Типы приказов. Приказ по основной деятельности

Приказ по основной деятельности представляет собой локальный нормативный акт, который обязателен к исполнению всеми лицами, попадающими под его действие.

Приказ по основной деятельности – это документ, который издается руководителем организации для разрешения основных и операционных задач, стоящих перед организацией (Приложение А).

Приказы по личному составу издаются с целью фиксирования должностного движения или командирования сотрудников предприятия, для предоставления им отпусков или присвоения квалификации для вынесения работникам поощрений, наложений или взысканий. Данными приказами занимается кадровое делопроизводство .

Приказы по основной деятельности создаются для решения следующих задач:

Исполнения законодательных, нормативных правовых актов;

Исполнения решений вышестоящих организаций и органов управления;

Ведения исполнительно-распорядительной деятельности на предприятии.

В приказах по основной деятельности могут содержаться следующие реквизиты:

Государственный герб РФ, государственный субъекта РФ;

Эмблема организации;

Код организации и ее справочные данные;

ОГРН, ИНН, КПП;

Наименование организации, наименование вида документа;

Место составления, издания документа;

Заголовок и текст документа;

Отметка о наличии положений;

Подпись и визы согласования документа;

Идентификатор электронный копии документа;

Отметка об исполнении документа, оттиск печать.

Заголовок является обязательным реквизитом приказа, он отражает в кратком виде его содержание. Необходимо четкое формулирование заголовка приказа, например приказ «О введении в действие инструкции».

Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части должна быть указана цель и обоснование.

1. Если законодатель выпускает новый нормативный акт, то цель данного приказа будет выполнение требований закона. В таком случае констатирующая часть будет выглядеть следующим образом: «В соответствии с федеральным законом 000-Ф»;

2. Если издается приказ на основании прежних распоряжений предприятий, то необходимо сослаться на них, например, Согласно приказу Генерального директора от 19 марта 2016 года № 75 «О создании экспертной комиссии».

3. Если издается приказ на основании других актов, то нужно обозначить цель следующим образом: «В целях организации и проведения работы по повышению эффективности процессов делопроизводства».

Иногда констатирующая часть в приказе может отсутствовать, примером может послужить утверждение графика служебного транспорта, в данном приказе и так понятна цель его создания.

Распорядительная часть. Данная часть в приказе начинается со слов Приказываю, после этого указываются сами распоряжения.

В сложных приказах распорядительная часть включает в себя несколько пунктов, каждый их которых посвящен выполнению конкретного задания. Рассмотрим принципы выделения данных пунктов:

Руководитель дает несколько распоряжений в рамках выполнения одной задачи;

Приказ необходимо выполнять поэтапно – например, собрать комиссию из числа нескольких должностных лиц и направить её на решение какой-либо задачи;

У заданий имеются промежуточные сроки исполнения.

В пунктах, где указываются конкретные исполнители, необходимо прописать их должности, фамилии и инициалы. Данными исполнителями могут быть как определенные персоны, так и структурные подразделения – отделы, группы. В таких случаях можно ограничиться названием подразделения, или дополнительно указать ФИО соответствующего руководителя.

В приказе по основной деятельности нужно излагать только основные задачи, а расписывать их подробно нельзя, поскольку приказ может растянуться на десяток страниц. Если изложенные задания необходимо дополнить и конкретизировать, то для этого предусмотрены приложения.

Приложения к приказу могут быть любыми – правила и инструкции, схемы и графики, таблицы и перечни. В распорядительной части необходимо будет указать ссылку, например «(приложение 1)», «(приложение 2)». На самом приложении тоже необходимо в правом верхнем углу первого листа написать, к какому пункту оно относится. Неупомянутые приложения являются нарушением .

Каждое приложение необходимо отдельно завизировать. Занимаются этим руководители всех заинтересованных подразделений.

Таким образом, приказы по основной деятельности это документ, который издается руководителем организации для разрешения основных и операционных задач, стоящих перед организацией. Приказы подразделяются на: приказы по личному составу и приказы по основной деятельности.

Выписка из приказа

Выписка из приказа представляет собой констатирующую часть основного документа, в которой отражаются значимые распоряжения относительно действий ответственных лиц. Выписка может быть оформлена работнику предприятия для представления в органы пенсионного фонда, или иные учреждения и инстанции.

В Выписке должно быть указано следующее :

Название организации, налоговый номер, ее юридический и фактический адрес местонахождения;

Дата и номер создания документа;

Название самого документа – Выписка из приказа;

Указание ответственных лиц.

Выписка из приказа служит для сохранения конфиденциальной и служебной информации. В ней отражаются только те сведения, которые имеют непосредственное отношение к разрешению возникших вопросов.

Выписка заверяются уполномоченным лицом. Она происходит следующим образом: кадровый работник ставит на нижней части документа пометку «С оригиналом сверено» или «Верно», и подписывает документ с указанием фамилии, инициалов и должности. Если выписка из приказа будет предъявляться сторонним предприятиям, то, кроме подписи, необходимо наличие оттиска печати предприятия. Для внутреннего же пользования достаточно штампа отдела кадров.

Образец оформления выписки из приказа представлен на рисунке 1 .

Рис.1. Образец оформления выписки из приказа

Таким образом, выписка из приказа представляет собой констатирующую часть основного документа, в которой отражаются значимые распоряжения относительно действий ответственных лиц. Ее основное назначение - это сохранения конфиденциальной и служебной информации.

Распоряжение

Распоряжение представляет собой локальный нормативный акт, который обязателен к исполнению всеми лицами, попадающими под его действие.

Распоряжение представляет собой документ, который издается лично руководителем организации независимо от типа ее структуры управления для разрешения оперативных решений. Распоряжение может передаваться как в устном виде, как в письменной форме, так и в виде телефонограммы .

Не задокументированное должным образом распоряжение может относиться к немедленным задачам, которые имеют средний и малый уровень важности. Чаще всего такие виды указаний издаются в коллективах с небольшой численностью персонала.

Если вопрос, требующий решения, имеет существенное значение, то устное распоряжение может быть подкреплено изданием письменного документа.

Чтобы распоряжение руководителя было максимально эффективным, оно должно быть четко и конкретно сформулировано. Психологическое восприятие задачи, обозначенной расплывчато и неопределенно, не позволит сотрудникам качественно и в срок выполнить указание руководителя.

По способу влияния на трудовой коллектив распоряжения классифицируются следующим образом :

Распоряжения, относящиеся к конкретному периоду времени и определенного служебного вопроса;

Распоряжения продолжительного действия.

Если распоряжение руководства предполагает определенный период, в течение которого необходимо выполнить определенный объем работ, то в документе необходимо указать дату, до которой указание должно быть исполнено. В таком случае сотрудники смогут равномерно распределить силы в процессе выполнения задания, и поручение будет реализовано успешно.

Указания, рассчитанные на длительный срок, должны указывать на цель, ради достижения которой работники должны выполнять определенные действия со ссылкой на внутренние нормативные акты.

Четкая сформулированная цель в распоряжении является дополнительной мотивацией для сотрудников, не четкая регламентация распоряжения приводит к ослаблению исполнительной дисциплины работников.

Рассмотрим структуру распоряжения :

Регистрационный номер и дату издания документа, место его составления;

Заголовок к основному тексту распоряжения (краткое содержание);

Текст документа;

Полная подпись руководителя;

Отметка о согласовании и ознакомлении ответственных лиц, перечисленных в распоряжении.

Регистрационный номер распоряжения представляет это порядковый номер документа.

Заголовок распоряжения указывается в левом верхнем углу документа, в нем содержится очень краткая суть директивы в виде ответа на вопрос «О чем?». Примером может послужить, «Об обеспечении выполнения плана поставок продукции на 1 квартал», «Об утверждении бланков строгой отчетности».

Основной текст распоряжения делится на две части: констатирующую и распорядительную.

В констатирующем разделе распоряжения указывается аргументация действий, предписанных документом. В случаях, когда основанием для составления распоряжения выступает нормативный акт или ранее изданный распорядительный документ, констатирующая часть должна начинаться с указания номера и даты этого акта: «Во исполнение приказа №…», «На основании федерального закона №…».

Констатирующая часть распоряжения, составляемого в инициативном порядке, включает в с себя цель и задачу действий, которые должны быть выполнены сотрудниками предприятия. Здесь же могут быть перечислены события или факты, лежащие в основе издания конкретного распорядительного документа. В таких случаях распоряжение может начинаться фразами «В связи с», «В целях».

Если указываемые действия сотрудников не нуждаются в обосновании или дополнительном разъяснении, констатирующий раздел может отсутствовать.

После предложения, охватывающего констатирующую часть распоряжения, прописывается побуждение к действию в виде слов «Предлагаю» или «Обязываю». После этого следует распорядительная часть документа. В этом разделе перечисляются все предписываемые действия и функции, которые возлагаются на сотрудников для исполнения данного распоряжения. Распорядительная часть может быть сформулирована в виде нескольких пунктов, по каждому из которых указывается конкретный ответственный сотрудник и дата, до которой необходимо выполнить перечисленные директивы.

Если распоряжение содержит указания, отменяющие ранее изданные распорядительные документы или его подпункты, то ссылка на этот факт отражается в распорядительной части документа отдельным пунктом.

В последнем пункте распоряжения указывается должность и фамилия сотрудника, который будет осуществлять контроль за исполнением всех предписаний, содержащихся в распорядительном документе.

Распоряжение руководителя предприятия может включать в себя разнообразные приложения, поясняющие или дополняющие директиву. Это могут быть регламенты, перечни, положения, таблицы, графики. Все приложения оформляются на отдельных листах, со сквозной нумерацией.

Согласно регламенту, все выпущенные на предприятии распоряжения руководителя должны храниться в архиве компании. Распорядительные документы, имеющие административно-хозяйственную направленность, необходимо сохранять не менее пяти лет. Остальные распоряжения руководителя, относящиеся к основным видам деятельности, хранятся от 10 лет до момента ликвидации фирмы. После этого распорядительные документы передаются на хранение в городской или муниципальный архив.

Образец распоряжения представлен на рисунке 2 .


Рис.2. Образец оформления распоряжения

Таким образом, распоряжение – это документ, который издается лично руководителем организации независимо от типа ее структуры управления для разрешения оперативных решений. Распоряжения классифицируются на распоряжения, относящиеся к конкретному периоду времени и определенного служебного вопроса и распоряжения продолжительного действия.

Протокол

Протокол – документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом (Приложение Б).

Обязательному протоколированию подлежат :

· заседания постоянно действующих коллегиальных органов государственной власти и управления, муниципальных органов управления, органов управления предприятиями и организациями (общие собрания учредителей, акционеров, заседания советов директоров, правлений комитетов, комиссий, дирекций и др.) и

· разовые или периодически созываемые конференции, собрания, совещания.

Отражение в цели создания документа управленческого принципа коллегиальности, коллегиального принятия решений позволяет говорить о протоколе как о самостоятельном виде документа.

В практике бизнеса составляются протоколы деловых встреч, протоколы о намерениях, протоколы передачи конфиденциальной информации, протоколы разногласий и другие, в которых фиксируются не управленческие решения, а договоренности и достигнутое сторонами (т.е. коллегиальное, коллективное, а не «комиссионное», как иногда неправильно говорят) согласие в решении вопросов взаимной заинтересованности. Подобные протоколы, возможно, отнести к подсистеме информационно-справочных документов системы организационно-распорядительной документации или к подсистеме гражданско-правовой договорной документации этой же системы, т.к. в них закрепляется ход исполнения договоров и соглашений, подтверждается заинтересованность и возможные сферы сотрудничества, а также фиксируются основные условия для заключения в дальнейшем конкретных сделок.

Протоколы, создаваемые с целью подтверждения расчетов, входят в состав подсистемы по кассовым операциям системы банковской документации.

По некоторым функциям управления персоналом составляются протоколы заседаний аттестационных и квалификационных комиссий, которые входят в специальную подсистему кадровой документации.

Протоколы классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные .

Полные протоколы могут быть подробными текстовыми стенографическими, фонографическими. Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.

Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».

Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.

Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания.

Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола используется общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.

В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты :

· полное наименование организации или предприятия;

· название вида документа (ПРОТОКОЛ);

· индекс (в протоколах, которые относятся к распорядительным документам);

· место составления;

· заголовок;

· подписи.

Дополнительными реквизитами протокола являются:

· наименование структурного подразделения;

· гриф утверждения;

· отметка о наличии приложений;

· место (помещение, офис) и время проведения заседания;

· фамилия и инициалы председательствующего на совещании, заседании;

· дата подписания протокола;

Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.

Рассмотрим правила оформления протокола

Для обеспечения юридической силы протокола необходимо указать полное наименование организации или предприятия, с указанием организационно-правовой формы.

Наименование структурного подразделения обычно оформляется на документе в следующих случаях:

· протоколом фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия;

· протоколом оформляются заседания, которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений.

Название вида документа ПРОТОКОЛ всегда оформляется прописными буквами и располагается одной-двумя строками ниже наименования предприятия или структурного подразделения.

Дата протокола является датой заседания, а не окончательного оформления и подписания документа. Если заседание коллегиального органа продолжалось несколько дней, то в протоколе указывают дату его начала и дату окончания. Способы оформления даты могут быть различными. Например, цифровой способ:

Дата располагается одной строчкой ниже названия вида документа или над специальной ограничительной линией в общем бланке.

Номер протокола оформляется на той же строке, что и дата заседания над ограничительной линией в общем бланке или в пределах общей площади, отведенной для даты и индекса в заголовочной части документа. Индекс протокола является порядковым номером заседания в пределах календарного года или в пределах срока полномочий коллегиального органа.

Реквизит «место составления или издания» оформляется на отдельной строке ниже даты и индекса. Этот реквизит содержит название географического пункта, в котором реально состоялось заседание коллегиального органа. Условные сокращения, применяемые при обозначении географических названий, должны соответствовать Правилам оказания услуг почтовой связи.

В качестве заголовка протокола оформляется краткая формулировка вида заседания в родительном падеже, которая согласуется с названием вида документа, названием коллегиального органа и начинается с прописной буквы.

Текст протокола является самым сложным реквизитом и состоит из двух частей – вводной и основной. Вводная часть текста строго формализована. В ней оформляются сведения о составе присутствующих на заседании и повестка дня (список вопросов, вынесенных на обсуждение), которые являются вполне самостоятельными элементами текста и формулируются по стандартным правилам .

Состав присутствующих оформляется двумя строками ниже вида заседания от границы левого поля и начинается с указания председателя и секретаря заседания. Фамилии председателя и секретаря оформляются после тире, инициалы следуют за фамилией.

Перечень вопросов, вынесенных для обсуждения и принятия решения коллегиальным органом, оформляется после слов «Повестка дня.

Каждый вопрос повестки дня формулируется с предлогом «O», отвечает на вопрос «О чем?» и содержит указание должности, фамилии и инициалов докладчика. Вопросы нумеруются арабскими цифрами, располагаются в повестке дня по степени их значимости и оформляются с красной строки.

Пункты повестки дня должны быть сформулированы четко и конкретно, поскольку именно они и представляют собой собственно заголовки к последующему тексту протокола, который будет излагаться по пунктам в последовательности рассмотрения вопросов на заседании.

Основную часть текста протокола секретарь заседания составляет, работая почти как синхронный переводчик, только речь «переводится» из устной формы в письменную форму.

Основная часть текста протокола строится в соответствии с пунктами повестки дня по разделам. Каждый раздел, отражая ход заседания, состоит из трех частей: СЛУШАЛИ – ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Подписи председателя и секретаря заседания оформляются на отредактированном и сверенном протоколе. Они располагаются тремя-четырьмя строками ниже текста от границы левого поля и разделяются одной строкой. В расшифровках подписей инициалы располагаются перед фамилией. Личные подписи председателя и секретаря оформляются на оригинале протокола.

Копии оформленного и подписанного протокола или выписки из протокола, которые необходимы в процессе направления документа на исполнение, имеет право удостоверять своей подписью секретарь, правильно оформляя отметку о заверении копии. Если копия или выписка из протокола используется внутри организации, то печать на нее не ставится. Если же выписка или копия протокола предназначена для использования вне стен родной организации, на нее стоит поставить оттиск печати.

Утверждение оформляется грифом, который располагается в верхнем правом углу документа и состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», сокращенного наименования должности руководителя (т.к. полное наименование организации или предприятия указано в заголовочной части документа или в общем бланке), личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения.

Таким образом, протокол – это документ, фиксирующий ход заседания и порядок принятия решений коллегиальным органом. Он фиксируются все виды коллегиальной деятельности в обособленном подразделении предприятия и им оформляются заседания, которые проводятся в одном из внутренних структурных подразделений.


В процессе своей деятельности любое предприятие активно использует приказы. Надо следить за тем, чтобы их оформление соответствовало нормам делопроизводства. При этом относятся к документам, которыми оформляют любое решение с нормативно-распорядительным характером. На начальников структурных подразделений возлагается ответственность за грамотную подготовку документов. Оформление – ответственность кадровой службы.

Это часть укрупненной группы документально оформленных приказов, оформляемых внутри хозяйственного предприятия. Приказы имеют общую группировку:

  1. ПАД (на деятельность административно-хозяйственного плана).
  2. ПЛС (по личному составу)
  3. ПОД – обозначение основной деятельности.

Это общепринятая для современного делопроизводства градация, но многим бывает сложно провести границу между разными направлениями работы в той или иной компании. Потому нужно привести хотя бы краткую характеристику по каждой из существующих групп. Тогда будет легче принять решение о том, какие бумаги и когда используются:

  • ПЛС – это приказы, которые прямо привязаны к личному составу. Обычно в документах данной группы сообщают о или увольнении, отпусках и стимулирующих выплатах, дисциплинарных взысканиях, командировках.
  • ПАД – это административные решения, которые связаны с решением вопросов об эксплуатации имущества, обеспечении транспортом, связи внутри и так далее.
  • ПОД – так обозначаются другие документы, не имеющие отношения к первым двум разновидностям.

Какие именно приказы относятся к основной деятельности?

Последняя группа, обозначаемая как ПОД, может быть самой обширной и непредсказуемой. Она иногда затрагивает буквально все аспекты деятельности того или иного предприятия. Можно выделить группы, ставшие основными:

  • информационные
  • обеспечительного характера
  • финансовые
  • для составления отчетов
  • при осуществлении надзора
  • организационного содержания
  • нормативные
  • структурные

Можно привести лишь общие примеры, на что именно опираться при классификации документов:


  • Принятие , который связан с проведением конкурса на замещение вакантных должностей, постановкой на воинский учет, с комплексом мероприятий по гражданской обороне, охраны труда и так далее.
  • Установление режима работы организации, порядок его изменения.
  • Определение политики в научно-технической сфере.
  • Организация политики в направлении финансов.
  • Описание контроля за текущей деятельностью.
  • Утверждение планов по дальнейшему развитию.
  • Создание органов консультативного, методического и экспертного, научного, контрольного, совещательного характера.
  • Организация новых филиалов и представительств, либо упразднение уже существующих структур.
  • Определение , внесение изменений в него.
  • Введение и утверждение, а также изменение локальной документации.
  • Определение структурных составляющих.

Специалисты структурных подразделений обычно отвечают за составление проектов приказов. Ведь сам руководитель не может следить буквально за всем, что происходит на предприятии. Служба делопроизводства должна следить за тем, чтобы все было оформлено правильно.

Перед тем, как любой приказ принимают, его официально согласовывают с вышестоящими должностными лицами либо руководителями в структурных подразделениях. Если в этом процессе вносятся изменения, то согласование проводится еще раз, с нуля. В этом нет необходимости, только если корректировки незначительны.

Важные реквизиты

Большинство приказов оформляются по единым, унифицированным требованиям. Потому на обычном фирменном бланке их писать не рекомендуется. Следующие реквизиты стали обязательными для всех:


  • руководителя
  • основная часть
  • заголовок
  • название города и адрес, по которому документ был издан
  • номер регистрации. Обязательно упоминание специального кода для обозначения основной деятельности
  • дата составления
  • название разновидности самого документа
  • наименование организации. Реквизиты при этом не требуются, они не нужны ни в одном внутреннем документе

Заголовок не просто относится к обязательным реквизитам документа, он в кратком виде отражает . Главное при формулировке – быть максимально четкими. Нужно точно написать, о чем будет дальнейший текст. Именно заголовок должен найти отражение в учетной записи внутри специального журнала.

Констатируем факты

Одного желания руководителя не достаточно для того, чтобы приступить к оформлению приказов. Распоряжения должны иметь цели, обоснования:


  1. При выпуске новых нормативных актов цель распоряжения – соблюдение законодательных установок. Тогда часть с констатацией фактов должна быть посвящена тому, в связи с каким документом выпускается приказ.
  2. Допустимо наличие ссылок на предыдущие , если именно они стали основой для нового. Тогда документ издается, чтобы продолжить соблюдение тех или иных правил.
  3. Если же никаких основ нет, то цель упоминается отдельным предложением.

Иногда случается и так, что констатирующая часть отсутствует. Например, когда всем и так понятно, что и зачем утверждается.

Часть с самим распоряжением

Первый элемент распорядительной части – слово «приказываю». Главное – написать его вразрядку, неважно, прописными или строчными буквами. После этого переходят к самой сути распоряжений.

Если приказ сложный, то часть с распоряжением может включать сразу несколько пунктов. В каждом из них описываются конкретные задания для выполнения. Есть , на основе которых выделяются главные пункты:


  • Задача дается одна, но она разделяется на несколько распоряжений.
  • Приказ выполняется поэтапно. Например, сначала собирается комиссия из нескольких должностных лиц, а потом ее направляют на объект, чтобы выполнять конкретные функции.
  • У каждого задания могут быть свои промежуточные сроки выполнения.

Если отдельный пункт связан с конкретным исполнителем – прописывается должность и фамилия, а также инициалы. Но в качестве исполнителей иногда выступают целые подразделения. Тогда допустимо ограничиваться только их наименованием.

В каждом пункте – одно задание, с конкретным сроком выполнения. Важна ясность и четкость поставленных целей.

О регистрации и хранении документа

Приказ вступает в силу сразу после того, как он подписан. Если только в самом документе не написано о других условиях. Но необходимо выполнить еще несколько действий, вне зависимости от того, как проходит оформление:


  1. . Для этого в специальный журнал вносят номер вместе с датой, названием и кратким содержанием документа. Обязательно наличия сведений о том, куда передан документ, и о том, кто его подписывал. За регистрацию отвечают секретари либо другие сотрудники, наделенные соответствующими полномочиями.
  2. Ознакомление с содержанием приказа исполнителей, которые отдельно указаны в тексте. При необходимости ставится их подпись.
  3. Хранение. Обычно ставится указание «постоянно».

Главное – чтобы на предприятии назначили человека, ответственного за хранение документации, расположение ее внутри архива. Журналы – это специальные книги, которые ведутся до тех пор, пока не будут заполнены полностью. После заполнения документы просто подшиваются, а затем помещаются в архив.

Сколько действуют приказы?

Каждый конкретный акт требует определения точного срока действия. Только в этом случае возможна правильная организация самого . Приказы по основной деятельности действуют с момента подписания, либо с даты, указанной в самом приказе. Есть всего два случая, когда действие документа может быть прекращено:

  • Отмена другим распоряжением
  • Истечение срока, указанного в самом приказе

Согласно сложившейся для делопроизводства традиции, раз в 3-5 лет проверяют актуальность приказов. Считается, что этого времени хватает для того, чтобы изменились основные показатели предприятия.

О нумерации и некоторых особенностях

Приказы часто делятся на подгруппы в зависимости от тематики. Но такое решение далеко не всегда признается удобным, ведь регистрационные номера присваиваются документам в зависимости от порядка, в котором они поступают на учет. Буквенные индексы к порядковым номерам не добавляются, но возможен и такой вариант, если внутренняя организация это позволяет.

На должностное лицо могут накладывать , если нарушаются правила либо сроки хранения. Главное – чтобы в должностных инструкциях было четко прописано, какой сотрудник за хранение какой документации отвечает.

Регистрационные номера обычно выглядят как простые порядковые числа. Их необязательно дополнять какими-либо другими индексами. Обычно индексы, если они используются, отделяются от основного номера с помощью дефиса или косой черты.

Совместным приказам каждый автор может присвоить свой конкретный номер. Дата регистрации в таком случае совпадает. Если требуется , то чем раньше его проведут – тем лучше. Лучше использовать оригинальный экземпляр, если вопрос касается всего нескольких человек.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Напишите свой вопрос в форму ниже


* Сэкономить время при создании документа
Приказ - это внутренний документ организации, издаваемый ее руководителем по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы организации.
Приказы по личному составу являются не только распорядительными документами, но и одновременно относятся и к первичным учетным документам , так как фиксируют факт приема,перевода или увольнения гражданина и являются основанием для начисления ему заработной платы
Основой кадрового делопроизводства являются приказы (распоряжения)по личному составу , издаваемые после заключения трудовых договоров, при их изменениях и прекращениях.
Содержание кадрового приказа должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Из приказов руководителя организации по личному составу информация переносится в учетные документы и трудовые книжки работников.
Приказы по личному составу документируют процесс движения кадров в организации.
С этой целью целесообразно разработать инструкцию , которая определяла бы порядок оформления документов при приеме, переводе, увольнении и учете работников предприятия, а также порядок издания, учета и рассылки приказов по личному составу.
Приказами по личному составу документально оформляются :
прием, перевод на другую работу, увольнение;
изменение условий труда, присвоение разрядов, классности;
установление размеров оплаты труда;
предоставление отпусков;
командирование сотрудников;
наложение дисциплинарных взысканий и др.
Для оформления приказа по личному составу необходимо письменное обоснование , такое как заявление работника, докладная записка, акт (например, о нарушении трудовой дисциплины), запрос на перевод работника из другой организации и др.
Личное заявление работника обычно пишется от руки в произвольной форме, в которой излагается просьба о приеме на работу, увольнении, переводе на другую вакантную должность или в другую организацию и т.д.
В заявлении обязательно указывается адресат(должность, фамилия, инициалы руководителя организации), текст, личная подпись, дата.
На заявлении проставляются резолюция руководителя и отметка о направлении документа в дело.
Приказы по личному составу оформляются и ведутся отдельно от приказов по основной деятельности организации.
Кадровые приказы начинаются со слов: ПРИНЯТЬ, НАЗНАЧИТЬ, ПЕРЕВЕСТИ, УВОЛИТЬ, КОМАНДИРОВАТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ ОТПУСК И Т.Д.
По структуре приказы могут быть простыми и сложными .
Если приказ касается одного лица, то он называется простым (индивидуальным). В заголовках к текстам таких приказов пишется: «О приеме на работу...», «О переводе на другую работу...», «О поощрении...» и т.п.
Объединение в приказе нескольких распорядительных пунктов делает приказ сложным.
В сложных приказах при решении одного кадрового вопроса (прием или увольнение и др.) заголовок формулируется в зависимости от решаемого вопроса. В сложных приказах, решающих несколько кадровых вопросов (и прием, и увольнение и др.), заголовок отсутствует или дается в обобщенном виде («По личному составу»). В этих приказах, как правило, существует определенная последовательность расположения отдельных вопросов: сначала - назначение на должности, затем - перевод на другие должности, далее - освобождение от занимаемых должностей. Если в одном пункте перечисляется несколько фамилий, то они следуют в алфавитном порядке.
Приказы по личному составу должны быть оформлены в строгом соответствии с ТК РФ .
при приеме на работу обязательно указывается установленный размер оплаты труда и условия приема: временно (с…по…), с испытательным сроком (продолжительность) и т.п.;
при увольнении – причина увольнения (конкретная статья ТК РФ);
при предоставлении отпуска – его вид, продолжительность, дата начала и окончания;
при переводе на другую работу – вид перевода(если временный - продолжительность), новая должность и подразделение, причина перевода, изменение оплаты труда;
при поощрении или дисциплинарном взыскании – причина и вид поощрения или взыскания;
при командировании – дата, продолжительность и цель командировки, наименование организации командирования.
Констатирующая часть в приказах по личному составу может отсутствовать.
Распорядительная часть приказа начинается с указания фамилии (печатается прописными буквами), имени и отчества (печатаются полностью строчными буквами), в ней должны быть точные формулировки решения того или иного кадрового вопроса.
Приказ по личному составу должен по каждому пункту содержать обоснование, в котором указывают документы, послужившие основой для его издания.
В приказе по личному составу обязательна запись: «С приказом ознакомлен, подпись, расшифровка подписи, дата ».
Приказы по личному составу визируются лицом, ответственным за кадры, и руководителями тех структурных подразделений, чьих сотрудников приказ касается.
Приказы по вопросам увольнения, перевода, наложения взыскания визируются юристом (при его наличии).
Бухгалтером могут визироваться приказы по вопросам увольнения, направления в командировку, предоставления очередного отпуска, вызова из отпуска, премирования.
Приказы по личному составу подписываются руководителем, а в его отсутствие - заместителем руководителя, курирующим эти вопросы, в соответствии с приказом о распределении обязанностей между руководством.
Отдельно издаются приказы о поощрении, премировании, об отпусках и командировках.
Индекс приказа по личному составу имеет порядковый регистрационный номер в пределах календарного года и буквенный индекс:
«л/с» (личный состав);
«к» (кадры).
Допустима и другая буквенная индексация, например, для приказов о приеме, переводе, увольнении - «л/с», для приказов о поощрении - «п», для приказов по командировкам - «к».
Приказы по личному составу регистрируются, рассылаются и формируются в дела отделом кадров.
Основания к приказам подшиваются в личные дела работников или образуют самостоятельное дело приложений к приказам по личному составу.
В связи с тем, что приказы о предоставлении отпусков, взысканиях, командировках имеют временные сроки хранения, их формирование необходимо производить отдельно от всех других приказов по личному составу.
Согласно п. 3.5.5 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.02 , приказы по основной деятельности и по личному составу ведутся отдельно и формируются в разные дела.
Этот порядок распространяется и на небольшие организации, где создается незначительное количество распорядительной документации, а за кадровое делопроизводство отвечает один из работников (секретарь, бухгалтер, экономист и т. п.).

Приказ об отмене ранее изданного приказа (пункта, пунктов приказа) по личному составу.

В процессе повседневной деятельности по управлению персоналом у руководства любой организации время от времени возникает необходимость в отмене ранее изданных приказов (пункта, пунктов приказов) по персоналу. Наиболее типичными ситуациями, влекущими за собой отмену ранее изданных приказов (пункта, пунктов приказов), являются:
изменение обстоятельств, связанных с приемом работника на работу;
изменение обстоятельств, связанных с перемещением работника;
изменение обстоятельств, связанных с предоставлением работнику отпуска;
изменение обстоятельств, связанных с увольнением работника;
изменение обстоятельств, связанных с направлением работника в командировку.
Под соответствующими обстоятельствами следует понимать такие обстоятельства, наступление которых делает ранее изданный приказ (какой-либо его пункт или пункты) юридически ничтожным вследствие невозможности выполнения либо вследствие отпадения оснований для выполнения такого приказа (пункта, пунктов приказа) по тем или иным причинам, как обусловленных действиями работодателя и (или) работника, так и не обусловленных ими, т. е. возникших независимо от воли сторон трудовых отношений.
Функциональное назначение приказа об отмене ранее изданного приказа (пункта, пунктов приказа) по персоналу заключается в документировании факта обоснованной (прежде всего в правовом отношении) отмены соответствующего управленческого решения посредством принятия нового управленческого решения (в данном случае - приказа по персоналу). В содержании приказа об отмене ранее изданного приказа по персоналу отражаются сведения:
о приказе (пункте, пунктах приказа) по личному составу, подлежащем отмене, - его дате, номере, названии (номере или номерах соответствующих пунктов приказа);
основании для отмены соответствующего приказа - с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной для издания приказа об отмене;
указаниях должностным лицам (структурным подразделениям) организации о действиях, которые надлежит выполнить в связи с отменой прежнего приказа по личному составу и изданием нового;
мерах по обеспечению контроля за исполнением приказа.
Оформление проекта приказа об отмене ранее изданного приказа (пункта, пунктов приказа) по персоналу производится работником отдела кадров с соблюдением требований ГОСТ Р6.30-2003.
Приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ (пункт, пункты приказа) по персоналу
Необходимость в издании приказов о внесении каких – либо изменений обусловлена возникновением соответствующих изменений в обстоятельствах, ранее послуживших причиной для издания приказа, содержание которого подлежит изменению. Это обстоятельства, наступление которых делает ранее изданный приказ (какой-либо его пункт или пункты) юридически и (или) фактически неточным. Наиболее распространенными случаями наступления подобных обстоятельств из практики работы кадровой службы считают:
изменения в законодательстве, нормативных правовых актах, локальных актах организации, в том числе связанные с изменением структуры документа, его переименованием и проч.;
изменения в личных обстоятельствах (персональных данных) работников организации, в отношении которых ранее были изданы соответствующие приказы (пункты приказов) по персоналу;
изменения в обстоятельствах времени, места и т. д., являющиеся существенными для надлежащего исполнения соответствующими работниками поручаемой им работы (трудовой функции).
иные аналогичные обстоятельства, требующие внесение изменений в содержание ранее изданных приказов по персоналу, если такие изменения существенны для надлежащего исполнения приказа.

Таким образом, функциональное назначение приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ (пункт, пункты приказа) по личному составу заключается:
документировании факта внесения обоснованных (прежде всего в правовом отношении) изменений в соответствующее управленческое решение посредством принятия нового управленческого решения (приказа по персоналу);
в отмене приказа (пункта, пунктов приказа) по личному составу, в содержании которых выявлено какое-либо несоответствие.
вступление в законную силу соответствующего приказа по персоналу, содержащего изменения, - его дате и номере, названии.
если требуется - мерах по обеспечению контроля за исполнением приказа.
Примеры приказов об отмене ранее изданных приказов (пункта, пунктов приказов) или внесении изменений в ранее изданный приказ по личному составу.
Вариант 1.

г. Самара

О признании утратившим силу приказа по личному составу директора ОАО «Маяк» от 21.02.2010 № 94 - п

В связи с тем, что гражданин Петров Павел Антонович, принятый на работу в отдел снабжения на должность грузчика приказом директора ОАО «Маяк» по персоналу от 21.02.2010 № 94-п (трудовой договор от 20.02.2010 № 17), не приступил к работе в течение недели со дня вступления в силу трудового договора,-
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Трудовой договор, заключенный с Петров П. А., аннулировать - в соответствии со ст. 61 Трудового кодекса РФ.
2. Начальнику отдела кадров обеспечить своевременную и полную выдачу Петрову Павлу Антоновичу ранее принятых от него в связи с трудоустройством документов, исключение Петрова П. А. из списков работников организации и иной учетной документации по персоналу.
3. Признать утратившим силу приказ директора ОАО «Маяк» от 21.02.2010 № 94 -п.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя директора по управлению персоналом.
Основание: трудовой договор от 20.02.2010 г. № 17, докладная записка начальника отдела снабжения от 25.02.2010 г., акт об отсутствии на рабочем месте Петрова П. А. от 27.02.2010 г., акт об отказе Петрова П. А. от объяснений в связи с отсутствием на рабочем месте с 21 по 27.02.2010 г. от 28.02.2010 № 1.


Вариант 2.

Открытое акционерное общество «Маяк»

г. Самара

Об признании утратившим силу приказа по персоналу директора ОАО «Маяк» от 02.04.2010 № 198-п
В связи с выявлением обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению дворником эксплуатационного отдела Яраевой Любовью Николаевны возложенных на нее обязанностей, переведенной на указанную работу с должности техника-смотрителя эксплуатационного отдела приказом директора ОАО «Маяк» по личному составу от 02.04.2010 № 198-пе (изменение № 1 от 01.04.2010 к трудовому договору от 30.12.2007 № 130),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Изменение № 1 к трудовому договору, заключенному с Яраевой Л. Н.. аннулировать - в соответствии с ч. 2 ст. 72 Трудового кодекса РФ (в связи с медицинским заключением о необходимости предоставления другой работы).
2. Полагать Яраеву Любовь Николаевну приступившей к исполнению обязанностей по ранее занимаемой должности - техник-смотритель эксплуатационного отдела - с 11.04.2010.
3. Начальнику отдела кадров обеспечить своевременное и полное внесение изменений в трудовой договор от 30.12.2007 № 130, трудовую книжку и личную карточку Яраевой Л. П., другую учетную документацию по персоналу.
4. Указать начальнику эксплуатационного отдела на недостаточное изучение личных документов и обстоятельств работников подразделения, подлежащих перемещению на другую работу.
5. Признать утратившим силу приказ директора ОАО «Маяк» от 02.04.2010 № 198 - п.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить заместителя директора по управлению персоналом.
Основание: изменение № 1 от 01.04.2010 к трудовому договору от 30.12.2007 № 130, медицинское заключение женской консультации № 2 г. Самары от 08.04.2010 № 117, докладная записка начальника эксплуатационного отдела от 09.04.2010, заявление Яраевой Л. Н. от 09.04.2010.
Директор личная подпись А. А. Агафонов
Юрисконсульт личная подпись Е. В. Кашина
Вариант 3.

Открытое акционерное общество «Маяк»

г. Самара

О внесении изменений в п.2 приказа по личному составу директора ОАО «Маяк» от 21.08.2009 № 304 - п
В связи с выявлением обстоятельств, препятствующих в соответствии с пунктом 2 приказа директора ОАО «Маяк» от 21.08.2009 № 304 – П о приеме на работу гражданки Соловьевой Ирины Олеговны в качестве переводчика бюро научно – технической информации отдела технического обеспечения,-
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести изменения в пункт 2 приказа директора ОАО «Маяк» от 21.08.2009 № 304 – П – в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Трудового кодекса РФ (в связи с отсутствием у Соловьевой И.О. документа об образовании, подтверждающем наличие у нее специальных знаний, необходимых для выполнения работы переводчика).
Указанный пункт изложить в следующей редакции: Принять с 22.08.2009 Соловьеву Ирину Олеговну на должность секретаря отдела технического обеспечения на условиях, предусмотренных трудовым договором от 21.08.2009 № 118. Установить Соловьевой испытательный срок продолжительностью один месяц.
2. Признать утратившим силу в прежней редакции пункт 2 приказа директора ОАО «Маяк» от 21.08.2009г. № 304 - п.
3. Начальнику отдела кадров обеспечить своевременное и точное внесение изменений в соответствующий приказ, трудовой договор от 21.08.2009 № 118, трудовую книжку и иную учетную документацию по персоналу.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить заместителя директора по управлению персоналом.
Основание: заявление Соловьевой И.О. от 16.08.2009, трудовой договор от 21.08.2009 № 118, докладная записка начальника отдела кадров от 21.08.2009, заявление Соловьевой И.О. от 21.08.2009.
Временно исполняющий обязанности директора личная подпись А. А. Дорохов
Юрисконсульт личная подпись Ф. К. Кулагин

Приказ правовой акт, издаваемый единоначально первым руководителем организации.

Например, в это генеральный директор, на предприятии — директор, в медицинском учреждении главный врач, в высшем учебном заведении — ректор.

Каждый руководитель издает два вида приказов:

  • по основной деятельности;
  • по личному составу.

Приказы по основной деятельности

Приказы по основной деятельности издаются для решения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией, по всем вопросам руководства ее текущей деятельностью. Эти приказы называют инициативными. Но приказы могут издаваться и во исполнение законодательных актов, нормативных правовых актов и распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти, вышестоящих организаций.

Приказы по основной деятельности оформляются на бланке этого вида документа в текстовой форме.

Пример оформления приказа

Приказы по личному составу

Приказы по личному составу издаются для документирования трудовых отношений работника и работодателя или служащих и нанимателя. Эти приказы издаются при приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, направлении в командировку, поощрении работника, наложении на него дисциплинарного взыскания или увольнения с работы.

Приказы по личному составу в основном оформляются в унифицированных формах, утвержденных органами статистики и подготовленными по постановлению Правительства Российской Федерации.

Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей:

  • констатирующей (вводной);
  • распорядительной.

Констатирующая часть

Если приказ издается по инициативе руководителя, то в констатирующей части излагаются цели и задачи управленческих действий, предписываемых приказом, т.е. дается объяснение необходимости издания приказа.

В приказах, издаваемых во исполнение распорядительных документов, Правительства Российской Федерации, правительства субъекта Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, иных органов управления, в констатирующей части указывают вид документа, организацию-автора, номер, дату и заголовок этого документа. Например: Во исполнение приказа Федерального агентства по образованию от 16.11.2009 Ne 109 «Об отчетах по выполнению учебных планов».

Распорядительная часть

Распорядительная часть приказа начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с новой строки без абзаца.

Текст приказа делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Каждый пункт приказа может содержать различные по характеру исполнения действия. Предписываемое действие формулируется в тексте приказа глаголом в неопределенной форме (осуществить, обеспечить, подготовить, создать, организовать и т. д.).

Каждый пункт распорядительной части начинается с указания исполнителя — определенного должностного лица или целого структурного подразделения.

Срок исполнения приводится либо в каждом пункте приказа, либо выделяется в один общий пункт для всех предписываемых действий.

В отдельном пункте приказа называются лица> на которых возложен контроль за его исполнением: «Контроль за исполнением приказа возложить на...».

В практике управления часто встречаются случаи, когда издаваемый приказ отменяет ранее изданный или его отдельные пункты. В этом случае в текст необходимо включать пункт следующего содержания: «Приказ «О....» от 00.00.00 № 00 считать утратившим силу (считать недействительным)». Если приказ отменяет только один (или несколько) пунктов ранее изданного, то используется стандартная формулировка:

«Пункты 2, 5, приказа «О....» от 00.00.00 Ко 00 считать утратившими силу (отмененными)».

В управленческой практике принято согласовывать проект приказа с заинтересованными структурными подразделениями и юридической службой (юрисконсультом), которая, визируя проект документа, проверяет его соответствие действующим законодательным нормативным, правовым и распорядительным актам. Контроль правильности оформления приказов является обязанностью службы делопроизводства.

Приказ вступает в силу с момента его подписания (датой приказа является дата его подписания). Регистрация приказов проводится отдельно от других документов. Регистрационные индексы присваиваются приказам в пределах календарного года и, как правило, состоят из порядковых номеров.

Все приказы (подлинные экземпляры) формируются делопроизводственной службой в дело, например «Приказы Генерального директора по основной деятельности». Внутри дела приказы систематизируются по номерам и хронологии.


  • Приказы
  • Хранение документов
  • На каждом предприятии руководителем подписывается большое число различных видов документов. Для их удобного хранения и учета они должны быть систематизированы и классифицированы. В первую очередь это касается таких распорядительных документов, как приказы руководителей. В сегодняшней статье мы расскажем на какие виды делятся приказы, сколько времени хранится каждый из видов, а также для чего необходимо использовать классификатор приказов.

    Итак, из этой статьи вы узнаете:

    • что такое классификатор приказов;
    • какие виды распорядительных документов бывают;
    • как систематизировать приказы на предприятии.

    Документы, с которыми работает кадровая служба, называются кадровыми документами. Их традиционно делят на три группы:

    • организационные;
    • распорядительные (приказы по основной деятельности и личному составу, распоряжения, указания, решения);
    • информационно-справочные.

    Приказ представляет собой локальный нормативный распорядительный акт организации. Его действие распространяется только на сотрудников этой организации. Каждый из приказов должен храниться в соответствующей папке. Чтобы было удобнее находить нужный документ и пользоваться им, применяют классификатор. Классификатор приказов представляет собой систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации.

    Классификатор приказов

    Когда руководитель издает приказ, этот документ, как и все остальные локально-нормативные акты, не должен противоречить российскому федеральному законодательству или законодательству субъектов Российской Федерации. Приказами в первую очередь оформляются решения нормативного характера, а также решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы предприятия.

    Порядок работы с документами установлен в разделе 3 ГСДОУ, утвержденной приказом Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33.

    Систематизация приказов

    При работе с такими документами, как приказы и распоряжения, у кадровиков нередко возникают вопросы, как и по какому принципу их систематизировать. Правильная систематизация должна обеспечить удобство текущей работы с документами и, кроме того, не нарушать принципы архивной систематизации документов в целях последующего хранения.

    Правильная систематизация важна и для организаций, которые являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, и для организаций, являющихся собственниками своих документов (то есть самостоятельно организующих их хранение). В делопроизводстве сложилась следующая практика систематизации распорядительных документов. Они делятся на приказы по основной деятельности и распоряжения по личному составу.

    Единственным нормативным документом, законодательно устанавливающим принципы систематизации распорядительных документов, является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. Этот перечень был утвержден Росархивом 06.10.2000 г., в ред. от 27.10.2003.