Положения конституции 1977 года

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. утверждена внеочередной (седьмой) сессией Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября.

По сравнению с Конституцией СССР 1936 г. новый Основной Закон имел иную структуру. Он состоял из Преамбулы и девяти разделов, включавших 21 главу. Новые разделы касались основ общественного строя и политики, социального развития и культуры, статуса народного депутата. Не имела аналогов и отдельная глава о принципах, направлениях и целях внешней политики СССР — обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; «укрепление позиций мирового социализма; поддержка борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс».

К конституционным нормам эффективности относятся те, что субъект регулировал интересы, связанные с определенным субъектом, но позволил дискреционной власти публичной власти ограничить предмет. Точно так же, как правила полной эффективности, правила эффективности, содержащиеся в них, имеют немедленное, полное и полное применение, однако они отличаются от первой классификации, поскольку учредитель разрешил обычным законодателям ограничивать применение конституционной нормы. Следует, однако, опасаться, что, поскольку обычное законодательство не проходит путем регулирования или ограничения содержащейся нормы эффективности, оно будет иметь полную и полную эффективность.

В Преамбуле причины принятия новой Конституции объяснялись произошедшими в СССР к середине 1970-х гг. социально-политическими изменениями — достижение «развитого социализма» и создание «общенародного государства» (вместо государства диктатуры пролетариата). Провозглашалась высшая цель государства — построение «бесклассового коммунистического общества».

Эти стандарты имеют следующие характеристики: они являются стандартами, которые обычно требуют вмешательства обычного законодателя, прямо указывая на будущие законы; в то время как обычный законодатель не выдает ограничительного правила, его эффективность будет полной; имеют прямое и непосредственное применение; его эффективность может быть обойдена влиянием других конституционных положений; особенно подвержены дискриминации в основных правах и гарантиях, которые также проявляются в других контекстах.

Вот наиболее распространенный пример в публичных конкурсных тестах. В правиле прямой и непосредственной применимости в его тексте говорится, что закон должен быть отредактирован, чтобы ограничить его эффективность, приведя требования для осуществления профессиональной деятельности.

В основных разделах Советский Союз по-прежнему определялся как социалистическое государство, политической основой которого являлись Советы народных депутатов, экономической — социалистическая собственность на средства производства, социальной — союз рабочих, крестьянства и интеллигенции. Основой организации и деятельности государственных органов закреплялся принцип демократического централизма. Высшим органом государственной власти оставался Верховный Совет СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Советы всех уровней избирались на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Конституционными правилами ограниченной эффективности являются те, которые имеют и являются косвенными, опосредованными и уменьшенными применимостью, поскольку они могут применяться только после того, как была разработана новая нормативность. Они создают минимальные эффекты с момента их выпуска, но подчиняются более позднему закону. Они имеют ограниченную эффективность, поскольку обычный законодатель предоставит им возможность применения.

Статья 2 °. Федеральные территории объединяют Союз, и их создание, преобразование в государство или реинтеграция в государство происхождения будут регулироваться дополнительным правом. Искусство. Статья 3. Государства могут посредством дополняющего закона создавать городские районы, городские агломерации и микрорегионы, образованные группами соседних муниципалитетов, для интеграции организации, планирования и исполнения публичных функций, представляющих общий интерес.

Конституция 1977 г. декларировала не только нрава, указанные в Конституции 1936 г. (на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности или кормильца), но и на: жилище; охрану здоровья; пользование достижениями культуры и свободу творчества; обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательств на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций, внесение своих предложений об улучшении их деятельности. Конституция гарантировала гражданам СССР ряд демократических свобод: совести, слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, образование общественных организаций, неприкосновенность личности и жилища, охрану личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Однако реализация этих прав и сво-бод часто наталкивалась на действовавшие законы и нормативные акты, а также деятельность органов государственной безопасности (КГБ).

Совершенно очевидно, что в приведенных примерах самоисполнение или самоуправление минимальны. Следует отметить, что их применение будет невозможно до тех пор, пока законодатель не создаст закон, который будет регулировать его предмет, поскольку конституционная норма с ограниченной применимостью устанавливает только общие принципы. Стандарты ограниченной эффективности делятся на.

Программные принципы, которые являются теми, которые способны производить последствия, но которые по своему характеру требуют другого закона, который регулирует их, обычного или дополнительного права. Таким образом, эти нормы имеют посредственную эффективность и, согласно этому течению понимания, должны быть завершены позже, только таким образом создавая желаемые законодателем эффекты. Однако они представляют собой конституционную основу, поскольку они будут препятствовать производству внутриконтинентальных норм, которые противоречат им полностью или частично, что порождает акты декларирования неконституционности, когда это имеет дело с оскорблением его предписаний.

Основной Закон закреплял обязанности гражданина СССР — соблюдение Конституции и других советских законов, добросовестный труд, укрепление социалистической собственности, могущества и авторитета государства. Священным долгом каждого гражданина была защита социалистического Отечества, а воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетной обязанностью.

По словам Хорхе Миранды, они являются отложенным заявлением, а не немедленным применением или исполнением. Больше, чем правила правил, они объясняют командные ценности, придают эластичность конституционному порядку, имеют в качестве основного получателя - хотя и не уникального - законодателя, выбор которого - это взвешивание времени и средства, в которых он становится полностью эффективным. Он часто сопровождается неопределенными или частично неопределенными понятиями. Наконец, это те, которые описывают задачи, цели и программы для соблюдения государством и обществом.

Сохранились положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве, о суверенитете республик и их «праве свободного выхода из СССР». Однако определение Советского Союза как единого государства свидетельствовало о стремлении усилить централистские начала. Предложения руководства ряда республик, направленные на устранение иерархии национальной государственности и выравнивание статуса республик (в частности, перевода некоторых из автономных в союзные), в Конституции не были учтены. Несмотря на декларированное в Основном Законе формирование «новой исторической общности» народов, якобы спаянных «совместным строительством коммунизма», в реальности в ряде республик росло глухое недовольство деятельностью союзных органов власти.

Стандарты ограниченной эффективности институциональных принципов, которые представляют собой общие организационные и структурные структуры государственных органов, организаций или учреждений. Например, в статье 18 § 2 устанавливаются основные нормы для создания территории в Бразилии.

Только конституционные, что касается пределов и соответствующих атрибутов политических сил, а также политических прав и отдельных граждан. Все, что не является конституционным, может быть изменено без формальностей, упомянутых обычными законодательными органами. Правительство намерено выпустить ряд заказов в рамках проекта реформы своего трудового кодекса. Упомянутые в статье 38 Конституции постановления заменяют прежние декреты-законы Третьей и Четвертой Республики. Эта делегированная законодательная процедура может использоваться правительством только после принятия парламентом одобрительного закона.

Особая статья 6 Конституции утверждала роль КПСС как ядра политической системы СССР, руководящей и направляющей силы советского общества, определяющей генеральную перспективу его развития. Фактически эта статья законодательно подтверждала идейно-политическую и властную монополию партийных органов во всех государственных учреждениях и общественных организациях. Не случайно эта статья стала первоочередным объектом борьбы антикоммунистических сил в годы перестройки.

По этому поводу парламентарии обсуждают намерения правительства, не имея возможности обсуждать конкретные положения, поскольку они будут определены постановлением. Однако у парламентариев есть средства для влияния на будущие правительственные тексты, ограничивая область расширения прав и возможностей и время их принятия. Если приказы статьи 38 мотивированы волей действовать быстро, поэтому в какой-то форме срочно необходимо признать, что они также являются средством ограничения парламентской власти по этому вопросу.

Кроме того, после опубликования таинства должны быть ратифицированы парламентом через определенный промежуток времени. В случае сдачи на хранение текста ратификационной грамоты они устаревают. В отсутствие усыновления они по-прежнему носят нормативный характер, что предоставляет им контроль над административным судьей. Сенат, Национальная ассамблея и Конституционный совет посвятили несколько докладов о применении статьи 38 Конституции, из которых ниже предлагается синтез.

В Конституции 1977 г. и принятых вслед за нею конституциях союзных республик (в РСФСР в 1978 г.) отразились многие черты усиливавшегося консерватизма во внутренней и внешней политике СССР: федеральные нейтралистские начала, жесткий идеологический контроль КПСС общественной жизни страны. Преувеличенное представление о единстве народов, игнорирование реалий духовной жизни общества и сложности национальных отношений создавало взрывоопасную почву для внутриполитического положения в СССР, приведшую к «параду суверенитетов» и распаду Советского Союза.

Условия расширения полномочий законодательных органов. Согласно статье 38 Конституции, власть законодательно закреплять постановление предоставляется правительству «за выполнение его программы». Однако понятие «программа» в статье 38 не эквивалентно понятию «программы» в статье 49, касающемуся ответственности правительства перед Национальным собранием. Вышеупомянутое выражение означает, что правительство должно обосновать запрос на авторизацию, указав цель мер, которые он намерен принять в порядке приказа.

Конституционный совет и Государственный совет привели к определению сферы применения этого конституционного требования. Конституционный суд неоднократно подтверждал это обязательство по правительству «точно определить цели разрешения» и конкретно указать «объем мер, которые он предлагает принять по распоряжению». Конституционный совет подтверждает, что «информация, требуемая в соответствии с первым пунктом статьи 38 Конституции, была должным образом предоставлена ​​правительством в поддержку его запроса на получение разрешения».

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 241-242.

Введение. 2

Глава 1. Исторический аспект принятия Конституции 1977 г. 4

1.1 Причина разработки новой Конституции. 4

1.2 Процесс создания Конституции 1977 гг. 9

Глава 2. Характеристика Конституции 1977 г. 13

Таким образом, он считал, что «срочность является одним из оправданий, которые правительство может прибегнуть к использованию статьи 38 Конституции», и что это может быть вызвано необходимостью преодоления скопления порядка парламентский день, в той мере, в какой это препятствие препятствует достижению в разумный срок правительственной программы по упрощению закона и продолжению его кодификации, двойное назначение соответствует цели конституционной ценности доступность и разборчивость закона.

Президент Республики Франсуа Олланде оправдал более широкое использование заказов, чтобы «продвигать файлы». Актуальность и технический характер некоторых текстов составляют для парламентариев два основных критерия для оценки уместности использования статьи. Оценка срочности часто вызывает оживленные дебаты в парламенте. Технический характер текстов также позволяет обосновать позицию парламента в отношении просьб о предоставлении разрешения. Это особенно верно для всех текстов, которые проводят кодификацию.

2.1 Новеллы и структура Конституции 1977 г. 13

2.2 Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией. 17

Заключение. 26

Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 5 июня и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным, в нем приняло участие свыше 140 млн. человек, т.е. более четырех пятых взрослого населения страны. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, воинским частям и месту жительства. Проект обсуждался на пленумах, активах и собраниях в профсоюзах, комсомоле, кооперативных объединениях, творческих организациях; состоялось более 450 тыс. открытых партийных собраний. Проект был рассмотрен всеми Советами, т.е. представительными органами власти, а это более двух миллионов депутатов. Всего поступило около 400 тыс. предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта.

Меры, принимаемые таинствами, обычно входят в сферу действия закона, что конкретно указано в статье 34 Конституции. Конституционный совет высоко оценивает сферу действия разрешения, которое должно быть достаточно ограничено. Он также проверяет, что разрешение не вмешивается в области, закрепленные Конституцией, в органический закон, законы о финансах и законы о финансировании социального обеспечения. Правительство «не обязано сообщать о содержании распоряжений, которые оно будет принимать в соответствии с этим разрешением», и ему не запрещено зависеть от этого содержания результатов работ и исследований, о которых он не знает только более поздние выводы.

27 сентября состоялось заседание Конституционной комиссии, на котором были подведены итоги всенародного обсуждения. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками (она предлагала изменения в 110 статьях проекта и одну новую статью - о наказах избирателей) и решила передать его в Президиум Верховного Совета СССР для последующего внесения на рассмотрение Верховного Совета СССР. Заседание Президиума состоялось 30 сентября 1977 г., на нем был одобрен проект, уточненный и дополненный с учетом предложений, поступивших в ходе его всенародного обсуждения. Президиум постановил внести на рассмотрение Верховного Совета СССР: проект Декларации Верховного Совета о принятии и объявлении Конституции; проект Закона об объявлении дня принятия Конституции всенародным праздником; проект Закона СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР*(95).

Однако на практике правительство иногда направляет проекты одобряющего законопроекта для своей информации предварительные проекты заказов. Если это требование строгое, его условия осуществления гибки: правительство может предоставить необходимые обоснования как в пояснительной записке проекта закона о разрешении, так и в самом устройстве или в сделанных декларациях. перед каждой сборкой ввести законопроект.

Наконец, закон об обеспечении должен уважать правила и принципы конституционной ценности. Конституционный совет, однако, считал, что разрешение не может иметь цели или последствия освобождения правительства от осуществления полномочий, возложенных на него статьей 38 Конституции, от соблюдения правил и принципы конституционной или общепринятой ценности.

Мы не находим в этом перечне самого проекта Конституции. И это не случайно.3 октября 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Он принял постановление "О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения". В нем не только одобряется в основном представленный Конституционной комиссией проект, но и говорится: "Внести проект Конституции на рассмотрение внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва"*(96). Это дает основание утверждать, что официально проект Конституции СССР был внесен на рассмотрение Верховного Совета СССР Центральным Комитетом КПСС.

Он считал, что органический законодатель намеревался разрешить последнему выдавать разрешение, исключая приказы, сделанные на основании статьи 38 Конституции. Изъято из-за исключения из-за превышения власти в отношении приказа или вынесенного в качестве исключения для законности порядка, административный судья и, в частности, Государственный совет, иногда приводили к косвенному применению проверка соответствия Конституции цели разрешения, запрошенного парламентом, внесенного в разрешительный закон.

Заказы подлежат определенным срокам. В статье 38 Конституции предусматриваются два временных ограничения, определяемые законом об обеспечении. В течение которого правительство санкционировано постановлением о принятии мер, которые обычно входят в сферу действия закона. И период, в течение которого, по мере опубликования таинств, правительство должно представить парламенту ратификационную грамоту, чтобы предотвратить их упущение. В разделе 38 первый временной интервал, то есть время, в течение которого могут быть сделаны заказы, «ограничен».

Внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва открылась в Москве 4 октября 1977 г. Верховный Совет образовал Редакционную комиссию по подготовке окончательного проекта Конституции. С докладом о проекте Конституции и итогах его всенародного обсуждения выступил Л.И. Брежнев. Состоялось широкое обсуждение проекта на сессии, в котором выступили 92 депутата Верховного Совета СССР. Было решено внести поправки в 8 статей проекта, добавить одну новую статью. В целом изменения и дополнения коснулись 118 статей Конституции, по некоторым подсчетам, в проект внесено всего 323 коррективы, если считать и редакционные поправки.

7 октября 1977 г. состоялось голосование по проекту Конституции СССР. Оно было проведено в следующем порядке: голосование по преамбуле, затем по каждому разделу в отдельности и в заключение по проекту Конституции в целом. Депутаты Совета Союза и Совета Национальностей голосовали раздельно, по принципу "за", "против" или "воздержался". Конституция СССР была принята 7 октября единогласно.

Кроме того, Верховный Совет СССР также раздельным голосованием по палатам единогласно принял 7 октября: Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР;

Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником*(99) и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Глава 2. Характеристика Конституции 1977 г.

2.1 Новеллы и структура Конституции 1977 г .

Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и принятию. Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить о Конституции. Однако обращение к ее тексту говорит о том, что начала "преемственности" весьма скромны в данной Конституции, зачастую выражаются в словесной "шелухе" по поводу укрепления социализма, о его новом этапе. Новеллы Конституции дают представление все же о сравнительно ином облике строя, общества, власти, статуса личности. Наверное, и свой опыт, и события в других социалистических государствах (с их попытками объявить демократический социализм) не прошли даром.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г.8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Конституция СССР 1977 г. опирается на предшествовавшее ей обновление и совершенствование законодательства, учитывает принятые законодательные акты, которые, как отмечалось на майском пленуме ЦК 1977 г., "стали как бы кирпичиками, из которых складываются многие статьи новой Конституции".

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

Остановимся на важнейших особенностях новой Конституции. Как уже подчеркивалось ранее, одним из главных вопросов для принятия этой Конституции был вопрос о "портрете" общества. Поэтому не случайно примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. Не надо видеть в этом попытку заурегулировать общественное развитие; наоборот, именно стремление определить его характер и перспективы побудили перенести соответствующие положения из партийных документов КПСС в Конституцию, т.е. придать им (помимо политического) еще и всеобъемлющий юридический характер. Новая Конституция не только фиксирует построение в СССР зрелого социализма. В преамбуле, как уже говорилось, дается подробная характеристика развитого социалистического общества.

Исходя из консолидации различных слоев общества, Конституция СССР ввела понятие "социальная основа СССР" - ее составлял "нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции" (ст. 19). Конституция провозгласила крупномасштабную программу социально-культурной политики, учитывающую потребности различных слоев общества (глава 3 - "Социальное развитие и культура").

Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" - ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст.10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст.14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст.16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст.17).

Особенностью Конституции 1977 г. надо считать и отражение в ней категории полновластия народа. Продолжая в этом плане традицию советского варианта конституционного регулирования - громко говорить об участии народа в управлении страной, независимо от реальности - все-таки Конституция содержит очень важные политические постулаты. Предшествующие основные законы говорили о принадлежности власти "всему рабочему населению страны" (ст.10 Конституции РСФСР 1918 г), "трудящимся города и деревни" (ст.3 Конституции СССР 1936 г). Конституция 1977 г. впервые записала в ст.2, что "вся власть в СССР принадлежит народу". Кроме того, Конституция фиксировала как государственные, так и общественные формы народовластия. Она говорила не только об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст.2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст.7-8). Конституция сказала (ст.5) о возможности вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум). За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст.48).

Конституция СССР закрепила всю политическую систему советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы), через которые реализуется полновластие народа.

Глава "Политическая система" вводилась в Конституцию впервые.

Причем в отношении трудовых коллективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о них находилась в главе второй - "Экономическая система".Т. е. трудовым коллективам тем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки. Однако в конце концов данная статья была перемещена в главу первую. Этим подчеркивалась возможность трудовых коллективов более действенно участвовать в политической жизни страны. Однако, конечно, предполагалось участие трудового коллектива как единого целого в делах города, области, республики, Союза ССР. Вряд ли предполагалось превращение самих трудовых коллективов в арену внутренних политических страстей. И хотя включением статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе такое объективно не исключалось, но на момент принятия Конституции об этом не думали даже отвлеченно. Ведь в каждом коллективе если и была ячейка политического характера, то лишь единственной правящей партии (да примыкающего к ней комсомола). Это позже, когда стали возникать различные партии, создание их первичных ячеек в трудовых коллективах неизбежно заставило думать о возможном превращении цехов, ферм и лабораторий в место политических баталий, и президентским указом трудовым коллективам было предложено заниматься основным делом, а политическая жизнь перемещалась за пределы заводских проходных.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

2.2 Изменения в структуре и функциях государственного аппарата, вводимые Конституцией

Как и предыдущие конституции. Основной Закон 1977 г. содержит характеристику государства, его сущности и задач. Нововведения состояли в том, что в ст.1 отражена природа СССР как общенародного государства, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. В преамбуле Конституции перечислены главные задачи общенародного государства, а в главах 2-5 - его хозяйственно-организаторские, социально-культурные, внешнеполитические и оборонные функции.

Конституция СССР 1977 г. содержит много норм, которые (по крайней мере, в словесном выражении направлены на дальнейшее расширение и углубление демократии. Впервые в ст.9 специально зафиксировано, что основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии" и указаны пути ее развития. Конституция предусмотрела широкое переплетение государственных и общественных начал в демократии, активное участие граждан в решении задач общества и государства как лично, так и через общественные организации, трудовые коллективы, органы общественной самодеятельности населения (ст.7, 8, 48, 51).

Довольно обстоятельно в новой Конституции отражена возрастающая роль представительных органов государственной власти. Отражая факт изменения (упрочения) социальной базы государства, Конституция дает им теперь новое наименование - Советы народных депутатов. Кроме того, ст.2 формулируется так, что из нее сразу видна роль Советов как главной формы осуществления власти народа; в ней зафиксировано также, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.

Особая роль Советов обусловила включение и Конституцию специального четвертого раздела - "Советы народных депутатов и порядок их избрания", не имеющего аналога в предшествующих конституциях. В нем закреплена вся система Советов, увеличен с четырех до пяти лет срок полномочий Верховных и с 2 до 2,5 лет - местных Советов, предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.

Еще одна особенность содержания Конституции 1977 г. - более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности. Наглядно даже простое сравнение объема: гл. Х Конституции СССР 1936 г. ("Основные права и обязанности граждан") состояла из 16 статей - раздел II "Государство и личность" Конституции 1977 г. имеет 37 статей, кроме того, гражданину, личности посвящен ряд положений преамбулы, гл.2 (Экономическая система), гл.3 (Социальное развитие и культура) и других глав Основного Закона.

Не менее существенны концептуальные решения. В частности, понятием "личность" Конституция подчеркивала высокий приоритет интересов индивида, свое стремление всеобъемлющего учета различных проявлений человека в обществе и государстве. Применением связки понятий "Государство и личность" отнюдь не хотели показать зависимое положение человека, приоритет по отношению к нему государства (кое-кто сегодня склонен именно к такой трактовке). Думается, речь шла о другом - об обеспечении достойного положения личности в государстве, заботе государства о личности, праве личности требовать от государства определенного отношения к себе, но вместе с тем и о праве государства требовать от гражданина учета своих интересов и правомерного поведения.

Не менее важно и то, что раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста). Новый Основной Закон тем самым подчеркивал, что статус личности обусловлен общественным строем, вытекает из политической и экономической систем, обусловлен функциями государства, его политикой в области социального развития и культуры; а сам статус, в свою очередь, подлежит учету при решении вопросов национально-государственного строительства и в деятельности государственных органов.

Конституция закрепила широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан СССР. Многие из них и ранее были в Конституции, но теперь содержание этих прав и их гарантии настолько расширялись, что можно говорить об определенном качественном изменении. Вместе с тем на конституционном уровне провозглашались и новые права граждан: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе и т.д. Конституция одновременно расширила содержание ряда обязанностей граждан СССР, ввела также категорию "долг граждан".

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст.57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР. В этом плане упомянутый майский пленум ЦК КПСС 1977 г. дал такой ориентир: "Опыт показал, что основные черты федеративного устройства СССР полностью оправдали себя. Поэтому нет нужды вносить какие-либо принципиальные изменения в формы советской социалистической федерации".

Однако, хотя формы и остались прежними, в союзном конституционном регулировании было уделено гораздо большее внимание их отражению. Достаточно сказать, что, если в Конституции 1936 г. была одна краткая глава "Государственное устройство", в Конституции 1977 г. раздел III "Национально-государственное устройство" более широк, состоит из 4 глав: одна посвящена Союзу ССР, другие - соответственно союзной республике, автономной республике, автономным областям и автономным округам (это понятие пришло в данной Конституции на смену понятию "национальные округа", тем самым поставив точку в споре, являются ли округа административно-территориальными единицами или автономными образованиями, в пользу последнего положения).

Учтены многие новые моменты в национально-государственном развитии. В частности, к существующим гарантиям прав союзных республик добавлялись: право участвовать в решении союзными органами вопросов, отнесенных к ведению СССР; право координировать и контролировать экономическое и социальное развитие своих территорий; право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Вместе с тем разработчики Конституции нашли, что имеет место прогрессирующее сближение наций и народностей СССР, а отсюда необходимо усилить союзные начала государства. Это отразилось прежде всего в самом определении Союза ССР (ст.70) как единого союзного многонационального государства, образованного на основе принципа социалистического федерализма. Укрепление союзных начал отражено в ряде статей Конституции: ст.16 (экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс), ст.73 (к компетенции СССР отнесено обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, проведение единой социально-экономической политики, руководство единой денежной и кредитной системой и т.д.), ст.89 (Советы - единая система органов государственной власти) и др.

Конституция СССР уделила много внимания государственным органам, содержит немало новых норм об их полномочиях, порядке деятельности (например, о законодательном процессе в Верховном Совете СССР, круге субъектов права законодательной инициативы и др.), хотя в целом система органов не претерпела существенных изменений.

Наконец, отметим и такую особенность этой Конституции как наличие специальной главы (гл.4) об основах внешней политики государства. Следует подчеркнуть, что закрепляя принципы отношений с другими государствами, Конституция учитывает не только внутренние традиции, но и международные документы. Она почти текстуально воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г).

Таковые главные черты и особенности Конституции СССР 1977 г. Как уже было сказано ранее, в 1978 г. были приняты новые Конституции всех союзных и автономных республик. РСФСР не составила исключения. Ее Конституция была принята 12 апреля 1978 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Достаточно подробный анализ Конституции СССР освобождает от рассмотрения причин появления и основных особенностей Конституции РСФСР - ведь все было аналогичным.

Безусловно, с одной стороны сработало воздействие руководства Коммунистической партии и Союза ССР. Копирование союзных актов, тем более Конституции, "шаблонное" регулирование были признаком того времени. С другой стороны, не следует забывать и о том, что речь шла все-таки о государствах (СССР и республики) одного типа. Суверенитет союзных республик официально не только признавался союзной властью, но и находил закрепление в Конституции СССР (ст.76). Однако суверенитет виделся отнюдь не в том, чтобы принять конституции, коренным образом отличающиеся от Конституции СССР. Общность этих видов конституций была объективно обусловлена. Следует к тому же иметь в виду, что Конституция СССР являлась плодом коллективных усилий, в Конституционную комиссию входили представители всех слоев общества, государств и национально-государственных образований. Участвуя в обсуждении положений союзной Конституции, народы республик, депутаты их Верховных Советов, представители республик в Верховном Совете СССР, конечно, не забывали об учете интересов субъектов Федерации, в значительной мере предопределяли содержание будущих своих конституций.

Итак, конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР 1978 г., по своей структуре и содержанию соответствовали Конституции СССР. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Конституции республик, в том числе и Конституция РСФСР, содержали и ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР. Рассмотрим их на примере Конституции РСФСР.

Так, в ней не воспроизведена полностью преамбула союзной Конституции; более сжато говорится о пути, пройденном за годы советской власти, но отмечена роль РСФСР в развитии ее народов и всего Союза; не даются положения, характеризующие высшую цель и главные задачи общенародного государства, сущность развитого социалистического общества. Но это и понятно: соответствующие положения, единые для всех республик, содержались в Конституции СССР. Преамбула отражала неразрывную связь республики с другими республиками и Союзом ССР. В заключительной части преамбулы подчеркивалось, что народ РСФСР принимает и провозглашает Конституцию, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа и в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза ССР.

Разделы первый и второй Конституции РСФСР в целом соответствуют тем же разделам Конституции СССР, однако ряд норм сформулирован с учетом специфики республики и ее места в СССР. Например, в ст.4 Конституции РСФСР на государственные и общественные организации, должностных лиц в рамках республики возлагается обязанность соблюдать не только Конституцию СССР, но и Конституцию республики, а также "советские законы" (т.е. как союзные, так и республиканские). В ст.16 вводилось понятие "экономика РСФСР" как составной части единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Вместо двух глав "Внешняя политика" и "Защита социалистического Отечества" в Конституции РСФСР одна глава "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Объем этой деятельности у союзной республики был меньше, чем у Союза ССР, соответственно и глава Конституции короче. И не случайно говорилось о "внешнеполитической деятельности", а не о "внешней политике": у республики не было какой-то обособленной внешней политики, она участвовала в осуществлении внешней политики СССР. Поэтому большинство положений ст.28-30 Конституции СССР о сущности, направлениях и принципах внешней политики Союза ССР не воспроизводится в республиканских конституциях.

Немало своеобразия в третьем разделе республиканской Конституции, который назван "Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР", Здесь подробно определена компетенция республики, ее суверенные права. Поскольку в состав РСФСР входили 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов, в Конституцию были включены, помимо главы о самой РСФСР, две главы о статусе соответственно АССР и автономных областей, автономных округов.

В регламентации деятельности государственных органов Конституция РСФСР во многом следовала союзной Конституции, однако и здесь имелись свои особенности. Например, был установлен твердый численный состав Верховного Совета РСФСР - 975 депутатов. Довольно полно определена компетенция Верховного Совета, Президиума Верховного Совета и Совета Министров республики. В Конституции СССР - одна глава о местных органах государственной власти и управления, в республиканской Конституции - две главы: "Местные Советы народных депутатов" и "Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов".

Конституция РСФСР включала раздел о государственном плане и государственном бюджете, состоявший из двух глав. Подобного раздела в Конституции СССР нет (в Конституции РСФСР 1937 г. была глава IX о бюджете РСФСР).

Конституция РСФСР стала основой совершенствования республиканского законодательства. В соответствии с нею были разработаны и приняты в 1978 г. также конституции автономных республик, входивших в РСФСР.

Заключение

В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет.

По сравнении с Конституцией 1936 в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище.24 июня 1981 г. ВС СССР принял "Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик". Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homosovieticus. Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства. Этот процесс протекал не только в советский период, но и до образования СССР - в Российской империи. Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов, показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики советского государства, введя понятие " совок ". Разумеется, степень "советскости" была различной у разных групп населения.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства". Этот федерализм, возводя этничность в один из главных принципов построения государства, противоречил марксизму, для которого соединение политической власти с национальностью было неприемлемо. Огосударствление наций в позднем СССР не было и следствием программных установок В.И. Ленина, который признал его в 1922 г. как вынужденную необходимость, вызванную чрезвычайными политическими обстоятельствами.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. - М:, 1997.

3. Ескина Л.Б. Два юбилея Российской Конституции // Правоведение. - №1. – 1999г.

4. Ильин А.В. Конституционный свод России: К постановке проблемы // Правоведение. – 1998. – №1.

5. История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998.

6. История Советской Конституции в документах. - М., 1957.

7. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. – М., 2005.

8. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. - Саратов: Саратовская государственная академия права. - 1998.

9. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2 т. - М., 1961. - Т.1.

10. Митюков М.А. Зарождение идей конституционного правосудия в России (XIX – начало XX в. в) // Правоведение. - №11. – 1996.

11. Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Конституционные основы социалистического правового государства // Правоведение. – 1990. - № 1.

12. Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. - №6. – 1.12. 1992.

13. Чистяков О.И. История государства и права России. Учебное пособие. – М.: Проспект. – 1998.


Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. - М:, 1997. С.187.

История Советской Конституции в документах. - М., 1957. С.154.

Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. – 1992. - №6. С.18.

История Советской Конституции в документах. - М., 1957. С.187.

Авакьян С.А. Конституция Poccии: природа, эволюция, современность. - М:, 1997. С.97.