Сообщение орфей. Значение слова орфей в словаре-справочнике мифы древней греции. Кто такой Орфей

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

кто такие орфей и эвридика и получил лучший ответ

Ответ от Altera[новичек]
Орфей и Эвридика
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
- Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
- Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
- Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
- Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такие орфей и эвридика

Ответ от Ётрёмный КеКс [активный]
Миф об Орфее и Эвридике
Орфей - одна из самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений, которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона, без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом - корни того, что мы называем сейчас наукой, искусством, и в целом культурой. Если обратиться к истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к развитию, которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры, законы музыки и т. д. Орфей появляется в очень сложное для истории Греции время: люди погрузились в полудикое состояние, культ физической силы культ Вакха, самых низменных и грубых проявлений.
В этот момент, а это было около 5 тысяч лет назад, появляется фигура человека, которого предания называли сыном Аполлона, ослепляющего свое физической и духовной красотой. Орфей - его имя переводится как «лечащий светом» («аур» - свет, «рфе» - лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9–ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.
Одним из самых знаменитых мифов - миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.
Орфей продолжает борьбу против лунных культов, против культа Вакха, он погибает растерзанный вакханками. Миф говорит также о том, что голова Орфея какое-то время пророчествовала, и это был один из самых древнейших оракулов Греции. Орфей приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил то дело, которое он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит импульс для новой религии и новой культуры. Новая культура и религия, возрождение Греции рождается в тяжелейшей борьбе. В момент, когда господствовала грубая физическая сила, приходит тот, кто приносит религию чистоты, красивого аскетизма, религию высокой этики и морали, которая послужила противовесом.
Учение и религия орфиков принесла красивейшие гимны, через которые жрецы доносили крупицы мудрости Орфея, учение о Музах, помогающих людям через свои таинства, открыть в себе новые силы. На учение Орфея опирались Гомер, Гесиод и Гераклит, последователем орфической религии стал Пифагор, который стал основателем пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве. Благодаря Орфею в Греции снова возрождаются мистерии - в двух центрах Элевсинах и Дельфах.
Элевсины или «место, куда пришла богиня» , связано с мифом о Деметре и Персефоне. Суть Элевсинских мистерий в таинствах очищения и возрождения, они были основаны на прохождении души через испытания.
Другую составляющую религии Орфея составляют мистерии в Дельфах. Дельфы как соединение Диониса и Аполлона представляли собой гармонию противоположностей, которую несла в себе орфическая религия. Аполлон, характеризующий порядок, соразмерность всего, дает основные законы и принципы построения всего, строительства городов, храмов. И Дионис, как обратная сторона, как божество постоянного изменения, постоянного преодоления всех возникающих преград. Дионисийское начало в человеке постоянный неиссякаемый энтузиазм


Ответ от ИРИНА НИКУЛИНА [новичек]
спасибо большое за это я очень рада сразу могу сказать то что получу пять


Ответ от Александр Вышний [активный]
Орфей - это на самом деле Иисус Христос. А Гречество - это христианство.
1) Орфей это человек, чьи деяния божественны – также как Иисус это человек, чьи деяния божественны
2) Растерзание Орфея менадами – это память о мучениях и смерти Христа
3) Убийство Орфея перуном Зевса (в версии Павсания) – это удар (солдатом) копьем в бок тела Христа
4) Гора Пангей, где разорвали Орфея (в трагедии Эсхилла «Бассариды», фр. 23-24 Радт) – это память о горе Голгофе, где был распят Иисус Христос
5) Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы – это память о распятии Христа на «древе», т. е. о трех крестах – Иисуса и двух разбойников - т. е. это «три древа» или «дубы»
6) На Лесбосе было святилище, где пророчествовала голова Орфея– это искаженный образ «Спаса нерукотворного», т. е. плащаницы, в которую завернули тело снятого с креста Иисуса и на которой остался отпечаток тела и лица, после чего плащаницу сложили несколько раз так, что стало видно только лицо, т. е. «голова» Иисуса («Спас нерукотворный») – плащаница до сих пор хранится в данной форме
7) Спуск Орфея в Аид за Эвредикой – это спуск Иисуса Христа в Ад за Евой и Адамом
8) Орфей любимец Аполлона – Аполлон это еще одно отражение Христа, Христос-свет, «духовное солнце», поэтому неудивительно переплетение сюжетов Орфея и Аполлона
9) С помощью золотой лиры Орфей мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы – это память о чудесах Иисуса, а еще отражение слов «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
10) Орфей создал религиозное учение «орфизм» - это христианство, которое создал Иисус
11) Орфей один из аргонавтов, путешествовавших за золотым руном – «золотое руно» это шкура барана, т. е. «Агнца Божьего» Иисуса (т. е. не простого агнца, а «божественного», «золотого»), поэтому связь Орфея и «золотого руна» неудивительна.
12) Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике – Деметра является отражением Богородицы, матери Христа (Деметра – богиня-мать), поэтому неудивительно что в храме Деметры-Богородицы стоит статуя ее сына Орфея-Христа.
Более того - Дионис, Гермес, Прометей, Асклепий, Аполлон, Пан - всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.
Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа - они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».
Дионисийские мистерии (где главный бог Дионис), Орфизм (бог Орфей), Герметизм (бог Гермес Трисмегист), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сотни «Черных Мадонн» в Европе оказались египетскими статуями Исиды – потому что египетство – это изначальное христианство, а «Исида» - это «Иси-да», т. е. относящаяся к Исе (Иисусу), «Иисусова» (наподобие мужского «Валентин» и женского «Валенти-да»). Поэтому также в Европе широко почитался культ Митры (митраизм, зороастризм) – ведь это просто вариант христианства, как и гречество. Поэтому в разных странах было почитание якобы разных богов, но при этом одинаковых по смыслу, как в Египте с Имхотепом и в Греции с Асклепием - просто всё это одна религия - христианство, но с местными особенностями. Именно поэтому греки спокойно отождествляли своих богов с египетскими и другими - потому что кроме разницы в именах они ничем не различались, - всё было христианством.

Одним из персонажей греческих мифов является Орфей, рожденный от музы Каллиопы и фракийского речного бога Эагра. Орфей был прекрасным музыкантом и певцом: когда он играл на своей лире и пел, люди останавливались, как завороженные, а животные замирали.

«Орфей, играющий на лире». Мозаика

С его именем связано множество легенд. Например, Орфей был одним из участников знаменитого похода аргонавтов. Игрой на лире и пением он усмирял волны на море, помогая таким образом гребцам. Его пение развеяло гнев Идаса. Одна из самых известных легенд рассказывает о том, как Орфей посещал царство мертвых. Он был женат на Эвридике и очень любил свою жену. Однажды ее укусила змея, и Эвридика умерла. Безутешный Орфей отправился в Аид для того, чтобы вернуть свою супругу. Он покорил своим пением стражей царства мертвых, и они согласились вернуть ему Эвридику при условии, что он не взглянет на нее до тех пор, пока она не войдет в дом. Но Орфей не смог выполнить наказа: он обернулся к своей жене, и она, сразу же превратившись в тень, улетела обратно в царство мертвых.

Знаменитую лиру, на которой играл Орфей, смастерил Гермес из панциря черепахи и жил быков Аполлона. Он натянул на нее семь струн - в честь семи дочерей Атланта. Аполлон сам настроил лиру и подарил ее Орфею, а тот натянул еще две жилы, и струн стало девять, что символизировало девять муз.

Вторая, наиболее известная легенда повествует о гибели Орфея, причиной которой явилось недостаточное почтение к богу Дионису. Орфей более других почитал Гелиоса, называя его Аполлоном. Узнав об этом, Дионис разозлился и наслал на певца своих спутниц - менад, которые разорвали его тело на части и разбросали по всей земле. Узнав об этом, лиры собрали все части тела Орфея и похоронили в Либертах. Все камни, деревья, птицы и звери долго оплакивали гибель певца. Музы не смогли найти только его голову. Она некоторое время плыла по реке Гебр и достигла острова Лесбос, где ее нашел Аполлон. Голова так и осталась на острове: она пророчествовала и совершала различные чудеса. Душа Орфея спустилась в царство мертвых и соединилась с Эвридикой.

Согласно одной из легенд, менадам пришлось понести наказание за то, что они лишили мир песен Орфея: сам Дионис превратил их в дубы.

До наших дней сохранились изображения Орфея. Его показывали молодым безбородым юношей, одетым в легкую хламиду и высокие кожаные сапоги. Самым древним считается его изображение на рельефе метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах.

Г. Моро. «Орфей»

К легендам об Орфее в своем творчестве обращались многие художники и скульпторы, в том числе Дж. Б. Тьеполо, П. Рубенс, Я. Тинторетто, О. Роден. Миф об Орфее и Эвридике неоднократно использовали в своих произведениях различные писатели и поэты: Р. М. Рильке, Ж. Ануй, А. Жид, М. Цветаева и др.

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих зарубежных фильмов автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Фонтан Орфей (1936 г.) Когда смотришь композиции Миллеса, вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Искусство не есть наслаждение, утешение или забава, искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человеческой, переводящий разумное сознание людей в чувство».

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Орфей (греч.) - фракийский певец, сын речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. О. участвовал в походе аргонавтов, усмиряя музыкой волны и помогая гребцам корабля. Когда жена О. Эвридика погибла от укуса змеи, он спустился за ней в царство мертвых. Звуки его

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Орфей Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий («Георгики») и Овидий («Метаморфозы»), пение Орфея - легендарного музыканта Древней Греции - было столь хорошо, что дикие звери выходили из своих нор и следовали за певцом послушно, как ручные;

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Орфей спускается в ад (Orpheus Descending)Пьеса (1957)Действие пьесы разворачивается в «маленьком городке одного из южных штатов». Владельца универсального магазина Джейба Торренса, вожака местного ку-клукс-клана, привозят из больницы, где после тщательного обследования врачи

Из книги Герои мифов автора

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Орфей (Orphee) Одноактная трагедия (1925–1926) Действие разворачивается в гостиной загородной виллы Орфея и Эвридики, напоминающей салон иллюзиониста; несмотря на апрельское небо и яркое освещение, зрителям становится очевидно, что

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Орфей Одним из персонажей греческих мифов является Орфей, рожденный от музы Каллиопы и фракийского речного бога Эагра. Орфей был прекрасным музыкантом и певцом: когда он играл на своей лире и пел, люди останавливались, как завороженные, а животные замирали. «Орфей,

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Орфей был сыном гиперборейца Аполлона и гречанки, жрицы священного храма. От отца-северянина ему достались темно-голубые глаза, от матери-дорийки - золотые кудри волос. Незаконнорожденный ребенок с раннего детства был обречен на скитания. После странствий по горам и лесам северной Греции подросший сын Аполлона попал во Франкию (современную Болгарию). Его белокурые волосы, ниспадающие на плечи, казались фракийцам странными, нечеловеческими, а мелодичное пение вызывало неведомые чувства. Суровые воины побаивались проникновенного взгляда его синих глаз. Женщины были очарованы чужестранцем, говорили, что в его глазах сочетается могучий свет солнца с нежным сиянием луны. Экстатические вакханки, жрицы культа Вакха, следовали за ним по пятам, вслушивались в непонятную речь и странные мелодии.

Великая болгарская ясновидящая Ванга рассказывала об Орфее: «Я вижу его сначала как несчастное дитя в отрепьях… Потом он превратился в молодого бродягу, нечесаного и небритого, с нестриженными ногтями. Но он продолжал петь. И песни ему подсказывала сама земля… Он прикладывал ухо к земле и пел. И дикие звери сидели вокруг и слушали его пение, но не понимали его…»

Шло время, и блаженный юноша из леса нашел себе среди фракийских женщин супругу - Эвридику. Когда она внезапно умерла, исчез и он. Тогда и сложилась легенда, что Орфей спустился в Аид, очаровал своим пением Персефону и Эриний, которые согласились отпустить из Мира вечной тени Эвридику, поставив условие, что певец по дороге не должен оглядываться на жену, но он не удержался, обернулся и навсегда потерял свою суженую.

В действительности же юноша отправился в дальнейшие странствования: сначала в греческий город Самофрас, а оттуда - в Египет, где попросил убежища у жрецов в одном из храмов Мемфиса. Там он приобщился к тайнам мистерий, прошел через испытание смертью и получил посвящение в жрецы. В Мемфисе чужестранец получил и новое имя - Орфей или Арфа, составленное из двух финикийских слов, означающих «свет» и «исцеление».

Имя оказалось пророческим - Орфей принес божественный свет в свой дикий край.

Из Египта новый посвященный вернулся через Грецию во Фракию и пришел к горе Каукаион, где возвышалось древнее святилище бога богов - Зевса. Некогда это имя было свято для каждого фракийца, но с недавних пор все изменилось: люди стали поклоняться земным богам, предпочитая осязаемые радости иллюзорным. В святилище громовержца остались лишь доживающие свой век немощные жрецы, по всей стране славили Вакха. Поэтому Орфея на горе Каукаион встретили как долгожданного избавителя, способного повернуть народ от телесного и темного - к духовно-просветленному. Со всем энтузиазмом молодости, используя сокровенные знания, полученные в Мемфисе, Орфей взялся за дело духовного возрождения Фракии. Он ввел новые, дионисийские, мистерии, преобразовав сам культ Вакха и укротив вакханок. Утвердил первенствующее значение Зевса надо всеми богами и вскоре стал первосвященником всей Фракии, а затем распространил свое влияние и на Грецию. Он не только вернул своему отцу Аполлону былую славу в Дельфах, но и положил основу для трибунала Амфиктионов, приведшему Элладу к общественному единству. Орфей стал также великим жрецом Олимпийского Зевса, а для посвященных - Учителем, раскрывшим значение Диониса небесного. Его почитали как отца мистов, создателя священных мелодий, властителя душ. Называли бессмертным и триады увенчанным: в аду, на земле и на небесах Считали животворящим гением священной Греции, пробудившим ее божественную душу. Говорили, что его семиструнная лира своим звучанием охватывает всю вселенную, а каждая струна соответствует одному из состояний человеческой души, содержит тайну одной науки и искусства.

Так юноша-бродяга стал святым певцом и первосвященником Греции и Фракии.

…Чем ярче сияние Света, тем активнее ненависть Тьмы. За успехами Орфея пристально следила престарелая Аглаониса, жрица богини смерти Гекаты. По ее наущению была убита мать Орфея, а сам он, спасшийся лишь чудом, стал нищим бродягой. Аглаониса с помощью злых чар лишила воли деву Эвридику и уже видела ее принесенной в жертву Гекате, но помешало вмешательство божественного певца. Корчась от бессильной злобы, колдунья поклялась отомстить и вскоре осуществила свое обещание.

Спустя три дня спаситель и спасенная украсили себя гирляндами бога Гименея - стали мужем и женой. На свадьбе одна из вакханок поднесла Эвридике кубок, испив который молодая должна была познать все тайны лечебных трав. Заинтригованная девушка пригубила кубок и после первого глотка упала замертво - смертельный яд Агланоисы сделал свое дело.

Черная колдунья погубила мать и жену, но не избавилась от главного соперника - Орфея! …Наступил момент ее мрачного торжества, когда первосвященник надолго уехал из Фракии в Грецию. За это время служительница Гекаты собрала вокруг себя послушных вакханок, запуганных фракийских вождей и двинулась во главе этого воинства к горе Каукаион. Она намеревалась взять штурмом святилище Зевса, вырезать его жрецов и покончить с религией Света.

Узнав об этом, Орфей вернулся в святилище. Жрецы встретили его упреками:

Ты пришел слишком поздно! Почему ты не сделал ничего, чтобы защитить нас? Аглаониса ведет вакханок, а те ведут за собой фракийцев. Колдунья поклялась убить нас на наших же алтарях! Чем ты сможешь защитить нас? Не молниями ли Зевса и стрелами Аполлона?

Не оружием, а живым словом защищают Богов, - ответил им Орфей и спустился во враждебный стан в сопровождении одного ученика.

Он обратился к воинам со словами правды о божественном Свете. Орфей говорил долго, и его слушали молча, словно запоминая сказанное. Внезапно в круг воинов ворвалась Аглаониса с криками: «Кого вы слушаете, чародея? О каком Боге он вам толкует? Нет никакого бога, кроме Гекаты! Вот сейчас я велю своим вакханкам растерзать этого проходимца, и посмотрим, как защитит его Зевс!»

Вакханки по ее сигналу кинулись на первосвященника. Следом за ними ринулись воины и пронзили Орфея мечами. Обливаясь кровью, он протянул руку к ученику, сказав: «Вот также я видел, как Аглаониса убивает мою мать… Запомни: люди смертны, но Боги не перестанут жить!»

Фракийцы, ставшие свидетелями смерти божественного певца, ужаснулись и ушли от горы Каукаион. Ученик Орфея основал новую религию, его единоверцы - орфики, рассказывали людям о том, что в каждом человеке есть божественное и темное начала, которые борются между собой. От исхода этой борьбы зависит и посмертное воздаяние душе человека. Загробный суд мог предназначить человека к новой земной жизни, иногда даже в образе животного. Потому убийство животных приравнивалось орфиками к убийству человека. Только пройдя через ряд перевоплощений, человек мог достичь вечного жилища праведников, находящегося на звездах. Грешники же направлялись в Аид, к Гекате Одно время популярность этой религии затмила Зевса и Аполлона, с ней боролись жрецы официального культа Олимпийцев.

И потому мистерии в честь Орфея стали тайными, на них допускались лишь избранные и готовые приобщиться к знанию о тонких мирах, божественном Свете, оживляющем Вселенную.