Сербия. Почему "сербы"

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.


Австралия Австралия 95 000
Франция Франция 80 000
Италия Италия 78 174
Словения Словения 38 000
Македония Македония 35 939
Румыния Румыния 22 518
Греция Греция 10 000
Венгрия Венгрия 7350
Язык Религия Входит в Родственные народы Этнические группы
Серия статей о
Сербах

По региону или стране
Сербия (Воеводина · Косово)
Босния · Черногория · Хорватия · Македония
Венгрия · Румыния · Албания · Словения
Германия · Франция · Австрия · Швейцарии
Канада · США · Австралия · Африка

Субэтносы и родственные народы
Боснийцы · Буневцы
Горанцы · Крашованы
Македонцы · Торлацы
Хорваты · Черногорцы · Шокцы · Шопы
Югославы · Южные славяне

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Геноцид сербов (1941-1945)
Ясеновац · Независимое государство Хорватия · Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия , Босния и Герцеговина . Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан , не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные ). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

    Serbs in Croatia, Bosnia, Montenegro and Serbia, 1981.png

    SerbsInYugoslavia1992-1995.png

См. также

Напишите отзыв о статье "Сербы"

Примечания

.

Отрывок, характеризующий Сербы

Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.
Анатоль опять вошел в комнату и, стараясь сосредоточить внимание, смотрел на Долохова, очевидно невольно покоряясь ему.
– Ты меня слушай, я тебе последний раз говорю. Что мне с тобой шутить? Разве я тебе перечил? Кто тебе всё устроил, кто попа нашел, кто паспорт взял, кто денег достал? Всё я.
– Ну и спасибо тебе. Ты думаешь я тебе не благодарен? – Анатоль вздохнул и обнял Долохова.
– Я тебе помогал, но всё же я тебе должен правду сказать: дело опасное и, если разобрать, глупое. Ну, ты ее увезешь, хорошо. Разве это так оставят? Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут…
– Ах! глупости, глупости! – опять сморщившись заговорил Анатоль. – Ведь я тебе толковал. А? – И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову. – Ведь я тебе толковал, я решил: ежели этот брак будет недействителен, – cказал он, загибая палец, – значит я не отвечаю; ну а ежели действителен, всё равно: за границей никто этого не будет знать, ну ведь так? И не говори, не говори, не говори!
– Право, брось! Ты только себя свяжешь…
– Убирайся к чорту, – сказал Анатоль и, взявшись за волосы, вышел в другую комнату и тотчас же вернулся и с ногами сел на кресло близко перед Долоховым. – Это чорт знает что такое! А? Ты посмотри, как бьется! – Он взял руку Долохова и приложил к своему сердцу. – Ah! quel pied, mon cher, quel regard! Une deesse!! [О! Какая ножка, мой друг, какой взгляд! Богиня!!] A?
Долохов, холодно улыбаясь и блестя своими красивыми, наглыми глазами, смотрел на него, видимо желая еще повеселиться над ним.
– Ну деньги выйдут, тогда что?
– Тогда что? А? – повторил Анатоль с искренним недоумением перед мыслью о будущем. – Тогда что? Там я не знаю что… Ну что глупости говорить! – Он посмотрел на часы. – Пора!
Анатоль пошел в заднюю комнату.
– Ну скоро ли вы? Копаетесь тут! – крикнул он на слуг.
Долохов убрал деньги и крикнув человека, чтобы велеть подать поесть и выпить на дорогу, вошел в ту комнату, где сидели Хвостиков и Макарин.
Анатоль в кабинете лежал, облокотившись на руку, на диване, задумчиво улыбался и что то нежно про себя шептал своим красивым ртом.
– Иди, съешь что нибудь. Ну выпей! – кричал ему из другой комнаты Долохов.
– Не хочу! – ответил Анатоль, всё продолжая улыбаться.
– Иди, Балага приехал.
Анатоль встал и вошел в столовую. Балага был известный троечный ямщик, уже лет шесть знавший Долохова и Анатоля, и служивший им своими тройками. Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью. Не раз он увозил Долохова от погони, не раз он по городу катал их с цыганами и дамочками, как называл Балага. Не раз он с их работой давил по Москве народ и извозчиков, и всегда его выручали его господа, как он называл их. Не одну лошадь он загнал под ними. Не раз он был бит ими, не раз напаивали они его шампанским и мадерой, которую он любил, и не одну штуку он знал за каждым из них, которая обыкновенному человеку давно бы заслужила Сибирь. В кутежах своих они часто зазывали Балагу, заставляли его пить и плясать у цыган, и не одна тысяча их денег перешла через его руки. Служа им, он двадцать раз в году рисковал и своей жизнью и своей шкурой, и на их работе переморил больше лошадей, чем они ему переплатили денег. Но он любил их, любил эту безумную езду, по восемнадцати верст в час, любил перекувырнуть извозчика и раздавить пешехода по Москве, и во весь скок пролететь по московским улицам. Он любил слышать за собой этот дикий крик пьяных голосов: «пошел! пошел!» тогда как уж и так нельзя было ехать шибче; любил вытянуть больно по шее мужика, который и так ни жив, ни мертв сторонился от него. «Настоящие господа!» думал он.

Сербы - народ южно-славянского племени, наиболее родственный с , с которыми многие южно-славянские, западноевропейские и некоторые русские (например, Флоринский) слависты объединяют их под одним общим названием сербохорватов, сербохорватского племени или народа. Общее происхождение сербов и хорватов не подлежит сомнению, но историческая жизнь обоих народов провела между ними границу: сербов с их православной верой, с кирилловским письмом и старой славяно-сербской письменностью принадлежат к восточноевропейскому, греко-православному миру, тогда как хорваты с католичеством, латиницей, стародалматинской поэзией должны быть отнесены к миру западноевропейскому, римско-католическому.

Взаимные отношения обоих народов в истории представляют больше примеров вражды, чем дружбы. Только в XIXвеке хорваты приняли как литературный язык штокавское наречие, на котором говорят сербы. Это наречие является чуть ли не единственной связью между обоими народами, не перестающими враждовать там, где они живут «под одной кровлей». Такие выражения, как сербохорватский язык и т. п., являются компромиссом, взаимною уступкой, но только со стороны сравнительно небольшой горсти интеллигенции и ученых.

В тоже время провести точную границу между поселениями сербов и хорватов ещё в прошлом веке почти невозможно, потому что сербы во время турецкого владычества, особенно в ХVII и XVIII веках, переселялись в большом количестве из своих исконных мест на территорию хорватов. В общем все-таки можно сказать, что компактными массами сербы живут в королевстве Сербском и княжестве Черногорском и соседних с ними австро-венгерских и турецких областях: в Косовском вилайете, в , в Далмации (в Которском округе), куда они были переведены в качестве военных колонистов во времена венецианцев (в XVII в.), в , в бывшей Военной границе, куда переселились в XVI и XVII вв. из турецких владений, в Южной , куда переселились из Старой в конце XVII в. Кроме того, сербы живут кое-где в Придунайской , в Западной и в России.

Типичный серб скорее высокого, чем низкого роста, широкоплеч и статен; у него пропорциональная, красиво поставленная голова с тонким, прямым, нередко орлиным носом и несколько выдавшимися скулами; довольно длинная шея с большим кадыком; волосы на голове темные, иногда пепельные или светло-русые, реже черные. Вся фигура серба с его горделиво поднятой головой и внушительной осанкой отличается воинственным видом. Сербская женщина обладает правильными чертами лица, стройной фигурой и благородной осанкой, черногорки же и правильными чертами не отличаются, фигура их менее представительна, зато они гораздо крепче, грациознее и эластичнее в своих движениях
Основной чертой сербского характера является безграничная, почти экзальтированная любовь к независимости. Все сербы считают себя равными и равноправными. Равными они сделались под турецким владычеством, когда вся их знать исчезла, частью погибнув в битвах, частью перейдя в ислам и слившись с турками, частью выселившись в другие земли. В подвластных землях осталась одна только бесправная «райя», в которой бесследно пропали все остатки уцелевших знатных родов. Любовь к независимости заставляла многих бросать и дом, и семью, и отправляться в горы, на «четованье» гайдуцкое, чтобы вооруженною рукою мстить притеснителям своего народа; по временам поднимался на ноги и весь народ.

Энергия сербов вспыхивает не сразу; часто он кажется равнодушным, даже в важных случаях не обнаруживая внешним образом душевного движения. Вообще, сербы отличается умеренностью и выносливостью, мужеством и неустрашимостью. Он спит и зимой, и летом на голой земле или глинобитном полу своей хаты, прикрытом только соломенной циновкой или, в лучшем случае, ковром. Бережливый, экономный серб всегда имеет в виду свою выгоду; тем не менее, подобно всем обитателям Востока, он гостеприимен.

Родственные связи у сербов отличаются прочностью; родство ценится даже отдаленное. Кроме кровного родства, существует еще родство названное - побратимство и посестримство, кумство или кумовство и т. д.

Религия в жизни сербов имеет громадное значение, но его религиозный верования перемешиваются с различными суевериями и поверьями, которых он придерживается упорно. Существует множество обычаев и обрядов, которыми сопровождаются важнейшие моменты в жизни человека, а также известные праздники и дни года. Сербы любят музыку, пение и танцы. Песнями сопровождаются все обряды, и свадебные, и похоронные.

Национальная одежда сербов обоих полов состоит из широкой холщовой рубахи со складками, подпоясанной широким поясом, за который у мужчин можно заткнуть оружие - кинжал и пистолеты. Поверх этой рубахи одевается еще куртка или полукафтанье, без рукавов или с рукавами, разной длины - короткая до пояса и длинная до колен и даже ниже колен. На голове красная феска, которая у черногорца заменяется черной шапочкой с красной серединой донышка. В непогоду одевается плащ из грубого сукна. Кроме того употребляются шубы и полушубки овчинные, меховые шапки, шерстяные рубахи. Этот наряд лишь в селах, удаленных от городов и проезжих путей.

Национальное жилище сербов состоит из глинобитной мазанки. Для устройства ее в землю вбиваются грубо обделанные столбы или балки, между которыми протягиваются поперечины из жердей или хвороста, и затем все пустое пространство заполняется кирпичами из сырой глины или смесью глины и рубленой соломы; кровля делается из дерева или соломы. Пол глинобитный; печи или камина обыкновенно нет, устраивается только очаг, дым от которого уходит через отверстие в крыше.

Национальные блюда маис, молоко, сыр, сушеная рыба, свиной жир, бобы, чеснок, красный перец (паприка), баранина, козлятина, свинина.

Эпохи развития сербского народа

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки - лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, - однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. - времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы - правда, еще не очень активные - общественной интеграции. Правители болгар и сербов - первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля - правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын - первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев - в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия - существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже - великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.

Где живут

Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:

  • Босния и Герцеговина
  • Черногория
  • Хорватия
  • Македония
  • Словения
  • Румыния
  • Венгрия

Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины - в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.

Язык

Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.

Численность

Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии - 700 000, в Австрии - 300 000, в Швейцарии и США - 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.

Религия

До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.

Внешность

Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей - темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.

Жизнь

Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.

Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.


Сербская свадьба

Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.

Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.

Одежда

Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:

  1. Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
  2. Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
  3. Укороченная куртка или длинный кафтан.
  4. Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
  5. Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк - кушак.
  6. Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
  7. Опанки - кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
  8. Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.

Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.

Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин - опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.


Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.

Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука - спереди и сзади.

На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:

  • цветы
  • ожерелья
  • монисто
  • браслеты
  • небольшие вязаные сумочки


Жилище

Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:

  • деревянный сруб;
  • дом из камня;
  • каркасный домик.

Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.

Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее - черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.


Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.

Традиции

Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:

  1. Божич
  2. Крестная слава
  3. Видовдан
  4. Джурджевдан
  5. Васкрес

Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя - защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.


Божич - любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог - коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).

Васкрес, или Великден - аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.

Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.

Видовдан - день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.

Обряды

Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.

Полазник - это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.

Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу - имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.


Празднование додолы

Запис - обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.

Еда

Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.

В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами - штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:

  1. Плескавица - своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
  2. Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
  3. Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
  4. Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
  5. Мешано месо - традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
  6. Джувеч - тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.

Мешано месо

Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской - в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.

Характер

Сербы - дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.

Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.