Случаи прекращения права собственности на землю. Как происходит процедура прекращения права собственности на земельный участок. Отчуждение земельного участка собственником

Основания прекращения права собственности установлены в статье 235 ГК РФ. Их можно разделить на 4 группы:

Добровольная передача (отчуждение) права собственности другому лицу;

Добровольный отказ от права собственности;

Гибель или уничтожение имущества;

Принудительное изъятие имущества у собственника.

1) Право собственности может быть прекращено по воле собственника земельного участка в результате отчуждения его другим лицам, т.е. совершения различных сделок .

Согласно статье 52 ЗК РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных некоторых ограничений оборотоспособности земельных участков.

2) Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ должен быть оформлен заявлением, которое подается или в орган государственной власти либо орган местного самоуправления. При отказе лица от права собственности на земельный участок он приобретает режим бесхозяйной недвижимой вещи.

3) Гибель или уничтожение имущества является основанием для прекращения права собственности. Земля, как пространственный базис не может быть уничтожена. Однако возможны случаи уничтожения или порчи земельного участка как объекта права собственности. Например, прибрежный земельный участок может быть уничтожен в результате размыва его водой, изменения русла реки. Земельный участок может быть уничтожен вследствие оползня, обвала и т.д.

4) Принудительное прекращение права собственности на земельный участок может быть при наличии условий и в порядке, предусмотренным законом.

Статья 239 ГК ГФ определяет два основания для изъятия земельного участка:

1. Изъятие для государственных и муниципальных нужд;

2. Изъятие ввиду ненадлежащего использования;

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В статье 49 ЗК определен порядок принудительного изъятия земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие допускается только в исключительных случаях:

- если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ.

Правовым основанием для изъятия является международный договор.

- для размещения объектов государственного или муниципального значения .

Для этих целей изъятие допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов, если какой-либо объект нельзя разместить, не изымая земли, находящиеся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан или юридических лиц.

Иные случаи необходимости изъятия земельных участков могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов РФ. Законами субъектов РФ могут быть установлены такие случаи только в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

Статьей 79 ЗК РФ установлены ограничения изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.3 ст.83 ЗК РФ земельные участки в городах и иных поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Процедура изъятия установлена ст.55 ЗК РФ Принудительное изъятие возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда.

Убытки должны быть возмещены до момента фактического изъятия. Размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются статьями Гражданского кодекса:

В соответствии со ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника путем выкупа. Выкуп допускается только с согласия собственника. Выкуп осуществляется РФ или субъектом, или муниципальным образованием, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля. Решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть предупрежден не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Реквизиция, конфискация, национализация земельного участка:

В соответствии со статьей 50 ЗК РФ предусмотрена конфискация земельного участка. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В соответствии со ст.51 ЗК РФ предусмотрена реквизиция земельного участка. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

В соответствии со статьей 54 предусмотрено принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, безвозмездного (срочного) пользования, сервитута и права аренды земельным участком закреплены в ст. 45- 48 ЗК РФ.

ЗК РФ подтвердил положения статей ГК РФ о принудительном прекращении прав собственности на земельный участок, используемый с нарушением законодательства (не используется в течение трех лет, используется не в соответствии с его целевым назначением, использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки). Анализ этого перечня оснований принудительного прекращения прав на землю показывает, что право частной собственности по сравнению с иными правами на землю защищено более надежно.

Процедура принудительного прекращения прав на землю: В случае неустранения ненадлежащего использования земельного участка налагается административное взыскание в виде штрафа и лицу, виновному в нарушении законодательства, выносится предупреждение о необходимости устранения нарушения в установленный срок. Если и после этого нарушение не будет устранено, то принудительное прекращение прав на землю осуществляется только в судебном порядке.

Особенности купли–продажи земельных участков:

· продавать можно земельный участок, прошедший гос.кадастровый учет;

· продавец не вправе ставить условия о возможности выкупа земельного участка обратно, об ограничении покупателя совершать в дальнейшем действия по распоряжению земельным участком, об отстранении себя от ответственности в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами;

· покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации о земельном участке вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли–продажи и возмещения причиненных ему убытков.

Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):

1. Общие положения

2. Земельные участки

3. Охрана земель

4. Собственность на землю

5. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками



6. Возникновение прав на землю

7. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

8. Прекращение и ограничение прав на землю

9. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

10. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

11. Плата за землю и оценка земли

12. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр

13. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)

14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

15. Земли сельскохозяйственного назначения

16. Земли населённых пунктов

17. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и земли иного специального назначения

18. Земли особо охраняемых территорий и объектов

19. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);
  2. Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);
  3. Как недвижимое имущество;
  4. Как объект права собственности и иных прав.

Земельное право и земельное законодательство.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения . Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют:

1. Гражданский кодекс

2. Водный кодекс РФ

3. Жилищный кодекс РФ

4. Налоговый кодекс

5. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды,

6. Земельный кодекс РФ

7. Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель с\х назначения,

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно Конституции РФ земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок . Прекращено может быть и и . Основания для этого установлены следующие:

  1. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
  2. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
  3. Невыполнение обязательств.
  4. Изъятие надела , владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
  5. Совершение неправомерных действий, в частности:
  • нарушение норм эксплуатации , которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
  • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
  • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
  • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
  • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
  • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
  • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
  • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.

Принудительное на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах .

Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам. В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств. При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится либо муниципальной собственностью.

Способы принудительного прекращения прав

Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

  1. Выкуп. В ГК оговорено, что у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка . Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
  2. земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
  3. Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой . Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.

Порядок прекращения прав на земельный надел

Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок , выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:

  1. Определение основания для осуществления соответствующих действий.
  2. Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
  3. Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр . Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
  4. За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
  5. Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд . Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.

Если лишение прав на частную собственность проходит не в связи с государственной или муниципальной необходимостью, владелец, совершивший правонарушение или не соблюдавший правила эксплуатации надела, заблаговременно уведомляется о причине. В некоторых случаях назначается штраф , при его неуплате и игнорировании предупреждения официальный орган власти или управления на местах выносит соответствующее решение. Согласие собственника с действиями данных органов, оформленное в письменном виде, позволит выставить участок на аукцион. В случае несогласия владельца с решением, дело направляется в суд.

Список документов

Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

  • Заключение о состоянии участка.
  • Уведомление собственника.
  • Соглашение об изъятии надела.
  • Письменное согласие собственника.

Также применяются следующие документы:

  • Судебные приказы и исполнительные листы.
  • Постановления уполномоченных органов и приставов.
  • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.

Последствия принудительного лишения собственности на землю

После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади , а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.

Пример по принудительному прекращению права на земельный участок

В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.

Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе , в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.

Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.

Заключение

Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:

  1. Принять такое решение может только суд.
  2. Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
  3. Возможно провести обжалование .
  4. Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел

Вопрос : Добрый день, пишет вам Анастасия. Ответственные лица нашей городской администрации поставили меня в известность о том, что участок, находящийся в собственности будет изъят в связи с территориальной необходимостью – для строительства дороги. На основании чего может быть осуществлена такая процедура?

Ответ : Анастасия, ЗК предполагает соблюдение конкретных условий для проведения процедуры изъятия участка в связи с муниципальной или государственной необходимостью. Они оговорены в . В частности, необходимость строительства автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при отсутствии альтернативы).

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.



Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки