"Страшный мир" в лирике А. «Страшный мир» в лирике А. А. Блока

I вариант

Александр Блок был романтическим поэтом в своем восприя­тии жизни и в ее отражении в творчестве. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лири­ческий герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению человеческих радостей и страданий. Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Пре­красной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искрен­ностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить, подчинив свою судьбу общим за­конам жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петер­бургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его сти­хотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливос­ти, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фаб­рику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного на­рода. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно раскрывает тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих прове­ли». И от этого страдания лирического героя усугубляются. Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная доро­га здесь - это образ-символ. Перед нами дорога жизни, лишен­ная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагонов их лица - «сонные, с ровным взгля­дом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некоше­ном», униженная женщина, раздавленная колесами этой жизни. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, унич­тоженного «страшным миром». Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пья­ные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» - вот где прихо­дилось жить лирическому герою. Все это туманит сознание чело­века и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед кра­сотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и оча­рованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение закан­чивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»). Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден ктрак- тирной стойке...». Его «душа глухая... пьяным пьяна... пьяным пья­на...». Лирический герой живете чувством гибели, смертельной ус­талости:

Я пьян давно.

Мне все равно.

Вон счастие мое - на тройке

В серебристый дым унесено...

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Образ соловьиного сада - это тот мир красоты, добра, счастья,

8 Сочинения 10-11 кл.

который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окру­жающего мира:

Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лише­ний, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный, Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда уте­ряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет«и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздво­ения: разделены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим прихо­дит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая мысль: выбор сделан правильно, так как герой при­нес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Навер­ное, поэтому финал жизни и самого Александра Блока будет тра­гичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.

Ивариант

Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?

Поэзию А. Блока дооктябрьского периода характеризует жажда обновления жизни, поскольку окружающая действительность его пугает и тревожит, представляясь «страшным миром», губящим и уродующим человека. Но поэт еще не знает, как можно побороть социальное зло, и это неведение определяет преобладание траги­ческих интонаций в его лирике.

Разрабатывая тему «страшного мира», А Блок стремился не толь­ко выступить против «буржуазной действительности», но и чувство­вал, что человек, живущий в этом мире, теряет нравственные цен­ности, переживает ощущение безверия, собственной греховности, опустошенности, поскольку замены утраченному нет.

Я обрываю нить сознанья И забываю, что и как... Кругом - снега, трамваи, зданья, А впереди - огни и мрак.

Все прекрасное и естественное в «страшном мире», даже чело­веческие чувства, подменяется губительным, искусственным, при­водящим в отчаяние. Здесь не знают простой и красивой любви, зато в полном расцвете «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «В ресторане», «Чер­ная кровь», «На островах»):

Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой...

Обладая проницательным умом, развитыми чувствами, бога­той душой, лирический герой цикла бессмысленно растрачивает эти сокровища и, понимая происходящее, ощущает безысходность своего положения. Он предстает перед нами то «стареющим юно­шей» («Двойник»), то демоном, несущим гибельсебе и окружаю­щим («Демон»).

Я коротаю жизнь мою, Мою безумную, глухую: Сегодня - трезво торжествую, А завтра - плачу и пою.

Человек истратил себя в бесконечных лабиринтах «страшного мира», от него осталась одна оболочка, которая и создает обманчи­вую видимость жизни:

Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться! Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг костей...

В годы реакции после революции поэту становится ясно, что в реальности мало что изменилось. Говорит ли это о том, что зря были принесены все жертвы, впустую потраченые усилия?Тяжелаядепрессия развивается в душе поэта, видящего безысходность пе­реворота, склоняющегося к мысли о роковом круговороте жизни, неизбежности страданий.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.

Умрешь- начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

Лирический герой цикла бесконечно одинок среди окружаю­щего его зла. У него нет родных, друзей, любимых. Все, что у него было дорогого, он растерял и растратил в своей бестолковой жиз­ни. Страх, отчаяние, мука поселились в его сердце, заставляя пред- чувстйовать торжество зла во всей Вселенной.

Дневное солнце - прочь, раскаяние - прочь!

Кто смеет мне помочь? В опустошенный мозг ворвется только ночь, Ворвется только ночь!

Свое логическое продолжение тема «страшного мира» нашла в циклах «Возмездие» и «Ямбы». В цикле «Возмездие» лирический герой испытывает страдания и муки совести от того, что изменил высокой любви и данным когда-то священным обетам. Поэт разви­вает тему возмездия, за отступничество, и в «Ямбах» он уже готов нанести ответный удар всему «страшному миру» - жестокому и бес­человечному. В этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, в будущее, готовность с новыми силами вступить в борьбу со злом и победить его:

О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить!

А такие слова могут вселить веру в сердце человека, поддержать его угасающую надежду и вдохновить на подвиги ради достижения мечты!

"Страшный мир" в лирике А. А. Блока

Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и
эта способность осталась у него на всю жизнь.
Через душу А. Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это
был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны
и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для
поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.
Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет
жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.
Рабочим кабинетом А. Блока станет город – петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое
прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "жолтых окон",
"недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине", идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного народа. Так поэт
четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему
народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:
"И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели".
И от этого страдания лирического героя усугубляются.
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь – это
образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица
- "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву некошенном", образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни,
образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока, – от возвышенной Прекрасной Дамы до существа,
уничтоженного "страшным миром".
Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль
переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" – вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его
судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни.
Незнакомка здесь – некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит
"берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты
познать истину ("Я знаю: истина в вине") .
Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "Я пригвожден к трактирной стойке". Его "душа глухая… пьяным пьяна… пьяным
пьяна… ". Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:
Я пьян давно. Мне все равно.
Вон счастие мое – на тройке
В сребристый дым унесено…
"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об
этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить? Куда идти? "Наказанье ли ждет или награда? " Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой
поэмы. Образ соловьиного сада – это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот мир
безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь
возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И
поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в
этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во
имя жизни – это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.
Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную
жертву во имя новой жизни и новой России.

Тема страшного мира звучит в третьем томе стихотворений А. Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но эта тема является сквозной в лирике поэта-символиста. Она присутствует и в первом, и во втором томе. Часто эти мотивы трактуют как обличение буржуазного общества, но это не совсем верно. Это лишь внешняя, видимая сторона «страшного мира». Глубинная его суть намного важнее для поэта. Человек, живущий в страшном мире, испытывает его тлетворное влияние.

Тематика стихотворений меняется в корне по сравнению с начальным этапом творчества поэта. Блок затрагивает здесь проблему города, его бездуховности, тему социальных противоречий. Стихия, губительные страсти овладевают человеком. В стихотворениях, посвященных теме «страшного мира», ощущается опыт личной судьбы Блока. Постепенно углублялся трагический тон произведений. Герой словно вбирал в свою душу трагические диссонансы, уродливые изменения окружающего мира. Внутреннее столкновение чистоты и красоты с последующим «поруганием» всех заветов доведено здесь до предела. Поэтому цикл открывается огненными строками «К Музе», совмещающими в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье красоты» и «страшные ласки».

Поэт исходил в своих произведениях из чувства неудовлетворенности: «Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так мало в них прекрасного». Иногда стихотворения этого цикла воспринимаются как отдельные, самостоятельные главки в целостном произведении: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их размещения логична: в первой – картина бессмысленного существования «страшного мира», во втором – судьба одного человека, в третьем – внутреннее состояние опустошенной личности. Сильное впечатление производит это стихотворение Блока. В нем исступленный монолог человека, раненного плотской, низменной страстью – «черной кровью». Это история двух героев. Каждое из стихотворений передает крутые переломы в развитии их отношений. Перед нами девять сцен – девять вспышек в противоборстве с темным инстинктом. Конец стихотворения трагичный, кровавый – убийство возлюбленной. Блок воплотил здесь не столкновение чистоты с пороком, а постепенное отравление «черной кровью».

В «страшном мире» гаснут все человеческие проявления. А поэт всем сердце жаждет возрождения личности. Душа лирического героя трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. В этом мире отсутствуют естественность, здоровые человеческие чувства. Любви в этом мире нет. Есть лишь «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»).

Лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души: он – то лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то – «стареющий юноша» («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу трагико-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля» (1913-1915). Это история человека, который «в сумасшествии тихом» тусклых, безрадостных будней растратил богатства своей души. Трагическое мироощущение большинства произведений этого цикла находят крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Мотивы безысходности, рокового круговорота жизни звучит в стихотворениях «Миры летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»).

Один из ведущих мотивов у Блока – омертвление мира городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации предстает в стихотворении «Фабрика», даже цвет («жолты») здесь символизирует однообразие и безумство мира. Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности удивительно просто и сильно выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому способствует его кольцевая композиция, точные, емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет»), необычная смелая гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»).

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Одно из наиболее показательных стихотворений в этом плане – «Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетенном пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ темного начала, которое туманит сознание человека. Все это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные потрясения поэта («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).

Говоря «нет» темному настоящему, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Таким образом, тема «страшного мира» является важным этапом творческого пути А. Блока. Эта тема отразила острые социальные противоречия того времени, глубокие философские противоречия эпохи.

I. Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Часто ее трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». Но это только внешняя, легко видимая сторона. Есть и более глубинная суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывая его тлетворное воздействие, теряет нравственные ценности, трагически переживает ощущение собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

П. В «страшном мире» отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства:

А) вместо любви - «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»);

Б) лирический герой цикла «Страшный мир» растрачивает сокровища своей души; то он лермонтовский демон, несущий гибель себе и окружающим («Демон»), то -«стареющий юноша» («Двойник»).

III. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла «Страшный мир», находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

А) мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности (стихотворения «Миры летят. Года летят, Пустая...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...»);

Б) мрачные, апокалипсические пророчества о грядущем торжестве зла во всем мире («Голос из хора»).

IV. Тему «страшного мира» продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы»:

А) главная вина лирического героя цикла «Возмездие» - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению; а следствие этого - суд собственной совести, душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание

Смерти («О доблестях, о подвигах, о славе...», «Шаги командора», «Как свершилось, как случилось...»);

Б) в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом («Да, так диктует вдохновенье...», «В огне и холоде тревог...»); однако уже в этом цикле возникают мотивы веры в добро и свет, желание трудиться во имя их будущего торжества:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

V. Говоря «нет» дням настоящим, А. Блок убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признает торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

История и современность в цикле стихотворений А. Блока «На поле Куликовом»

1. «На поле Куликовом» как вершина исторической темы в творчестве А. Блока.

2. Соединение современности и история в описании лирического героя цикла.

3. Анализ сюжетов каждого из пяти стихотворений цикла.

4. Связь цикла «На поле Куликовом» с поэмой «Двенадцать».

Тема любви в лирике А. Блока Тема любви как часть блоковской «трилогии вочеловечения». Решение темы любви в «Стихах о Прекрасной Даме ». «Земное» воплощение любви в стихотворениях второго тома. Образ Незнакомки. Тема стихийной, мятежной любви в циклах «Снежная маска» и «Фаина». «Цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость» в цикле «Кармен». Слияние темы любви и темы России в третьем томе («Родина»), в том числе в цикле «На поле Куликовом».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема «страшного мира» в поэзии А. Блока . И в закладках появилось готовое сочинение.

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз-нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев-ральская революция дала поэту свежие силы, надеж-ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра-жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми-ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж-дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло-стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос-тойное противопоставление, мучаясь от неразреши-мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе-ний, получивший название «Страшный мир». Лири-ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы-тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра-сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве-цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться!..

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз-нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при-нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво-ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это-го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе-вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд...

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета-ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим...

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при-роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел-тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во-круг. Природа кажется лирическому герою враждеб-ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне...

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме-лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер-ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска-зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут-ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди-нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева-ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске-лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби-лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти-хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще-ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!