Требования 384 фз. Требования для пользователей зданий и сооружений

В основе этого феномена – неуважение к профессионалам. Сегодня профессионал часто воспринимается как белая ворона. Он не может работать «по понятиям», пугает рисками, авариями, говорит о необходимости что-то исследовать. Его скучно слушать, надо напрягать извилины, чтобы понять, о чем это он вещает. И главное, он чаще всего не обещает сиюминутной выгоды.

Удобнее использовать послушных исполнителей, не имеющих собственного мнения, забывая о законе сопромата «Опираться можно только на то, что сопротивляется». Но нарушение законов природы никогда не проходит без печальных последствий. Начали падать спутники, разрушаться энергоблоки, намного чаще, чем раньше, стали трещать дома, даже недавно возведенные. Так, постепенно, мы приближаемся к опасной черте – периоду техногенных катаст­роф. Снижается надежность проектных решений, уменьшается долговечность строящихся зданий, исчерпывается ресурс ранее возведенных строений, эксплуатируемых на износ без профилактических ремонтов и мониторинга за их состоянием.

Что можно противопоставить этой негативной тенденции? Только опору на профессионалов. Этому призван способствовать Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (384-ФЗ). Он распространяется на весь жизненный цикл здания – инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатацию – вплоть до сноса строения. Главное же его значение состоит в том, что он ставит заслон непрофессионализму и некомпетентности, что не всегда и не всем удобно. Можно утверждать, что сегодня для того, чтобы навести порядок в области строительства, достаточно исполнять этот закон.

1. Закон покончил со спекуляциями последних лет о необязательности исполнения строительных норм.

Закон 384-ФЗ устанавливает ясные требования об обязательности положений, стандартов и сводов правил, оказывающих влияние на безопасность. В настоящее время завершается процесс актуализации строительных норм, в котором авторы этой публикации принимают самое активное участие, работая в технической комиссии Минрегионразвития. Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки, нормы, которые не пересматривались вот уже несколько десятилетий, удалось обновить введением актуальных современных требований.

2. Принцип предельных состояний – основа обеспечения безопасности.

Реализованная в законе концепция обеспечения механической безопасности здания или сооружения хорошо знакома проектировщикам и давно принята как в нашей стране, так и за рубежом. Она базируется на условии недопущения предельного состояния по прочности и устойчивости в строительных конструкциях и в грунтах основания как в процессе строительства, так и в период эксплуатации здания или сооружения.

Тем не менее сам факт, что эту концепцию сделали основополагающей для федерального закона, трудно переоценить. Это позволит привлекать к ответст­венности тех проектировщиков, которые вольно или невольно, в силу своей слабой компетентности, занимаются «воровством надежности» у объекта. Это оздоровит ситуацию в проектировании и очистит его от авантюристов, деятельность которых с каждым годом становится все опаснее.

Некоторым горе-проектировщикам кажется, что можно чуть-чуть, ненадолго нарушить требования норм, и все обойдется. Однако допустить возникновение предельного состояния непозволительно даже на пять минут, как нельзя на пять минут украсть в банке миллион. И то и другое – преступление. Первопричиной любой аварии строительного объекта является нарушение норм либо при проектировании, либо при строительстве и эксплуатации.

3. Закон вводит требование о трехмерных нелинейных расчетах взаимодействия зданий и оснований.

Впервые на уровне федерального закона прописаны требования к расчетным моделям, расчетным схемам, основным предпосылкам расчета. Прежде всего они должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой строительной ситуации. Необходимо учитывать пространственную работу строительных конструкций, геометрическую и физическую нелинейность и даже пластические и реологические свойства материалов и грунтов. Особо оговаривается необходимость расчета зданий и оснований с учетом их взаимодействия.

Российские специалисты имеют признанный приоритет в этой тематике. Профессор В. М. УЛИЦКИЙ, глава петербургской геотехнической школы, является председателем международного технического комитета № 207 «Взаимодействие зданий и оснований. Подпорные стены» Всемирной ассоциации геотехников ISSMGE, в котором работают ведущие специалисты из 22 стран.

Для того чтобы выполнить требования закона, нужен самый современный расчетный аппарат, эффективные модели работы грунта и конструкций, программы совместного расчета зданий и оснований в трехмерной постановке.

К сожалению, подавляющее большинство проектных фирм не владеет основами совместных расчетов, не располагает верифицированными программами для расчетов оснований. Необходимы срочные меры по повышению квалификации проектировщиков в области нелинейных расчетов взаимодействия зданий и оснований, по овладению ими совершенными инструментами нелинейных трехмерных совместных расчетов.

4. Закон вводит требование об обеспечении безопасности окружающей застройки.

Негативное влияние строительства на окружающую застройку должно быть минимальным. Не допускается создание угрозы для жизни и здоровья граждан, для сохранности имущества. Подобное требование содержалось в московских и петербургских геотехнических нормах. Теперь оно приобретает высокий статус требования федерального закона. В этом качестве оно позволит существенным образом улучшить ситуацию со строительст­вом в условиях плотной городской среды, которая еще недавно характеризовалась так: «Один дом строим – два ломаем».

Важность и своевременность этого требования легче осознать при столкновении с весьма распространенной сегодня ситуацией, когда непрофессиональный проектировщик принимает такие решения, которые приводят к повреждению соседней застройки. Но вместо кардинального пересмотра проектного решения в сторону повышения его безопасности предлагается усиление соседней застройки в обширных зонах (иногда до 50 м от объекта!).

Согласно закону в проектной документации должны быть предусмотрены меры, предупреждающие или уменьшающие последствия техногенных воздействий. Ведение строительных работ должно осуществляться способами, не приводящими к расструктуриванию слабых глинистых грунтов, распространенных на территории Санкт-Петербурга.

5. Закон приветствует применение результатов исследований.

Перед строителями современность ставит новые вызовы: возведение высотных зданий, развитие подземного пространст­ва, сложная реконструкция кварталов городской застройки на слабых грунтах Петербурга. Без научных исследований, без обобщения достижений современной геотехники решение этих задач абсолютно невозможно. В законе введено требование о научном сопровождении изысканий и проектирования для объектов повышенного уровня ответственности.

Для сложных объектов проектируемые мероприятия по обеспечению безопасности должны быть обоснованы результатами исследований, расчетами, испытаниями, моделированием сценариев возникновения опасных техногенных воздействий, оценкой риска их возникновения. Если проектировщик видит недостаток норм, он должен восполнить пробел, привлекая исследования, расчеты и испытания. К сожалению, способны на это только коллективы наиболее квалифицированных проектировщиков, активно занимающихся научными исследованиями. Весьма отрадно, что закон способствует вовлечению исследований в практику проектирования, что приведет к прогрессу во всей строительной отрасли.

6. Закон установил новые требования к проведению мониторинга.

Анализируя совокупность взаимоувязанных требований закона, можно отметить следующее:

· мониторинг становится обязательным для любого строящегося здания или сооружения и распространяется на весь его жизненный цикл;

· мониторинг должен отслеживать состояние основания, конструкций и инженерных коммуникаций и контролировать его соответствие проекту;

· проект должен предусматривать проведение мониторинга состояния окружающих зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительства и эксплуатации объекта;

· мониторинг должен отслеживать изменение параметров, характеризующих безопасность объектов и геологической среды не только в ходе строительства, но и в процессе эксплуатации здания.

Основой для контроля за предельными параметрами являются результаты совместных расчетов зданий и их оснований.

7. Закон устанавливает жесткие требования к экспертизе.

Согласно закону важным элементом обязательной оценки соответствия зданий и сооружений является экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации. Она должна установить их соответствие требованиям закона перед началом строительства, в том числе требованиям к обеспечению механической безопасности. Ключевыми для современной проектной практики являются требования к расчетным моделям.

К сожалению, далеко не все органы государственной и негосударственной экспертизы сегодня в состоянии оценить достоверность расчетов и используемых моделей. Некоторые даже не ставят себе такой цели.

В помощь экспертам нами разработано руководство по экспресс-оценке достоверности компьютерных расчетов. Оно поможет выявлять грубые расчетные ошибки, не прибегая к дублированию расчетов.

Таким образом, введение в действие нового федерального закона побуждает экспертов заняться повышением квалификации для овладения знаниями в области современных расчетных моделей, методов численного моделирования и методов экспресс-оценки сложных компьютерных расчетов.

В международной практике страховыми фирмами и государственными инстанциями при экспертизе проектов применяется правило «четырех глаз»: одна пара принадлежит автору проекта, как правило, специалисту мирового уровня, а вторая – эксперту, также имеющему международную известность и вооруженному необходимым инструментарием для перепроверки всех расчетов и проектных решений. Именно такая экспертиза нужна сегодня строительной отрасли.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

1. Параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются:

1) высота ограждения крыш, балконов, лоджий, террас, наружных галерей, лестничных маршей, площадок и открытых приямков у здания или сооружения, открытых пешеходных переходов, в том числе по мостам и путепроводам, а также перепадов в уровне пола или уровне земли на прилегающей территории;

2) уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными;

3) высота порогов, дверных и незаполняемых проемов в стенах на путях перемещения людей, высота прохода по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, высота проходов под выступающими сверху и по бокам пути перемещения людей элементами строительных конструкций или оборудования.

2. Конструкция ограждений в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, должна ограничивать возможность случайного падения с высоты (в том числе с крыш зданий) предметов, которые могут нанести травму людям, находящимся под ограждаемым элементом конструкции.

3. Для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

4. На путях перемещения транспортных средств внутри здания или сооружения и по прилегающей территории должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности передвижения людей.

5. В проектной документации зданий и сооружений должны быть предусмотрены:

1) устройства для предупреждения случайного движения подвижных элементов оборудования здания или сооружения (в том числе при отказе устройств автоматического торможения), которое может привести к наступлению несчастных случаев и нанесению травм людям;

2) конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей;

3) устройства для предупреждения случайного выпадения людей из оконных проемов (в случаях, когда низ проема ниже высоты центра тяжести большинства взрослых людей);

4) достаточное освещение путей перемещения людей и транспортных средств;

5) размещение хорошо различимых предупреждающих знаков на прозрачных полотнах дверей и перегородках.

6. В пешеходных зонах зданий и сооружений высотой более сорока метров должны быть предусмотрены защитные приспособления для обеспечения безопасности пребывания людей в этих зонах при действии ветра.

7. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

8. Параметры путей перемещения, оснащение специальными устройствами и размеры помещений для указанных в части 7 настоящей статьи групп населения, предусмотренные в проектной документации, должны быть обоснованы в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.

9. Для предотвращения получения ожогов при пользовании элементами сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в проектной документации должны быть предусмотрены:

1) ограничение температуры поверхностей доступных частей нагревательных приборов и подающих трубопроводов отопления или устройство ограждений, препятствующих контакту людей с этими частями;

2) ограничение температуры горячего воздуха от выпускного отверстия приборов воздушного отопления;

3) ограничение температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения.

10. Для предотвращения поражения людей электрическим током проектные решения должны предусматривать меры по обеспечению безопасности электроустановок.

11. В проектной документации должны быть предусмотрены меры по предотвращению наступления несчастных случаев и нанесения травм людям в результате взрывов, в том числе:

1) соблюдение правил безопасности устройства систем отопления, горячего водоснабжения, газоиспользующего оборудования, дымоходов, дымовых труб, резервуаров и трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей и газов;

2) соблюдение правил безопасной установки теплогенераторов и установок для сжиженных газов;

3) регулирование температуры нагревания и давления в системах горячего водоснабжения и отопления;

4) предотвращение чрезмерного накопления взрывоопасных веществ в воздухе помещений, в том числе путем использования приборов газового контроля.

12. Для обеспечения безопасности в аварийных ситуациях в проектной документации должно быть предусмотрено аварийное освещение.

13. Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;


Судебная практика по статье 4 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ

    Постановление от 28 декабря 2018 г. по делу № А32-11507/2016

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) - Гражданское

    Суть спора: Признание права собственности - Движимое имущество

    Строительством спальный корпус (литера Е), кадастровый номер 23:26/01:02:17:47:04; срок аренды – с 05.04.2013 по 04.04.2062 (т. 4 , л. д. 121 – 123). Вместе с тем, разрешения на строительство от 08.06.2016 № 23-301000-557-2015, срок которого продлен администрацией, касается земельного участка с кадастровым...

    Решение от 27 декабря 2018 г. по делу № А75-14780/2018

    Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)

    Генеральным проектировщиком «Архитектура Гражданское Проектирование» и откорректированной (шифр ПИ-151/11-ГП) обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Вега». Положительные заключения государственной экспертизы № 86-1- 4 - 0413-09 по проектной документации без сметы и № 86-1-6-0110-12 (корректировка проектной документации) утверждены Управлением государственной экспертизы Департамента строительства ХМАО - Югры 08.12.2009 ...

    Решение от 18 декабря 2018 г. по делу № А33-3834/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Описания объекта закупки) и заданием на проектирование (приложение № 2 к контракту), которое составляется подрядчиком, утверждается заказчиком и является неотъемлемой частью контракта. На основании пункта 1. 4 контракта срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 15.12.2015, с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы; дата начала выполнения работ 10.11.2015, дата...

    Постановление от 14 декабря 2018 г. по делу № А32-13293/2018

    Объекту (основному)? 2. Соответствует ли нежилое здание строительным, градостроительным, пожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам? 3. Создает ли нежилое здание угрозу жизни и здоровью граждан? 4 . Соответствует ли нежилое здание требованиям правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар? В заключении эксперта № 109/16.1 от 09.08.2018 эксперт пришел к следующим...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А32-6294/2018

    Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)

    Последующей пролонгацией, если ни одна из сторон не заявит за 1 месяц до истечения срока безвозмездного пользования о расторжении договора. В соответствии с пунктом 2. 4 договора ссудополучатель имеет право возводить с соблюдением правил застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных...

    Решение от 10 декабря 2018 г. по делу № А35-4289/2017

    ...ли уровень напряженности электромагнитного поля для рабочей зоны помещения АБК, расположенного в охранной зоне ЛЭП ВЛ-110 кВ для данного вида помещений СанПиН 2.2. 4 . 1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»? Определением суда от 29.06.2018 по делу №А35-4289/2017 назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с...
  • Решение № 7/1-400/2018 от 6 декабря 2018 г. по делу № 7/1-400/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) - Административные правонарушения

    Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности осуществлено в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4 . 5 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности не может быть вынесено по истечении одного года...

    Решение № 2-1818/2018 2-1818/2018~М-1474/2018 М-1474/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 2-1818/2018

    Новочеркасский городской суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Санитарным нормам. Объект незавершенного строительства литер «AM», степенью готовности 52%, площадью застройки 390 кв.м., расположенного по адресу: не идентифицируется в порядке, установленным статьей 4 ...дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4 ) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного...

1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

1) назначение;

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам;

5) пожарная и взрывопожарная опасность;

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности.

2. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия предусмотренных законодательством Российской Федерации общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации застройщик (заказчик) вправе для идентификации здания или сооружения по указанным признакам использовать классификаторы, включенные в нормативные правовые акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти.

3. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 3 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с районированием территории Российской Федерации по уровню опасности природных процессов и явлений, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данными многолетних наблюдений за природными процессами и явлениями, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также результатами инженерных изысканий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения.

4. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 4 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

5. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 5 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

6. Идентификация здания или сооружения по признакам, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должна проводиться в соответствии с требованиями застройщика (заказчика).

7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

1) повышенный;

2) нормальный;

3) пониженный.

8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

11. Идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, указываются:

1) застройщиком (заказчиком) - в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства здания или сооружения и в задании на проектирование;

2) лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, - в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения.