Типология государств: понятие и основные подходы. Типы государства Локальная группа тип государства

В мире существует много государств. В связи с этим возникает необходимость в их классификации (типологии).

Типология государств – это деление государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельной группе государств (В.И. Цыганов).

Историческое развитие государства -процесс качественных изменений (смены исторических типов) государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени (Петров А.В.).

Исторический тип государства это совокупность общих и существенных характеристик государств, находящихся на одной качественно определенной ступени развития общества (Петров А.В.).

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации.

В зависимости от роли религии государства можно поделить:

1.Теократические (от греч. theos – бог, kratos - власть)– это государства, в которых глава государства является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т.д.);

2.Клерикальные (от лат. clericalis - церковный) – это государства, в которых та или иная религия официально имеет статус государственной, и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Испания, Япония и др.).Клерикализм (от лат. clericalis - церковный) – политическое направление, добивающееся первенствующей роли церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни.

Клерикальное государство – форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни.

3.Светские – это государства, в которых все виды религиозных организаций отделены от государства (РФ, Германия, Франция, все государства СНГ);

4.Атеистические - это государства, в которых все религиозные организации преследуются властями (СССР);

По географическому положению государства можно поделить:

Западные

Восточные

Европейские

Азиатские

Африканские

Американские

По территории государства можно поделить:

По роли промышленности государства можно поделить:

Доиндустриальные (крестьянские)

Индустриальные (промышленные)

Постиндустриальные (научно-технические)

По временному критерию государства можно поделить:

Средневековые

Современные

Смена исторических типов государства - процесс закономерный и прогрессивный, обусловленный общим ходом развития общества от первобытных примитивных форм к развитой человеческой цивилизации. В зависимости от выделяемых причин движения общества к более сложным формам, разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный. Типология проводится с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.


Формационный подход

Формационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре (Петров А.В.).

Этот подход базируется на разработанном Марксом и Энгельсом понятии общественно-экономической формации. Общественно-экономическаяформация - исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (экономическом базисе). Способпроизводства (экономический базис) – это категория, обозначающая единство производительных сил и производственных отношений . В состав производительных сил входят средства производства и люди. Главной производительной силой выступает человек. Производительные силы – это сложный комплекс различных элементов, куда входят наука, навыки людей, транспорт, природные условия и т.д. Люди в процессе производства материальных ценностей вступают в определенные производственныеотношения . Они включают в себя следующие элементы: отношение к средствам производства, отношения обмена, распределения и потребления. Главным элементом производственных отношений является отношение к средствам производства. Класс, обладающий этими средствами, есть господствующий класс. От собственности на средства производства зависят обмен, распределение и потребление.

История общественного развития – это история развития и смены способов производства. Смена способа производства приводит к смене общественно-экономической формации. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся в ходе социальной революции. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену соответствующего типа государства.

К. Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная,рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В 1938 г. И.В. Сталин выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

С точки зрения формационного подхода – пяти известным способам производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) – определенный тип государства: рабовладельческой формации – рабовладельческое государство, феодальной – феодальное, буржуазной – буржуазное, коммунистической – социалистическое. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий..

Экономический базис рабовладельческого государства – частная собственность рабовладельца не только на средства производства, но и на самого непосредственного производителя материальных благ, на раба, который не имел никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Основными классами в рабовладельческом государстве были рабовладельцы и рабы, а государственная власть и собственность принадлежала рабовладельцам. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы (например, Древняя Греция, Древний Рим). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности (Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Индия, Китай – восточные деспотии в государствах древнего Востока). Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX – VIII вв. до н.э., например, Древняя Греция, Древний Рим.

Экономический базис феодального государства частная собственность феодала на землю и неполная собственность на крестьянина, который является здесь главным производителем материальных благ. Основными классами в феодальном государстве были феодалы и крепостные крестьяне. Государственная власть безраздельно принадлежала феодалам. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и т.д. Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: 1) децентрализованной феодальной раздробленности; 2) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; 3) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Феодальные государства возникли в VI – IX вв. н.э. К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например, в Европе, относятся раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства, и свободные торговые города, например, Венеция, Генуя, Новгород и др.

Экономический базис капиталистического (буржуазного) государства капиталистическая частная собственность на средства производства. Наемные рабочие – производители материальных благ лично свободны от капиталистов-работодателей, но будучи лишенными средств производства, они вынуждены продавать свою рабочую силу. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях рабовладельческого и феодального государств. На первый план здесь выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство выступало как орудие господства капитала над трудом. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. Капитализм – это первое в истории человечества индустриальное общество, в котором ведущая роль принадлежит не сельскохозяйственному производству, а обрабатывающей промышленности. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад.

После Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир. Буржуазия шла к власти под лозунгом: “Свобода, равенство, братство”. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Современное буржуазное государство – это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Экономический базис социалистического государства общественная собственность на средства производства.Это государство соответствует эпохе перехода от классового общества к бесклассовому. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны (1871 г.). В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции, возглавляемой рабочим классом и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся. Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим “полугосударством”, которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением. Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы – всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Коммунизм

Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общественной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение, отмирает. Трансформируется механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления.

Достоинства подхода:

1) Доказана зависимость типа государства от экономики, от способа производства;

2) Были объединены в классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти;

Недостатки подхода :

1) Формационныйподход страдает однолинейностью и схематизмом. В соответствии с этим подходом все государства проходят жестко заданный путь от одной общественно-экономической формации к другой. В действительности смена общественно-экономических формаций была более многовариантной. (Например, у древних славян не существовало рабовладельческого уклада. Процесс образования государства у славян связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений).

2) Недооцениваются религиозные, национальные, культурные факторы.

3) Игнорируется азиатский способ производства.

4) Теория общественно-экономических формаций была разработана на материале европейских стран. Восточные государства отличались большим своеобразием развития.


34.Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - исследование закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Петров А.В.).

Впервые этот подход был сформулирован и обоснован русским мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885). В дальнейшем он получил развитие в труде немецкого ученогоОсвальда Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» и английского историка А. Тойнби (1889-1975) «Постижение истории». Эти ученые предложили при классификации государств учитывать не только способ производства или экономический базис, но и религиозные, психологические, культурные, национальные факторы, так как тип государства определяется не только способом производства, но и накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках цивилизации ценностями. Цивилизационный подход отказывается от детерминации развития государства экономическими факторами и базируется на понятии цивилизация. Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, общественный, государственный) – это локальная общественная система, обладающая единством культурных, религиозных, психологических, географических и иных характеристик. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации, можно выделить следующие виды цивилизаций: локальные (существовали когда-либо в каком-то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т.д.); современные;восточные, западные и смешанные (промежуточные);древние,средневековые, современные;крестьянские, промышленные, научно-технические;доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные; мировая (только начинает складываться);

Немецкий ученыйГеорг Еллинек (1851-1911) выделял первичные общества : 1. древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон и т.д.); 2. греческое (Спарта, Афины); 3. римское; 4. средневековое; 5. современное; и вторичные общества: западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское, буддистское. Это государства Нового и Новейшего времени Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Латинской Америки и другие, а также современные государства.

Американский политолог и социолог С. Хантингтон (1927-2008) выделял христианские , прежде всего, православные, и мусульманские цивилизации.

Можно выделить традиционалистскую (аграрную ) - (Древний Египет, Древняя Индия, Китай, Вавилон, средневековые государства) и техногенную цивилизации.

А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым понимал относительно замкнутое и «окольное» состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. По его словам, культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации. Первоначально он выделил до 100 цивилизаций. Вся мировая история, по мнению А. Тойнби , насчитывает 26 цивилизаций, например, египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и другие.

“С точки зрения Н.Я. Данилевского , все человечество состоит из различных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). История человечества – это история отдельных цивилизаций со своими взлетами и падениями. Не существует никакого «общечеловеческого прогресса» как непрерывного, поступательного, единого в своих основных чертах для всех народов процесса. В основе каждого культурно-исторического типа лежат свои основополагающие «начала», то есть его психические характеристики, культура, религия, политический и экономический строй. «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Взаимодействие цивилизаций возможно и полезно, но только при сохранении народами своих самобытных основ. У других культурно-исторических типов можно и нужно перенимать элементы, лежащие вне сферы самобытных «начал»: «выводы и методы положительной науки, технические приемы и усовершенствования искусств» и т.п. Любое же заимствование у иных цивилизаций в сфере самобытного исказит, уничтожит свои «начала» и породит жалкую карикатуру на опыт чужого народа. К самобытным началам Данилевский относил и политическое устройство общества»”.

Достоинства подхода:

Доказана зависимость развития государства от социально-культурных факторов.

Недостатки подхода :

1) Недооцениваются экономические факторы.

2) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы дали типологию не столько государства, сколько общества.

3) Расплывчатость самого понятия «цивилизация», его необходимых структурных составляющих.


35.Этапы развития российского государства в формационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от типа производственных отношений и господствующего в обществе класса.

С точки зрения этого подхода в советской науке выделяли три этапа:

1) Феодальное государство. С момента своего возникновения и до конца XIX века ведущую роль в системе политической власти играл класс феодалов, основной собственник земли, с постепенно закрепленными на ней крестьянами.

Этот период делят на следующие этапы:

а) Раннефеодальное государство (с IX до середины XV века). Киевская Русь;

б) Централизованное феодальное государство (с середины XV до середины XVII века). Московское государство.

в) Абсолютистское феодальное государство (со второй половины XVII века до конца XIX века).

2) Буржуазное государство . Этот период длится недолго – с конца XIX века и до 1917 года. В силу своей слабости и ряда других факторов российская буржуазия не смогла занять ключевые позиции в государственном управлении. Буржуазно-демократические реформы проводились самодержавной властью под давлением либерально настроенной образованной части общества и не привели к значимым позитивным результатам. Скорее наоборот, их результатом стала деструктивная (разрушительная) политическая активность общества, приведшая к революции.

3) Социалистическое государство . В результате революции 1917 года в России было создано первое социалистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. Основой этого типа государства стали государственная собственность на основные средства производства и выделение в качестве доминирующего в общественной жизни класса рабочих и крестьян.

Данный период можно разбить на два этапа:

а) Диктатура пролетариата (с 1917 года до конца 30-х годов). Была призвана уничтожить сопротивление новому строю эксплуататорских классов. Эта задача в основном была решена к середине 30-х годов, что позволило в Конституции СССР 1936 года ввести принцип равенства всех граждан.

б) Общенародное государство (с конца 30-х годов до 1991 года). Разразившаяся война (Вторая Мировая война 1939-1945) не позволила решить задачу научного обоснования государства нового типа. Кроме того, война в определенной степени воскресила классовую проблему (главным образом, это касалось вновь присоединенных территорий). Поэтому только в 50-годы наука и политическая доктрина включили положение об общенародном государстве: без классов-антагонистов, без классовой борьбы, без эксплуатации.

Недостатки формационного подхода:

1. В истории российского общества нет четко выраженной рабовладельческой формации и соответственно рабовладельческого типа государства. Согласно формационной концепции именно с него должно начинаться историческое развитие государства.

2. Российская государственность не прошла этап капитализма. Капиталистические производственные отношения и соответствующие им классы в России начали складываться только в конце XIX – начале XX века.

3. Согласно формационному подходу социалистический тип государственности может возникнуть только на основе развитого и исчерпавшего свои возможности капитализма. Власть в СССР формально провозглашенная за трудящимися классами и всем народом, реально принадлежала партийно-хозяйственной элите, которая распоряжалась основными средствами производства и стала доминирующей стратой.


36. Этапы развития российского государства (цивилизационный подход)

Этапы развития российского государства в цивилизационном подходе – это его качественно особенные исторические периоды, определенные в зависимости от характера социально-культурных, духовных факторов.

Период царского строя (с IX века до начала XX века) базировался на феодальных отношениях собственности, иерархической социальной структуре, христианской (православной) идеологии. Государственная власть трансформировалась от децентрализованной монархии к абсолютной (самодержавию). В рамках этого строя значительно расширяются границы России, она становится империей; закладывается и развивается специфическая российская социокультурная среда, формируется национальная духовная культура, наука, система образования. Россия по потенциалу входит в число наиболее значимых европейских держав.

Во второй половине XIX века царский строй стал препятствием для развития новых прогрессивных отношений. Попытки трансформировать его в конституционную монархию были отвергнуты властью. В итоге царский режим был свергнут революционным путем и заменен советским строем.

Период советского строя (с 20-х годов до начала 90-х годов XX века) базировался на государственной (общенародной) собственности, формальном равноправии всех трудящихся, социалистической (коммунистической) идеологии. Государственная власть сформировалась в виде советской республики, трансформировавшейся от диктатуры пролетариата до общенародного государства.

В этот период Россия значительно укрепляет свой экономический и военный потенциал, интенсивно развивает национальную духовную культуру, образование и науку, активно распространяет влияние на окружающие страны. СССР становится ведущей мировой державой, оказывающей существенное влияние на всю мировую политику.

Со второй половины XX века сформировавшийся при советском строе тоталитарный политический режим стал препятствием для прогрессивного развития страны. Попытки изменить советскую систему эволюционным путем привели к ее разрушению и установлению либерального строя.

Период либерального строя (с начала 90-х годов XX века по настоящее время) базируется на приоритете крупного частного и государственного капитала, существенных различиях населения в зависимости от уровня доходов, либеральной идеологии.

Интересной представляется периодизация, предложенная известным русским историком В.О. Ключевским, который выделил этапы русской истории в зависимости от колонизационного фактора. Для каждого этапа характерно определенное колонизационное направление, в котором двигалась основная масса русского народа:

1) «Русь Днепровская, городовая, торговая» (VIII до XIII века). Русское население концентрируется на среднем и верхнем Днепре c его притоками. Политический строй характеризуется политической раздробленностью земель, в центре которых крупные торговые города, соперничающие с “пришлым” князем. В экономике основную роль играла внешняя торговля, лесные промыслы.

2) «Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая» (с XII до середины XV века). Основная масса населения оседает на верхней Волге и ее притоках. Русь остается политически раздробленной, но уже на княжеские уделы. Ведущую роль в экономике играет земледелие на основе эксплуатации вольного крестьянского труда.

3) «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая» (с середины XV до второго десятилетия XVII века). Население распространяется на юг и восток. В политике происходит формирование единого централизованного государства – Великороссии. Экономическая основа прежняя – земледелие, при постепенном закрепощении пока еще вольного крестьянства.

4) «Период всероссийский, императорско-дворянский» (с начала XVII века до половины XIX века)расселение русского народа далеко на юг и восток – до Кавказа, Каспия, Урала и далее, соединение Великороссии (Великороссия - это страна которую населяли Великороссы - этнос населявший большую территорию европейской части Российской федерации, а так же часть Донецкой области к востоку от реки Кальмиус, Луганскую область и северо-восточную часть Харьковской области), Малороссии, (историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV веках, территории Поднепровья в XV-XVI веках и Левобережной Украины после вхождения в состав Русского царства после Переяславской рады в XVII веке. В России до начала XX века зачастую применялось как название части территории современной Украины), Белороссии и Новороссии (историческая территория, прилегавшая к Азовскому и Чёрному морям, включавшая юг европейской части современной Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея и Карачаево-Черкессия, Ростовская область), южную степную часть современной Украины (Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская, Кировоградская), Приднестровье, Молдавию. Так же, Новороссией являлись Харьковская и север Таврической губернии. Термин широко употреблялся начиная с конца XVIII века) - образование Российской Империи, управляемой абсолютной властью государя-императора. Основу экономики, по-прежнему, составляет земледелие, но уже крепостное.

Можно продлить эту классификацию, основываясь на принципах В.О. Ключевского. «Период всероссийский, императорско-дворянский» длится вплоть до 1917 года. Рубежом является Первая Мировая война (1914-1918) и Вторая Русская революция (октябрь 1917 г. – Великая Октябрьская социалистическая революция). Гражданская война (1918-1920). Колонизационные направления остаются прежними.

5) «Русь Советская» (1922-1991). Происходит дальнейшее освоение колонизированных в предшествующий период территорий, постепенное ослабление колонизационных возможностей. В политической сфере – советская республика. В экономике – коллективное, колхозное земледелие и мощная промышленность с преимущественным развитием тяжелой промышленности и сырьевых отраслей.

6) «Россия демократическая» (с 1993). Характеризуется потерей почти всех национальных окраин, тотальной приватизацией экономики, сопровождающейся сокращением всех экономических показателей. В политической сфере – демократическая, федеративная президентская республика.

Типология государства и права производится на строго определенной основе, согласно выработанным объективным критериям.

Первые попытки типологии, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели). Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов - естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека .

Проблемам классификации, типологии государства и права уделялось большое внимание и в советской юридической науке. Но при этом построение типологии государства и права было возможно лишь на основе теории формаций. Наиболее общим критерием типологии государств и правовых систем считалась общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейший фактор развития человечества . Названная марксистско-ленинской, эта типология объявлялась единственной научной типологией. Построение типологий государства на основании каких-либо других теорий (кроме формационной) не осуществлялось. Парадокс в том, что и зарубежные специалисты, когда они обращались к этому вопросу, занимались, как правило, критикой формационной типологии .

Однако есть еще один подход к построению типологии государства -- цивилизационный. Основным критерием в рамках этого подхода является понятие «цивилизация» .

Формационная и цивилизационная типологии государства и права рассматриваются в качестве наиболее глобальных, претендующих на универсальность. Эти типологии стремятся выдвинуть в качестве критериев самые существенные признаки государства, предлагают выводы о главных тенденциях развития государства, пытаются сформулировать закономерности развития государства и права. Их можно назвать традиционными.

В то же время возможны построения типологий и по другим критериям. В современном мире насчитывается около 200 государств. Их классификация возможна по самым различным основаниям: 1) по социальным признакам (характеру государственной власти); 2) по форме (способы организации власти); 3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти); 4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых) .

Попытку соединить формально-догматическое и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек. В разработанной им концепции типологии государств в качестве критерия выбран характер взаимоотношений между властью и индивидом . Руководствуясь этим критерием Г. Еллинек выделял пять типов государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное .

Характерная особенность древневосточного типа государства - почти всегда абсолютный характер властвования: о каком бы то ни было упорядоченном участии народа в управлении здесь речи не шло.

В греческом государстве индивид полностью поглощался государством, которое не оставляло ему никакой свободы от своей власти, помимо права участия в государственных отношениях властвования.

В римском государстве индивид имел «самостоятельную, не исходящую от государства и не контролируемую им власть, равносильную по власти государству». Здесь уже различались публичная и частная власти. В греческом и римском государствах не было разделения на господствующих и подвластных, противостоящих друг другу.

Средневековому государству свойственно противоречие между правом короля и правом народа. Типическая черта в том, что "широкие массы народа в большинстве случаев остаются чуждыми государственной жизни".

Отличительной чертой государств современного типа, по мнению Еллинека, является то, что индивид -- самодовлеющая моральная и правовая величина, в то время как государства другого типа резко отличает недостаточное уважение к личности.

Типология государств, предложенная Г. Еллинеком, позволяет проследить процесс признания прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства .

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы и выделял два типа государственности: демократию и автократию. Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство выступало альтернативой тоталитарным политическим режимам .

Л.Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размеров территории и численности населения , деля их на мировые с территорией более 1 млн. кв. км и населением более 50 млн. человек, великие - от 200 тыс. до 1 млн. кв. км и населением от 30 до 50 млн. человек, малые - с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн. человек .

Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества .

Русский историк Н.И. Кареев выделял шесть типов государств: государство-город, восточную деспотию, феодальное поместье-государство, сословную монархию, западноевропейскую абсолютную монархию, конституционное государство.

В соответствии с другой типологией государства делятся на неразвитые (эксплуататорские) и развитые (цивилизованные). Одним из критериев в этом случае служит уровень развития права . Если право неразвито, "не развернулись его свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена", оно остается "придатком государственной власти, всецело зависящим от ее усмотрения". В развитом государстве "развернулись свойства писанного права, оно выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять любому произволу, в том числе и произволу государственной власти".

В.Чиркин считает возможной следующую типологию государств: монистические, сегментарные и плюралистические. При этом критерием классификации государств становится то, у кого находится реальная государственная власть. Данная типология государств берет за основу суверенитет государственной власти, вернее, ее источник.

По указанному выше основанию Л.Рожкова разделяла государства на два основных типа: автократии и политократии. Под автократией следует понимать государство, которому свойственно неограниченное, бесконтрольное полновластие одного лица -- главы государства. В политократии источником суверенитета государственной власти признается население.

Весьма похожа концепция типологии государства Р.Севортьяна.

Он считает, что государства можно делить на бюрократические и плюралистические. В бюрократическом государстве реальная власть принадлежит партийной, военной, административно-хозяйственной бюрократии. Полицентрическим следует признать государство, слитое с обществом.

О.Лейст и И.Мачин предлагают типы государств, основанные на соотношении государства и общества .

На различении права и закона строит типологию государств В.Четвернин. Он делит государства на правовые и неправовые. В качестве исходной посылки для деления автор предлагает использовать две метатеории государства и права: классический легистский позитивизм и непозитивистское правопонимание.

По мнению М.Н. Марченко, признаками, характеризующими правовое государство, являются: верховенство и реальное господство закона, гарантированность прав и свобод граждан, взаимная ответственность граждан и государства, реализация принципа разделения властей, поддержание режима демократии, законности и конституционности, реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Именно они служат критериями для отграничения правового государства от неправового .

Наиболее известной из концепций правово-го и неправового типов государств стала теория Канта. В зависимости от того, какое число лиц представляет волю народа, т.е. от имени народа владеет верховной государственной властью, различается три формы господства: автократия (одно лицо повелевает всеми), аристократия (некоторые, равные между собой, совместно правят остальными), демократия (все вместе повелевают каждым). Правовое государство не тип, а идеал - государство возвышенное, что установить и сохранить его неимоверно трудно .

В рамках типологии предложенной Г.Назаренко критерием для разделения государств на типы служат исторические типы права . За основу принимается тезис о том, что историческими типами права признаются: 1) сословное право, включающее в себя право государств азиатского способа производства, рабовладельческое и феодальное право; 2) формальное право; 3) социальное право -- право XX в. В зависимости от того, какой тип права господствует в том или ином государстве выделяется три типа государств: сословное государство, современное представительное государство, цивилизованное государство .

Несмотря на то, что термин "партийное государство" достаточно часто используются в политологических исследованиях, статуса типологической категорий он не получил. Партийное государство создается и действует как воплощение интересов части общества, не ограниченное правом и подчиненное принципам групповой целесообразности, возведенным в закон и навязанным обществу. Такое государство проповедует определенную идеологию. Превращая её в общеобязательную, оно само прочно связано этой идеологией, не признает за людьми никаких прав .

Таким образом, по мнению различных учёных критерием типологии государства выступает и уровень развития, организации государственно-политических институтов, и уровень развития права, и признак, указывающий на источник государственной власти.

Оригинальных идей накоплено достаточно много, они обладают высокой степенью универсальности и целостности. Они вполне способны заменить столь впечатляющий монолит марксистско-ленинской типологии .

Множество подходов также позволяет сделать вывод о том, что сегодня не существует единственно правильной типологии государства и права. При этом можно констатировать степень приближенности каждой типологической конструкции к познанию данного объекта. Ни одна из систем не заключает в себе всю истину, но в то же время ни одну из них нельзя признать целиком ошибочной. Кроме того, наличие альтернативных типологий государства позволяет более целостно понять сущность государства . При том, что каждая из типологий создавалась и применялась вследствие отказа от других, уже сам факт их многообразия говорит о недостаточности любой из отдельно взятых .

Также можно сделать вывод, что во всем многообразии концепций так или иначе выделяются те, которые претендуют на универсальность.

Типология государств – это их классификация на основе определенных критериев, отражающая логику их исторического развития государств. Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.

Возможна социальная и общая типология государства. Общая типология основана обычно на различиях государственных структур и характере взаимоотношений органов государства. Если учитывать различные качества государства как политического сообщества, то, видимо, можно выделить плюралистические и тоталитарные государства.

В настоящее время по социальной сущности выделяются два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход . Критерием деления всех государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация и базис исторического типа общества.

Под общественно-экономической формацией понимается совокупность экономических отношений, определенный тип общества, основанный на том или ином способе производства, который в свою очередь определяется господствующей формой собственности на средства производства. Способ производства – это уровень развития производительных сил и производственных соотношений. Считается, что определенному уровню развития производственных сил, должен соответствовать определенный уровень экономических отношений (в условиях социалистического общества, по мнению Ленина, уровень развития производительных сил настолько высок, что на смену частной собственности должна придти коллективная (государственная) собственность ).

Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе (совокупность экономических отношений, уровень развития производительных сил и производственных отношений) и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом государственно-правовая надстройка не просто пассивно следует за экономическим базисом, но и может активно на него влиять. Общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства. Т.о. каждой формации соответствует свой тип государства и права.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись 5 формаций: первобытно-общинная (догосударственная), рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая), социалистическая. Марксистская теория различает 4 типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный (эксплуататорские типы) и исторически последний тип – социалистическое государство. При этом, по мнению последователей этой теории, социалистический тип государства, рассматривается как полугосударство и существует только на период перехода от буржуазного общества к полному коммунизму. С наступлением коммунизма государство и право изживают себя и отмирают. Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие традиций, обычаев и пр. В совокупности эти факторы образуют понятие культура. Родственные культуры образуют цивилизацию. Сама государственная власть рассматривается, как часть культуры.

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Выделяют, главным образом, этапы цивилизации:

o Локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (Индийская, Шумерская, Др. Египетская и т.п. ) – на заре возникновения государства;

o Особенные цивилизации (традиционные) (Китайская, Восточноевропейская, Исламская и др. );

o Всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, которая только находится в стадии становления и основывается на принципе гуманизма.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки (государство рассматривается как активный субъект экономических отношений), они тесно связаны с религией в единый политико-религиозный комплекс (древнеегипетская, шумерская, японская, сиамская и т.п. ). Государство вторичной цивилизации входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская, североамериканская и т.п. ), т.е. имеет место более четкое отграничение государства от религии и общественной надстройки, экономических отношений (приобретает относительную самостоятельность).

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств . Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

Таким образом, оценивая формационный и цивилизационный подходы к типологии государства, можно выделить их и сильные и слабые стороны.

К числу достоинств формационной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право. Слабыми сторонами формационной типологии государства являются: прямолинейность и запрограммированность смены одних типов государств другими; отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общественный строй. В данную типологию не укладываются так называемые переходные государства.

К числу достоинств цивилизационного подхода следует отнести внимание к культуре, проявление которой рассматривается в качестве важных факторов государственности. Слабыми сторонами этого подхода являются: недооценка социально-экономических факторов; существование множества критериев и несовпадающих классификаций; отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

Поэтому для определения сущности государства необходимо использовать оба подхода.

Иногда в литературе можно встретить деление государств на западные и восточные. В последнее время весьма широко применяется классификация государств на:

1. Тоталитарные (власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения, в правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом»).

3. Либеральные (создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом», но в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.).

4. Демократические (создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу; граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод).

Главным критерием данного подхода является политический (государственно-правовой) режим.

Справочно: Типы государств (формационный подход)

1. Рабовладельческое государство .

Рабовладельческий тип эксплуататорского государства и права представлялся исторически первым типом государства и права.

Рабовладельческое государство объявлялось по своей клас­совой сути орудием господства класса рабовладельцев, организа­цией политической власти господствующего класса в рабовла­дельческой общественно-экономической формации. К таким госу­дарствам относили как древневосточные рабовладельческие стра­ны (Египет, Вавилон, Китай и др.), так и античные (Греция, Рим). Важнейшей функцией всех рабовладельческих государств рас­сматривалась защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе и на рабов, что доказывалось отсылками на правовые источники эпохи рабовладения.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на работников – рабов, не обладающих статусом субъектов права, а являющихся объектом права и эксплуатации.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы, между которыми возникали острые социальные противоречия. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы, которые считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами.

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии (Др. Рим в III в.) и республики. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов: демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население, и аристократическая республика (Спарта и др.), где в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

2. Феодальное государство (это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др.).

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян, что служило основой социального неравенства.

Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т. е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Феодальное государство поддерживало и обеспечивало право господствующе­го класса на землю, на владение крепостными и присвоение их труда.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

3. Буржуазное государство .

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства.

Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов. Однако на всех этапах собственного становления и развития буржуазное государство раскрывалось (в чем и заключалась его сущность, с точки зрения представителей формационного подхода) как орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым, угнетенным пролетариатом и другими трудящимися классами и социальными слоями капиталистического общества. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствовал и буржуазный тип права как система юри­дических норм, выражающих и закрепляющих классовую волю буржуазии и являющихся средством защиты, закрепления и разви­тия общественных отношений и порядков, выгодных и угодных правящему классу. Такой тип государства и права объявлялся более высоким по сравнению с предыдущими антагонистическими (рабовладельческим и феодальным) типами и исторически послед­ним в ряду эксплуататорских типов государственно организованных обществ и их нормативных систем.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства - это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате - номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см. схемы на с. 177).

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву .

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Восточное государство

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

2) финансовую – взимание податей;

3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;

4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия , парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма . Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы , обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта . Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. – это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования , размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс , Ф. Энгельс, В. И. Ленин . Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.