Сколько литров нефтепродуктов содержится в барелле нефти? Что такое баррель нефти? Как появилась эта единица измерения

В отличие от России, где количество нефти и нефтепродуктов измеряются тоннами, на международном рынке используются объемные единицы - нефтяные баррели .

Американский нефтяной баррель - единица измерения объема нефти и нефтепродуктов, равная 158,988 литрам (или 42 галлона).

Стоит отличать нефтяной баррель и стандартный баррель, который используется для измерения всех прочих жидкостей (он равен 119,24 литрам или 31,5 галлонам).

Перевод в другие единицы

Для перевода из баррелей в тонны и из тонн в баррели необходимо опираться на конкретное значение плотности нефти . В связи с существенным различием в плотностях отечественных и зарубежных марок нефти, коэффициенты перевода также различны:

  • Для нефти Brent (среднея плотность 826,5 кг/м 3):

1 баррель = 0,1314 тонн

1 тонна = 7,61 баррель

  • Для нефти Urals (среднея плотность 865,5 кг/м 3)

1 баррель = 0,1376 тонн

1 тонн = 7,28 баррель

Историческая справка

С момента начала добычи нефти возникла и потребность в ее транспортировке. Поначалу, пока объемы перевозок были небольшими, трудностей с емкостями не возникало: в ход шли кожаные бурдюки, бочонки различные размеров и другие подручные средства. Однако постепенно объемы нефтедобычи стали увеличиваться, и проблема транспортировки и хранения встала довольно остро. Тогда самой распространенной тарой стали деревянные бочки самых разных калибров.

Так как продавали нефть также бочкам, то отсутствие стандартной тары существенно усложняло процесс делопроизводства и порождало споры между продавцами и покупателями.

В 1866 году в городе Титусвилль в Пенсильвании (именно тут в 1859 году пробурил свою первую скважину полковник Эдвин Л. Дрейк) состоялось собрание нефтепромышленников, одним из вопросом которого стало установление единой меры для поставок нефти. Долго думать не пришлось, и в качестве стандарта была принята 42-х галлонная бочка, с успехом использовавшаяся для перевозок и хранения рыбы, вина, китового жира, масла и пр. Таким образом и появился знаменитый нефтяной баррель ("barrel" - бочка, англ.), плотно укрепившийся в качестве объемной единицы измерения в мировой нефтяной промышленности.

Официальное одобрение в качестве стандарта баррель нефти получил в 1872 году от Американской ассоциацией производителей нефти, а в 1882 году - от Американской геологической службы.

Аббревиатура

Для нефтяного барреля принято официальное сокращение "bbl", что довольно странно, так как в английском слове barrel только одна "b" и логичнее было бы использовать сокращение "bl". Этот факт вызывает множество предположений, относительно происхождения аббревиатуры.

Существует легенда, согласно которой bbl - сокращение словосочетания "blue barrel" (голубой баррель) - именно в такой цвет красила свои бочки с нефтью Standard Oil. В свое время компания занимала лидирующие позиции в отрасли, и потребители привыкли ассоциировать бочку голубого цвета с нефтью.

Однако приведенная легенда не более чем совпадение: аббревиатура bbl начала встречаться в документах, датированных еще восемнадцатым веком - задолго до формирования нефтяной промышленности и тем более до создания Standard Oil.

По другой теории bbl стали применять для обозначения множественного числа от bl. Данная версия также кажется маловероятной, так как логичне было бы использовать сокращение bls.

Наиболее же правдоподомным предположением выглядит введение bbl, чтобы отличать баррели от тюков. В англйском языке тюк - bale, и соответсвенно имеет сокращение bl.

Официальной версии объясняющей это странное обозначение барреля нефти не существует. Нужно принять это как данность:

1 bbl = 1 нефтяной баррель


Нефтяной баррель, если верить статистике поисковых систем, с первого квартала 2014 года стал одним из самых популярных запросов. Падающая в течение вот уже двух лет цена на сырую нефть различных марок (Urals, Brent, WTI, Dubai Crude) объявила всему миру о том, что финансовый кризис, о котором столько говорилось ранее и продолжает говориться сегодня, начал свой ход совершенно по-новому. Мы все с вами помним, что подобный обвал нефтяных котировок на бирже был зафиксирован в 2008 году, однако тогда цены быстро нащупали "дно" и перешли в уверенный рост. Сегодня же картина такова, что даже самые позитивно настроенные аналитики называют сроком перехода цен в рост - ближайшие 5-7 лет. Мы в своей статье решили разобраться - почему падение общемировое цен на нефть негативно отражается на стоимости бензина? Сколько же бензина получается из 1 барреля так сильно подешевевшей нефти? Почему в России внутренний рынок не насыщается дешевым автомобильным топливом? Давайте обо всем по-порядку.

Сколько бензина получается из 1 барреля нефти

Начиная подсчеты важно помнить, что в 1 нефтяном барреле 158,988 литров объема. Если немного усреднить - в 1 тонне 7.3 барреля. В процессе перегона нефти и прохождения всех процессов по "превращению" её в топливо и продукты, "употребляемые" автомобилями, дизельной техникой и самоходными машинами, объем (за счет дополнительных присадок и химических реагентов) увеличивается примерно на 9 литров. В среднем из 1 барреля сырой нефти выходит:

- 102 литра бензина различного октанового числа (конкретики не будет, все зависит от перегонного процесса),
- 30 литров дизельного топлива различных марок,
- 25 литров сверхчистого авиационного керосина ,
- 7 литров мазута ,
- 1 литр моторного масла

Данный расчет брался согласно статистике, публикуемой российскими нефтеперегонными заводами. Если учесть, что процесс перегона сырой нефти в разных странах отличается малозначительно, можно взять эти данные за основу, заключив главное - на сегодняшний день стоимость 1 литра бензина при цене барреля в $30.34 и курсе 79.82 рубля за 1 доллар США в идеале должна составлять 23.81 рубль за литр (высчитывается стоимость барреля в рублях и делится на количество литров - 102). Повторимся - это цена, взятая без учета затрат на добычу, транспортировку, перегонные процессы и доставку бензина на точки реализации. Нынешняя же картина цен на бензин такова: 1 литр наиболее распространенного АИ 95 составляет от 33.41 до 39.79 рублей за 1 литр (данные по Москве и московской области).

Теперь давайте вспомним, что российскую экономику часто называют сырьевой. Что это значит? Львиная доля поступлений в бюджет страны складывается из собранных пошлин и акцизов за экспортируемые нашей страной добытые полезные ископаемые и нефть с газом в списке на первых позициях. Это сырье, из которого в дальнейшем получаются вышеуказанные продукты переработки. Для насыщения внутреннего рынка оставляется определенное число углеводородов, которые отправляются на нефтеперерабатывающие предприятия с дальнейшей реализацией внутри страны. При этом стоит отметить, что у любого полезного ископаемого существует себестоимость добычи. В среднем себестоимость 1 добытого барреля нефти обходится российской нефтяной компании в 50 долларов.

Если не проводить расчетов на тему того - сколько в итоге в совокупности стоят продукты переработки барреля нефти, можно заключить, что 102 литра бензина в России на сегодняшний день стоят (36,6 *102 = 3 733). То есть добытый при себестоимости в 50 долларов 1 баррель российской нефти, продаваемый сегодня на бирже в среднем за 30 долларов в переработанном состоянии в России стоит 3 733 рубля. При курсе доллара в 79.82 рубля за 1 доллар данная цена более чем оправдана.

Объяснять - почему российские компании (как и все остальные в мире) сегодня работают в убыток, скорее всего не нужно. Ровно как и добавлять, что у любого нефтедобывающего оборудования есть свой срок службы и в дальнейшем его потребуется менять на новое, модернизировать линии добычи и переработки. Повышение цен на бензин в России сегодня - реальность, с которой мы обязаны мириться и не потому, что так хотят нефтемагнаты, а потому что об этом твердит суровая реальность. Для последующего насыщения рынка придется резервировать средства, модернизация производства должна быть и она будет, добыча прекращаться не должна до тех пор, пока человечество не найдет альтернативных способов выработки энергии, при которых нефть и другие полезные ископаемые будут не так нужны.

Сколько бензина получается из 1 тонны российской нефти

Как мы уже писали выше - в 1 тонне 7.3 барреля нефти. Путем простых подсчетов получаем, что 744,6 литра в средней получается после переработки 1 тонны российской нефти. Далее можете самостоятельно произвести подсчеты по уже отработанной формуле получения стоимости.

Приобретение собственного автомобиля не является роскошью. А вот обслужить его и заправить в наше время действительно дорого. Согласитесь, что каждый раз, когда вы подъезжаете к колонке заправки, и стоимость топлива превышает вчерашнюю цифру, ваше удивление чрезмерно. Так вот, такого шока легко можно избежать. Ведь истинному автолюбителю просто необходимо разобраться, сколько бензина получается из 1 литра сырой нефти.

Виды российской нефти

Перед тем, как разобраться в том, сколько бензина получается из 1 литра сырой нефти, давайте рассмотрим, какой бывает сама нефть.

В России добывается:

  • Urals. Данный вид является смесью всей нефти, которая разрабатывается у нас. Это вещество поставляется на экспорт по нефтепроводу «Транснефть». Основу нефти составляем западносибирское и высокосернистое вещество. Плотность Urals составляет от 860 до 871 килограмм на кубометр. Содержание серы тут от 1,2 до 1,3 процента. В одной тонне данного вещества содержится 7,28 баррелей нефти;
  • Rebco. Данная марка экспортируется на торговую биржу в Нью–Йорке;
  • Siberian Light. Этот тип представляет собой легкую российскую нефть. Она добывается в Ханты-Мансийске. Как самостоятельный сорт продается только малая часть данного вещества. Его плотность составляет от 845 до 850 килограмм на кубометр. Серы тут содержится 0,57%;
  • Sokol. Этот вид нефти переводится по проводу Де-Кастри и добывается на скважине «Сахалин — 1». Серы тут 0,23%, а плотность вещества составляет 37,7 градусов;
  • Vityaz. Этот тип нефти сахалинский. Он добывается на скважине «Сахалин — 2». Тут в 2010 году был поставлен рекорд по добыче. Один оператор поднял 6,1 миллионов тонн нефти, что эквивалентно 47 миллионам баррелей. Ее купили Южная Корея, Япония, Китай и Тайвань;
  • ESPO. Данная марка является восточносибирской. Она поставляется в страны Тихого океана. Ее стоиомсть привязывается к Эмиратской нефти. Допустим, два года назад, она стоила 4,4 доллара за баррель. Сейчас ее цена несколько упала. Данный сорт конкурирует с нефтью, добываемой на Аляске. Плотность данного вещества составляет 34,8 градусов, а серы тут 0,62%. В тонне нефти есть 7,32 барреля.

Не добываются, но поставляются в Россию:

  • Brent. Данный тип нефти добывается в Северном море. Ее стоимость является ценообразователем для 40% всех мировых сортов данного вещества. Открыто месторождение в 1970 году. Он является малосернистым веществом. Его плотность составляет 825 – 828 килограмм на кубометр. Серы тут содержится 0,37%. Из одной тонны нефти делается 7,59 баррелей;
  • West Texas Intermediate. Этот вид является эталонным. Из него в основном делают бензин, именно поэтому на него такой огромный спрос. Добывают его в Техасе в Америке. Плотность нефти составляет 39,6 градусов, а серы в нем 0,24%.

1 баррель нефти — сколько литров бензина

В покупке и изготовлении нефти разобраться очень сложно. Ведь система ее переработки очень запутанная. Тут необходимо учитывать котировки, транспортировки и изготовление черного золота, которое для каждой страны разное. На самом деле, мировые экспортеры сошлись на мнении, что о себестоимости нефти потребитель не должен иметь ни малейшего понятия.

На самом деле, себестоимость добычи в России составляет примерно 8 долларов за баррель. Кстати, по мировым меркам это достаточно дорого. Значение для остальных стран мы приведем немного ниже. У них стоимость биржевая.
Теплопроводная способность нефти составляет примерно 10000 ккал на килограмм.

Объем баррели ровняется 158,9873 литра, то есть, 160 литров. При этом, энергонасыщенность бензина составляет также 10000 ккал на килограмм.
Если высчитать правильно, то бензин, который получается из 1 литра нефти, составляет примерно от 15 до 80%, исходя из вида черного золота. То, что остается, также идет на продажу. Поэтому, хоть из литра нефти не получается литр бензина, но предприятия не работают себе в убыток.

Стоимость транспортировки и, собственно, переработки, составляет примерно 0,25 долларов. То есть, себестоимость автомобильного топлива ровняется 0,25 долларам. Но, и эта оценка очень завышена.

Получаемый бензин из 1 литра нефти зависит только от качества и характеристик самого черного золота. Также, важна степень переработки вещества. В России в текущем году получили 14,3% топлива. В то же время, в Европе добыли 25%, а в Америке – 46%.

А теперь, как и обещали, таблица, в которой приведена себестоимость добычи нефти для других стран, кроме России.

Теперь вы знаете, с 1 баррель нефти — сколько литров бензина получается. Поэтому, мы решили рассмотреть, где в России добывают нефть. Конечно, тут мы опишем только крупнейшие предприятия с объемом производства свыше трех миллионов тонн.

Лидером уже долгие годы является округ Ханты-Мансийска и республика Татарстан. Тут добывается около 65% всей нефти. Мало того, только в Ханты-Мансийске разрабатывается примерно половина всего черного золота. Конечно, было такое время, когда и их динамика была отрицательной. Речь идет о 2011 – 2012 годах.

Но, прирост за последние несколько лет является достаточно положительным. Именно тогда в Иркутске, Красноярске и Якутии начали разрабатывать новые месторождения. Также, в 2011 году на 36,4% выросла добыча в Восточной Сибири. И в то – же время открыли новое экспортное направление Сибирь – Тихий океан.

По темпам роста добычи черного золота в текущем году лидирует Иркутский округ. Тут добывают около 6,3 миллиона тонн. Далее, нефть неплохо разрабатывают в Якутии. Цифра составляет 5,6 миллиона тонн. Ну, и стоит упомянуть о Тюменской области. Тут добывают миллион тонн нефти в год.

Самый плохой результат показывает Ненецкий Автономный Округ. Добыча нефти в данном регионе снизилась на 23%. То есть, на 4,1 миллионов тонн.

Если вы немного интересуетесь новостями мировой экономики, то могли бы заметить, что за последний год стоимость барреля нефти снизилась со 120 долларов до 50. Но, при этом, бензин на заправках подорожал чуть – ли не вдвое. Если следовать логике, то его стоимость должна опуститься. А вот и нет.

Подводя итоги прошлого года, оказалось, что цена нефти снизилась на 35%. А вот стоимость бензина поднялась на 10%. Получается так, что выросла только розничная цена. Для оптовиков она немного упала. Оказывается, что готовый товар совсем не зависит от нефти. На его стоимость влияют совершенно другие факторы.
В бензиновую цену заложено 30% стоимости нефти.

Вторым компонентом является акциз на топливо. Его устанавливает государство, и он идет в государственную казну. На данный момент акциз составляет 28% от начальной стоимости. В 2013 году он был зафиксирован в районе 10,1% тысячи рублей за тонну. В конце 2014 года он составлял 11,1 тысячу рублей за тонну. Сейчас акциз целых 13,3 тысячи за тонну.

Далее, прибавьте к этим цифрам стоимость транспортировки сырья. Из оставшихся 42% процентов, более 35% составляет именно перевозка. Доставка и реализация конечного продукта стоит очень и очень немало. Перевозится нефть в основном по железной дороге. В конце прошлого года транспортировка подорожала до 13,4%. А сейчас она составляет 14,4%. Транспортировка нефти по трубопроводам также поднялась в стоимости на 7,5%.

Ну, и свою немалую роль сыграла девальвация рубля. Хотя в эквиваленте нашей валюты стоимость изменилась на 15%, но на мировом рынке она упала больше, чем в половину.

Таким образом, можем сделать вывод, что в России нефть практически не подорожала. Наоборот, она подешевела. А вот повышение акциза и поднятие стоимости на транспортные услуги убрали эффект от падения нефти. Поэтому, по ближайшим прогнозам, бензин будет дорожать, пока рубль будет падать.

Использовался в странах Западной Европы и их бывших колониях для измерения самых разнообразных жидких и сыпучих веществ. Пиво, эль, масла, порох - все это измерялось баррелями. Примечательно, что в Российской империи существовал аналог барреля, который был равным 40 ведрам или 491, 96 литрам.

Разновидности баррелей (barrel)

Как правило, многие, кто слышали о баррелях, и знают, что , ассоциируют его только с нефтепродуктами. Справедливости ради стоит отметить, что, действительно, чаще всего в таком контексте баррель и употребляется. Такие называют «голубыми», и равняются они 159, 988 литрам или 136,4 . Они имеют международное BBLS. Продается традиционно за . Также употребляется соотношение 1 баррель=42 а.

Галлон - мера объема веществ, которая варьируется от 3, 70 до 4,55 литров в зависимости от того, что измеряется. К примеру, в Соединенных Штатах галлон - 3,785 литров, а в Великобритании - 4,546 литров. Как и баррель, галлон используется в странах, где была принята английская метрическая система, то есть, в бывших английских колониях. Также такая система измерения принята в Мексике, Аргентине, Парагвае, Уругвае и в других странах Латинской Америки.

Однако существуют меры измерения с аналогичным названием, но несколько иной величиной. Это английский, американский и французский баррели. Стоит отметить, что на внутреннем российском рынке нефть измеряется и продается, преимущественно, в .


Измерение нефти во всем мире рассчитывается исключительно в баррелях.

Литраж баррелей

Как уже отмечалось выше, баррель - это не единая , а целая система, величины которой разнятся в зависимости от измеряемого вещества. К примеру, английский баррель сформировался на основе пивного барреля, и с 1824 года равен 163, 66 литрам. В США стандартный баррель для измерения жидких веществ возник на основе винного барреля, и в настоящее время он равняется 119,24 литрам. Примечательно, что при измерении пивных напитков величина барреля изменяется и составляет 117,3 литров. При определении объема сухих веществ в США используется «сухой баррель» величиной 115, 6 литров.

Французский баррель или баррик (barrique) равен 225 литрам. В качестве измерительной единицы используется не во Франции, а на Гаити. Кстати, в переводе с английского языка, баррель означает «бочка», что, собственно, отчетливо понятно при виде емкости.

«Голубой» баррель

Нефть измеряют в галлонах, баррелях, кубометрах, тоннах, экзаджоулях(джоуль, умноженный на 10 в 18-й степени), а также британских тепловых единицах(БТЕ или BTU). В Великобритании и Франции для сырой нефти и конденсата используют тонну, а в Норвегии и Канаде сырая нефть идет в кубометрах, а конденсат — в тоннах. В США же оба вида сырья меряют в баррелях, причем для конденсата чаще всего приводят величину в баррелях нефтяного эквивалента, и такой объем не совпадает с реальным объемом продукта.

Свой баррель нефтяникам всего мира по существу навязали США — крупнейший потребитель нефти на планете. По определению, американский нефтяной баррель равен 42 галлонам, или 158,983 л. Интересно, что баррель для измерения прочих жидкостей в Америке вмещает только 31,5 галлона(119,237 л). Договоренность о 42 галлонах была достигнута в конце августа 1866 года: торговцы признали, что их мерные баррели, то есть бочки, часто не соответствуют обозначенному на них объему, и согласились отпускать потребителям нефть« с походом».

Закрепила этот объем в 1972 году Ассоциация производителей нефти США, однако до сих пор нефтяной баррель не стал официальной единицей, и американские федеральные ведомства обязаны по закону каждый раз указывать, что данный баррель равен 42 галлонам США.

Привычное сокращение для барреля — bbl, причем первая буква обозначает blue(голубой). Так повелось с незапамятных времен, и в наши дни нефтяники объясняют сей виртуальный цвет барреля по-разному. Одни говорят, что такого цвета были когда-то бочки с сырой нефтью — в отличие от красных с нефтепродуктами. Другие утверждают, что сюда прокрался фирменный цвет компании Standard Oil of Califormia.

Баррель прижился в повседневной практике нефтяников еще и потому, что измерять нефть в танкерах, цистернах и трубопроводах гораздо удобнее с практической точки зрения в объеме, чем по весу. А уж о преимуществах мировой практики использования такой единицы, как баррель в сутки, говорить не приходится. Она намного показательней и практичней, чем годовой вес добытой нефти. Да и пересчет прост: в среднем баррель в сутки равен 50 тоннам в год.

Кто в лес, кто по дрова

Тем не менее, переводить баррели в тонны все же приходится часто, и здесь в дело вступает такой фактор, как удельная плотность нефти, которая для основных сортов России, например, колеблется в широких пределах — от 820 до 905,5 кг на кубометр. Соответственно меняется и вес каждого барреля. Для самого распространенного экспортного сорта Urals характерен разброс плотности от 870,8 до 860,2 кг на кубометр, и экспортеры вынуждены разбивать этот диапазон на три более мелкие единицы: сорт полегче идет как Urals High, потяжелее — как Urals Low, а промежуточный как Urals Med.

Экспортные сорта нефти СНГ

Измерение плотности нефти в градусах — еще одна традиция, которой придерживаются нефтяники всего мира под воздействием стандартов США.(Соответствие этой единицы изменения с принятыми в России отражено в )

Надо сказать, что спецификации российских сортов на зависть постоянны. В некоторых нефтедобывающих странах объявленная плотность экспортной нефти имеет склонность меняться, что сильно затрудняет расчеты и статистикам, и торговцам.

Коэффициент перевода баррелей в тонны в ОПЕК в разные годы

Взгляд со стороны

Интересны в приведенной таблице неожиданные скачки в 1997—1998 годах. По мнению аналитика Жана Лаэррера(Jean Laherrere), это объясняется не изменением состава экспортных сортов нефти, а особой системой расчетов внутри ОПЕК , продиктованной некими политическими или коммерческими соображениями.

Сторонние по отношению к картелю специалисты дают совершенно иные коэффициенты пересчета для члено
в ОПЕК. Так, в годовом статистическом обзоре саудовскую нефть предлагается пересчитывать по 7,6 барреля на тонну, а не по 7,3, а алжирскую — по 8,7 вместо 7,9 баррелей, как хотелось бы источникам в ОПЕК. При этом среднемировой коэффициент по нефти и конденсату, по данным BP, составляет 7,6 барреля на тонну.

Коэффициент перевода баррелей в тонны для СНГ

Ряд солидных зарубежных изданий исходит из того, что в тонне российской нефти в среднем содержится 7,35 — 7,36 барреля. Однако этот показатель является среднеарифметическим, а не средневзвешенным между« уральской» и «сибирской легкой», и не учитывает реального соотношения объемов их экспорта. Наиболее часто для упрощения расчетов российскую нефть пересчитывают из системы в систему с коэффициентом 7,3 барреля на тонну, поскольку количество экспортируемой Siberian Light далеко отстает от популярной нефти Urals. Впрочем, из вышеизложенного следует, что в некоторых случаях трейдерам имеет смысл вспомнить о известной доле условности при определении этого коэффициента, и осуществлять перевод, прибегая к более сложной системе пересчета, учитывающей особенности конкретного сорта нефти.

Приложение 1.

Перевод градусов API в метрические меры удельной плотности