Норма списания гсм приказ минтранса

На этой странице:

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Если компания приняла решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Организация вправе самостоятельно установить нормы расхода топлива, а также сезонные надбавки

14.11.2016

Нормы расхода топлива Минтранса РФ последний раз подвергались редакции в июле 2015 года (распоряжение Минтранса России от 14.07.2015 № НА-80-р). В список были добавлены марки легковых и грузовых автомобилей отечественных и зарубежных стран с 2008 года выпуска и значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа.

Коэффициенты к нормам расхода топлива следующие. Если в городе проживают:

  • свыше 5 миллионов человек - норму можно увеличить до 35 процентов;
  • от 1 до 5 миллионов человек - до 25 процентов;
  • от 250 тысяч до 1 миллиона человек - до 15 процентов;
  • от 100 до 250 тысяч человек - до 10 процентов;
  • до 100 тысяч человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5 процентов.

В последней редакции норм расхода топлива Минтранса РФ компаниям также разрешено применять повышающие коэффициенты, если у машины большой пробег или если она находится в эксплуатации свыше пяти лет. До этого повышенные нормы расхода топлива применялись только для старых автомобилей с большим пробегом.

Нормы расхода топлива и налоговый учет

По общим правилам компания не обязана применять нормы расхода топлива Минтранса РФ, так как в Налоговом кодексе нет требования о нормировании расходов на бензин (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Затраты на горюче-смазочные материалы компания может учитывать как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) или включать в прочие расходы, связанные с содержанием служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако зачастую установленные нормы больше подходят для идеальных условий, чем для реальных, поскольку фактический расход топлива зачастую превышает нормы расхода топлива Минтранса РФ Тем не менее компании используют рекомендованные нормы, а не собственно разработанные.

Если компания примет решение учитывать фактические расходы на топливо, то ей следует утвердить, каким образом она будет контролировать обоснованность расходов на списание ГСМ. Для этого достаточно составить приказ, в котором сослаться на распоряжение Минтранса России, записать марки автомобилей и рассчитать лимиты. При разработке собственных норм расхода топлива следует отталкиваться от транспортных условий (качества дорог, скорости движения), учитывать загруженность машины, ее техническое состояние. Также следует учитывать климатические условия, наличие кондиционера или климат-контроля в машине. Например, в зимнее время расход топлива будет значительно выше, и к установленным базовым нормам следует применять надбавки, которые зависят от климатических районов (приложение № 2 к Методическим рекомендациям, утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации)). Так, для Москвы Минтранс РФ установил предельную величину зимней надбавки не более 10 процентов на период с 1 ноября по 31 марта.

Период применения зимних надбавок к норме расхода топлива и их величина должны быть оформлены распоряжением региональных органов власти. Если такого распоряжения нет, то период применения зимних надбавок, а также их величину должен установить руководитель компании своим приказом.

Образец приказа о нормах расходования топлива в компании

Приказ

ООО «Анкор» г. Москва 31 декабря 2016 г.

На основании контрольных замеров расхода топлива (акт от 21.12.2016 № 1) и руководствуясь распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции распоряжения от 14.07.2015 № НА-80-р),

Приказываю:

1. Ввести в действие с 01.01.2017 следующую норму расхода дизельного топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» в период с 1 апреля по 31 октября - 13 литров на 100 км пробега.

2. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) применять повышающий коэффициент - 10%. Итоговая «зимняя» норма расхода топлива для автомобиля «Мерседес-Бенц» составляет 14,3 литра на 100 км пробега.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Иванов И.И.

Расход топлива в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете ГСМ списывают на себестоимость продукции (работ, услуг) для производственных предприятий или в расходы на продажу для торговых предприятий. Списание выполняют на основании первичных документов:

  • путевого листа (списывают используемое топливо);
  • акта на списание ГСМ (списывают прочие смазочные материалы).

С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

К учету горюче-смазочные материалы принимают по фактической стоимости.

Списание ГСМ может производиться следующими методами:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Способ списания по себестоимости каждой единицы для горюче-смазочных материалов на практике не применяется. Используется в основном способ по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов используют аналитический счет 10, к нему отрывают субсчет 10.3.

Приход отражают проводками:

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 71

Оприходовано приобретенное топливо через подотчетное лицо на основании авансового отчета;

ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60

Оприходовано приобретенное через поставщика топливо;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

Принят НДС к учету на основании счета-фактуры от поставщика;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

Принят НДС к зачету.

Списание горюче-смазочных материалов может производиться из расчета использованного количества (фактического или нормативного). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученную сумму списывают проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44, 91) КРЕДИТ 10-3

Списано израсходованное топливо.

Московская компания в январе закупила бензин в количестве 200 л по стоимости 38 руб.

Остаток бензина на начало месяца у организации был 70 л по средней себестоимости 45 руб.

Бензин в количестве 20 л был использован для заправки автомобиля марки Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183). Организация использует автомобиль только для служебных перевозок управленческого персонала.

В соответствии с учетной политикой организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Рассчитаем среднюю себестоимость списания за январь:

(70 л x 45 руб. + 200 л x 38 руб.) : (70 л + 200 л) = 39,81 руб.

1) Рассмотрим вариант списания по факту.

В соответствии с путевым листом за январь сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса - 50 л, выдано - 30 л, осталось после рейса - 51 л.

Рассчитаем фактическое использование:

50 + 30 - 51 = 29 л.

Сумма к списанию:

29 л x 39,81 руб. = 1154,49 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10

1154,49 руб. - списание бензина на основании бухгалтерской справки-расчета.

2) Рассмотрим вариант списания по норме.

В путевом листе сделаны отметки о пробеге: на начало рейса - 7600 км, в конце - 7850 км. Пройдено 250 км.

Для списания бензина по норме используем формулу:

Qн= 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D),

где: Qн - нормативный расход топлива, л;

Hs - базовая норма расхода топлива, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (его значения приведены в п. 5 Методических рекомендаций и в приложении № 2 к ним).

Для Москвы поправочный коэффициент D = 35%.

За работу в зимнее время D = 10%.

При использовании климат-контроля при движении автомобиля D = 7%.

Считаем расход бензина:

0,01 x 8,4 л x 250 км x (1 + 0,01 x 52) = 31,92 л.

Сумма к списанию: 31,92 л x 39,81 руб. = 1270,74 руб.

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10

1270,74 руб. - списание бензина.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, в рамках налогового учета в обоих случаях расходы на ГСМ прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Напоследок хочется напомнить, что, прежде чем списать горюче-смазочные материалы и правильно отразить их данные в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо помнить следующее.

Расходы должны быть экономически обоснованы. В случае со списанием на производство ГСМ нормы расходования должны быть установлены приказом руководителя предприятия и отражены в учетной политике.

Расходы должны быть документально подтверждены, то есть применительно к данной теме расход топлива должен быть подтвержден путевыми листами автомобильного транспорта.

Необходимо соблюдать все правила в части учета ГСМ начиная с момента их приобретения, определения фактической себестоимости при приобретении и списании на производство.

Вопрос об экономии ГСМ всегда был актуален как для частных автомобилистов, так и для компаний владеющих собственным автопарком. Документом, регламентирующим фактор расходов на закупку ГСМ, являются нормативные рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», разработанные Минтрансом РФ. Смысл данных рекомендаций заключается в том, что при приобретении компанией транспортных средств сразу становится известна статья расходов, связанная с закупками.

Применение нормы расхода топлива на 2015 год Минтранс рекомендовал для таких типов организаций как:
- специализированные автотранспортные предприятия;
- предприятия любых форм собственности, эксплуатирующие автотехнику;
- службы управления и контроля.

Помимо этого, топливные нормативы (нормы ГСМ Минтранс) применяются при:
- расчете себестоимости пассажирских и грузовых перевозок;
- определения налогооблагаемой базы;
- расчете потребности организаций в объемах ГСМ;
- контроле оперативной отчетности и др.

Основные нормы расхода ГСМ на 2015 год, которые разработал Минтранс РФ, разделены на несколько видов:
- из расчета л/100 км пробега для транспортного средства в загруженном состоянии;
- из расчета л/100 км пробега при осуществлении перевозок;
- из расчета л/100 км пробега при осуществлении перевозок (для автобусов учтена их снаряженная масса, назначение и минимальная пассажирозагрузка, а для грузовых авто - снаряженная масса и норма загрузки);
- из расчета л/100 тонно-километров, в которых учтен дополнительный расход ГСМ при транспортировке с грузом или без груза.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р с 14 июля 2015 года вступила в действие новая редакция «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р». В редакции нормы списания ГСМ Минтранс 2015 были включены новые как отечественные, так и зарубежные легковые и грузовые автомобили, произведенные с 2008 года.

Нормы расхода ГСМ на 2015 год таблица

Помимо этого были пересмотрены коэффициенты норм расхода ГСМ. К примеру, в городе с населением более 5 000 000 чел. допускается увеличение нормы до 35%, от 1 000 000 до 5 000 000 чел - до 25 %, от 250 000 до 1 000 000 чел - до 15 %, от 100 000 до 250 000 чел. - до 10 %, до 100 000 чел. - до 5 % (ранее коэффициент составлял 25 % при населении свыше 3 000 000 чел.).

Так же последняя редакция Минтранс нормы расхода ГСМ в РФ на 2015 год позволяет применение повышающих коэффициентов для автомобилей с большим пробегом или возрастом более 5 лет. Ранее повышающие коэффициенты были доступны только для старых автомобилей с большим пробегом.

Последняя редакция норм расхода топлива на 2015 год позволила многим компаниям правильно распланировать свои расходы на закупку ГСМ и бензина. О планировании расходов топлива компаниям следует начинать думать в момент приобретения или же аренды транспортного средства для рабочих нужд.

Как только будет определена марка топлива, можно приступать к обсуждению списывания ГСМ и бензина. Под списыванием следует понимать цифры, указываемые водителями в путевых листах. Однако, практика показывает, что далеко не всегда работодатели могут доверять своим водителям. Наиболее хозяйственные предпочитают самостоятельно приобретать, вести расчёт за .

Каков же порядок списания ГСМ?

На первом этапе контроля руководителю-хозяйственнику следует разобраться в тонкостях грамотного учёта приобретаемых горючих и смазочных материалов. Наиболее распространённая схема для организаций с упрощенной системой налогообложения: водителю ежедневно предоставляется определённый лимит денег, который он должен потратить на закупку топлива.

Иными словами, водитель самостоятельно заправляет авто, фиксируя в путевом листе контроль совершённых расходов. Подтверждение совершённых затрат – товарный чек, полученный в кассе автозаправочной станции. Выше описанный вариант расчёта также допускается и при обычной системе налогообложения.

Несколько слов следует уделить контрактам, которые производственные компании заключают с той или иной сетью АЗС. В подобных ситуациях оплата топлива осуществляется по безналичной системе. Руководство компании получает информацию по топливным расходам, с учётом требуемого количества на одно т/с в месяц. Водителю выдаются топливные карты или же специальные талоны, с указанием лимита на одно авто. В подобных ситуациях специалисты рекомендуют создать специальный субсчет, с указанием прихода топлива в счете №10, в дальнейшем именуемом, как «Материалы».

Контроль топливных расходов на 2015 году


Для определенных марок автомобилей Минтрансом РФ были утверждены нормы топливных расходов на 2015 год. Стоит отметить, что во время расчётов норм во внимание бралось осуществление передвижения авто по идеальным дорожным поверхностям, что далеко не всегда есть на практике. С дорогами в нашей стране ни для кого секрет – настоящая беда.

Более того, нормы топлива разрабатываются, с учётом передвижения автомобиля по прямым трассам, без остановок на светофоре и особых поворотов. Во время расчётов на дорогах также были исключены «пробки», во внимание брались определённые параметры температуры воздуха.

Допустим, груженное транспортное средство передвигается по городу, в жаркую или холодную погоду, время от времени останавливается на светофорах, стоит в пробках. Расход топлива в подобной ситуации значительно превысит допустимые нормы, установленные Минтрансом РФ. Дабы избежать нарушений и недостачи, руководству компаний приходится регулярно держать контроль над базовыми нормами, вносить соответствующие корректировки согласно условиям эксплуатации автомобиля.

Некоторые руководители производственных компаний приходят к выводу самостоятельной разработки норм топливных расходов, но и здесь следует учитывать наличие определённых требований. Одно из них — регулярные проверки, к которым следует быть готовым, уметь доказать, что установленные нормы топливных расходов рассчитывались с учётом показателей, предложенных Минтрансом нашей страны.

При составлении норм также следует учитывать реальные условия эксплуатации автомобиля, в том числе и техническое состояние т/с. Данный вариант расчёта наиболее выгоден для тех компаний, в парках которых имеется много транспортных средств. Как только будут полностью составлены нормы топливных расходов, руководством компании оно должно быть вынесено на утверждение специальной комиссией.