Требования техники безопасности ремонте автомобиля. Требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Знак «Работают люди - двигатель не пускать», КЗ-82 на металле, размером 400х300 мм сообщает, что здесь, возможно, работают люди и запуск двигателя производить запрещено. Комбинированные знаки безопасности состоят из основных и дополнительных знаков с поясняющими надписями и предназначены для изложения комплексных требований, направленных на обеспечение безопасности

Материал знака

Знак изготавливается под заказ на основе оцинкованного нержавеющего металла, толщиной 0,7 мм с полимерным покрытием. Изображение знака печатается непосредственно на поверхности металла методом прямой печати ультрафиолетовыми чернилами. Данный способ позволяет получить качественное изображение, стойкое к химическим и механическим воздействиям. Знаки на металле имеют долгий срок службы и большую сопротивляемость внешней среде. Температура эксплуатации – от -50° до +50°С

Учтем любые пожелания

Знак может быть изготовлен любого размера на самоклеящейся пленке, пластике толщиной 0.5, 2 или 4 мм и металле. Также возможно применение фотолюминесцентных и световозвращающих материалов. Изготавливаем на заказ любые знаки и таблички

Памятка заказчику

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗА

Заказ в нашем магазине можно оформить 3 способами. Здесь мы рассмотрим только один - заказ через Интернет-магазин:

Так же заказать товар Вы можете через форму «Заказать по E-mail» или отправив письмо на нашу электронную почту. Подробнее об этих способах читайте

Оплатить счет можно 3 способами: (подробнее читайте )


ДОСТАВКА

Доставка продукции осуществляется по всей территории России курьерской службой EMS, либо транспортными компаниями. По Москве и области возможна доставка собственной курьерской службой. Также возможен самовывоз с нашего склада в Москве по ул. Автозаводская, д. 25, к1. Подробнее о доставке читайте

Добавлен на сайт:

1. Общие требования охраны труда.

1.1 При ремонте автомобилей, автопогрузчиков и тракторной техники в зависимости от условий и характера работ приходится применять в процессе
работы различные инструменты, использовать станочное оборудование для сверлильных, заточных и других работ. Применять различные приспособления, механизмы. Пользоваться грузоподъемными машинами. Указанный характер работы требует от работника дисциплинированности, строгого соблюдения технического режима, правильной эксплуатации инструментов, механизмов. Оборудования во время их пуска, работы и остановки, точного выполнения требований настоящей инструкции. Работник по ремонту должен получать инструктаж по каждому виду работ, связанных с эксплуатацией оборудования, механизмов, инструментов.

1.2 К самостоятельной работе по ремонту автомобилей, автопогрузчиков и другой тракторной техники допускаются водители всех наименований, получившие вводный инструктаж, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, прошедшие стажировку и получившие допуск к самостоятельной работе, имеющие 1 группу электробезопасности.

1.3 Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе. Повторный инструктаж по электробезопасности проходить не реже 1 раза в год, при работе с электроинструментом и другими электроприемниками руководствоваться инструкцией.

1.4 Работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии. Продолжительность рабочего времени работника не должна превышать 40 часов в неделю, регламентируемые перерывы в работе составляют 7% рабочего времени, т.е. 34 мин.

1.5.Опасными и вредными производственными факторами, действующими на работника при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, приспособлений и инструментов, падающие предметы могут привести к травме;

Шероховатость и заусеницы на поверхностях оборудования, инструментов, приспособлений, материалов, заготовок могут привести к травме;

Электрический ток, при повышенном напряжении в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека, может привести к электротравме;

Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования,
горячая вода, масло, повышенная или пониженная температура, влажность и
подвижность воздуха могут привести к ожогам, обморожению и к заболеваниям;

Повышенный уровень шума на рабочем месте - может привести к снижению слуха;

Недостаточная освещенность рабочей зоны может привести к заболеваниям органов зрения;

Выхлопные газы, пары бензина при вдыхании могут привести к отравлению;

Расположение рабочего места на значительной высоте может привести к
травме (падению);

Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара
и взрыва;

Транспортное средство, механизм или агрегат, вывешенный только
подъемным механизмом, представляет собой большую опасность - может
упасть и придавить работающего;

Применение неисправного гаражно-ремонтного и технологического оборудования, инструмента, приспособлений приводит к травмированию. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован;

Попадание сжиженного газа на незащищенные поверхности тела вызывает
обморожение;

Повышенное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны
(сжиженные углеводородные газы), что может привести к удушью.

1.6Работник должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты носить на работе чистую, исправную спецодежду и обувь:

Средства индивидуальной защиты

Срок носки,

ботинки кожаные

рукавицы комбинированные

очки защитные

до износа

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепленной прокладке

брюки на утепленной прокладке

1.7 Рабочее место содержать в чистоте и порядке.

1.8 Не допускать на своё рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе.

1.9. Выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и по которой получен инструктаж,

1.10. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться от своих прямых обязанностей и не отвлекать других какими-либо делами и разговорами, не имеющими никакого отношения к работе.

1.11. Не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям охраны труда.

1.12 При работе на станке выполнять указания по уходу и обслуживанию
оборудования, изложенные в руководстве к станку, а также требования
предупредительных таблиц, имеющихся на станке.

1.13 При обнаружении каких-либо неисправностей как до начала так и во
время работы заявить мастеру или руководству цеха. Запрещается
самостоятельно устранять какие-либо неисправности, если такая работа не
входит в круг Ваших обязанностей.

1.14 Следить затем, чтобы органы управления оборудованием были
снабжены устройствами, исключающими возможность случайного включения
и выключения его под действием вибрации и сотрясений

1.15 Следить затем, чтобы передвижное оборудование было снабжено
устройством, предотвращающим его самопроизвольное перемещение

1.16. Оборудование для транспортировки грузов должно иметь устройства предохраняющие грузы от самопроизвольного перемещения по поверхности
оборудования при транспортировке.

1.17. Электрическая аппаратура, применяемая в оборудовании для диагностики и регулировки элементов топливной аппаратуры, должна быть

во взрывозащищённом исполнении.

1.19. Не разрешается на рабочем месте курить, принимать пищу. Курить разрешается только в местах, отведенных для этой цели. Необходимо соблюдать правила личной гигиены. Перед приёмом пищи или курением
мыть руки с мылом. Для питья пользоваться водой из специально предназначенных устройств (сатураторы, питьевые бачки, фонтанчики)

1. 20. Заметив нарушение требований безопасности труда другим работником, нужно предупредить его о необходимости их соблюдения

1.21 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей о
каждом несчастном случае, происшедшим на производстве или о проявлении
признаков острого профессионального заболевания (отравления)

1.22 Работник должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему от несчастного случая на производстве

1.23. За невыполнение требований инструкции работник несёт ответственность согласно действующему .

2. Требовании охраны груда перед началом работы.

2.1 Надеть чистую и исправную, положенную по нормам спецодежду и
спецобувь. Одежду заправить так, чтобы не было свисающих концов,
застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2 Перед употреблением защитные очки должны быть осмотрены на
отсутствие царапин, трещин и других дефектов. При обнаружении их очки
следует заменить на исправные. При загрязнении следует промывать теплым
мыльным раствором, прополаскивать и вытирать мягкой тканью.

2.3 Осмотреть и подготовить своё рабочее место, убрать все лишние
предметы, не загромождая проходы.

2.4 Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, а
именно:

Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны. Разводные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях. Класть подкладки между губками ключей и головкой болта, а также удлинять рукоятки ключей с помощью труб или каких-либо других предметов запрещается;

Слесарные молотки и кувалды должны иметь поверхность бойка слегка

выпуклую, гладкую, без заусениц, вмятин и должны быть плотно заклинены мягким стальным заершенным клином на деревянной ручке;

Ручки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть

изготовлены из твердых и вязких пород сухого дерева (клёна, молодого дуба, рябины);

Ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, просечки, бородки, керны и т.п.) не должны имеет скошенных или сбитых затылков с заусеницами, вмятин, выбоин, трещин;

Напильники, стамески, долота, отвертки, шилья и другие ручные инструменты с заострённым нерабочим концом должны быть прочно закреплены в гладко и ровно зачищенной рукоятке, длиной не менее 150 мм и стянуты металлическими кольцами во избежание раскалывания.

2.5.Подготовить рабочее место к безопасной работе. Убедиться в достаточном освещении рабочего места, в нормальной работе вентиляции, Если пол мокрый или скользкий, вытереть его или посыпать опилками.

2..6. Перед пользованием переносным электрическим светильником обязательно проверить, есть ли на нём защитная сетка, убедиться в исправности шнура и изоляционной резиновой трубки. Напряжение
переносных электросветильников должно быть не выше 50 вольт.

2..7. Если вблизи Вашего рабочего места проводятся электросварочные работы, потребовать от администрации цеха установки щита (ширмы).

2.8 Подготовить подстилку для работы под автомобилем (лежаки или специальные тележки).

2.9 Приступая к капитальному или среднему ремонту автотранспортного
средства убедиться, что топливные баки и топливопроводы освобождены от
остатков топлива.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1. При выполнении работ работнику необходимо руководствоваться соответствующей инструкцией по эксплуатации техники.

3.2. Во время работы работник должен:

Все виды технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах);

Приступать к техническому осмотру и ремонту только после того, как автомобиль будет очищен от грязи и снега и вымыт;

После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, подложены ли специальные упоры (башмаки) под колёса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать их самому. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

3.3. При снятии и установке агрегатов.(задние и передние мосты, рессоры, колёса и др., установить раму автотранспортного средства на специальные металлические козлы, а под колёса положить клинья. Запрещается подкладывать (кирпичи, обрезки дерева или другие какие-либо случайные
предметы под раму транспортного средства. Пользоваться только
специальными деревянными подкладками.

3.4. При подъёме и установке автомобиля, погрузчика и других транспортных средств на домкрат обращать внимание на грунт. Он должен
быть твердым. При установке домкрата на рыхлой почве обязательно для
устойчивости под домкрат подкладывать специальные доски.

3.5 Не допускается работа и нахождение под транспортным средством, если оно стоит на домкрате без страхующих специальных подставок. Работу
проводить испытанным домкратом

3.6 Влезать под автомобиль и вылезать из-под него необходимо только со стороны противоположной проезду. Работая под автомобилем, располагаться
между колёсами вдоль автомашины.

3.7 При работе под автомобилем лёжа использовать лежаки или решётчатые тележки с подголовниками и обязательно надеть дежурные защитные очки.

3.8 Пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями. Работая с инструментом, применять его строго по назначению. Следить, чтобы инструмент был всегда сухим и чистым. :

3.9 Использованный обтирочный материал не разбрасывать, а своевременно убирать в специальные металлические ящики с крышками.

3.10 Работая с бензином и дизтопливом, соблюдать правила пожарной безопасности.

3.11 Накачивать шины сжатым воздухом следует только в специальном ограждении (клети). Перед тем, как начать накачку, убедиться в том, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска. Запрещается накачивать шины сжатым воздухом вне ограждения. Снимая с погрузчика КОМАТSU колесо с разъёмным ободом, всегда ослабляйте гайки ступицы после сброса давления в шине. Не ослабляйте болт крепления (неправильной формы) разъёмного обода.
Шины погрузчика КОМАТSU накачаны воздухом до очень высокого давления.
Неправильное обращение с шинами может стать причиной их повреждения и
разрушения обода колеса, что может привести к серьёзным травмам. Не
накачивайте шины, снятые с автопогрузчика. Накачку шин транспортных средств
производить до определённого давления, руководствуясь при этом инструкцией по
эксплуатации.

3.12 Для подъёма, снятия и установки тяжёлых агрегатов и узлов (весом более 15 кг) использовать грузоподъёмные механизмы. Грузоподъёмные механизмы должны иметь таблички с указанием грузоподъёмности и даты испытания. Электрические подъёмные механизмы должны быть снабжены приспособлениями, обеспечивающими безопасность их эксплуатации (кольцевой выключатель, автоматический тормоз и упорное устройство).

3.13 Запрещается работать под транспортным средством, если оно находится в подвешенном состоянии,

3.14 Перед ремонтом транспортного средства, установленного на смотровой канаве:

проверить правильность установки колёс по отношению к направляющим;

поставить транспортное средство на тормоза и подложить под колёса стопорные подкладки;

убедиться в наличии и исправности лестницы и напольной решетки в канаве;

надеть защитные очки;

3.15. К работе с электроинструментом (электродрелью и др.) допускаются лица обученные и прошедшие инструктаж.
Пользоваться исправной электроарматурой.

3.16 Замену рессор производить только после их разгрузки и установки
козелков под раму автомобиля. Проверку совпадения отверстия ушка рессоры
и серьги производится только с помощью бородков и оправок.

3.17 При разборке и сборке рессор пользоваться специальными слесарными зажимными приспособлениями.

3.18 При снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, применять специальные
приспособления (съёмники), обеспечивающие безопасность работы.

3.19 При работе молотком и кувалдой принимать меры, чтобы не
травмировать себя и окружающий персонал.

3.20 При работе с ручным пневматическим инструментом соблюдать
требования изложенные в инструкции по охране труда.

3.21 Не допускать людей и не находиться самому под поднятым кузовом
самосвала без специальных подставок, предохраняющих кузов от опускания.
Запрещается применять вместо специальных подставок какие-либо случайные
предметы (лом, куски металла и т.п.)

3.22 Работая у верстака следить, чтобы поверхность его была гладкой. Верстак должен быть покрыт листовым железом толщиной 0.5-0.7 мм и
снабжён полкой для укладки деталей. При рубке, чеканке и других подобных
работах обязательно пользоваться защитными очками. Для защиты
окружающих от отлетающих частиц металла, на верстаке обязательно
устанавливать предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1м.
Устройство верстаков должно предусматривать надёжное крепление тисков.

3.23 Пыль и стружку с верстака сметать только щёткой, сметкой.

3.25. При ремонте и обслуживании гидросистемы автопогрузчика и другой автотракторной техники не допускать людей и не находиться самому под
поднятой кареткой с вилами или поднятой навесной машиной, рабочим
органом без установки специальных подставок.

3.26. При работе на сверлильных станках обязательно пользоваться защитными очками. Перед работой на сверлильных станках изучить и выполнять требования, изложенные в инструкции.

3.27. При работе на обдирочно-шлифовальном станке следует изучить и выполнять инструкцию, стоять сбоку, а не напротив
вращающегося абразивного круга. Пользоваться защитным экраном или
защитными очками. Следить, чтобы зазор между абразивным кругом и
подручником был меньше половины толщины шлифуемого изделия, но не
более 3 мм, был надёжно закреплен.

3.28. Не ремонтировать какие-либо. находящиеся в движении части
автомобиля, автопогрузчика и другой тракторной техники и не
находиться под транспортным средством при работающем двигателе.

3.29 При работе вблизи крыльчатки вентилятора остановить двигатель.

3.30 Выполняя работу с напарником, согласовывать свои действия.

3.31 При пуске двигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не
допускать присутствия людей в непосредственной близости от двигателя.

3.32. При запуске двигателя рукояткой держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали эту рукоятку с одной стороны.

3.33. Не допускать работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении во избежание создания загазованности воздуха и отравления

3.34 При обкатке двигателя на стенде не разрешается устранять
неисправности и касаться вращающихся частей двигателя.

3.36 При ремонте в случае необходимости проворачивания карданного вала, проверить выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя - отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления, приняв меры, исключающие перемещение автомобиля.

3.37 Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.38 При работе на поворотном стенде надёжно закреплять агрегат. При использовании стенда-опрокидывателя надёжно укрепить автомобиль предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.39 Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки
легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также
резервуаров для их хранения, полностью очистить от остатков
вышеуказанных продуктов.

3.40. Производит очистку или ремонт внутри цистерн или резервуара из-под легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой. Вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник. Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и надежно закреплен с наветренной стороны. К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная

веревка, свободный конец которой должен быть люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за

работающим, держать за веревку, страхуя, работающего в резервуаре. Работу производить согласно наряда-допуска.

3.41. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

3.42. Вывешивание части автомобиля следует производить подъёмниками, домкратами или другими подъёмными средствами. В случае отсутствия подъёмника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком
разрешается только с использованием специальных грузозахватных
устройств. Запрещается вывешивать часть автомобиля путём зацепления
крюка подъёмного механизма непосредственно за буксирный крюк
автомобиля.

3.43. Перед вывешиванием части автомобиля подъёмным механизмом необходимо:

Выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизелей);

Затормозить стояночным тормозом;

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

Под не поднимаемые колёса подложить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух штук;

Установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого места на транспортном средстве;

При подъёме талью цепь или трос должен быть в вертикальном положении;

Подъём осуществлять плавно, без рывков;

Под вывешенную часть транспортного средств установить козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля и опустить на них вывешенную часть автомобиля, козелки должны иметь бирку и надпись с указанием грузоподъёмности и срока испытания, запрещается подкладывать случайные предметы;

Запрещается производить дополнительный подъём вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению. При необходимости осуществления дополнительного подъёма вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъём;

3.44 Для перегонки автомобиля, автопогрузчика и другой автотракторной техники на стоянку и проверку тормозов на ходу вызвать дежурного или
основного водителя.

3.45 При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния автопогрузчика, работающего на газовом топливе,
запрещается:

Подтягивать резьбовые соединения и снимать детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

Выпускать (сливать) газ в неустановленном месте;

Скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

Устанавливать газопроводы кустарного производства;

Применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании вентилей газовых баллонов;

Использовать для крепления шлангов проволоку;

Ударять по газовой аппаратуре или арматуре, находящейся под давлением.

3.46 Регулировку приборов газовой системы автопогрузчика нужно
проводить в отдельном специальном помещении, изолированном от других
помещений. Не герметичность устраняется только па постах ремонта и
регулировки газовой системы.

3.47 Герметичность газовой системы погрузчика и всех соединений
проверяется на слух или мыльной эмульсией. Запрещается проверка открытым
огнём.

3.48 Вентиль газового баллона следует открывать медленно во избежание гидравлического удара.

3.49 Демонтаж и монтаж газового баллона автопогрузчика проводить в следующей последовательности;

Закрыть вентиль баллона;

Отвернуть гаечным ключом накидную гайку газопровода с баллоном, гайка имеет левую резьбу:

Отвести в сторону от баллона гибкий рукав газопровода и зафиксировать его так, чтобы он не мешал демонтажу баллона;

Отстегнуть замки фиксации баллона в гнезде;

Осторожно вынуть из гнезда баллон и опустить его в вертикальном положении на землю;

Отнести баллон вдвоем, взяв его за ручки, в место хранения пустых баллонов;
- получив полный газовый баллон, осмотреть его на наличие механических повреждений, а если их нет, вдвоем поднести к автопогрузчику;

Проверить в гнезде установки баллона наличие резиновых прокладок, их состояние и фиксацию;

Вдвоем установить баллон в гнездо, зафиксировав его замками;

Осмотреть резьбу, установить в накидную ганку новую фибровую
прокладку, демонтировав старую; Соединить газопровод с баллоном с
помощью гайки, зажав сё ключом с усилием 2-3 кгс/м.

Открыв вентиль баллона, проверить герметичность соединения.

4. Требовании охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправностей оборудования (отказ в работе, постороннем шуме и стуке, возникновении поломок, угрожающих аварией, прекращение подачи электроэнергии, появлении постороннего запаха) необходимо прекратить эксплуатацию оборудования, выключить его. Необходимо оповестить об опасности окружающих людей и непосредственного руководителя работ и до устранения неисправностей к работе не приступать. Запрещается самостоятельно устранять неисправности.

4.2. При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить в пожарную команду по телефону …, сообщить мастеру или вышестоящему руководителю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать городскую пожарную службу по телефону 112, организовать встречу пожарной команды.

4.3. При несчастном случае с Вами или другим работником прекратить работу, поставить в известность мастера оказать первую доврачебную помощь пострадавшим и обратиться в здравпункт лично или позвонить по телефону...

4.4 Обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки. При необходимости вызовите скорую медицинскую помощь по телефону 112.

4.5 При аварии систем водоснабжения, отопления и т.д. препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии и её последствий.

5. Требования охраны труда по окончании работ.

5.1 Остановить работающее оборудование, выключить электродвигатель,
обесточить оборудование путем отключения вводного выключателя.

5.2 Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное место, убрать отходы производства (ветошь, опилки, просыпавшуюся стружку) в установленную тару согласно маркировки, подмести пол.

5.3 Сдать оборудование мастеру, сообщить обо всех замечаниях и неполадках в работе и о принятых мерах по их устранению.

5.4 Убрать одежду в специальное отведенное место, вымыть руки теплой водой с мылом или принять душ.

Автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить , при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью .

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!» .

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается:

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить из топливных баков и , плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять , все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на , ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!» .

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!» .

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах.
3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».
3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов.
3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе.
3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках.
3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух.
3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями.
3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки.
3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта.
3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками.
3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой.
3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений.
3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети.
3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.31. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.

Инструкция по охране труда для персонала при техническом обслуживании автомобилей


1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию автомобилей (далее персонал) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

Вводный инструктаж;

Инструктаж по пожарной безопасности;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

Обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 20 часовой программе);

Инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

Для выполнения обязанностей персонала по техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица,

прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение о присвоении им

квалификации, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии.

1.2. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен проходить:

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

Внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

Диспансерный медицинский осмотр.

1.3. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен:

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

Соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

Соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

Выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте;

Использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты;

Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

Знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

Выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

Содержать рабочее место в чистоте и порядке;

Выполнять требования запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков надписей и сигналов;

Проходить по территории к месту работы по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам, переходам;

Быть предельно внимательным в местах движения транспорта.

1.4. Персонал при техническом обслуживании автомобилей должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

1.5. Выполняя трудовые обязанности, персонал обязан соблюдать следующие требования:

Ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;

Не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;

Не подниматься и не опускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;

Не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;

Не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;

Не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.

1.6. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:

Ходить по пешеходным дорожкам;

Переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;

При выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.

1.7. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

1.8. При обнаружении загорания или в случае пожара:

Отключить оборудование;

Сообщить в пожарную охрану и администрации;

Приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

При угрозе жизни покинуть помещение.

1.9. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

1.10. При техническом обслуживании автомобилей на персонал могут воздействовать следующие производственные вредные факторы:

Вывешенный автомобиль или его агрегаты;

Горячая вода и пар;

Легковоспламеняющиеся вещества;

Токсичные газы;

Этилированный бензин;

Оборудование, инструмент, приспособления;

Падение персонала в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

Столкновение и наезд на людей внутрицеховым транспортом;

Горячие поверхности двигателя, системы охлаждения.

1.11. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательств

1.12. В соответствии с "Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим" персонал при техническом обслуживании автомобилей должен использовать СИЗ: костюм хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные, ботинки кожаные, очки защитные.

При работе с этилированным бензином дополнительно: фартук прорезиненный, перчатки резиновые.

На наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

1.12. При нахождении на железнодорожных путях персонал обязан соблюдать следующие требования:

К месту работы и с работы проходить только специально установленными маршрутами, обозначенными указателями «Служебный проход»

Проходить вдоль путей только по обочине;

Переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося состава;

Переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тормозными площадками вагонов, убедившись в исправности поручней, подножек и в отсутствии движущихся по смежному пути локомотива и вагонов;

при сходе с тормозной площадки вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

обходить группы вагонов или локомотива, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания ограждающих светофоры, звуковые сигналы и предупреждающие сигналы.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

2.2. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42В, а переносных электроламп 12В.

2.3. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.

2.4. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, под колеса подложить не менее 2-х специальных башмаков.

2.5. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать-работают люди». На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и этого устройства.

2.6. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.

2.7. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящиеся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.

2.8. Поверхность верстака должна быть гладкой, обитой листовой сталью. На верстаке должны быть установлены предохранительные сетки или щиты высотой не менее 1 метра.

2.9. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

2.10. Приступить к среднему и капитальному ремонту автомобиля можно только после освобождения бензобаков и бензопроводов от остатков бензина.

2.11. Ознакомиться с предстоящей работой, продумать порядок ее выполнения.

2.12. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

2.13. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами)

2.14. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

2.15. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь реборды.

2.16. Автомобили, работающие на газовом топлив, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перехода их на работу на бензин.

2.17. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность.

2.18. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы или ее питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит на специально отведенном месте, а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

2.19. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен полностью слит, а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3.Требования безопасности во время работы

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя, выхлопную трубу необходимо соединить с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии принять меры по удалению из помещения отработавших газов.

3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидователе)необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и топливо из топливных баков, жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

3.3. При вывешивании части автомобиля подъемными механизмами (домкратами, талями), кроме стационарных, необходимо вначале поставить под неподнимаемые колеса специальные упоры, затем вывесить автомобиль, поставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

3.4.Перед работой грузоподъемными приспособлениями (талями) проверить их исправность и убедиться в надежности тормоза, строп и цепи, подняв груз на небольшую высоту.

3.5 При ремонте или техническом обслуживании автомобиля вывесить на рулевое колесо табличку: "Двигатель не пускать! Работают люди!"

3.6 При ремонте поставить автомобиль на козелки и убедиться, что они надежно установлены. При работе под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника использовать лежаки.

3.7 Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

3.8 Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

3.9 Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

3.10 При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

3.11 Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

3.12 В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

3.13 Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

3.14 При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

3.15 При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

3.16 Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

3.17 Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

Работать лежа на полу(земле) без лежака;

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме стационарных;

Подкладывать под вывешенный автомобиль вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешевания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;.

Поднимать (вывешевать_ автомобиль за буксирные приспособления путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Поднимать грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма;

Снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами.

Поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;

Работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями.

Оставлять инструмент и детали на краях смотровой канавы;

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;

Работать с поврежденным или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала.ез предварительного его освобождения от груза;

Проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;

Сдувать пыль и опилки сжатым воздухом.

3.19. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями и лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

3.20. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:

Протирать автомобиль и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями;

Хранить ЛВЖ и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция в количествах больше сменной потребности;

Заправлять автомобиль топливом;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с исползованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений;

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

3.21. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:

Поднять капот для проветривания;

Выполнить работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений;

Проверять герметичность газовой системы питания азотом, сжатым воздухом;

Предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;

Крепить шланги на штуцерах хомутиками.

3.22. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками.

3.23.При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:

Подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

Выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

Устанавливать газопроводы кустарного изготовления;

Использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.

3.24. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

3.25. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

Проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

Поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;

Убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

3.26. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

3.27. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

3.28. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.

3.29. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха

3.30 Паяльные лампы и пневматический инструмент разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.

Подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

Переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их установки;

Направлять струю воздуха на себя или других при работе пневматическим инструментом;

Устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ другими рычагами;

3.32. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции.

3.33. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов и молотков с медными бойками.

3.34. Замену рессор производить только после их разгрузки и установки автомобиля на подставки

3.35. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо установлено в пазе диска. Во избежание травмирования вылетающем диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.

3.36. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки.

3.37. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

3.38. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

3.39.Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

4.2. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

4.3. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы с автомобиля направить на проверку в специальную мастерскую.

5. Требования безопасности по окончании работы

4.1. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

4.2. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

4.3. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

4.4. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Разработал

Согласовал