Тайпинское движение и его результаты. Тайпинское восстание

Середина девятнадцатого века стала для Китая переломным временем, ознаменованным переходом от феодального государства преимущественно с развитым сельским хозяйством к торговым отношениям, как внутри страны, так и между мировыми державами, что способствовало экономическому развитию страны и ее становлению в мировом экономическом сообществе. Но до этого населению Китая пришлось нелегко.

Династия Цинов, правящая в том времени , не желала перемен, вся ее политика основывалась на применении устоявшихся норм и законов, так называемом консерватизме. Предпосылок к либерализму и изменениям внутренней и внешней жизни страны не предполагались.

Следствием бездействия властей стали многолетние восстания , повлекшие за собой множество смертей и разрушений. Масло в огонь подливало и участие иностранных государств во внутреннем социальном и экономическом кризисе страны.

В середине девятнадцатого века многие азиатские страны уже усилено вели как внешнюю, так и внутреннюю торговлю, не препятствуя нахождению иностранных торговцев на территории своих стран, предоставляя и места для осуществления деятельности и проживания.

Тогда как, Китай считал иностранцев – вражеской силой , опасным явлением разрушения и препятствовал вхождению мировых держав за границы своей страны. Тем самым, внешняя торговля не развивалось, и как следствие, развитие экономики Китай не получал, показатели уровня жизни населения падали, уровень нищеты и недовольства среди населения рос. Китай в девятнадцатом веке насчитывал население численностью уже более трехсот миллионов человек.

Китайцы для развития внешнеторговых отношений открыли только портовые зоны без права заселения или предоставления гостиничных номеров и место реализации товара. Поэтому многим иностранцам приходилось во время торговли располагаться на припортовых кораблях и довольствоваться малой долей сектора китайской торговли.

Одной такой портовой зоной стала провинция Гуандун. Из основных торгующих стран с Китаем на тот момент стали Англия и Россия. Англия закупала у Китая шёлк и чай, а Россия – фарфор . Расплачивались иностранцы за китайские товары серебром. Это было невыгодно ни британским, ни русских купцам.

Наилучшим вариантом для них являлось торговля обменом товарами, так называемый бартер. Несмотря на недовольства со стороны иностранных торговцев, в плане торговли Китай был независимым и все сложившиеся взаимоотношения его вполне устраивали.

Отправной точкой многолетних волнений в Китае стала победа и захват Англией страны, производящей большие объемы опиума – Бельгии. Как следствие этого, перевоз опиума в Китай непрерывно рос и уровнял торговый баланс между Англией и Китаем.

Правительство страны пыталось ограничить поставки опиума, вводило ограничения ввоза, определяла опиум как товар медицинского назначения, но контрабанда опиума к сороковым годам девятнадцатого века достигла таких размеров, что изучение китайского рынка императором такого времени, что каждый второй его служащий опиумозависимый.

Итогом таких торгов стало превышение валютного дохода Британии над доходами китайцев по продаже шелка и чая.

Параллельно шло разложение населения . Китайцы не скрывали употребление запрещающего товара, открыто в дневные часы курили в центе городов, а также продавали и приобретали все необходимые для курения принадлежности. К тому же, опиум в Китае обменивался на серебряную монету , поскольку медь их мало интересовала. В эти годы поставки опиума были настолько огромны, а отток серебра с китайского рынка неизмеримо велик, что серебряные монеты исчезли из оборота. Страна находилась в экономическом торговом кризисе.

Население обнищало, налоги было платить нечем, поскольку они взимались в серебре, которого к концу 1830 году в стране практически не осталось.

Правительство было вынуждено прибегнуть к крайним мерам запрета оборота наркотического средства и начало конфискацию опиума с его последующим уничтожением. Это отрицательно отразилось на доходах англичан и вызвало недовольство, которое привело к вооруженным действиям и давлению.

Английское правительство весной 1840 года без объявления войны подготовило 20 боевых кораблей и отправило к границам Китая с требованиями о возмещении причиненных убытков от уничтожения и конфискации опиума, об открытии торговой базы на одном китайском острове.

Так как Китай в девятнадцатом веке не имел развитую военную технику, военные были оснащены только примитивным оружием, результат этих действий был предрешен еще в самом начале.

Китай был вынужден капитулировать, но отказался отдавать свой остров Сянган под торговую базу британских купцов. Именно поэтому, английские войска продолжили свое завоевание Китая, и уже к лету 1842 года получили для осуществления своей торговли помимо острова Сянган еще пять портов.

Передача портов и острова было осуществлено на основании Нанкинского договора . Договор до сих пор в Китае считают неравноправным, к тому же китайцы никогда не забудут, что договор был подписан на борту военного корабля Англии, дабы унизить достоинство китайского народа.

В результате, первой опиумной войны началось деление Китая между иностранными государствами и как следствие – нагнетание национальной нестабильности и рост ненависти среди граждан в отношении чужеземцев.

Основные движущие силы Тайпинского восстания и их участники

Немаловажным результатом опиумной войны стало формирование революционного движения в стране под руководством сельского учителя Хун Сюцюань. Хун Сюцюань был родом из деревни Хакка .

Несмотря, что был из крестьянской семьи, с девства испытывал страсть к учению. Достигнув возраста шести лет, Хун Сюцюань отправился в школу, которую успешно окончил. В то время это удавалось не всем. Большинство китайцев того времени даже не владели письменностью.

Выучить не менее 8 тысяч иероглифов было под силу не каждому, лишь единицам. Поэтому, чтобы составить или написать какой- либо документ китайцам приходилось обращаться к писарям за отдельную плату.

Хун Сюцюань напротив успешно изучал письменность. Ему пророчили успешную карьеру после сдачи экзаменов на ученое звание, но юноша испытал на себе неудачи во время экзаменов, которые существенного отразились на его здоровье и лояльное отношение к существующим порядкам в обществе.

После очередной не сдачи экзамена Хун Сюцюань тяжело заболел. Во время болезни юношу настигали галлюцинации. Во время одной такой галлюцинации к юноше явился старец. Старец поразил его своим могуществом. Восседая на троне, старец передал юноше драгоценный меч, состоящий из разных камней.

Оправившись от болезни Хун Сюцюань, приступил к изучению христианских книг, пытаясь найти объяснение своему явлению. В результате настойчивого поиска, юноша пришел к выводу, что время пребывания его в тяжелом состоянии к нему приходил сам Бог Отец. Бог Отец призывал исполнить юношу Божий Завет и освободить людей от страданий, дабы сделать на земле Царство Божье.

Впоследствии Хун Сюцюань создает тайпинское государство, в основу которого закладывает основы христианской религии и веры в создание светлого будущего, где он продолжит учения Иисуса Христа сына Божьего.

Стремясь найти себе сподвижников, будущий предводитель восстания переезжает в соседнюю деревню, где у него были родственники. Население деревни нищенствовало, поэтому число сторонников учения Хун Сюцюаня росло.

Несмотря на гонения и запрет властей, общество развивалось. Привлечение новых последователей не составляло труда. Последователи, руководствуясь принципом всеобщего равенства, отдавали все имущество в общие кладовые, куда же и отправлялось все награбленное.

Грабили в основном чиновников, уничтожали налоговые реестры. Вся власть тайпинского государства базировалась на нормах коммунизма, а именно преобладала общественная собственность, формировались профсоюзные организации, а излишки выращенных продуктов переходили государству.

В 1851 году город Юнань крестьянское движение делает своим окружным центром и создает в нем мини государство. А в марте 1853 г. в столице Китая тайпины вывели свои войска и захватили Нанкин.

Следом последовало общественное обнародование закона под названием «Земельная система небесной династии», который предоставлял крестьянам земли без арендной платы помещикам, равенство мужчин и женщин, государственную помощь и поддержку нетрудоспособным гражданам страны, борьбу со взяточничеством и многое другое.

Власть тайпинов в Китае просуществовала вплоть до 1864 года , но в конце девятнадцатого века была уничтожена. Причины разрушения тайпинского государство были как внутренние, так и внешние.

Причинами гибели тайпинов стало , во-первых, раскол и разногласия внутри общества, во-вторых, базирование на христианской религии, не имеющей вековых основ, привело к борьбе тайпинов с конфуцианством и традиционными верованиями.

Влияние и помощь западных государств действующей власти стало сокрушимым ударом для тайпинского общества, так как по военной и технологической подготовке они во многом превосходили крестьянское движение.

Поэтому к 1864 году все завоеванные ранее территории тайпинами были взяты, а предводитель не сумев пережить поражение, закончил жизнь самоубийством.

Разгром тайпинского движение подвигло иностранные государства к продвижению дальше вглубь страны. В результате в октябре 1856 году разыгрались военные действия. Так началась вторая Опиумная война.

Основная оппозиция была сосредоточена в руках англо-французских войск, уверенными шагами они продвигались вглубь Китая, захватывая торговые центры и крупные города. Осада некоторых из них длилось несколько лет. К моменту подхода вражеских войск к столице Китая, правительство китайского государства должно было принят поражение и пойти на выполнение требований иностранных держав, в том числе и России.

Итоги Тайпинского восстания в Китае

В октябре 1860 года был заключен ряд соглашений, получивших обобщенное название «Пекинский протокол».

По данному протоколу Китай как страна становилась колониальным придатком, на территории которой бы становились и успешно развивались торговые и экономические отношения. В целом укрепившийся в будущем иностранный сектор торговли на территории Китая станет впоследствии всеобъемлющем фактором или результатом двух прошедших войн.

При этом уничтожение опиумозависимости не произошло. Как население страны употребляло это наркотическое средство, так и продолжала употреблять. Сознание китайского населения было на гране хаотичности, о чем свидетельствует отсутствие собранности и понимания китайской армии во времена войны с Японией.

Исторические факты подтверждают, что Китай не мог оказать должного сопротивления Японии не только из-за слабой военной подготовки, но и за пристрастия офицеров и военнослужащих к наркотикам. Поставки опиума в Китай прекратились только после двадцатых готов девятнадцатого столетия, но полностью искоренить эту болезнь получилось только в двадцатом веке.

Просмотры: 90


Поражение Китая в первой опиумной войне вызвало волну недовольства среди широких слоев китайского населения. Оно выражалось как в прямых действиях и выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурских властей. Тяжелое положение крестьянства постепенно приводило к складыванию предпосылок новой войны против правящего режима. В 40-е гг. XIX в. по всему Китаю вспыхнуло более 100 крестьянских восстаний. Широкую известность получило начавшееся в то время на Юге страны патриотическое антизападное движение, объединившее представителей самых разных сословий китайского общества, протестовавших против открытия для англичан порта Гуанчжоу.

В 1844 г. в провинции Гуандун сельским учителем, принявшим христианство, Хун Сюцюанем было создано «Общество небесного отца» («Бай Шанди хуэй»), в основе идеологии которого лежала идея всеобщего братства и равенства людей, выраженная в форме создания на территории Китая Небесного государства великого благоденствия (Тайпин Тяньго).

К Хун Сюцюаню примкнули другие крестьянские лидеры - Ян Сюцин, действовавший со своими сторонниками в провинции Гуанси, Сяо Чаогуй и др. Затем о своем желании вступить в организацию заявили и некоторые недовольные политикой Цинов представители более состоятельных слоев общества - Вэй Чанхуэй, Ши Дакай и др.

К июню 1850 г. тайпины (так стали называть участников движения) уже представляли достаточно организованную силу, готовившуюся к выступлению против господства Цинов и установлению в Китае «общества справедливости».

С конца 1850 г. начинаются первые выступления тайпинов против властей в провинции Гуанси, а уже в январе следующего года в деревне Цзинтянь было провозглашено создание государства Тайпин Тяньго, лидеры которого объявили о походе на Север с целью захвата столицы цинского Китая - Пекина.

После захвата г. Юньань (на севере провинции Гуанси) Хун Сюцюаня провозглашают Тянь ваном (небесным князем). Его ближайшие сподвижники были удостоены титулов ванов. Хун Сюцюань, в духе китайских традиций, номинально стал считаться повелителем не только Китая, но и всех других государств и народов, а его ваны - руководителями отдельных частей света Севера, Юга, Востока и Запада. Европейцев тайпины считали братьями по христианской вере, охотно шли с ними на дружественные контакты. И на первых порах иностранцы относились к тайпинам достаточно позитивно, надеясь разыграть эту карту в своих отношениях с Цинами.

Вскоре цинские войска осадили Юнъань и вплоть до апреля 1852 г. продолжалась его оборона. Но затем тайпины вынуждены были оставить этот город и начать партизанские действия. В ходе неудачных попыток тайпинов захватить главный город провинции Хунань Чанша, погибли Сяо Чаогуй и Фэн Юнынань, однако повстанцам удалось выйти в конце 1852 г. к р. Янцзы и в январе 1853 г. захватить г. Учан, затем г. Айцин и к началу весны того же года овладеть крупнейшим центром на р. Янцзы - г. Нанкин. Этот город был провозглашен тайпинской Небесной столицей. Армия повстанцев в этот период численно росла и пользовалась большой поддержкой местного населения.

Затем тайпины продолжили свой поход на север. В начале 1854 г. они сумели вплотную подойти к Тяньцзиню (порт на севере), что вызвало настоящую панику в Пекине. Однако захватить его им так и не удалось.

К этому времени стала проявляться одна из значительных военных ошибок тайпинов. Они практически не закрепляли за собой завоеванные ранее территории, что позволяло цинскими войскам их вскоре вновь брать под свой контроль, а тайпинам, в свою очередь, вновь отвоевывать.

Осенью 1853 г. у тайпинов появился серьезный военный противник в лице армии под руководством китайского сановника Цзэн Гофаня, состоявшей из крестьян и помещиков, недовольных политикой тайпинов. Уже в следующем году им удалось овладеть трехградьем Ухань, но в 1855 г. тайпинам удалось все же нанести армии Цзэн Гофаня поражение и вернуть его под свой контроль.

Помимо тайпинов, в это время в различных районах Китая действовали и другие антиманьчжурские организации. Одна из них - общество «Малых мечей», сумела в сентябре 1853 г. поднять восстание в Шанхае, захватить город и продержаться в нем до февраля 1855 г., пока повстанцев на выбили оттуда цинские войска при поддержке французов, находившихся в городе. Попытки членов общества «Малых мечей» координировать свои действия с тайпинами, установив с ними непосредственный контакт, успеха не имели.

К 1856 г. наблюдался кризис движения тайпинов, выразившийся, прежде всего, в разногласиях между его лидерами. Самым серьезным был конфликт Ян Сюцина с Вэй Чан-хуэем, в результате которого первый был убит. Следующей жертвой Вэй Чанхуэя должен был стать Ши Дакай, но ему удалось бежать из Нанкина в Аньцин, где он стал готовиться к походу на Нанкин. Напуганный таким развитием событий, Хун Сюцюань приказал казнить Вэнь Чаньхуэя, но при этом не наделил дополнительными полномочиями Ши Дакая. Тань ван окружил в это время себя лояльными родственниками и уже мало интересовался истинным положением дел. Тогда Ши Дакай принимает решение порвать отношения с Хун Сю-цюанем и вести самостоятельные действия на западе Китая.

Главным документом, на основе которого тайнинские вожди пытались проводить преобразования на контролируемых территориях, стало «Земельное уложение Небесной династии». В нем предусматривалось, в духе утопических идей китайского «крестьянского коммунизма», уравнительное перераспределение земельных владений. Тайпины хотели отменить товарно-денежные отношения и уравнять потребности людей. Однако понимая, что без торговли, хотя бы с иностранцами, пока не обойтись, в своем государстве они учредили специальную должность государственного уполномоченного по торговым делам- «Небесного компрадора». Трудовая повинность объявлялась обязательной для всех жителей. Они нетерпимо относились к традиционным китайским религиям, подвергали уничтожению буддистские и даосские книги. Для претворения этих идей в жизнь физически истреблялись представители прежних господствующих слоев, была распущена старая армия, отменена система сословий и рабский уклад. Еще будучи на территории Гуанси, тайпины срезали свои косы, отпустили волосы и поклялись, вплоть до полной своей победы, не иметь отношений с женщинами. Поэтому в их государстве женщины служили в армии и работали отдельно от мужчин, которым было запрещено с ними общаться.

Были определены принципы нового государственного устройства. Основной административной и одновременно военной единицей на местном уровне становилась община-взвод, в которой состояло 25 семей. Высшей организационной структурой являлась армия, в которую входило 13156 семей. Каждая семья была обязана выделить одного человека в армию. Солдаты три четверти времени года должны были проводить на полевых работах, а четверть- заниматься военным делом. Командир военной единицы одновременно исполнял функции гражданской власти в том районе, где располагалось его формирование.

Несмотря на ярко выраженный военизированный характер этой системы, в ней имелись демократические начала, например, все командиры взводов и выше избирались на основе народного волеизъявления. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, в том числе и на военной службе. Запрещался древний обычай бинтования ног у девочек и строго каралась продажа девочек в наложницы. Была запрещена система детских браков. Детям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, выделялся надел, составлявший половину земельного надела взрослого. Тайпины запретили на контролируемых территориях курение опиума, табака, употребление спиртных напитков и азартные игры. Были отменены пытки в процессе дознания и введен гласный суд. Однако в отношении преступников предусматривались суровые меры наказания.

В городах все ремесленные мастерские, торговые предприятия, а также запасы риса были объявлены собственностью государства. В школах воспитание носило религиозный характер на основе тайпинской идеологии.

Многие из провозглашенных тайпинами в своих программных документах преобразований так и остались декларативными в силу саботажа на местах или из-за весьма непродолжительного контроля над теми или иными отвоеванными у Цинов территориями. Так, например, на их территориях во многих местах сохранялась помещичья собственность, помещики и шэныпи находились даже в местных органах власти, осуществляя там лишь те меры, которые были им на тот момент выгодны.

В первый период движения тайпинов западные державы неоднократно делали заявления относительно своего нейтралитета, но после шанхайских событий 1853 г. стало ясно, что они все больше склоняются в сторону поддержки Цинов. Тем не менее в своем стремлении проводить политику «разделяй и властвуй», англичане не исключали возможности раздела Китая на два государства и даже направили к Хун Сюцюаню в Нанкин официальную полномочную делегацию с целью получения права на судоходство по р. Янцзы и торговых привилегий на землях, контролировавшихся тайпинами. Руководители тайпинов дали на это свое согласие, но в качестве ответного шага со стороны англичан потребовали запрета торговли опиумом и уважения законов Тайпин Тяньго.

В 1856 г. ситуация коренным образом изменяется. Начинается кризис в тайпинском лагере, приведший к его ослаблению. Цины также находились в весьма сложном положении. Великобритания и Франция решили воспользоваться предоставившимся благоприятным моментом и начать военные действия на территории Китая с целью усиления его зависимости от них.

Поводом к началу войны послужили события, связанные с торговым судном «Эрроу», находившимся в Гуанчжоу. В конце октября 1856 г. английская эскадра начала обстрел города. Китайское население организовало отпор значительно более сильный, чем в период 1839-1842 гг. Тогда к англичанам присоединилась Франция, воспользовавшись, в качестве повода, казнью одного из своих миссионеров, призывавшего местное население к сопротивлению властям.

В декабре 1857 г. Великобритания предъявила Китаю требования пересмотра прежних договоров, которые были тут же отвергнуты. Тогда объединенные англо-французские войска заняли Гуанчжоу, взяв в плен местного губернатора. В начале 1858 г. военные действия развернулись в устье р. Вэйхэ на севере Китая. В мае того же года были захвачены форты Дагу и подступы к Тяньцзиню. Под угрозой оказался Пекин.

Понимая, что одновременно вести борьбу на два фронта - с тайпинами и иностранными войсками - не удастся, Пины капитулировали перед последними, подписав в июне 1858 г. договоры с Англией и Францией, по которым эти две державы получали право открытия своих дипломатических миссий в Пекине, свободу передвижения по территории Китая для своих подданных, всех христианских миссионеров, а также свободу судоходства по р. Янцзы. Было открыто еще пять китайских портов для торговли с иностранцами, в том числе и опиумом.

Сложившейся ситуацией воспользовались также США и Россия, заключившие в тот период неравноправные договоры с Китаем. США добились расширения своих прав в стране, в частности, они получили уступки в таможенных вопросах, американские корабли теперь могли плавать по внутренним рекам Китая, а их граждане получили свободу передвижения.

Россия в 1858 г. заключила с Китаем два договора - Айгунский, по которому к ней отходили левобережье Амура от р. Аргуни до устья, Уссурийский край оставался в общей собственности до момента определения между двумя странами государственных границ. Второй договор получил название Тяньцзиньский, был подписан в середине июня 1858 г. и по нему Россия имела право ведения торговли в открытых портах, право консульской юрисдикции и т.д.

Англия и Франция не желали довольствоваться достигнутым в ходе боевых действий 1856-1858 гг. и ждали только повода к возобновлению наступления на Китай. Такой повод появился после обстрела кораблей, на которых английские и французские представители направлялись в Пекин для ратификации Тяньцзинских договоров

В июне 1860 г. объединенные англо-французские войска начали боевые действия на территории Ляодунского полуострова и Северного Китая. 25 августа ими был захвачен Тяньцзинь. В конце сентября пал Пекин, император и его окружение были вынуждены бежать в провинцию Жэхэ. Оставшийся в столице князь Гун подписал новый договор с Англией и Францией, по которому Китай обязывался выплатить восьмимиллионную контрибуцию, открывал для иностранной торговли Тяньцзинь, к англичанам отходила южная часть Коулунского полуострова близ Гонконга и др.

Через некоторое время, в ноябре 1860 г., с Китаем новый договор, получивший название Пекинский, подписала Россия. По нему закреплялись права России на Уссурийский край.

В период второй «опиумной войны» и после ее окончания продолжался кризис в лагере тайпинов. С июня 1857 г. полностью порвал отношения с Хун Сюцюанем Ши Дакай, ставший самостоятельной фигурой в тайпинском движении, оказавашимся теперь расколотым. Все более увеличивался разрыв в интересах верхушки движения, превратившейся в новый господствующий класс на подвластных территориях, и его рядовыми участниками.

В 1859 г. один из родственников Тянь вана, Хун Жэнган, представил программу развития Тайпин Тяньго «Новое сочинение об управлении страной», согласно которой в жизнь тайпинов должны были войти западные ценности, преобразования проходить постепенно, без революционных потрясений. Однако в ней фактически не нашел отражение самый главный вопрос для большинства крестьян - аграрный.

В конце 50-х гг. XIX в. из среды тайпинов выдвинулся еще один выдающийся руководитель - Ли Сючэн, войска которого нанесли ряд поражений Цинам. Другим видным лидером стал тайпинский полководец Чэнь Юйчэн, под руководством которого тайпинам удалось нанести ряд поражений правительственным войскам. Однако, начиная с 1860 г., эти два руководителя не координировали своих действий, что не могло отрицательно не сказаться на всем движении.

Весной 1860 г. Ли Сючэн со своими войсками вплотную подошел к Шанхаю, но на помощь Цинам пришли американцы и этот крупнейший китайский город им удалось отстоять. В сентябре 1861 г. правительственным войскам удалось отвоевать г. Айцин и вплотную подступить к Нанкину. В следующем году против тайпинов уже открыто выступили английские и французские войска, в результате чего Нанкин оказался в блокаде.

Несмотря на упорное сопротивление войск Ли Сючэна, в начале 1864 г. был захвачен г. Ханьчжоу. Ли Сючэн предложил Хун Сюцюаню оставить Нанкин и отправиться на запад Китая для продолжения борьбы, однако тот отверг это предложение. К этому моменту уже не было в живых Ши Дакая, в последние месяцы перед гибелью находившегося со своими сторонниками в провинции Сычуань.

Весной 1864 г. началась осада Нанкина, и 30 июня, оказавшись в безвыходном положении, Хун Сюцюань покончил жизнь самоубийством. Его преемником стал сын, шестнадцатилетний Хун Фу, а Ли Сючэн возглавил оборону тайпинской столицы. 19 июля войскам Цинов удалось ворваться в город. Ли Сючэну и Хун Фу удалось оттуда вырваться, но вскоре они были схвачены и убиты.

Однако падение Нанкина еще не привело к полному прекращению борьбы в других районах Китая. Лишь в 1866 г. правительственным войскам удалось подавить последние крупные очаги сопротивления тайпинов.

В период тайпинского восстания возникали и другие оппозиционные Цинам движения, из которых наиболее значительными было движение няньцзюней (армии факельщиков), начавшееся в 1853 г. в провинции Аньхуэй под руководством Чжан Лосина. У восставших, большинство из которых были крестьянами, не было четкой программы действий, их выступления носили стихийный характер. Тем не менее правительственным войскам с ними было трудно справиться из-за большой поддержки их со стороны местного населения. После поражения тайпинов, часть участников этого движения присоединилась к няньцзюням, значительно увеличив их численность. Восстание охватило восемь провинций Китая. В 1866 г. няньцзюни разделились на два отряда, попытавшись пробиться к столичной провинции Чжили, но к 1868 г. они были полностью разбиты.

В это же время восстали и некоторые малые народности Китая. В 1860 г. под руководством мусульманина из народности дунган Ду Вэньсюна территории провинции Юньнань было создано отдельное государственное образование с центром в г. Даме. Ду Вэньсюань был провозглашен его правителем под именем султана Сулеймана. Лишь в начале 70 гг. XIX в. цинские войска смогли его ликвидировать.

Дунгане также поднимали восстания под религиозными лозунгами в 1862-1877 гг. в провинциях Шэньси, Ганьсу и Синьцзяне.



Тайпины - участники политико-религиозного движения в Китае, приведшего к грандиозному народному восстанию против господства Маньчжурской династии (1850-1864). В начальный период выступления тайпины добились значительных успехов (занятие Нанкина, создание нового «Небесного государства», построенного на уравнительных принципах), однако раскол тайпинов (1856) и помощь, оказанная маньчжурам англо-франко-американскими войсками, привели к поражению восстания.

Тайпинское восстание 1850-1864, крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностр. колонизаторов. Причинами восстания явились усиление феодальной эксплуатации, налогового бремени и агрессия капиталистич. держав, обусловившие крайнее обострение кризиса кит. феод, общества. Т. в. вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религ. «Общество поклонения богу» (Байшандихой), к-рое проповедовало идею создания «небесного гос-ва великого благоденствия» - Тайпин тяньго (отсюда название восстания). К нояб. 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай и др. собрали 20-тыс. войско и начали воен. действия против правительств, войск под лозунгом борьбы за равенство. 27 авг. 1851 повстанцы штурмом овладели крупным городом провинции Гуанси Юнъань и объявили о создании своего «небесного гос-ва», призванного служить интересам угнетённых слоев феод, об-ва. В апр. 1852 тайшшы разгромили 13-тыс. армию кантонского ген. У Лань-тая, двинулись на С. и вышли в долину Янцзы, где собрали огромную флотилию из неск. тыс. джонок. Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Они изучали опыт древних китайских полководцев, издавали книги по стратегии и воен. уставы. Однако гл. источником силы их армии были революц. идеи, за к-рые они сражались, поддержка армии трудовым народом. В янв. 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончат, свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить маньчжур, войска на С. страны и взять Пекин. Однако руководители Т. в. промедлили с походом на С. и выделили для него незначит. силы, в результате поход закончился неудачно. Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайнинское руководство обнародовало свою программу, названную «Земельной системой небесной династии», к-рая должна была стать своеобр. конституцией тайнинского гос-ва. В соответствии с принципами утопич. «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов кит. общества в сфере производства и потребления. «Земельная система» определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и др. стороны жизни. В основу гос. устройства был положен монархич. принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. В период 1853-56 гос-во тайпинов расширялось за счёт земель в сродней течении Янцзы. Однако с 1856 власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства тайпинов произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате к-рой был предательски убит фактич. вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд др. порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в 1857 перешли к активным действиям. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражд. войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины отстаивают суверенитет и независимость Китая, они начали против них открытую интервенцию, ускорившую внутр. разложение их гос. власти. Для тайпинов началась полоса воен. неудач, закончившихся в 1864 занятием Нанкина маньчжурами. Т. в. было подавлено силами капиталистич. реакции и китайскими феодалами.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7.

Литература:

Тайпинское восстание 1850-1864. Сборник документов. М., 1960;

Новая история Китая. М., 1972, с. 122-207;

И л ю ш е ч к и н В. П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967. Библиогр.: с. 386 -392;

Кара-Мурза Г. С. Тайпины. Изд. 2-е. М., 1950.

April 20th, 2016

Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, скорее всего, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт.

В первой половине девятнадцатого века Китай находился в бедственном положении. Китайцы уже третий век изнывали под гнетом маньчжурской династии Цин. Маньчжуры всячески унижали китайцев, навязывали им свои обычаи, например, заставляли носить косу. Тогда же к этому добавилось еще и давление Запада. Потерпев неудачу в первой опиумной войне 1840-42 гг. (одной из причин ее была попытка китайских властей пресечь ввоз опиума английскими контрабандистами в страну), Китай вынужден был пойти на заключение ряда неравноправных договоров и выплату огромной контрибуции. Для выплаты контрибуции Цинская династия облагала население все новыми налогами и повинностями. Поток же европейских промышленных товаров подрывал ремесленное производство и разорял китайских ремесленников. С каждым годом число недовольных росло.

И как это традиционно было в истории Китая, все недовольные объединялись в тайные общества и секты, становившиеся инициаторами восстаний и бунтов.



Лидер тайпинского восстания, «младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок XIX века. Впрочем, некоторые китайские историки считают, что здесь изображён другой главарь восстания - лидер «триад» Хун Дацюань

Таких тайных союзов и обществ - религиозных, политических, мафиозных, а зачастую всё это вместе и разом - в Китае издревле было великое множество. В эпоху империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление старой, уже ставшей легендой национальной династии Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой династию Цин, восстановим династию Мин!).

В конце XVIII века, одно из них - самое известное по «мафиозному» имени «Триада» - подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился почти вековой период относительного социального мира внутри империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос) возглавило большое крестьянское восстание, длившееся почти девять лет. Характерно, что после подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял - сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», требовавшие вознаграждения после демобилизации. К ним примкнули новобранцы войск «зелёного знамени», протестовавшие против плохого снабжения. Вырезать опытных солдат маньчжуры уже не могли и, чтобы утихомирить военный мятеж, раздали бунтовщикам земли из казённого фонда.

Вся первая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных волнений, разрозненных бунтов и мятежей тайных обществ и национальных меньшинств. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» даже штурмовали императорский дворец в Пекине.

Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта или новое тайное общество отличалось от прежних тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве. (не могу не напомнить вам наше недавнее обсуждение )


"Общество поклонения небесному владыке", основанное на юге Китая сельским учителем Хун Сю-цюанем. Хун Сю-цюань происходил из крестьян, но мечтал о власти и славе. Он трижды пытался стать чиновником, но неизменно проваливался на экзаменах, которые в Китае сдавали все, кто претендовал на занятие государственной должности. Зато в городе Гуанчжоу (Кантоне), куда он ездил сдавать экзамены, Хун познакомился с христианскими миссионерами и отчасти проникся их идеями. В его религиозном учении, которое он стал проповедовать с 1837 года, присутствовали элементы христианской религии, получившие однако своеобразную направленность, роднящую его с латиноамериканской "теологией освобождения". В основе этого учения лежали идеалы равенства и борьбы всех угнетенных против эксплуататоров за построение небесного царства на земле. Сам Хун Сю-цюань провозгласил себя младшим братом Христа и создавал в состоянии экстаза религиозно-революционные гимны, в которых излагались цели основанного им общества и пути их достижения.

Число последователей Хун Сю-цюаня постоянно росло и к концу сороковых годов "Общество поклонения небесному владыке" насчитывало уже тысячи последователей. Эта религиозно-политическая секта отличалась внутренней сплоченностью, железной дисциплиной, полным повиновением младших и низших высшим и старшим. В 1850 году сектанты по призыву своего лидера сожгли свои дома и начали вооруженную борьбу против маньчжурской династии, сделав своей базой труднодоступные горные районы.

Местные власти ничего не могли с ними поделать, не помогла и посылка войск из других провинций. 11 января 1851 года в день рождения Хуан Сю-цюаня было торжественно провозглашено создание "Небесного государства великого благоденствия" ("Тайпин тянь-го"). С этого времени всех участников движения стали называть тайпинами. Глава секты Хун Сю-цюань получил титул "небесного князя". Численность восставших к тому времени составила около 50 тысяч человек.


Офицеры армии тайпинов, европейский рисунок XIX века

Армейская структура тайпинов

Нанкин на долгие годы стал центром нового государства, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную». Именно здесь они смогли приступить к реорганизации своей армии и социальным реформам, чтобы устроить справедливость и всеобщее счастье, как они его представляли.

Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) - четверо рядовых-«цзу» и их командир-«учжан». Каждый рядовой солдат в пятёрке носил особое звание, применявшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий врага), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Каждый «у» также носил специальные названия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».

Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с командиром «сыма». Взводы носили названия по сторонам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню или роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 командиров, включая командира полка - «люйшуай». Полки носили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую возглавлял дивизионный командир-«шишуай».

В состав каждой дивизии кроме пехоты входила небольшая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13 166 бойцов по штату, во главе с командующим-«цзюньшуай». «Шуай» - буквально: вождь или предводитель. Здесь тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригадефюрер», «группенфюрер»…

Несколько повстанческих корпусов, под командованием обычно одного из тайпинских государей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы наибольшего успеха тайпинов доходило до 95.


Типичное оружие тайпинов на начальном этапе восстания — именно такое захватили на складах в Йоджоу

Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ваном за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели, современники тех событий, применяли в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…
Кроме полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12 500 человек в каждом, шесть корпусов кузнецов и плотников, имелись и другие вспомогательные войска. Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч человек и делился на девять корпусов. В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и женщины на командных постах до дивизии включительно.

Из письменных источников тайпинов дошла даже точная цифра общего количества их войск — 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена — по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорождённая тайпинская бюрократия.
Крестьянская суть Китая определяла и основу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, которые совместно обрабатывали землю и совместно пользовались имуществом, продуктами, деньгами и трофеями. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, нетрудоспособных, детей и сирот. Таким образом, взвод-«лян» составлял основу и армии и общества. Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьёй.

Помимо высших государственных чинов, государей-«ванов», число которых со временем значительно увеличилось, в тайпинском государстве-армии существовала развитая система воинских должностей и званий. Ниже «ванов» стояли «тяньхоу» — небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» — по сути, начальника штаба и штабных офицеров при «ване» или «тяньхоу». Далее следовали должности армейских ревизоров и инспекторов - «цзяньдянь», командующих группами корпусов - «чжихой».

Была и должность, по сути, начальника генерального штаба - «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановке в армии и на фронтах непосредственно Царю небесному.


Китайские джонки в устье Янцзы. Фото начала XX века, но от времён тайпинов они ничем не отличаются

Весной 1852 года тайпины начала победоносное наступление на север. Десятки тысяч бойцов пополняли их армию. Низовой организацией являлся "пяток", состоящий из четырех рядовых бойцов и командира. Пять пятков образовывали взвод, четыре взвода - роту, пять рот - полк, полки сводились в корпуса и армии. В войсках была установлена строгая дисциплина, были разработаны и введены воинские уставы. Тайпины по мере продвижения высылали вперед своих агитаторов, которые разъясняли их цели, призывали к свержению чужеродной маньчжурской династии, истреблению богачей и чиновников. В занятых тайпинами районах старая власть ликвидировалась, уничтожались правительственные канцелярии, налоговые реестры и долговые записи. Имущество богачей и продовольствие, захваченное на правительственных складах, шло в общий котел. Предметы роскоши, драгоценная мебель уничтожались, жемчуг толкли в ступах, чтобы уничтожить все, что отличает бедных от богатых.

Широкая поддержка народом тайпинской армии способствовала ее успехам. В декабре 1852 года тайпины выходят к реке Янцзы и захватывают мощную крепость Ухань. После взятия Уханя тайпинская армия, достигшая 500 тысяч человек, направилась вниз вдоль Янцзы. Весной 1853 года тайпины заняли древнюю столицу Южного Китая Нанкин, который стал центром Тайпинского государства. Власть тайпинов к тому времени распространялась на значительные территории Южного и Центрального Китая, а их армия насчитывала до миллиона человек.

В тайпинском государстве был проведен ряд мероприятий, направленный на претворение в жизнь основных идей Хуан Сю-цюаня. Собственность на землю была отменена и вся земля должна была делиться по едокам. Основой хозяйственной, политической и военной организации провозглашалась крестьянская община. Каждая семья выделяла одного бойца, командиру воинской единицы принадлежала одновременно и гражданская власть на соответствующей территории.

После каждого урожая община, состоящая из пяти пятков семейств, должна была оставлять себе лишь необходимое для прокормления до следующего урожая количество продуктов, а все остальное сдавалось на государственные склады.

По закону тайпины не могли иметь никакого имущества и частной собственности.


Многостволка из арсенала в Нанкине, 1865 год…

Такой принцип уравнительности тайпины стремились проводить как в деревне, так и в городах. Здесь ремесленники должны были объединяться по профессиям в мастерские, сдавать всю продукцию своего труда на склады и получали от государства необходимое продовольствие.

В области семейно-брачных отношений сторонники Хун-Сю-цюаня тоже действовали по-революционному: женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, создавались специальные женские школы, велась борьба с проституцией. Был запрещен и такой традиционный китайский обычай, как бинтование девочкам ног. В тайпинской армии существовало несколько десятков женских отрядов, героически сражавшихся с врагом.

Однако руководство тайпинов в своей деятельности допустило несколько ошибок. Во-первых, оно не пошло на союз с другими тайными обществами, активизировавшими свою деятельность к тому времени в различных районах Китая, так как считало свое учение единственно верным. Во-вторых, тайпины, чья идеология включала элементы христианства, наивно до поры-до времени верили, что христиане-европейцы станут их союзниками, а потом их постигло жестокое разочарование. В-третьих, после захвата Нанкина, они не сразу направили свои войска на север для захвата столицы и установления своего господства по всей стране, чем дали правительству возможность собраться с силами и приступить к подавлению восстания.

Лишь в мае 1855 года несколько корпусов тайпинов начали поход на север. Измученная походом, не привыкшая к тяжелому климату севера, потерявшая много бойцов в пути, тайпинская армия оказалась в сложном положении. Она оказалась оторвана от своих баз и снабжения. Не удалось обеспечить и поддержку со стороны крестьян севера. Столь успешная на юге, агитация тайпинов здесь не достигала цели, потому что южный диалект не был понятен северянам. Со всех сторон тайпинов теснили наступавшие правительственные войска.

Попав в окружение, тайпинские корпуса мужественно, до последнего человека сопротивлялись в течение двух лет.

К 1856 году тайпинскому движению не удалось свергнуть маньчжурскую династию и победить на территории всей страны. Но и правительство не было в состоянии разгромить тайпинское государство, охватывавшее обширную территорию с десятками миллионов человек.

Подавлению тайпинского восстания способствовали внутренние процессы в среде самих тайпинов и внешние силы, то есть европейские и американские колонизаторы.

Со многими руководителями тайпинов произошло тоже самое, что и с советским партаппаратом после смерти Сталина. Они меньше всего думали об интересах народа, а стремились лишь к личному обогащению, поселялись в роскошных дворцах и заводили себе гаремы с сотнями наложниц. Не мог избежать соблазна и Хун Сю-цюань. В тайпинской верхушке начались раздоры, в итоге единое военное командование фактически перестало существовать. Это привело к тому, что рядовые тайпины разочаровывались в движении, боевой дух тайпинских армий падал, и они все чаще терпели поражения от правительственных войск.

В 1862 году в борьбу против тайпинов активно включаются иностранные державы. Не довольствуясь созданием добровольческих отрядов из наемников-авантюристов, они стали применять регулярные силы и снабжать маньчжурское правительство современным оружием, боеприпасами и военными специалистами.


Фитильные и кремневые ружья Китая, типичные для середины XIX века

Золотой век британских торговцев оружием

Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и сторонников их учения, но достаточно скоро они перешли к принудительным рекрутским наборам. На первом этапе гражданской войны командиры всех рангов избирались, и лишь высшие утверждались руководителями движения.

Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом - одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов - в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Подобно всем повстанцам, тайпины начали войну с минимальным вооружением, но в дальнейшем сумели наладить даже собственное производство.

Как писал в 1930 году один из первых советских исследователей армии тайпинов бригадный комиссар Андрей Скорпилёв:
«Горнорабочие сыграли в тайпинской армии примерно такую же роль, как уральские рабочие в Пугачёвском восстании. На примитивных медных и чугунных заводах юго-западного Китая горнорабочие отливали для тайпинов пушки, они же дали для армии кадры хороших артиллеристов. Кроме того из горнорабочих же главным образом были организованы сапёрно-подрывные отряды, производившие подкопы и взрыв осаждаемых тайпинами городов. Кузнецы и плотники мастерили для тайпинов луки и мечи».

Войдя с захватом Янцзы в соприкосновение с иностранцами, тайпины стали приобретать оружие и у них. Иностранцы (в первую очередь англичане) были не против гражданской войны и раскола Китая на два государства, первоначально они придерживались нейтралитета и даже направили в Нанкин к тайпинам своих официальных дипломатических представителей. Тайпины, будучи изначально благожелательно настроены к «братьям-варварам», не возражали против свободной торговли и соглашались с потенциальной возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Безоговорочно запрещали они только торговлю опиумом.

Англичане же с удовольствием сбывали старое стрелковое вооружение обеим сторонам. Причём первыми здесь успели маньчжуры: они обратились к европейским представителям с просьбой о покупке оружия и судов, когда тайпины ещё только двигались по Янцзы, и даже успели использовать в речных боях с ними португальские галеры, спешно купленные в Макао - повстанцы разгромили эту флотилию у Чжэньцзяна (города, который за десять лет до того брали штурмом британцы).

Тайпинское восстание стало золотым веком для английских торговцев оружием. В Европе тогда полным ходом шло перевооружение армий на нарезные винтовки, и, покупая на распродажах старые кремневые ружья, они сбывали их сторонам конфликта с наценкой в 1000-1200%.


Одни из ворот в крепостной стене Нанкина, фото XIX века

Помощь иностранцев облегчила правительству подавление крестьянского движения и ликвидацию Тайпинского государства. В 1863-65 гг правительственные войска захватили важнейшие города на территории Тайпин тян-го. В марте 1865 года Нанкин был окружен и отрезан. Героическая, но безнадежная оборона города продолжалась до середины июля. Вождь и основатель движения тайпинов Хун Сю-цюань покончил жизнь самоубийством. 19 июля стены Нанкина были взорваны, и ворвавшиеся солдаты правительственных войск и иностранные наемники вырезали около сотни тысяч бойцов тайпинской армии и мирных жителей.

Борьба разрозненных крестьянских отрядов продолжалась еще несколько лет, но в целом тайпинское движение потерпело поражение. Само по себе оно является одним из звеньев в цепи традиции крестьянских войн и восстаний в Китае от легендарного восстания Желтых Повязок до теории и практики крестьянской партизанской войны Мао Цзэдуна.

источники

Тайпинское восстание (1850-1864) - крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностранных колонизаторов. Причинами восстания явились усиление налогового бремени из-за оттока серебра из страны и необходимости выплачивать военную контрибуцию Англии, агрессия капиталистических держав в ходе первой опиумной войны, обусловившие крайнее обострение кризиса китайского феодального общества. Причиной кризиса стал быстрый рост населения, из-за которого происходило уменьшение площади пахотных земель в среднем на каждое крестьянское подворье. Вследствие чего происходило обезземеливание крестьян, а как результат – неспособность выплачивать все налоги.

Тайпинское восстание вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850 г. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религиозное “Общество поклонения Богу”, которое проповедовало идею создания “небесного государства великого благоденствия” - Тайпин тяньго. Общество заимствовало ряд идей из христианства, сочетавшихся с древнекитайскими учениями о справедливом обществе. Общество богопоклонников считало истинным Богом Отцом Иегову, ниже стояли три его сына Иисус Христос, Хун Сюцюань и Ян Сюцин. Сектанты проповедовали борьбу с конфуцианством и буддизмом. В руководство секты входил помимо бедняков и богатый землевладелец Ши Дакай.

К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай во главе 20-тысячного войска начали военные действия против правительственной армии. 27 августа 1851 г. повстанцы захватили крупный город Юнъань и объявили о создании своего “небесного государства”. В апреле 1852 г. тайпины уничтожили 13-тысячную армию, направились на север и вышли в долину р. Янцзы.

Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300-500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Последователи Хун Сюцюаня продавали свое имущество, а вырученные деньги отдавали в священные кладовые в Цзиньтяни, из которых все повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина. Женщины жили в отдельных лагерях, общение между мужчинами и женщинами не допускалось. Бойцы тайпинской армии отличались строгой дисциплиной и следовали христианским заповедям. Армию отличали гуманное отношение к населению, отсутствие грабежей и жестокости. Запрету подверглись азартные игры, вино, курение опиума и проституция. Повстанцы убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также своих противников из среды землевладельцев, конфисковывали их имущество. Но все прочие категории землевладельцев сохраняли свое имущество и земельные владения. Новый земельный налог был намного ниже цинского, а ряд прежних дополнительных поборов отменялись. Тайпины заставляли землевладельцев снижать арендную плату. В новом государстве запрещалась купля-продажа невест и рабынь, требование приданого и обычай бинтовать ноги женщинам. Целью повстанцев было освобождение Китая от власти маньчжуров и снижение налогового гнета. Тайпинское движение по своей сущности являлось крестьянской войной.



В январе 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончательного свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить войска на севере страны и взять Пекин. Однако руководители Тайпинского восстания промедлили с походом на север и выделили для него незначительные силы, в результате поход закончился неудачно.

Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайпинское руководство обнародовало свою программу, названную “Земельной системой небесной династии”, которая должна была стать своеобразной конституцией тайпинского государства. В соответствии с принципами утопического “крестьянского коммунизма” в ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. Организация всей жизни тайпинского государства была построена на армейско-бюрократической основе. В основу государственного устройства был положен монархический принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. Номинально главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и все время пребывал в своем дворце. Еще до переезда в Нанкин вся власть была передана им Ян Сюцину. Ему были подчинены все остальные предводители повстанцев, имевшие титулы князей. Князья стали строить свои собственные роскошные дворцы с массой челяди. Частная собственность, рыночная экономика и торговля были запрещены в столице тайпинского государства. Мастерские, мануфактуры, магазины и дома стали государственной собственностью. Были запрещены семейные отношения и браки. Во избежание разврата мужчины были отделены от женщин и детей. Все население Нанкина, кроме воинских частей и домов тайпинской знати, было распределено по изолированным друг от друга мужским и женским трудовым лагерям и рабочим командам. В других городах подобные меры не проводились. Но и столичная система вызывала протесты рядовых повстанцев и весной 1855 г. была отменена.

В период 1853-56 государство тайпинов расширялось за счёт земель в среднем течении Янцзы. Маньчжурский режим в это время находился на грани краха. Тайпины наносили цинским войскам одно поражение за другим. На помощь маньчжурской династии пришли китайские помещики и чиновники, создававшие частные военные дружины, которые стали опасными противниками тайпинов. С 1856 г. власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате которой был убит фактический вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд других порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в конце 1856 перешли в наступление, которое было остановлено только к началу 1860 г. из-за 2-й опиумной войны, сковавшей войска Цин на Севере. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну. Когда стало очевидным, что тайпины не смогут свергнуть правящую династию и являются серьезным препятствием на пути торговцев опиумом, они начали против повстанцев открытую интервенцию, ускорившую внутреннее разложение их государственной власти. Цинские армии теперь были вооружены современными винтовками и артиллерией. Для тайпинов началась полоса военных неудач, закончившихся в 1864 г. занятием Нанкина маньчжурами.