Следователями следственного комитета российской федерации. День сотрудника органов следствия российской федерации

Еще в середине XX века правоведы утверждали, что создание независимого от деятельности прокуратуры органа предварительного следствия позволит создать эффективные условия для работы следственных органов и прокурорского надзора. Эта идея неоднократно озвучивалась и в современные дни.

15 января 2011 года на основании Федерального закона был создан Следственный комитет РФ. Деятельность сотрудников данного органа направлена на расследование и качественное раскрытие преступных действий против жизни, здоровья и благополучия граждан, коррупционных и налоговых преступлений. Таким работникам посвящен профессиональный праздник.

Когда отмечают

День сотрудника органов следствия отмечается 25 июля. Он учрежден Указом Президента России № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников» от 31 июля 2013 г. Празднуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 741 «О Дне сотрудника органов следствия Российской Федерации» от 27 августа 2013 г. В 2019 году его справляют 6-й раз.

Кто празднует

Это праздник работников Следственного Комитета и следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН РФ. 25 июля 2019 года проходят официальные мероприятия, посвященные сотрудникам данных служб.

История праздника

Дата события приурочена к появлению первого государственного органа следствия России после издания именного указа Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского» 25 июля 1713 года.

Император впервые внедрил идею отмежевания следственного органа от государственных структур. На основе судебной реформы он разделил процесс уголовного расследования на два этапа: предварительное расследование и судебное разбирательство. Прерогативой майорских канцелярий по следственным делам были наиболее опасные преступления. К ним относились преступные действия, направленные против основ государственности. Органы следствия имели право вести расследование и в отношении высокопоставленных лиц. После кончины Петра I независимую следственную канцелярию упразднили, а следствие на предварительном этапе отнесли к процедуре досудебного производства.

С 1723 до 1860 года деятельность по раскрытию преступлений вели полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды, управы благочиния, сыскной приказ. Впоследствии неспециализированные органы стали основой для административной модели следственного аппарата. Недостатком этой системы стало развитие внутренней коррупции. В 1860 году при Александре II была разработана новая судебная реформа, в ходе которой следственные органы были переданы судам.

После Октябрьской революции они перешли в ведомство прокуратуры. И только в 2011 году организация данных органов вернулась к идее Петра I. Законом РФ закреплено подчинение Следственного комитета только главе государства.

О профессии

Сотрудник органов следствия Российской Федерации должен обладать высокопрофессиональными и личностными качествами: специфическими теоретическими знаниями и практическими навыками, уметь руководить действиями коллектива при расследовании преступлений, честностью, порядочностью, принципиальностью.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь - дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия . Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

Административная модель организации следственного аппарата

На протяжении второй четверти XVIII - начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы - Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 - 1819 гг. - Министерства полиции).

Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

Судебная модель организации следственного аппарата в России

В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап - зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

  • участковых народных следователей при народных судах;
  • старших следователей при губернских судах;
  • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
  • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 - 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Период «оттепели»

В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала - в кругах научной общественности, а затем - и на уровне высшего руководства страны.

В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Восстановление петровской модели

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ГСУ СК РФ по г. Москве

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЦАО

Следственное управление по Центральному административному округу г.Москвы (СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЦАО г. Москвы

Следственный отдел по Басманному району (Басманный СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Замоскворецкий Замоскворецкий МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Мещанский межрайонный следственный отдел (Мещанский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Пресненский межрайонный следственный отдел (Пресненский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Таганскому району (Таганский СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Тверскому району (Тверской СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по району Хамовники (Хамовнический СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СВАО

Следственное управление по Северо-Восточному административному округу г.Москвы

(СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СВАО г. Москвы

Бабушкинский межрайонный следственный отдел (Бабушкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Бутырский межрайонный следственный отдел (Бутырский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Останкинский межрайонный следственный отдел (Останкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СЗАО

Следственное управление по Северо-Западному административному округу г.Москвы

(СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СЗАО г. Москвы

Тушинский межрайонный следственный отдел (Тушинский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Хорошевский межрайонный следственный отдел (Хорошевский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА САО

Следственное управление по Северному административному округу г. Москвы (СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по САО г. Москвы

Головинский межрайонный следственный отдел (Головинский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Коптевский межрайонный следственный отдел (Коптевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Савеловский межрайонный следственный отдел (Савеловский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Тимирязевский межрайонный следственный отдел (Тимирязевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ВАО

Следственное управление по Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ВАО г. Москвы

Измайловский межрайонный следственный отдел (Измайловский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Перовский межрайонный следственный отдел (Перовский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Преображенский межрайонный следственный отдел (Преображенский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗАО

Следственное управление по Западному административному округу г. Москвы (СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЗАО г. Москвы

Дорогомиловский межрайонный следственный отдел (Дорогомиловский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Кунцевский межрайонный следственный отдел (Кунцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Никулинский межрайонный следственный отдел (Никулинский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Солнцевский межрайонный следственный отдел (Солнцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮВАО

Следственное управление по Юго-Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮВАО г. Москвы

Кузьминский межрайонный следственный отдел (Кузьминский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Лефортовский межрайонный следственный отдел (Лефортовский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Люблинский межрайонный следственный отдел (Люблинский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮАО г. Москвы

Нагатинский межрайонный следственный отдел (Нагатинский

Симоновский межрайонный следственный отдел (Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Чертановский межрайонный следственный отдел (Чертановский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮЗАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮЗАО г. Москвы

Гагаринский межрайонный следственный отдел (Гагаринский

Зюзинский межрайонный следственный отдел (Зюзинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Черёмушкинский межрайонный следственный отдел (Черёмушкинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗелАО

Следственный отдел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы

ТРОИЦКИЙ И НОВОМОСКОВСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГА МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Следственный отдел по Троицкому и Новомосковскому административным округам

Следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере

Международный день детской книги - это ежегодное мероприятие, организатором и спонсором которого является швейцарская некоммерческая организация "Международный совет по книгам для молодежи" (IBBY).

В рамках мероприятия организуются письменные конкурсы, вручаются награды, проводятся встречи с детскими писателями.

Отмечается Международный день детской книги всегда 2 апреля , в день рождения Ганса Христиана Андерсена .

То есть, Всемирный день детской книги отмечают:
* 2 апреля - в день рождения Ганса Христиана Андерсена.

Г.Х. Андерсен - датский писатель, автор множества пьес, путевых заметок, новелл, романов, и, конечно же, сказок. Именно благодаря своим "сказочным" работам автор увековечил своё имя. В настоящий момент не менее 3380 сказок Ганса Христиана Андерсена переведено более чем на 125 мировых языков (включая русский).

В России знаменитый сказочник прославился следующими творениями: "Снежная королева", "Девочка со спичками", "Дюймовочка", "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик", "Оле Лукойле" и т.д..

Таким образом:
* При пятидневке 10 мая 2019 года - выходной день.
* При шестидневке 10 мая 2019 года - рабочий день.

В случае совпадения календарной даты 10.05.2019 с ежегодным оплачиваемым отпуском, отпуск на один день НЕ продлевается.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.