Театральный художник виктория севрюкова. Художник Виктория Севрюкова: «Мы - страна-баба, из которой сделали мужика

В 1983 г. окончила художественно-постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1983-85 гг.- художник Государственного детского музыкального театра в Киеве. В 1985-90 гг. - художник по костюмам МХАТ им. Горького, в 1990-2005 гг. - главный художник по костюмам МХАТ им. Горького.

Автор костюмов более чем к 350 спектаклям. Среди них: «Вишневый сад» А. Чехова (режиссер С. Данченко), «Макбет» У. Шекспира (режиссер В. Белякович), «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского (режиссер Р. Виктюк), «Васса Железнова» М. Горького (режиссер Б. Щедрин) - МХАТ им. Горького ; «Мадам Бовари» Г. Флобера (режиссер Ю. Еремин), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (режиссер П. Хомский), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (режиссер М. Вайль), «Мораль пани Дульской» Г. Запольской (режиссер П. Хомский), «Учитель танцев» Л. де Вега, «Царство отца и сына» по А. Толстому, «Кастинг», «Опасные связи» Ш. де Лакло (все — режиссер Ю. Еремин), «Римская комедия (Дион)» Л. Зорина, «Идиот» по Ф. Достоевскому (оба — режиссер П. Хомский) - театр имени Моссовета ; «А чой-то ты во фраке» по А. Чехову, «Чайка» А. Чехова, «Чайка (настоящая оперетка)», «Чайка» Б. Акунина (режиссер И. Райхельгауз) , «Па де де» Т. Москвиной (режиссер С. Говорухин) - театр «Школа современной пьесы» ; «Сестры» по У. Шекспиру (режиссер Д. Крымов) - театр «Школа драматического искусства» ; «Подлинная история дамы с камелиями» А. Дюма (режиссер Ю. Еремин), «Привидения» Г. Ибсена (режиссер И. Райхельгауз), «Осенняя соната» И. Бергмана (режиссер Е. Половцева) - театр «Современник» ; «Одолжите тенора» К. Людвига, «Босиком по парку» Н. Саймона, «Пули над Бродвеем» П. Розенфельда, «Много шума из ничего» У. Шекспира, «Таланты и покойники» («Мертв ли он?») М. Твена, «Влюбленный Шекспир» по киносценарию Т. Стоппарда (все - режиссер Е. Писарев), мюзикл «Рождество О. Генри» П. Экстрома (режиссер А. Франдетти) - театр им. Пушкина ; «Плутни Скапена» Ж. Б. Мольера, «Аркадия» Т. Стоппарда (режиссер С. Голомазов) - театр на Малой Бронной ; «Урок женам» Ж. Б. Мольера (режиссер М. Ефремов), «Призраки» Э. де Филиппо (режиссер Е. Писарев) - МХТ им. Чехова ; «Город миллионеров» («Филумена Мартурано») Э. де Филиппо (режиссер М. Захаров), «Аквитанская львица» («Лев зимой») Дж. Голдмена (режиссер Г. Панфилов), «Ложь во спасение» («Деревья умирают стоя») А. Касоны (режиссер Г. Панфилов) - театр «Ленком» ; «1900» А. Баррико (режиссер О. Меньшиков) - товарищество Олега Меньшикова ; «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (режиссер Б. Щедрин) - театр «Модерн» ; «Волшебная лампа Алладина», «Маугли» Р. Киплинга, «Спящая красавица» Ш. Перро - Театриум на Серпуховке ; «Иосиф и его удивительный плащ снов» Э. Ллойда Уэббера — Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр для детей и взрослых «Карамболь» ; «Рассказы Шукшина» (режиссер А. Херманис), «Аудиенция» П. Моргана (режиссер Г. Панфилов) - Театр наций .

В качестве художника по костюмам принимала участие в работе над кинокартинами:
«А был ли Каротин?» (режиссер Г. Полока, «Мосфильм», 1989 г.) и «Возвращение „Броненосца“» (режиссер Г. Полока, Киностудия им. Горького, 1996 г.)
и оперными постановками:
«Итальянка в Алжире» Дж. Россини в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (режиссер Е. Писарев, дирижер Ф. Коробов, 2013) и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта в Большом театре (режиссер Е. Писарев, дирижеp У. Лейси, 2015).

Автор костюмов церемонии закрытия празднования 850-летия Москвы, церемонии открытия и закрытия I Театральной олимпиады, церемонии открытия Юношеских олимпийских игр, юбилейного спектакля-посвящения «Камерный театр. 100 лет» в театре им. Пушкина.

В качестве художника по костюмам сотрудничала с продюсерской компанией «Stage entertainment» (ледовые шоу «Снежная королева», «Спящая красавица», мюзикл «Звуки музыки»).

В 1983 г. окончила художественно-постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1983-85 гг. — художник Государственного детского музыкального театра в Киеве. В 1985-90 гг. - художник по костюмам МХАТ им. Горького, в 1990-2005 гг. - главный художник по костюмам МХАТ им. Горького.

Автор костюмов более чем к 350 спектаклям. Среди них: «Вишневый сад» А. Чехова (режиссер С. Данченко), «Макбет» У. Шекспира (режиссер В. Белякович), «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. Радзинского (режиссер Р. Виктюк), «Васса Железнова» М. Горького (режиссер Б. Щедрин) - МХАТ им. Горького ; «Мадам Бовари» Г. Флобера (режиссер Ю. Еремин), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (режиссер П. Хомский), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (режиссер М. Вайль), «Мораль пани Дульской» Г. Запольской (режиссер П. Хомский), «Учитель танцев» Л. де Вега, «Царство отца и сына» по А. Толстому, «Кастинг», «Опасные связи» Ш. де Лакло (все - режиссер Ю. Еремин), «Римская комедия (Дион)» Л. Зорина, «Идиот» по Ф. Достоевскому (оба - режиссер П. Хомский) - театр имени Моссовета ; «А чой-то ты во фраке» по А. Чехову, «Чайка» А. Чехова, «Чайка (настоящая оперетка)», «Чайка» Б. Акунина (режиссер И. Райхельгауз) , «Па де де» Т. Москвиной (режиссер С. Говорухин) - театр «Школа современной пьесы» ; «Сестры» по У. Шекспиру (режиссер Д. Крымов) - театр «Школа драматического искусства» ; «Подлинная история дамы с камелиями» А. Дюма (режиссер Ю. Еремин), «Привидения» Г. Ибсена (режиссер И. Райхельгауз), «Осенняя соната» И. Бергмана (режиссер Е. Половцева) - театр «Современник» ; «Одолжите тенора» К. Людвига, «Босиком по парку» Н. Саймона, «Пули над Бродвеем» П. Розенфельда, «Много шума из ничего» У. Шекспира, «Таланты и покойники» («Мертв ли он?») М. Твена, «Влюбленный Шекспир» по киносценарию Т. Стоппарда (все - режиссер Е. Писарев), мюзикл «Рождество О. Генри» П. Экстрома (режиссер А. Франдетти) - театр им. Пушкина ; «Плутни Скапена» Ж. Б. Мольера, «Аркадия» Т. Стоппарда (режиссер С. Голомазов) - театр на Малой Бронной ; «Урок женам» Ж. Б. Мольера (режиссер М. Ефремов), «Призраки» Э. де Филиппо (режиссер Е. Писарев) - МХТ им. Чехова ; «Город миллионеров» («Филумена Мартурано») Э. де Филиппо (режиссер М. Захаров), «Аквитанская львица» («Лев зимой») Дж. Голдмена (режиссер Г. Панфилов), «Ложь во спасение» («Деревья умирают стоя») А. Касоны (режиссер Г. Панфилов) - театр «Ленком» ; «1900» А. Баррико (режиссер О. Меньшиков) - товарищество Олега Меньшикова ; «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (режиссер Б. Щедрин) - театр «Модерн» ; «Волшебная лампа Алладина», «Маугли» Р. Киплинга, «Спящая красавица» Ш. Перро - Театриум на Серпуховке ; «Иосиф и его удивительный плащ снов» Э. Ллойда Уэббера - Санкт-Петербургский государственный музыкальный театр для детей и взрослых «Карамболь» ; «Рассказы Шукшина» (режиссер А. Херманис), «Аудиенция» П. Моргана (режиссер Г. Панфилов) - Театр наций .

В качестве художника по костюмам принимала участие в работе над кинокартинами:
«А был ли Каротин?» (режиссер Г. Полока, «Мосфильм», 1989 г.) и «Возвращение „Броненосца“» (режиссер Г. Полока, Киностудия им. Горького, 1996 г.)
и оперными постановками:
«Итальянка в Алжире» Дж. Россини в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (режиссер Е. Писарев, дирижер Ф. Коробов, 2013); «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (режиссер Е. Писарев, дирижеp У. Лейси, 2015) и «Кандид» Л. Бернстайна (театрализованная концертная версия, режиссер А. Франдетти, дирижер Т. Сохиев, 2018) в Большом театре .

Автор костюмов церемонии закрытия празднования 850-летия Москвы, церемонии открытия и закрытия I Театральной олимпиады, церемонии открытия Юношеских олимпийских игр, юбилейного спектакля-посвящения «Камерный театр. 100 лет» в театре им. Пушкина.

В качестве художника по костюмам сотрудничала с продюсерской компанией «Stage entertainment» (ледовые шоу «Снежная королева», «Спящая красавица», мюзикл «Звуки музыки»).

В дни празднования 850-летия Москвы в качестве художника по костюмам участвовала в подготовке заключительного Спектакля-дивертисмента "Москва на все времена" (7 сентября 1997 г., Лужники, Москва).


Родилась 8 июля 1960 года в Киеве. Отец - Севрюков Иван Семенович (1922 г. рожд.). Мать - Севрюкова Елизавета Дмитриевна (1928 г. рожд.).

Высшее образование получила в Школе-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им.Горького (1978-1983 гг.) по специальности художник-технолог сцены.

По окончании Школы-студии работала художником-постановщиком в Детском музыкальном театре в г. Киеве (1983-1985 гг.). В 1985 - 1987 гг. при Министерстве культуры СССР проходила стажировку в Театре им. Моссовета. В настоящее время работает в Московском Академическом Художественном Театре им.Горького: с 1987 года - художником по костюмам, а с 1990 г. - главным художником по костюмам. В творческом активе художника - более 100 спектаклей в различных театрах страны. Среди них: Чехов "Вишневый сад" (МХАТ им.Горького, реж.Данченко, 1988 г.), Мольер "Урок женам" (МХАТ им. Чехова, реж.Ефремов, 1989 г.), Флобер "Мадам Бовари" (Театр им.Моссовета, реж. Еремин, 1993 г.), Фитцджеральд "Великий Гэтсби" (Театр им.Пушкина, 1995 г.), Шекспир "Макбет" (МХАТ им.Горького, реж.Белякович, 1990 г.), Островский "На бойком месте" (Театр Российской Армии, реж. Хейфец, 1992 г.), спектакль по мотивам произведений Чехова "А чой-то ты во фраке" (Театр "Школа современной пъесы", реж.Райхельгауз, 1992 г.), Брехт "Мещанская свадьба" (Театр "Ильхом" (г.Ташкент), реж. Вайль, 1996 г.), спектакль по мотивам произведения Сервантеса "С приветом, Дон Кихот" (Театр "Школа современной пьесы", реж.Райхельгауз, 1997 г.). В качестве художника по костюмам принимала также участие в работе над кинокартинами "А был ли каротин?" (реж. Г.Полока, "Мосфильм", 1987 г.) и "Возвращение броненосца" (реж. Г.Полока, Киностудия им.Горького, 1989-1990 гг.). В дни празднования 850-летия Москвы в качестве художника по костюмам участвовала в подготовке заключительного Спектакля-дивертисмента "Москва на все времена" (7 сентября 1997 г., Лужники, Москва).

Член Союза театральных деятелей России с 1992 года.

Главное увлечение - одна из самых полных коллекций нижнего белья XIX-XX вв. В России, насчитывающая более 1000 предметов, а также коллекции купальных костюмов, аксессуаров и головных уборов. В свободное от основной работы время изучает историю нижнего белья, консультирует театры и киностудии. Организовала просмотры и показы старинного нижнего белья с участием актрис московских театров в "Доме актера" (1996 г.) и Юсуповском дворце в Санкт-Петербурге (1997 г.). Особый интерес представляют экспонаты коллекции, принадлежавшие реальным лицам - белье Лидиной (супруги Станиславского), белье из семей купцов Щукиных и Мамонтовых, белье актрис МХАТ Кореневой и Тарасовой, а также современное белье из семей Тухачевских и Берии.

Живет и работает в г. Москве.

«Они словно выставляют себя на продажу. Раньше такого на Руси не было», - говорит автор костюмов более чем к 350 спектаклям, обладатель «Золотой маски-2010» за спектакль «Рассказы Шукшина».

Неправильный мир

Обидно на это смотреть, ведь женщины - главное, на чём держалась и держится страна. Я часто бываю за границей, и нигде, кроме как в России, женщины зимой не ходят на каблуках, не носят настолько обтягивающие вещи. А мини-юбки и голые пупки в морозы? Наши женщины навязывают себя. Но женщина, которая раздевается, чтобы привлечь мужчину, потом одна будет воспитывать ребёнка. Почему у нас столько матерей-одиночек? Потому что мы живём в неправильном мире, где всё крутится вокруг мужчины. А раньше в России всё крутилось вокруг женщины, потому что Россия - женская страна.

Есть французская теория о том, что страны имеют пол. Главный критерий - народная одежда. Если мужчина одет ярче женщины, то, скорее всего, страна мужская. Далее идёт сравнительный анализ песен, стихов о Родине, как к ней обращаются - как к женщине или как к мужчине. Например, Венгрия, Турция, Голландия, Германия - мужские страны, а Франция, Италия - женские. Есть страны с уравновешенным инь - ян: Япония, Китай. Если говорить о России, то это баба, настоящая ядрёная баба!

Описать вам русский женский костюм? Под низ 4-5 рубашек, вышитых от груди до середины бедра. Затем понёва (юбка из нескольких полотен ткани) или косоклинный сарафан из 20 аршин льна. Затем фартук, или занавеска, а на нём вышивка как паспорт женский - сколько лет, замужем ли, есть ли дети. Затем душегрея, или епанечка, для пышноты груди её стегают на вате да ещё закладывают складками. И последний аккорд - женщинам на законодательном уровне разрешалось носить головной убор высотой до 70 см! Никого не смущало, что визуально это делало женщину выше мужчин. Добавлю, что женщина обязана была иметь 20 (!) срядов (специальных нарядов) на все случаи жизни - траурные, для грустных случаев, радостные, торжественные... А мужчина - всего три! Конечно, многие костюмы передавались из поколения в поколение, потому что сшить и вышить 20 нарядов - дело непосильное.

После революции России сделали жуткую операцию - стране-бабе пришили член, и она стала называться СССР. Патриархальное равновесие было взорвано, культ женщины-матери уничтожен. Женщины вообще лишились пола, все стали товарищи. Лишь перед лицом опасности, перед лицом врага (всё той же Германии, страны отцов) вспомнили о женском лице страны. Помните плакат «Родина-мать зовёт!»? И её защищали, Родину и мать, а не партию и Сталина. И бабы вытянули на своих плечах и войну, и разруху! И выживали, когда не было денег, продуктов и одежды, и рожали детей, и оставались самыми красивыми в мире. А менее чем через 80 лет стране сказали: «Россия! Встань с колен! Ты же женщина! Ты великая страна!» Только не сказали, как после стольких издевательств опять стать женщиной!

Красивые и здоровые!

История показывает, что русский народный костюм переживал взлёты и падения. Первым удар нанёс Пётр I, запретив высшему сословию носить старую боярскую одежду, законы предписывали платье «немецкое и голландское» (вспомните: и Германия, и Голландия - страны-мужчины!). Всё изменилось при Екатерине Великой. Ей, немке по происхождению, понравился косоклинный сарафан. И сарафаны стали насаждать, как картошку. По велению Екатерины княгиня Дашкова собрала коллекцию русской народной одежды. Вся одежда в Историческом музее - то, что для нас сохранила Екатерина. Во времена Александра I, после победы над Наполеоном, придворные дамы получили свою униформу: платье а-ля рюс с золотным шитьём, шлейфом, на голову - кокошник.

Однако большевики уничтожили большую часть запасников и коллекций! Учёных, которые занимались русским костюмом, расстреляли. Мы до сих пор не можем оправиться. Ведь что такое народ? По Гумилёву, это единство территории, языка и одежды. Потом идут верования, еда, танец, быт. А мы совсем не знаем нашу одежду! Одевают нас чужие. Не раз слышала от редакторов русских модных изданий: «Будем носить, что выберет главный редактор американского «Вога». Да плевать на это! У нас 140 млн населения, огромный рынок. И мы обязаны иметь собственную моду, кино, театр, валюту. Посмотрите на Индию - она создала Болливуд, носит свою одежду. Или Китай, который ориентируется на свои тысячелетние традиции. Выживут страны, которые держатся за свою самость. Я не призываю к сарафанам. Но я призываю тратить деньги на своих модельеров, режиссёров, художников, вкладывать в свою промышленность, образование. Было время, в Европе шили из наших тканей. Несколько веков в маленький город Весьегонск съезжались купцы за лучшим в мире льном. Это был не тот лён - грубый, словно мешковина, который сегодня продают в магазинах. Это был прозрачный лён, словно шёлк. А какое разнообразие цветовых решений - только красного на Руси было 33 оттенка: червлёный, алый, пунцовый и т. д.! С красным в России обращались осторожно, уравновешивали белым.

И вдруг в 1917 г. страну заливают алым цветом - стяги, транспаранты. А ведь если человека хотя бы на 15 минут поместить в комнату с красными стенами, у него даже состав крови изменится. И ещё. Однажды судьба-злодейка занесла меня в онкоцентр. На профессиональный взгляд художника по костюмам попыталась найти закономерность - что общего у этих женщин, ожидающих cвоей очереди к онкологу? Нашла - все женщины, кроме меня, были в брюках! И параллель с потерянной памятью об одежде прабабушек не могла не прийти мне в голову. Мистика? Возможно. Но лично я никогда больше не надела брюки. Сегодня я мечтаю восстановить память. О том, какие красивые и здоровые мы были!

"...самый первый костюм Аркадиной у меня-то как раз не получался. Кстати, Аркадины у меня были совершенно замечательные — Яковлева, Терехова, Алферова, Доронина, Васильева. И вот когда первый костюм не получался, я поняла почему: Аркадиной не хватало панталон.

— Вот с этого момента поподробнее. Во-первых, зачем панталоны? А во-вторых, зрителю, прости, нижнее белье не видно.

Панталоны надобны всем — для ощущений. Ведь панталоны во времена Чехова носили с раскрытым внутренним швом. Это то, что происходило в “Мулен Руж”: т.е. канкан даже трудно назвать эротикой — это откровенная порнография. Когда танцовщицы задирали ноги, анатомически было видно все. И, собственно, за этим мужчины и ходили в “Мулен Руж”.

Когда женщина наглухо застегнута, вся в черном, а внутри у нее белоснежные панталоны в кружевах да еще с раскрытым швом, то, мне кажется, это так остро по ощущениям женского начала. И, главное, всем женщинам подходит, особенно чеховским героиням.

— Прости за дремучесть, но в чем фишка открытого внутреннего шва?

— Это очень удобно, чтобы проделывать все интимные вещи — туалет, близость. Вот у Бунина необычайно быстрые сексы — потому что благодаря открытому шву все было доступно: только руку протяни. Ну и, конечно, корсет, который любой актрисе позволяет искренне верить, что она в свои 40 лет — “как девочка, как цыпочка”.

Первый корсет у меня как раз появился на самой первой моей “Чайке”, и с ним связана совершенно мистическая история. Его продавал на Тишинском рынке какой-то алкаш. Я спросила: “Сколько?” — “3,62”, — ответил он мрачно. Я вытащила все, что у меня было в кошельке, пересчитала — 3,60. Протягиваю ему, а он тупо: “Говорю, 3,62. Где я тебе буду искать две копейки?” А корсет был потрясающий, модель “ласточка” (их начали выпускать во времена Островского). Красавец, на китовом усе, аккурат под мужскую ладонь. И мистика — я повернулась, сделала два шага в сторону и тут же на земле нашла эти две драгоценные копейки. У меня потом в этом корсете кто только не работал — и Гурченко, и Полищук…

— Представляю, сколько волшебных тайн хранит этот корсетик. Если бы он мог говорить…

— Монолог этой рабочей лошадки был бы потрясающим, уверяю тебя. У него была такая бурная жизнь со мной, он столько раз выходил на сцену, что приобрел удивительную способность — он кардинально меняет личную жизнь всех, кто его надевает. Во всяком случае, у всех после примерки начинались бурные романы. Так что практически с его помощью я могу менять судьбы. Единственная актриса, которую пришлось уламывать на корсет, была Оля Остроумова. В нем же она позже сыграла мадам Бовари. Так она не снимала его даже в антракте, хотя он не давал ей возможности перекусить — сосиска не проходила внутрь. Ну и самое главное, после этого она вышла замуж за Гафта. Все это мой корсет. "