Становление многопартийности. Партии и многопартийность в ссср на завершающем этапе его существования

Многопартийность - это плохо или хорошо? Политологи разных стран не могут однозначно ответить на данный вопрос. С одной стороны, она дает возможность выразить мнение самых разнообразных слоев общества и отстоять его у власти. С другой - возникает неразбериха в политической жизни любой страны.

Партийные системы

Под партией понимают организованную, наиболее активную часть общества, которая, основываясь на своих интересах, сформулировала программу и стремится ее реализовать путем участия во власти или в ее захвате. Существование разнообразных политических организаций и их взаимодействие определяет партийную систему государства. Выделяют три вида таких систем. Многопартийность - это первая из них. Она определяется наличием более чем двух политических организаций, имеющих шансы реально прийти к власти. Однопартийная система формируется при господстве одной партии в стране и государственном запрете на действие оппозиционных политических союзов. В Великобритании, Соединенных Штатах Америки существуют двухпартийные системы. Хотя в этих странах нет запрета на создание и функционирование других организаций, но реальные шансы прийти к власти у них мизерны, что определяет смену большинства в парламенте представителями то одной, то другой господствующей политической силы. Наблюдается своеобразный маятник: власть передается от либералов к консерваторам и обратно.

Зарождение партий в России

В начале 20 века происходит становление многопартийности в России. Этот процесс характеризовался рядом существенных особенностей. Во-первых, самыми первыми, еще нелегально, начали оформляться политические организации революционного, радикального толка. Так, социал-демократы провели свой первый съезд еще в 1898 году. Легальное оформление партий произошло в ходе первой русской революции, после известного Манифеста 17 октября 1905 года, который ввел гражданские и политические свободы для жителей Российской империи. Следующей особенностью является факт ведущей роли интеллигенции в широком спектре образовавшихся союзов, многие из которых были достаточно мелкими, при этом постоянно происходил процесс организации одних и роспуска других. Так, многопартийность - это истинная характеристика политической жизни России в начале двадцатого века.

Левые, правые и центристы

Как уже отмечалось, в начале 20 века в России возникло несколько десятков партий, изучение которых довольно затруднительно. Чтобы лучше усвоить, что представляла собой российская многопартийность, все политические организации делят на три группы. К первой относят радикальные, революционные объединения, которые еще называют левыми. Правый сектор - консервативные, реакционные союзы, выступающие против всяких нововведений и преобразований. К центристам причисляют политические организации с умеренными программами, стоящие за либеральные, постепенные преобразования общества.

Революционные партии России

К началу прошлого века российское общество было опутано рядом серьезных противоречий, возникающих в связи с развитием капитализма. В отечественной историографии они получили название «основных вопросов». К таковым относят аграрный, или крестьянский вопрос, рабочий, вопрос о власти и национальный. Так или иначе, все политические силы должны были указать основные пути решения этих проблем. Наиболее радикально в этом смысле выступали большевики - РСДРП (б), призывая к социалистической революции, национализации земли и предприятий, ликвидации частной собственности и переходу к социализму как таковому. Идейным лидером и организатором являлся всем известный Владимир Ульянов (Ленин). Менее радикальны были меньшевики - РСДРП (м), которые полагали, что российская история еще не измолола той муки, из которой надо испечь пирог социализма. Их лидер Юлий Мартов выступал за буржуазно-демократическую революцию и постепенное решение основных вопросов. Особое место в левом блоке занимали социалисты-революционеры (эсеры), которые позиционировали себя как защитники крестьянства, продолжатели традиций народничества. Они выступали за то есть передачу ее общинам. Возглавлял эсеров Виктор Чернов. Наряду с этими существовали и другие революционные партии России, такие как энесы, эсеры-максималисты, трудовики и широкий спектр национальных революционных групп (Бунд, революционная украинская партия и другие).

Либеральные партии

Как таковая многопартийность в России сложилась с легальным оформлением либеральных центристских партий. В Первой и наибольшее количество, но не подавляющее большинство, занимали кадеты, которых называют левыми центристами. Они требовали частичного отчуждения помещичьих земель в пользу крестьянства и ограничения монархии парламентом и конституцией, дальнейшего проведения реформ. Общепризнанным лидером кадетов был историк Основной политической силой периода Третьей и Четвертой дум являлась партия октябристов, представители которой признавали огромное значение для истории России манифеста 17 октября. Александр Гучков, возглавлявший движение, защищал интересы крупной буржуазии, которая рассчитывала на успокоение страны и дальнейший экономический рост. Октябристов поэтому называют консервативными либералами.

Правый блок

Очень большим по составу, но мало организованным в начале прошлого века был правый политический сектор. Монархисты, черносотенцы, консерваторы - это все о них. Российский император Николай II состоял почетным членом сразу нескольких партий, хоть и различающихся по названию, но имевших единую Ее суть сводилась к возвращению неограниченного самодержавия, защите православия и единства России. Не признавая консервативно настроенные части общества не организовывались и не участвовали в выборах. Но дальнейшие события показали, что нельзя совсем выбывать из политической легальной борьбы в парламенте. Представители «Союза Михаила Архангела», «Союза русского народа» и других движений полностью поддерживали политику Николая II. А против своих оппонентов применяли насильственные методы, например погромы.

Ликвидация многопартийности

После прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года многопартийность в России постепенно разрушается. Сначала сошли с политической арены монархистские объединения, октябристы, в ноябре вне закона были объявлены кадеты. Еще несколько лет продолжали существовать революционные партии, среди которых основными соперниками большевиков были эсеры, занявшие большинство мест на всеобщих выборах в Учредительное Собрание. Но выступление против Ленина и его сторонников в годы Гражданской войны и сразу после ее окончания привели к нещадной борьбе большевиков против политических противников. В 1921-1923 годах в Советской России был проведен ряд судебных заседаний против лидеров меньшевиков и эсеров, после которых принадлежность к этим партиям расценивалась как оскорбление и ругательство. В результате многопартийность в СССР отсутствовала. Утвердилось идеологическое и политическое господство одной партии - коммунистической.

Формирование многопартийности в современной России

Развал советской политической системы пришелся на период перестройки, проводимой М. С. Горбачевым. Одним из важных шагов в формировании многопартийности в современной России стало решение об принятой в 1977 году. Она закрепляла особую, руководящую роль коммунистической идеологии в государстве, и, по большому счету, означала монополию одной партии на власть. После путча ГКЧП в августе 1990 года, президент РФ вообще запретил действие КПСС на ее территории. К этому времени оформилась новая многопартийность в России. С первой её объединяло наличие огромного числа политических организаций, существенно не отличавшихся друг от друга своими взглядами в рамках одного направления. Многие исследователи отмечают достаточно узкую социальную базу большинства, поэтому называют их «протопартиями». Получили широкое распространение национальные движения в республиках, известные как «народные фронты».

Основные политические силы

В 90-х годах среди множества политических организаций выделилось несколько основных, которые стали вести между собой борьбу за мандаты в Думе. На выборах в 1995 году определилась четверка лидеров, которая смогла преодолеть барьер в пять процентов. Эти же политические силы характеризуют и нынешнюю многопартийность в России. Во-первых, во главе с бессменным лидером, не раз выступавшим в роли кандидата в президенты, - Геннадием Зюгановым. Во-вторых - ЛДПР, с таким же постоянным и ярким главой - Владимиром Жириновским. Правительственный блок, несколько раз менявший название в течение последних десятилетий («Наш дом Россия», «Единая Россия»). Ну и четвертое, почетное место, занимала партия «Яблоко» во главе с Григорием Явлинским. Правда, с 2003 года она не смогла преодолеть положенного барьера на выборах и с тех пор не входит в состав представительного законодательного органа власти. Большая часть партий в России относится к центристскому направлению, они имеют схожие требования и программы. Левыми и правыми их называют лишь по традиции.

Некоторые выводы

Большинство политологов сходятся во мнении, что многопартийность - это не лучший вариант страны. Государства с двухпартийной системой более предсказуемы в своем развитии, имеют больше шансов избежать крайностей, сохранить приемственность. Многопартийность - понятие, имеющее как юридический, так и практический смысл. В первом случае формально существуют множество союзов, но реальные шансы прийти к власти есть только у одного или двух. Реальная многопартийность свидетельствует о том, что ни одна политическая сила не может получить парламентского большинства. В таком случае организовываются коалиции, временные и постоянные.

Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века.

В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

На законодательном уровне ситуация стала меняться во второй половине 1986 года. На фоне призывов реформаторов к раскрепощению творческой энергии людей, к активной жизненной позиции Положение 1932 года выглядело явным анахронизмом и даже стало подвергаться робкой критике в печати. С учетом этого Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». По сравнению с Положением 1932 года в новом документе был значительно облегчен процесс образования самодеятельных объединений. Контроль и общее руководство за деятельностью подобных объединений возлагались на организации-учредители, в качестве которых могли выступать учреждения культуры, спорта, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации и т.п., а на министерства и ведомства ложился лишь общий контроль, что значительно сужало вмешательство властных структур в деятельность любительских объединений. Именно с этого времени на базе объединения легализующихся кружков стали возникать первые общественно-политические объединения.

Бурному росту политической активности способствовало и то, что с конца 1986 году практически прекратились аресты по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и ст. 190, п. 1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный общественный строй) УК РСФСР. Начался процесс освобождения политических заключенных.

Ст. 70 и 190 были главным правовым инструментом для наказания инакомыслящих. В ходе реформирования политической системы соответствующие статьи УК РСФСР стали входить в явное противоречие с реалиями дня. В связи с этим Президиум ВС СССР 8 апреля 1989 года принял Указ «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

Вызывала вопросы ст. 11, которая предусматривала наказание за публичное оскорбление или дискредитацию высших органов государственной власти и управления СССР, иных государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов или Верховным Советом СССР, либо должностных лиц, назначаемых, утверждаемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, а равно общественных организаций и их общественных органов, созданных в установленном законом порядке и действующих в соответствии с Конституцией СССР. Обе статьи могли толковаться довольно широко. Появился новый термин «дискредитация», а четкого определения его не существовало. Непонятно было и то, как отличать понятие «дискредитация» от правомерной критики.

Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Демократические новации в правовую систему и общественное сознание входили непросто. В качестве примера остановимся более подробно на вышеприведенном Указе.

Указ устанавливал не уведомительный, а разрешительный порядок осуществления конституционных свобод. Граждане должны обращаться за разрешением в исполком Совета народных депутатов. А исполком уже принимал решение: разрешить или запретить митинг, демонстрацию либо другое мероприятие (п. 3). Причем Указ предоставлял исполкомам широкие возможности для собственного усмотрения: они могли запретить мероприятие, если цель его проведения противоречила Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик либо угрожала общественному порядку и безопасности граждан (п. 6). Столь широкая формулировка позволяла исполкомам - органам сугубо правоприменительным - по своему усмотрению толковать не только цели митингов и демонстраций, но и сами конституционные нормы (путем сравнения тех и других) - прерогатива, которую еще только предполагалось предоставить будущему Комитету конституционного надзора в ходе реформы государственной системы.

Вместе с тем, несмотря на недостатки Указа, нельзя не отметить, что в тех исторических условиях принятие даже такого ограниченного положения являлось еще одним шагом вперед на пути к становлению демократического общества. Конституция СССР согласно ст. 50 давала право на собрания, митинги, демонстрации, но не существовало процедуры получения разрешения и правил проведения этих мероприятий. С принятием Указа от 28 июля 1988 года данная статья Конституции СССР заработала

Принципиальное значение имел отказ от законодательного закрепления монопольного положения КПСС в политической жизни.

Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР (март 1990 года) внес в гл. 1 Конституции СССР, посвященную политической системе, ряд принципиальных изменений. Прежде всего ст. 6 в ее новой редакции закрепляла право КПСС, других политических партий, а также профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций и массовых движений участвовать в управлении государственными и общественными делами преимущественно через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. По существу, данная формулировка не только закладывала основы формирования многопартийности как системы, но и ориентировала политические партии на работу с избирателями и парламентскую деятельность.

С 1 января 1991 года вступил в действие Закон СССР «Об общественных объединениях». В его преамбуле говорилось о том, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина. В статье 1 говорилось и о том, что общественными объединениями признаются и политические партии, а в ст. 16 впервые давалось определение партии. Не допускались создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий насильственное изменение конституционного строя. Таким образом, допускалась деятельность организаций, призывающих к мирному, парламентскому способу изменения существующего строя, что свидетельствовало о воплощении в жизнь реального политического плюрализма.

Согласно ст. 11 и 12 устав объединения регистрировался Министерством юстиции СССР. Отказ в регистрации устава мог быть обжалован в суд и рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Закон позволил Министерству юстиции СССР приступить к юридической регистрации политических партий, многие из которых де-факто к этому времени уже существовали. 11 апреля 1991 года в Минюсте СССР регистрируется КПСС, а на следующий день - ЛДПСС. 12 апреля можно считать официальной датой возрождения многопартийной системы в стране.

15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях».

В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.

В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.

В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.

В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.

Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.

Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.

Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).

Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.

В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.

В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).

В современной России процесс формирования многопартийности прошел несколько этапов. Первый из них можно назвать неформальным. Он охватывает время с 1986 по весну 1988 года. На этом этапе происходит образование массовых политических движений, в их недрах складывается устойчивое ядро лидеров и активистов. Весной и летом 1988 года в ходе массовых акций социального протеста начинается формирование собственно политических партий и их программ, развиваются территориальные организации. Первые партии оформляются к 1990 году. Это Социал-демократическая партия, Республиканская партия, Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократический Союз, Крестьянская партия и другие. Многие из названных организаций уже прекратили свое существование или же вошли в другие политические силы. По экспертным оценкам число движений, принявших название “партия” на осень 1990 года составило около 40. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР “Об общественных объединениях” стимулировало следующий этап формирования партий.

Многопартийность как принцип современной российской государственности закреплена в 13 статье Конституции, прошли выборы 1993 и 1995, 1999, 2003 года в Государственную Думу, где половина депутатских мандатов была распределена согласно количеству голосов, полученных списками кандидатов от политических партий.

В 2001 г был принят новый Закон о политических партиях. Его положения закрепили перечень обязательных требований, необходимых организации, чтобы она могла быть зарегистрирована в Министерстве Юстиции в качестве политической партии. Это наличие не менее 10 тысяч членов партии, филиалы и отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, нахождение руководящих органов партии на территории РФ. Закон способствовал консолидации общественных сил, укрупнению партий. В 2004 году в этот закон были внесены дополнения, касающиеся увеличения обязательного членства в партии до 50 тысяч. Данная поправка должна в еще большей степени способствовать созданию крупных, представительных партий.

На выборах депутатов Государственной Думы РФ, прошедших в декабре 2003 года победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента В.В.Путина. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество-Вся Россия».

В ходе подготовки декабрьских 2007 г. выборов в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательной законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог – только те партии, которые смогут набрать более 7% голосов избирателей проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий.



Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил единолично президент страны В.В. Путин, набрала 64% голосов избирателей. Благодаря подобному результату, Единая Россия получила конституционное большинство в парламенте.

К числуиных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7% барьер представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные – «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов.

Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Двухпартийная система в РФ невозможна. Однако вполне возможно по советским канонам создать «комсомольскую» партию, т.е. партию молодой смены теперешней либеральной номенклатуры. И тогда двухпартийность пойдет на лад.

Тут-то я и понял простейшую вещь, которая до меня как-то раньше не доходила.

А ведь в СССР таки БЫЛА двухпартийная система.

Партия и Комсомол. КПСС и ВЛКСМ. Партия Стариков и Партия Молодых. (Про СССР как "старо-молодую страну" см. ).

Заметим, что даже известное условие - партии должны сменять друг друга у власти - тут тоже выполнялось, хотя и нетривиальным образом - первенство КПСС никто не оспоривал, просто комсомольцы постепенно переходили на "партийную работу".

Был даже зачаток третьей партии, то есть партии "взрослых людей": советские профсоюзы, объединённые в ВЦСПС. (Заметим, что у ВЦСПС было право законодательной инициативы, а профорг входил в "треугольник".)

Интересно, что профсоюзы несли в себе зачаток "параллельной многопартийности" западного типа - поскольку профсоюзов было много, и противоречия между ними были довольно существенными. Профсоюзы были именно что выразителями интересов разных групп трудящихся (а "трудящимися" в СССР считались все) .

Из этого следует, что СССР и в самом деле был "вывернутой тенью" Запада, с заменой по типу "официальное там - неофициальное здесь и наоборот". Там роль так назваемых "профсоюзов" играют легальные политические партии, выражающие интересы разных экономических слоёв населения. Официально правящей Советской Партии соответствовала система масонских лож, "чёрная иерархия", а Комсомолу - система "белой иерархии", то есть продвижения и подталкивания.

Отсюда же следует, что у СССР было несколько разных возможностей для эволюции.

Например, передача власти комсомольцам в 80-е (что и грёбнуло совок) могла случиться сильно раньше. Допустим, именно Комсомол стал бы "руководящей и направляющей силой". Тогда мы получаем мир "Полдня XXII" - с культом молодости, с ребятами в кожаных куртках, стажёрами-студентами, рвущимися в бой, и стариками на заднем плане, которые сдерживают ретивых и помогают добрыми советами.

Другой вариант - когда власть берут профсоюзы + ВПК. Это такой "мир оружейников", примерно соответствующий тому, о чём грезит Калашников в своих книгах. Тоже по-своему красивый мир, хотя и довольно жёсткий. Как ни странно, при нём возможна была бы какая-то форма демократии. Например, ВЦСПС мог бы эволюционировать в выборную структуру, а центром реальной политической жизни - с выборностью кандидатов и т.п. - стало бы производство. И вся страна с замиранием сердца следила бы, кто сядет во главе страны - сырьевик-нефтяник, ракетчик или компьютерщик.

У нас, однако, восторжествовал вариант с "партией стариков". В котором были свои плюсы, кстати. Но минусов было больше. Старик на то и старик, что никуда не может и не хочет вести. Ему бы посидеть на лавочке, да.

Гендерно/возрастная раскладка раскладка: Партия - баба (точнее, бабка ), Комсомол - её внучок, вынужденный жить на бабкиной жилплощади, бесполое нечто "профсоюзов" - что-то вроде пьющего папаши-импотента, бабкиного пьющего сынка (с которым бабка всё же "советуется насчёт внука").