Решение регистрирующего органа. Категорически не согласен: Как обжаловать решение регистрирующего органа? Новый порядок обжалования

В [наименование арбитражного суда,

в который подается заявление]

Заявитель: [Ф. И. О.]

[место нахождения]

Регистрирующий орган: [наименование]

[место нахождения]

Заявление
о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица

[число, месяц, год] решением единственного учредителя [Ф. И. О.] (Протокол N [вписать нужное] от [число, месяц, год]) было создано [организационно-правовая форма и наименование] (далее - Общество) с местом нахождения по адресу: [вписать нужное].

По данному факту [число, месяц, год] Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации Общества.

По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом было вынесено решение N [вписать нужное] от [число, месяц, год] об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением Обществом необходимых документов, перечень которых определен ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (далее - Решение, Закон о регистрации). Отказ обусловлен тем, что в представленных документах в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа Общества указан адрес жилого помещения.

Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых документов.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в статье 12 Закона о регистрации, является исчерпывающим и включает: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах; выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об оплате государственной пошлины.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из представленных на регистрацию документов следует, что Заявитель, являющийся единственным участником Общества и его генеральным директором, представил в регистрирующий орган все необходимые документы, указав адрес места нахождения Общества - место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора Общества).

Таким образом, Решение не соответствует ст. ст. 51, 54 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. ст. 51, 54 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прошу:

1. Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица N [вписать нужное] от [число, месяц, год] признать незаконным.

2. Обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов [наименование заявителя].

Приложения:

1. Уведомление о вручении копии заявления регистрирующему органу.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Копия заявления о государственной регистрации.

4. Копия решения о создании юридического лица.

5. Копия Учредительных документов юридического лица.

6. Копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

[подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего заявление]

[число, месяц, год]

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предоставлено право принимать решения об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Порядок такого исключения установлен ст. 21.1 Закона о госрегистрации.

Для принятия регистрирующим органом решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо одновременное наличие двух условий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации):

1) юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

2) юридическое лицо в течение указанного срока не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Внимание

В случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них (абзац второй п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. "и.2" п. 1 ст. 5 , абз. второй п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации)*(1) .

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения (п. 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@):

О порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица ЕГРЮЛ;

Об адресе, по которому могут быть направлены заявления указанных лиц.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

В случае непоступления в указанный срок заявлений от недействующего юридического лица или иных заинтересованных лиц регистрирующий орган вносит запись об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. "и.2" п. 1 ст. 5 , п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени такого юридического лица, членов его коллегиальных органов и лиц, определяющих его действия (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения сведений в ЕГРЮЛ о его прекращении путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего орган (п. 9 ст. 63 ГК РФ, пп. "и" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, см. также постановление Пятнадцатого ААС от 30.01.2017 N 15АП-18584/16).

Арбитражный суд, установив, что на момент принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ хозяйственная деятельность фактически юридическим лицом не была прекращена либо регистрирующим органом не были соблюдены требования закона при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя, признает решение регистрирующего органа недействительным (см. постановления АС Дальневосточного округа от 28.10.2015 N Ф03-4545/15 , АС Западно-Сибирского округа от 25.06.2015 N Ф04-19999/15 , Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.2017 N Ф02-783/17).

С 01.09.2017 порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ будет применяться также в следующих случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Основные применимые нормы:

П. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

2.1. Вывод из судебной практики: В случае признания недействительным решения о регистрации общества регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений об обществе, а не исключает запись о его госрегистрации.

Судебная практика:

Постановление ФАС Московского округа от 27.07.2011 N КГ-А40/5884-11 по делу N А40-108904/10-100-966

"...Гражданка Панас Т.Н. обратилась к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭСКМ - Консалт" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 46 по городу Москве с заявлением о признании незаконным решения налоговой службы о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи N 1107746194170 от 16.03.2010 года и обязании данной службы исключить из вышеназванного реестра запись N 1107746194170 от 16.03.2010 года. В качестве третьего лица по делу было привлечено Закрытое акционерное общество "Энергостройкомплект-М".

Как видно из материалов дела, решением N 1 единственного учредителя ООО "ЭСКМ - Консалт" от 25.01.2010 года в лице ЗАО "Энергостройкомплект-М" на должность генерального директора ООО "ЭСКМ - Консалт" была назначена Панас Т.Н., в связи с чем МИФНС России N 46 по городу Москве в ЕГРЮЛ 16.03.2010 года была внесена соответствующая запись о Панас Т.Н. как о генеральном директоре ООО "ЭСКМ - Консалт". Поскольку Панас Т.С. никогда не давала своего согласия на назначение генеральным директором этого общества и никогда им фактически не была, то она и обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены в полном объеме лишь апелляционным судом, что подтверждается обжалуемым постановлением по делу. При этом при принятии такого решения суд руководствовался положениями, содержащимися в статьях 12, 13 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и указал о том, что поскольку истец никогда не давал своего согласия на назначение его руководителем общества, то представленное на госрегистрацию при создании ООО "ЭСКМ - Консалт" решение N 1 от 25.01.2010 года, которым Панас Т.Н. была назначена генеральным директором общества, не имеет юридической силы. С данным выводом соглашается и кассационная инстанция, поскольку считает его в этой части, - то есть в части признания недействительным решения налоговой службы о внесении записи N 1107746194170 от 16.03.2010 года о государственной регистрации юридического лица при создании, - ибо считает его в таком виде законным и обоснованным и подтвержденным материалами настоящего дела.

Однако судебная коллегия не может согласиться с постановлением апелляционного суда в части обязания налоговой службы исключить из ЕГРЮЛ запись N 1107746194170 от 16.03.2010 года о государственной регистрации юридического лица при создании по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 11, пунктом 3 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда в обжалуемом постановлении об обязании МИФНС России N 46 по городу Москве исключить из ЕГРЮЛ запись N 1107746194170 от 16.03.2010 года о государственной регистрации юридического лица при создании, так как он не основан на положениях пункта 3 статьи 5 ФЗ названного ранее закона и не отвечает принципу исполнимости принимаемого судебного решения. Кроме того, решение суда апелляционной инстанции в этой части не может быть признано обоснованным еще и по той причине, что оно противоречит пункту 5 "Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации за N 438 от 19.06.2002 года, согласно которым изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись..."

Аналогичная судебная практика:

Уральский округ

Постановление ФАС Уральского округа от 30.10.2012 N Ф09-8435/12 по делу N А76-19418/2011

"...Прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к регистрирующему органу о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества "МагИнвест" от 29.05.2009 N 1024 и возложении обязанности на регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) соответствующие изменения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 22.05.2009 Кашутин Антон Валерьевич обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица - общества "МагИнвест" при создании. Подлинность подписи заявителя удостоверена нотариально.

В заявлении в качестве адреса юридического лица указан следующий: <...>. Данный адрес содержится и в уставе общества "МагИнвест", утвержденном решением единственного участника общества от 22.05.2009 N 1.

На основании представленных документов 29.05.2009 регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации N 1024 при создании, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1097444010520.

Ивина Г.А., являясь собственником жилого помещения, находящегося по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от 18.10.2006 (запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана 11.11.2006), со ссылкой на наличие права собственности в отношении объекта недвижимости 16.09.2010, 06.10.2010, 22.11.2010 обращалась в регистрирующий орган с заявлениями о необходимости принятия мер по прекращению деятельности юридического лица, зарегистрированного по ее адресу.

В ответ на обращения Ивиной Г.А. регистрирующий орган сообщил, что оснований для отказа в регистрации юридического лица не имелось, для изменения сведений об адресе необходимо представление заявления с приложением соответствующих документов, в адрес руководителя общества направлено письмо с требованием о внесении соответствующих изменений.

Непринятие регистрирующим органом мер по обращению Ивиной Г.А. послужило основанием для подачи заявления прокурору Ленинского района г. Магнитогорска о принятии необходимых мер по устранению нарушений ее прав.

В ответ на запрос прокурора Ленинского района г. Магнитогорска регистрирующий орган в письмах от 16.09.2011, 29.09.2011 сообщил, что по заявлению Ивиной Г.А. проводится работа по поиску руководителей юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью "СтройВнешТорг", "Юрист-центр", "МагИнвест"), выставлены требования по приведению в соответствие действительности адресов, по обществу "МагИнвест" начата работа по исключению из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица по инициативе регистрирующего органа, в связи с наличием задолженности у юридического лица данная процедура прекращена.

Полагая, что решение о регистрации при создании принято с нарушением действующего законодательства на основании недостоверных сведений, регистрация юридического лица по спорному адресу нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе в сфере экономической деятельности, прокурор обратился в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

Исходя из положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что в данном случае прокурором заявлено требование об оспаривании ненормативного правового акта с соблюдением действующего законодательства.

Порядок регистрации юридических лиц при создании регулируется гл. 4 Закона о регистрации. При этом указанный Закон исходит из принципа достоверности сведений, включенных в реестр, носящих общедоступный характер (ст. 4, 12 Закона о регистрации, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В ст. 12 Закона о регистрации установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4, 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Судами в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве обоснования места нахождения общества "МагИнвест" в регистрирующий орган при регистрации представлен договор аренды нежилого помещения от 22.05.2009 N 1, составленный обществом с ограниченной ответственностью "СтройВнешТорг" в лице директора Лахтачева М.В. и обществом "МагИнвест" в лице директора Кашутина А.В., между тем запись о создании последнего внесена 29.05.2009.

Кроме того, по указанному в заявлении адресу располагается квартира, которая принадлежит на праве собственности Ивиной Г.И., которая зарегистрирована по данному адресу и проживает там; доказательств нахождения единоличного исполнительного органа общества "МагИнвест" по этому адресу на момент принятия оспариваемого решения, а также рассмотрения дела не представлено.

При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Законом о регистрации, в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Закона). Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по представлению достоверной информации.

Исследовав представленные в материалы дела документы, установив, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение в котором учредитель (исполнительный орган) зарегистрирован не был, не проживает, прав на которое не имеет, суды признали, что в данном случае представление в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, означает непредставление необходимых документов, определенных ст. 12 Закона о регистрации.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отсутствие предусмотренных данным законом документов является одним из оснований отказа в государственной регистрации.

С учетом вышеизложенного суды признали, что у регистрирующего органа имелись основания для отказа в регистрации юридического лица при создании в соответствии с положениями подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица и сведениях реестра, имеющих общедоступный характер, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует осуществлению налогового контроля.

При таких обстоятельствах, установленных в настоящем деле, суды пришли к выводу о том, что имеются основания для признания решения регистрирующего органа о государственной регистрации юридического лица при создании общества "МагИнвест" недействительным, принятым с нарушением приведенных положений Закона о регистрации.

Кроме того, исходя из положений ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами на инспекцию возложена обязанность исключить запись от 29.05.2009 за ОГРН 1097444010520 о регистрации общества "МагИнвест" в качестве юридического лица из ЕГРЮЛ.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации юридического лица признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Признание недействительным регистрации (решения о государственной регистрации) юридического лица при его создании является основанием для последующей ликвидации юридического лица в соответствии с положениями ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и гл. 7 Закона о регистрации, из содержания которых следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, и соблюдаться определенный порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Принимая во внимание изложенное, учитывая доводы инспекции о наличии задолженности общества "МагИнвест" по налоговым обязательствам, то, что в установленном действующим законодательством порядке ликвидация данного общества не осуществлялась, исключение записи о регистрации названного общества повлечет нарушение прав участников гражданского оборота, судебные акты в указанной части подлежат отмене (ч. 2 ст. 288, п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом требований ч. 4 ст. 201 указанного Кодекса в связи с признанием недействительным решения регистрирующего органа от 29.05.2009 N 1024 о государственной регистрации юридического лица при создании общества "МагИнвест" на инспекцию должна быть возложена обязанность внести сведения об этом в ЕГРЮЛ..."

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

А) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

(далее – Закон № 129-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности закон был дополнен новой главой, регулирующей порядок обжалования решения регистрирующего органа о регистрации ЮЛ или ИП или об отказе в их регистрации. Ранее решения регистрирующего органа можно было обжаловать только в суде (п. 9 ст. 22 и п. 5 ст. 23 Закона № 129-ФЗ), но в связи с введением нового порядка обжалования эти нормы больше не действуют.

Право на обжалование решения регистрирующего органа закреплено в законе

Согласно новой ст. 25.1 все заинтересованные лица, считающие, что решение регистрирующего органа нарушило их права, смогут обжаловать такое решение. При этом нужно учесть, что обжаловать можно не только отказ в государственной регистрации, но и решение о государственной регистрации.

Отказ в регистрации обжалуется в обязательном досудебном порядке

Для обжалования решения территориального регистрирующего органа о государственной регистрации жалобу можно будет подать на выбор:

  • в вышестоящий регистрирующий орган;
  • в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • в суд.

Если же территориальный регистрирующий орган отказал в регистрации, жалоба на такое решение должна подаваться в вышестоящий регистрирующий орган. Только после этого (в случае неудовлетворения жалобы) можно будет обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ).

Исключение из этого правила составляют два случая. Так, жалоба на отказ в регистрации может быть подана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в суд, если:

  • вышестоящим органом по отношению к территориальному регистрирующему органу, отказавшему в регистрации, является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • решение по жалобе не принято вышестоящим органом в сроки, установленные п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ.

Куда и в какие сроки можно пожаловаться

Порядок и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа прописаны в новой ст. 25.3 Закона № 129-ФЗ.

Новый порядок предусматривает два варианта подачи жалобы. Ее можно будет подать:

  • непосредственно в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • в тот же регистрирующий орган, чье решение обжалуется (в этом случае считается, что жалоба подана в вышестоящий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Любое лицо, чье право было нарушено решением регистрирующего органа (независимо от содержания решения), может подать жалобу в течение 3 месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Если же обжалуется отказ в государственной регистрации, а подает жалобу сам заявитель при государственной регистрации, такая жалоба может быть подана в течение 3 месяцев со дня получения решения об отказе в государственной регистрации. При этом нужно иметь в виду, что в случае уклонения от получения такого решения срок на подачу жалобы начинает течь со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение вышестоящего регистрирующего органа можно обжаловать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе.

Сроки для подачи жалобы в суд регулируются процессуальным законодательством РФ. Так, заявление об оспаривании решения регистрирующего органа можно подать в суд в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю (истцу) стало известно о нарушении его прав и интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Что необходимо указать в жалобе

Перечень сведений, которые нужно будет указывать в жалобе на решение регистрирующего органа, закреплен в новой ст. 25.4 Закона № 129-ФЗ.

Так, в жалобе следует указать:

  • ФИО, место жительства либо наименование и адрес лица, подающего жалобу (в зависимости от того, кто подает жалобу – физическое или юридическое лицо);
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права были нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Помимо перечисленных обязательных сведений, в жалобе можно также указать другие сведения, которые могут способствовать ее своевременному рассмотрению, например, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д. Кроме того, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие указанные в ней доводы.

Как направить жалобу

Когда жалобу могут оставить без рассмотрения

Перечень случаев, когда вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти могут оставить жалобу без рассмотрения, определен в новой ст. 25.5 Закона № 129-ФЗ:

  • жалоба не подписана подавшим ее лицом или представителем, либо не представлена доверенность на представителя (после исправления этого недочета жалоба может быть подана повторно (п. 3 ст. 25.2 Закона № 129-ФЗ));
  • жалоба подана после истечения сроков на подачу жалобы, не содержит ходатайства о восстановлении такого срока, или в восстановлении срока уже было отказано ранее;
  • до принятия решения о жалобе поступило заявление о ее отзыве;
  • ранее была подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

Каков порядок рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалобы происходит без участия подавшего ее лица. Однако до принятия решения можно представлять в рассматривающий жалобу орган дополнительные документы, подтверждающие указанные в жалобе доводы.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие решения:

  • либо об отмене решения регистрирующего органа;
  • либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ). Решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также направляется в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.