Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов. Классификация видов использования лесов

Виды использования лесов можно классифицировать по различным основаниям.

Так, проф. Р. К. Гусев природопользование подразделяет на: 1) потребляемое; 2) непотребляемое. Потребляемое природопользование выражается в изъятии потребляемой части природного ресурса, составной части компонента природной среды. "Использование леса как природного ресурса в значительной мере связано с потреблением лесной продукции"2. В то же время при строгом соблюдении расчетной лесосеки (равной ежегодному приросту древесины на корню и применении неистощительных методов лесопользования) лес может не утрачивать экологических, культурно-эстетических, средообразующих и других полезных природных свойств, а при условии своевременного и расширенного лесовосстановления - улучшать свое состояние.

В ЛК РФ используется данная классификация. В ч. 1 ст. 24 ЛК РФ закреплено, что использование лесов осуществляется с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Большинство видов землепользования и лесопользования осуществляется с изъятием лесных ресурсов. Например, при строительстве водохранилищ на лесных землях происходит вырубка лесов на значительных площадях. Без изъятия лесных ресурсов осуществляются некоторые виды рекреационного использования лесов (например, нахождение граждан в лесах), осуществление охоты, осуществление некоторых видов научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и др. Тем самым большинство видов использования лесов относятся к потребляемым видам природопользования.

Отличие лесного хозяйства от рудничного1 заключается в том, что при его ведении надо (и возможно) не только максимально использовать продукт (например, древесину), но и необходимо одновременно создать условия для развития подрастающих деревьев, а также других растительных организмов. Отсюда следует необходимость использования лесов в зависимости от природно-климатических условий, их целевого назначения и др. Особенность леса по сравнению, например, с минеральными природными ресурсами заключается в том, что он является возобновляемым природным ресурсом.

Виды использования лесов можно классифицировать и по другим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков. Большинство видов использования лесов осуществляется с предоставлением лесных участков, на которых произрастают леса. На них, собственно, и осуществляется деятельность по лесопользованию и землепользованию. Например, лесные участки предоставляются для заготовки древесины. Как определено в ч. 3 ст. 29 ЛК РФ для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Без предоставления лесных участков могут осуществляться некоторые виды рекреационной деятельности, ведение охоты, а также заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений.

По целям предоставления лесных участков как виды землепользования, так и виды лесопользования можно классифицировать на предоставляемые для предпринимательской деятельности и предоставляемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом большинство видов землепользования в соответствии с ЛК РФ являются непредпринимательской деятельностью.

Отнесение некоторых видов использования лесов к предпринимательской деятельности связано с попыткой разграничения платы по использованию лесов и налогообложения предпринимательской деятельности, для того чтобы наряду с платой за использование лесов взимать соответствующие налоги с пользователей лесных участков1.

Необходимость регулирования отношений по осуществлению предпринимательской деятельности в сфере лесопользования вызвана крайне неэффективным использованием земель лесного фонда России, которые составляет 69% территории страны, однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует ресурсному потенциалу лесов. Так, на долю России, владеющей почти четвертью мировых лесных ресурсов, приходится всего чуть более 3% вывоза древесины. Доля лесной продукции в валовом внутреннем продукте не превышает 3%.

В ст. 25 ЛК РФ законодатель называет 16 видов использования лесов, при этом их перечень не носит исчерпывающего характера. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ могут быть установлены иные виды использования лесов, которые определяются в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ. В последней норме устанавливается, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Почти все виды лесопользования, предусмотренные ЛК РФ, являются предпринимательской деятельностью. Впервые действующий ЛК РФ в отличие от прежнего ЛК РФ 1997 г. прямо устанавливает, какие из видов деятельности по использованию лесов являются предпринимательской деятельностью. Лесной кодекс РФ предусматривает, в каких договорных формах следует осуществлять данные виды деятельности. Признание некоторых видов использования лесов в качестве предпринимательской деятельности влечет определенные правовые последствия: необходимость государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, обязанность уплаты налогов и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности.

К предпринимательской деятельности по использованию лесов относятся:

  • - заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ);
  • - заготовка живицы (ст. 31Л К РФ);
  • - заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 Л К РФ);
  • - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ);
  • - осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ст. 36 ЛК РФ);
  • - создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 ЛК РФ).

Такие виды деятельности, как выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений (ст. 39 ЛК РФ), выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (ст. 39.1 ЛК РФ) и использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46 ЛК РФ), как представляется, являются в первую очередь видами землепользования, осуществляемыми на землях лесного фонда, и поэтому будут проанализированы в параграфе 5.4.

Как известно, предпринимательская деятельность определяется в п. 1 ст. 2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данное определение предпринимательской деятельности основывается на положении ст. 34 Конституции РФ, провозглашающей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В то же время не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Основным принципом, в соответствии с которым осуществляется предпринимательская деятельность, следует считать принцип свободы предпринимательской деятельности, понимаемый как свобода выбора вида и формы предпринимательства; сферы деятельности; территории деятельности; организационно-правовой формы предпринимательства.

Исследуя признаки предпринимательской деятельности, определенные ГК РФ, ученые выделяют среди них сущностные признаки (самостоятельность, рисковый характер, направленность на систематическое извлечение прибыли) и формальный признак (легитимация).

Требование ГК РФ о государственной регистрации субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью, означает, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации считается правонарушением. В результате государственной регистрации, проводимой в соответствии с правилами Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", физические лица - граждане приобретают правовой статус индивидуального предпринимателя, а коммерческие организации - статус юридического лица.

Таким образом, предпринимательская деятельность рассматривается как один из видов экономической деятельности, которая обладает совокупностью признаков, определенных в ГК РФ, среди которых одним из основных является направленность на систематическое получение прибыли. В научной и учебной литературе данный признак предпринимательской деятельности лежит в основе отграничения предпринимательской от хозяйственной деятельности, которая является нетипичной для рыночной экономики, "например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций".

Хозяйственная деятельность направлена на получение социально-полезных результатов. В сфере лесопользования хозяйственной деятельностью следует считать, например, уход за лесами, т.е. осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (ч. 1 ст. 64 ЛК РФ). Проведение отграничения хозяйственной от предпринимательской деятельности в сфере лесных отношений важно, поскольку полученная в результате деятельности по использованию леса продукция поступает в собственность предпринимателя, а в результате хозяйственной деятельности собственник не меняется.

Так, ЛК РФ устанавливает, что предприниматели приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы (ч. 1 ст. 20 Л К РФ). Однако древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, при выполнении работ по геологическому изучению недр (ст. 43 ЛК РФ), при строительстве и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений (ст. 44 ЛК РФ), при строительстве, эксплуатации, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и иных линейных объектов (ст. 45 Л К РФ), принадлежит Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЛК РФ) и не поступает в собственность арендатора. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43-46 ЛК РФ, устанавливается Правительством РФ.

Предпринимательская деятельность в области использования лесов, как и в других сферах деятельности, должна осуществляться с соблюдением правил Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что прямо предусмотрено ст. 50 ЛК РФ. Запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению конкуренции. В соответствии с ч. 3 ст. 50 ЛК РФ Правительством РФ может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 80 ЛК РФ, т.е. при признании аукциона несостоявшимся. М. И. Васильевой верно отмечено, что следовало бы установить ограничения на размер лесных участков, находящихся в пользовании одного субъекта или группы взаимосвязанных лиц. Размер может быть различным в зависимости от вида лесопользования и производственных характеристик хозяйствующего субъекта1.

В то же время предпринимательская деятельность в сфере лесопользования имеет ряд особенностей. Леса, как природный ресурс, могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено ЛК РФ и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 25 Л К РФ). Лесопользование осуществляется в соответствии с установленными ст. 1 ЛК РФ принципами лесного законодательства и, в частности, необходимостью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах. Предприниматели, занимающиеся одним из предусмотренных ст. 25 ЛК РФ видов предпринимательской деятельности, обязаны соблюдать правила по осуществлению определенного вида деятельности, устанавливаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 29, ч. 4 ст. 31, ч. 5 ст. 32, ч. 5 ст. 34, ч. 4 ст. 39, ч. 3 ст. 46 ЛК РФ).

Следует отметить, что в целях устойчивого максимально эффективного получения высококачественной древесины и других полезных ресурсов, продуктов переработки используются для предпринимательской деятельности в основном эксплуатационные леса, выделяемые из состава лесов, расположенных на землях лесного фонда, специально для этих целей (ч. Зет. 12ЛКРФ).

СТ 25 ЛК РФ

1. Использование лесов может быть следующих видов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Комментарий к Ст. 25 ЛК РФ

Новая редакция Лесного кодекса включает в себя открытый перечень видов использования лесов. Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией: подп. 9 - 15. До подпункта 8 включительно - это перечень классических видов использования лесов, существовавших ранее. В связи с исключением из терминологии нового Кодекса понятий о побочном лесопользовании, о заготовке второстепенных лесных ресурсов содержание данных видов использования лесов было изложено в другой редакции в видоизмененных подп. 3, 4, 6, 8. Выполнение таких видов работ, которые перечислены в подп. 11 - 13 комментируемой статьи 25 Лесного кодекса России, регламентировалось порядком проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. Действительно, трудно представить, что строительство трубопровода - это вид лесопользования. Если прежний механизм законодатель устанавливал исходя из необходимости осуществления данного вида работ в лесном фонде по пути их разрешения даже без перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, а требование о переводе лесных земель в нелесные зависело от конкретного случая и разрешения уполномоченного органа, то, по сути, больших изменений действующая редакция в практику не привнесла. Вот только такой вид использования лесов, как строительство трубопроводов, по-прежнему режет слух. Как и ранее, леса могут использоваться для одной или нескольких целей. А вот, как и прежде, одним или несколькими лесопользователями - уже нельзя. Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. Например, в Земельном кодексе РФ не дается исчерпывающего перечня целей, для которых земельные участки могут быть предоставлены на том или ином предусмотренном праве. Законодательство о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли- продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Лесное законодательство содержит и правило о том, что использование лесов может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия лесных ресурсов, и о том, что использование лесов может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, то есть без оформления правоудостоверяющих документов на лесной участок. Например, в соответствии с п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

См.: ст. 80 Лесного кодекса РФ (1997 г.).

Примером использования лесов без изъятия лесных ресурсов является использование лесов в целях научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т.д. Обратим внимание, что положение п. 1 ст. 24 Лесного кодекса РФ касается всех лесов, независимо от того, на каких землях они расположены - на землях лесного фонда или на землях иных категорий.

Лесной кодекс РФ перечисляет дополнительные основания для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком, не предусмотренные земельным и гражданским законодательством, за невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. В этом проявляется специфика лесных правоотношений.

Использование лесов допускается в следующих целях: 1)

заготовка древесины; 2)

заготовка живицы; 3)

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4)

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5)

ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; 6)

ведение сельского хозяйства; 7)

осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8)

осуществление рекреационной деятельности; 9)

создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10)

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11)

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12)

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13)

строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14)

переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15)

осуществление религиозной деятельности; 16)

иные цели в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Отметим также, что Лесной кодекс РФ содержит открытый (неисчерпывающий) перечень видов использования лесов. При этом право на осуществление (в пределах соответствующего участка леса) одного или нескольких видов деятельности предоставляется одному (а не нескольким, как в прежней редакции Лесного кодекса РФ) лесопользователю.

Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков. При этом в Земельном кодексе РФ также нет исчерпывающего перечня целевого предоставления земельных участков в пользование.

Законодательство РФ о недрах отражает зависимость цели использования участка недр от вида предоставляемого для этого права. Но во всех случаях целевое использование является своеобразным признаком природоресурсных отраслей и должно строго сохраняться природопользователями.

Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2007.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Гражданам - в аренду либо безвозмездное срочное пользование.

Статья 71 Лесного кодекса РФ.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Конкретный вид права пользования зависит от вида использования лесного участка, предусмотренного Лесным кодексом РФ.

Особые требования законодатель устанавливает для предоставления лесных участков на праве аренды, что находит свое отражение в следующем: 1.

Обязательно проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 72, 74 Лесного кодекса РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений,

специализированных портов (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45 Лесного кодекса РФ);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74 Лесного кодекса РФ). 2.

Обязательно проведение государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков. 3.

Установлены минимальный и максимальный сроки для договора аренды лесного участка. Срок от 10 до 49 лет - это так называемый общий срок, а до 49 лет или от 1 года до 49 лет - специальные сроки, в течение которых использование лесов допускается в целях, например:

выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - до 49 лет (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов - от 1 года до 49 лет (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - до 49 лет (ст. 45 Лесного кодекса РФ).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки. В этом смысле положения земельного и лесного законодательства взаимодополняют друг друга.

Лесной кодекс РФ содержит отсылочные положения на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Права аренды лесных участков регулируются непосредственно Лесным кодексом РФ, поскольку в Земельном кодексе РФ, в частности, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке аренды земельных участков.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентируется ст. 20 Земельного кодекса РФ, право безвозмездного срочного пользования земельными участками - ст. 24 Земельного кодекса РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов.

Неограниченное применение норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо - это должно делаться с учетом соответствующих положений Лесного кодекса РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Если лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке аренды до одного года не обязательна государственная регистрация этого факта. Лесной кодекс РФ регулирует лесные правоотношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских правоотношений, не должен им дублироваться.

Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом

РФ. Для этого необходимо подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор.

Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе:

сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;

передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);

отдавать арендные права в залог;

вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ (1997 г.) осуществлять запрещал. 3.

  • 6.Понятие природоресурсных правоотношений. Юридическое определение объектов природоресурсных правоотношений.
  • 9.Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 10.Понятие и роль экономического регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов рф.
  • 11.Государственное управление в сфере использования и охраны природных ресурсов: понятие, функции.
  • 12. Система и полномочия органов государственного управления в сфере использования и охраны природных ресурсов.
  • 13.Государственный инспекционный контроль в сфере природопользования. Права государственных инспекторов.
  • 14.Платность природопользования. Понятие и виды платежей.
  • 16. Ответственность за преступления в сфере природопользования.
  • 17.Виды юридической ответственности за нарушение правовых природоресурсных требований.
  • 18.Административная ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 19.Гражданско- правовая ответственность за природоресурсные правонарушения.
  • 20. Водное законодательство. Общая характеристика.
  • 21.Законодательство рф о недрах. Общая характеристика.
  • Глава 8. Особенности выполнения положений настоящего Федерального закона.
  • 22.Лесное законодательство. Общая характеристика.
  • 23.Законодательство об охране и использовании животного мира. Общая характеристика.
  • 24. Право природопользования: понятие и принципы. Право общего природопользования.
  • 25. Право природопользоваия: виды, основания возникновения и прекращение права природопользования.
  • I. Общее природопользование;
  • II. Специальное природопользование.
  • 26. Принципы использования и охраны лесов.
  • 27. Освоение лесов в рф
  • 28. Право собственности на леса.
  • 1.Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления
  • 30. Государственное управление в области использования и охраны лесов.
  • 32. Государственное управление в области использования и охраны недр.
  • 33. Право недропользования. Объекты, субъекы, виды.
  • 34.Использование недр на условиях соглашения о разделе продукции
  • 35. Право собственности на водные объекты.
  • 6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
  • 36. Государственное управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 37. Право водопользования. Объекты, субъекты, виды.
  • 38. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 39. Правовые меры охраны морской воды
  • 40. Порядок предоставления водных объектов в пользование.
  • 41. Правовые меры охраны водных объектов
  • 42. Правовой режим территориального моря и исключительной экономической зоны.
  • 43. Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа.
  • 44. Правовая охрана лесов
  • I Санитарная безопасность в лесах
  • II Лесопатологический мониторинг
  • 45. Правовая охрана земель
  • 46. Принципы использования и охраны животного мира.
  • 47. Общая характеристика использования и охраны животного мира.
  • 48. Правовое регулирование охоты.
  • 49. Правовое регулирование рыболовства.
  • 50. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
  • 29. Использование лесов: понятие, виды, порядок осуществления

    Использование лесов – это любая разрешенная в лесах деятельность граждан и юр лиц

    Ст 24 ЛК

    1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

    2. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

    Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов: 1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК; 2) запрет на проведение рубок; 3) иные установленныеЛК, другими федеральными законами ограничения использования лесов.

    Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

    1. Отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. 2. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.