Тезисный план собачье сердце. Булгаков, анализ произведения собачье сердце, план

План пересказа

1. Пес рассказывает о своей нелегкой жизни.
2. Профессор Преображенский берет его к себе.
3. Первые впечатления Шарика в доме профессора.
4. Визит членов домкома к Преображенскому.
5. Беседа доктора Борменталя и Филиппа Филипповича о новых «порядках».
6. Операция.

7. Доктор Борменталь описывает этапы преображения Шарика.
8. Шариков заявляет свои права.
9. Шариков наглеет.
10. Еще одна операция.
11. Преображенского и Борменталя обвиняют в убийстве Шарикова.
12. Пес остается жить у профессора.

Пересказ
I

В подворотне около общественной столовой лежал дворовый пес и жаловался на свою тяжелую жизнь. Повар из столовой облил его бок кипятком, и теперь он нестерпимо болел. Была зима, мела метель, псу было очень холодно. Он думал, что если бы ему удалось поесть, то он мог бы еще выздороветь. Но пес был готов смириться со своей судьбой. Он ругал про себя повара, дворника, называл их «человеческими очистками», говорил, что терпеть не может пролетариев. Мимо прошла девушка, машинистка, она пожалела пса. Но метель заставила ее поскорее скрыться в столовой. Псу тоже было жаль машинистку. Он знал, какой гадостью ей приходится питаться в этой столовой, но на хорошую еду у нее не хватало денег. Пес смеется над кличкой, которую дала ему машинистка, - Шарик. По его мнению, Шарик должен быть круглый, упитанный, глупый, а он лохматый, долговязый и бездомный.

Из магазина напротив вышел гражданин в хорошем дорогом пальто, с остроконечной бородкой и с пушистыми седыми усами. Пес сразу учуял, что у него есть колбаса. «Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне». Пес собрал последние силы и пополз к господину. Тот заметил пса, достал колбасу, отломал кусок и отдал собаке. Потом он позвал его за собой. «За вами идти? Да на край света. Пинайте меня вашими фетровыми ботинками, я слова не вымолвлю». И пес пополз за господином. Его бок болел, но пес думал только о том, как бы выразить свою любовь и преданность «чудесному видению в шубе». Господин привел пса к своему дому. Собака заметила швейцара и очень испугалась, но господин повел ее дальше. Швейцар поздоровался с господином, назвал его Филиппом Филипповичем, сказал, что «в третью квартиру жил-товарищи вселились. Теперь во все квартиры вселяться будут». Сейчас у них собрание, выбрали новое товарищество, а прежнее выгнали. Эта новость очень расстроила Филиппа Филипповича.

Шарик начал учиться, как только ему исполнилось четыре месяца. Свое обучение он начал по цветам. По всей Москве висели зелено-голубые вывески - мясная торговля. Но вскоре он понял, что зеленый цвет не всегда означает мясо, например, он однажды зашел в магазин электрических принадлежностей, откуда его прогнали, ударив изолированной проволокой. Потом он выучил букву «а» в слове «Главрыба», затем букву «б», потому что к этому слову было удобнее подбегать с хвоста, так как в начале стоял милиционер. Он знал и другие буквы, умел складывать слово «колбаса». Но он не смог прочесть таблички на двери квартиры, в которую его привел господин, потому что в слове была странная «пузатая двубокая дрянь, неизвестно, что обозначающая».

Дверь им открыла красивая молодая женщина. В квартире было много света, и пес начал осматриваться. Но тут хозяин заметил, что у пса обожжен бок, и велел женщине, которую звали Зина, отвести его в смотровую. Пес решил, что попал в клинику для собак, испугался и стал вырываться. Он разбил стеклянную дверь, укусил за ногу молодого человека, который помогал Филиппу Филипповичу удержать его. Тут ему в нос ударил какой-то тошнотворный запах, и пес уснул.

Когда он очнулся, то понял, что не умер, а ему только забинтовали его бок, который теперь совсем не болел. Он посмотрел на молодого человека, замазывающего укус зеленкой. Филипп Филиппович спросил у пса, зачем тот укусил доктора Борменталя и разбил стекло, но тот в ответ только жалобно заскулил. Зина спросила, как профессору удалось заманить такого нервного пса. «Лаской-с, единственным способом, который возможен в общении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно не стояло», - ответил Филипп Филиппович. Потом он попросил накормить пса колбасой.

Профессор поманил Шарика в свой кабинет, удививший того ярким светом и великолепным убранством. Особенно пса заинтересовало чучело совы, которое он сразу невзлюбил. К профессору стали приходить клиенты, которых он осматривал, а пес лежал на полу и смотрел. Иногда он засыпал, но звонок новых посетителей или громкий разговор будили его. Окончательно он проснулся только тогда, когда в кабинет вошли четверо скромно одетых молодых людей. Один из них сказал, что у них к профессору есть дело, но Филипп Филиппович не дал ему договорить, а спросил, почему в такую погоду они ходят без калош, ведь теперь они испортили его персидские ковры. Он обратился к ним: «Господа», на что молодой человек ответил, что они не господа. Тогда профессор поинтересовался у него, мужчина он или женщина. Оказалось, что женщина. Все четверо возглавляют новое домоуправление, главным у них является Швондер. Их совет решил, что Филипп Филиппович занимает слишком большую площадь, поэтому они постановили забрать у него две комнаты. Но профессор ответил, что его квартира освобождена от выселения и уплотнения: он не только живет в квартире, но и работает в ней, оперирует людей. Швондер пригрозил подать жалобу в высшие инстанции. Профессор позвонил какому-то человеку и сообщил ему, что его операция отменяется, он собирается уехать за границу, потому что в такой обстановке работать невозможно: люди из домоуправления собираются отнять у него комнаты. А так как Филипп Филиппович не может оперировать людей там, где режет кроликов, то он вообще оперировать никого не будет. Человек на другом конце трубки потребовал к телефону этого самого Швондера. После разговора с ним Швондер покраснел, остальные смотрели на него, раскрыв рты. Потом женщина предложила профессору купить у нее несколько журналов в пользу детей Германии, но Филипп Филиппович отказался, чем вызвал еще большее недоумение у членов домоуправления. Они ушли, а профессор пошел обедать.

На столе было так много еды, что у Шарика потекли слюнки. Он сидел около Филиппа Филипповича с видом часового и ждал, когда тот даст ему что-нибудь. Филипп Филиппович угостил пса осетриной, которая ему не очень понравилась, потом куском ростбифа. После этого пес уже не мог смотреть на еду. Он лег на полу и стал дремать. Откуда-то сверху послышалось пение, и профессор спросил у Зины, что это такое. Оказалось, что наверху опять устроили собрание. Филипп Филиппович заметил: «пропал Калабуховский дом». Сначала по вечерам домоуправление будет петь, потом в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел с паровым отоплением. И все оттого, что люди занимаются не своим деле у Он сказал, что живет в этом доме уже давно. Раньше внизу стояла калошная стойка. Но теперь ее нет, потому что однажды кто-то украл все калоши, пальто и самовар швейцара. Почему убрали из подъезда ковер и цветы, ведь они никому не мешали? За двадцать лет электричество выключал и всего раза два, а теперь выключают каждый месяц. «Если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах». Доктор Борменталь заметил, что профессор произносит контрреволюционные вещи, и если его кто-нибудь услышит, то ему будет хуже. Но Филипп Филиппович не обратил внимания на его слова. Он сказал, что собирается ехать вечером на «Аиду». Затем он напомнил доктору Борменталю, что, если появится подходящий труп, надо сразу сообщить ему.

Шарик стал жить у профессора. Он решил, что вытащил самый главный собачий билет. Он называл Филиппа Филипповича волшебником, а себя - «принц-инкогнито». Пес ждал хозяина домой и с веселым лаем встречал его в прихожей. Однажды он разорвал чучело совы и разбил портрет Мечникова. Его потащили тыкать мордой в сову, а он думал: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Псу даже ошейник купили. Сначала он хотел снять его, но, когда Зина повела его гулять, он заметил, с какой завистью смотрят на него уличные собаки, и смирился с ошейником. После того как у него появился ошейник, пес осмелился проникнуть на кухню, где хозяйничала повариха Дарья Петровна. Сначала она прогнала Шарика, но вскоре он стал тихонько лежать на полу и смотреть, как она готовит. Иногда Дарья Петровна подкармливала его. За неделю, проведенную у профессора, пес съел столько, сколько съел за последние полтора года уличной жизни.

Как-то утром пса начали преследовать странные предчувствия, он даже завтрак съел без аппетита. После того как Зина выгуляла его, беспокойство немного прошло. Но тут раздался тревожный звонок. Филипп Филиппович разволновался и велел звонившему Борменталю везти что-то немедленно сюда. В квартире поднялась кутерьма, которую Шарик очень не любил. Приехал Борменталь и привез дурно пахнущий чемодан, который тут же отнес в смотровую. Филипп Филиппович бросился к нему, даже не допив кофе. Зине велели запереть пса в ванной. Шарик подумал, что в отместку раздерет новые калоши профессора и чучело совы. Но тут его вывели из ванной и повели в операционную. Там он заметил Борменталя, чьи глаза упорно избегали пса. У Зины, одетой в белый халат, были точно такие же глаза. Борменталь подошел к нему и ткнул в нос ватой. У пса закружилась голова. Сквозь сон он слышал, как Филипп Филиппович приказывает положить его на стол. Потом он перестал что-либо чувствовать.

Шарик лежал на операционном столе. У него было обрито брюхо, теперь Борменталь брил его череп. Зина попросила разрешения уйти и скрылась за дверью. Филипп Филиппович взял нож и разрезал живот Шарика. Он вырвал ножницами его семенные железы, а Борменталь в это время подал ему другие железы, которые профессор тут же пришил псу. После этого Борменталь стал быстро зашивать рану. Затем они занялись головой. Сначала профессор разрезал кожу на черепе, потом с помощью коловорота высверлил в черепе собаки маленькие дырочки и пилой разрезал его. Обнажился мозг Шарика. «Пот с Борменталя полз потоками, Филипп же Филиппович стал положительно страшен». У Шарика стал падать пульс. Борменталь вколол ему в сердце какое-то лекарство. И вот Филипп Филиппович дошел до самого важного момента операции. Борменталь подал ему придаток, который профессор выхватил из банки. Наконец операция была завершена. Борменталь пришивал кожу черепа на место. Филипп Филиппович позвонил Зине и велел ей приготовить свежее белье и ванну. Он был уверен, что пес не выживет. «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был, хотя и хитрый».

Из дневника доктора Борменталя

Доктор Борменталь описывает историю болезни пса Шарика. Он пишет, что над ним была произведена первая в мире операция: у Шарика удалили семенные придатки и гипофиз, а вместо них пересадили семенные придатки и гипофиз скончавшегося мужчины. С помощью этой операции профессор

хочет выяснить влияние гипофиза на омоложение организма. Собаке становится то лучше, то хуже, но вскоре она начинает идти на поправку. И тогда в состоянии здоровья на блюдаются странные изменения: выпадение волос на лбу и по бокам туловища, лай отдаленно напоминает стон, кости удлиняются. Пес отчетливо лает: «Абыр». Профессор расшифровал это слово, оно означает «рыба». Пес начал улыбаться и ходить на задних лапах. Потом Шарик обругал профессора Преображенского по матери. У него отвалился хвост, и он начал произносить другие слова: «пивная, еще парочку, извозчик, мест нету, вечерняя газета». Вскоре по Москве поплыли слухи. В утренней газете появилась удивительная заметка: «Слухи о марсианах в Обуховском переулке ни на чем не основаны. Они распущенны торговцами с Сухаревки и будут строго наказаны». В «Вечерней газете» появилась заметка о новорожденном ребенке, который играет на скрипке, а под ней фотография доктора Борменталя.

«Филипп Филиппович как истинный ученый признал свою ошибку - перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание. От этого его изумительное, потрясающее открытие не становится ничуть меньше». Профессор велел купить существу одежду. Лексикон Шарика обогащается постоянно. Вскоре он стал осознанно говорить. Так, когда профессор Преображенский приказал ему не кидать объедки на пол, Шарик ответил ему: «Отстань, гнида». Борменталь понял, что, будучи псом, Шарик слышал на улице разные слова и теперь воспроизводит их.

В Москве творилось что-то непостижимое. Нескольких су-харевских торговцев арестовали за распространение слухов. Начали говорить, что скоро земля налетит на небесную ось и будет конец света. Борменталь переселился в квартиру Преображенского. Когда он рассказал профессору о своих гипотезах, о возможности превратить это существо в «высокопсихологическую личность», Филипп Филиппович с ухмылкой ответил: «Вы думаете?» Он занялся изучением истории болезни человека, от которого пересадили гипофиз. Им оказался Клим Григорьевич Чугункин, трижды судимый. Он занимался кражами, играл в трактирах на балалайке, был алкоголиком. В конце концов собака совершенно превратилась в человека, который самостоятельно одевается, ест человеческую пищу, ведет разговор и курит.

Вечером Филипп Филиппович читал заметку, написанную Швондером. В ней говорилось, что Шарик является незаконнорожденным сыном профессора Преображенского: «Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». В соседней комнате бывший Шарик играл на балалайке и пел «Светит месяц». Преображенский попросил привести Шарика к нему.

«У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности... Пиджак, порванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской», на шее человека висел ядовитого цвета галстук, а на ногах были лакированные туфли, из которых выглядывали белые гетры». Преображенскому не нравилось, как был одет бывший Шарик, особенно раздражали его лаковые туфли. Он попросил Шарика не бросать окурки на пол, не разговаривать с Зиной, не ругаться в квартире, не плеваться. Шарик ответил, что его слишком притесняют, он же не просил делать над ним операцию, потребовал документы: без документов в Москве жить нельзя, его и так Швондер постоянно спрашивает, на каком основании он проживает у профессора. Оказалось, что домком «защищает интересы трудового народа», а значит, и Шарика. Он сказал, что теперь его будут звать Полиграф Полиграфович, он нашел это имя в календаре. А фамилию он согласен взять наследственную - Шариков.

Швондер потребовал у профессора расписку, подтверждающую, что Шариков действительно был зарожден в его квартире лабораторным способом. «Глупее ничего себе и представить нельзя», - заявил Преображенский, но написал расписку. Швондер сказал, что надо Шарикова поставить на военный учет в милиции, но тот заявил, что не собирается воевать, так как он болен, ведь ему пришлось перенести такую серьезную операцию. Профессор и доктор Борменталь многозначительно переглянулись. Швондер и Шариков вышли из кабинета профессора. Преображенский признался, что за эту неделю измучился больше, чем за последние 14 лет. Но тут в квартире раздались крики и грохот. Профессор и доктор побежали смотреть, в чем дело. Оказалось, что Шариков увидел на кухне кота и побежал за ним. Он загнал животное в ванную, и сам оказался там запертым. Коту удалось сбежать, но во время погони Шарикон сломал в ванной кран, и теперь вся квартира была полна воды. Шариков не мог выйти из ванной, потому что сломал замок. Пришлось звать швейцара Федора. Он починил кран, открыл дверь в ванную, и вся квартира оказалась затоплена. Федор сообщил Преображенскому, что Шариков разбил стекло в соседней квартире, потому что кидал камнями в ее хозяина. Профессор попросил обязательно докладывать о таких происшествиях.

Во время ужина Борменталь учил Шарикова, как надо вести себя за столом. Шариков слушал его мало, но постоянно наливал себе водки. Профессор спросил, что собирается Шариков делать вечером. Тот захотел идти в цирк. Преображенский напомнил ему, что он и так постоянно ходит в цирк, лучше бы хоть раз театр посетил. Но Шариков отказался. Профессор спросил, что он читает, и тот ответил: «переписку Энгельса с Каутским». Но из нее он ничего не понял, кроме того, что надо все взять и поделить. «А то у некоторых по семь комнат и сорок брюк, а другим приходится по помойкам лазить». «Вы стоите на самой низшей ступени развития», - воскликнул профессор. Он удивлялся, как такое неразвитое существо позволяет себе в присутствии двух образованных людей давать советы космического масштаба и космической глупости одновременно. Выяснив, что эту переписку дал Шарикову Швондер, Преображенский приказал Зине кинуть ее в печку. Потом он попросил Борменталя сводить Шарикова в цирк, только если там не будут показывать кошек. Когда они ушли, Преображенский прошел в свой кабинет, достал из шкафа банку с гипофизом собаки, долго рассматривал его, а потом проговорил: «Ей-богу, я, кажется, решусь».

Через шесть дней после происшествия с котом Шариков получил документы. Он заявил, что имеет право на 16 квадратных аршин в квартире Преображенского, поэтому ни за что не собирается съезжать отсюда. Профессор сказал, что, может, на квартиру у него и есть права, а вот кормить его никто не будет, если он не научится вести себя прилично. После этих слов Шариков целый день не причинял никому беспокойства. Но на следующий день Шариков стащил со стола деньги и напился в кабаке. Он притащил с собой в квартиру двух пьяных личностей, которых удалось прогнать только с милицией. Но после их ухода пропали шапка профессора и подаренная ему студентами трость с дарственной надписью.

Поздно ночью в кабинете профессора сидел доктор Борменталь. Борменталь благодарил профессора за то, что тот приютил его на своей кафедре, когда он был еще нищим студентом. Теперь Преображенский для него больше, чем учитель. Преображенский был очень растроган его словами, он просил прощения за то, что во время операций иногда повышает на доктора голос. Борменталь стал уговаривать профессора совершить обратную операцию, но Преображенский даже слушать не хотел, ведь может подняться скандал, и их могут засудить. А так как у них нет подходящей трудовой наследственности, то их обязательно посадят. Если профессора может спасти его мировая известность, то Борменталя все равно посадят, а Преображенский не может бросить его в беде, ведь он для него не только ученик, но, как выяснилось, и друг. Филипп Филиппович заговорил о том, что совершил самую большую в своей жизни ошибку. Он не мог понять, зачем он столько лет изучал придатки мозга. Неужели для того, «чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают»? Борменталь спросил, что было бы, если бы вместо мозга Клима они взяли мозг, например, Спинозы. Но Преображенский не видел смысла лабораторным путем выращивать гениев, если природа сама может об этом позаботиться: «Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!» Профессор вспомнил о том, что все свои опыты производил только для того, чтобы найти ключ к вечной молодости.

Борменталь ужаснулся тому, что может вырасти из Шарикова, если его как следует обработает Швондер. На это Преображенский ответил, что «Швондер и есть самый главный дурак», ведь он сейчас натравливает Шарикова на профессора, а что будет с самим Швондером, если Шарикова натравят на него? В это время в коридоре послышались какие-то шорохи, и вскоре на пороге кабинета показалась Дарья Петровна. Она была в одной ночной рубашке и тащила за собой упиравшегося Шарикова: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина - невинная девушка. Хорошо, что я проснулась». После этих слов Дарья Петровна покраснела и убежала. Борменталь подошел к Шарикову и хотел его ударить, но Преображенский помешал ему. Тогда доктор обещал наказать его завтра утром, когда тот протрезвеет.

Доктору Борменталю не удалось наказать Шарикова на следующий день, так как тот пропал из квартиры. Федор обыскал весь дом, а Борменталь даже в домкоме был, но нигде они не нашли Шарикова. Женщины обрадовались его исчезновению и надеялись, что он больше вообще не вернется. Через два дня Шариков приехал на грузовике. На нем была кожаная куртка и кожаные сапоги. Он сказал, что Швондер устроил его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вонь, исходившую от него, он объяснил так: «Вчера котов душили, душили». Борменталь подошел к нему, взял за глотку и заставил просить прошения у Зины и Дарьи Петровны за то, что посмел прийти к ним ночью. Потом он сказал, что если Шариков собирается жить в квартире профессора, то должен быть тише воды, ниже травы, не то будет иметь дело с ним. Два дня в квартире стояла тишина. Шариков уходил утром на работу, к обеду возвращался и обедал вместе с Преображенским и Борменталем. Через два дня Шариков привел смущенную молодую девушку. Он заявил, что собирается расписаться с ней, поэтому Борменталь должен убираться из приемной, в которой он до этого времени спал. Преображенский позвал девушку за собой в кабинет и там поговорил с ней. Она плакала: Шариков совсем запугал ее, рассказал ей, что был ранен в боях, а теперь он над ней главный. Она больше не может питаться в столовой солониной, она скоро отравится, а Шариков обещал ей каждый день ананасы, да еще колечко забрал у нее. Когда девушка вышла из кабинета, Шариков пригрозил уволить ее. Борменталь схватил его за лацканы и сказал, что лично каждый день будет проверять, не уволена ли она, и если окажется, что уволена, то он убьет Шарикова.

На следующий день Шариков уехал на службу, а к профессору пришел его старый пациент. Но он пришел не на прием, а принес профессору бумагу, написанную Шариковым. В ней говорилось, что Преображенский и Борменталь ведут контрреволюционные разговоры, угрожают убить председателя домкома Швондера и даже приказали прислуге Зине сжечь книгу Энгельса. Кроме того, Борменталь тайно, без прописки проживает в квартире Преображенского. Эта бумага попала к пациенту по долгу его службы, и он решил показать ее Филиппу Филипповичу, так как уважает его, а Шарикова считает подлецом. Он обещал уничтожить донос.

Вечером Шариков вернулся домой, и Преображенский позвал его в свой кабинет. Там он попросил его собрать вещи и убираться из его квартиры. Шариков стал угрожать ему и даже вытащил пистолет. Но Борменталь сумел справиться с ним. Скрутив, они положили Шарикова на операционный стол. После этого доктор повесил около входного звонка записку с просьбой не беспокоить профессора, потом закрыл черный вход, забрал ключ от двери и попросил Зину и Дарью Петровну никуда не выходить из квартиры некоторое время. Затем в квартире наступила тишина. Рассказывали, что в смотровой профессора весь вечер горел яркий свет. Зина говорила, что через некоторое время доктор Борменталь сжег в печке свою тетрадь, в которой вел записи по Шарикову.

Эпилог

Через десять дней после этого вечера в квартиру Преображенского пришли двое в милицейской форме: один в черном пальто, другой - Швондер. Человек в черном пальто сказал, что им необходимо произвести в квартире профессора обыск, и если понадобится, то арестовать Преображенского, Борменталя, Зину и Дарью Петровну. Оказалось, что их обвиняют в убийстве Шарикова. Преображенский ответил, что они не убивали никакого Шарикова, у него в квартире живет пес Шарик, но он совершенно живой, хоть и перенес тяжелую операцию. Милиционеры потребовали, чтобы пса немедленно предъявили. Борменталь привел Шарика, который то шел на задних лапах, то становился сразу на все четыре.

Человек в пальто посмотрел на существо и спросил, как же оно могло служить в очистке? Профессор ответил, что не он его туда назначал, а Швондер. Милиционер спросил, как же он раньше разговаривал? «Шарик и сейчас может говорить, но все меньше, - ответил профессор. - Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм». Шарик заговорил, отчего человек в черном пальто побледнел и упал в обморок.

Шарик окончательно превратился в пса. Иногда у него болела голова, но в тепле квартиры боли быстро прекращались. Он был счастлив оттого, что живет теперь в такой квартире. «Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова - это невероятное явление в художественной культуре XX века.

Трагическая судьба мастера, у которого не было возможности быть напечатанным и по достоинству оцененным, известна многим. В течение тринадцати лет Булгакову не удавалось пробиться к издателям и увидеть в прессе хоть одно свое произведение.

Идейная основа повести

Имя этого широко известного на сегодняшний появилось в литературе впервые во времена советской власти. Ему пришлось на себе ощутить все сложности и особенности советской действительности тридцатых годов. Ранее детство и юность писателя прошли в Киеве, а более зрелые годы - уже в Москве. Именно во время его пребывания в Москве была написана повесть «Собачье сердце». В ней с изящнейшим мастерством и талантом раскрыта тема абсурдной дисгармонии, которая имела место исключительно из-за вмешательства человека в вечные законы природы.

«Собачье сердце» являет собой филигранный образчик сатирической фантастики. Если сатирические произведения просто то цель сатирической фантастики - это предупреждение о потенциальных последствиях человеческой деятельности. Об этом и говорит в своей повести Михаил Булгаков. «Собачье сердце» - это произведение, в котором именитый мастер отобразил свои идеи, касающиеся необходимости невмешательства в нормальный ход эволюции. Он считает, что здесь не могут иметь место насильственные, агрессивные нововведения, что все должно идти

своим чередом. Эта тема была и остается вечной как во времена Булгакова, так и в XXI веке.

Анализ повести «Собачье сердце» Булгакова лишь помогает понять, что революция, имевшая место в России, была не результатом рационального и постепенного духовного развития всего социума и каждого человека в отдельности, а всего лишь бессмысленным преждевременным экспериментом. Но, по мнению автора, чтобы избежать всех ужасных последствий, ожидающих общество, достаточно создать в стране то положение, которое существовало до революции.

Профессор Преображенский

Герои «Собачьего сердца» Булгакова - это самые типичные московские обитатели времен тридцатых годов прошлого века. Один из основных действующих персонажей - профессор Преображенский. Это человек демократичный как по своему происхождению, так и по убеждениям. Он великий деятель науки, и его стремление состоит в помощи людям без нанесения им вреда. Являясь известным и образованным представителем медицины, процессор Преображенский занимается операциями, нацеленными на омоложение стареющих дам. Он решается на операцию, во время которой собаке будет пересажена часть человеческого мозга. «Пациентом» профессора стал обычный пес по кличке Шарик.

Полиграф Полиграфович Шариков

Результаты эксперимента были удивительны. На свет появился «новый человек» - Шариков, который по задумке писателя являет собой образ советского человека. В романе «Собачье сердце», анализ которого достаточно затруднителен по многим причинам, Михаил Булгаков показал среднестатистического представителя советских времен: алкоголика с тремя судимостями. Именно из таких людей, по мнению автора, планируется построить новое общество.

«Новому человеку» даже было нужно полное имя - Полиграф Полиграфович Шариков. Как и любой другой обыватель, он страстно желает выбиться в люди, но совершенно не понимает, каким образом можно этого достичь. Характер героя оставляет желать лучшего, он агрессивный и наглый, у профессора Преображенского постоянно возникают с ним конфликты.

Наглость, лицемерие и лживость - вот какие качества в советском человеке хотел изобличить Булгаков. «Собачье сердце» (анализ произведения это подтверждает) показывает, насколько несносным и бесперспективным становится состояние общества. Шариков не стремится ничему научиться, он остается невежественным разгильдяем. Профессор Преображенский ужасно недоволен своим подопечным, на что тот отвечает, что в такое время каждый имеет свои права.

Швондер

В своем нежелании стать полезным членом общества Полиграф Полиграфович не одинок, он находит своего «единомышленника» - Швондера, который работает председателем домкома. Швондер становится идеальным наставником Шарикова и начинает учить его советской жизни. Он предоставляет новоявленному «человеку» литературу для изучения, из которой тот делает только один вывод - все надо делить. Вот в этот момент Шариков и стал «настоящим» человеком, понял, что основными стремлениями сильных мира сего является грабеж и воровство. Это автор показал в своей повести «Собачье сердце». Анализ поведения основных героев доказывает, что главный принцип социальной идеологии, то есть так называемое равенство, может привести исключительно к отрицательным последствиям.

Работа Шарикова

Знаменательным в понимании образов повести является работа, на которую поступает Полиграф Полиграфович. Он на некоторое время исчезает из квартиры профессора Преображенского, которому он уже изрядно надоел, а затем появляется снова, но очень дурно

пахнущий. Шариков объясняет своему творцу, что он нашел работу и теперь занимается отловом в городе.

Этот эпизод показывает, насколько близок главный герой к полному перевоплощению, ведь он уже начал «охотиться» на животных, забыв, что у него внутри собачье сердце. Анализ героя точно демонстрирует все качества, которые пропагандируются в человеческом обществе. Последним предательством в жизни Шарикова стал донос на самого профессора, после которого Преображенский решил повернуть все вспять и превратил Полиграфа Полиграфовича обратно в Шарика.

Вывод

К сожалению, подобные перемены обычно происходят намного сложнее и длительнее, чем в повести «Собачье сердце». Анализ ее доказывает, что автор показал возможность изменений, но стоит осуществлять их или нет, становиться ли праведным и честным человеком, каждый решает самостоятельно.

В данном произведении объединены три жанрово-художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.

Фантастическое - это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.

Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображенский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи - члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинистка Васнецова и просто любопытные с улицы.

Завязка повести - профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов несколько:

операция по пересадке Шарику человеческих желез; появление в квартире профессора представителей домкома; профессору приносят донос Шарикова, и профессор с доктором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в "милейшего пса".

Развязка - это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог - в квартире Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах - профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.

Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практические опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хирургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам. Преображенский пытается разобраться, почему из "милейшего пса" появился вот такой Полиграф Полиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказывается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан (ему повезло с происхождением). Интересная деталь - последнее наказание, на которое он был осужден, - это каторга на 15 лет условно. Этот Клим Чугункин - человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу восхищается лишь тем, что "скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу", профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответственность за содеянное ложится на его плечи. "Вы знаете, какую работу я проделал - уму непостижимо. И вот теперь спрашивается - зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают". К сожалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден участвовать и в наделении пса социальными функциями. Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.

В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квартире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуществляться его воспитание. Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображенского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались настолько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.

Социально-бытовой в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероятность, отличается удивительным правдоподобием. Это происходит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия - Обуховский переулок, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.

Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту - явление не такое уж и редкое.

План

В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпаренным боком. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, назвал Шариком и забрал к себе домой. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитателями. Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь. Профессор Преображенский ведет прием пациентов. Первый визит домкома в квартиру профессора. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают. Операция по пересадке Шарику донорского материала. Дневник доктора Борменталя. В квартире профессора новый жилец - вместо собаки здесь появился гражданин Шариков. Его выходки абсолютно невозможны. У него появляется духовный наставник - председатель домкома Швондер. Шариков поступил на должность. После этого он окончательно распоясался. Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Эпилог. В квартире профессора восстановилось утраченное спокойствие.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», план уже в твоих закладках.
Вперед:
Назад:
Дополнительные сочинения по данной теме

    Повесть М. Булгакова Собачье сердце состоит из девяти частей, содержание которых – ни что иное, как приключения безумного пса, окрещенного Шариком. Именно он и является центральным героем, впоследствии именуемым Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Первая часть – это своеобразный монолог пса, холодной зимней ночью скулящего в подворотне. Скулит он оттого, что испытывает дикую боль, какой – то повар обварил ему бок кипятком. Кроме того, пес голоден. Вдруг он видит мужчину, который, зайдя в
    Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта – дрянь. Наглая. Мы ее разъясним». Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра
    Фантастика является неотъемлемой частью прозы Михаила Булгакова. Достаточно вспомнить его повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», роман «Мастер и Маргарита». В них-смех соединяется с глубокими философскими размышлениями, ирония и сатира сочетаются с гротеском. Достоверность в изображении нередко самым причудливым образом связана у Булгакова с выдумкой, фантастикой. Писатель не только изображает реальную жизнь 20-х годов, но и выходит далеко за пределы реальности; он часто доводит изображение до полного абсурда. Например, серьезный научный эксперимент,
    Повесть М. А. Булгакова "Собачье сердце". Центральной темой повести М. А. Булгакова "Собачье сердце", написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в традициях русской сатирической школы. Повесть сочетает
    Роковые эксперименты (По повести М. А. Булгакова "Собачье сердце") В последнее время очень остро встает вопрос об ответ­ственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответ­ственные эксперименты над природой привели к экологичес­кой катастрофе. Результаты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном био­социальном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова "Собачье сердце". Чисто научное любопытство профессора Преображенского, пересадившего собаке гипофиз человека, приводит
    ...Весь ужас в том, что у него Уж не собачье, а именно человеческое Сердце. И самое паршивое из всех, Которые существуют в природе. М. Булгаков. Собачье сердце К. Паустовский рассказывал, что семья Булгаковых была "насквозь интеллигентной": "Такие семьи с большими трудовыми и культурными традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли". Я думаю, что именно отсюда берет начало скептическое отношение Булгакова к революции, ведь последовавшие за ней голод и разруха, попытка наделить правом
    В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых – может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем? В начале повести мы видим Шарика – бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла. Исповедь Шарика

О чем книга «Собачье сердце»? Ироничная история Булгакова повествует о неудавшемся эксперименте профессора Преображенского. В чём он заключается? В поиске ответа на вопрос, как «омолодить» человечество. Удаётся ли герою найти искомый ответ? Нет. Но он приходит к результату, имеющему для общества более высокий уровень значимости, чем задуманный эксперимент.

Киевлянин Булгаков решил стать певцом Москвы, её домов и улиц. Так рождались московские хроники. Повесть писалась в Пречистинских переулках по заказу журнала «Недра», хорошо знакомого с творчеством писателя. Хронология написания произведения укладывается в три месяца 1925 года.

Будучи врачом, Михаил Александрович продолжил династию своей семьи, подробно описав в книге операцию по «омоложению» человека. Более того, известный в Москве доктор Н.М. Покровский, дядя автора повести, стал прототипом профессора Преображенского.

Первое чтение машинописного материала состоялось на собрании «Никитских субботников», что сразу стало известно руководству страны. В мае 1926 года у Булгаковых был произведён обыск, итог которого не заставил себя ждать: рукопись изъяли. Замысел напечатать свой труд у писателя не осуществился. Советский читатель увидел книгу только в 1987 году.

Основные проблемы

Книга не зря обеспокоила бдительных стражей мысли. Булгакову удалось изящно и утонченно, но все же вполне четко отразить злободневные вопросы – вызовы нового времени. Проблемы в повести «Собачье сердце», которые затрагивает автор, не оставляют читателей равнодушными. Писатель рассуждает об этичности науки, нравственной ответственности учёного за свои эксперименты, возможности губительных последствий научного авантюризма и невежества. Технический прорыв мог обернуться моральным упадком.

Проблема научного прогресса остро ощущается в момент его бессилия перед преобразованием сознания нового человека. С его телом профессор справился, но дух контролировать не смог, поэтому Преображенскому пришлось расстаться с амбициями и исправить свою ошибку – перестать тягаться с мирозданием и вернуть собачье сердце владельцу. Искусственные люди не смогли оправдать свое гордое звание и стать полноценными членами общества. Кроме того, бесконечное омолаживание могло поставить под удар саму идею прогресса, ведь если новые поколения естественным образом не сменят старые, то развитие мира остановится.

Неужели попытки изменить менталитет страны к лучшему совсем уж бесплодны? Советская власть попыталась искоренить предрассудки прошлых столетий – именно этот процесс стоит за метафорой создания Шарикова. Вот он, пролетарий, новый советский гражданин, его сотворение возможно. Однако перед его созидателями возникает проблема воспитания: они не могут унять свое творение и научить его быть культурным, образованным и нравственным при полном комплекте революционной сознательности, классовой ненависти и слепой веры в правильность и непогрешимость партии. Почему? Это невозможно: либо дудочка, либо кувшинчик.

Человеческая беззащитность в вихре событий, связанных с построением социалистического общества, ненависть к насилию и лицемерию, отсутствие и подавление оставшегося человеческого достоинства во всех его проявлениях – все это пощечины, которыми автор заклеймил свою эпоху, а все потому, что она не ставит в грош индивидуальность. Коллективизация затронула не только деревню, но и души. Оставаться личностью становилось все сложнее и сложнее, ведь общественность предъявляла на нее все новые и новые права. Всеобщее приравнивание и уравнивание не сделали людей счастливее, но превратили их в ряды ничего не значащих биороботов, где тон задают самые серые и бездарные из них. Хамство и глупость стали нормой в обществе, подменили революционную сознательность, и в образе Шарикова мы видим приговор новому типу советского человека. Из владычества Швондеров и им подобных вытекают и проблемы попрания интеллигентности и интеллигенции, власти тёмных инстинктов в жизни индивида, тотального грубого вмешательства в естественный ход вещей…

На некоторые вопросы, поставленные в произведении, нет ответа и на сегодняшний день.

В чём смысл книги?

Люди давно ищут ответы на вопросы: Что есть человек? Каково его общественное предназначение? Какую роль играет каждый в создании той среды, которая была бы «комфортна» живущим на планете Земля? Какие существуют «пути» к этому «комфортному сообществу»? Возможен ли консенсус между людьми разного социального происхождения, придерживающихся противоположных взглядов на те или иные вопросы бытия, занимающих альтернативные «ступеньки» в интеллектуальном и культурном развитии? И, конечно, важно понять простую истину, заключающуюся в том, что общество развивается благодаря неожиданным открытиям в той или иной отрасли науки. Но всегда ли эти «открытия» можно назвать прогрессивными? Булгаков на все эти вопросы отвечает со свойственной ему иронией.

Человек – это личность, а развитие личности подразумевает самостоятельность, в которой отказана советскому гражданину. Общественное предназначение людей в том, чтобы мастерски делать свое дело и не мешать другим. Однако «сознательные» герои Булгакова только скандируют лозунги, но не трудятся во благо их воплощения в реальность. Каждый из нас во имя комфорта должен терпимо относиться к инакомыслию и не мешать людям его исповедовать. И опять в СССР все в точности, да наоборот: талант Преображенский вынужден с боем отстаивать свое право помогать пациентам, а его точка зрения нагло осуждается и преследуется какими-то ничтожествами. Они могут жить в мире, если каждый займется своим делом, но равенства в природе нет и быть не может, ведь с самого рождения все мы отличаемся друг от друга. Невозможно его поддерживать искусственно, так как не может Швондер начать гениально оперировать, а профессор — играть на балалайке. Навязанное, не настоящее равенство только навредит людям, помешает им адекватно оценивать свое место в мире и с достоинством его занимать.

Открытия человечеству нужны, это понятно. Но не стоит заново изобретать колесо – пытаться воспроизвести человека искусственно, например. Если естественный способ все еще возможен, зачем же ему аналог, да еще и такой трудоемкий? Перед людьми стоит немало других, более существенных угроз, на которые стоит обратить всю мощь научного интеллекта.

Главные темы

Повесть многопланова. Автор затрагивает важные темы, характерные не только эпохе начала двадцатого века, но и являющиеся «вечными»: добра и зла, науки и морали, нравственности, судьбы человека, отношения к животным, построения нового государства, родины, искренних человеческих отношений. Особенно хочется выделить тему ответственности создателя за свое творение. Борьба амбиций и принципиальности в профессоре закончилась победой гуманизма над гордыней. Он смирился со своей погрешностью, признал поражение и воспользовался опытом, чтобы исправить ошибки. Именно так должен поступать каждый творец.

Также актуальна в произведении тема свободы личности и тех границ, которые общество, как и государство, пересекать не вправе. Булгаков настаивает на том, что полноценный человек — тот, что обладает свободой воли и убеждений. Только он может развить идею социализма без карикатурных форм и ответвлений, уродующих замысел. Толпа слепа и всегда ведома примитивными стимулами. А вот личность способна к самоконтролю и саморазвитию, ей надо дать волю трудиться и жить во благо социума, а не настраивать ее против него тщетными попытками насильственного слияния.

Сатира и юмор

Книга открывается монологом бродячего пса, обращённым к «гражданам» и дающим точные характеристики москвичам и самому городу. Население «глазами» собаки неоднородно (что соответствует действительности!): граждане – товарищи – господа. «Граждане» отовариваются в кооперативе Центрохоза, а «господа» — в Охотном ряду. Для чего богатым людям гнилая лошадь? Эту «отраву» получишь только в Моссельпроме.

«Узнать» человека можно по глазам: у кого «сушь в душе», кто агрессивен, а кто «холуй». Последний – самый противный. Боишься – тебя-то и следует «тяпнуть». Гнуснейшая «мразь» – дворники: гребут «человеческие очистки».

А вот повар – важный объект. Питание – серьёзный показатель состояния общества. Так, барский повар графов Толстых – настоящая личность, а повара из Совета Нормального питания вытворяют такое, что даже собаке непотребно. Если же стал председателем, то активно краду. Ветчина, мандарины, вина – это «братья Елисеевы бывшие». Швейцар хуже котов. Он пропускает бродячую собаку, заискивая перед профессором.

Система образования «предполагает» москвичей «образованных» и «необразованных». А зачем учиться читать? «Мясо итак пахнет за версту». Но если есть хоть какие-то мозги, вы без курсов выучитесь грамоте, как, например, бродячий пёс. Начало шариковского образования – магазин электрики, где бродяга «отведал» изолированной проволоки.

Приёмы иронии, юмора и сатиры часто используются в сочетании с тропами: сравнениями, метафорами и олицетворениями. Особым сатирическим приёмом можно считать способ первоначального представления персонажей по предварительной описательной характеристике: «загадочный господин», «богатый чудак» — профессор Преображенский»; «красавец-тяпнутый», «укушенный» — доктор Борменталь; «некто», «фрукт» — посетитель. Неумение Шарикова общаться с жильцами, формулировать свои требования, рождает юмористические ситуации и вопросы.

Если говорить о состоянии прессы, то устами Фёдора Фёдоровича писатель рассуждает о том случае, когда в результате прочтения советских газет перед обедом, больные теряли вес. Интересна оценка профессором существующего строя через «вешалку» и «калошную стойку»: до 1917 года двери парадных не закрывались, так как грязную обувь и верхнюю одежду оставляли внизу. После марта все калоши исчезли.

Основная идея

В своей книге М.А. Булгаков предупреждал, что насилие — это преступление. Всё живое на земле имеет право на существование. Это неписаный закон природы, которому необходимо следовать, чтобы не допустить точки невозврата. Необходимо на всю жизнь сохранить чистоту души и помыслов, чтобы не потворствовать внутренней агрессии, не выплескивать ее наружу. Потому насильственное вмешательство профессора в естественный ход вещей осуждается писателем, поэтому ведет к таким чудовищным последствиям.

Гражданская война ожесточила общество, сделала его маргинальным, хамским и пошлым в основе своей. Вот они, плоды насильственного вмешательства в жизнь страны. Вся Россия 20-х годов – грубый и невежественный Шариков, который вовсе не стремится к труду. Его задачи менее возвышены и более эгоистичны. Булгаков предостерегал современников от такого развития событий, высмеяв пороки нового типа людей и показав их несостоятельность.

Главные герои и их характеристика

  1. Центральная фигура книги – профессор Преображенский. Носит очки в золотой оправе. Живёт в богатой квартире, состоящей из семи комнат. Он одинок. Всё своё время посвящает работе. Филипп Филиппович ведёт приём дома, иногда здесь же оперирует. Больные называют его «магом», «чародеем». «Творит», сопровождая часто свои действия пением отрывков из опер. Любит театр. Убеждён, что каждый человек должен стремиться стать специалистом в своём деле. Профессор – прекрасный оратор. Его суждения выстраиваются в чёткую логическую цепочку. О себе говорит, что он человек наблюдения, фактов. Ведя дискуссию, увлекается, входит в азарт, иногда переходит на крик, если проблема задевает его за живое. Отношение к новому строю проявляется в его высказываниях о терроре, парализующем нервную систему человека, о газетах, о разрухе в стране. Заботливо относится к животным: «проголодался, бедняга». В отношении к живым существам проповедует только ласку и невозможность никакого насилия. Внушение гуманных истин – единственный путь воздействия на все живое. Интересная деталь в интерьере квартиры профессора – сидящая на стене громадная сова, символ мудрости, так необходимый не только учёному с мировым именем, но и каждому человеку. По окончании «эксперимента» находит в себе мужество признать, что эксперимент омоложения не удался.
  2. Молодой, красивый Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора, который полюбил его, приютил как подающего надежды юношу. Филипп Филиппович надеялся, что из доктора выйдет в будущем талантливый учёный. Во время операции в руках Ивана Арнольдовича буквально всё мелькает. Врач не просто скрупулёзно относится к своим обязанностям. Дневник доктора как строгий медицинский отчёт-наблюдение за состоянием больного, отражает всю гамму его чувств и переживаний за результат проведённого «эксперимента».
  3. Швондер – председатель домкома. Все его действия напоминают конвульсии марионетки, которой кто-то невидимый управляет. Речь путаная, повторяются одни и те же слова, что подчас вызывает у читателей снисходительную улыбку. У Швондера нет даже имени. Он видит свою задачу в том, чтобы исполнять волю новой власти, не задумываясь, хорошо это или плохо. Ради достижения своей цели способен на любой шаг. Мстительный, он искажает факты, клевещет на многих людей.
  4. Шариков – существо, нечто, результат «эксперимента». Скошенный и низкий лоб свидетельствует об уровне его развития. Использует в своем лексиконе все бранные слова. Попытка обучить его хорошим манерам, привить вкус к прекрасному не увенчалась успехом: пьянствует, ворует, издевается над женщинами, цинично оскорбляет людей, душит котов, «совершает звериные поступки». Как говорится, на нём природа отдыхает, потому что нельзя идти с нею вразрез.

Основные мотивы творчества Булгакова

Многогранность творчества Булгакова поражает. Ты словно путешествуешь по произведениям, встречая знакомые мотивы. Любовь, алчность, тоталитаризм, нравственность – это лишь частички одного целого, «кочующие» из книги в книгу и создающие единую нить.

  • В «Записках на манжетах» и в «Собачьем сердце» звучит вера в человеческую доброту. Данный мотив является центральным и в «Мастере и Маргарите».
  • В повести «Дьяволиада» отчетливо прослеживается судьба маленького человека, рядового винтика бюрократической машины. Этот мотив характерен для других произведений автора. Система подавляет в людях их лучшие качества, и страшно то, что со временем для народа это становится нормой. В романе «Мастер и Маргарита» в «психушке» держали писателей, творения которых не соответствовали правящей идеологии. Профессор Преображенский рассказывал о своих наблюдениях, когда он давал больным перед обедом читать газету «Правда», то они теряли в весе. Того, что способствовало бы расширению кругозора и позволяло посмотреть на события с противоположных ракурсов, в периодической прессе найти было невозможно.
  • Эгоизм – вот чем руководствуется большинство отрицательных персонажей булгаковских книг. Например, Шариков из «Собачьего сердца». А скольких неприятностей возможно было избежать, при условии, что «красным лучом» воспользовались бы по назначению, а не в корыстных целях (повесть «Роковые яйца»)? Основами этих произведений являются эксперименты, идущие вразрез с природой. Примечательно, что Булгаков отожествлял эксперимент с построением социализма в Советском Союзе, что опасно для социума в целом.
  • Основной мотив творчества писателя — мотив родного Дома. Уют в квартире Филиппа Филипповича («лампа под шелковым абажуром») напоминает атмосферу дома Турбиных. Дом – семья, родина, Россия, о которой у писателя болело сердце. Всем своим творчеством он желал родине благополучия и процветания.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание Собачье сердце

Глава 1

Действие происходит в Москве зимой 1924/25 года. В заснеженной подворотне страдает от боли и голода бездомный пес Шарик , которого обидел повар столовой. Он обварил бедняге бок, и теперь пес боялся у кого-либо просить еды, хотя и знал, что люди попадаются разные. Он лежал у холодной стены и покорно ждал своего часа. Внезапно из-за угла потянуло краковской колбасой. Из последних сил он поднялся и выполз на тротуар. От этого запаха он словно воспрял духом и осмелел. Шарик подошел к загадочному господину, который угостил его куском колбасы. Пес готов был благодарить своего спасителя бесконечно. Он последовал за ним и всячески демонстрировал свою преданность. За это господин дал ему второй кусок колбасы. Вскоре они дошли до какого-то приличного дома и вошли туда. К удивлению Шарика, швейцар по имени Федор пропустил и его. Обратившись к благодетелю Шарика, Филиппу Филипповичу , он сказал, что в одну из квартир въехали новые жильцы, представители домкома, которые будут составлять новый план по заселению.

Глава 2

Шарик был необычайно умным собакой. Он умел читать и думал, что это под силу каждому псу. Читал он в основном по цветам. Так, например, он точно знал, что под зелено-голубой вывеской с надписью МСПО торговали мясом. Но после того как, ориентируясь по цветам, он попал в магазин электрических приборов, Шарик решил выучить буквы. Быстро запомнились «а» и «б» в слове «рыба», а точнее «Главрыба» на Моховой. Так он научился ориентироваться на улицах города.

Благодетель привел его в свою квартиру, где дверь им открыла молодая и очень симпатичная девушка в белом переднике. Шарика поразило убранство квартиры, в особенности электрическая лампа под потолком и длинное зеркало в передней. Осмотрев рану на боку, загадочный господин решил отвести его в смотровую. Псу сразу не понравилась эта ослепительная комната. Он попытался бежать и даже тяпнул какого-то мужчину в халате, но все тщетно. К его носу поднесли что-то тошнотворное, отчего он сразу завалился на бок.

Когда он проснулся, рана совсем не болела и была перебинтована. Он прислушался к разговору профессора и тяпнутого им человека. Филипп Филлипович говорил что-то про животных и о том, что террором ничего не добиться, на какой стадии развития они не находились бы. Затем он отправил Зину за очередной порцией колбасы для Шарика. Когда пес оправился, нетвердыми шагами он последовал в комнату своего благодетеля, к которому вскоре начали один за другим приходить различные пациенты. Пес понял, что это не простая комната, а место, куда люди приходили с различными болезнями.

Так продолжалось до позднего вечера. Последними пришли 4 гостя, отличные от предыдущих. Это были молодые представители домуправления: Швондер , Пеструхин, Шаровкин и Вяземская. Они хотели отобрать у Филиппа Филипповича две комнаты. Тогда профессор позвонил какому-то влиятельному человеку и потребовал содействия. После этого разговора новый председатель домкома Швондер отступил от своих претензий и ушел вместе со своей группой. Это понравилось Шарику и он зауважал профессора за умение осаживать наглецов.

Глава 3

Сразу после ухода гостей Шарика ждал роскошный ужин. Наевшись досыта большим куском осетрины и ростбифа, он больше не мог смотреть на еду, чего раньше с ним не случалось. Филипп Филиппович рассуждал о былых временах и новых порядках. Пес, тем временем, блаженно дремал, но его все не покидала мысль, что это все сон. Он боялся однажды проснуться и снова оказаться на холоде и без еды. Но ничего страшного так и не случилось. С каждым днем он хорошел и поправлялся, в зеркале видел довольного жизнью, откормленного пса. Он ел, сколько хотел, делал, что хотел, а его ни за что не ругали, купили даже красивый ошейник соседским псам на зависть.

Но в один ужасный день, Шарик сразу почувствовал неладное. После звонка доктора все засуетились, приехал Борменталь с портфелем, набитым чем-то, Филипп Филиппович волновался, Шарику запретили есть и пить, заперли в ванной. Одним словом, страшная суматоха. Вскоре Зина поволокла его в смотровую, где по фальшивым глазам тяпнутого им ранее Борменталя он понял, что сейчас произойдет нечто страшное. К носу Шарика снова поднесли тряпку противным запахом, после чего он потерял сознание.

Глава 4

Шарик лежал, раскинувшись, на узком операционном столе. Ему выстригли клок волос на голове и на животе. Сначала профессор Преображенский удалил ему семенники и вставил какие-то другие, обвисшие. Затем он вскрыл череп Шарика и сделал пересадку мозгового придатка. Когда Борменталь почувствовал, что пульс у пса стремительно падает, становясь нитевидным, то сделал какой-то укол в область сердца. После проведенной операции ни доктор, ни профессор уже не надеялись увидеть Шарика живым.

Глава 5

Несмотря на сложность операции, пес пришел в себя. Из дневника профессора было понятно, что была проведена экспериментальная операция по пересадке гипофиза в целях выяснения влияния такой процедуры на омоложение организма людей. Да, пес шел на поправку, но вел себя довольно странно. Клочками выпадала шерсть с его тела, менялись пульс и температура и он начинал походить на человека. Вскоре Борменталь заметил, что вместо привычного лая, Шарик пытается выговорить какое-то слово из букв «а-б-ы-р». Сделали вывод, что это «рыба».

1 января профессор сделал запись в дневнике, что пес уже мог смеяться и счастливо лаять, а иногда говорил «абыр-валг», что, видимо, значило «Главрыба». Постепенно он становился на две лапы и ходил как человек. Пока у него получалось продержаться в таком положении полчаса. Также, он стал ругаться по матери.

5 января у него отпал хвост, и он выговорил слово «пивная». С этого момента он стал часто обращаться к нецензурной речи. Тем временем, по городу ходили слухи о странном существе. В одной газете напечатали миф о чуде. Профессор осознал свою ошибку. Теперь он знал, что пересадка гипофиза ведет не к омоложению, а к очеловечиванию. Борменталь рекомендовал заняться воспитанием Шарика и развитием его личности. Но Преображенский уже знал, что пес ведет себя как человек, чей гипофиз ему пересадили. Это был орган покойного Клима Чугункина – условно осужденного вора-рецидивиста, алкоголика, дебошира и хулигана.

Глава 6

В итоге Шарик превратился в обыкновенного мужчину невысокого роста, стал носить лаковые штиблеты, галстук ядовито-голубого цвета, завел знакомство с товарищем Швондером и день ото дня шокировал Преображенского и Борменталя. Поведение новоявленного существа было дерзким и хамоватым. Он мог плюнуть на пол, напугать Зину в темноте, прийти пьяным, завалиться спать на полатях в кухне и т.д.

Когда профессор попытался с ним поговорить, ситуация только ухудшилась. Существо потребовало паспорт на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова . Швондер потребовал прописать нового жильца в квартире. Преображенский сначала возражал. Ведь Шариков не мог быть полноценным человеком с точки зрения науки. Но прописать все же пришлось, так как формально закон был на их стороне.

Повадки собаки дали о себе знать, когда в квартиру незаметно пробрался какой-то кот. Шариков метнулся за ним в ванную, как очумелый. Предохранитель защелкнулся. Так он оказался в ловушке. Коту удалось сбежать в окно, а профессор отменил всех пациентов, чтобы вместе с Борменталем и Зиной спасти его. Оказалось, что во время погони за котом, он свернул все краны, отчего вода стала заливать весь пол. Когда дверь открыли, все дружно стали убирать воду, но Шариков при этом отпускал нецензурные словечки, за что был выгнан профессором. Соседи жаловались, что он бьет у них стекла и носиться за кухарками.

Глава 7

Во время обеда профессор пытался научить Шарикова правильным манерам, но все напрасно. У него, как и у Клима Чугункина, была тяга к алкоголю, дурным манерам. Он не любил читать книги, ходить в театр, а только в цирк. После очередной перепалки Борменталь отправился с ним цирк, чтобы в доме воцарился временный покой. В это время профессор обдумывал какой-то план. Он зашел в кабинет и долго разглядывал стеклянную банку с гипофизом собаки.

Глава 8

Вскоре принесли документы Шарикова. С тех пор он стал вести себя еще развязнее, требовал комнату в квартире. Когда профессор пригрозил, что больше не будет его кормить, тот на время присмирел. Однажды вечером с двумя неизвестным Шариков ограбил профессора, украв у него пару червонцев, памятную трость, малахитовую пепельницу и шапку. До последнего в содеянном не признавался. К вечеру ему стало плохо и все с ним возились как с маленьким. Профессор с Борменталем решали, как с ним быть дальше. Борменталь был даже готов придушить наглеца, но профессор пообещал сам все исправить.

На следующий день Шариков исчез с документами. В домкоме сказали, что не видели его. Тогда решили обратиться в милицию, но этого не потребовалось. Полиграф Полиграфович сам заявился, объявил, что его приняли на работу, на должность заведующего подотделом по очистке города от бродячих животных. Борменталь заставил его извиниться перед Зиной и Дарьей Петровной, а также не шуметь в квартире и проявлять уважение к профессору.

Через пару дней пришла какая-то дама в кремовых чулках. Оказалось, что это невеста Шарикова, он намерен жениться на ней, и требует свою долю в квартире. Профессор рассказал ей о происхождении Шарикова, чем ее сильно огорчил. Ведь он ей все это время врал. Свадьба наглеца расстроилась.

Глава 9

К доктору пришел один из его пациентов в милицейской форме. Он принес донос, составленный Шариковым, Швондером и Пеструхиным. Делу не дали ход, но профессор понял, что медлить более нельзя. Когда Шариков вернулся, профессор сказал ему собирать вещи и убираться, на что Шариков ответил в привычной ему хамской манере и даже достал револьвер. Этим он еще больше убедил Преображенского в том, что пора действовать. Не без помощи Борменталя заведующий подотделом по очистке вскоре лежал на кушетке. Профессор отменил все свои приемы, выключил звонок и просил его не беспокоить. Доктор и профессор проводили операцию.

Эпилог

Через несколько дней в квартиру профессора заявились милиционеры, а за ними и представители домкома во главе со Швондером. Все дружно обвиняли Филиппа Филипповича в убийстве Шарикова, на что профессор с Борменталем показали им своего пса. Пес хоть и выглядел странно, ходил на двух лапах, местами был лыс, местами покрыт клочкам шерсти, но было совершенно очевидно, что это собака. Профессор назвал это атавизмом и добавил, что невозможно из зверя сделать человека. После всего этого кошмара, Шарик опять счастливо сидел у ног своего хозяина, ничего не помнил и лишь иногда мучился от головной боли.