Уведомление росимущества о конфискации оружия. Методические рекомендации по действиям сотрудников органов внутренних дел в республике марий эл по реализации в интересах собственника и обращения в доход государства конфискованного, бесхозяйного и брошенног

Несмотря на то, что право на ношение и хранение оружия в нашей стране ограничено, у многих россиян оно есть. И практически каждый владелец хотя бы раз в своей жизни сталкивается с необходимостью сдать его на утилизацию. Как это сделать правильно и куда сдать старый ствол, чтобы потом не было проблем с законом?

Любому здравомыслящему человеку понятно, что просто так выбросить в мусорный бак старое охотничье ружье или пистолет не получится – если оружие было зарегистрировано надлежащим образом, то его отсутствие у хозяина обязательно вызовет вопросы у правоохранительных органов. Кстати, то же самое касается и травматического оружия, на которое также необходимо получать разрешение и регистрировать покупку в ЛРО.

Утилизация оружия, как и оформление документов, связанных с его оборотом – это сфера деятельности лицензионно-разрешительного отдела, который, в свою очередь, находится в ведомстве МВД. При этом необходимо обратиться в тот ЛРО, в котором оформлялось и разрешение на ношение и эксплуатацию. При обращении нужно оформить заявление (образец есть в каждом отделении) и приложить к нему ксерокопии разрешительных документов.

Когда набирается значительно количество сданного гражданами оружия, его отправляют на переплавку или распиливают на специальных полигонах.

В этом видео рассказывается, как на заводах переплавляют сданное в МВД оружие, а также о других способах его утилизации

Утилизация охотничьего гладкоствольного оружия

Порядок сдачи оружия на утилизацию предполагает некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Например, прежде чем сдать оружие на утилизацию, необходимо заблаговременно определить для себя определить время сдачи. По закону это необходимо делать в период действия лицензии на его ношение и хранение. Если срок лицензии уже истек, то владельцу придется заплатить штраф.

Также нужно заранее подготовить заявление на утилизацию оружия с приложением к нему ксерокопий разрешительных документов. Пакет документов в ЛРО можно доставить как лично, так и через почту, интернет или через госуслуги.

При личном обращении в лицензионно разрешительный отдел, сотрудник МВД, в соответствии с инструкцией, обязан зарегистрировать заявление в журнале учета, присвоить ему номер, дать человеку, обратившемуся в отдел, талон, в котором зафиксирован номер заявления и отметка о его принятии.

Сдача оружия на утилизацию в ЛРО подразумевает также и составление акта приемки, в котором будут фиксироваться все данные об оружии:

  1. Модель.
  2. Год изготовления.
  3. Номер.
  4. Комплектность.

Инспектором ЛРО производится сверка данных, указанных в документах на охотничье гладкоствольное оружие, с фактическими данными. Будет разумно перед тем, как утилизировать оружие, внимательно проверить комплектацию. Если заведомо известно, что ружье не в сборе, то обязательно надо подготовить пояснительные документы с указанием причины отсутствия тех или иных составляющих. Если остались патроны, то их тоже необходимо сдать.

После этого в полиции должны выдать специальную квитанцию, в которой отражен факт передачи гладкоствольного ружья. Другой экземпляр квитанции передается вместе с оружием к месту его временного хранения, а корешки квитанций хранятся у инспектора, осуществляющего прием.

В квитанции, как правило, ставится номер принятого ружья. Если по каким-то причинам номер отсутствует – присваивается временный номер, который соответствует порядковому номеру заявления. Далее оружие перемещается в специальные металлические емкости для того, чтобы сохранять его до момента уничтожения.

Утилизация травматического оружия

«Как сдать травматическое оружие?» — этот вопрос нередко задают пользователи интернет-форумов, но не всегда получают на него адекватный ответ. На самом деле порядок сдачи оружия на утилизацию в этом случае ничем не отличается от вышеописанного. Но это касается лишь тех видов травматов, на которые изначально получено разрешение и произведены необходимые регистрационные действия.

Если же речь идет о пневматических пистолетах или другом оружии самообороны, не требующем ни лицензии, ни регистрации, то здесь нет никаких четких правил. По сути, эти виды вооружения вообще выпадают из поля зрения сотрудников МВД, и хозяин такого пистолета или винтовки вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

Куда еще можно сдать оружие?

Если вам не хочется отдавать на переработку любимый «ствол», то в крупных городах обычно имеются специализированные комиссионные магазины. Правда, и в этом случае избежать бюрократических процедур в полиции не удастся, так как сделка все равно будет оформляться через лицензионно-разрешительный отдел.

Во многих регионах полиция регулярно проводит акции по добровольной возмездной сдаче оружия. В этом случае любой человек может принести в отдел полиции или ЛРО незарегистрированное, найденное, доставшееся по наследству ружье, пистолет, патроны, средства самообороны и боеприпасы. Никакой ответственности или штрафов в этом случае не предусмотрено, а после проведения необходимых проверок можно получить денежное вознаграждение.

Вывод

Порядок сдачи охотничьего оружия на утилизацию определяется федеральным законом «Об оружии», в котором можно найти ответы на многие интересующие вопросы. Перед тем, как сдать оружие на утилизацию, стоит внимательно ознакомиться со всеми нюансами, чтобы избежать выплаты штрафа или даже уголовного наказания. Если вам сложно самостоятельно разобраться в этих вопросах, то стоит обратиться в лицензионно-разрешительный отдел, сотрудники которого обязаны дать подробную консультацию и рассказать полный порядок действий в этом случае.

Дело № 2-2833/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Гарганчук О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имущества,

Установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области) обратилось в суд с заявлением о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ТУ Росимущества в Архангельской области) незаконным, возложении обязанности подписать акт приема - передачи оружия, обращенного в собственность государства, принять оружие, находящееся в дежурных частях.

В обоснование заявленных требований указало, что ТУ Росимущества в Архангельской области неправомерно отказывается принять оружие, обращенное в собственность государства, и разрешить вопрос о реализации либо уничтожении. Вместе с тем, соответствующими полномочиями ТУ Росимущества в Архангельской области наделено приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

В ходе рассмотрения дела представитель УМВД России по Архангельской области Иорданова С.А. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (.), охотничьего ружья (.), травматического пистолета (.). Возложить на ТУ Росимущества в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении. На удовлетворении уточненных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель УМВД России по Архангельской области Костин А.Ф. уточненные требования поддержал. Пояснил, что в настоящее время в территориальных органах внутренних дел Архангельской области находится большое количество оружия и боеприпасов, обращенных в собственность государства. В силу положений федерального законодательства Управление не вправе принимать решение о распоряжении указанным имуществом, поскольку не обладает соответствующими полномочиями. ТУ Росимущества в Архангельской области, наделенное соответствующими полномочиями, отказывается проводить оценку оружия, принимать в его отношении соответствующие решения.

Представители ТУ Росимущества в Архангельской области Луцев Р.В., Типков Р.В. с заявленными требованиями не согласились, полагали, что УМВД России по Архангельской области наделено соответствующими полномочиями в силу положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Полагали, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не применяются к гражданскому оружию. Отметили, что соглашение о взаимодействии в данном вопросе, заключенное на федеральном уровне между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, отсутствует.

Представитель заинтересованного лица Министерства внутренних дел Российской Федерации Гайдов Д.В. с заявленными требованиями не согласился. Указал, что в силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Полагал несостоятельным утверждение представителя ТУ Росимущества в Архангельской области о том, что нормы постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не распространяются на конфискованное оружие. Отметил, что на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом имеется раздел «Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества», содержащий категорию «Оружие и боеприпасы, находящиеся в гражданском обороте». В этой связи отказ ТУ Росимущества в Архангельской области в принятии на реализацию конфискованного гражданского оружия полагал не основанным на нормах права.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, возражений по заявленными требованиям не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, перечисленного данной статьей.

Из положений пункта 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются.

В соответствии с пунктом 4 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений может быть установлено и применено такое административное наказание как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 26 марта 2009 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 11 октября 2010 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 15 декабря 2010 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 1 февраля 2011 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет с магазином и находящимися в нем патронами конфискован и передан УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 9 августа 2012 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет конфисковано.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 17 августа 2012 года о назначении административного наказания охотничье ружье конфисковано.

Как следует из пояснений представителей УМВД России по Архангельской области указанное оружие находится в дежурных частях отделов полиции. Решение о реализации либо уничтожении указанного оружия ТУ Росимущества в Архангельской области не принималось.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении указанного выше оружия. Также бездействие суд полагает незаконным в силу следующего.

Согласно пункту «г» статьи Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

При этом из положений части 1 статьи Российской Федерации следует, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росимущество как следует из пункта 4 указанного Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу положений подпунктов 5.1, 5.5 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество осуществляет в установленной сфере деятельности в том числе полномочия по размещению заказов и заключению контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а также для обеспечения нужд Агентства; организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

Аналогичные полномочия закреплены за территориальными органами Росимущества пунктами 1, 4.1.10 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года №374.

Порядок учета, оценки и распоряжения обращенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным имуществом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311.

Согласно пункту 2 названного Порядка имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке учету, оценки и реализации Росимуществом (его территориальными органами).

В указанных целях государственный орган, владеющий таким имуществом, уведомляет Росимущество (пункт 3 Порядка). Росимущество (его территориальные органы) организуют проведение санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям. При заключении экспертизы о безопасности имущества, обращенного в собственность государства, для жизни и здоровья человека и возможности использования его по обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате имуществом, обращенным в собственность государства, потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

В соответствии со статьей 25 названного Федерального закона Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

В развитие указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 79, 82 указанных Правил конфискованные оружие и патроны передаются в органы внутренних дел, после чего подлежат экспертизе.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение (пункт 82 Правил).

В силу положений пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Из буквального толкования названных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что особый порядок учета, оценки и распоряжения конфискованным оружием, обращенным в собственность государства, не установлен. Такое оружие подлежит оценке (экспертизе) в целях подтверждения его соответствия установленным требованиям. Организация проведения экспертизы возложена на Росимущество (его территориальные органы). При заключении экспертизы о возможности использования оружия по его обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате оружием потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Изложенные правовые нормы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении конфискованного оружия, обращенного в собственность государства. Указанное бездействие не основано на законе. В этой связи доводы заявителя являются обоснованными, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Утверждение представителей заинтересованного лица о том, что с учетом абзаца 2 пункта 1 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, его нормы не распространяются на конфискованное оружие, обращенное в собственность государства, так как в его отношении установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения, суд полагает несостоятельным, поскольку правовые нормы, устанавливающие такой особый порядок, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Изложенные выше правовые нормы также свидетельствуют об обратном.

Довод о том, что оспариваемые представителями ТУ Росимущества в Архангельской области полномочия относятся к компетенции органов внутренних дел, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В силу положений пункта 14 части 1 статьи 12 названного Федерального закона на полицию возложены обязанности исполнять решения суда (судьи) о конфискации оружия и боеприпасов.

Полномочия по оценке конфискованного оружия, его реализации в компетенцию полиции не входят.

Не предусмотрены такие полномочия и ни Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», ни приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 293 «Вопросы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области».

Отсутствие соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти о порядке взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерством внутренних дел Российской Федерации при передаче конфискованного оружия, обращенного в собственность государства, для разрешения вопроса о его судьбе, на которое ссылаются представители заинтересованного лица, при наличии перечисленных в данном решении правовых норм не может служить основанием для бездействия ТУ Росимущества в Архангельской области в вопросах об оценке оружия и принятия решений о его реализации или уничтожения. Территориальные органы при, наличии необходимости, не лишены права обратиться в федеральные органы с предложением о заключении такого соглашения на уровне федеральных органов исполнительной власти.

На основании изложенного, руководствуясь статьями - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имуществ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья охотничьего ружья (), травматического пистолета (.).

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Судья Е.В.Романова

Суд:

Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область)

    ПРАКТИКА АРЕСТА И РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ФССП РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Н.А. ДИДКОВСКАЯ

    Дидковская Н.А., начальник отдела организации работы по реализации имущества должников Управления ФССП России по Мурманской области.

    Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.
    Оружие, находящееся в собственности физических или юридических лиц, подлежит регистрации в органах внутренних дел, так как контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
    Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
    Учитывая особенности правового режима обращения оружия, право на приобретение и владение данным видом имущества возникает на основании Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии":
    а) у юридических лиц с особыми уставными задачами (предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, - абзац второй ст. 4), имеющих право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством РФ;
    б) у граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста, право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, возникает после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
    За период с 2009 по 2011 год судебными приставами-исполнителями Управления ФССП России по Мурманской области было арестовано и передано на реализацию 12 единиц огнестрельного и иного оружия: пистолет травматический бесствольный ПБ типа "Оса" калибра 18 x 45; охотничье ружье с нарезным стволом "Browning Bar MK II Affut"; охотничье ружье с нарезным стволом "Anschutz Mod. 525"; гладкоствольное охотничье ружье "Сайга-12К" калибра 12 x 90; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer" калибра 16 x 70; пистолет газовый "ИЖ-79-9Т"; пистолет газовый "Наганыч" Р1; гладкоствольное охотничье ружье "Sauer"; охотничье пневматическое огнестрельное ружье "ИЖ-27ЕМ"; гладкоствольное охотничье ружье "ИЖ-81"; гладкоствольное охотничье ружье "Benelli M4 Super 90"; пистолет ТТ "Лидер" (бесствольный).
    Для судебных приставов-исполнителей специалистами УФССП России по Мурманской области был разработан алгоритм действий по обращению взыскания на оружие, принадлежащее должнику. Этим алгоритмом предусмотрена совокупность согласованных действий судебного пристава-исполнителя, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - Росимущество), организации, заключившей с Росимуществом договор на оказание услуг по реализации арестованного имущества и имеющей лицензию на продажу гражданского оружия и боеприпасов к нему (далее - реализатор), и органов внутренних дел, взаимодействующих на различных стадиях процесса обращения взыскания на оружие, т.е. изъятия оружия и его принудительной реализации либо передачи взыскателю в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
    Стадии ареста имущества (оружия) должника предшествует запрос в рамках исполнительного производства в территориальный ОВД о наличии у должника оружия, принадлежащего ему на праве собственности, а также информации об этом оружии: модель, калибр, серия, номер, год выпуска, адрес, по которому данное оружие хранится у должника.
    По получении данных о наличии у должника оружия и перед совершением действий по его описи и аресту судебный пристав-исполнитель должен направить в территориальный ОВД постановление об объявлении запрета должнику распоряжаться данным имуществом и уведомление о времени и месте производства действий по описи и аресту этого имущества, а также о необходимости присутствия при их производстве работника службы по разрешительной работе (сотрудника ОВД).
    Территориальный ОВД, получив уведомление, направляет в указанное в нем время и по указанному адресу работника ОВД, имеющего полномочия по разрешительной работе, проверке и изъятию оружия, для проведения совместных действий по описи (аресту), изъятию и передаче ОВД оружия, принадлежащего должнику по исполнительному производству. Уведомление направляется в соответствующий ОВД факсимильной связью с последующим досылом почтой. Дополнительно судебный пристав-исполнитель должен согласовать свои действия по телефону.
    Арест имущества (оружия) должника. Одной из основных стадий обращения взыскания на имущество должника является наложение ареста, предусмотренного ст. 80 Закона об исполнительном производстве.
    Арест имущества должника состоит из совокупности следующих процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:
    - описи имущества должника;
    - объявления запрета распоряжаться имуществом;
    - ограничения права пользования имуществом;
    - изъятия имущества или передачи его на хранение.
    Таким образом, арест имущества должника представляет собой совокупность нескольких перечисленных выше юридически значимых процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении имущества должника и направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа путем ограничения, а впоследствии и лишения должника права распоряжения принадлежащим ему имуществом.
    По своей правовой природе арест имущества является очным и разовым действием.
    Опись имущества предполагает описание видимого, наблюдаемого объекта, поэтому описи может быть подвергнуто только то имущество, которое непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.
    В ходе совершения исполнительных действий по описи, аресту и изъятию оружия у должника оружие передается на хранение в территориальный (городской, районный) ОВД. В акте ареста и изъятия в обязательном порядке указываются модель оружия, калибр, серия, номер, год выпуска, индивидуальные признаки (потертости, трещины, царапины, надписи, роспись, резьба, инкрустация и т.д.), а также является оружие коллекционным или нет.
    В процессе изъятия оружие может быть помещено в прозрачную упаковку и опечатано стикером судебного пристава-исполнителя с указанием данного действия в акте изъятия.
    Хранение арестованного и изъятого оружия осуществляет ОВД, которому оно передается по акту приема-передачи в соответствии с правилами и нормативными документами, действующими в ОВД.
    Помещение оружия в ОВД производится сотрудником ОВД, принимающим участие в изъятии указанного оружия. Основанием для изъятия служит постановление судебного пристава-исполнителя. Прием оружия для хранения производится дежурной сменой дежурной части ОВД в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД СССР N 63-86г.
    Оценка арестованного имущества (оружия) производится в ОВД, осуществляющем его хранение.
    Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об участии в исполнительном производстве специалиста-оценщика для оценки арестованного оружия. С целью обеспечения доступа в ОВД специалиста-оценщика для осмотра арестованного оружия судебный пристав-исполнитель направляет факсимильной связью с досылом почтой письмо в соответствующий орган.
    В письме указываются фамилия, имя, отчество специалиста-оценщика, его принадлежность к оценочной организации, дата и время, когда он будет производить осмотр оружия; к письму прилагаются заверенные копии постановления об участии специалиста в исполнительном производстве и акта описи (ареста) имущества должника.
    Предоставление оружия для оценки обеспечивается сотрудником ОВД, отвечающим за хранение оружия.
    В указанное время сотрудник ОВД, отвечающий за хранение оружия, обеспечивает осмотр арестованного оружия специалистом-оценщиком. Дополнительно мероприятие может быть согласовано по телефону.
    При вскрытии (если это необходимо) упаковки, в которую помещено оружие, присутствие судебного пристава-исполнителя обязательно. После осмотра оружие вновь опечатывается судебным приставом-исполнителем.
    Передача арестованного имущества (оружия) на реализацию. После проведения оценки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества на реализацию.
    УФССП России по Мурманской области направляет в Росимущество уведомление о готовности к реализации арестованного имущества.
    По поступлении в Росимущество уведомления о готовности к реализации арестованного гражданского оружия с приложением необходимого пакета документов Росимущество направляет в отдел лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области письмо с просьбой о выдаче уведомления о продаже арестованного гражданского оружия реализатору. К письму прилагаются заверенные Росимуществом копии постановления о передаче арестованного гражданского оружия на реализацию, исполнительного документа, акта описи и ареста.
    После получения уведомления о продаже гражданского оружия, выданного отделом лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области, Росимущество выдает реализатору поручение на реализацию; копия этого поручения направляется в УФССП России по Мурманской области и судебному приставу-исполнителю, направившему гражданское оружие на реализацию.
    Судебный пристав-исполнитель по предварительному согласованию с реализатором и работником отдела лицензионно-разрешительной работы УВД по Мурманской области в соответствии с требованиями ст. 87 Закона об исполнительном производстве назначает дату и время передачи гражданского оружия на реализацию.
    Для организации доставки гражданского оружия из ОВД либо иного места хранения в торговое помещение реализатора судебным приставом-исполнителем оформляется заявка на участие в совершении исполнительных действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства для обеспечения вооруженной охраны.
    Акт приема-передачи арестованного гражданского оружия на реализацию реализатору составляется в торговом помещении последнего.
    Передача нереализованного имущества (оружия) взыскателю либо возвращение его должнику. В случае нереализации оружия, согласия взыскателя принять арестованное оружие либо возвращения его должнику, а также при отказе должника принять нереализованное оружие судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление, которое направляет сторонам исполнительного производства и в ОВД, на учете которого стоит данное оружие. Во всех перечисленных случаях передача оружия по акту приема-передачи реализатором судебному приставу-исполнителю осуществляется в территориальном ОВД с участием сотрудника ОВД.
    Возврат оружия осуществляется в следующем порядке:
    - информируется ОВД, из которого оружие направлялось на реализацию;
    - оружие передается сотруднику ОВД для последующей транспортировки с соблюдением требований по обеспечению сохранности оружия на пути следования от места расположения реализатора до ОВД.
    Выдача оружия взыскателю производится на основании выдаваемых ОВД лицензий (разрешений) на указанный вид оружия. Оформление лицензий (разрешений) производится согласно требованиям действующего законодательства на основании заявления взыскателя.
    Должнику оружие возвращается на основании ранее выданной ОВД лицензии (разрешения) на указанный вид оружия при наличии вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о возврате оружия владельцу.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Счетная палата проверила эффективность системы реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, в 2017 - 2018 гг.

Росимущество не может эффективно распоряжаться обращенным в собственность государства имуществом из-за отсутствия достаточного нормативного правового регулирования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки. Основные нормативные документы или уже утратили актуальность, или еще не приняты. Например, базовое Положение об учете имущества утратило свою актуальность 10 лет назад после ликвидации Российского фонда федерального имущества. «Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием – учет – экспертиза – оценка – реализация – переработка – уничтожение» , - заявил на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.

Терорганы Росимущества допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости. Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения. Отчетность для Правительства, Минэкономразвития и Счетной палаты также нельзя признать применимой для принятия управленческих решений.

Подавляющее большинство имущества поступает от уполномоченных органов без документации, необходимой в том числе для его реализации. Кроме того, нормативными актами не определены требования к проведению экспертизы. «А от экспертных заключений зависит то, где окажутся сотни и тысячи тонн различных товаров, в том числе опасных для жизни и здоровья», - пояснил аудитор. Сомнение вызывает и достоверность оценочной стоимости. В Новосибирске стоимость 6 наручных часов брендовых марок определена в размере 136 тыс. рублей, по результатам повторно проведенной оценки сумма возросла в 9 раз – до 1,3 млн рублей.

По результатам экспертизы на реализацию направляется менее 1% изъятого имущества. Собственно в 2017-2018 гг., по данным Росимущества, реализацию проводили только 34 его территориальных органа (63%). Предпродажная подготовка имущества необоснованно длительная (от 8 месяцев и более). Практика торгов в электронной форме до сих пор не распространена на все регионы.

Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн рублей, а доходы от реализации – 180 млн рублей, за 1 полугодие 2018 года – 62 млн рублей и 64 млн рублей соответственно.

Самые высокие риски совершения правонарушений при распоряжении имуществом выявлены на стадии его уничтожения, переработки (утилизации). «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - рассказал аудитор. Отсутствие контроля, в том числе посредством фото- и видеосъемки, дает слишком большие «возможности»: приводит к рискам незаконного вторичного оборота имущества, создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Представители Росимущества на Коллегии подтвердили, что они не могут гарантировать достоверность уничтожения имущества, так как эти функции возложены на подрядчиков. Достаточного количества сотрудников, чтобы присутствовать на всех процедурах, у Росимущества нет.

Счетной палатой выявлен значительный демпинг при проведении торгов по закупке услуг хранения, реализации и уничтожения
имущества – государственные контракты заключались либо по символической цене 1 руб., либо исполнители даже приобретали право на заключение контракта (Новосибирск, в 2017 г. 16 млн рублей перечислено в доход государства). Установлено ненадлежащее исполнение обязательств по таким контрактам, что создало условия для хищения имущества, утраты его потребительских свойств. В целом весь оборот обращенного в собственность государства имущества имеет высокие коррупционные риски.

Коллегия приняла решения направить информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в ФСБ России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания, представления – в Росимущество, МТУ Росимущества в СПБ и ЛО, МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, ТУ Росимущества в Камчатском крае, ТУ Росимущества в Приморском крае, ТУ Росимущества в Новосибирской области, ТУ Росимущества в Сахалинской области, информационные письма – в Правительство, Министерство экономического развития, Федеральное казначейство, Федеральную антимонопольную службу.

Росимущество по итогам прошлого года потратило на хранение конфискованного имущества больше, чем получило от его продажи. Об этом в заключении по итогам проверки эффективности реализации конфиската пишет Счетная палата. Выводы аудиторов есть в распоряжении РБК.

«Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн руб., а доходы от реализации - 180 млн руб., за первое полугодие 2018 года - 62 млн и 64 млн руб. соответственно», - оценили в Счетной палате.

Эффективно распоряжаться конфискатом Росимущество не может «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы в этой сфере потеряли актуальность (например, базовое Положение об учете имущества неактуально уже десять лет в связи с ликвидацией Российского фонда федерального имущества, переставшего существовать в 2008 году).

«Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием - учет - экспертиза - оценка - реализация - переработка - уничтожение», - сказал аудитор Максим Рохмистров, слова которого передала пресс-служба Счетной палаты. По мнению Счетной палаты, территориальные органы Росимущества также «допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости».

«Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения», - говорится в выводах СП.

Достоверность в оценках конфискованного имущества тоже вызывает сомнения у аудиторов - например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тыс. руб., а по результатам повторно проведенной оценки - в 1,3 млн руб.

Согласно положению о Росимуществе, оно ответственно за «реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность» (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акций и долей в уставных капиталах компаний). Возможность конфискации в пользу государства прописана в Уголовном кодексе - власти могут обратить в свою пользу деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступлений или используемое для финансирования терроризма, экстремизма, преступной организации. Непосредственно изъятием занимаются таможенники, судебные приставы, ФСБ, Росрыболовство, прокуратура, затем конфискат передается в Росимущество.

Пресс-служба Росимущества сообщила РБК, что в течение нескольких лет (до 2017 года) порядок реализации конфиската отсутствовал и изъятое имущество можно было направлять только на утилизацию или уничтожение. С прошлого года, когда ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат, «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур. Объем расходов на хранение изъятой продукции и доходов с его продажи во многом объясняется тем, что часть продукции Росимуществу законодательно предписано отправлять на уничтожение, а у многих товаров нет разрешительных документов.

Доплата за конфискат

Самые большие риски возникают при уничтожении или утилизации конфиската, объясняет Счетная палата. «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - заявил Рохмистров. Из-за того что этот процесс не контролируется (в частности, не ведется фото- и видеосъемка), конфискованное имущество может начать использоваться вновь. В Росимуществе РБК сообщили, что сейчас агентство «работает над закреплением требований к фото- и видеосъемке процессов уничтожения».

В то же время на продажу чиновники направляют менее 1% конфискованного имущества. Предпродажная подготовка проводится «необоснованно» долго (до восьми месяцев), а торги в электронной форме проходят не во всех регионах, отмечает Счетная палата.

«На протяжении 2017 года рынок пытался понять и привыкнуть к формату реализации конфиската. Сейчас мы уже видим и достаточное количество участников торгов (на некоторые лоты поступает до 100 заявок), и более активную позицию рынка в целом», - ответили в Росимуществе.

Аудиторы СП также заявили о демпинге на торгах по закупкам услуг по хранению, реализации и уничтожению конфиската - контракты либо заключались по символической цене 1 руб., либо исполнители даже доплачивали за контракт, а имущество впоследствии могло быть похищено. Сейчас власти работают над тем, чтобы переложить бремя затрат на уничтожение конфиската на бывших владельцев, сообщили РБК в Росимуществе.

Счетная палата отправила отчет о проверке в ФСБ и Генпрокуратуру, а также в Госдуму и Совет Федерации. Представления направлены в Росимущество и его нескольким территориальным управлениям - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Камчатском и Приморском крае, в Сахалинской и Новосибирской областях.