой связи бригады вызываются на пожары и другие происшествия. Это место также задействовано в съемках

Шест, которого в части никогда не было

Сериал дает хорошее представление о том, как устроено депо №18. Гараж выполняет функцию не только места хранения автотранспорта, но и спортзала. Помимо автоцистерны и автомобиля парамедиков здесь располагаются турники, тренажеры, гантели и переносное баскетбольное кольцо.

Здесь же можно заметить и неотъемлемый атрибут всех старых пожарных частей — шест. Правда, в депо № 18 его никогда не было. Пожарный шест в гараже появился исключительно для съемок сериала — один его конец упирается в крышу, другой — в пол.


Тот самый шест — посередине

— Много лет назад центр Чикаго был преимущественно двухэтажным. При этом на первом этаже размещались лошади и пожарные повозки, а на втором — комнаты для пожарных. Там пожарные шесты использовались по назначению. Наш — исключительно для съемок сериала, — рассказал Джесси.

«Мы должны быть готовы к выезду в течение 45 секунд»

Рядом с автоцистерной стоят пожарные сапоги со спущенными штанами на подтяжках. В таком положении их оставляют, чтобы как можно быстрее надеть по тревоге.


Подготовленные пожарные штаны и сапоги. На внутренней стороне голенищ большими буквами написана фамилия пожарного (чтобы не перепутать)

— Мы должны быть одеты и готовы к выезду в течение 45 секунд после сигнала тревоги. Молодые ребята в этот норматив укладываются. У старичков, как я, это занимает немного больше времени, — смеется Фред. — Пожарные депо разбросаны по городу так, чтобы до самой дальней точки твоего района дорога занимала не более трех минут.

Чаще всего пожарные чикагского депо №18 сталкиваются с медицинскими вызовами: ухудшение состояния, неудачное падение, несчастные случаи. На каждый поступающий вызов к месту отправляются автоцистерна и автомобиль парамедиков.

— Иногда также выезжает полиция, если по этому адресу фиксировались случаи нападения или агрессивного поведения. Бывает, что едет только автоцистерна. Но каждый спасатель знает, как оказывать первую помощь. Нас обучают делать всё, что делают парамедики. У нас точно такой же набор медикаментов и оборудования. Единственное, что мы не можем — это транспортировать потерпевших, — поделился собеседник.

В автоцистерне и автолестнице ездят пять человек. Двое, включая водителя, — спереди, трое сзади. На пожары выезжают 2 автоцистерны, 2 автолестницы, автомобиль начальника и парамедики.


Сотрудница части проверяет автомобиль между вызовами. В части его заправляют, а также заряжают электронные системы

— Мы приезжаем, и если пожар подтверждается, то к нам подключаются еще столько же автомобилей и людей. Таким образом, на одном пожаре может работать от 50 человек и более 10 единиц техники. Много вызовов на пожары приходит из-за человеческой невнимательности. Кто-то засунул башмаки сушиться в печку, повесили полотенце на обогреватель. Иногда в старых зданиях случаются пожары из-за неисправной проводки. Много вызовов приходит от пьяных людей, которые засыпают с сигаретой в руке или ставят пиццу готовиться в духовке, а сами засыпают, — рассказал Фрэд.

Пожарной машине могут не уступить на дороге

Американские гидранты, которыми щедро усеяны улицы больших и малых городов, — это не дань традиции, а насущная необходимость. Как пояснил Фред, вместимость одной автоцистерны — 500 галлонов воды (или почти 1900 литров).

— Этого недостаточно для того, чтобы потушить пожар в доме. Для тушения авто — может хватить, но не для здания. Мы приезжаем на вызов, подключаем автоцистерну к гидранту, и он постоянно подкачивает воду. Вода из рукава подается со скоростью 250 галлонов в минуту. То есть без гидранта автоцистерна опустеет за две минуты. Именно поэтому парковка возле гидрантов строжайше запрещена, а машины нарушителей обязательно будут эвакуированы.

С предоставлением преимущества спецтехники на дорогах Чикаго ситуация примерно такая же, как и в Беларуси.

— Для водителей уступить дорогу пожарному автомобилю с включенной сиреной это, скорее, право, а не обязанность. Наши водители рискуют, когда отступают от правил дорожного движения во время вызова. Был случай, когда парамедика отправили в тюрьму из-за того, что он проехал с включенной сигнализацией на красный свет. Он выехал на перекресток, врезался в другой автомобиль, водитель которого потом скончался. В результате его признали виновным и назначили лишение свободы. Поэтому даже с сиреной мы стараемся ездить аккуратно: притормаживать на перекрестках, смотреть, нет ли другого транспорта.

«Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях»

Деловой центр Чикаго заполнен небоскребами. Пожарами в высотных зданиях занимается отдельный отряд спасателей.

— Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях, — объяснил Джесси.

В Чикаго и некоторых крупных городах США для тушения пожаров в небоскребах используется специальная установка, которая называется Hero pipe («труба героя»). Ее изобрел капитан пожарного расчета Майкл Уилгат. Идея пришла ему в голову во время тушения пожара в небоскребе. Он заметил, что гидравлическая автолестница не доставала до окон горящих многоэтажек, и спасателям было очень сложно ликвидировать пожар.

Тогда капитан взял кредит и в своем гараже начал разрабатывать прототип устройства, которое бы успешно справлялось с пожарами в высотках. Через восемь лет работы первая модель была готова.


Изобретение Уилгата — слева

Изобретение Уилгата состоит из двух частей: основания и трубы в форме перископа, к которой крепится пожарный рукав. С помощью опор устройство фиксируется под этажом возгорания, конец трубы устанавливается напротив окна горящего помещения, а затем туда подается вода под напором до 2300 литров в минуту. Изобретение капитана было успешно испытано и поставлено на вооружение пожарным в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами. Как пишут в местной прессе, стоимость одной такой установки — 50 тысяч долларов.

— Патентом на это изобретение владеет наш капитан. Это его бизнес. Сколько он на этом заработал, не знаю, но он точно отбил свои расходы на дизайн и на разработку, — сообщил Фред.

«Когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год»

Костюмы американских спасателей снабжаются приборами персональной защиты. Если в течение 30 секунд прибор не фиксирует движения, он начинает громко пищать и посылает на пульт диспетчера сигнал о тревоге. Это позволяет установить местонахождение травмированного или потерявшего сознание спасателя даже в условиях нулевой видимости.

— На нас очень много защиты. Если вы правильно надели обмундирование, то риск вреда здоровью минимизируется, но он всё равно постоянно присутствует. Иногда люди покупают дома и вносят изменения в оригинальный проект, а потом из-за таких изменений здание становится слабее и при пожаре может просто сложиться.

Как рассказал Фред Талавера, учитывая риск, зарплата пожарного немного выше средней по городу по специальностям, для которых не требуется получения диплома о высшем образовании.

— 11 лет назад, когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год. Потом, в зависимости от выслуги, у меня повышалась зарплата. Сейчас я зарабатываю около 90 тысяч долларов. Для повышения по службе в нашей работе не обязательно иметь высшее образование. Потому что всё, чему мы учимся, мы постигаем с опытом. Даже начальником пожарного депо можно стать без диплома.

В свободное от вызовов время пожарные наводят порядок на территории части, тренируются, проверяют свое снаряжение, следят за исправностью гидрантов, которых в Чикаго почти 50 тысяч.

— Их нужно проверять дважды в год, — вздохнул Джесси.

После работы спасатели также много времени проводят вместе. Руководство регулярно устраивает барбекю, отдых на природе, командообразующие тренинги.

— Мы живем одной большой семьей. Мы проводим вместе несколько дней в неделю. Мы вместе работаем, отдыхаем, занимаемся спортом. Постоянно друг с другом, как на работе, так и дома, — пояснил Фрэд.

— Хорошие отношения в коллективе очень важны, — вторит ему Джесси. — Мы рискуем своей жизнью, заходим в горящие здания, которые могут обрушиться. В такие моменты очень важно знать, что твой напарник тебя поддержит.

«Чикаго в огне»

В гараже раздается сигнал тревоги. Диспетчер вызывает на место автоцистерну. Четверо ребят выбегают из дверей, «прыгают» в сапоги, набрасывают куртки, шлемы и загружаются в машину. С ними уезжает и Фред. Под звуки сирены и мигание синих проблесковых маячков автоцистерна выезжает из ворот гаража.

В сериале «Чикаго в огне» бравые парни наверняка выехали бы на какой-нибудь пожар в многоэтажке. Они бы бесстрашно взобрались по лестнице горящего здания и на руках вынесли из огня ребенка. Прохожие бы им рукоплескали, а измученный спасатель снял шлем, провел мускулистой рукой по измазанному сажей лбу и сказал бы на камеру: «Не надо благодарности. Я просто делаю свою работу».

Видео снято на Samsung Galaxy S8

В реальности это был вызов к прохожему, которому стало плохо на улице. Бравые ребята никого из огня не выносили, но оказали пострадавшему первую помощь, передали медикам и вернулись в депо ждать следующего вызова. Не такого зрелищного, как в кино, но не менее важного.

Во время нашего заезда в Чикаго мы встретились не только с пожарными, но и с учителем, который в свое время успел поучиться в белорусской и американской школах. Он рассказал нам о главных различиях в подходе к школьному образованию в США и Беларуси. Читайте об этом в нашем следующем репортаже. А все материалы цикла «Большое путешествие TUT.BY» вы можете найти .