Статья 59 79 фз. Закон о госслужбе. Общие условия ГС

В РФ". Основные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в нашей статье. Особое внимание будет уделено гарантиям, предоставляемым государственным служащим - элементам правовой и социальной защиты.

Российская государственная служба

Российская власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь включает в себя определенные органы, которые могут быть федеральными (центральными) или региональными. Лица, занимающие должности в этих органах, реализуют государственную гражданскую службу.

Чиновники руководствуются определенными правовыми источниками. Важное место здесь занимает Федеральный закон 79-ФЗ "О государственной гражданской службе". В нем закреплены основные принципы и условия работы во власти. Например, в статье 4 закона перечисляются основные идеи, которыми должны руководствоваться государственные служащие. Это законность, профессионализм, компетентность, а также направленность на защиту прав и свобод людей.

В законе определены варианты формирования взаимосвязи между гражданской и государственной службой. Должны учитываться трудовые условия и обязательства, рабочий стаж, а также государственные гарантии.

Понятие государственного служащего

В законе понятия государственного и гражданского служащего тождественны. При этом государственная служба является частью гражданской сферы. Работники в ее составе должны быть россиянами, взявшими на себя обязательства по реализации контрактной гражданской службы. Денежное содержание трудящихся лиц обеспечивается за счет федерального или регионального бюджета.

Государственный служащий Российской Федерации обладает определенными правами. Согласно статье 14 Закона, это оплата труда, право на отдых, на ознакомление с регламентом и обеспечение безопасности, право на защиту сведений и на членство в профсоюзах, а также многое другое.

Служащий обладает рядом важных обязанностей. Здесь следует выделить соблюдение российских законов и норм о служебном распорядке, исполнение трудовых функций в соответствии с регламентом, исполнение законных поручений руководителя, сохранение государственной тайны и бережное отношение к казенному имуществу. От типа инстанции, в которой трудится гражданский служащий, будет зависеть и количество профессиональных обязанностей.

В работе гражданского служащего присутствует немало ограничений. Например, для получения определенного поста необходимо обладать дееспособностью. На некоторые должности невозможно заступить без диплома о высшем образовании. Запрещаются служебная подчиненность родственным лицам и наличие второго гражданства.

Поступление на службу

Каждый дееспособный имеет право поступить на государственную гражданскую службу. Он должен отвечать определенным квалификационным требованиям, среди которых владение русским языком и отсутствие второго гражданства.

Поступление гражданина на службу происходит на конкурсной основе. Оценивается профессиональный уровень кандидатов во власть. Если итоги проверки покажут соответствие знаний и опыта установленным требованиям, то гражданин будет принят на службу.

Уровень знаний и опыта оценивается конкурсной комиссией, в состав которой входят гражданские служащие из научных и экспертных подразделений. При формировании состава комиссии учитываются возможные случаи конфликта интересов. Претендент, недовольный проводимым конкурсом, имеет возможность обжаловать состав комиссии.

В исключительных случаях возможно заступление на государственную должность без проведения конкурса. Это заключение срочного трудового контракта, назначение на должность гражданина, включенного в кадровый резерв, а также наделение полномочиями по категориям "руководители" и "помощники". Конкурс может не проводиться при назначении гражданина на службу, которая не имеет отношения к государственной тайне.

Должности государственных служащих

Государственная служба в Российской Федерации предполагает наличие определенного числа должностей. Все посты учреждаются президентскими указами или федеральными законами. В статье 9 рассматриваемого закона приводится перечень основных должностей на государственной службе.

Первую и высшую категорию составляют руководители. Они осуществляют полномочия по контролю над государственными органами или их структурными подразделениями. Руководители имеют своих заместителей. Замещение ими своих должностей возможно лишь на определенный срок.

Во вторую группу должностей входят помощники или советники. Основной их задачей является содействие руководителям. В подчинении у советников находятся специалисты. Это лица, в задачи которых входит профессиональное обеспечение работы государственных органов. Специалисты бывают обеспечивающими, то есть обязанными замещать полномочия в определенной сфере. Это может быть информатизация, работа с документацией, финансово-экономическая среда и многое другое.

Руководители и советники делятся на три группы гражданских должностей: высшую, главную и ведущую. Специалисты подразделяются на высших, главных, ведущих и старших. Обеспечивающие специалисты могут быть главными, ведущими, старшими и младшими.

Всех перечисленных специалистов объединяет наличие гарантий, предоставляемых государством. Служащие в государственной сфере граждане обладают определенными правами, которые юридически подкреплены и обособлены. О гарантиях на будет рассказано далее.

Основные государственные гарантии гражданских служащих

Государство будет сильным и управляемым лишь в том случае, если оно хорошо позаботится о своих чиновниках. Такой принцип закрепил Никколо Макиавелли, итальянский философ эпохи Возрождения. Служба чиновников имеет свои издержки, которые необходимо своевременно компенсировать. То, как с этим справляется Российская Федерация, можно наблюдать на примере закона о государственной службе.

Что представляет собой способ денежного возмещения различных ограничений и затрат. По ходу службы чиновникам нередко предъявляются запреты и требования. У работников возникают определенные трудности, которые необходимо компенсировать льготами и преимуществами. В главе II ФЗ-79 от 2004 года перечислены основные виды компенсаций, которые и являются служебными гарантиями. Дается объяснение, для чего нужны гарантии:

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (Статья 52 № 79-ФЗ от 27.07.2004).

Государственные гарантии бывают основными и дополнительными. Первая группа компенсаций применяется для всех работников, а вторая - для региональных служащих или работников отдельных государственных инстанций. Целью применяемых гарантий является обеспечение социальной и правовой защищенности трудящихся во власти лиц. У работников повышается профессиональная мотивация. Постепенно исчезают коррупционные проявления, укрепляется кадровый резерв.

Итак, какие существуют гарантии для Обратимся к нормам закона.

Порядок прохождения службы

Трудовые условия государственного работника фиксируются в служебном контракте. Трудящемуся лицу гарантируются базовые права, среди которых благоприятные организационные, технические, экологические и прочие условия службы. Все это необходимо для качественного исполнения должностных обязанностей.

Оптимальный порядок прохождения службы является социальной гарантией, предоставляемой государственным гражданским служащим. Трудовые нормы закрепляются в инструкциях по технике безопасности, распорядках дня, служебном контракте и прочих документах.

Трудовой кодекс содержит в себе немалое количество норм об организации рабочей деятельности. Однако не меньшее внимание уделяется такому явлению, как отдых. Установлены временные границы работы, выделены праздничные и нерабочие дни, предоставлены условия для ежегодных отпусков. Чиновники работают не больше 40 часов в неделю при пятидневной службе: так же, как и остальные граждане. Для ведущих, старших и младших должностей отпуск составляет 30 дней, для главных и высших - 35 дней. Главные группы должностей имеют право на дополнительный отпуск до 10 дней.

Таким образом, социальные гарантии деятельности государственных служащих мало чем отличаются от гарантий для остальных трудящихся россиян. Однако следует взглянуть на вопросы страхования.

Страхование

Каждый работодатель обязан осуществлять социальное страхование своих работников. Это касается и отношений между государственными органами и чиновниками. В число гарантий входят следующие элементы страхования:


Государственный служащий и члены его семьи имеют право на медицинское страхование. Такая гарантия сохраняется и после выхода работника на пенсию. Медицинская страховка включает в себя санаторное, курортное и лечебное обслуживание. При этом уровень и качество оказания услуг неодинаковы и зависят только от возможностей федеральных или региональных инстанций.

Порядок страхования определяется соответствующими нормативными актами. Между работодателем и работниками заключается специальный договор, по которому наниматель обязуется передать страховой компании данные о трудящихся лицах.

Оплата труда

Российский Трудовой кодекс закрепляет норму о равной оплате за труд равной ценности. Это важнейший демократический принцип, который был провозглашен в 1948 году Декларацией прав человека. Служба в государственных органах бывает разной. От уровня квалификации зависит и заработная плата. При этом принцип соответствия вознаграждения и специфики труда сохраняется: зарплата у одинаковых по рангу чиновников равноценна.

Условия оплаты труда оговариваются в служебном контракте. Учитывается классный чин, квалификация, количество отработанных часов и прочие элементы. Закон не допускает необоснованного и заметно отличающегося финансового содержания одинаковых государственных служащих.

Государственные гарантии в экономической сфере связаны и с постоянным стимулированием работников. Финансовое обеспечение чиновников - это не только средство материального обеспечения, но и мотивация к развитию профессиональной деятельности. Нет лучшей мотивации, чем повышение зарплаты. В 2018 году госслужащим будет повышен оклад примерно на 4 %.

Дополнительные выплаты также относятся к категории экономических гарантий. Например, за выслугу свыше 15 лет чиновники получают премию в 30 % от оклада, а за особые достижения - 200 % от оклада. Для региональных служащих есть особые льготы.

Возмещение расходов

Возмещение трудовых расходов не следует путать с предоставлением компенсаций. Если работник неожиданно для себя утратил что-то в ходе своей трудовой деятельности, то встанет вопрос о компенсации. Возмещение же расходов реализуется, как правило, заранее. Частый пример - служебные командировки. Государственным служащим нередко приходится ездить в другую часть страны или даже за границу. На это они тратят немалую часть средств из собственного кармана. Согласно президентскому указу "О порядке и условиях командирования государственных служащих", работодатель в лице государства гарантирует своему работнику возмещение следующих расходов:

  • дополнительные расходы (на питание, лекарства и пр.);
  • финансы для найма жилья;
  • медицинское обслуживание, аренда транспортных средств, оплата определенных услуг;
  • расходы по проезду к месту командирования и на обратный путь.

При этом сохраняется выплата полного оклада работнику. Учитывается индексация: происходит повышение зарплаты госслужащим в 2018 году или в любое другое время.

Чиновникам полагаются дополнительные государственные гарантии. Служащие государству граждане должны летать на самолете по билету первого класса или ездить на скором поезде в двухместном купе категории "СВ". Помимо этого, чиновникам полагается двухместный гостиничный номер класса "люкс".

При поездках государственных служащих за границу возмещаются следующие виды расходов:

  • оформление обязательного медицинского страхования;
  • аэродромные и консульские сборы;
  • оформление визы, загранпаспорта и прочей документации;
  • транзит транспортного средства.

Некоторые чиновники по приказу начальства могут быть переведены на службу в другой орган. При этом сохраняется правовой статус государственного служащего. Гарантии возмещения расходов в данном случае связаны с оплатой проезда и обустройством на новом месте жительства.

Пенсионное обеспечение

В группу правовых и экономических гарантий государственных служащих входит пенсионное обеспечение. Федеральные чиновники имеют право на получение пенсионных выплат по истечении 15 лет работы. Рассматриваются следующие основания:


Общая сумма не превышает 75 % от получаемого среднемесячного заработка. 45 % от оклада получают чиновники, рабочий стаж которых составляет 15 лет. За каждый отработанный год сверх стажа полагается надбавка в 3 %.

Последняя группа гарантий, о которой гласит закон, связана с защитой чиновников от угроз, насилия и прочих неправомерных действий. Уровень обеспечиваемой безопасности напрямую зависит от квалификации служащего. Гарантия защиты от незаконных деяний - новая мера. Соответственно, методы и порядок защиты устанавливаются судом, потому что соответствующие нормы в законе пока не прописаны.

Изначально закон № 79-ФЗ (), принятый депутатами Государственной думы в 2014 году, разрабатывался в качестве некоего базиса для создания качественно иного уровня функционирования государственной службы в Российской Федерации. Среди прочего, тогда речь шла о необходимости открытости данных, доступностью поступления, недопущении коррупционных проявлений, создании системы социальных гарантий для государственных служащих и т. п.

С момента принятия указанного выше закона изменения в него вносились 31 раз. Так, только на протяжении минувшего года российские парламентарии четырежды вносили в него поправки, последние из которых начали действовать с начала 2016 года. К примеру, изменения, принятые в июне 2015 года, касались преимущественно порядка аттестации гражданских служащих, в октябре 2015 года - порядка владения гражданскими служащими акций и уточнения понятия «конфликт интересов», а в декабре - порядка исчисления стажа гражданской службы, предоставления отпусков и упразднения понятия «правоохранительная служба».

Закон № 79-ФЗ о госслужбе с изменениями 2016 года.

Изменения, внесенные , принятым парламентариями 29 декабря, прежде всего, коснулись порядка исчисления стажа гражданской службы и упразднения понятия «правоохранительной службы». Так, если предыдущая редакция ст. 54 закона содержала в себе исчерпывающий перечень периодов замещения должностей, включаемых в общую продолжительность стажа, то согласно новой редакции ч. 2 ст. 54 право на расширение данного перечня было предоставлено президенту Российской Федерации. Кроме этого, согласно п. 5 ч. 1 ст. 54 установленный законом перечень должностей, замещение которых дает право на включение их в общий стаж, может быть расширен путем принятия прочих федеральных законов.

Кроме этого, именно законом № 395-ФЗ из законодательного акта о государственной службе было изъято понятие «правоохранительная служба», которое было заменено дефиницией «федеральная государственная служба». Соответствующие изменения были внесены в ст. 11, 54 закона № 79-ФЗ. Таким образом, в связи с упразднением указанного выше понятия, работникам органов юстиции и прокуратуры будут присваиваться классные чины.

Порядок предоставления отпусков.

Примечательно, что уже на следующий день после принятия закона № 395-ФЗ парламентариями был проголосован , который также внес некоторые изменения в действующее законодательство о государственной службе. Так, согласно обновленной редакции ч. 6 ст. 46 закона № 79-ФЗ дополнительные отпуска отныне предоставляются не за ненормированные рабочие дни, а за служебные.

Наряду с этим, согласно появившемуся в законе пункту 9.1 минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск не может быть менее 28 дней, при этом хотя бы одна его часть должна составлять неразрывные две недели. При этом, согласно п. 9.2 в исключительных случаях часть неиспользованного отпуска государственного служащего свыше установленных законом 28 дней может быть перенесена с его согласия на следующий год, либо заменена денежной компенсацией (пункт 9.3).

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что ключевыми изменениями законодательства о государственной службе стали упразднение понятия «правоохранительная служба», присвоение классных чинов, расширение перечня периодов замещения должностей, дающих право на включение их в общий стаж, а также пересмотр порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Все остальные положения закона остались неизменными.

2.1.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции »

Одним из основополагающих федеральных законов о государ­ственной службе является федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции». В нем в соответствии с Конституцией РФ закрепляются:

правовые и организационные основы системы госу­дарственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

видовую классификацию государственной службы : орга­низационное и правовое обособление государственной граж­данской, военной и правоохранительной служб как самосто­ятельных ее видов;

основы регламентирования государственной службы:

должности государственной службы и должности феде­ральной государственной гражданской службы,

реестры должностей и реестры государственных служащих,

правовое положение (статус) федерального государ­ственного служащего,

формирование кадрового состава государственной службы,

поступление на государственную службу, ее прохожде­ние и прекращение,

классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания,

стаж (общая продолжительность) государственной службы, персональные данные государственных служащих,

управление государственной службой,

кадровый резерв для замещения должностей государ­ственной службы, финансирование государственной службы,

про­граммы ее реформирования и развития;

общие принципы и основные положения правового регу­лирования государственной службы: на их основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов РФ, в частности о гражданской службе субъектов РФ;

основные пединституты государственной гражданской службы. К ним относятся: классификация должностей; порядок их занятия; аттестация; переподготовка и резерв кадров гражданских служащих; правовое положение граж­данских служащих и др.

2.2.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации»

Базовым федеральным законом в области регулирова­ния гражданской службы в России является также федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации». Именно он содержит основные правовые нормы, регламентирующие вопросы гражданской службы как одного из видов государственной службы Рос­сийской Федерации.

Структура этого Закона включает в себя преамбулу, опре­деляющую, что данным Законом в соответствии с Конститу­цией РФ и Федеральным законом № 58-ФЗ устанавлива­ются правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации.

Федеральный закон № 79-ФЗ регулирует многие вопросы, которые касающиеся правового реформирования гражданской службы. В нем определяются ее прин­ципы, правовое положение федерального гражданского слу­жащего и гражданского служащего субъекта РФ, устанавливаются классифика­ция должностей гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные усло­вия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и ряд других вопросов.

Следует обратить внимание на то, что многие нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 79-ФЗ, были вве­дены впервые :

Установлено, что гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Рос­сийской Федерации или субъектов РФ;

Учреждены четыре новые категории должностей граж­данской службы (руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты);

Введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы;

Основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период);

В целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен долж­ностной регламент, регулирующий служебную деятельность;

Для определения соответствия служащего занимае­мой должности предусмотрена аттестация государственного служащего (один раз в три года);

Установлены классные чины вместо квалификацион­ных разрядов;

Гражданским служащим разрешено при условии уве­домления нанимателя заниматься иной оплачиваемой дея­тельностью, за исключением коммерческой или предприни­мательской, если это не приводит к конфликту интересов;

Определен механизм разрешения возможных конфлик­тов между государственными и личными интересами на госу­дарственной службе;

Установлено, что более доступной для общества должна стать информация о функционировании граждан­ской службы, а в деятельности государственных служа­щих шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

Закреплен единый порядок формирования кадрового резерва;

Предусмотрено, что с целью усиления мер по предот­вращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обя­зательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу;

Предусмотрен новый порядок оплаты служебной дея­тельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

Для привлечения на государственную службу высоко­квалифицированных специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений пред­усмотрена возможность заключения договора между пред­ставителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы и др.

В Федеральном законе № 79-ФЗ были впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на допол­нительное профессиональное образование - профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации, которые должны осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению. Кроме того, был введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное про­фессиональное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служеб­ный) регламент государственного служащего. Предусматрива­ется, что он является основным правовым актом, регламенти­рующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый государственный служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен вклю­чать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии реше­ний; определять сферу ответственности чиновника; содер­жать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ охватывает основные направления регулирования деятельности граж­данских служащих Российской Федерации.

Важным федеральным законом для развития гражданской службы в современной России следует считать Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"

Указанным Законом в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на гражданской службе внесены изменения в федеральные законы № 58-ФЗ; № 79-ФЗ.

Статья 11 Федерального закона № 58-ФЗ дополнена поло­жениями, согласно которым ротация государственных слу­жащих обеспечивает формирование кадрового состава госу­дарственной службы. Особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются феде­ральными законами о видах государственной службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен статьей 60.1. В ней статье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обя­занность представителя нанимателя в данном случае пред­ложить иную должность государственной гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает два вида ротации гражданских служащих: внутри органа государ­ственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных орга­нов исполнительной власти, находящихся в ведении феде­ральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Таким образом, приоритетом вводи­мой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.

План проведения ротации федеральных гражданских слу­жащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью кото­рого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских слу­жащих субъекта РФ, и план проведения ротации граждан­ских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1 декабря 2007 г., 29 марта, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля, 25 ноября, 17 декабря 2009 г., 29 января, 14 февраля, 29 ноября, 13, 28 декабря 2010 г., 27 июня, 11 июля, 6, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля, 22 октября, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 1, 22, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 8 июня, 13 июля, 5 октября, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 23 мая, 2, 30 июня, 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1, 26, 29 июля 2017 г.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации") устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2) представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

Статья 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

1. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

2. Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Утратила силу .

Статья 11. Классные чины гражданской службы

1. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

3. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

4. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

5. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

6. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

7. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

8. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

9. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.