Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Союз похоронных организаций и крематориев (спок) Санитарная зона вокруг кладбища

дело № 2-540/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего - судьи - Князева А.Г.

при секретаре - Черепановой О.А.

с участием –

представителя истца – прокурора - Черновой А.В.

представителя ответчика - Падерина Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок д. XXX.07.2011.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.

Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:

решил:

иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.

Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - д. XXX.11.2011.

Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.

Председательствующий - судья -

А.Г. Князев

Мотивированное решение составлено -....

На незаконное расширение Хованского кладбища в г. Москве

Уважаемый Сергей Семенович!

Я, ___________________________, выступаю от имени жителей деревни Николо-Хованское и прилегающих территорий, расположенных в ТиНАО г. Москвы, на дату настоящей жалобы собрано 1500 (одна тысяча пятьсот) шт. подписей на сайте www.change.org и подписей жителей деревни 451 (четыреста пятьдесят одна).

Поблизости от нашей деревни расположено Хованское кладбище. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГБУ «Ритуал» (http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/hovanskoe-kladbische) Хованское кладбище - самое большое кладбище в Европе с общей территорией 197,2 Га, на которой расположены:

Хованское Центральное кладбище - 87,72 га;

Хованское Северное кладбище - 60 га;

Хованское Западное кладбище - 50,12 га.

Все указанные кладбища были созданы в 70-х - 90-х годах прошлого века.

О максимальной площади кладбища

Согласно части 5 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» р азмер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров .

В соответствии с Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (п.п. 7.1.2.) прямо предусмотрено, что размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.

Таким образом, расширение любого из указанных кладбищ, каждое из которых по площади уже больше 40 Га, прямо противоречит действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

О санитарно-защитной зоне кладбища

Согласно части 2 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории (жилые, общественные, рекреационные и иные территории, не требующие создания СЗЗ).

В соответствии с п.п. 7.1.2. Постановления Главного государственного врача от 25.09.2007 №74 Санитарно-защитные зоны кладбищ площадью от 20 до 40 Га должны составлять не менее 500 м., от 10 до 20 Га – не менее 300 метров.

Согласно п. 2.1. названного Постановления санитарно-защитная зона (СЗЗ)) – специальная территория, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Исходя из изложенного, существующие Хованские Центральное, Северное и Западное кладбища сами по себе должны иметь СЗЗ не менее 500 метров, которые должны уменьшать воздействие загрязнений на атмосферный воздух. Поэтому на территории СЗЗ существующих кладбищ размещение новых кладбищ противозаконно.

О мероприятиях, направленных на незаконное расширение кладбища

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (129626, Москва, Графский пер., д. 4/9) в лице заместителя Главного врача Иваненко А.В. выдал положительное экспертное заключение № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г. на Материалы комплексной оценки санитарно-экологического состояния территории площадью 10,95 Га на объекте «Создание нового места погребения в районе поселка Коммунарка (участок Коммунарка северное)», далее – Экспертное заключение (прилагается).

Данное экспертное заключение в нарушение указанных нормативных актов предусматривает расположение кладбища на расстоянии всего 100 метров до ближайших жилых домов.

Руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Немерюк А.А. в интервью телеканалу Москва 24 (http://tv.m24.ru/videos/102191, с 1:25), в отношении территории предназначенной для расширения Хованского кладбища утверждает, что данные исследования проводятся лишь «с точки зрения возможности размещения », хотяочевидно, что сама по себе проработка идеи размещения кладбища на расстоянии 100 метров от жилых домов является противозаконной.

Также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выдал положительные экспертные заключения от 25.03.2016 г. №№ 77.01.06.Т.001549.03.16, 77.01.06.Т.001550.03.16 (участок Коммунарка Южное и участок Коммунарка Центральное). Все три участка суммарно составляют площадь 85 Га – в дополнение к уже существующим 197,2 Га.

23.03.2016 г. и 07.04.2016 г. все названные Экспертные заключения были направлены из Департамента торговли и услуг г. Москвы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы «с целью дальнейшего расширения кладбища» (на это прямо указано в ответе Департамента природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.).

Однако Департамент торговли и услуг г. Москвы считает, что «расположение кладбищ в непосредственной близости друг от друга не противоречит действующему законодательству и не нарушает положение п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о недопущении размещения кладбища размером территории более 40 Га». По мнению Департамента «суммирование площадей, расположенных вблизи друг от друга отдельных кладбищ, не корректно » (соответствующее письмо от 23.05.2016 г. Департамента торговли и услуг г. Москвы прилагается).

Таким образом Департамент торговли и услуг г. Москвы, воспользовавшись пробелом в нормативно-правовых актах, планирует оформить фактическое расширение существующего кладбища как строительство нового кладбища - с площадью менее 40 Га , хотя фактически старые и новое кладбища будут отделены друг от друга всего лишь несколькими метрами.

Кроме этого, без каких либо публичных слушаний, в феврале 2016 года была увеличена площадь старого Хованского кладбища на 7 га, произведено межевание и получены новые кадастровые номера за №№ 3687 и 3688 . Сейчас идет вырубка дубового леса и подготовка площадки для захоронений.

В результате суммирования площадей вся территория 289,2 Га будет представлять из себя одну большую зону захоронений, но при этом его составные участки формально будут иметь различные наименования.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантируются право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании вышеизложенного просим Вас принять меры:

1. по пресечению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и привлечению к ответственности лиц, нарушивших ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. по предупреждению ГБУ «Ритуал», Департаментом торговли и услуг г. Москвы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Приложения:

1. Копия экспертного заключения № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г.

2. Копия письма Департамента Природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.

4. Копия карты расположения новых кладбищ.

5. Копия из Росреестра о выделении новых участков для захоронений №№3687,3688.


Санитарно-защитная зона кладбищ.

В соответствии Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03» в санитарно-защитной зоне кладбища запрещается:

Строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием объектов похоронного назначения, за исключением культовых и обрядовых объектов.


  1. Охранная зона линий электропередачи.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 года, в охранных зонах линий электропередачи напряжением свыше 1000 вольт, запрещается:

Складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

Размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

Использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

Бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

Осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

Строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

Горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

Посадка и вырубка деревьев и кустарников;

Дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

Проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

Проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

Земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

Полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

Полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).


  1. Зона санитарной охраны источников водоснабжения (1 пояс).
В соответствии с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" , утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, в первом поясе зон санитарной охраны устанавливаются следующие ограничения.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.


  1. Зона санитарной охраны источников водоснабжения (2 пояс).
В соответствии с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" , утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, во втором поясе зон санитарной охраны устанавливаются следующие ограничения.

Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.

Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.


  1. Территории объектов культурного наследия
В соответствии c Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ от 25 июня 2002г.: «В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.


  1. Охранная зона газораспределительных сетей.
Ограничения использования территории устанавливаются Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878:

Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:

а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения;

б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;

в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;

г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно - измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;

д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;

е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;

ж) разводить огонь и размещать источники огня;

з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;

и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;

к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;

л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не указанные выше, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.

Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не указанная выше и, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.