Требование к судовым помещениям согласно уставу. Устав службы на судах ВВП РФ. Дисциплинарный устав флота Российской Федерации

  • 3.2. Территориальное море
  • 3.3. Прилежащая зона. Международно-правовой режим
  • 3.4.Правовая классификация международных проливов и каналов
  • 5.Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания
  • 5.1.Конвенция солас-74
  • Глава I «Общие положения» состоит из трех частей.
  • Глава IX «Управление безопасной эксплуатацией судов» (Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов - мкуб).
  • Глава XII «Дополнительные меры безопасности для балкеров». Основной регламентирующий документ по судам, перевозящим навалочный груз. Содержит следующие правила:
  • 6.Международно-правовые нормы предотвращения загрязнения мирового океана с судов
  • Дополнение III
  • 6.1. Марпол 73/78. Приложение I: Правила предотвращения загрязнения нефтью с судов.
  • 6.2. Марпол 73/78. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом
  • 6.3. Марпол 73/78. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными веществами в упаковке.
  • 6.7. Конвенция по управлению балластными водами 2004г.
  • 6.8.Международная конвенция по утилизации судов, безопасной для окружающей среды
  • 6.9.Международная конвенция о контроле над вредными противообрастающими системами на судах 2001 г.
  • 7.Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения среды
  • Примечание: следует дополнительно изучить «Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Морское право».
  • 8.Базовые правовые документы для плавсостава российской федерации
  • Глава VIII. Служба добычи рыбы
  • Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна
  • 8.2.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Судно
  • Глава V. Государственный портовый контроль
  • 8.4.Дисциплинарный устав флота Российской Федерации
  • Работник морского транспорта обязан:
  • 9.Правовой статус судна. Судовые документы
  • 9.1.Национальная принадлежность судов. Регистрационные документы судна
  • 9.2.«Удобный флаг»
  • 9.3.Порядок регистрации судов в Российской Федерации
  • 9.4.Структура судоходных компаний, менеджмент судов
  • 9.5.Классификационные документы судна
  • Б) Российский Морской Регистр судоходства
  • Услуги рс:
  • 9.6.Конвенционные документы судна (на примере упс «Херсонес»)
  • 9.7.Технические документы судна (в т.Ч. Построечные)
  • 9.8.Эксплуатационные документы
  • 10.Морской порт
  • 10.1.Обслуживание груза в портах, администрация порта
  • 10.2. Договор морского агентирования
  • 10.3.Контроль над иностранным судном со стороны государства порта
  • Выдержка из Парижского mou
  • 10.4. Таможенные правила Российской Федерации
  • Таможенное оформление и таможенный контроль при отходе судов за границу
  • 11. Морская перевозка грузов
  • 11.1.Основные термины и понятия. Правовая регламентация международных морских перевозок
  • 11.3. Ограничение ответственности перевозчика
  • 12. Морская ипотека
  • 13.Затонувшее имущество
  • 14. Правовые аспекты морской буксировки
  • 15. Суд и арбитраж по морским делам
  • 17. Дата и место подписания Акта __________________________________________________________
  • При преднамеренном или аварийном сбросе капитан обязан:
  • Страхование гражданской ответственности судовладельца (p&I). Объекты страхования
  • Покрываемые риски:
  • Страхование каско судов (h&m):
  • Страхование риска потери фрахта судовладельца (fi&I):
  • 8.4.Дисциплинарный устав флота Российской Федерации

    Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395 утвержден Устав о дисциплине работников морского транспорта:

    Общие положения

    Настоящий Устав, разработанный на основании Кодекса законов о труде Российской Федерации и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

    Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.

    Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

    Основные обязанности работников морского транспорта

    Работник морского транспорта обязан:

    а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом); б) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта; в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции; г) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций; д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

    ж) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

    ) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

    и) знать настоящий Устав и точно выполнять его требования;

    к) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Работодатель обязан:

    а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха; б) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ; в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

    г) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения; д) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину; е) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта; ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

    Указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель. В случае получения указания от вышестоящего руководителя работник морского транспорта обязан выполнить его и известить об этом непосредственного руководителя, за исключением указания, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера. Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

    Поощрение Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе. Поощрение применяется руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации.

    К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения: а) объявление благодарности (в устной или письменной форме); б) выдача премии;

    г) награждение Почетной грамотой;

    д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

    Ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации; з) награждение знаками "Почетному работнику морского флота", "Почетному полярнику". Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта. За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

    Поощрение работников морского транспорта осуществляется в следующем порядке: а) право объявлять благодарность в приказе по судну имеет капитан судна; б) право объявлять благодарность в приказе, выдавать премию и награждать ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника; в) присвоение звания лучшего работника по профессии производится в установленном порядке; г) право награждать Почетной грамотой, заносить в Книгу почета и на Доску почета имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации; д) право награждать Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, а также знаками "Почетному работнику морского флота" и "Почетному полярнику" имеет Министр транспорта Российской Федерации.

    Руководитель может применять другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта. Виды поощрения, предусмотренные настоящим Уставом, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, официально исполняющими их обязанности. Если к работнику морского транспорта необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме.Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника морского транспорта.

    Дисциплинарные взыскания

    Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

    а) замечание;

    б) выговор;

    в) строгий выговор;

    д) увольнение.

    Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

    а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

    в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

    Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

    Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке: а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

    Начальник землечерпательного каравана и начальник экспедиции по морскому перегону судов наделяются правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в землечерпательный караван или экспедицию по морскому перегону судов; б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания; в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности. Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

    Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

    Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания - 1 года) со дня совершения проступка.В этот срок не включается время производства по уголовному делу. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника морского транспорта и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    8.5.Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 708 утвержден Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 n 708 (ред. от 19.10.2007).

    I. Общие положения

    1. Настоящий Устав, разработанный в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет обязанности работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее именуются - работники) по соблюдению дисциплины, обеспечению безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защите и сохранению окружающей среды. 2. Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей судов рыбопромыслового флота Российской Федерации всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также на других работников рыбопромыслового комплекса, включаемых в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. 3. Дисциплина работников состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, выполнении указаний руководителей, данных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и трудовым договором (контрактом). II. Основные обязанности работника и работодателя

    4. Работник обязан:

    а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом); б) содействовать обеспечению безопасности мореплавания, ведения промысла, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, своевременному и качественному техническому обслуживанию судов, портового и иного оборудования, технических средств рыбопромыслового флота Российской Федерации; в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды, нормы производственной санитарии и гигиены труда и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции

    г) проходить подготовку, переподготовку и проверку знания правил, норм и инструкций, относящихся к его трудовой деятельности;

    д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера

    е) не оставлять самовольно свое рабочее место;

    ж) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, коллективе организации рыбопромыслового комплекса;

    з) выполнять иные требования, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

    5. Работодатель обязан

    а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию членов экипажей судов рыбопромыслового флота Российской Федерации и других работников, на которых распространяется действие настоящего Устава, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

    б) организовать трудовую деятельность работников в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны, безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций;

    г) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину, поощрять работников, отличившихся при выполнении служебных обязанностей;

    д) воспитывать у работников добросовестное отношение к труду, поощрять инициативу и творческую активность, содействовать их участию в выявлении и устранении недостатков; е) обеспечивать в установленном порядке расследование несчастных случаев на производстве и причин профессиональных заболеваний;

    ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Указание по работе подчиненный получает, как правило, от своего непосредственного руководителя. При получении указания от вышестоящего руководителя работник обязан выполнить его и известить об этом своего непосредственного руководителя. Работник не обязан выполнять указания, которые противоречат действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды.

    7. Работники, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная одежда.

    8. Каждый работник, на которого распространяется действие настоящего Устава, обязан знать его и точно выполнять его требования.

    III. Поощрения

    9. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества рыбопродукции, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений.

    Поощрение применяется руководителем совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом (при наличии такого органа в организации рыбопромыслового комплекса) или по согласованию с ним.

    10. К работникам применяются следующие виды поощрения:

    а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

    б) выдача премии;

    в) награждение ценным подарком;

    г) награждение почетной грамотой;

    д) занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета;

    е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

    ж) награждение нагрудным знаком.

    Допускается применение к одному работнику одновременно нескольких видов поощрения. За особые трудовые заслуги работники в установленном порядке представляются к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

    11. Поощрение осуществляется в следующем порядке:

    а) капитан судна рыбопромыслового флота Российской Федерации имеет право объявлять благодарность в приказе по судну;

    б) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может объявлять ему благодарность в приказе, принимать решение о премировании и награждать ценным подарком;

    в) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом награждать этого работника почетной грамотой, заносить в Книгу почета, Книгу истории корабля или на Доску почета;

    г) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти по рыболовству, нагрудным знаком, присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе производятся в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;

    д) к работнику могут применяться другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации рыбопромыслового комплекса.

    12. Если к работнику необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. 13. Поощрения (кроме устной благодарности) объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника.

    IV. Дисциплинарные взыскания

    14. Дисциплинарным проступком считается нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, в служебных помещениях и на территории организации рыбопромыслового комплекса.

    15. За совершение дисциплинарного проступка на работника налагаются следующие виды дисциплинарного взыскания:

    а) замечание;

    б) выговор;

    в) строгий выговор

    г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

    д) изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    е) увольнение.

    16. За каждый дисциплинарный проступок на работника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

    17. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях: а) систематического невыполнения служебных обязанностей и указаний руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков; в) нарушения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

    18. Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

    19. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 20. Изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации осуществляется за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла. Работнику, получившему указанное взыскание, предоставляется работа с учетом профессии (специальности), не связанная с руководством, эксплуатацией, обеспечением безопасности мореплавания, сохранением жизни и здоровья людей на море, ведением промысла на рыбопромысловом флоте Российской Федерации. 21. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения налагается на работника за: а) систематическое неисполнение без уважительных причин предусмотренных настоящим Уставом обязанностей, если на работника ранее налагались дисциплинарные взыскания; б) прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

    в) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

    г) грубое нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, повлекшее за собой несчастный случай с тяжелым исходом или гибель людей; д) грубое нарушение дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность для жизни и здоровья людей;

    е) нарушение таможенных правил;

    ж) грубое нарушение правил ведения промысла.

    Перечень грубых нарушений дисциплины, угрожающих безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, правил ведения промысла и перечень категорий работников, увольняемых за эти проступки без предварительного согласия профсоюзного комитета, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. 22. Руководители налагают на работников дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

    а) устное замечание может быть сделано каждым руководителем; б) взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения могут налагаться руководителем, имеющим право приема на работу данного работника;

    в) изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации может осуществляться руководителем федерального органа исполнительной власти по рыболовству на срок до 3 лет и руководителем администрации морского порта на срок до одного года;

    г) руководитель, имеющий право издания приказов, может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора на тех подчиненных ему работников, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    д) капитан самоходного или рыбопромыслового судна рыбопромыслового флота Российской Федерации с экипажем численностью не менее 10 человек при выходе судна в рейс продолжительностью 15 суток и более, вправе налагать на членов экипажа этого судна взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора; е) капитан судна рыбопромыслового флота Российской Федерации имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника. 23. Если с учетом тяжести проступка необходимо наложить дисциплинарное взыскание, которое данный руководитель наложить не правомочен, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

    24. Руководитель федерального органа исполнительной власти по рыболовству вправе налагать предусмотренные настоящим Уставом дисциплинарные взыскания в полном объеме на лиц, подпадающих под действие настоящего Устава, а его заместители - указанные дисциплинарные взыскания, кроме изъятия дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации и увольнения лица, назначаемого на должность руководителем федерального органа исполнительной власти по рыболовству.

    25. Руководитель обязан лично до наложения взыскания на работника всесторонне, объективно разобраться в мотивах и причинах совершенного проступка и затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника представить указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника от представления указанного объяснения не является препятствием для наложения взыскания. 26. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного им проступка.

    При определении меры дисциплинарного взыскания должны учитываться вред, причиненный данным проступком, обстоятельства, при которых он совершен, мотивы проступка, а также предшествующая работа лица, совершившего проступок. 27. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, нахождения его в плавании, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. В случае ведения компетентным органом служебного расследования, передачи материала в органы дознания или проведения предварительного следствия дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования, отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев (для работников, находившихся в плавании более 5 месяцев, - позднее одного года) со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 28. Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию, а в случаях изъятия дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации - со дня истечения срока взыскания. Работнику, у которого изъят диплом капитана или лица командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации, может быть предоставлена прежняя должность только после проверки в установленном порядке его профессиональных знаний. 29. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    Литература

    Вопросы для самопроверки:

    1 Основы морского права в Российской Федерации?

    2.Структура УФРП, права и обязанности капитана, согласно УФРП.

    3.Экипаж судна и основы организации судовой службы.

    4.Организация обеспечения живучести судна, спасения человеческой жизни на море.

    5.Повседневный распорядок и быт, согласно УФРП.

    6.Структура КТМ РФ. Что такое торговое мореплавание, согласно КТМ РФ?

    "

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................

    3. СУДОВЛАДЕЛЕЦ..................................................................

    4. ЭКИПАЖ.................................................................................

    Основные задачи и состав судового экипажа.........................

    Прием и назначение на судно судового экипажа.....................

    5. КАПИТАН.................................................................................

    Права..........................................................................................

    Ответственность........................................................................

    Обязанности.............................................................................

    6. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ И СУДОВАЯ КОМАНДА..........

    Старший помощник капитана...................................................

    Старший (главный) механик.....................................................

    Второй механик........................................................................

    Начальник радиостанции.........................................................

    Вахтенные помощники капитана.............................................

    Вахтенные механики................................................................

    Электромеханик.......................................................................

    Судовая команда......................................................................

    Должностные инструкции судового экипажа.........................

    7. СУДОВАЯ СЛУЖБА.............................................................

    8. СУДОВОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ..................................................

    9. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА........................................................

    Основные положения...............................................................

    Вахта в порту............................................................................

    Подготовка судна к рейсу (выходу в море).............................

    В ахта в море.............................................................................

    Судно при подходе к порту и входе в порт.............................

    10. РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.........

    Основные положения.....................................

    Радиовахта......................................................

    11. МЕДИКО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА......

    Организация медицинского обслуживания...

    Алкоголь и наркотики....................................

    12. СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА..

    Назначение и задачи.......................................

    Планирование технического обслуживания.

    Организация технического обслуживания....

    13. СЛУЖБА БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ....

    Основные задачи............................................

    Судовые расписания по тревогам..................

    Виды и сигналы тревог..................................

    Учеба и тренировки........................................

    Информационные материалы........................

    Действия в аварийных ситуациях..................

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Устав службы на морских судах разработан во исполнение Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Он определяет основы организации службы на судах,

    основные обязанности, права и ответственность капитанов, командного состава и судовых команд и их взаимоотношения с судовладельцем. Устав распространяется на все морские суда независимо от их назначения, типа и форм собственности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации.

    1.2. Суда приобретают право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента их регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации - государственном, судовой книге или бербоут-чартерном (суда, приобретенные за пределами Российской Федерации, пользуются правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего такое право, и действительного до регистрации судна в государственном реестре или судовой книге, но не более чем шесть месяцев).

    1.3. Суда должны иметь на борту отличительные обозначения - название судна

    (присваиваемое собственником в порядке, установленном федеральным органом ис-

    полнительной власти в области транспорта), порта приписки, обозначения (знаки) при-

    надлежности и безопасности. Название судна наносится в носовой части с обоих бортов и на корме. На судах загранплавания название судна наносится также на щитах, устанавливаемых с каждого борта на ограждения верхнего или ходового мостика. Название порта приписки наносится на корме. Название судна и порта приписки на корпусе судна наносится буквами русского алфавита, а название судна на щитах - буквами латинского алфавита.

    Принадлежность судов может обозначаться маркировкой дымовых труб (она может осуществляться символикой национального флага). На обоих бортах судов наносятся знаки безопасности: на середине длины судна - круг Плимсоля, шкала грузовой марки и палубная линия, а на фор- и ахтерштевне - шкалы углубления.

    1.4. Судам присваивается позывной сигнал, а в зависимости от технической ос-

    нащенности также идентификационный номер судовой радиостанции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой радиостанции. Порядок присвоения судам позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, а

    идентификационного номера судовой радиостанции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой радиостанции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

    2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ. ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

    2.1. Суда, пользующиеся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации имеют национальность Российской Федерации. Они должны нести на борту Государственный флаг Российской Федерации. Он поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке с восходом и спускается с заходом солнца, если местные правила не требуют иного. Кроме Государственного флага Российской Федерации на судне может быть поднят флаг или вымпел судовладельца или фрахтователя. Эти символы поднимаются на носовой (сигнальной) мачте, а если ее нет - на носовом флагштоке.

    2.2. Во время стоянки судна в иностранном порту, при следовании в иностранных территориальных водах одновременно с Государственным флагом Российской Федерации поднимается флаг прибрежного государства, в чьих водах находится судно. Флаг прибрежного государства поднимается на носовой (сигнальной) мачте, если иное не указано в местных правилах.

    2.3. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента, Председателя Правительства, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Российской Федерации, а также дипломатических представителей и консулов страны кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле, с их согласия на носовой (сигнальной) мачте также поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Во время нахождения на судне Министра транспорта Российской Федерации с его согласия на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг Министра транспорта Российской Федерации. Капи-

    тан судна при посещении судна официальными лицами лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В нем указывается наименование судна, краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капитана.

    2.4. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или правительства с их согласия на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг этого государства. Капитан судна при этом встречает их и представляется.

    2.5. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации судно приветствует его приспусканием Государственного флага Российской Федерации. Во время встречи в море все суда, плавающие под флагом Российской Федерации, приветствуют друг друга однократным приспусканием флага Российской Федерации. Взаимное приветствие необязательно при плавании в сложных условиях - входе в порт и выходе из порта,

    прохождении каналов и узкостей, маневрировании, плавании во льдах и на мелководье, во время шторма и т.д.

    2.6. В торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна по согласованию с консулом судно может расцвечиваться флагами Международного Свода Сигналов.

    В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным на одну треть длины фала. В национальных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных портах по согласованию с консулом и портовыми властями.

    3. СУДОВЛАДЕЛЕЦ

    3.1. Судовладелец организует эксплуатацию судов, несет за нее полную ответственность

    и формирует, как это предусмотрено Международным Кодексом по управлению безопасностью

    (ISM Code), политику безопасности, воплощает ее в системе управления безопасностью и на этой основе обеспечивает:

    1 распределение обязанностей, прав и ответственности и взаимодействие всего персонала, осуществляющего работы (управление, выполнение и контроль исполнения), влияющие на безопасность и предотвращение загрязнения;

    2 учреждение назначенного лица, осуществляющего контроль безопасности и предотвращения загрязнения на судах и оказание им. если это требуется, береговой поддержки;

    3 соблюдение международных и национальных правил и норм по безопасности и предотвращению загрязнения;

    4 устойчивую и надежную связь с судами, контроль состояния и безопасности судов,

    незамедлительные действия по расследованию аварийных происшествий и принятию мер по их устранению и предупреждению;

    5 снабжение судов необходимыми для судовождения:

    текстами международных конвенций и резолюций, национальных законов, правил и обычаев портов захода судов, регулирующих положения торгового мореплавания;

    картами, лоциями, описаниями маяков и огней, извещениями мореплавателям и иными навигационными пособиями на предстоящие рейсы;

    справочно-информационными материалами по транспортным свойствам и правилам морской перевозки грузов и пассажиров;

    6 техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое снабжение судов;

    7 порядок и формы судовых регистрации (судовые журналы, планы и т.д.).

    3.2. Судовладелец организует и осуществляет подготовку судов к безопасной экс-

    плуатации. Суда признаются подготовленными к безопасной эксплуатации, если они:

    1 имеют надлежаще оформленные судовые документы, удостоверяющие их со-

    ответствие международным и национальным правилам и нормам по безопасности и годность к плаванию;

    2 укомплектованы судовыми экипажами по составу, численности, квалификации,

    компетентности, профессионализму и медицинской пригодности, соответствующими международным и национальным правилам и нормам;

    3 имеют на борту запасы всех необходимых видов снабжения (сменно-запасных частей,

    инвентаря, инструментов, топлива, продовольствия и т.д.);

    4 находятся в исправном техническом, экологическом и санитарном состоянии и содержатся в опрятном виде.

    3.3. Судовладелец отслеживает наличие и сроки действительности судовых документов на судах, выдаваемых уполномоченными на то органами надзора и удостоверяющими соответствие судов требованиям международных и национальных правил и норм по безопасности и их годность к плаванию. Он организует своевременное предъявление судов органам надзора для возобновления или продления судовых документов в соответствии с установленными нормативными сроками их действительности.

    3.4. Судовладелец должен обеспечить членам экипажей судов безопасные условия труда

    и охрану здоровья, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие спасательных средств и надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов,

    помещений для отдыха) и культурно-бытовое обслуживание. Он обязан страховать заработную плату и иные причитающиеся членам судовых экипажей судов суммы, в том числе расходы по репатриации, их жизнь и здоровье при исполнении служебных обязанностей.

    Основные задачи и состав судового экипажа

    4.1. Эксплуатация судна осуществляется судовым экипажем. Основными задачами судового экипажа являются обеспечение безопасной эксплуатации судна, предотвращения причинения ущерба судну, находящимся на нем людям, грузу, имуществу и окружающей среде,

    защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях. В

    состав судового экипажа входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда. К

    командному составу кроме капитана относятся помощники капитана, механики,

    электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу. По конвенционной градации судовой экипаж подразделяется на палубную и машинную команды. Старший помощник капитана, вахтенные помощники капитана и матросы образуют палубную команду. Старший (главный) механик, второй и вахтенные механики, электромеханики, мотористы и электрики образуют машинную команду.

    Другие члены судового экипажа

    распределяются по командам в зависимости от основных выполняемых ими должностных обязанностей.

    4.2. Все члены судового экипажа должны иметь дипломы, квалификационные и специальные свидетельства, предусмотренные международными и национальными нормативно-правовыми документами, удостоверяющими квалификацию, компетентность,

    профессионализм и медицинскую пригодность к морской службе. Компетентность и профессионализм определяются применительно к основным выполняемым на судне функциям для уровней ответственности:

    1 управления, связанного с выполнением функций, капитаном, старшим помощником капитана, старшим (главным) и вторым механиком;

    2 эксплуатации, связанной с выполнение функций вахтенным помощником капитана,

    вахтенным механиком либо механиком с периодически безвахтенно обслуживаемым машинным помещением и радиооператором;

    3 вспомогательного, связанного с выполнением функций под контролем лиц судового экипажа, работающих на уровне эксплуатации или управления. Дипломы,

    квалификационные и специальные свидетельства выдаются капитаном морского порта в порядке, установленном Положением о дипломировании членов экипажей морских судов,

    утвержденном Правительством Российской Федерации. Выдаваемые членам судового экипажа дипломы, квалификационные и специальные свидетельства:

    1 дипломы - капитана, старшего помощника капитана и вахтенного помощника капитана; судовых механиков первого, второго и третьего разряда; судовых электромехаников первого, второго и третьего разряда; судовых радиоспециалистов - радиоэлектроника первого, второго класса, оператора и оператора ограниченного района Глобальной морской системы связи и для обеспечения безопасности (ГМССБ),

    радиооператора первого и второго класса и судового врача;

    2 квалификационные свидетельства (для лиц рядового состава) - матроса, моториста,

    токаря-моториста и электрика;

    3 специальные свидетельства для лиц командного и рядового состава, выдаваемые согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95)

    В оригинале дипломы, квалификационные и специальные свидетельства судового экипажа хранятся на судне, в копии у судовладельца.

    4.3. Состав и численность судового экипажа устанавливается судовладельцем исходя из назначения, типа, размеров, технической оснащенности, энергетической вооруженности и эргономнокомпактности (меры автоматизации), условий и особенностей плавания судна. При этом состав и численность судового экипажа не может быть ниже минимальных норм,

    предусмотренных международными и национальными нормативно-правовыми документами.

    Минимальные нормы состава и численности судового экипажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (по согласованию с профсоюзными органами) с учетом необходимости обеспечения безопасности мореплавания, соблюдения требований к продолжительности рабочего времени и недопущения перегрузки членов судового экипажа. Свидетельство о минимальном составе и численности судового экипажа выдается капитаном морского порта, в котором осуществлена регистрация судна.

    Прием и назначение на судно судового экипажа

    4.4. Судовой экипаж принимается на работу и назначается на судно приказом су-

    довладельца. Порядок приема на работу членов судового экипажа, их обязанности, права и ответственность, условия и оплата труда, а также основания и порядок увольнения определяются законодательством Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, уставом службы на морских судах, уставом о дисциплине работников морского транспорта, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными

    и трудовыми договорами.

    4.5. Капитан, назначенный на должность, вступает в исполнение своих обязанностей после приема судна. Прием производится в присутствии сдающего судно капитана. Если по каким-либо причинам сдающий судно капитан отсутствует, то прием судна осуществляется в присутствии полномочного представителя судовладельца (с указанием причины отсутствия сдающего судно капитана). При приеме-сдаче судна капитан должен:

    1 принять все судовые документы по описи, а денежные суммы, документы и ценные бумаги по кассовой книге (недостатки или излишки денежных сумм, документов и ценных бумаг отражаются в акте);

    2 ознакомиться с судовым экипажем;

    3 получить от сдающего судно капитана все необходимые данные о конструктивных особенностях, технико-эксплуатационных параметрах, мореходных и маневренных свойствах судна, его состоянии и готовности к предстоящему рейсу;

    4 ознакомиться с рейсовым заданием судна (ремонтом, если судно в ремонте) и ходом его выполнения;

    5 осмотреть судно совместно со сдающим судно капитаном в сопровождении старшего помощника капитана и старшего (главного) механика и получить необходимые разъяснения.

    По окончании приема-сдачи должен быть составлен акт установленной формы приема-

    сдачи судна. Акт подписывается принимающим и сдающим судно капитанами. В порядке исключения при ограниченных сроках прием-сдача судна с разрешения судовладельца может проводиться по усеченной процедуре. Она предусматривает, как минимум, составление и подписание обоими капитанами акта приема-сдачи судна, денежных сумм, документов и ценных бумаг по кассовой книге. В акте отмечается, что судно принято-сдано без осмотра.

    Акт приема-сдачи высылается судовладельцу и в копии хранится на судне. Прием-сдача и вступление назначенного капитана в командование судном регистрируется в судовом журнале с указанием времени за подписями принимающего и сдающего судно капитана. О вступлении капитана в командование объявляется приказом по судну.

    4.6. Члены судового экипажа, назначенные на судно, по прибытии на судно должны представиться капитану. До вступления в должность они обязаны изучить и показать знания судна и судового оборудования, эксплуатационных процедур, политики безопасности, системы управления безопасностью и должностных обязанностей. Изучение проводится:

    1 на берегу (подготовительное) путем:

    ознакомления с имеемой у судовладельца документацией и информацией по судну и обучения на тренажерах судовладельца или внешних учебных центров;

    1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.

    2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе торгового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.

    3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

    4. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.

    5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

    6. Определение «капитан» распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда «командир», «багермейстер», «шкипер», «капитан-дублер» и т. п., а определение «механик» распространяется на лиц, именуемых «старший механик», «механик-дублер» и т. п.

    7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке, Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.

    8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.

    9. Все документы, издаваемые Министеством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованны с положениями настоящего Устава.

      Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т. е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).

    2.Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта

    Дисциплина работников внутреннего водного транспорта и их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования внутреннего водного транспорта, в том числе безопасности судоходства и движения судов, безопасности гидротехнических сооружений, сохранности имущества, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

    1. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применить все виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и настоящим Федеральным законом. Капитан судна вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии.

    2. Наложение капитаном судна на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном служебном соответствии и снятие дисциплинарного взыскания оформляются приказами по судну с последующим уведомлением работодателя.

    3. Наложение работодателем на члена экипажа судна дисциплинарного взыскания осуществляется по представлению капитана судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае проведения служебного расследования дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

      При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, работник внутреннего водного транспорта может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. По истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник должен сдать квалификационный экзамен в целях оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта. В случае, если работник 2 раза подряд не сдал указанный квалификационный экзамен либо отказался от сдачи квалификационного экзамена, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья. В случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

    1. К работникам внутреннего водного транспорта помимо видов поощрений, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, применяется поощрение в виде награждения ведомственными наградами (медалями, нагрудными знаками, нагрудными знаками отличия) в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта.

    2. Работодатель либо уполномоченные им в установленном порядке лица вправе применять все виды поощрений, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.Капитан судна вправе объявлять благодарность членам экипажа судна с оформлением приказа по судну и последующим уведомлением работодателя.

    § 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

    Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

    В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

    Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

    Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

    Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

    В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

    Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

    Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

    Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

    Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

    Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

    Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

    Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

    Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

    Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

    Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

    На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

    На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

    Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

    Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

    Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

    Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

    В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.

    Устав о дисциплине работников речного транспорта.

    · Общие положения. Капитан, экипаж судна, командный состав, судовая команда, (рядовой состав). Общие обязанности членов экипажа судна.

    · Основы организации судовой и вахтенной службы. Судовые расписания, время несения вахт рядовым составом.

    · Судовое заведование. Что в него входит, каким документом определяется.

    · Вахтенная служба. Что такое вахта, основные обязанности вахтенных,

    ответственность за несение вахтенной службы. Ходовая, стояночная вахта.

    · Вахтенный начальник. Его основные обязанности относительно лиц, несущих вахту, а также других лиц, находящихся на судне.

    · Порядок смены вахт, подвахта.

    · Обязанности вахтенного рулевого (матроса) на стоянке и на ходу в соответствии с

    Уставом службы на судах.

    · Порядок подъема флагов и вымпелов на судах.

    · Порядок допуска на судно посторонних лиц.

    · Организация борьбы за живучесть судна. Основные документы по организации

    борьбы за живучесть судна.

    · Сигналы общесудовых тревог. Обязанности членов экипажа по тревогам.

    · «Шлюпочная тревога». Порядок оставления судна пассажирами и экипажем.

    · Тревога «Человек за бортом». Действия по тревоге, оказание первой помощи спасенному.


    · Распорядок жизни и быт экипажа судна: судовые помещения, обеспечение санитарного состояния судна, прием пищи, увольнение на берег, пользование судовыми шлюпками (лодками), судовые правила.

    · Меры поощрения и взыскания, порядок их применения в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта и Трудовым кодексом РФ.

    Правила плавания по ВВП РФ

    · Термины и определения: - судно, самоходное судно, скоростное судно, маломерное судно, парусное судно, паром, буксирный состав, толкаемый состав, судно на ходу, судно на стоянке, судовой ход; движение вверх, вниз, полоса движения, ось судового хода, кромка судового хода, встречное движение, расхождение, обгон, пересекающиеся курсы, про пуск, безопасная скорость, минимальная скорость.

    · Общий порядок движения и расхождения судов, обгон судов.

    · Огни и знаки судов и плотов.

    · Звуковые сигналы, их значение.

    Устройство судна

    · Термины и понятия: - корпус судна, набор корпуса, обшивка, палуба, днище, борт, штевни (форштевень, ахтерштевень), переборка, отсек, форпик, ахтерпик, бак, полубак, ют, коффердам, люк, комингс, шпангоуты и их виды, бимс, кильсон, карлингс, киль, пиллерс, кница, голубница, портик, шпигат.

    · Основные судовые устройства: рулевое, буксирное, якорное, сцепное, швартовное, шлюпочное, грузовое.

    · Судовые системы: водоснабжения, отопления, вентиляции, холодильная, сточно­фановая и др.



    Должны уметь:

    · управлять судном под руководством вахтенного начальника;

    · осуществлять переход с одного вида рулевого управления на другой (с основного на резервный или аварийный и наоборот);

    · работать с палубными механизмами и судовыми устройствами (якорным, швартовным, буксирным, шлюпочным и др.);

    · пользоваться системами внутренней связи и аварийной сигнализации;

    Обязан соблюдать требования техники безопасности при выполнении всех судовых работ и в повседневной жизни на судне.

    Раздел 7. Рабочие программы квалификационных испытаний при дипломировании моториста, машиниста, лебедчика, электрика судового

    Моторист, машинист, лебедчик, электрик судовой должны иметь понятия о внутреннем водном транспорте, устройстве судна, знать Устав службы на судах ВВТ РФ, устав о дисциплине работников речного транспорта в объеме, указанном в разделе 6. Они обязаны знать и выполнять технику безопасности при работе в машинном отделении, на палубе и повседневной жизни на судне.

    · 7.1. Кроме того, моторист, машинист должны знать :

    · Устройство судовой силовой установки, вспомогательных механизмов и систем, нормативные эксплуатационные показатели их работы.

    · Технические параметры и инструкции по обслуживанию судовой техники.

    · Судовые системы, их назначение и функционирование, работу контрольно ­измерительных приборов (КИП).

    · Требования наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.

    Обязаны уметь:

    · Нести вахту под руководством старшего по вахте в машинном отделении (механика, пом. механика).

    · Выполнять слесарные, демонтажные и монтажные работы при ремонте ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

    · Осуществлять обслуживание ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

    · 7. 2. Лебедчик земснаряда должен знать:

    · Устройство вспомогательных механизмов и устройств.

    · Правила эксплуатации палубных технических средств.

    · Швартовные операции и порядок их проведения.

    · Судовые палубные и грузовые работы.

    Должен уметь:

    · Управлять палубными техническими средствами, пользоваться брашпилем при якорных и швартовных операциях, отдавать и поднимать якорь, обслуживать якорное устройство.

    · Управлять оперативными лебедками при выполнении земснарядом

    дноуглубительных работ.

    · 7.3. Судовой электрик должен знать:

    · Устройство судна, машин и механизмов, рулевых устройств, навигационных

    приборов.

    · Устройство судовой электростанции, главного и других распределительных щитов.

    · Аппаратуру электрооборудования и приборы.

    · Правила эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

    · Технику безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

    Должен уметь:

    · Обслуживать и осуществлять ремонт судового электрооборудования.

    Раздел 8. Рабочая программа квалификационных испытаний при дипломировании шкипера несамоходного судна

    Шкипер несамоходного судна должен знать:

    · Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Трудовой кодекс РФ, Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта, Устав службы на судах речного флота, законодательные и нормативные право вые акты по вопросам, касающихся деятельности членов экипажей несамоходных судов в объеме, изложенном в разделе 1. Общие вопросы.

    · Правила плавания по ВВП РФ и Особенности движения и стоянки судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна.

    · Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей.

    · Правила сдачи судов в ремонт и приемки из ремонта.

    · Правила противопожарной безопасности на судах ВВП РФ.

    · Инструкции по ведению судовой документации и отчетности.

    · Правила безопасности труда на судах речного флота.

    · Устройство судна, судовых механизмов и устройств.

    · Правила и инструкции погрузки, выгрузки судов.

    Обязан уметь:

    · Руководить деятельностью экипажа несамоходного судна.

    · Обеспечивать надлежащее содержание и правильную техническую эксплуатацию несамоходного судна и судовых технических средств.

    · Осуществлять прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

    · Управлять несамоходным судном по указанию капитана (вахтенного начальника)

    буксирующего судна.

    · Обеспечивать работу энергетической и котельной установок судна.

    · Вести судовую документацию и отчетность.

    · Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.