Требования, предъявляемые к судье, кандидату на должность судьи

Статья 3 Закона о статусе судей закрепляет требования, предъявляемые к судье. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Установлены требования к поведению судьи: судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. 19 декабря 2012 г. VIII Всероссийским съездом судей принят новый Кодекс судебной этики, который, в частности, устанавливает: «1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что судебная защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти... 3. Соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо» (ст. 4), «Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи» (ст. 6). Отметим, что в новом Кодексе исключено положение о дисциплинарной ответственности за нарушение его требований (но она по-прежнему предусмотрена ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Для судьи установлены также иные жесткие ограничения его общего правового статуса. Так, он не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Для гражданских государственных служащих такое ограничение носит «облегченный» характер. Им запрещено только использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Судьям запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой раоотои, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Но даже в этом случае Закон о статусе судей предъявляет специальные требования к возможному занятию научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Статья 4 Закона о статусе судей устанавливает требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

  • 1. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Закон не указывает на формы приобретения гражданства. Это означает, что судьей может стать как гражданин России по рождению, так и лицо, получившее гражданство (процесс натурализации). Закон специально подчеркивает, что судьей может быть гражданин, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
  • 2. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Таким образом на должность судьи не могут претендовать лица, окончившие специальности укрупненной группы «Юриспруденция», такие как «Правоохранительная деятельность» и «Национальная безопасность».

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должность судей федеральных судов расшифровывает, что в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях.

Кроме того, период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в Инструкции.

Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

  • 4. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность судьи. Перечень таких заболеваний утвержден решением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. Он достаточно большой, в него, в частности, входят:
    • эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии;
    • инсульт, последствия со стойкими двигательными и чувствительными нарушениями и расстройствами высших психических функций;
    • гипертоническая болезнь III степени;
    • цирроз печени с явлениями портальной гипертензии;
    • отсутствие зрения;
    • алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.

Закон о статусе судей подчеркивает, что судьей может стать только гражданин, не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

  • 5. Кандидат на должность судьи не должен иметь судимости, причем для решения вопроса не имеет значения, погашена она или не погашена. Таким образом законодатель отсекает от возможного приобретения статуса судьи всех лиц с «уголовным прошлым». Исключение составляют только граждане, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям. Интересен факт, что ч. 6 ст. 86 УК РФ закрепляет: погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Налицо некое противоречие, которое предлагается рядом авторов устранить путем внесения дополнений в УК РФ специальной фразы «если иное специально не предусмотрено законом» . Добавим, что аналогичные нормы содержатся в ряде законов, определяющих статус правоохранительных органов, причем прошедших положительную проверку на конституционность в Конституционном Суде РФ. В свое время Конституционным Судом РФ было принято Определение от 18 декабря 2002 г. № 353-0, в котором оценивались похожие положения Закона РФ «О милиции». В другом Определении от 23 июня 2009 г. № 1012-0-0 представленная позиция нашла свое развитие; согласно ней законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать особые требования к их личным и деловым качествам .
  • 6. Претендент на должность судьи должен сдать квалификационный экзамен. Любой гражданин, отвечающий вышеуказанным критериям, имеет право сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
    • а) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, и его копия;
    • б) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
    • в) подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, и его копия;
    • г) копии трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;
    • д) документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему вышеуказанные документы (и их копии). Претенденту, представившему соответствующие документы, не может быть отказано в допуске к экзамену.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Данные комиссии являются органами судейского сообщества и формируются из числа:

  • 1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;
  • 2) преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.

Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. В экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству субъекта РФ. Экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса по различным отраслям права и две задачи из судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение

0 рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей РФ, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта РФ, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

По итогам экзамена принимается решение о сдаче или несдаче квалификационного экзамена на должность судьи суда соответствующего вида и уровня. В случае принятия положительного решения лицу, сдавшему квалификационный экзамен, выдаются удостоверение установленного образца, а также - по его просьбе - выписка из протокола заседания экзаменационной комиссии с оценками. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена.

Необходимо отметить, что в настоящее время квалификационный экзамен на должность судьи не сдают граждане, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

размер шрифта

ПРИКАЗ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03-10-2001 135 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА... Актуально в 2018 году

2. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи федерального суда

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" кандидат на должность судьи обязан представить сведения о своих доходах и принадлежащем ему имуществе.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" организация проверки сведений, сообщенных кандидатом на должность судьи о себе, возлагается:

в отношении кандидатов на должность судьи районного суда - на кадровые службы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

В отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - на работников аппарата соответствующего суда, ответственных за кадровые вопросы.

Пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 641 не распространяется на кандидатов на должность судьи, так как на момент проверки сведений, относящихся к его личности, кандидат еще не является судьей федерального суда.

Получаемые материалы о результатах проверки приобщаются к личному делу.

По окончании проверки начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации уведомляет об этом председателя соответствующего районного суда.

2.3. В отношении кандидата на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа свое мнение выражает в письменной форме председатель соответствующего суда при направлении учетно-характеризующих материалов Председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Возражения председателя суда против назначения кандидата должны быть обоснованными (мотивированными). Указанные возражения не являются препятствием для направления заявления кандидата и материалов в отношении него в соответствующую квалификационную коллегию судей.

2.4. После получения и изучения всех учетно-характеризующих материалов начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а в отношении кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа - председатель соответствующего суда направляет в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации заявление кандидата о рекомендации его к назначению на должность судьи и прилагает следующие учетно-характеризующие материалы:

личный листок по учету кадров;

автобиографию;

Копию документа (паспорта), удостоверяющего возраст и гражданство Российской Федерации;

копию трудовой книжки;

медицинскую справку о состоянии здоровья <*>;

<*> Медицинская справка действительна в течение 6 месяцев.

характеристику с места работы за последние 5 лет;

справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;

удостоверение о сдаче квалификационного экзамена по форме, установленной Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи суда общей юрисдикции (для кандидатов, которые согласно названному Положению должны сдавать такой экзамен);

документ о высшем юридическом образовании. Не признаются таковыми документы, выданные учебными заведениями, не имеющими государственной аккредитации и лицензии по специальности 021100 или направлению 521400 "юриспруденция" со степенью бакалавра. К документам иностранных государств об образовании, в том числе об окончании после 1991 года высших юридических учебных заведений государств, ранее входивших в состав СССР, прилагаются свидетельства об их признании и установлении эквивалентности. Порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании утвержден Приказом Министра общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. N 15 "Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств";

Две фотографии по форме, предусмотренной для заграничного паспорта (размером 4 x 6 см, с размытыми краями, в черно-белом изображении, на матовой бумаге, фотографироваться необходимо в строгом костюме). На обороте каждой фотографии указываются четко карандашом фамилия, имя и отчество кандидата (полностью); наименование суда, в который он рекомендуется; наименование субъекта Российской Федерации.

Вторые экземпляры документов на кандидатов на должность судьи районного суда остаются в управлении (отделе) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а на кандидатов на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа - в соответствующем суде. Из них впоследствии формируется личное дело судьи.

2.5. Для сверки документов от каждого кандидата на должность судьи истребуются подлинники паспорта, диплома и трудовой книжки.

2.6. Квалификационная коллегия судей при необходимости полного и всестороннего изучения кандидата на должность судьи вправе истребовать дополнительную информацию в соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей.

2.7. Кандидат на должность судьи должен быть ознакомлен с текстом присяги и Кодексом чести судьи Российской Федерации.

В. Яковлев, доктор юридических наук, профессор, считает: "Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности" Яковлев В. На очереди - обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. 2001. N 11.. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Данные положения Конституции Российской Федерации находят свою конкретизацию в комментируемой статье Закона о статусе судей.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Посылками к выводам, установленным в нормах права, вероятно, рассматривались законодателем совокупности обстоятельств, характеризующих пределы достижения минимального жизненного опыта члена общества при получении им минимальных профессиональных навыков, с одной стороны, и потребность в замещении вакантных мест судей для обеспечения функционирования судебной власти в государстве - с другой.

Согласно принципу 10 "Квалификация, подбор и подготовка" Основных принципов независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения..." Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 - 329..

Следует отметить, что "наше законодательство даже не раскрывает понятие "кандидат на должность судьи". Неясно, кандидат в судьи - это человек, лишь решивший стать судьей либо прошедший какой-то путь к судейскому креслу, или, наконец, это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей? Статус кандидата в судьи необходимо законодательно легализовать - видимо, кандидатом нужно считать человека, сдавшего в суд все необходимые документы и написавшего все нужные заявления: о допуске его к сдаче квалификационных испытаний, о согласии на проведение в отношении него и его родных проверки и т.д.

Европейская хартия о статусе судей (принята в г. Лиссабоне 10 июля 1998 г.) в пункте 3.2 предусматривает, что "статус определяет положения, в которых предшествующая деятельность кандидата или деятельность, осуществляемая его близкими, является препятствием ввиду сомнений, которые она может законно и объективно вызывать в отношении беспристрастности или независимости, при назначении в суд". Это означает, что российское законодательство должно исчерпывающе содержать ограничения для назначения судьей, продления его полномочий либо основания для досрочного прекращения судейской деятельности в случаях, когда его близкие родственники занимаются деятельностью, могущей вызвать сомнения в отношении его беспристрастности или независимости.

С учетом того что согласно пункту 2.1 кандидат на должность судьи не может быть отстранен от отбора "по причине своей половой, этнической или социальной принадлежности, или из-за своих философских, или политических взглядов, или из-за своих религиозных убеждений" во взаимосвязи с положениями вышеуказанного пункта 3.2, предшествующей деятельностью кандидата может быть таковая, которая наносила бы ущерб его репутации, нарушала бы Уголовный кодекс Российской Федерации. Причем даже при погашенной судимости следует предусмотреть в Законе иные точно названные исчерпывающим образом случаи, например "систематическое взаимодействие либо принадлежность к организованному преступному сообществу либо террористической организации".

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, отмечает, что "такое же ограничение следовало бы установить в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10.. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, устанавливаются Конституцией Российской Федерации: необходимый возраст - 25 лет и образование - высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии - 5 лет.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональным образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ"О высшем и послевузовском профессиональном образовании"//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135 возможны различные ступени высшего юридического образования. Квалификационные коллегии обычно полагают, что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию. Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов - "специалисты" с 5-летним или "магистры" с 6-летним образованием. В.В. Ершов абсолютно прав в том, что поскольку согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не правоприменителями, то данный спор корректно с позиции Конституции РФ и международного права может быть разрешен только в федеральном законе. То есть в Законе о статусе судей.

Еще одна проблема связана со стажем работы по юридической специальности. На практике возникают многочисленные спорные вопросы, можно ли отнести ту или иную работу к юридической специальности. В силу отсутствия необходимых нормативных правовых актов Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вынуждены по существу вырабатывать правовые положения, регулирующие данные отношения. В этой связи возникает важный теоретический и практический вопрос: может ли Высшая квалификационная коллегия судей РФ вырабатывать правовые положения, ограничивающие права граждан - претендентов на должности судей? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ответ очевиден: права граждан могут быть ограничены только федеральным законом.

В этой связи необходимо дополнить Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" примерным перечнем юридических профессий, безусловно засчитывающихся у претендентов на должность судьи в стаж, например юрисконсульт, преподаватель правовых дисциплин в вузе и т.д. Во-вторых, в Федеральном законе необходимо выработать легальное толкование оценочного понятия "юридическая профессия", которое позволяло бы членам экзаменационных комиссий принимать аргументированные правовые решения в спорных случаях, когда претендент на должность судьи занимал иные должности, прямо не отнесенные Федеральным законом к юридической профессии.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в своих разъяснениях от 15 - 18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность "Юриспруденция" или "Правоведение".

В бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца. Е.А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации далее также замечает: "Следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности "Юриспруденция" Мартынов Е.А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10 - 12..

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии. По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин "дополнительные требования" означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3..

Законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 - 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.

По-мнению Конституционного Суда Российской Федерации, прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2006..

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания. В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе. Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов. Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной или преподавательской деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства. От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики. Только Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем в статье 8 указывается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены. К сожалению, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" таких конкретных норм не содержит. Вместе с тем минимальные требования, установленные данной статьей, сами по себе не препятствуют назначению на должности судей лиц, имеющих продолжительный юридический стаж, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3..

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Действующее законодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам на должность судьи. Так, судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны иметь не просто высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда («При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях»), федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Следует отметить, что под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Нормы Конституции РФ определяют возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна. Этот человек должен обладать высокой внутренней культурой, иметь такие качества, как порядочность, доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д. «Право судить других должно быть заслужено безупречным с точки зрения закона и морали поведением судьи при исполнении служебных обязанностей, а также в быту. Не случайно Кодекс чести судей РФ устанавливает особые правила поведения судей при осуществлении процессуальной деятельности (ст. 2) и во внеслужебной деятельности (ст. 3)». Кодекс чести судьи требуют, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих проступков. Но они не указывают, какие действия судьи или кандидата на должность судьи следует считать порочащими проступками. Определение степени тяжести проступка лежит на квалификационной коллегии судей.

«Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения».

Изучив, какие требования предъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи очень высоко, но постоянно возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых элементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата сделали работу судьи малопрестижной. В связи с этим возникают трудности с подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь назначенные судьи через непродолжительный период времени по тем или иным причинам профессионального или личного порядка не могут исполнять работу судьи.