Тест 4 когда осенью 1846 года. Инструкция по выполнению работы

слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено

Запишите ответ в поле ответав тексте

впервом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому

работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера

без пробелов, запятыхи других

1) Вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-л.

дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной

Строительный м. Семенной м. Перевязочный м. Приготовить м. для

клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

строительства дома.

2) Данные, сведения, источники, служащие основой для чего-л.,

(1)Когда осенью 1846 года И.И. Панаев, задумавший к тому моменту вместе с

доказательством чего-л. М. для научного доклада. Командировка за газетным

Н.А. Некрасовым издавать журнал «Современник», обратился к Тургеневу с

материалом. М. по созданию новой марки автомобиля. Собрать материалы о

просьбой снабдить его каким-либо материалом для отдела «Смесь», автор,

первооткрывателях Сибири. // обычно мн.: материалы, -ов.

несмотря на несомненный успех в литературной деятельности, имел уже

Собрание сведений, документов, предметов по какому-л. вопросу. Материалы

«твердое намерение вовсе оставить литературу».(2)…..Тургеневотыскал у

судебного дела. Материалы археологической экспедиции. // на кого, против

себя для журнала «пустячок», которому ни он сам, ни редакторы не придали

большого значения, и рассказ под названием «Хорь и Калиныч» был напечатан

Собрание фактов, доказывающих виновность кого-л. в чём-л.

среди заметок на агрономические темы, а подзаголовок «Из записок охотника»

Компрометирующий м. на преступника. Материалы на Иванова. Найти м.

был прибавлен уже Панаевым, чтобы сделать публику еще более

против него.

снисходительной к рассказу. (3)Успех очерка превзошел все ожидания и, по

3) Ткань, материя. Цветной м. М. на пальто. Выбирать м. на платье. Сшить из

материала юбку.

названием «Записки охотника».

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

1) Успех рассказа «Хорь и Калиныч», ничем не примечательного с точки зрения

Выпишите это слово.

«Записки охотника» и отказаться от идеи «оставить литературу».

2) Несмотря на то, что редакторы «Современника» не придали рассказу

повтОрим

Тургенева «Хорь и Калиныч» особого значения и поместили его среди

агрономических заметок, успех очерка превзошел их ожидания.

прибЫвший

3) Первый рассказ цикла «Записки охотника» был написан Тургеневым по

Ответ: ___________________________.

4) Название новой книги И. С. Тургенева было предложено автору издателем

Панаевым, добавившим к первому рассказу цикла подзаголовок «Из записок

охотника».

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

5) Тургенев вернулся в литературу благодаря успеху рассказа «Хорь и

1) В каждом деле следует учитывать ФАКТОР времени.

Калиныч»

2) Известно, что ГЛИНЯНЫЕ почвы хотя и богаты по своему составу, но

малоплодородны.

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

3) Несмотря на богатый жизненный опыт, мой брат всю жизнь оставался

ДОВЕРЧИВЫМ человеком.

4) К военным у меня ДВОЙСТВЕННОЕ отношение: они храбры, но часто

потому что

недальновидны.

хотяОтвет: ___________________________.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к двухсотлетию со дня рождения

у обеих сестер

наиболее вкусный докторы наук двумястами рублями

Ответ: ___________________________.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Уроки состоятся согласно

неправильное употребление

расписания.

падежной формы существительного с

Б) Пришвина упрекали равнодушием

предлогом

к человеку, указывая, что в его

нарушение связи между

книгах природе уделяется больше

подлежащим и сказуемым

внимания, чем людям.

нарушение в построении

В)Те из вас, кто хочет быстро

предложения с несогласованным

сбросить лишний вес, должен

приложением

выполнять этот комплекс

упражнений каждый день.

с однородными членами

Г) В повести «Капитанской дочке»

неправильное построение

многие эпизодыПугачевского бунта

предложения с деепричастным

отражены исторически достоверно.

оборотом

Д) Сестры ждали и радовались

нарушение в построении

предстоящим каникулам.

неправильное построение

предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. заг…релый к…талог соч…тать прим…чательный

разд…раемый (сомнениями)

Ответ:____________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. во…держался, в…трепенуться пр…обладающий, пр…клонный об…ективный, интер…ер роз…ск, пед..нститут пр..образ, пр..бабушка

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. повел…вать никел..вый алюмини..вый опасл…вый

вол..вой Ответ: ___________________________.

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. (он)высп…тся мел…тся (зерно)

вид…мый раска…вшийся (он)бор..тся

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Книга до сих пор (не) прочитана.

(Ни) когда прежде я не слышал более прекрасного пения. (Не) приятные известия расстроили отца.

(Не) много черного шоколада по утрам – отличное средство от депрессии.

(Не)распечатанный конверт оставался лежать на столе.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На этой улице мы жили раньше, а (ПО) ЭТОМУ бульвару мы КОГДА(ТО) часто гуляли с сестрой.

Труд планового отдела не пропал (В) ПУСТУЮ: через месяц (НА) СЧЕТ нашего предприятия заказчиком была переведена солидная сумма.

(НЕ) СМОТРЯ на плохое самочувствие, Борису удалось закончить проект (В) ТЕЧЕНИЕ недели.

(В) ПОСЛЕДСТВИИ суда флотилии не раз заходили в порты Персии, ЧТО(БЫ) запастись водой и провизией.

Ответ: ___________________________.

Молодая варе(1)ая картошка, щедро посыпа(2)ая свежим луком и укропом,

(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда хочется

показалась путникам самым изыска(3)ым

отправляться в далекие края - желательно видеть красоту каждый день в

деликатесом.

собственном доме.

Ответ: ___________________________.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим из

нужно поставить ОДНУ запятую.

турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из

под высокой сосной.

дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью

а вещью в стиле ретро.

весенней природы так и с несчастьем.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) - Ишь ты! (8) Где достал?

5)Ждал дед внучку да так и не дождался.

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал –

Ответ: ___________________________.

нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

(2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

детства, что ушли в историю и вернутся оттуда лишь в качестве мудрых и

Ответ: ___________________________.

полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1)

в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» -

все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.

даже государственный бюджет.

Ответ: ___________________________.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый

абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила мама. (18)

Абажур был огромным, но невесомым - материал был туго натянут на

Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4)

обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним солнышком.

мы можем предоставить беспроцентный кредит.

(20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

Ответ: ___________________________.

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка? (22) Сколько

их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные

в предложении должны стоять запятые.

российские зимы!

Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными.

унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который

(24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это

никак не хотел проходить.

войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги,

Ответ: ___________________________.

крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27)

Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не

менее значимая история наших семей - частная жизнь прабабушек и

прадедушек. (28) Их ежедневная борьба за существование. (29) Их бытовая

смекалка, реализованная во множестве привычных для людей того времени

24. Публицистические произведения Л.А. Жуховицкого обращены к вечным

проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведет

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

насыщенной речи. Этому способствуют такие синтаксические средства

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

выразительности, как__________ (предложения 9-10, 31-32), а также__________

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(предложения 7, 20, 22).

В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь __________:«сберегли и

(По Л. А. Жуховицкому*)

передали нам тоненькую свечечку жизни» (предложение 32), «множество

вещей, которые старятся и уходят из жизни еще быстрее нас» (предложение 12).

публицист, педагог.

Неоднократно используется и такое лексическое средство выразительности, как

20. О чём говорит высказывание автора: «И в наших современных, вполне

__________: «рухлядь» (предложение 4), «коммуналка» (предложение 17).

комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о

разговорная и просторечная лексика

наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках»?

ряд(-ы) однородных членов

В память о наших предках нам следует хранить у себя дома предметы их

фразеологизм(-ы)

эпитет(-ы)

Мы должны помнить и ценить историю собственного народа, сохранять

восклицательное(-ые) предложение(-я)

памятники архитектуры и культуры.

синтаксический параллелизм

В сердце каждого человека должен быть уголок, где хранится память об

гипербола(-ы)

истории своей семьи.

метафора(-ы)

В каждой семье должны храниться фотографии родных людей старших

парцелляция

поколений: наших бабушек, дедушек и более далеких

21. Какие из утверждений является ошибочным?

В предложениях 5-9 представлено повествование.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

В предложениях 17-19 представлен описательный фрагмент.

В предложениях 23-27 представлено описание.

Предложение 31 раскрывает суждение, высказанное впредложении 30 текста

5)В предложениях 2328представлено повествование.

ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт,

Ответ:_________________________________

а также на знания и жизненные

22. Из предложений 23–27 выпишите контекстные синонимы.

наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Ответ:_________________________________

23. Среди предложений 23 – 29 найдите такое, которое соединяется с

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой

предложения.

пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы

Ответ: ___________________________.

то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5. глинистые

7. А-1, Б-7, В-2, Г-3, Д-4

8. примечательный

9. преобладающий, преклонный

10. опасливый

11. борется

12. не прочитана

13. впоследствии чтобы

14. 23

15. 25

16. 1234

20. 1

21. 3,5

22.далекаястаринапрошлоестраны

23. 26

24. А-9, Б-5, В-8, Г-1.

Вариант 14

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

словаСООБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому

последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте

значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.

работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера

1) Объединение народов, государств, имеющих общие интересы, цели.

задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других

Дружное с. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). Люди всегда

дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной

жили не в одиночку, а сообществом.

клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2) Постоянное или временное соединение животных или растительных

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

организмов. Особи одного вида в большинстве случаев собираются в

(1)Великий Пьер Ферма сформулировал свою знаменитую теорему на полях

сообщества. Муравьиное с.

«Арифметики» древнегреческого математика Диофанта, причем не привел для

3) Общество, организация, объединяющая людей с одинаковыми интересами,

нее никакого доказательства, ограничившись намеком, что оно есть, «но поля

целями. Экономическое с. С. писателей.

книги слишком узки для него». (2)Доказательство же этой теоремы было

Ответ: ___________________________.

представлено научному сообществу англичанином Эндрю Уайлсом лишь в 1994

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

году, через 357 лет после того, как появилась формулировка. (3)Все эти годы

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

становится теоремой лишь тогда, когда существует его доказательство.

Выпишите это слово.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте? Напишите номера этих предложений.

красИвее

1) Английский математик Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма после

дозировАть

прочтения «Арифметики» выдающегося древнегреческого математика

Диофанта, на полях которой Пьер Ферма когда-то сформулировал свою

Ответ: ___________________________.

2) Строго говоря, теорема Ферма до недавнего времени являлась лишь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

гипотезой, так как сам Пьер Ферма, сформулировав утверждение, не привел его

доказательства, а решение поставленной им задачи было найдено сравнительно

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего

3) 357 лет теорема Ферма была лишь гипотезой, а стала теоремой в 1994 году,

слова в БУДНИЧНОЙ обиходной речи.

будучи доказанной англичанином Эндрю Уайлсом

В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ

4) Теорема Ферма, впервые сформулированная еще в 17 веке, была наконец

доказана английским математиком Эндрю Уайлсом в 1994 году.

От знакомства я, конечно, УКЛОНИЛСЯ самого начала, да ему и самому

5) Теоремой можно назвать только то утверждение, для которого

скучно со мной стало с первого же разу.

существует доказательство, и именно по этой причине теорему

ДВОЙНЫЕ звёзды - весьма распространённые объекты.

ПАМЯТНЫЙ собеседник напомнил все прегрешения юноши.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

Ответ: ___________________________.

пропуска во третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

потому что

наверное

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

трое друзей военные госпиталя пара носков более точно

наилучший результат Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) «Игорь сказал, что «хочу свою

1)ошибки в построении сложного

голову положить либо напиться

предложения

шлемом из Дона»

нарушение связи между

Б) Колхоз был построен под

подлежащим и сказуемым

руководством Давыдова, который

нарушение в построении

преобразился в крупное хозяйство

предложения с несогласованным

В)Те, кто умеют играть на скрипке,

приложением

обладают обычно тонким слухом.

ошибка в построении предложения

Г) Не все главы поэмы «Мертвых

с однородными членами

душ» Гоголь включил в

неправильное построение

окончательную редакцию

предложения с деепричастным

произведения.

оборотом

Д) Он никогда не видел таких глаз,

нарушение в построении

словно присыпанных пеплом,

предложения с причастным оборотом

наполненные неизбывной тоской

неправильное построение

предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. те..ретики оз…рение выт…рся соч…тание к..талог

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке (корне) пропущена

одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр…сутствовать, пр…сечь под...ем, интер…ер в …дании театра, не…доровый вид

под…рваться, поз…быть пр..образ, пр..бабушка

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. завистл…вый эмал…вый неопису..мый плеч…вой никел..вый

Ответ: ___________________________.

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. скле…нная (чашка)

беспоко…вшийся (о близких) раска…вшийся (грешник) се…шь (рожь)

омыва..мый (морем)

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Казалось, (ни) что не могло поколебать его уверенность. Станиславу Ивановичу (не) где было разместить жильца.

За дверью раздался (не) громкий шепот.

Вы используете идеологические, но отнюдь (не) научные аргументы. (Не)доделанная работа осталась лежать на столе.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

ЧТО(БЫ) не промокнуть, я взял на улицу зонт, а ТАК(ЖЕ) надел дождевик. Дожди шли неделю, и (В) РЕЗУЛЬТАТЕ дорогу (НА)СТОЛЬКО размыло, что попасть на станцию стало невозможным.

В(ПОСЛЕДСТВИИ) мы стали разбивать лагерь (В) ДАЛИ от берега. (ПО) ТОМУ мосту вы перейдете через реку и (НА) ПРОТИВ старого завода увидите наш дом.

ЧТО(ЖЕ) мне нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?

Ответ: ___________________________.

Ответ:____________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

(1)В первую мировую войну, в 1914 году, я поехал военным

Рабочие, которые были специально обуче(1)ы выписа(2)ым из Англии

корреспондентом на фронт и скоро попал в сражение. (2)Я укладывал

инженером, должны были круглосуточно следить за состоянием стекля(3)ой

раненых, и один умирающий шептал мне: «Вот бы водицы…»

оранжереи.

(3)Я побежал за водой.

Ответ: ___________________________.

(4)Но он не пил и повторял: «Водицы, водицы, ручья…»

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

(5)С изумлением поглядел я на него и вдруг всё понял. (6)Это был почти

нужно поставить ОДНУ запятую.

мальчик, с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, которые

1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийский дворец но и в

отражали трепет души. (7)Мне казалось тогда, что надежды на спасение у

знаменитую «Поляну сказок».

него нет и что врачи будут бессильны.

2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.

(8)Я объяснил санитару, что мы можем сделать для мальчика, пока он еще

3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала

жив. (9)Мы взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (10)Санитар

просить его показать еще несколько фокусов.

удалился, а я не смог уйти и остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком

4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не

на берегу лесного ручья.

приходить к нам в гости.

(11)В косых лучах вечернего солнца ручей был особенно красив.

5) Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки.

(12)Над заводью, на фоне чистого неба, кружилась голубая стрекоза. (13)А

Ответ: ___________________________.

чуть ближе к нам, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку. (14)Раненый

предложении должны стоять запятые.

слушал, закрыв глаза, его губы, бескровные и сухие, судорожно двигались,

Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4)

выражая сильную борьбу. (15)И вот борьба закончилась милой и детской

начал перебирать какие-то бумаги на столе.

улыбкой, и открылись глаза.

1) 1, Ответ: ___________________________.

– (16)Спасибо вам, так красиво! – прошептал он.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

(17)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся,

предложениях должны стоять запятые.

ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.

Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект

(18)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять

легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении

зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:

военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии.

– (19)А что, она ещё летает?

Ответ: ___________________________.

(20)Голубая стрекоза ещё кружилась.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

– (21)Летает, ещё как! – ответил я.

в предложении должны стоять запятые.

(22)Он опять улыбнулся и впал в забытьё.

Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно

(23)Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел

от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро.

далеко и забылся. (24)Вдруг, слышу, он спрашивает:

Ответ: ___________________________.

– (25)Всё ещё летает?

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

– (26)Летает, – сказал я машинально, не глядя, не думая.

в предложении должны стоять запятые.

– (27)Почему же… я не вижу… красоту? – спросил он, с трудом открывая

В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в

нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового

(28)Я испугался. (29)Мне случалось раз видеть умирающего, который перед

солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое

смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно.

(30)Не так ли и тут?.. (31)Но я сам посмотрел на то место, где летала

Ответ: ___________________________.

стрекоза, и ничего не увидел. (32)Больной решил, что я его обманул, и глаза

его опять закрылись.

(33)И вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы: мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса. (34)Но вода – эти глаза земли – остается светлой, даже когда стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.

– (35)Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.

(36)И я ему показал это отражение. (37)И он улыбнулся.

(38)Я не буду описывать, как спасли этого раненого, его спасли доктора. (39)Но я крепко верю: им, докторам, помогла красота ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза летает над заводью.

(По М.М. Пришвину*)

*Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) – известный русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

20. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Раненый юноша, по мнению военных врачей, не имел никаких шансов выжить.

2) Вследствие потери сил, раненый, перенесенный на берег ручья, через некоторое время перестал различать окружающее.

3) Рассказчик, не желая огорчать раненого юношу, сознательно солгал ему, чтобы тот не пал духом.

4) По мнению рассказчика, его действия помогли врачам спасти жизнь умиравшему человеку.Ответ:_________________________________

21. Какие из утверждений являются ошибочным? Выпишите цифры.

1) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.

2) В предложениях 8–10 представлено повествование.

3) Предложение 31 содержит противопоставление по отношению к суждениям, высказанным в предложениях 29 и 30 текста.

4) В предложениях 33–35 представлено рассуждение.

5) В предложениях 28–30 представлено повествование.

Ответ:_______________

22. Какие слова используются в тексте в переносном значении? Выпишите цифры

1) раненых (предложение 2)

2) блестящими (предложение 6)

3) удалился (предложение 10)

4) чистого (предложение 12)

5) потерял (предложение 29) Ответ:_____________________

23. Среди предложений 32–37 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и указательного местоимения. Напишите

24. Стиль прозы М. М. Пришвина одновременно и четок, и изыскан. В его

произведениях кристальная ясность, порой даже безыскусность повествования сочетается с удивительным умением подобрать и представить читателю художественную деталь. Важную роль в этом играет использование такого приема, как __________ (А) (см. предложения 30–31 и 33–34), а также такого синтаксического средства художественной выразительности, как использование __________ (Б) (предложения 21, 25, 26). В лексике текста особенности стиля проявились в употреблении

__________ (В) («трепетные губы» в предложении 6, «губы, бескровные и сухие» в предложении 14), а также часто используемых __________ (Г) (предложения 2,3,4).

Список терминов:

1) сравнительный(-ые) оборот(-ы)

2) эпитет(-ы)

3) анафора

4) лексический(-е) повтор(-ы) и повтор(-ы) однокоренных слов

5) неполное(-ые) предложение(-я)

6) восклицательное(-ые) предложение(-я)

7) гипербола(-ы)

8) антитеза(-ы)

9) парцелляция

А Б В Г

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения –не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Потому что

Дозировать

Памятливый

Госпитали

Теоретики

Здании, нездоровый

Завистливый

Беспокоившийся

Чтобы, также;

впоследствии, вдали

Блестящими,


Тест 4

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Когда осенью 1846 года И.И. Панаев, задумавший к тому моменту вместе с Н.А. Некрасовым издавать журнал «Современник», обратился к Тургеневу с просьбой снабдить его каким-либо материалом для отдела «Смесь», автор, несмотря на несомненный успех в литературной деятельности, имел уже «твердое намерение вовсе оставить литературу».(2)…..Тургеневотыскал у себя для журнала «пустячок», которому ни он сам, ниредакторы не придали большого значения, и рассказ под названием «Хорь и Калиныч» был напечатан среди заметок на агрономические темы, а подзаголовок «Из записок охотника» был прибавлен уже Панаевым, чтобы сделать публику еще более снисходительной к рассказу. (3)Успех очерка превзошел все ожидания и, по словам автора, вернул его к литературе и побудил к созданию целой книги под названием «Записки охотника».

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

1) Успех рассказа «Хорь и Калиныч», ничем не примечательного с точки зрения редакторов «Современника» и самого автора, побудил Тургенева написать «Записки охотника» и отказаться от идеи «оставить литературу».

2) Несмотря на то, что редакторы «Современника» не придали рассказу Тургенева «Хорь и Калиныч» особого значения и поместили его среди агрономических заметок, успех очерка превзошел их ожидания.

3) Первый рассказ цикла «Записки охотника» был написан Тургеневым по просьбе Панаева и опубликован в отделе «Смесь» журнала «Современник».

4) Название новой книги И. С. Тургенева было предложено автору издателем Панаевым, добавившим к первому рассказу цикла подзаголовок «Из записок охотника».

5) Тургенев вернулся в литературу благодаря успеху рассказа «Хорь и Калиныч»

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

потому что

хотя

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к двухсотлетию со дня рождения

у обеих сестер

наиболее вкусный

докторы наук

двумястами рублями

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Уроки состоятся согласно расписания.

Б) Посещая Третьяковскую галерею,

внимание туристов непременно привлекают картины Василия Перова

В)Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должен

выполнять этот комплекс упражнений каждый день.

Г) В повести «Капитанской дочке» многие эпизодыПугачевского бунта

отражены исторически достоверно.

Д) Сестры ждали и радовались предстоящим каникулам.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг…релый

соч…тать

прим…чательный

разд…раемый (сомнениями)

Ответ:____________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Молодая варе(1)ая картошка, щедро посыпа(2)ая свежим луком и укропом, показалась путникам самым изыска(3)ым

деликатесом.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.

2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.

3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.

5)Ждал дед внучку да так и не дождался.

Ответ: ___________________________.

16.

Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению

астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел проходить.

Ответ: ___________________________.

смекалка, реализованная во множестве привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(По Л. А. Жуховицкому*)

20. О чём говорит высказывание автора: «И в наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и более далеких предках»?

1) В память о наших предках нам следует хранить у себя дома предметы их быта.

2) Мы должны помнить и ценить историю собственного народа, сохранять памятники архитектуры и культуры.

3) В сердце каждого человека должен быть уголок, где хранится память об истории своей семьи.

4) В каждой семье должны храниться фотографии родных людей старших поколений: наших бабушек, дедушек и более далеких

21. Какие из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 5-9 представлено повествование.

2) В предложениях 17-19 представлен описательный фрагмент.

3) В предложениях 23-27 представлено описание.

4) Предложение 31 раскрывает суждение, высказанное впредложении 30 текста

5)В предложениях 23- 28представлено повествование.

Ответ:_________________________________

22. Из предложений 20–23 выпишите контекстные синонимы.

Ответ:_________________________________

23. Среди предложений 23 – 29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Нарастание революционной ситуации в 1847–1848 годах

Экономические события 1846–1847 гг. в громадной мере способствовали возникновению революционной ситуации и ускорили взрыв революции. Это были: болезнь картофеля, неурожаи хлебных культур и глубокий торгово-промышленный кризис.

Осенью 1845 г. во Франции картофельной болезнью поражены были только Нормандия и Бретань и лишь в конце года южные районы страны. Внезапно сохла ботва, и картофель становился негодным для питания. В 1846 г. картофельная болезнь охватила широкую территорию. Один гектолитр картофеля в Париже осенью 1846 г. стоил 13–14 фр. В ряде районов картофельная болезнь повторилась и в 1847 г. (например, в Лотарингии неурожай принял катастрофические размеры).

Хлебные запасы стали исчезать во Франции по крайней мере за два года до революции. Урожай 1845 г. был приблизительно на 30 % меньше, чем в 1844 г. С осени 1846 г., когда обнаружился еще более значительный неурожай, хлебные цены, не превышавшие 22 фр. за один гектолитр пшеницы, стали резко возрастать: в конце мая 1847 г. гектолитр пшеницы стоил во Франции в среднем 38 фр., а в отдельных районах - более 50 фр. В дождливый 1845 и засушливый 1846 г. Франция претерпевала и другие невзгоды: болезнь виноградников осенью 1845 г., недород шелковых коконов в метрополии и в колониях, недород чечевицы, бобов, гороха в 1846 г.

В 1847 г. во всей Европе урожай был выше среднего. Но в это время разразился торгово-промышленный кризис. Известный французский историк Жорж Лефевр различал в бедствиях 1847 г. четыре кризиса: продовольственный, денежный, биржевой, промышленный. Эти различительные черты действительно существовали, и указание на них имеет немаловажное значение. Однако Ж. Лефевр допускал ошибку, освещая два последних кризиса (биржевой и промышленный) лишь как следствие двух первых.

Историческое развитие общественного строя во Франции в период, предшествовавший революции 1848 г., представляло в основном не что иное, как развитие противоречий капиталистического способа производства. В торгово-промышленной жизни Франции в 1845–1848 гг было много общего с экономикой Англии. Но были и чрезвычайно важные особенности, сыгравшие свою роль в условиях складывания революционной ситуации. Кульминационный момент кризиса был пройден в Англии в конце 1847 г.; и в следующем же году возникло новое оживление в делах. А во Франции в 1847 г. производство стало сокращаться во всех прядильных и ткацких предприятиях.

Тем временем назревал кризис железнодорожного строительства. В 1846 г. было введено в эксплуатацию 1322, а в 1847 г. - 1832 км железных дорог. Действительная величина капитала, представленная железными дорогами, не превышала, однако, 1232 тыс. фр.; акций же было выпущено к концу 1847 г. на 2491 тыс. фр. Крах спекулятивного железнодорожного строительства был неизбежен. Развязка была не порождена, но ускорена продовольственными и денежными кризисами.

Французский банк, покупая миллионы гектолитров заграничного хлеба, расплачивался за него, как и Английский банк, своим золотом. Золотой запас Французского банка в 1845 г. равнялся 320 млн. фр., а в январе 1847 г. - всего 47 млн. фр. Спасением от полной катастрофы Французский банк был обязан царю Николаю I, купившему на 50 млн. фр. французской ренты. Но, разумеется, никакие цари не могли создать во Франции тот «кредит наций», который по другую сторону Ла-Манша облегчил рассасывание кризиса. Кредит во Франции и ранее не был развит в такой мере, как в Англии. В 1847 г. под влиянием потрясений английской экономики и вследствие внутренних причин банкротства следовали одно за другим: 635 банкротств насчитывалось в одном лишь первом полугодии 1847 г. и в одном только департаменте Сены. В отличие от Англии, наивысшее напряжение кризиса не было пройдено во Франции в конце 1847 г. Напротив, среди французской мелкой буржуазии банкротства были наиболее многочисленны именно в последнем квартале 1847 г.

В январе и феврале 1848 г. увеличился экспорт французских вин, а также и вывоз хлопчатобумажных машин, механизированных инструментов, полотняных товаров, сахара, стеклянных изделий и некоторых других товаров.

Явление особого порядка представлял финансовый кризис 1847 г. Государственный дефицит в 1847 г. достиг 25 % всего бюджета, иначе говоря 247 млн. фр. Социально-политическое значение государственного дефицита уже отмечалось выше: дефицит обогащал банкиров. Но в условиях экономического кризиса 1847 г. сберегательные кассы подвергались массовому опустошению: вкладчики повсюду изымали свои вклады. Вся налоговая система оказалась под угрозой в условиях многочисленных банкротств, пауперизации и безработицы. Неконсолидированный государственный долг к началу 1848 г. достиг 630 млн. фр., а у Гизо не было средств для покрытия даже и самой малой части этого долга. Тогда Гизо предпринял внутренний заем, самая экстраординарность которого дискредитировала правительство: 100-франковые облигации реализовались по цене в 75 фр. Государственная власть публично продавалась ростовщикам!

Экономический кризис влиял на всю политическую жизнь Франции, по он неодинаково поражал различные общественные классы. Положение мелкой буржуазии под влиянием кризиса ухудшилось в связи с тем, что часть крупного капитала, ранее занятого во внешней торговле, перешла на внутренний рынок, где и усилилась разорительная для мелких торговцев конкуренция.

Во время кризиса усилился и рост концентрации производства; в металлургической и угольной промышленности появились новые крупные объединения предпринимателей. 175 промышленников района Рив-де-Жье обращались в 1847 г. к правительству с жалобой на «нахальство и преувеличенные притязания» местных угольных компаний. Намерение Ротшильда скупить металлургические предприятия в департаменте Нор с целью создания там крупного промышленного центра, подобного Крезо, получило широкую огласку и резко критиковалось в прессе мелкобуржуазных демократов.

Особенно резко ухудшились под влиянием кризиса и неурожаев условия жизни трудящихся масс. В начале 1847 г. даже сравнительно зажиточные семьи, принадлежащие к трудовому люду, впали в крайнюю нужду. Безработица, падение заработной платы, эпидемические болезни, резкое увеличение смертности и понижение на 75 % прироста населения в 1847 г., по сравнению с двумя предшествующими годами, - таковы не отрицаемые даже буржуазной литературой показатели народных бедствий.

Эти бедствия, естественно, усиливали сопротивление народных масс. Демонстрации, сходки, нападения на дома спекулянтов, на булочные и хлебные склады совершались в северо-западных районах, а также в департаментах Эндр, Шарант, в городах Туре, Труа, в больших и маленьких городах департамента Верхнего Рейна. В этих движениях особое место принадлежит «делу в Бюзансе», небольшом городке департамента Эндр, где по инициативе рабочих - жителей окрестных деревень было совершено нападение на хлебные амбары, принадлежащие спекулянтам. Два спекулянта поплатились жизнью. Жестокие репрессии последовали немедленно: четверо рабочих были гильотированы там же, в Бюзансе. Конечно, эта расправа только усилила народную ненависть к Июльской монархии.

В условиях экономического кризиса, казалось бы, не могло быть стачек. Между тем забастовки продолжались. Каменщики и строительные рабочие Нанта, боровшиеся против снижения заработной платы, бастовали три месяца (с июля по сентябрь 1847 г.), несмотря на появление в Нанте воинских частей и аресты.

Бастовали плотники в Ренне, где еще в начале 1847 г. возникли ожесточенные схватки трудового люда с воинскими частями (префект и заместитель мэра были ранены). Сами современники указывали на то новое в стачечном движении, чего не было в продовольственных бунтах стародавних времен: 1) резко выраженную инициативу рабочих; 2) активную роль «коммунистических ассоциаций»; 3) значение коммунистической пропаганды. Маршал де Кастеллан, прибывший незадолго до революции 1848 г. в Руан, отметил в своем дневнике: «…опасность волнений может возникнуть только со стороны рабочих-коммунистов».

Явно политический характер приняли продовольственные волнения 12 мая 1847 г. в Лилле (департамент Нор). В это время хлеб еще более вздорожал. И тогда около 400 рабочих, построившись в колонну, двинулись по направлению к Парижской улице. Гимн «Марсельеза» чередовался с криками и возгласами: «Работы! Хлеба!», «Долой Луи-Филиппа, да здравствует республика!» После демонстрации произошли нападения на хлебные лавки.

Один из признаков кризиса правящих верхов - падение международного престижа государства в результате очень серьезных неудач внешней политики правительства Гизо. Первое скандальное поражение французская дипломатия потерпела в 1840 г., когда Россия, Англия, Австрия и Пруссия объединились для решения так называемого Восточного вопроса без участия Франции. Война Священному союзу - таков был, можно сказать, общий лозунг французских патриотов, их речей, газетных статей, манифестаций национальной гвардии. Но ничто не поколебало смирения Луи-Филиппа. «Ни гроша для славы! Слава не приносит никакой прибыли! Мир во что бы то ни стало! Война понижает курс трех- и четырехпроцентных бумаг! - вот что написала на своем знамени Франция биржевых дельцов. Ее внешняя политика свелась поэтому к ряду оскорблений, нанесенных национальному чувству французов».

В 1841 г. Франция была допущена Россией, Англией, Австрией и Пруссией к подписанию Лондонского протокола о ликвидации турецко-египетского конфликта и конвенции с турецким султаном о закрытии проливов для военных судов всех наций. Но этот протокол закреплял двойное дипломатическое поражение Франции: потерю преобладания в Сирии и влияния в Египте, подпавшего впоследствии под иго Англии.

С 1841 по 1848 г. международный авторитет Франции неуклонно падал. Ни завершение покорения Алжира в 1847 г., ни другие колониальные приобретения не могли остановить рост недовольства широких слоев населения Франции внешней политикой финансовой олигархии.

«Жан плачет, Жан смеется. Набросок с натуры, начатый в июле 1830 г. и законченный в феврале 1848 г.» Карикатура на Луи-Филиппа

В 1844 г. оппозиция использовала нашумевшее «дело Притчарда», английского агента, противодействовавшего утверждению французского господства на острове Таити. Французские военные власти на Таити попытались прогнать Притчарда. Хотя остров остался в руках французов, все же французское правительство подчинилось требованию Англии: извинилось перед Притчардом, освободило его из-под ареста и даже вознаградило за ангифранцузские происки, уплатив 25 тыс. фр.

Сблизившись с меттерниховской Австрией и с царской Россией, орлеанистская Франция все более откровенно выступала как реакционная сила и обрекла себя на новые дипломатические поражения. Лживость заявления различных кабинетов Луи-Филиппа о сочувствии полякам - борцам за свою национальную независимость была разоблачена в 1846 г., когда правительство Гизо примирилось с насильственным присоединением Кракова к империи Габсбургов, т. е. с ликвидацией последнего очага польской независимости. Кабинет Гизо стал на сторону реакционного «Зондербунда» в гражданской войне швейцарских кантонов; вместе с «Зондербундом», вместе с Меттернихом в этой войне потерпела поражение и дипломатия Гизо!

Сближение Франции с меттерниховской Австрией и с царской Россией привело Гизо к поражениям в Италии; ставка Гизо на итальянских реакционеров оказалась битой. Итальянским монархам еще до начала французской революции 1848 г. пришлось пойти на уступки, начать конституционные преобразования. Современник и очевидец описываемых событий Александр Иванович Герцен писал: «Франция не могла держаться даже на той высоте, на которой была за десять лет, - она делалась второстепенным государством. Правительства перестали ее бояться, народы начинали ненавидеть».

Реакционная политика и провалы Гизо ускоряли приближение революционной развязки. Внешняя политика Луи-Филиппа и Гизо подвергалась ожесточенной критике не только в широких массах, в общественных и политических организациях, в печати, на парламентской трибуне, но даже и в переписке принцев Орлеанской династии. В ноябре 1847 г. сын короля Луи-Филиппа принц Жуанвильский с возмущением писал герцогу Немурскому, своему брату, об угодничестве Франции перед Австрией и о принятии Францией роли «жандарма в Швейцарии и душителя и Италии собственных же своих принципов и своих естественных союзников». Главную причину своего расхождения с королем и этих вопросах принц Жуанвильский указывал ясно: «Я начинаю сильно беспокоиться, как бы нас не привели к революции…»

С возникновением «кризиса верхов» появились и новые черты в борьбе политических группировок французской буржуазии. Так называемая «династическая оппозиция», т. е. группировка либерала Одилона Барро, стала с удвоенной энергией бороться за осуществление своего лозунга: «Реформа во избежание революции». Активизация «династической оппозиции» и ее блокирование с буржуазными республиканцами - таковы были особенности тактики партии Барро накануне революции.

Появление в 1847 г. новой политической группировки - «прогрессивных консерваторов» - представляло еще более характерное проявление «кризиса верхов». Группировка эта возникла внутри самой правительственной партии. Ее возглавил беспринципный Эмиль де Жирарден. Своеобразное положение этой группировки Жирарден выражал словами: «Мы - в оппозиции, но мы - не из оппозиции». Сначала «прогрессивные консерваторы» ограничивались программой экономических мероприятий (улучшение условий кредита, налоговая реформа, снижение цен на соль и пр.), но вскоре и Жирарден присоединился к сторонникам избирательной реформы. Жирарден, продававшийся орлеанистам в течение многих лет, внезапно сам воспользовался публичной трибуной для разоблачения правительственной коррупции.

Две различные группировки республиканцев, обе именовавшиеся по названию своих газет - «Насиональ» и «Реформ», - также усилили пропагандистскую деятельность в 1847–1848 гг. Во Франции возобновились политические банкеты. Банкеты казались удобными как закрытая, узкая по составу, форма политических собраний. Первый банкет состоялся 9 июля 1847 г. в Париже, в Шато-Руж. Инициатором этой новой банкетной кампании был О. Барро, но, вопреки его ожиданиям, результатами банкетов воспользовались его противники - республиканцы. Впрочем республиканцы, представлявшие группу «Насиональ», дискредитировали себя в глазах передовых слоев французского народа: они отвергли программу социально-экономических реформ и ограничились «чистой политикой», которая, однако, была политикой, враждебной всему революционно-демократическому лагерю. Рабочие презирали «Насиональ» как газету «господчиков», а вожака этой группировки Марраста называли «республиканцем в желтых перчатках».

Мелкобуржуазный демократ Ледрю-Роллен возглавлял республиканцев «Реформ». Под влиянием выступления рабочих масс Ледрю-Роллен, как и другие члены редакции «Реформ», выдвигал программу социальных преобразований. Политический блок с рабочими был одной из главных тактических задач этой республиканской группировки. 7 ноября 1847 г. на банкете в Лилле, в городском саду, в присутствии 1100 человек в ответ на тосты: «За рабочих, за их неотъемлемые права», «За их священные, доселе неведомые интересы» - вождь республиканцев «Реформ» произнес речь, текст которой был напечатан не только в демократической прессе Франции, но также и в Англии, в чартистской газете «Полярная звезда». Своего рода лозунгом становились слова, сказанные тогда Ледрю-Ролленом: «Народ не только достоин представлять себя, но… он и может быть представлен достаточно лишь самим собой».

Многолюдный банкет в Дижоне обнаружил новые успехи республиканцев «Реформ». В Дижоне собрались возглавляемые Ледрю-Ролленом и Луи Бланом представители других городов Франции и делегаты из Швейцарии. Уже не в качестве одиночек (как было ранее, на других банкетах) прибыли на дижонский банкет рабочие; их было тут около 400 человек.

Банкетная кампания 1847 г. способствовала развитию борьбы за избирательную реформу в различных частях Франции. В движение были вовлечены даже департаментские советы. Но ни одна из группировок оппозиционной буржуазии не решалась поднять вооруженное восстание с целью насильственного свержения правительства Луи-Филиппа. И тем не менее, несмотря на измену либералов и колебания мелкобуржуазных демократов, революция совершилась! Она совершилась именно так, как в 1847 г. предсказывал Энгельс: «В тот момент, когда столкновение между народом и правительством станем неизбежным, - они (рабочие. - Ред.) вмиг окажутся на улицах и площадях, разроют мостовые, перегородят улицы омнибусами, повозками и каретами, забаррикадируют каждый проход, каждый узкий переулок превратят в крепость и двинутся, сметая все препятствия, от площади Бастилии к Тюильрийскому дворцу».

Из книги Проект Россия автора Автор неизвестен

Глава 4. Фотография ситуации Европа и Азия, Африка и Америка, Запад и Восток оказались перед лицом реальных угроз. Экология, глобальное потепление, перенаселение, ресурсное истощение и прочие проблемы, имя которым легион, сжимаются вокруг человечества. Как ребенку

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Глава 4 Характеристика ситуации Сам факт осознания неприемлемости монархии для современной России - для нас громадный шаг вперед. Приступая к формированию новой концепции, мы не могли не сравнить ее с концепцией демократии, и подробнее рассмотреть фундамент, на котором

Из книги Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933-1947 автора фон Папен Франц

Глава 22 Осложнение ситуации Предварительные надежды. – Международные визиты. – Нейрат в Вене. – Австрийская полиция захватывает документы. – Неприятности в Пинкафельде. – Гитлер вызывает меня в Берлин. – Я выясняю отношения с фюрером. – Шушниг приносит

автора Потемкин Владимир Петрович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОТ ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ ДО РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПЕРЕВОРОТОВ В ЕВРОПЕ 1848 г. (1830 ? 1848 гг.) 1. ОТНОШЕНИЕ НИКОЛАЯ I К ИЮЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Международное значение июльской революции было огром­но. Оно сказалось и на дипломатической деятельности вели­ких

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ОТ РЕВОЛЮЦИИ 1848 г. ДО НАЧАЛА КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ (1848 ? 1853 гг.) 1. ПОДАВЛЕНИЕ НИКОЛАЕМ I ВЕНГЕРСКОГО ВОССТАНИЯ В 1849 г. И ВМЕШАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АВСТРО-ПРУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ (1850 г.) Отношение Николая I к революции 1848 г. Получив первые вести о февральской революции во

Из книги Империя ученых (Гибель древней империи. 2-е испр. изд.) автора Малявин Владимир Вячеславович

Факторы кризисной ситуации Перипетии дворцовых интриг – принадлежность не только истории позднеханьского двора. Их корни уходят глубоко в толщу социальной жизни, а их постоянно нараставшая ожесточенность – симптом тяжелого недуга, поразившего империю. Не претендуя на

Из книги Полководцы Древней Руси. Мстислав Тмутараканский, Владимир Мономах, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий автора Копылов Н. А.

Персонажи и ситуации Ярославичи. Первый из сыновей Ярослава Мудрого - Илья известен только по имени. Очевидно, он скончался еще ребенком. Следующий сын, Владимир, сидел в Новгороде и долгое время считался наследником отца. Но он умер раньше родителя - в 1051 г. В итоге к

Из книги Сталин их побери! 1937: Война за Независимость СССР автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Нарастание экспансии Сама судьба распорядилась так, что Россия во все времена принуждена была противостоять экспансии, угроза которой исходила как со стороны Запада, так и со стороны Востока. В течение восьми без малого веков, ценой неисчислимых жертв наша страна в

Из книги Политическая биография Сталина. Том 2 автора Капченко Николай Иванович

4. Обострение ситуации в стране Процесс коллективизации, важнейшим составным элементом которого была ликвидация кулачества как класса, протекал не изолировано от общего развития государства. Он оказывал свое мощное, порой весьма драматическое воздействие не только на

Из книги Том 5. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть первая автора Лависс Эрнест

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Нарастание кризиса В 1916 г. продовольственное положение Франции чрезвычайно ухудшилось. Производство зерна, которого требовалось ежегодно 86 млн. т, упало до 58 млн. Вследствие резкой нехватки товаров необходимо было прибегнуть к ввозу их из-за границы, а расширение

Из книги Мазарини автора Губер Пьер

Неопределенность ситуации Конечно, в то время имел место некоторый застой: та эпоха, середина XVII века, склонялась скорее к приукрашиваемой старине, чем к будущему с неясным прогрессом: из всех счастливых нововведений (хотя французы с недоверием относились к любым

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Обострение ситуации в 1890-х годах Ведя борьбу между собой, польские и русские помещики одинаково считали украинских крестьян людьми низшей категории, препятствием на пути удовлетворения собственных земельных аппетитов. Даже если и немногие заходили так далеко, как

автора Бурин Сергей Николаевич

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

1. НАЗРЕВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СИТУАЦИИ Несоответствие феодальных отношений возросшим производительным силам. Социально-экономической основой назревания революционной ситуации было резкое несоответствие между господствовавшими в стране феодальными отношениями и

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич


9
Русский язык. 11 класс. Вариант 2
10
A24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
A27 Прочитайте текст.
Дома здесь стояли либо на сваях, либо на высоких

фундаментах: вода во время прилива заливала половину
Когда осенью 1846 года И.И. Панаев, задумавший к тому моменту
поселка.
вместе с Н.А. Некрасовым издавать журнал «Современник»,
1)
обратился к Тургеневу с просьбой снабдить его каким-либо
следствие того, о чем говорится в первой части.
материалом для отдела «Смесь», автор, несмотря на несомненный
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами
успех в литературной деятельности, имел уже «твердое
предложения.
намерение вовсе оставить литературу». Тургенев, тем не менее,
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на
отыскал у себя для журнала «пустячок», которому ни он сам, ни
причину того, о чём говорится в первой части.
редакторы не придали большого значения, и рассказ под названием
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на
«Хорь и Калиныч» был напечатан среди заметок на
условие того, о чем говорится во второй части.
агрономические темы, а подзаголовок «Из записок охотника» был
прибавлен уже Панаевым, чтобы сделать публику еще более
снисходительной к рассказу. Успех очерка превзошел все ожидания
и, по словам автора, вернул его к литературе и побудил к созданию
целой книги под названием «Записки охотника».

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная
информация, содержащаяся в тексте?
A25
1) Первый рассказ цикла «Записки охотника» был написан
Тургеневым по просьбе Панаева и опубликован в отделе
«Смесь» журнала «Современник».
Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для
приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить
2) Несмотря на то, что редакторы «Современника» не придали
беспроцентный кредит.
рассказу Тургенева «Хорь и Калиныч» особого значения и
поместили его среди агрономических заметок, успех очерка
1) 1,2,4
2) 2
3) 2, 4
4) 1, 4
превзошел их ожидания.
3) Успех рассказа «Хорь и Калиныч», ничем не примечательного с
точки зрения редакторов «Современника» и самого автора,
побудил Тургенева написать «Записки охотника» и отказаться
от идеи «оставить литературу».
4) Название новой книги И. С. Тургенева было предложено автору
издателем Панаевым, добавившим к первому рассказу цикла
подзаголовок «Из записок охотника».
A26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1.
которых в предложении должны стоять запятые?
Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня
(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда
Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще
хочется отправляться в далекие края – желательно видеть красоту каждый
день в собственном доме.
поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел
(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем
проходить.
французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим из
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая
пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из
3) 1, 3, 4
4) 3, 4
дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,
а вещью в стиле ретро.
© МИОО, 2011 г.
© МИОО, 2011 г.

П.М.Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала ваш бесподобный талант».

В живописи Айвазовский был поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».

За свои 83 года он написал до 6000 произведений, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира.

"Этюд облаков над морем"

Иван Константинович Гайвазовский родился в Феодосии 29 июля 1817 года. Он был пятым ребенком в семье разорившегося купца 3-й гильдии Геворга Гайвазяна. Айвазовским Иван Константинович станет в 1840 году, когда вместе с братом Гавриилом решит поменять написание фамилии.

С раннего детства Иван с увлечением писал людей, пейзажи, парусные корабли. В становлении юного художника большую роль сыграл градоначальник А.И.Казначеев, который став губернатором Таврии, определил мальчика в Симферопольскую гимназию. По окончании ее в 1833 году Айвазовского отправили в Петербург в Академию художеств.

"Лунная ночь в Гурзуфе"

"Морской берег"

Окончательное призвание молодого художника определилось после занятий под руководством французского мариниста Ф.Таннера, который из зависти к своему ученику восстановил против него самого царя. Таким образом, с академической выставки была снята картина Айвазовского "Этюд облаков над морем", и лишь заступничество профессора А.И.Зауервейда помогло художнику.

В марте 1837 года его причислили к классу батальной живописи Зауервейда для занятий под его руководством морской военной живописью с предоставлением ему мастерской в Академии.

"Морской берег"

Айвазовский создает много картин, среди которых "На берегу Финского залива", "Лунная ночь в Гурзуфе", "Морской берег". Тематика, связанная с военно-морским флотом, входит в творчество художника вместе с такими полотнами, как “Феодосия” и “Десант в Субаши”.

"Штиль на море"

"Буря"

Летом 1840 года Айвазовский отправляется в Италию. «Едва приехав в Рим, он написал две картины – “Штиль на море” и “Буря”. Потом явилась третья картина “Морской берег”. Эти три картины возбудили всеобщее признание Рима и гостей его. Множество художников начали подражать Айвазовскому… после него в каждой лавчонке красовались виды моря а-ля Айвазовский», - рассказывал Ф.И.Иордан.

Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы Айвазовского. В дальнейшем художник работал “по памяти”. Айвазовский писал: «Человек, не одаренный памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». В Италии художник написал более сорока картин. Его большую картину “Хаос”, обращенную к библейской теме сотворения мира, приобрел папа Григорий XVI.

"Хаос"

В 1840-е годы большое внимание Айвазовский уделяет батальной живописи. Ему было присвоено звание «Живописец Главного морского штаба». Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Черном и Балтийском морях и др. «Каждая победа наших войск на суше или на море, - писал художник,- радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне…»

Русский флот с искренней благодарностью относился к своему летописцу. Осенью 1846 года во время выставки к десятилетию творческой деятельности Айвазовского в Феодосию под командованием В.А.Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра.

"Девятый вал"

В 1850 году Айвазовский создал одну из самых знаменитых своих картин – «Девятый вал». Н.Г.Машковцев пишет: “У самого Айвазовского, да и во всем мировом искусстве нет другой картины, которая с такой захватывающей силой передавала бы всесокрушающую мощь стихии, неотвратимый ужас надвигающейся гигантской волны, “девятого вала”. В этой картине огромный талант Айвазовского развернулся во всю ширь. Лучи яркого света, прорывающегося сквозь гонимые ветром разорванные тучи, перекатывающиеся грозные волны, пенящиеся и прозрачные, живые, изменчивые краски, поразительные по своей яркости, красоте и реалистичности, создают неотразимое впечатление мощи и величия».

"Буря у мыса Айя"

"Буря под Евпаторией"

Страшные бури разыгрываются во многих картинах Айвазовского: “Буря ночью”, “Буря”, “Буря у мыса Айя”. О картине “Бури под Евпаторией” Ф.М.Достоевский писал: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».

Много внимания Айвазовский уделял изображению приморских городов: “Вид на Одессу”, в которой город показан при лунном освещении, с большим скоплением кораблей, сосредоточенных в порту; живописна картина “Лунная ночь в окрестностях Ялты” со своим эффектным освещением,

"Вид на Одессу"

Айвазовский устраивал выставки своих работ в Петербурге, Москве и за рубежом, всего состоялось 55 индивидуальных выставок мастера. И повсюду сопровождал его неизменный успех. В мае 1881 года корреспондент английской газеты писал: «Среди многих новинок в мире искусства надо отметить выставку в галерее Пэль Мэль нескольких картин Айвазовского, русского художника, который приобрел европейское имя своими работами, и особенно силой и смелостью своих морских вещей. Он показал двадцать работ, которые показывают его силы как в маринах, так и в ландшафте… Принц Уэльский купил две картины этого художника».

"Черное море"

В поздние годы жизни Айвазовский переживал новый расцвет своего таланта. Вот как отзывался о картине «Черное море» И.Н.Крамской: «На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

В 1889 году художник создает обобщенный образ грозной стихии в картине «Волна». Айвазовский говорил, что это “лучшая моя буря”.

"Волна"

Художник работал до конца своих дней с неутомимостью и быстротой. Он скончался в Феодосии 19 апреля 1900 года во время работы над картиной “Взрыв турецкого корабля”.