Сталинские высотки в других городах. Сталинские высотки: малоизвестные факты о легендарных московских небоскрёбах

Эпоха послевоенного восстановления Москвы характеризуется невероятными архитектурными решениями и грандиозными стройками. Сталинские высотки в Москве стали символом этого строительства. Идея Сталина о превосходстве Советского Союза над всеми капиталистическими странами запечатлелась в архитектурном стиле того времени. Все Сталинские высотки в Москве были построены за десять лет (1947-1957 гг.). Всего построили семь Сталинских высоток в Москве:

Сталинские высотки Адрес Период строительства Архитекторы Высота
МИД на Смоленской площади Смоленская-Сенная пл., д. 32/34 , м. Смоленская 1948-1953 гг. В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус 27 этажей, 172 м
Гостиница «Ленинградская» Каланчевская улица, д. 21/40 , м. Комсомольская 1949-1954 гг. Л.М. Поляков, А.Б. Борецкий 17 этажей, 136 м
Дом на Баррикадной Кудринская площадь, д. 1 , м. Баррикадная 1948-1954 гг. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц 24 этажа, 156 м
Гостиница «Украина» – «Radisson Royal Hotel» Кутузовский проспект, д. 2/1 стр. 1 , м. Киевская 1953-1957 гг. А.Г. Мордвинов, В.К. Олтаржевский 34 этажа, 206 м
Административное строение возле «Красных ворот» Садовая-Спасская улица, д. 21 , м. Красные ворота 1947-1952 гг. А. Н. Душкин, Б.С. Мезенцев 24 этажа, 138 м
Котельническая набережная, д. 1/15 , м. Таганская 1948-1952 гг. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский 26 этажей, 176 м
Главное здание МГУ им. Ломоносова Воробьевы горы, д. 1 , м. Университет 1949-1953 гг. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, другие 32 этажа, 240 м

В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Манхэттен, Эмпайр-стейт-билдинг, улицы и авеню, пересекающиеся строго под прямым углом, и сейчас являются символом капитализма. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками, бараками и хитровским рынком совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.

Власть, к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки».

Сколько Сталинских высоток в Москве должно было быть

Однозначно ответить на вопрос, сколько Сталинских высоток было запланировано построить, сложно. Исторически установлено Иосиф Сталин хотел, чтобы в Москве были сооружены восемь грандиознейших высотных сооружения, символизирующих 800-летие города героя. Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке “первого камня” в основания восьми советских небоскребов.

Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику. Однако, возвели только семь. Работы над восьмой Сталинской высоткой было решено остановить сразу после смерти вождя, а на уже возведенном фундаменте в районе Зарядье позднее появилась Гостиница Россия, демонтированная в 2007 г.


Городские легенды гласят, что московские высотки – это только часть мечты Сталина о городе будущего, с величественными административно-жилыми комплексами и идеально ровными гранитными набережными. Эти легенды подтверждаются конкурсными проектами разных архитекторов. Глядя на эти макеты с трудом можно представить, что именно так могла бы выглядеть Москва.

Сталин хотел сделать из Москвы «пионера», а после все остальные города приняли бы аналогичный облик. Таким образом, выражение «Сталинские высотки» могло стать популярным во всем мире и олицетворять всю силу и мощь Советского Союза.

Проект строительства восьми небоскребов в Москве являлся частью грандиозного плана по возведению монументальных сооружений во всех областных центрах и столицах республик СССР. Самым значимым, из уже запланированных архитектурных объектов, должен был стать Дворец Советов , так называемая девятая высотка, строительство которого стартовало еще в 1939 г. вместо разрушенного до основания Храма Христа Спасителя.

Дворец Советов планировался как самое высокое строение своего времени (415 м + 100 м высота статуи Ленина) и должен был стать центром всего Советского государства. К сожалению или к счастью, но Сталинские высотки появились ограниченной партией и далее не получили должного развития.


Сталинки в других городах

Возведенный в эпоху сталинского ампира, Главный корпус Челябинского Южно-Уральского государственного университета, часто относят к числу Сталинских небоскребов. К памятникам советского могущества во всей восточной Европе относят и высотки, построенные другими государствами, входившими в состав советского союза: Рижская академия наук, Дворец культуры и науки в столице Польши Варшаве, Гостиница «Украина» и жилой небоскреб на Крещатике Киева, пражская гостиница «Crowne Plaza», Дом свободной прессы в Бухаресте.

Проектирование небоскребов было начато еще в конце 30-х годов. В тяжелейшие годы Великой отечественной войны грандиозные стройки были остановлены. Сталинские высотки в Москве продолжили строить практически сразу после окончания войны. Вождь еще принимал парад победы на Красной площади, а архитекторы уже вели подготовительную работу над проектами новых сооружений.

Использованные архитектурные решения получили название «сталинский ампир», иногда называемый «ампир во время чумы». Задача перед архитекторами стояла одновременно очень простая и очень сложная: превзойти американские небоскребы – по величию и грандиозности. Как показывает история, с задачей справились!


Архитекторы Сталинских высоток

В конкурсе, проводимом для отбора проектов, участвовало немало известных и заслуженных архитекторов. Победителями же стали молодые, талантливые архитекторы, задачу перед которым ставил лично И. Сталин.

Как позднее писали современники, ему нужна была команда градостроителей готовых беспрекословно выполнять его пожелания и реализовывать самые амбициозные замыслы. О причинах такого внимания со стороны вождя к проектам небоскребов Москвы до сих пор спорят историки.

Архитекторами Сталинских высоток были очень разные люди, их судьбы сложились по-разному. Наиболее странной была судьба одного из первых архитекторов Главного здания МГУ на Воробьевых горах, Бориса Иофана (ему же принадлежит авторство других не менее известных проектов сооружений Москвы).

Борис учился в римском институте изящных искусств и после его окончания спроектировал не мало советских сооружений, но и итальянских. К слову сказать, именно итальянские зодчие спроектировали Московский Кремль .

В начале 30-х годов он был автором грандиозного проекта Дворца Советов и считался «придворным» архитектором Иосифа Сталина. Однако, его проект здания МГУ, возведение которого было запланировано на Ленинских (Воробьевых) горах вызвал жесткую критику.

По официальной версии, И. Сталина не устраивало выбранное Б. Иофаном место для будущего здания МГУ из-за нахождения в этом месте объектов правительственной связи. По другой версии, предложенное Б. Иофаном место не вписывалась в концепцию, основанную на магнитных полях, что должно было связать все восемь сооружений.

Сейчас достоверно невозможно установить в чем была суть конфликта между вождем и архитектором, но МГУ сместили на несколько сотен метров от запланированного, а Б. Иофана сместили с поста главного архитектора. Предложенный и реализованный проект МГУ основан на чертежах Б. Иофана, но его имя по указанию И. Сталина вычеркнули со всех документов.

Сталинские высотки в Москве, мистика и легенды

Легенды вокруг высоток начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских. Закладка фундамента всех московских небоскребов по приказу вождя происходила ровно в 13.00 7 сентября 1947 г., дата и время были основаны на астрологических прогнозах. В этот день в Москве, также по указанию сверху, были запрещены все строительные работы.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро. Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.


Квартиры в Сталинских высотках Москвы и их жильцы

Заселение строений часто происходило по прихоти судьбы. Квартиры получали как известные политические деятели, так и звезды кино, художники, писатели и доктора наук. Одной из примет времени было то, что получившие квартиру в высотке, нередко, меняли это роскошное жилье на камеру в застенках КГБ или койку в лагерном бараке на севере.

Жильцам роскошных квартир Сталинских небоскребов в Москве запрещалось менять или передвигать мебель без особого на то разрешения надлежащего органа, так как могла пострадать аппаратура, установленная для прослушивания и записи разговоров.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Сколько Сталинских высоток в Москве

В планах советского правительства было возведение одного дома высотой 32 этажа, двух домов высотой 26 этажей и пяти домов высотой 16 этажей. Самым высоким зданием, согласно первоначальному проекту, должна была стать гостиница для трудящихся на Воробьевых горах. Главным зданием МГУ, с высотой в 36 этажей, она стала позднее. Никаких парков, фонтанов и смотровой площадки также не предполагалось, добавлены в архитектурный ансамбль они были также позднее.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Некоторые из архитектурных решений были продиктованы не только эстетикой, но и особенностями Московского грунта. Если Манхеттен стоит на скалистой и твердой местности, то Москва стоит на холмах и болотах. Следствием этого, и стали удивительные технологии, использованные при строительстве сталинских небоскребов.

Еще одной проблемой для архитекторов была категоричная позиция вождя по вопросу выбора мест под строительство. В его кабинете все строящиеся небоскребы были отмечены на карте, и предложения архитекторов перенести здания в другое более благоприятное место для сооружения отвергались.

Сталинская высотка на Смоленской площади

Первой была возведена высотка на Смоленской площади для Министерства иностранных дел. Архитектура здания МИД отличается сдержанностью и является единственной Сталинской высоткой, на которой отсутствует пятиконечная звезда, так как непрочный шпиль здания не смог бы выдержать ее вес и ветровые нагрузки на 172-ух метровой высоте.


Сталинская высотка на Комсомольской

Следом появилась самая маленькая Сталинская высотка – Гостиница «Ленинградская», дополняющая концепцию Комсомольской площади. Ее внутреннее убранство было исполнено в стиле московского барокко. Архитектурная роскошь “Ленинградской” в последующие годы очень критиковалась со стороны Н. Хрущева. Сталинских наград были лишены архитекторы гостиницы.


Сталинская высотка на Котельнической набережной

Затем архитектурный облик Москвы дополнился Сталинской высоткой на Котельнической набережной. Здание гармонично вписалось в ландшафт на стрелке Москвы-реки и Яузы. За счет примыкания к зданию возведенного ранее жилого дома общее количество квартир достигло 700. Высотка на Котельнической разместила в себе кинотеатр, почта, парикмахерская, множество кафе и магазинов.


Сталинская высотка на Баррикадной

Сталинка на Кудринской площади в Москве получила прозвище «Гастроном». Здесь также, как и в здании на Котельнической, разместились магазины, кинотеатр, гаражи. Фасад здания в декорирован множеством скульптур и барельефов.


Высотка на Красных воротах

Выход из метро «Красные Ворота» расположен в еще одной высотке, возведенной на Садовом кольце. В советские годы это здание занимало министерство транспортного строительства. В Сталинской высотке находились как рабочие кабинеты работников министерства, так и жилые квартиры. Три корпуса дома не связаны ни наземными переходами, ни чердаками, общим для них является только подвал.


Сталинская высотка на Кутузовском

Московская высотка гостиница «Украина» расположилась в начале Кутузовского проспекта. Место для строительства небоскреба выбрано очень удачное: начало проложенного как раз в послевоенные годы Кутузовского проспекта, и набережная Москвы-реки с причалом. Стратегическое расположение гостиницы делало ее крайне привлекательной для гостей столицы, а интерьер поражал своим великолепием.


Сталинская высотка на Воробьевых горах

Самая высокая среди Сталинских высоток – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. Силуэт МГУ виден на большом расстоянии и стал одним из символов Москвы. Парки, фонтаны и смотровая площадка привлекают на Воробьевы горы как горожан, так и туристов. Экскурсия по высоткам в Москве неизменно привлекает массу слушателей. Многое из истории проектирования и строительства московских небоскребов послевоенной эпохи остается тайной и сейчас.


Тайны Московских высоток

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию. Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело – все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Почему 9 высоток в Москве

Всего должно было быть 9 небоскребов, ровно столько планет в солнечной системе. Каждая олицетворяет определенную планету. К примеру, сооружение на Котельнической может быть соотнесено с планетой Венера (красота). Венера означает, что это может быть одно из самых красивых зданий и эстетически выдержанных и, что там могут жить представители искусства, как оно действительно и происходит.

Здание на Кудринской площади соотносится с планетой Марс (эмоции). Здание МИДа соотносится с Юпитером (энергия двигательная). Здание МГУ имеет отношение к планете Меркурий (образование). Таким образом, Сталинские высотки представляют собой пирамиды и у каждой свое предназначение.

Где пересекаются все высотки

Здания имеют пересечение в одном месте, именно там, где должна была быть девятая высотка (Дворец Советов), сейчас находится Храм Христа Спасителя. Пересечение всех линий создает знак, очень похожий на знак в пустыне Наска в Перу.

Дворец Советов начали строить в конце 30-х годов. Был залит огромный бетонный фундамент, сделан металлический каркас, построено несколько этажей, внизу был готов зал заседаний политбюро и, конечно же, к этому сооружению проходили ряд туннелей, но началась Великая Отечественная война и строительство заморозили, а каркас разобрали на производство танков.

Пожалуй, стройка высоток была единственной, строителей которых не торопили, а станции метро, к примеру, в то время, обязаны были вводить к каждой красной дате. Было всего лишь два ограничения по строительству – запрещалось передвигать стройку даже на один сантиметр и каждая высотка должна иметь шпиль.

Оригинал взят у mgsupgs в Сталинские высотки.

Ну а сегодня очень мельком поговорим о апогее сталинского ампира - о высотках.
«Каждая империя, достигнув расцвета, старалась зафиксировать для потомков этот
эпизод мимолетного величия, — пишет в своей книге Николай Кружков, исследователь
небоскребов. — Высотные здания сталинской Москвы — одно из таких посланий».
Про высотки можно говорить очень долго, а уж написанного хватит на пару энциклопедий...
Под катом коротенькая обзорная статья.


Предтечей и ориентиром для создателей первых высоток был проект Дворца Советов

Так выглядел бы на современной панораме города Дворец Советов (слева). Фотоколлаж с сайта www.ziza.ru


  • Строительство началось в 1930-е. Остановлено в 1941 году.

  • Здание строилось на месте снесенного храма Христа Спасителя.

  • Во время войны стальные конструкции использовали для противотанковых ежей и строительства железнодорожных мостов для поставок угля с севера.

  • После войны на месте Дворца возвели бассейн «Москва». Бассейн устроили там, где планировали основание круглого Большого зала Дворца Советов. Потому и бассейн оказался круглым.

  • В районе Текстильщики до сих пор сохранились дома СДС — Строителей Дворца Советов.


Дворец Советов стал бы самым большим зданием Москвы


  • Высота (вместе со статуей Ленина) — 420 метров.

  • Большой зал Дворца: высота 100 м, рассчитан на 21 000 человек.

  • Малый зал: рассчитан на 6000 человек.

  • Стоянка на 5000 машин.

  • Статуя Ленина: высота — 100 метров, вес — 6000 тонн

  • (больше, чем статуя Свободы в США),

  • указательный палец — 6 метров,

  • голова — чуть меньше Колонного зала Дома союзов.


Ответ на вопрос о том, почему не было широкого общественного резонанса по поводу этих
строек, помогли получить обнаруженные в Государственном архиве города Варшавы документы.
В этих документах говорилось о строительстве Дворца Культуры и Науки. Писать об авторах
проекта, о его деталях, об инженерах и их местах пребывания писать не разрешалось и за
полной информацией надо было обращаться в Бюро Представителя Правительства.

Такие же предписания были составлены в отношении московских высоток, так как
строительство домов было поручено достаточно закрытым ведомствам, таким как МВД,
Министерству путей сообщения, авиационной промышленности. Каждое ведомство имело
свою строительную базу и поэтому общего руководства не было, кроме двух зданий
- здание МГУ и здания в Зарядье.

Зодчие работали в «тени» Иосифа Сталина

Здание МИда без шпиля

НАЧАЛО . Восемь высоток заложили в один день — 7 сентября 1947 года, на 800-летие Москвы. Число объектов — по количеству столетий. Одну из высоток, в Зарядье, так и не достроили. Здания должны были стать высотными градообразующими акцентами столицы.

СТАЛИН . Разрабатывая проекты, архитекторы учитывали его вкусы (говорили, что вождь любил готику), писал в своих воспоминаниях Михаил Посохин, автор высотки на Кудринской площади и главный архитектор Москвы (1960-1982 г.). Именно по желанию «отца народов» здания увенчали остроконечными завершениями.

ШПИЛИ . В первых проектах зданий (у Красных ворот, на Кудринской площади, МИДа) шпилей не было. Их «дорисовывали» потом, по указанию сверху.


Советский триумфальный стиль


  • Имперская древнеримская эстетика.

  • Элементы европейской классики (мотивы эпохи Возрождения, готика, барокко),

  • а также мотивы русской архитектуры XVI-XVII веков.

Черным цветом (слева направо): храм в Кадашах, башня «Дуло» Симонова монастыря, церковь Покрова Богородицы в
Филях, Надвратная церковь и колокольня Новодевичьего монастыря, Спасская башня, Василий Блаженный, колокольня
Ивана Великого, Никольская башня, Троицкая башня, угловая Арсенальная башня, Водовзводная башня, Боровицкая
башня Московского Кремля. Рисунок на основе схемы 1951 года.

Здание у Красных ворот строили под наклоном

Вид стройплощадки у Красных ворот со стороны Каланчевской улицы. В центре — стальной каркас высотной части
здания, правее от него — котлован под вестибюль метро. Фото из личного архива Игоря Дормана. Публикуется впервые

ЗАДАЧА . Нужно было одновременно строить и высотку, и под ее правым крылом —
выход из метро на улицу Каланчевскую: то есть сразу и само здание, и то,
что будет под ним.

Высотную часть здания требовалось возводить параллельно с рытьем котлована под вестибюль
метро. Этот котлован, из-за того что нельзя было перекрывать на год-полтора Каланчевскую
улицу, должен был занимать минимум площади, а значит, иметь почти отвесные стены
(при 24-метровой глубине). Получалось, что многоэтажная конструкция какое-то время будет
находиться на краю глубокой ямы, вырытой при этом в слабом водонасыщенном грунте
(плывунах).

РЕШЕНИЕ . Перед тем как рыть котлован, в течении девяти месяцев грунт по периметру будущей
ямы и двух эскалаторных ходов искусственно замораживали на глубину 27 метров
(где начинались плотные слои глины). Круглая ледяная стена мерзлого грунта не давала
обрушиться котловану. Землю замораживали при помощи системы скважин и труб.

В них циркулировал рассол хлористого кальция температурой от -20°С до -26 °С .

В это время уже монтировали стальной каркас центральной, высотной, части здания. Все конструкции устраивали с
поправкой, с креном в обратную сторону, так чтобы в итоге после возвращения здания в вертикальное положение полы
были параллельны поверхности земли, а стены, соответственно, ей перпендикулярны. Детали конструкции в
основании здания устанавливались с точностью до 0,1 миллиметра, для чего специально изготовили портативные
домкраты.

РЕЗУЛЬТАТ . После многомесячного оттаивания грунта 100-метровая громада центральной части здания встала вертикально,
а затем немного просела и наклонилась в противоположную сторону, но в пределах допустимого.
На то время в мировой строительной практике еще не было столь смелых и успешных инженерных проектов.
Такой результат на непредсказуемых плывунных грунтах и сегодня труднодостижим.

чтобы увеличить изображение, нажмите на него

Почему здание наклонялось

Инженеры знали, что при замораживании грунт будет расширяться и приподнимать один край фундамента. 
Другой край  будет постепенно опускаться под тяжестью растущих этажей. По расчетам максимальное отклонение
составило бы 16 см. С таким наклоном и строили. После оттаивания грунта здание наклонилось в обратную сторону,
но в пределах нормы.

Прогрессивные технологии при строительстве


  • Сварной стальной каркас вместо несущих кирпичных стен.

  • Облегченные материалы стен: дырчатый кирпич, керамические и гипсовые пустотелые блоки,

  • пеносиликатные плиты.

  • Пеностекло для утепления кровли — впервые в отечественном гражданском строительстве.

  • Зональное водо- и теплоснабжение дома: например, каждые 12-15 этажей стояли дополнительные насосы, качающие воду.

  • Искусственное понижение грунтовых вод.

  • Искусственное замораживание слабых грунтов.

  • Самоподъемные башенные краны.

Как «ползет» по этажам самоподъемный кран (тип УБК, сконструированный специально для первых высоток). Кран имеет передвижную обойму (выделена красным), к
оторая после монтажа очередного яруса стального каркаса поднимается на два этажа вверх. Затем при помощи электрической лебедки поднимается сам кран и закрепляется.
Современные аналоги используются при строительстве большинства небоскребов.

Кран УБК представляет собой ажурную металлическую башню в 25 метров, образуя при этом фигуру Г-образной формы, к которой присоединяется горизонтальная 37-метровая
решетчатая стрела. Грузоподъемность до 15 тонн. Кран не стесняет строительной площадки и большой вылет стрелы позволяет обслуживать участок от 2000 до 4000 квадратных метров.
Например на строительстве МГУ работало 7 кранов УБК. Будка машиниста расположена наверху для хорошего обзора. Кран не нужно демонтировать, перемещать и монтировать на новом месте.

Оригинальная вентиляция МГУ


  • Прямо под сквером напротив главного корпуса МГУ — железобетонный бункер глубиной шесть метров, где стоят агрегаты для нагнетания свежего воздуха, его подогрева или охлаждения. Воздух в систему поступает через отверстия четырех фонтанов.

  • Через подземные воздуховоды очищенный от пыли воздух подается к корпусам.

Один из четырех фонтанов, служащих и воздухозаборниками для системы вентиляции МГУ.

ЛЕГЕНДЫ

В ВЫСОТКАХ УСТРОЕНЫ ТАЙНЫЕ КОРИДОРЫ ДЛЯ ЧЕКИСТОВ, ЧТОБЫ ПОДСЛУШИВАТЬ ЖИЛЬЦОВ . Очевидцы, мол, даже слышали голоса оттуда. Разгадка Николая Кружкова, историка и стройэксперта: в доме на Кудринской площади есть специальные помещения для водяных стояков — примыкающие к санузлам некоторых квартир миникомнатки с полом, потолком и дверкой. Оттуда и могли доноситься голоса, например, сантехников.

***

КОТЛОВАН ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МГУ ЗАЛИВАЛИ ЖИДКИМ АЗОТОМ, А В ПОДВАЛЕ СТОЯТ ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. И если их отключить, университет сплывет в реку.

И то, и другое — неправда. МГУ стоит на плотных и сухих грунтах, их заморозка не требуется. Байка родилась из-за применявшегося на других высотках искусственного замораживания грунта (но не азотом, а раствором солей хлористого кальция).

***

В ПОДВАЛАХ МГУ ЗАМУРОВАНА СТАТУЯ СТАЛИНА. Якобы монумент хотели установить на башне МГУ, но не успели. Но Сталин умер в 1953 году, а фундамент (и подвалы) закончили еще до начала 1951 года. В первых проектах была статуя на вершине, в том числе Сталина, но вождь отклонил этот вариант.

Планы этажей некоторых высоток.

Америка

Почти у каждой московской высотки оказался американский прототип, хотя сходства угадываются
лишь с определенных ракурсов (на фото).

Municipal Building (Нью-Йорк) — жилой дом на Кудринской площади.


Woolworth Building (Нью-Йорк) — МИД

United States Courthouse (Нью-Йорк) — гостиница «Ленинградская»

Опыт США перенимали, но перерабатывали — дабы не повторять ошибок и показать заботу о лучшем
качестве жизни советских граждан. Например, планировку заокеанских небоскребов начала прошлого
века сразу признали неприемлемой: там многие помещения лишены естественного освещения
или выходят окнами в глубокие узкие дворы.

Крупным недостатком признали и слабую жесткость зданий. Их жильцы ощущали колебания,
а при сильном ветре раскачивались висящие предметы и расплескивалась вода.

ПОСТРОЕННЫЕ ВЫСОТКИ:
за внешнее сходство их называли в народе «семь сестер»
ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ, Котельническая набережная. Завершено в 1952 году. Высота — 176 метров. Архитекторы Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский, главный конструктор Л. Гохман.
МИД , Смоленская-Сенная площадь. Завершено в 1952 году. Высота — 170 метров. Архитекторы Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, главный конструктор Г. Лимановский.

МГУ , Воробьевы горы. Завершено в 1953 году. Высота — 239 метров. Архитекторы Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, главный конструктор Всеволод Насонов.

АДМИНИСТРАТИВНО-ЖИЛОЕ ЗДАНИЕ у Красных ворот. Завершено в 1953 году. Высота — 134 метра. Архитекторы Алексей Душкин, Борис Мезенцев, главный конструктор Виктор Абрамов.
ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ» , Комсомольская площадь. Завершено в 1953 году. Высота — 138 метров. Архитекторы Леонид Поляков, Александр Борецкий, главный конструктор Е. Мятлюк.

ЖИЛОЙ ДОМ, Кудринская площадь. Завершен в 1954 году. Высота — 159 метров. Архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, главный конструктор М. Вохомский.

ГОСТИНИЦА «УКРАИНА» , Кутузовский проспект. Завершена в 1956 году. Высота — 170 метров. Архитекторы Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский, Василий Калиш, главный конструктор П. Красильников.
НЕПОСТРОЕННАЯ ВЫСОТКА

ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ В ЗАРЯДЬЕ. Так бы оно выглядело с Красной площади. Высота — 275 метров. Архитектор Дмитрий Чечулин, главный контруктор И. Тигранов. К весне 1953 года был готов стальной каркас почти десяти этажей, но после смерти Сталина стройку остановили. Позже на стилобате (верхней части ступенчатого цоколя) соорудили гостиницу «Россия».

2. Аварии Гражданских зданий.
3. Перепланировка в зданиях с продольными несущими стенами.
6. Питерские панельки

Одним из самых впечатляющих проектов во всей практике советской архитектуры справедливо можно назвать строительство «Сталинских высоток» - семь из восьми запроектированных сооружений короновали Москву. Архитектурный манифест для всего мира – заявление о власти, силе, значимости и непререкаемом авторитете советской власти – получил своё начало 13 января 1947 года. Тогда Советом Министров было подписано постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В сентябре того же года одновременно было заложено восемь оснований для будущих высоток – по числу столетий существования Москвы.

Опыта высотного строительства в Советском Союзе на тот момент не было. Кроме единственного проекта (прародителя будущих высоток) – здания Дворца Советов, запроектированного архитектором Душковым в Зарядье. Монументальное сооружение по проекту имело 420 м в высоту и венчалось статуей В.И. Ленина (для масштаба – указательный палец Ленина был шестиметровой длины). Дворец так и не был достроен – стройку заморозили после смерти Сталина.




Немного о происхождении сталинских высоток:

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):

Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900):

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:

С уступами:

В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) были отвергнуты вождем народов. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.
В 1937 году бригада советских архитекторов отправляется в Нью-Йорк – перенимать опыт американских строителей небоскрёбов.
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.

В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.

Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:

Этапы реалицации:

Самым высоким сооружением этого масштабного проекта стал главный корпус МГУ (Московского государственного университета) на Воробъёвых горах. В нём 36 этажей (240 м вместе со шпилем). В центральном блоке размещены факультеты, актовый зал на 1500 человек, музей, научная библиотека. В боковых – общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Изначально здание проектировалось как крупный жилой комплекс. Решение о том, что на Воробъёвых вместо него будет возведён главный ВУЗ страны, принял лично Сталин.
Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.).

Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях - жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания "фонит" из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ – один из важнейших вузов РФ.
А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Вторая по высоте постройка – гостиница «Украина», венчающая Кутузовский проспект. Центральный объём её состоит из 34 этажей. Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания – это гостиница, боковые флигели – жилые, там расположены квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница "Украина" открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.

Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: "Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.



Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.

Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.



В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Следующий объект – Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной.
Архитекторы Чечулин и Ростковский. Центральный объём имеет 26 этажей. Как и все постройки этого архитектурного проекта, высотка обладает замкнутой инфраструктурой и включает в себя магазины, почтовое отделение, кинотеатр.

К уже стоящему здесь "чекистскому" жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.
Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции.
Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.
В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки.
В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!

176 м. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.

Особый разговор о Гостинице Ленинградской (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).
Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической – 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.
Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай - на тот момент новаторский вид строительства.
Среди сталинских высоток гостиница "Ленинградская" самая маленькая - всего 17 этажей и 136 метров высоты.

В проекте ясно читаются мотивы «нарышкинского барокко». Это обстоятельство возмутило впоследствии Хрущёва и его решением архитекторы Поляков и Борецкий были лишены Сталинской премии. Произошло это, разумеется, уже после смерти «вождя народов». Начиналась новая эпоха, и она устанавливала свои правила.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее "Высотка на площади Восстания", т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 - 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.
Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что па первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр "Пламя" (в настоящее время не работает), в подвальном помещении - подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым, из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница "Россия", которая теперь "благополучно" снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но тендер уж выиграли американцы.

Москва на момент строительства высоток выглядела не слишком величественно. У подножия их жались бараки, избы, ветхие домишки. Фантастические затраты на новое строительство и разительный контраст между средой и проектом потрясают. К примеру, стоимость строительства одного только корпуса МГУ равна той сумме, которая была выделена на восстановление всего города-героя Сталинграда. Рабочей силы в послевоенные годы, конечно, не хватало. Потому на самой дорогостоящей стройке страны трудились заключённые. И всё же этот «застывший гимн Победе» вселял в советского человека новую надежду на мирную и обязательно счастливую жизнь.

Текст: Нина Белая

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН "СТАЛИНСКИЙ АМПИР"?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
И, как правило, ответ на них такой: конечно же, "сталинский ампир"!

Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие "сталинский ампир" является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой .
Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX - начала ХХ века,построенных в стилях, называемых "неоготическим", "неоклассическим", "русско-византийским" и т. д. (часто вместо приставки "нео" употребляется "псевдо", что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие "эклектика" мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на "русское узорочье"),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки , чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

Московские высотки, часто называемые "сталинскими", были построены в конце 1940-х - 1950-х годах . Всего их семь , хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е - 70-е гг. была сооружена гостиница "Россия", теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. "Об устранении излишеств в пректировании и строительстве").

1. Высотка на площади Красных ворот (1947 - 1952 гг.):


2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 - 1953 гг.):


3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 - 1954 гг.):


4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 - 1953 гг.):


5. Гостиница "Ленинградская" на Комсомольской площади (1949 - 1954 гг.):


6. Гостиница "Украина" на Кутузовском проспекте (1953 - 1957 гг.):


7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 - 1957 гг.):


При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир , и в особенности слиля ар-деко , в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый "Крайслер билдинг" в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.

Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи - Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями

В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий. Они должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа. Но стоит начать с предыстории, масштаб и амбиции которой весьма неоднозначны.

В основу проектов сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так никогда и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. На его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать на тот момент самым высоким в мире – 420 метров.

Венчать Дворец Советов должна была колоссальная статуя Ленина, прототипом которой послужила знаменитая Статуя Свободы в Нью-Йорке, высота которой, как известно 93 м. Так вот Скульптура Ленина — была бы в полтора раза выше «американской свободы», и считалась бы самой высокой скульптурой в мире.


Стройка велась достаточно активно, но в годы войны металлический каркас здания был разобран. Из него сделали противотанковые ежи для обороны Москвы. После войны пришлось сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был заморожен. Однако идея строительства Дворца Советов не покидала Сталина до самой смерти.

При Хрущеве на сохранившемся фундаменте Дворца Советов появился огромный открытый бассейн «Москва». Он работал круглый год.


Бассейн «Москва» действовал с 1960 по 1994 годы. В начале 90-х решено было воссоздать взорванный большевиками кафедральный собор, который был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия.

Автором проекта нового Храма Христа Спасителя стал реставратор Алексей Денисов. Вскоре он уступил место другому человеку. По иронии судьбы строительство храма на месте, где должно было появиться самое большое в мире здание, завершил скульптор Зураб Церетели, известный размерами своих творений.

Есть легенда, связанная с местом, на котором построен Храм Христа Спасителя. В XIX веке здесь находилась обитель женского Алексеевского монастыря. Монахини героически сопротивлялись наполеоновским захватчикам, смогли спасти ценности и другое монастырское имущество. Однако после войны император Николай I приказал отправить обитель в Красное Село, а все постройки снести. Настоятельница обители отказалась ее покинуть и приказала приковать себя цепями к дубу, который рос посреди монастырского двора. Игуменью силой заставили подчиниться, но уходя, она будто бы прокляла это место, предсказав, что «стоять на нем ничего не будет».

Главное здание МГУ

Высота со шпилем 240 метров, 36 этажей.

Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день — 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Это было символом нового этапа в жизни древней столицы.

Вот, что писал об этом журнал «Огонек»:

«В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», — и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».


фото: Чистопрудов Дмитрий

Главное здание МГУ – самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. И, пожалуй, самое легендарное.

Одна из наиболее распространенных историй – о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить. Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3-им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку. При этом добавляют, что зона была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

Однако многие специалисты говорят, что все это далеко от действительности. Технология заморозки грунта была, и использовали ее, в первую очередь строители метрополитена. Правда, в ход шел не жидкий азот, при котором крошится металл, а охлажденные соли хлористого кальция. Низкие температуры превращали полужидкий грунт в искусственную скалу, которая не пропускала ни капли воды и могла выдержать огромное давление. Однако здание МГУ стоит на чрезвычайно плотных и абсолютно сухих грунтах, замораживать которые нет никакой необходимости, отмечают эксперты.

Здание Министерства иностранных дел

Высота 172 метра, 27 этажей.

По первоначальному проекту, здание МИДа не имело шпиля. Но когда проект принесли на утверждение Сталину, он лично дорисовал его. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Первоначально было заметно, что он отличался по цвету от остальной высотки. Говорят, что во времена «оттепели» Хрущеву предложили убрать шпиль, но будто бы генсек со словами «Пусть это будет памятником глупости Сталина» велел отставить его. Хотя при чем тут глупость? Шпили стали характерной чертой всех семи московских высоток.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот»

высота 138 метров, 24 этажа

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

Дом на Кудринской площади (Восстания)

Высота 156 метров, 24 этажа

Высота 156 метров. В здании 24 этажа, из них 18 жилые. Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем (а всего их 450) предоставляли работникам авиационной отрасли. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.

На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. В прессе встречается байка, будто бы в здании есть секретные коридоры, с помощью которых чекисты могли прослушивать разговоры жильцов.

Гостиница «Украина»

высота 206 метров

После Главного здания МГУ это вторая по высоте сталинская высотка – 206 метров. Гостиница строилась в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. При Сталине проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове». «Украина» открывала Кутузовский проспект.

В свое время это был самый крупный гостиничный комплекс в Европе. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

Гостиница «Ленинградская»

Высота — 136 метров

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая – 136 метров. Здание было названо по расположенному поблизости Ленинградскому вокзалу. Несколько лет назад гостиницу приобрела сеть Hilton.

Стоит отметить, что при строительстве высоток было применено немало новых технологий. Так, в облицовке стен были использованы керамические плиты. На тот момент это был наилучший материал. Он не только полностью удовлетворял архитектурно-художественным требованиям, но и значительно облегчал эксплуатацию здания. Керамика допускает промывку фасада водой и паром, не требуя длительного ремонта.

Жилой дом на Котельнической набережной

Здание высотой 176 метров насчитывает 32 этажа. В нем около пятисот квартир. В советское время их предоставляли известным ученым и артистам, а также номенклатурным работникам.

По некоторым данным, место для этого здания выбрал лично Лаврентий Берия, который курировал строительство всех высоток по линии органов госбезопасности. В доме на Котельнической набережной есть также магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион».

Высотка в Зарядье

Восьмая сталинская высотка так и не была построена – помешала смерть Сталина. В административном здании в Зарядье хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения. Дом на берегу Москвы-реки должен был стать самым большим из всех сталинских высоток – 275 метров. Если бы он был построен, то Красная площадь выглядела бы примерно так:

На фундаменте этой высотки была построена гостиница «Россия». Кстати, ее возвели по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, автора высотки в Зарядье.

В 2006 году гостиница была закрыта из-за того, что здание сильно обветшало. Взрывать его было нельзя из-за близости Кремля, поэтому верхние этажи разобрали с помощью башенных кранов, а нижние сломали тяжелой техникой. Ожидается, что на этом месте будет разбит парк.

Короткое видео — дополнит наш рассказ:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .