Срок временной регистрации иностранных граждан. Правила и порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания в фмс. Можно ли продлить

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. ().

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное ). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Последние изменения: Январь 2019

Въезд человека с гражданством иностранного государства происходит строго в соответствии с определенной процедурой, на основании положений действующего законодательства. Важнейшей процедурой вне зависимости от визового/безвизового режима, является регистрация по месту пребывания иностранных граждан. Сроки, порядок регистрации, требования к оформлению легального пребывания установлены отдельными положениями миграционного законодательства. Временная регистрация производится в течение ближайшего времени после прибытия, требуя дополнительного согласования прописки с собственником жилья и подготовки пакета бумаг.

Миграционный учет иностранных граждан

Получение визового разрешения – первый шаг при подготовке к предстоящей поездке за рубеж. Аналогичное требование установлено к иностранным подданным и с российской стороны. Однако в некоторых случаях установленный между отдельными странами безвизовый режим допускает свободный въезд, без получения предварительного разрешения консульства. В отличие от визы, миграционный учет иностранных граждан предусмотрен для всех посещений РФ длительностью свыше 1 недели.

Воспользоваться преимуществами безвизового режима могут:

  1. Граждане стран СНГ.
  2. Наличие гражданства в стране, с которой подписан договор о безвизовых посещениях.
  3. Лица, получившие ВНЖ (вид на жительство).
  4. Наличие разрешения на временное пребывание.

В остальных случаях до въезда на территорию РФ предстоит согласовать визу, соответствующей длительности и цели поездки (учеба, работа, туризм и т.д.)

В 2018 году произошли важные изменения, касающиеся миграционного учета. Теперь регистрационные мероприятия должны исполняться согласно положениям ФЗ №163 , вступившим в силу 8 июля 2018 года. В новом законе дается определение, что такое миграционный учет, каков порядок и условия постановки на регистрационный учет предусмотрен для временно пребывающих иностранных граждан.

Важное уточнение касается выбора места постановки на временный учет – оно ограничено местом фактического проживания в стране.

Помимо нового закона, процедура принятия на учет опирается на закон №109-ФЗ, а также правил постановки на миграционный учет, установленных в приложении к закону (ПП РФ №9 о миграционном учете иностранцев и лиц без гражданства).

Со стороны МВД, уполномоченного контролировать ситуацию с миграцией в РФ, предприняты меры по разъяснению регламента оформления иностранцев, намеренных воспользоваться государственной услугой по постановке на учет (см. Приказ МВД №881 от 23 ноября 20217 года), приводятся правила регистрации мигрантов по месту жительства.

Для чего нужен миграционный учет

Постановка на регучет является необходимой мерой, которая позволяет:

  1. Обеспечить правами и свободами лица, прибывшие из других стран.
  2. Предоставить возможность выполнения обязанностей, ради которых человек прибыл в РФ.
  3. Определить направления миграционной политики и правила реализации.
  4. Собрать и проанализировать информацию о нахождении подданных других государств.
  5. Провести учет прибывших для планирования регионального развития.
  6. Наладить эффективное управление в кризисные моменты в стране.
  7. Защищать конституционный строй, права, интересы граждан РФ и других стран.
  8. Обеспечить нацбезопасность через противодействие нелегальной миграции.
  9. Систематизировать сведения о лицах, пребывающих на территориях РФ.
  10. Решать общественно-политические, социальные, экономические вопросы.

Сроки регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Когда подданные других государств прибывают в Россию, период нахождения в стране ограничен длительностью визы. Исходя из этого, срок временной регистрации для иностранных граждан не может быть дольше срока действия визы.

Если между странами действует безвизовый режим, с 2014 года иностранец не нуждается в срочном оформлении прописки. Она нужна только, если сроки пребывания иностранных граждан на территории РФ превысили 90 дней. Рекомендуется регистрироваться на период, не менее года. Годовая прописка, при необходимости, продлевается.

Чтобы встать на учет, по закону отводятся определенные сроки регистрации иностранных граждан по месту пребывания. В зависимости от страны, возможны отличия в длительности срока пребывания на территории РФ. Стандартный период, отведенный для урегулирования вопроса с пропиской – 7 дней. Исключение составляет правило, сколько дней дается на регистрацию для жителей стран ЕАЭС (их регистрируют в первый месяц пребывания) и Таджикистана (регистрируются за 15-дневный период).

Обращаются в миграционный отдел ГУВМ МВД (УФМС) по месту проживания в течение первых 7 рабочих дней.

Порядок учета

Для оформления учета необязательно обращаться напрямую в управление МВД в регионе, где проживает человек. На основании положений закона №109-ФЗ, принятого 18 июля 2006 года, помимо личного обращения в МВД (ФМС) есть более легкие альтернативные пути, как зарегистрировать иностранца:

  1. С помощью услуг почты России.
  2. В отделении МФЦ по адресу, где проживает прибывший из другого государства.

Последовательность действий, как зарегистрировать при оформлении первичного миграционного учета, выглядит следующим образом :

  1. УВМ проверяет и принимает уведомление о прибытии иностранца и заносит предоставленные сведения в базу данных, после чего ставит отметку о приеме уведомления на отрывную часть бланка и возвращает его принимающей стороне.
  2. Принимающая сторона отдает полученную отрывную часть бланка подданному другого государства.
  3. После оформления учета иностранец получает возможность находится в стране в течение 90 дней.
  4. Далее прописку продлевают, либо покидают пределы Российского государства.

Какие документы подготовить

Для постановки на миграционный учет представляют пакет документов со стороны иностранного гражданина. Дополнительно готовят бумаги от принимающей стороны в России для иностранцев.

В список, какие документы нужны, входят:

  • Паспорт иностранного гражданина.
  • Миграционная карта.
  • Если въезд осуществлен по визе – ее копия.

На основании имеющихся документов, иностранный подданный заполняет бланк заявления на регистрацию иностранных граждан.

От принимающей стороны требуется представить свой пакет, подтверждающий, что постановка на учет согласована с собственником помещения.

Различают пакет документов для временной регистрации от имени компании-работодателя и от физического лица, согласного принять иностранца.

Если человек становится на учет в связи с трудоустройством, регистрирует по месту пребывания сам работодатель :

  • ЕГРЮЛ (копия свидетельства, выписка).
  • Свидетельство ИНН.
  • Уведомление из Службы статистики РФ (копия).
  • Приказ на директора компании.
  • Паспорт руководителя организации.
  • Трудовой договор, заключенный между иностранцем и организацией.
  • Справка с реквизитами и контактными сведениями о компании-работодателе.
  • Договор аренды, иной документ, подтверждающий право распоряжения квартирой.
  • Свидетельство на собственность по адресу прописки для иностранных граждан в РФ.

Получить официальное трудоустройство и зарегистрироваться у работодателя можно, если компания состоит на учете в УВМ МВД и аккредитовано работодателем для иностранных граждан.
Если аккредитация не получена, труд иностранных граждан незаконен, соответственно и регистрация ИГ по месту жительства не предусмотрена.

Если российский гражданин согласился предоставить регистрацию иностранцу и жилье, готовят следующую документацию:

  1. Внутренний паспорт человека, который проживает на постоянной основе.
  2. Документы на собственность, распоряжаться которой вправе принимающая сторона.

Временная регистрация в Москве для иностранных граждан

Ежедневно в столицу приезжают сотни человек, намеренных пребывать в России в течение определенного периода времени. После прибытия в Москву на оформление временной регистрации отведено 7 дней.

С 2015 года правила реализации усложнились. Если иностранный подданный прибывает в Россию надолго, ему предстоит пройти интеграционное испытание. Этот экзамен нужен для реализации серьезных намерений на территории РФ – получение патента, разрешения, оформления вида на жительство.

Интеграционный экзамен включает: тест по русскому, российской истории, основы законодательства.

Несмотря на сложности с интеграционным экзаменом, это не отменяет необходимости регистрироваться по месту временного пребывания.

Если с момента въезда в страну прошло более 120 дней, подданный другого государства, не успевший решить вопрос с постановкой на регучет, рискует получить запрет на повторное посещение страны на ближайшие 3 года.

При нахождении без регистрации в РФ в течение 270 дней, впоследствии он не сможет въехать в страну на протяжении 5 лет. Аналогичная просрочка в 360 дней подразумевает запрет на 10 лет.

Последовательность действий, как временно прописать иностранцев, предполагает:

  1. Въезд в страну и получение миграционной карты.
  2. Заполнение карты информацией о вновь прибывшем человеке.
  3. Анкета с информацией о человеке отправляется в УВМ МВД.
  4. Соответствующий орган МВД УВМ принимает анкету к проверке и заносит в базу.
  5. После рассмотрения заявки отрывную часть анкеты заполняют отметкой, что она проверена.
  6. Уведомление направляю по адресу принимающей стороне.

Обращаться в столице для постановки на миграционный учет иностранцы могут не только через территориальный отдел по миграции при МВД, но и через почтовое отделение или отделение МФЦ по месту нахождения жилья. Когда заканчивается срок действия временной регистрации, иностранный подданный обязан пройти перерегистрацию. Все, что нужно для продления, это обратиться в органы и предоставить то же пакет документов.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему

Поделится в соц. сетях:

Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерация, обязаны подавать сведения о месте своего нахождения в региональные службы ФМС.

Передвижения мигрантов регулируются на основе Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006.

Сообщение о месте проживания или пребывания в позволяет контролировать миграционные потоки иностранцев и не допускать нарушения законодательства.

В статье мы рассмотрим разницу в процедурах временной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания и месту жительства, обозначим документы, нужные для подачи в ФМС, укажем правила продления стандартных сроков регистрации.


Группы иностранных лиц, прибывающих на территорию РФ

Въезд в Россию возможен по визовому или безвизовому режиму. Приехать в Россию без визы разрешено:

  • Иностранцам с разрешением на временное проживание;
  • Иностранцам с видом на жительство;
  • Гражданам с территории СНГ;
  • Иностранные граждане, если с их страной есть договор о безвизовом въезде на срок до 1 месяца.

Вне зависимости от способа въезда, иностранцам в определенный срок нужно пройти регистрацию по месту пребывания или жительства. Регистрации по месту пребывания для иностранных граждан является основанием присвоения одной из категорий:

  • Временно пребывающие;
  • Временно проживающие;
  • Постоянно проживающие.


Регистрация – это штамп в паспорте, он говорит о прописке человека по конкретному адресу – месту регистрации. Временная регистрация подразумевают право пребывать на указанном месте определенный срок. Местом пребывания зовется адрес, по которому можно жить не более 3-х месяцев.

Оформление по месту пребывания

В срок 7 дней каждое иностранное лицо, приехавшее в Россию, должно подать сведения в ФМС по месту пребывания. Это действительно и в случаях, если он перемещается в пределах России, переезжает в другой город на срок более 7-ми дней. Госпошлины за постановку на учет нет, оплачиваются лишь почтовые услуги, если ФМС уведомляется через почту России.

Регистрировать иностранного гражданина должна принимающая сторона. Пригласивший человек берет у него копии паспорта, визы и миграционной карточки и относит их в отделение ТОФМС или на почту. Порядок:

  • В миграционной службе по месту регистрации жилья составляется уведомление о приезде иностранца. Срок пребывания зависит от срока визы или иных разрешительных документов на въезд. ФМС отдает на руки собственнику жилья отрывной бланк с печатью, подтверждающий уведомление.
  • Для подачи документов через почту собственник вручную заполняет бланк уведомления о приезде и с приложением копий документов отправляет в орган ФМС ценной посылкой. Почтовый служащий ставит на отрывном талоне штамп. Регистрация дается на 90 дней с возможностью продления.
  • Если иностранец приехал по безвизовому режиму, в ФМС относятся копии паспорта и миграционной карты.

Это важно

Отрывная часть талона о регистрации отдается на руки гражданину! Если принимающая сторона – гостиница, санаторий, больница, то отрывной талон обязана передать администрация учреждения.

Оформление по месту жительства

Постоянная регистрация иностранных граждан делается, когда у иностранца, приехавшего в Россию, есть собственное жилое помещение, в котором он намерен жить. Срок подачи документов также установлен в 7 дней – с момента приезда в жилое помещение или с момента получения ВНЖ или РВП.

Подача документов начинается с подачи заявления, в котором содержатся:

  • Личные данные гражданина (ФИО, дата рождения и гражданство);
  • Данные паспорта или иного удостоверения личности;
  • Реквизиты документа, дающего права на проживание в России;
  • Адрес жилого помещения;
  • Адрес прошлого места жительства;

К заявлению прилагают:

  • ВНЖ или ВРП;
  • Документы на право пользования жильем;
  • Квитанция по оплате госпошлины (200 рублей);
  • Паспорт или иной личный документ.

Полезный совет!

Для принятия заявления о регистрации необходим полный пакет документов. Если документы не все, остальные потребуется собрать и донести.


Если документы поданы правильно, служащий ФМС проставляет в разрешении на временное проживание или ВНЖ отметку о регистрации. Это делается в день обращения, за исключением тех случаев, когда требуется запросить дополнительные документы на подтверждение прав собственности на жилье. Но и в этом случае срок рассмотрения заявления не превышает 5-ти дней.

Продление регистрации

Основания для продления сроков регистрации иностранцев изложены в ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.02. Коротко их суть:

  • Основания увеличения максимального срока пребывания иностранца в России (90 дней): виза, ВНЖ или РВП (подойдет и факт подачи документов на их оформление), патент, трудовой договор или разрешение на работу.
  • Увеличить срок пребывания в России можно через продление этих документов или при замене их на новые (подаче заявления на оформление).

Подать заявление на продление срока может иностранец или принимающая сторона, не позднее 7-ми дней до истечения ранее установленного срока. Пакет документов не отличается от стандартного, при первой регистрации. Заявление пишется произвольно, важно указать законные основания продления.

Инспектор ФМС проверяет документы и правильность их заполнения. Если все хорошо, то вас попросят явиться через 7 дней для окончательного ответа на заявление.

Чем грозит фиктивная регистрация?

Фиктивная регистрация иностранных граждан, особенно в крупных городах, превратилась в прибыльный и легкий бизнес. Она подразумевают регистрацию на одной жилой площади десятков иностранных лиц без их фактического проживания.

Налоги за такую деятельность государству не отчисляются. Это привело к возникновению понятия «резиновая квартира» и изменению законов о регистрации.

Последние поправки закона делают фиктивную регистрацию уголовно наказуемой, (ст. 322.2 и 322.3 УК РФ). Предусматривается ответственность в виде:

  • Штрафов;
  • Организации принудительных работ;
  • Запрета на занятия некоторых должностей;
  • Заключение под стражу.

Штрафы за фиктивную регистрацию начинаются от 100 тыс. рублей и ограничиваются 3-мя миллионами или размером основного заработка за 3 года.


В каких случаях снимают с учета?

Основания для снятия с регистрации:

  • Смерть иностранца;
  • Выезд за территорию России;
  • Оформление гражданства РФ;
  • Регистрация на новом месте жительства;
  • Решение суда о признании иностранца пропавшим или умершим.

Если в органе ФМС иностранцу отказали в регистрации, то решение можно обжаловать в суде или прокуратуре. Основанием для подачи иска в суд служит документированный отказ с указанием причин и подписью ответственного лица.

Скачайте бланк заявления о регистрации по месту пребывания при личном обращении.

С 8 июля 2018 г. вступает в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“».

Поводом к внесению изменений в закон стало постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ в связи с жалобами граждан США», где суд постановил руководствоваться следующим толкованием.

Если иностранный гражданин уже встал на миграционный учет по адресу компании и не прерывает с ней связь на протяжении пребывания в России, но фактически проживает в помещении по другому адресу, которое ему предоставила принимающая сторона, то вставать еще раз на учет по адресу этого жилого помещения не нужно.

Во всех остальных случаях иностранные граждане обязаны вставать на миграционный учет по фактическому месту проживания.

В соответствии с изменениями, вступающими в силу с 8 июля 2018 г., местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Далее принимающей стороной иностранного гражданина в России могут быть лица, перечисленные в законе, в том числе юридические лица, филиалы и представительства, но только если они предоставили в соответствии с законодательством РФ для фактического проживания иностранного гражданина жилое или иное помещение.

Иностранный гражданин больше не обязан вставать на миграционный учет, формулировка изменена на «подлежит постановке», что означает четкое закрепление ответственности за нарушение правил учета за принимающей стороной, кроме некоторых случаев указанных в законе.

Кроме этого, следует отметить, что теперь основанием для миграционного учета иностранного гражданина по месту пребывания будет пребывание по адресу организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность или иную деятельность, не запрещенную законом, в случае фактического проживания по адресу этой организации либо в помещении данной организации, если оно не имеет своего адреса. При этом основание для постановки по адресу компании отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, вносимые в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», запрещают иностранному гражданину становиться на миграционный учет по адресу организации, где он работает, если там он фактически не проживает .

Закон закрепляет, что работодатель освобождается от статуса «принимающая сторона», только если такой работодатель не может обеспечить проживание иностранцев на его территории. То есть, если, например, иностранный гражданин сам арендует квартиру, а его организация ему компенсирует расходы, она не будет считаться принимающей стороной. В случае же аренды квартиры самой организацией и дальнейшего предоставления ее иностранцу для проживания, такая организация признается «принимающей стороной», а, следовательно, обязана зарегистрировать гражданина.

Изменения:

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;";

б) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;";

2) в части 1 статьи 20 слова "обязан встать" заменить словами "подлежит постановке";

3) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Основание для учета по месту пребывания

1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.".

Президент

Российской Федерации