Социология М.Вебера. Социальное поведение по М. Веберу

Макс Вебер , сочинения: “Хозяйственная этика мировых религий“, “Протестантская этика и дух капитализма” и т.д.

Критерием выделения главного в индивидуальном, по Веберу, является “отнесение к ценности”. Ценности могут быть - теоретические (истина), политические (справедливость), нравственные (добро), эстетические (красота).Эти ценности имеют значимость для всех существующих субъектов, имеют абсолютное значение в рамках определенной исторической эпохи.

Необходимость понимания предмет своего исследования, согласно Веберу, отличают социологию от естественных наук. Она рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своими действиями определенный смысл. Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социология, по Веберу, должна быть понимающей, так как действие индивида, осмыслено.

Перечисляя возможные виды социального действия, он выделяет 4: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное .

Целерациональное может быть определено, через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, и при использовании этого ожидания как “условия” или “средства” для рационально направленных и регулируемых целей. Критерием рациональности является успех.

Ценностно-рациональное - через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность(самоценность) определенного поведения, взятого как таковое и независимо от успеха.

Аффективное - аффективно или особенно эмоционально через чувства.

Традиционное - через привычку.

Основой политической социологии М. Вебера является господство . Оно означает шанс встретить повиновение определенному приказу. Выделяется три типа господства.

16. Общая теория действия т. Парсонса.

Толкотт Парсонс . По Парсонсу, реальность, несмотря на ее необъятность, организована логически, рационально и имеет системный порядок. Выделяемая им общая модель действия, названная единичным актом, подразумевает обобщенную модель любого действия человека, взятую в ее сущностных чертах. Эта модель включает:

1. одного человека (действующее лицо ), наделенного способностью и стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного описать способы их достижения;

2. ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы по отношению к которым направлено действие и от которого оно зависит.

Ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Концепция системы берется Парсонсом из общей теории систем.

Системы действия являются открытыми , поэтому они, чтобы продолжать свое существование (поддерживать порядок), должны удовлетворять человеческим системным потребностям или функционально необходимым условиям: 1) адаптации; 2) целеполагания; 3) интеграции; 4) латентности.

Латентность – поддерживание определенного образца. Т.о., каждая система может быть представлена четырьмя подсистемами, образованными за счет удовлетворения системных потребностей, необходимых для продолжения существования системы как таковой:

1. каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (адаптация);

2. каждая система должна иметь средства для определения порядка достижения целей и мобилизации ресурсов в порядке их достижения. Это называется целеполаганием;

3. каждая система должна поддерживать свое единство, т.е. внутреннюю координацию ее частей и пресекать возможные отклонения. Это называется интеграцией;

4. каждая система должна стремиться к соответствующему равновесию. Это латентность.

Парсонс выделил следующие уровни иерархии, начиная с живой системы, включающей организмы. Живая система включает 4 подсистемы:

1. Физико-химическая состоит из физических и химических процессов. Использует функции адаптации к неорганическому окружению.

2. Органическая система выполняет функции целеполагания для живой системы.

3. Трансцендентальная, включающая условия существования живой системы и выполняющая функцию поддержания порядка и снятия напряжения внутри живой системы.

4.Система действия (единичный акт) – это действия, контролируемые решениями принимаемыми под влиянием обстановки и выполняющей функции интеграции, живой системы.

Для системы действия (4) выделяют еще 4 подсистемы: а) биологическая система; б) система личности, формируемая в процессе социализации; в) социальная система – совокупность ролевых статусов, управляемых нормами и ценностями; г) культурная система – совокупность идей, различных идеалов.

Далее Парсонс обосновал тезис о том, что любая система контролируется подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом, но потребляет наименьшее количество энергии. Среди систем действия, наибольшим энергетическим потенциалом обладает биологическая система. Она создает условие для протекания действия, но в то же время оказывает наименьшее управляющее воздействие. Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом – культурная и она обладает наиболее высоким контролирующим статусом.

Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — это и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности это не так, и многие виды поведения не являются действием. Например, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Например, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Каждый человек владеет навыками, над которыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и поэтому не может быть абсолютно свободным. Но так как его действия по своей структуре являются проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Понимающая социология Макса Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Например, понятия «экономический обмен», «капитализм», «ремесло» и др. — суть лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средства для изображения исторических образований.

В отличие от истории, где конкретные события, локализованные в пространстве и во времени, объясняются каузально (причинно-генетические типы), задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Типы социального действия по М. Веберу

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

  • целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
  • ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
  • аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;
  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

  • легальный , — в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;
  • традиционный — обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
  • харизматический — основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс . В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация .

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические . В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм . В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла . В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.


| |

Теория социального действия

Однако поведение индивида изучает и психология, и в этой связи возникает вопрос: в чем же отличие психологи ческого и социологического подходов к изучению индиви дуального поведения?

На этот вопрос Вебер ответил в самом начале своего ито гового труда «Хозяйство и общество». Социология, по его мнению, есть наука, которая хочет понять и причинно объяс нить социальное действие в его течении и проявлениях.

В данном случае революционность научных воззрений Вебера заключается в том, что именно он выделил в каче стве предмета социологии элементарную единицу, которая лежит в основе всей социальной деятельности людей, про цессов, организаций и т. п.

Главной характеристикой социального действия как фун дамента социального бытия, по Веберу, является смысл, а само оно не просто действие, а человеческое действие, подчеркивает автор. Это означает, что действующий индивид или действующие индивиды «связывают с ним субъективный смысл». Собственно «социальным» действием «должно называться такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нем действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своем течении». Способ, каким совершается действие или система действий, Вебер называл «поведением, адекватным смыслу» («Основные социологические понятия»).

Основными компонентами социального действия, по Веберу, являются цели, средства, нормы. Само социальное действие, содержащее смысл и ориентацию на других и их действия, является идеальным типом. Критерием выделения типов социального действия является рациональность, точнее, ее мера.

В данном случае Вебер использовал понятие рациональности в чисто методологическом значении. С помощью этого понятия и на его основе он строил типологию социальных действий. Градация шла по степени реальной осмысленности действия с точки зрения расчета целей и средств. Таких типов у Вебера было четыре.

1. «Целе-рациональное» действие заключает самую высокую степень рациональности действия. Цель, средства и нормы в нем взаимно оптимальны и соотнесены друг с другом.

Наиболее показательным примером «целе-рационального» действия является действие в сфере капиталистической экономики.

2. «Ценностно-рациональное» действие связано с усилением давления норм, например убеждений. Капиталист, отчисляющий деньги на благотворительность, церковь, тратящий их на игру в карты и т. д., а не вкладывающий их в производство с целью достижения дальнейшего успеха, ведет себя в соответствии с этим типом социального действия.

3. Традиционное действие Вебер рассматривает по аналогии с «тупым пребыванием» в рутинных обстоятельствах. Это действие - по трафарету, по привычке, по традиционному установлению.

Осмысление такого «пребывания» возможно в двух случаях: как прорыв традиционности и как сознательное его оправдание с целью прагматического использования.

4. Аффективное действие также имеет свою цель, в понимании которой доминируют эмоции, порывы и т. д. Цель и средства не соответствуют друг другу и часто вступают в противоречие.

Пример - поведение футбольных болельщиков, которое характеризуется самым низшим уровнем рациональности.

Возможность использования категории «социальное действие» в науке выдвигает четкое требование: она должна быть обобщающей абстракцией. Образование типологии социальных действий есть первый шаг на этом пути. Вебер определял социальное действие как обобщенную среднюю величину массового, например, группового поведения и его мотивов. Понимание этого действия возможно только на основе внешних, «объективно данных ситуаций», влияющих на его «течения и проявления». Инструментом такого анализа и является идеальный тип, ибо социальный контекст заведомо включен в содержание категорий, «участвующих» в его конструировании.

Понимание, как и само социальное действие, также является обобщенной и усредненной величиной и напрямую с ним связано. По словам Вебера, это «средне и приблизительно рассматриваемый» смысл действия. Типология социальных действий представляет собой идеально-типическое изображение «усредненных» и потому «понятных» способов поведения, типических ориентаций в типических условиях.

Социология и другие социально-исторические науки, оперирующие идеальными типами, дают «знание об определенных, известных в опыте правилах, особенно о том способе, которым люди обыкновенно реагируют на данные си туации» {«Основные социологические понятия»).

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Глава 12. Физическая теория и техническая теория. генезис классических технических

Из книги Винни Пух и философия обыденного языка автора Руднев Вадим Петрович

8. Речевые действия Характер человека опосредует его восприятие реальности. Но человек воспринимает реальность при помощи языка, и только при его помощи. Реальность такова, какой ее описывает язык (тезис лингвистической относительности Б. Л. Уорфа ). Но язык не

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ДЕЙСТВИЯ III. Главные действия, оказывающие влияние на субстанции, таковы: 1) бросание вверх (аткшепана), 2) бросание вниз (авакшепана или апа), 3) сжатие (акункана), 4) расширение (утсарана или прассарана) и 5) ходьба (гамана). Эти действия или движения иногда отождествляются с

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ …Первичная сущность по необходимости должна быть всецело актуальной и не допускать в себе ничего потенциального. Правда, когда один и тот же предмет переходит из потенциального состояния в актуальное, по времени потенция

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

ТРИ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ СМИ Лучший способ понять власть СМИ - это посмотреть на революцию в СМИ, которая происходит сегодня, в исторической перспективе, и ясно представить себе различия между тремя разными способами коммуникации. Очень сильно упрощая, можно сказать, что в

Из книги Алгоритмы разума автора Амосов Николай Михайлович

Из книги Нерешенные проблемы теории эволюции автора Красилов Валентин Абрамович

Из книги Обоснование интуитивизма [ёфицировано] автора Лосский Николай Онуфриевич

I. Теория интуитивизма (теория непосредственного усмотрения связи основания и следствия) Суждение есть акт дифференциации объекта путём сравнения. В результате этого акта, при успешном выполнении его, мы имеем предикат P, т. е. дифференцированную сторону

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

17.5.2.3. Текучее время в физике: специальная теория относительности, общая теория относительности, квантовая механика и термодинамика Беглый обзор четырех областей современной физики: специальной теории относительности (СТО), общей теории относительности (ОТО), квантовой

Из книги Избранные произведения автора Вебер Макс

I. Понятие социологии и «смысла» социального действия Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и

Из книги Саентология: Основы мысли автора Хаббард Рон Лафайет

2. Понятие социального действия 1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем

Из книги Макс Вебер за 90 минут автора Митюрин Д.

II. Мотивы социального действия Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или

Из книги Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии автора Сартр Жан-Поль

Цикл действия Самая основополагающая идея в Саентологии называется «циклом действия».Цикл = промежуток времени, имеющий некоторое начало и некоторое окончание = интервал во всеобщности времени, имеющий начало и окончание = в безначальном и бесконечном времени можно

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

Теория социального действия. Однако поведение индивида изучает и психология, и в этой связи возникает вопрос: в чем же отличие психологического и социологического подходов к изучению индивидуального поведения?На этот вопрос Вебер ответил в самом начале своего

Из книги автора

2. Действия из самообмана Если мы хотим выйти из затруднения, нужно исследовать более подробно действия из самообмана и описать их. Это описание, может быть, позволит нам определить с большей четкостью условия возможности самообмана, то есть ответить на наш исходный

Из книги автора

21.5 (М25) Действие: центр действия (ЦД) и территория действия (ТД) Центральный маркер (М25) «действие», является звеном объединяющим всю конструкцию из маркеров и множителей. Исходя из этого, можно дать такое определение этого понятия: «Действие - способ проявления человека, в

М. Вебер: концепция социального действия и его типов

3.2 Особые виды социального действия по М.Веберу

Помимо шести типов социального действия по их ориентации Вебер выделил ещё четыре особых вида: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. с.- 103. «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1) целерационально, то есть через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей при использовании этого ожидания как «условия»

Или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2) ценностно-рационально, то есть через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

3) аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;

4) традиционно, то есть через привычку.

Нельзя сразу же не обратить внимание на то, что даже два последних вида действия - аффективное и традиционное - не являются социальными действиями в строгом смысле слова, т.к. здесь не имеется дела с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Сам Вебер отмечает что «строго традиционное поведение, так же как и чисто реактивное подражание, целиком и полностью стоит на границе, а часто и по ту сторону того, что можно назвать вообще действием, ориентированным «по смыслу», ибо это очень часто лишь притуплённая реакция на привычные раздражения, протекающая по однажды принятой привычной установке. Только ценностно-рациональное и целерациональное действия суть социального действия, в веберовском значении этого слова.

«Чисто ценностно-рационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо… «дела». Ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с заповедями или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. В случае ценностно-рационального действия цель действия и оно само совпадают, они не расчленены, так же как и в случае аффективного действия; побочные следствия как в первом, так и во втором в соображение не принимаются.

В отличие от ценностно-рационально действия последний, четвертый тип - целерациональное действие во всех отношениях поддается расчленению. «Целерационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу».

Четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективные действия можно назвать субъективно-иррациональными (объективно они могут оказаться рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью; однако этот тип действия только относительно рационален, поскольку, прежде всего, сама ценность принимается без дальнейшего опосредствования и обоснования и (в результате) не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Реально протекающее поведение индивида, говорит Вебер, ориентированно, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия: в нём имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. Правда, в разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в обществах, которые Вебер назвал «традиционными», преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, разумеется, не исключены и два более рациональных типа действия. Напротив, в индустриальном обществе наибольшее значение приобретает целерациональное действие, но все остальные типы ориентации в большей или меньшей мере присутствуют и здесьГайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991. с. 74.

Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. с. 105.

Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращется из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.

В учении Вебера рациональность подразделяется на формальную и материальную, различие между которыми весьма существенно.

«Формальной рациональностью хозяйства следует обозначить меру технически для него возможного и действительно применяемого им расчета». Наоборот, материальная рациональность характеризуется степенью, «в которой любое обеспечение материальными благами благами определённой группы людей принимает или может принимать вид экономически ориентированного социального действия с точки зрения определённых ценностных постулатов».

Материальная рациональность связана с ценностно-рациональным типом действия, формальная - с целерациональным, что превращает её в рациональность самому по себе.

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Чтобы сделать окончательный вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Макса Вебера, необходимо подробно рассмотреть данную теорию и сделать вывод о том, может ли быть креативность в таком социальном действии...

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма...

М. Вебер

Социологические воззрения Спенсера, Дюркгейма, Вэбера

Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие -- это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение...

Социологические теории М. Вебера

Концепция социального действия составляет ядро творчества М. Вебера. Он разрабатывает принципиально иной подход к исследованию общественных процессов, заключающийся в понимании «механики» поведения людей...

Социологическое творчество М. Вебера

По мнению Вебера, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом»...

Структура социальных взаимодействий

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то...

теория социальный действие социальный М. Вебер (1864--1920) - крупнейший немецкий специалист в области политической экономии, права, социологии, философии. М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом его мировоззрение...

Теории социального действия в социальной работе

Толкотт Парсонс (1902 - 1979 гг.) является известным американским социологом, основавшим структурный функционализм и теорию социальных систем. Исследование Т. Парсонсом социальных систем основано на общей теории социального действия...

Теории социального действия в социальной работе

Алексей Николаевич Леонтьев (1903--1979) - один из влиятельных учёных отечественной психологии, основатель и декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. При разработке теории деятельности А.Н. Леонтьев опирался на идеи Л.С. Выготского и М.Я...

Теории социального действия в социальной работе

М. Вебер (1864-1920) - крупнейший немецкий специалист в области политической экономии, права, социологии, философии. М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом его мировоззрение. Среди них Г. Риккерт, К. Маркс, И. Кант, Н...

Теория действия в социологии

“Действием” мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или терпеливому принятию)...

Теория действия в социологии

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие...

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии

С пониманием социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология - пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»...