Переоформление арендованной земли в частную собственность. Как переоформить аренду земли в собственность

15.04.2013 Ревизия Новой Москвы поможет городским властям получить полмиллиона гектаров.

Из 149 тыс. га присоединенных территорий столичные власти контролируют не более 0,4% - около 596 га. Таковы предварительные итоги ревизии Новой Москвы, которую проводили стройкомплекс и департамент городского имущества.

Однако чиновники выявили более 4 тыс. договоров аренды 2,2 тыс. га земли, четверть которой может достаться Москве.

В распоряжении РБК daily оказался отчет департамента городского имущества (ДГИ), посвященный Новой Москве. В этом документе речь идет о стройках и земельно-имущественных отношениях на присоединенных территориях. По результатам инвентаризации этих 149 тыс. га столичные власти выявили, что формально им подконтрольно не более 0,4% земли (около 596 га) Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) и западных анклавов.

Так, в муниципальной собственности находится 0,13 га Новой Москвы, напрямую городу принадлежит 0,21%, а столице как субъекту РФ - 0,05%. В то же время федералы контролируют 3,13% московского Замкадья. Его большая часть - около 45% территории - находится в так называемом зеленом фонде, права на который еще не разграничены. В таком же подвешенном состоянии оказалось еще 16% присоединенных земель. А 36% участков оформлены в частную собственность.

Ревизия может серьезно усилить позиции города на присоединенных территориях. Чиновники выявили в ТиНАО 4257 договоров аренды земли общей площадью 2150 га, которые подлежат переоформлению. Речь идет о заключении допсоглашений о смене стороны арендодателя. "С 1 июля 2012 года право распоряжаться земельными участками перешло от администраций муниципальных районов Московской области к правительству Москвы в лице ДГИ", - объясняет заместитель руководителя департамента Максим Гаман.

По словам собеседника РБК daily, всего на присоединенных территориях оформлены договоры аренды в отношении 2158 га земли, из них 934 га были предоставлены под застройку.

"В Новой Москве была проведена кадастровая оценка земель по состоянию на 1 июля прошлого года, - говорит руководитель проектов департамента оценки активов группы "НЭО Центр" Борис Бондарев. - На основе полученных данных с 1 января этого года должны начисляться налоговые платежи на земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, а также определяться размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности".

В ходе ревизии ДГИ принял решение о переоформлении 3316 договоров аренды 1660 га земли. Соответствующие допсоглашения о смене стороны арендодателя уже оформлены. Счастливыми обладателями новых "титулов" стали пользователи участков, выданных для ИЖС, огородничества и сельхозпроизводства. За рамками нового делопроизводства оказались держатели 941 договора аренды 490 га земли. Чиновники сочли нецелесообразным переоформлять эти договоры - 372 в Новомосковском округе и 569 в Троицком.

В числе причин отказов Максим Гаман называет отсутствие госрегистрации договоров аренды. В этом случае арендная сделка считается недействительной и признается ничтожной, объясняет чиновник. Также ДГИ отказывался заключать допсоглашения в отношении земельных участков, которые не были поставлены на кадастровый учет. "Это не позволяет однозначно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, - говорит г-н Гаман. - Условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным".

Часть освобожденных по формальным причинам площадок может найти новых арендаторов на земельных аукционах.

Эта мера пока не коснулась держателей строительных инвестконтрактов. Согласно отчету ДГИ, на территории Новой Москвы заключено 69 инвестконтрактов (предполагают застройку 1059 га), и держатель лишь одного проекта лишился договора аренды земли. Его имя не раскрывается. По 28 инвестконтрактам материалы в ДГИ еще не поступали.

Вне зоны риска оказались 13 инвесторов, которые намерены построить 5,7 млн кв. м жилья. Осваиваемые ими участки (844,63 га) находятся в частной или федеральной собственности, сообщили РБК daily в департаменте развития новых территорий Москвы (ДРНТ).

C девятью инвесторами (из 69) Москва сейчас подписывает допсоглашения к договорам аренды земли, а с 18 они уже заключены. Предметом этих инвестконтрактов является комплексное жилищное строительство общей площадью 3,11 млн кв. м, отмечают в ведомстве Владимира Жидкина.

По словам собеседника РБК daily, в активной стадии реализации находятся 34 контракта. Среди них строительство квартала "Юго-Западный" (инвестор - "Проминвестэстейт"), "Гарден-Парк" ("К-Регион"), "Коммунарка-5" ("МИЦ-Гамма").

Чтобы узнать тонкости вопросов продажи земельного участка, взятого в аренду у государства, потребуется различать некоторые специфические моменты.

Прежде всего, это речь идет об участках в населенных пунктах, которые арендуют граждане с целью строительства жилой недвижимости. В этом варианте арендодателем является административный орган того муниципального образования, в котором расположен участок. Именно он представляет в этом случае государственные интересы в качестве собственника на землю.

До марта 2015 года, когда были , распоряжение участками находилось в компетенции муниципальных властей.

Участок земли, по которому заключается Договор аренды под строительство, становится объектом аренды на основании организации торгов (открытых либо закрытых). Как будет организован торг зависит от формы заявки на конкурс или аукцион. По результатам торгов признанными несостоявшимися, арендатором становится единственный участник этого процесса.

Не всегда аренда земли благополучно завершается строительством жилья. В ситуации экономической нестабильности почти половина арендаторов не в состоянии осуществить строительство, либо завершить уже начатый проект. Поэтому возникает закономерный вопрос, возможно ли продать землю по уже заключенному договору аренды и как это лучше сделать? Часто администрация, куда обращаются застройщики по вопросам отказа от арендованной земли, предлагает просто прекратить действие договора, и передать участок в пользу государства. Хорошо, если строительство не начато, а если уже были сделаны вложения в планировку, закладку фундамента, оформление территории?

Но даже без начальных вложений арендатор несет убытки. Поскольку в требованиях при заключении договора аренды на землю государство вменяет в обязательство участнику сделки определенный объем затрат для оформления участка, например, межевание, оценка, постановка на учет. Это уже достаточно ощутимые вложения. Причем, законодательством оговаривается условие взаимной согласованности решений по договору и неправомочность переложения затрат арендодателя на арендатора, однако по факту это не соответствует условиям действительности.

Получается патовая ситуация, когда средств на завершение (продолжение) строительства нет, начальные вложения уже сделаны и компенсировать как-либо затраты не представляется возможным. В данной ситуации законные представители государства на местах предлагают один вариант: расторжение договора без возмещения материальных вложений. Однако, если на земле проводились частичные строительные работы, заложен фундамент или возведена часть строения, то выход есть.

Российское законодательство предусматривает продажу или иные формы отчуждения земельного участка исключительно при наличии на нее права собственности. Если на землю заключен договор аренды, продать ее на законных основаниях не получится, поскольку статус арендатора позволяет лишь использовать арендуемый участок в его целевом назначении, для строительства жилой недвижимости. Ни подарить, ни продать его невозможно.

Но то, что построено на земле является объектом собственности, если это оформлено в надлежащем порядке и зарегистрировано в Российском реестре. Выход остается один — следует оформить начатое строительство в качестве незавершенного объекта. При такой раскладке возникает право собственности и как следствие, возможность его отчудить в интересах собственника.


Чтобы оформить право аренды земли для передачи его на другое лицо следует:

1. Подойти в БТИ имея на руках договор аренды, разрешительные документы на строительство, иные обеспечительные документы, чтобы заказать технический план строящегося объекта на той стадии, в которой он находится.

2. Получить план объекта и поставить его на учет в кадастре. Для чего потребуется обращение в кадастровую палату соответствующего субъекта. Предоставить необходимые для кадастрового учета документы можно в центр госуслуг. Услуга бесплатная, в течение 10 дней заявитель получает кадастровую выписку. В ней содержатся все основные характеристики объекта. Кадастровый паспорт для реестра не обязателен. Однако иногда арендодатель хочет его оформить, в этом случае потребуется оплатить госпошлину (400 руб.) и обратиться с заявлением на его изготовление, в течение рабочей недели он будет готов.

3. Для регистрации в установленном государством порядке права собственности в Росреестре потребуется предоставить следующие документы:

  • Разрешение на проведение строительных работ.
  • Договор аренды земли с объектом незавершенного строительства.
  • Документ, подтверждающий оплату пошлины.

1. В заявлении на регистрацию собственности обязательно нужно указать кадастровый номер (он есть в выписке). На этом этапе Росреестр запрашивает кадастровый паспорт объекта по внутриведомственным стандартам, оплата при этом с собственника объекта незавершенного строительства не взимается.

2. Свидетельство права собственности будет выдано через месяц после обращения с заявлением. На основании свидетельства у владельца возникает право распоряжения собственностью по своему усмотрению.

3. Для продажи объекта незавершенного строительства . Сделка без соблюдения тонкостей оформления договора может не состояться.

4. Сделка на отчуждение строящегося объекта далее надлежит государственной процедуре регистрации в Росреестре. Сопровождающие документы поможет подготовить юрист в рамках соглашения о правовой поддержке.

5. Завершающим этапом сделки будет обращение к полномочному представителю, в чьей компетенции находится управление муниципальными земельными участками. Новый собственник объекта пишет заявление на аренду участка. Новые обстоятельства, при которых собственник на объект претендует на аренду, исключают отказ в ее предоставлении без торгов. Процедура законна и легитимирует передачу участка в аренду новому собственнику строительства жилого имущества на участке земли.

Следует знать, что иногда в качестве более простого и облегченного варианта юристами рекомендуется передача земли другому гражданину на условиях субаренды. Это неправомерно и может привести к ответственности за правонарушение. Поскольку в этом случае возникает риск нецелевого использования арендованного участка, что противоречит нормам земельного законодательства и чревато предусмотренными последствиями для нарушителя закона.

Алгоритм передачи права аренды новому собственнику незавершенного строительства полностью легитимный процесс. Он решает проблему возмещения затрат для прежнего арендодателя и отвечает его интересам.

Представителям муниципальной власти выгоднее вернуть землю без возмещения затрат арендатора и по более высокой цене предоставить участок в другие руки. Поэтому помощь юриста в этом случае направлена на защиту интересов частных лиц и обеспечивает их права на возмещение материальных затрат.

Как продать земельный участок арендованный у государства?

Сложность процедуры, которая связана с переоформлением прав собственности на земельный участок заключается в том, чтобы собрать все необходимые для этого документы в кратчайший срок и по всем установленным правилам, которые включает в себя общий порядок. Помимо этого могут возникать разного плана трудности, не зависящие от государственных органов, а возникающие в связи с индивидуальными обстоятельствами граждан. Не говоря уже о том, насколько важной процедурой является переоформление земли, то есть права собственности на другого человека. Без неё свои права подтвердить попросту будет невозможно и, если возникнут какие-либо конфликтные ситуации, судебные разбирательства, можно столкнуться с немалыми неприятностями, включая потерю собственного имущества.

Перед тем как переоформить земельный участок при его покупке или получении иным способом, следует определить документы, которые необходимы в том или ином случае. Когда перерегистрация становится результатом сделки между близкими родственниками, желательно рассмотреть несколько вариантов, чтобы выбрать наиболее оптимальный и взаимовыгодный, поскольку для каждого варианта существуют свои нюансы.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Сбор документов

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).


В само понятие «переоформление земельного участка» входят приватизационные действия, переход земли от одного собственника земельного участка к другому, изменение статуса участка. Самые распространенные процедуры с переоформлением земли связаны с установлением ее правового статуса. Одна из распространенных процедур это межевание земельного участка. Участок, не имеющий границ и кадастрового номера, не может быть продан, сдан в аренду, или в бессрочное пользование.

Переоформление арендных отношений

Переоформление договора аренды земельного участка предусматривает под собой юридическую процедуру внесения корректировок в договор аренды между арендатором и арендодателем. Очень часто возникают правовые ситуации, когда требуется внесение определенных изменений в сам договор. Корректировка необходима, когда договор аренды прекращает свое действие, или земля, находящаяся в арендных отношениях переходит по наследству к другому лицу. Передача арендодателями своих обязанностей и законных прав на земельный участок происходит в простой письменной форме. В соответствии с действующим земельным законодательством при аренде земли, которая находится в собственности государства или местного муниципалитета на общий срок более 5 лет арендодатель вправе передавать свои права на участок без согласия собственника участка, но при обязательном письменном уведомлении. Сам арендодатель вправе передавать землю в аренду третьим лицам, вносить земли в качестве вклада в уставные капиталы товариществ.

Помощь в переоформлении дачного участка может потребоваться гражданам, впервые сталкивающимся с подобной проблемой. Переоформление земельного участка на даче позволяет получить землю, находящуюся на приусадебной территории в собственность. С первого марта прошлого года вступили некоторые порядки в положения Земельного кодекса России, которые позволяет переоформить подобные земельные участки намного быстрее. Согласно земельному законодательству можно оформлять в личную собственность дачные, огородные и садовые участки. Владелец земельного участка в кооперативе может его, в том числе, и приватизировать, но здесь действуют определенные временные рамки. Участок должен быть приобретен не позднее тридцатого октября 2001 года. Само по себе оформление земельного участка на даче возможно при следующих условиях, таких как:

  • Приватизируемая земля должна быть частью земли дачного кооператива либо иного объединения некоммерческого характера;
  • Самому кооперативу участок должен быть предоставлен не позднее даты принятия Земельного кодекса;
  • Земельный участок в обязательном порядке должен иметь закрепление на основании решения членов кооператива;
  • Участок не должен быть изъят, зарезервирован для муниципальных или государственных нужд;
Сам этап переоформления дачи в собственность заключается в обращении с заявлением в органы местной муниципальной власти. По итогам рассмотрения документов Земельным комитетом выносится решение о передаче земли в частную собственность. Обычно весь процесс рассмотрения длится две недели. При обращении в администрацию придется предоставить ряд документов на землю, таких как кадастровый план участка, выписки из протоколов кооперативного общего собрания. Чтобы получить кадастровый паспорт надо предоставить решение муниципалитета, справки об отсутствие долговых обязательств. Уже после этих процедур можно обращаться в регистрационные органы с целью постановки земли на учет. В регистрационном органе проверяется достоверность кадастрового паспорта и иных документов, после проверки участку присваивается кадастровый номер и он становится полноправной личной собственностью заявителя.

Весьма актуальным, в частности, является вопрос, связанный с приобретением прав аренды не земельные участки в случае совершения сделки купли-продажи объектов недвижимости, расположенных на таких арендованных земельных участках.

Как правило, проблема, с которой сталкиваются юридические и физические лица и которую нередко удается решить лишь с привлечением соответствующих специалистов, обладающих юридическими познаниями, начинается с того, что то или иное лицо приобретает объекты недвижимости у другого лица по договору купли-продажи. При этом прежний собственник являлся обладателем права аренды на земельный участок под продаваемыми объектами недвижимости. Далее дело может разворачиваться по-разному. Например, договор аренды земли у прежнего собственника мог элементарно не быть зарегистрирован в Федеральной регистрационной службе, что с точки зрения действующего законодательства, подразумевает незаключенность такого договора. Либо, что тоже является весьма распространенной ситуацией, договор аренды был зарегистрирован, однако, осложняющим моментов в нем для нового собственника является множественность лиц на стороне арендатора. Последнее означает, что арендодатель (например, Администрация г.Н.Новгорода) сдает в аренду земельный участок не одному арендатору, а нескольким. Причем договор заключается не с каждым из арендаторов отдельно, а со всеми ними одновременно. Договоры аренды земельных участков со множественностью лиц на стороне арендаторов заключаются преимущественно в тех случаях, когда объекты недвижимости принадлежат нескольким лицам на праве собственности и располагаются неделимом земельном участке.

Итак, если новый собственник объектов недвижимости приобрел строения, расположенные на земельном участке, предоставленном в аренду прежнему собственнику имущества, последнее, нередко означает, что арендодателем (лицом, предоставившим участки в аренду) является местная администрация. Что можно предпринять в таком случае? Логично предположить, что следует переоформить право аренды земли на нового собственника имущества. Вопрос, как именно это сделать. Законодательство предоставляет нам возможность заменить одну из сторон договора. В данном случае мы можем говорить о замене арендатора. Казалось бы, все просто: подал заявление о замене стороны в договоре, предоставил документы, подтверждающие, что он новый собственник имущества, и можно жить спокойно. Однако органы государственной и муниципальной власти просто не могут допустить такой кощунственной простоты решения вопроса. Одним из первых препятствий будет выяснение, а кому, собственно, подавать заявление о замене стороны в договоре аренды. Ответ – администрации, неактуален. С октября 2006 года все права по распределению земель перешли от администрации города к Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. Поэтому наши заказчики, которые столкнулись с такого рода проблемой, были ошарашены заявлением представителей министерства, что для включения их в договор, необходимо прохождение процедуры оформления договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора вновь. При этом предоставлять в аренду землю будет уже орган не муниципальной, а областной власти.

Прохождение такого рода процедуры заново уже само по себе не подарок. Так как всех арендаторов нужно, как минимум, собрать в один день и понудить прийти в компетентный государственный орган с целью одновременной подачи новой заявки на предоставление земельного участка в аренду. Разумеется, новый собственник недвижимости столкнется с некоторым противодействием, а то и просто нежеланием что-либо предпринимать со стороны своих соседей – соарендаторов. Последнее вполне понятно, так как у соарендаторов все и так хорошо: договор аренды у них есть, претензий со стороны контролирующих органов нет, правовое положение их определено. Таким образом, в опечаленном состоянии пребывает только новый собственник имущества, как лицо, которому вроде бы положен по закону земельный участок на праве аренды, а вот получить его никто ему помочь не может или не желает.

Еще хуже ситуация у нового собственника может сложиться тогда, когда из старого состава соарендаторов по договору вышло еще несколько участников (также продавших недвижимое имущество). Ему придется искать, собирать и мотивировать к совместной подаче заявления на предоставление земельного участка в аренду уже не старый «комплект» собственников, которые, хотя бы, уже проходили такую процедуру ранее и понимают, зачем она нужна, но и новый состав участников потенциального договора аренды.

Большой и весьма распространенной проблемой является ситуация, когда старый договор аренды фактически существует и подписан всеми уполномоченными сторонами, но процедура государственной регистрации такого договора (обязательная для всех договоров аренды земли, заключенных на срок, равный или превышающий 12 месяцев) не была пройдена. В этом случае, если состав соарендаторов, подписывавших договор, изменился к настоящему хотя бы на одного человека, пройти процедуру регистрации уже не представится возможным. В данном случае, видимо, также придется собирать всех старых и новых арендаторов земли и подавать новую заявку на предоставление земельного участка в аренду.

Не менее любопытной является ситуация, когда уполномоченный орган государственной власти отказывает в замене стороны по договору аренды по причине убежденности в том, что арендуемый земельный участок вовсе не является неделимым, напротив, вполне возможен выдел доли каждого из участников в натуре. Когда участок действительно можно поделить, проблем нет, но, к сожалению, это не всегда возможно, так как теоретические выкладки могут не соответствовать реальной действительности. Практика показывает, что для того, чтобы не затягивать процесс, лучше всего смириться и попробовать размежеваться (поделить участок в натуре) на местности, если это хоть как-то возможно, то пусть его признают делимым, заявку тогда можно будет подать вновь от имени каждого собственника.

В целом, хочется отметить, что практика замены стороны в договоре аренды земельного участка на территории Нижнего Новгорода не отработана. Замена сторон идет с большим скрипом и гигантскими временными затратами. Поэтому, приобретая недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, необходимо внимательно прочитать такой договор, особенное внимание уделив числу лиц на стороне арендатора. Если их больше двух, следует понимать, что права аренды переоформить, может быть, не удастся либо удастся, но лишь через 1-2 года.

По большому счету в таком «непереоформленном» состоянии вполне можно нормально существовать. Одним из самых существенных минусов его будет то, что неоформленный земельный участок (его часть) нельзя будет сдать в субаренду или внести в качестве вклада в уставный капитал какого-либо юридического лица. Однако если это непринципиальные вопросы для жизни и бизнеса нового собственника имущества, то особенных проблем с неоформленным земельным участком у него не будет. Интересно, что счета за пользование землей ему при этом, вероятнее всего, будут выставлять...