Усадьба высокое шереметевых. Усадьба шереметевых в селе высокое

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.

До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...

Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.

Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.


Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.

Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.

Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

В 1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.

Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...

...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Конный завод - обширный прямоугольный в плане и занимает огромную площадь.

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.


Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.


Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.

Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.

Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.

Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Усадьба Высокое расположилась на большом холме, огибаемом Вазузой в 45-и км от Вязьмы в Смоленской области. Здесь вы попадаете в своеобразный музей русской усадьбы XVIII — XIX веков, где представлены самые разнообразные жилые и хозяйственные постройки, включая оригинальную птичню, маслобойню, дома садовника, управляющего имением, оранжерею, кухню и прачечную. В Высоком, одном из 49 поместий Шереметевых — владельцев Кускова и Останкина, постоянно никто не жил, но имение содержалось в порядке.

У въезда в усадьбу стояли так называемые Львиные ворота, украшенные скульптурными фигурами львов с гербами Шереметевых. По данным конторских отчетов, Высокое ежегодно приносило около 17 тысяч рублей убытка. Но граф щедро покрывал эти расходы. Более того, в Высоком постоянно возводились новые постройки.

Точных сведений об истории создания обширного архитектурного комплекса и парка пока не обнаружено, но в интернете в качестве создателя называют талантливого русского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В 1867 году он был приглашен в Смоленскую губернию для создания усадьбы Александры Григорьевны Шереметьевой. Насколько это соответствует действительности, мы не знаем. И все-таки самые разноречивые материалы о Высоком говорят об одном: загородная резиденция задумывалась и создавалась для отдыха и увеселения. До сих пор еще сохранились названия первых построек Высокого — «Отрада» и «Миловид».

Величественные руины церкви и белый дворец среди вековых деревьев, утвердившихся на крутом обрыве, поблескивающая внизу Вазуза и открывающийся отсюда, с вершины холма, вид на заречные дали создают замечательный пейзаж.

К дворцу Шереметевых, где в советские время размещался детский костно-туберкулезный санаторий, ведет широкая парадная лестница. Композиция разноэтажного, украшенного эркерами, террасами и башней здания асимметрична. Разностильное декоративное убранство его фасадов характерно для архитектуры конца XIX — начала XX века. И все же белый дом со своим пестрым нарядом на фоне окружающей зелени деревьев очень живописен.

Пожалуй, самый величественный памятник в усадебном комплексе — высоковская церковь с трапезной и многоярусной колокольней с двумя крыльцами. Пятиглавый нарядный храм по своей пышности и богатству белокаменной отделки походил на грандиозный русский собор XVIII века. Автор его неизвестен. Когда-то интерьер церкви украшал резной дубовый иконостас, в окнах были сделаны из слюды витражи. Под толстым слоем копоти проглядывает масляная живопись. Прежде в церкви хранилась как семейная реликвия икона Тихвинкой божьей матери, принадлежавшая сподвижнику Петра I, русскому полководцу и дипломату Б. П. Шереметеву. Как сообщает «Исторический вестник» за 1885 год, фельдмаршал возил эту икону в отдельном экипаже, отправляясь в военные походы, и в частности на прославившую его Полтавскую битву.

Потомок знаменитого военного деятеля увлекался пожарным делом. Поэтому в Высоком вы увидите специальный дом, где хранились пожарный инвентарь и повозки, на втором этаже его жили пожарные, а из чердака вела 30-метровая лестница на каланчу.

Но куда более серьезное увлечение Шереметевых составляли лошади. «Кольцо» — так и теперь называется окаймляющее прямоугольный внутренний двор замкнутое, с двумя сквозными проездами здание — предназначалось для конезавода. Часть «Кольца» занимала конюшня, другая часть — богадельня и больница. Композиционным центром этой постройки был увенчанный сферическим куполом большой зал, служивший манежем, а потом домовой церковью.

По некоторым данным, «Кольцо» строилось в 1801-1803 годах архитекторами Е. С. Назаровым и Г. Е. Долгушиным в память о жене Н. П. Шереметева — знаменитой крепостной актрисе Останкинского и Кусковского театров Прасковье Жемчуговой (граф женился на дочери кузнеца незадолго до ее смерти от скоротечной чахотки). По другим предположениям, предназначавшиеся для конезавода здания графиня А. Г. Шереметева завещала приспособить под больницу и странноприимный дом. Так или иначе, известно, что здесь жили престарелые люди, работавшие тут же, в мастерских прикладного искусства.

Незадолго перед революцией в трехэтажном корпусе была открыта церковноприходская школа. Шереметеву удалось также добиться, к немалой досаде соседа, чтобы из Александрина сюда было переведено почтовое отделение. До 1905 года Шереметев часто приезжал в свое имение.

Но летом 1906 года сельскохозяйственные рабочие объявили в Высоком забастовку. Она длилась две недели. Для усмирения бунтовщиков были присланы казаки. А министр царского двора после революционных волнений больше не отваживался появляться в своем имении.

Во время войны фашистские захватчики разорили Высокое, но в послевоенные годы поселок был восстановлен. К 30-летйв победы над гитлеровской Германией рядом с техникумом здесь стараниями юных следопытов и преподавателей появился памятник погибшим в Великую Отечественную войну солдатам.

Старинный парк в Высоком, состоящий из регулярного на равнинной территории и ландшафтного на крутом берегу Вазузы, наверное, один из самых красивых в Смоленской области. В растительной коллекции здесь сохранились деревья трех десятков различных пород. Необычно выглядят, например, девятиствольная липа, многоствольные березы. Белоствольные, в легком зеленом кружеве крон или в пылающем золотом осеннем наряде, тянутся аллеи берез вдоль Вазузы. Старый парк не утратил своего очарования. Красота эта, кажется, пробуждает в сердце каждого чувства добрые и радостные. И хочется возвращаться сюда снова и снова.

Усадьба Высокое сегодня в упадке. Санаторий для детей и подростков, больных туберкулезом, размещавшийся в господском дворце — закрыт. Функционируют только часть конного завода (общежитие) и школа (по своему прямому назначению), остальные постройки брошены и постепенно превращаются в руины.

адрес: Смоленская область, Новодугинский район, с. Высокое.

В середине декабря прошлого года мы вырвались посмотреть пару усадеб в Смоленской области. Про первую часть я почему-то не удосужился написать в ЖЖшечку, поэтому приступим сразу ко второй. Усадьба Шереметьевых.

Под катом несколько фотографий с нетривиальным освещением!


Усадьба Высокое в середине XIX в. была местом отдыха Шереметевых, в этот период времени здесь возвели деревянный "Дом графини" с бельведером, разбили большой пейзажный парк. В последней трети XIX столетия известный архитектор Н.Л. Бенуа по заказу А.Г. Шереметевой приступил к строительству нового усадебного комплекса.
Николай Леонтьевич Бенуа (1813 — 1898) — архитектор, отец прославленного художника Л.Н. Бенуа. Работал в основном в Петербурге и Петергофе. Постройки в последнем связаны с романтическим стилизаторством и относятся к лучшим образцам неоготики. Для творчества Бенуа характерно блестящее владение различными историческими стилями: барокко (Фрейлинский корпус в Петергофе), формами романской архитектуры (церковь Девы Марии в Петербурге), древнерусского зодчества XVII в. (церковь в селе Высокое, Смоленской области 1861-1871 гг.).
Действительно, красота и размах замысла, а также его воплощение — выдают искушенного в области архитектуры мастера, коим являлся Н.Л. Бенуа. Усадебный ансамбль Высокого — яркий пример крупномасштабного поместья, вобравшего в себя разностилевые постройки (русский и романский стили, европейская архитектура XVII в., готика), но объединённые талантом зодчего в единое целое.

Многочисленные сооружения расположились по периметру обширного прямоугольного участка на высокой надпойменной террасе (отсюда название имения). Их так много, что не всегда понятно функциональное назначение. Хозяйственный двор поместья огромен: здесь и конный завод в виде замкнутого каре, с примыкающим изнутри овалом манежа; птичник с романтической гранёной башней; молочная ферма; коровник и т.д. Завораживают монументальные формы церкви Иоанна Предтечи с «теремными» лестницами по трём сторонам света… и конечно же великолепный дворец, поставленный на краю холма Бенуа, и позднее дополненный новым объёмом архитектором М.Ф. Мейшером…
Комплекс Высокого в забвении. Функционируют только часть конного завода (общежитие) и школа (по своему прямому назначению), остальные постройки брошены и пребывают в руинированном состоянии…

Пока сюда ехали, погода менялась много раз. То дождь, то снег, то солнце, то луна... Прибыли на место уже в глубоких сумерках. Снимать что-либо под конец дня в темноте совсем не хотелось, да и место не располагало - ветер, темно, тишину прерывали собачий лай и отдаленные голоса. Атмосфера! Доставать штатив, бегать с фонариком? нет, спасибо) И тогда пришла идея погонять спутницу с внешней вспышкой. Пара минут возни с синхронизацией... и получилась масса странных фотографий)

На этом у меня все! Спасибо за внимание.

При написании поста использовались материалы

Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…

Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.

На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)

Когда-то здесь находился птичник.

Похоже, здание бывшей школы.

Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.

Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.

В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.

Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.

Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.

Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.

Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.

Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.

Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.

А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.

К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?

На мельницу или электростанцию не похоже.

Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.

Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.

Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.