Урок литературы "Н. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма". Анализ стихотворения «Осень» Карамзина Н. М

Слайд 2

Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья.

Слайд 3

Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло – Скрылися птички.

Слайд 4

Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горных пределах.

Слайд 5

Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят.

Слайд 6

Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая.

Слайд 7

Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится,

Слайд 8

Все обновится весною: С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде.

Слайд 9

Смертный, ах! Вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

Слайд 10

Работа со словом

1. Подберите синонимы к словам: мрачный, седой (туман), унылый (взор), печальный, бледный (осень). Какое они создают настроение? 2. Объясните значение словоформ: сетуют, станицей, пределы (горные), томный. 3. Найдите в тексте устаревшие грамматические формы, подберите современные соответствия.

Слайд 11

4. Для чего поэт использует старец вместо старик, хладный вместо холодный? 5. Объясните смысл фразы: «Снова природа восстанет В брачной одежде.»

Слайд 12

Вопросы и задания

1. В чем, по-вашему, заключается смысл противопоставления предпоследнего и последнего четверостишия в «Осени»? 2. С чем сравнивается природа в этом стихотворении? 3. Для чего, по-вашему, автор выделил курсивом некоторые строки? Вернемся к ним.

Слайд 13

4. Найдите в тексте риторическое обращение. Для чего оно используется? 5*. Поэтам какого литературного направления свойственны мотивы грусти, тоски, одиночества? 6. В чем выразилась простота стиля Н.М. Карамзина? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Слайд 14

Источники

http://yandex..html Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 1985, с.376-377. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч.1. Под ред. В.Я. Коровиной. - 16-е изд. - М.: Просвещение, 2009, с. 102-103.

Посмотреть все слайды

Анализ стихотворения Н.М.Карамзина «Осень»

И все-таки, как представляется, наиболее интересен поэт не в любовной лирике, а в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio – размышление). Там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времен года в природе . «Осень» (1789), «Выздоровление» (1789 ), «Волга» (1793), «К соловью» (1793 ), «Молитва о дожде» (1793 ), «К Алине. На смерть ее супруга» (1795), «Время» (1795), «К бедному поэту» (1796), «Меланхолия» (1800), «Берег» (1802). В каждом из этих стихотворений – своя индивидуальная лирическая тональность, каждое отмечено попыткой создать эмоциональную атмосферу под стать предмету изображения.

«Осень» повествует об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неизбежностью «все обновится весною». Трагична участь человека. Ведь «хладная зима» жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.

Осень

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

Поле и сад опустели;

Сетуют холмы;

Пение в рощах умолкло –

Скрылися птички.

Поздние гуси станицей

К югу стремятся,

Плавным полетом несяся

В горних пределах.

Вьются седые туманы

В тихой долине;

С дымом в деревне мешаясь,

К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,

Взором унылым

Смотрит не бледную осень,

Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!

Вянет природа

Только на малое время;

Все оживится,

Все обновится весною;

С гордой улыбкой

Снова природа восстанет

В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!

Старец весною

Чувствует хладную зиму

Ветхия жизни.

В любом сентиментальном произведении обязательно просматривается личностный план повествования. Другими словами, явно или неявно, но исходной точкой изображения картин природы или переживаний человека оказывается субъективный взгляд на них автора произведения. В кульминационной строфе «Осени» помещен образ странника (проекция автора-поэта). Он стоит на холме и печально взирает на бледные краски осени. Композиционно эта фигура разделяет стихотворение на две части. В первой части (четыре начальные строфы) живописно и конкретно выписанный осенний пейзаж. С шумом ветра, срывающего желтые листья с мрачных дубов- великанов. С опустевшими полями и садами. С устремившимися к теплому югу вереницами гусей в высоком небе. С седыми туманами, оседающими в тихой долине, что окаймляет деревенские избы. Во второй части (последние три строфы), которая следует за кульминационной пятой строфой, слово берет сам автор. Он выступает теперь на передний план, потеснив фигуру странника. Это его, авторские, медитации-размышления о несхожести участи обновляющейся и возвращающейся к полноте жизни природы и уходящих в небытие людей.

Работая над этим произведением, Карамзин составил метрическую схему стиха и поместил ее в верхней части листа над текстом. Это очень показательно. Поэт задумывался над тем, как самим ритмом строк передать сложное душевное состояние. С одной стороны, безнадежности и потому печали, а с другой, веры в жизнь, в ее обновляющие и возрождающие силы. Противоречивое, необычное ощущение, а раз так, то и стихотворная форма несколько необычна. Необычна ритмика и интонационно-мелодическое звучание стиха.

Ритм и смысл стиха всегда тесно связаны. Чтобы разобраться в их взаимосвязи, позволим себе небольшой экскурс в теорию стиха. Начнем с соотношения метра и ритма в стихотворном произведении. Эти два понятия означают вовсе не одно и то же. Метр (по-гречески metron, то есть мера) – это, собственно, и есть стихотворный размер, которому произведение формально следует. Метр положен в основу стиха, это его изначальная схема, его предполагаемый жесткий каркас. Основные размеры силлабо-тонического стиха: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Хорей и ямб – размеры двусложные: когда каждая стопа (то есть повторяющаяся группа слогов в строчках) состоит из двух слогов. Слог принято обозначать знаком, напоминающим перевернутую крышечку: И. Над ударным слогом в стопе ставят знак ударности: ў. Таким образом хорей будет обозначаться: (первый слог стопы ударный, второй – неударный). Ямб же схематически будет выглядеть: (первый слог неударный, а второй – ударный). Схемы трехсложных стоп исходят из того же принципа соотношения ударных и неударных слогов в стопе. Только стопа состоит не из двух, а из трех слогов. Дактиль: . Амфибрахий: . Анапест:.

Поэту при создании стихотворения не просто трудно, но невозможно абсолютно точно выдержать метрическую схему! В русском языке количество слогов в разных словах в высшей степени разнообразно: от одного слога до двенадцати, а то и больше. И ударения в словах не закреплены на определенном слоге, как закреплены они, например, в польском или французском языках. В одном слове ударение стоит на первом слоге, в другом – на четвертом и т.д. Вот почему реальное (не образцовое, не компьютерное) стихотворение всегда содержит какие- либо нарушения метрической схемы, положенной в его основание. Чаще всего это пиррихий, то есть пропуск предполагаемого схемой ударения в слоге, или спондей, то есть дополнительное ударение на том слоге, где по схеме его не должно быть. Чем самобытнее и талантливее поэт, тем смелее обращается он с метрической схемой. Он следует ей и одновременно ее нарушает, воплощая индивидуальный замысел своего произведения. Из диалектики следования и нарушений возникает уникальный ритмический рисунок каждого стихотворения, а значит, и неповторимый его смысл.

Ритм – понятие и явление гораздо более объемное и сложное, нежели метр. Ритм охватывает собою все сферы жизни и земной, и космической. Ритмическая организация литературного произведения приобрела очертания специальной проблемы еще в трудах античных философов и филологов. Ритм соотносился в них с эстетическими идеалами античности: симметрии, гармонии, красоты. Самое точное понимание сути явления предложил Платон, обозначив ритм как «порядок в движении». Все последующие определения ритма будут исходить из этой гениально простой формулы, соединяющей в себе два начала бытия: статику уже найденной формы (приведем в качестве примера упорядоченный метр стиха) и постоянную и неизбежную ее изменчивость. Платон внес в понимание ритма наиболее созвучную его сути идею диалектики. Пройдет время, и другой гениальный мыслитель – Августин – дополнит платоновскую формулировку началом духовным. Он соотнесет ритм с творческой работой интеллекта и духа: «Ритм есть плод работы духа».

Соотношение метра и ритма, этих двух главных инструментов в построении стиха, в высшей степени многообразно. Многообразие объясняется исторически. Поэзия – искусство древнее, и лежащий в его основании метр, это, говоря образно, успевший за многие столетия окаменеть и застыть ритм. В силу своей застывшей формы он наполнен традиционной, много раз повторенной семантикой (смысловым значением) и потому поддается точному изучению. Метр, нашедший свое воплощение в стихотворных размерах, это жесткие рамки, довлеющие над ритмом стиха. Метр статичен, ритм динамичен. Метр успел приобрести четкие очертания формы. Ритм, который в данную минуту организует сам процесс творчества, личностен, стихиен, мало предсказуем.

Исторический взгляд выводит к поэтике. Полностью и сознательно реализованный метр – это стих для прописей или компьютерные стиховые модели, образцовые и потому не живые. Ритм – живое мелодическое звучание, возникшее в результате поисков индивидуальных интонаций с их неповторимыми спадами, подъемами, ускорениями и замедлениями, в результате ориентации на метрическую схему и одновременно ее преодоления. Метр вне ритма оказывается лишь теорией, но и ритм вне метра не сможет обрести в стихе завершенную форму. Любое поэтическое творение начинается с противоборства, а нередко – острого конфликта метра и ритма.

Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Составим метрическую схему. Вынесем в нее все слоги четырех строчек начальной строфы. Обозначим ударные слоги акцентным знаком «ў» (латинское accentus – ударение). И разделим каждую строку на стопы:

Что мы видим? Более протяжно звучащий дактиль (он ведь трехсложный) соединен в строке с более отрывисто и четко звучащим хореем (он двусложный да еще и завершает строку, как бы ее обрывает). Подобное сочетание настраивает читательское восприятие на нечто тревожно-беспокоящее, требующее завершения. Завершить последнюю стопу до дактиля мог бы еще один, недостающий здесь слог. Но его нет! Поэту было важно найти такой ритм, такие мелодические интонации, которые своей легкой несостыковкой поселили бы в душе читателя разноречивые чувства. Перед нами – своего рода ритмическая подсказка. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.

По жанру «Осень» — элегия. Расцвет этого жанра приходится на эпоху сентиментализма, ярким представителем которого является Карамзин. Это стихотворение заложило основу психологизма в пейзажной лирике. Стихотворение написано белым стихом, без рифмы, что сближает его с прозой.

«Осень» начинается с описания унылого осеннего пейзажа. Осенняя картина становится поводом для размышлений странника, сопоставляющего свою судьбу с состоянием природы. В настроении лирического героя преобладают мотивы увядания, прощания с жизнью, одиночества. Это создается благодаря перечислению привычных явлений, которые приходят с осенью. Веют осенние ветры, на землю падают желтые листья, сады и поля опустели, поздние гуси к югу стремятся, опустились «седые» туманы. Лирический герой «взором унылым» окидывает «бледную» картину. В повествование включается автор. Он обращается к герою с жизнеутверждающим призывом:

Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время...
Все оживится,
Все обновится весной...
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Это гимн весне, побеждающей смерть. В последнем четверостишии автор сравнивает осень природы с осенью жизни. Вечное обновление природы противопоставляется бренности человека:

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Н. М. Карамзин, как и многие писатели, поэты русской литературы, славит в произведениях любое проявление природы, подчеркивая тесную связь с ней человека. Природа выступает фоном событий произведений, а ее явления – персонажами.

В жизни известного поэта существовал творческий период, который считается наиболее плодотворным. Именно в это время было написано стихотворение «Осень», посвященное одному из красивейших, ярких времен года, несмотря на то, что сам автор находился в Женеве. Но, несмотря на местоположение, Н. М. Карамзин мысленно находился среди полей родной страны.

Первичное восприятие осени, изображенной Н. М. Карамзиным, представлено унылой картиной этой поры. Ветряная погода, пустые поля, даже «скрылися птички». Излюбленные места он описывает печальными: «унылые», перед глазами лишь дым и туман. За всеми подобными изменениями наблюдает странник. «Томно вздыхая», он с сожалением проводил лето, а теперь воспринимает следующее время года, которое его не радует своим наступлением. Осень воспринимается путешественником как увядание, не приносящее ничего радостного, лишь напоминая об умирании.

Лирический герой в форме призыва старается успокоить и взбодрить странника. Он пытается доказать, что все временно, пройдет и осень, и печаль. Наступит весна, и тогда «снова природа восстанет». Основная мысль заключается в том, что на смену одним поколениям придут другие.

Раскрыть образ мыслей автора помогает мотив уединения, одиночества. Многочисленные олицетворения - «туманы восходят», «сетуют холмы», «природа восстанет» дают полное представление об осени, показывают индивидуальное восприятие ее героем, вызывающее угнетающие чувства, печаль. Эпитеты также дают возможность не просто созерцать уныние и пасмурную погоду, они окунают в глубину размышления о смысле жизни: мрачной, поздние, седые, унылым, бледную, печальный. Однако параллельно с глаголами, вызывающими печальные ноты (сетуют, увянет, умолкло) встречается немало и тех, которые дают надежду на светлое будущее: утешься, оживится.

Звуковое сопровождение в стихотворение играет огромную роль, так как автор создает подражание гула ветра, шуршания листьев, треска («с шумом», «вздыхая»). Все это навеивает пессимистические мысли, тем более последние строки – итог о том, что рано или поздно все закончится. Автор дает понять, что в природе смена природных явлений бесконечна. Это отличает человеческую жизнь, которая рано или поздно обрывается. Именно переход от осени к зиме напоминает старцу о том, что ничто не вечно.

Параллель череды времен года, действующих по законам природы, по мнению Н. М. Карамзина, перекликается с изменениями в жизни каждого человека. Упоминая осень в своем стихотворении, автор лишь привел пример как проявления, связанные с наступлением этой поры, похожи на круговорот событий жизненного пути людей.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин – это известный русский общественный и политический деятель, публицист, писатель, прозаик, критик. Он прославился благодаря свои восхитительным повестям, хотя немногие знают, что он был еще и прекрасным поэтом. У него есть интересные и запоминающиеся стихотворения, например как то, о котором мы сегодня с вами поговорим, называется оно «Осень». Это стихотворение очень оригинальное и запоминающееся для современного читателя.

Это великолепное стихотворение - лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу и описывал он именно европейскую погоду, постоянно сравнивая и анализируя с нашей, родной природой.

Это стихотворение Карамзин поделил на две условные части. В первой части он описывал увядающую осеннюю пору, когда все на планете становится серее, грустнее и мрачнее. Во второй части этого стихотворения мы знакомимся с главным героем, странником, который с грустью наблюдает за гашением природы.

Природа и человек в произведениях Николая Карамзина достаточно тесно связаны, они буквально неотделимы друг от друга. Осень- это олицетворения старости, преклонного возраста человека, который совсем близок к смерти, но стоит немного подождать, и все изменится, придут новые люди, которые будут жить и радоваться этой жизни. Своим восмистрочным произведение Карамзин прекрасно описал «эффект Сансары», когда в жизни происходит постоянный круговорот.

Стихотворение написано в описательном характере. А после описания мрачной осени, полной безысходности, звучат едва слышные нотки того, что за черным- всегда следует белое, а значит, стоит всего немного подождать, прежде чем все заиграет прежними красками, станет даже лучше и ярче, чем было. Автор пытается показать, что все в этом мире взаимосвязано, все повторяется раз за разом, стихотворение, по сравнению с Лермонтовским, написано совсем не для того, чтобы ввести читателя в состояние грусти и хандры, а для того, чтобы показать всю разносторонность нашей жизни.

Несмотря на то, что само по себе стихотворение несет немного пессимистичный характер, его хочется перечитывать еще и еще, ради того, чтобы верить в то, что все связано, а после плохого- обязательно будет что-то доброе, солнечное, радостное.

Анализ стихотворения Осень по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

  • Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

    1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского

    Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название - это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется

  • Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

    Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.