Венгер готов ли ребенок к школе. Как помочь школьнику. Отношение к школе

5. Гаранина 0.А. Праздник первого звонка //Педсовет. - 1999,№ 7.

6. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М., 1994.

7. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Под ред. Н.В. Седик. Минск: Народная света, 1985. -136 с.

8. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.

9. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. М.: Лист-Нью, 2000. 336 с.

10. Коломинский Я.Л.и др. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.80с.

12. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе. - М., 1986.

13. Начальная школа. Примерные программы начального общего образования, Просвещение,2003

14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М., 1983.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М., 1992.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. -М., 1995. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе.- М., 1990.

17. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев: Радянська школа, 1989. 39 с.

18. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе.- Минск, 1982.

19. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 206 с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.

21. Тархова Л.А. Мы школьниками стали //Педсовет. - 1998. - № 7.

22. УльенковаУ.В. Шестилетние дети с задержкой развития. - М., 1990.

23. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996. 64 с.

Приложение 1

Игры на переменах

Снежный ком. Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

Бинго. Участники образуют два круга (один в другом), с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны, обращенные лицом друг к другу, под слова:

Мой лохматый серый песик

У окна сидит.

Мой лохматый серый песик

На меня глядит.

Б-И-Н-Г-О (1 раз)

Да, Бинго звать его.

Слова «Б-И-Н-Г-О» произносятся раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем (на каждую буку - ладоши нового человека). Последняя буква О» говорится протяжно (удивленно-радостно), а последние слова («да, Бинго звать его») пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Дрозд. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:

«Я дрозд, ты дрозд,

у меня нос и у тебя нос,

у меня щечки алые и у тебя щечки алые.

у тебя губки красные, у меня губки красные.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя, на соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

«Мы составили все круг,

повернемся разом вдруг.

«скок, скок, скок» (говорит один по договоренности),

Водящий открывает глаза и должен угадать, кто сказал. Если угадал, то меняется местами с игроком.

«Лавата». Участники игры становятся в хоровод и поют:

«Дружно танцуем мы!

Тра-та-та, тра-та-та!

Танец веселый наш –

Это лавата».

Ребята останавливаются, а ведущий спрашивает: «Ручки были?», ребята отвечают – «были!». Ведущий: «Локотки были?», в ответ: «Не были!».Все вместе: «Мои локти хороши, а у соседа лучше!» Все берутся за названную часть тела своего соседа и идут дальше по кругу, исполняя песню. Ведущий может называть, что угодно – нос, ухо, коленки, пятки, плечи…

«Вперед четыре шага…»

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

Вперед четыре шага,

Назад четыре шага,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Глазками помигаем,

Вокруг себя попрыгаем.

С каждым повтором темп ускоряется.

Приложение 2

Физминутки

Физминутки на уроке помогут первоклассникам отдохнуть, снять усталость и напряжение. Физминутки уменьшают влияние статистической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции.

Физминутку можно выполнять под музыку.

Проведение физминутки не должно сказаться на ходе урока.

«Ёжики». Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями:

Два притопа, два прихлопа,

Ёжики, ежики!

Наточили, наточили

Ножницы, ножницы.

Прибежали, прибежали,

Зайчики, зайчики!

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

(по очереди) «Девочки!», «Мальчики!»

Гусак. Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту – плюх!

Кузнечики. Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

В лесу. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем – крылья сложили назад.

1 – подняться, потянуться,

2 – согнуться, разогнуться,

3 – в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

на 4 – руки шире,

5 – руками помахать,

6 – за парту сесть опять.

Мы писали, мы писали

И немножечко устали,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Встанем, пальчики сожмем,

И опять писать начнем.

Приложение 3

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасика

Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4 заданий:

1 рисование мужской фигуры по представлению,

2 подражание письменным буквам,

3 срисовывание группы точек,

4 вербальное мышление.

Для выполнения трех первых заданий ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.

Перед проведением обследования ребенка необходимо записать его:

имя, фамилию, дату рождения, а также дату проведения теста.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры

Ребенку дается лист бумаги и инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты это сумеешь».

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Использована мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Либо три нехватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища или обеих пар конечностей («головоногое» изображение).

Следует также обратить внимание на следующие моменты:

1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Следует подчеркнуть, что самостоятельного диагностического значения этот тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

Задание 2. Подражание письменным буквам

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, сумеешь тоже. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь рядом, на этом пустом месте напиши (нарисуй) тоже так».

Письменными буквами написана фраза: ей дан чай

или он ел суп

Оценка выполнения 2 задания теста:

1 балл. С овершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек

«Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом такие же».

Оценка выполнения 3 задания теста:

1 балл . Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо; увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла . Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить смещение даже трех точек на пробелы между рядами и столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот – даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы.

5 баллов . Чирканье.

Общая оценка результатов тестирования:

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трем заданиям от 3 до 6 баллов.

Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я.Йирасика «Вербальное мышление».

Задание 4. Вербальное мышление

«Ответь на вопросы»:

1. Какое животное больше – лошадь или собака? ________________________

(Лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = - 5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем…? ____________________________________

(Обедаем. Мы едим суп, мясо…= 0 баллов; ужинаем, спим и т.д. = - 3)

3. Днем светло, а ночью …? __________________________________________

(Темно = 0; неправильный ответ = - 4)

4. Небо голубое, а трава …?___________________________________________

(Зеленая = 0; неправильный ответ = - 4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что? __________________________

(Фрукты = 1; неправильный ответ = - 1)

6. Почему перед тем, как проедет поезд, опускается шлагбаум? ____________

(Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд…= 0; неправильный ответ = - 1)

7. Что такое Москва, Киев, Ростов? ____________________________________

(Города = 1; станции = 0; неправильный ответ = - 1)

8. Который час показывают часы (показать на часах)? ____________________

(Хорошо показано = 4; Показаны только четверть, целый час, четверть и час = 3, не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это…? _____________________________________________________

(Щенок, ягненок = 4; только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = - 1)

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем похожа, что у них одинакового? _______________________________________________________

(На кошку, потому что у нее 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия)=0; на кошку (без приведения знаков подобия) = -1; на курицу = - 3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? ______________________________

(Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды =1; одна причина =0; неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? _________________________

___________________________________________________________________

(Два общих признака: они из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? ___________________________

___________________________________________________________________

(Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед тобой, на столе? _______________________________________________

___________________________________________________________________

(У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: у винта гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это …? ________________

(Спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? ___________________________

__________________________________________________________________

(3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4; только 3 наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом, и с кораблем), но только после объяснения «транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

___________________________________________________________________

(3 признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем моло­дой = 4; одно или 2 различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит и т.п.) = 0)

18. Почему люди занимаются спортом? ________________________________

___________________________________________________________________

(2 причины: чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др. = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0)

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? ________________________________________________________

___________________________________________________________________

(Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой)). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? ________________________

___________________________________________________________________

(Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5; тот, другой должен был бы уплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Оценка выполнения 4 задания теста:

Результаты подсчитываются по количеству баллов (с учетом «+» и «-»), достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по 5 группам:

1 группа – от +24 и больше;

2 группа – от +14 до +23;

3 группа – от 0 до +13;

4 группа – от -1 до -10;

5 группа – менее -11.

Положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от +13 до +24, считаются готовыми к школьному обучению.

Приложение 4

Образец оформления титульного листа Творческого отчета

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №1

Творческий отчет

По педагогической практике

«Первые дни ребенка в школе»

Выполнили:

студенты

группы 4 в

Руководитель

практики:

Новокузнецк, 2007

Приложение 5

Примерные темы рефератов для выступления на итоговой конференции

1. Как я проведу «День знаний» в моем первом классе.

2. Работа учителя по адаптации первоклассников к обучению в школе.

3. Изучение учителем уровня готовности ребенка к обучению в школе.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей на первой неделе обучения.

5. Работа учителя по сохранению здоровья и предупреждению переутомляемости первоклассника.

6. Мотивация учения первоклассника в первую неделю.

7. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.

8. Расписание уроков для первого класса (таблица, психолого-педагогическое обоснование).

9. Особенности первых уроков по различным предметам.

10. Использование игры в процессе обучения и воспитания на первой неделе.

11. Работа с родителями первоклассников в первую неделю обучения (включая первое родительское собрание).

12. Разработка выступления на родительском собрании «Режим дня первоклассников».

13. Проведение физминуток на уроке.

14. Организация отдыха детей на переменах.

Приложение 6

Оформление реферата, сценария

(в соответствии с требованиями ГОСТа)

1. Структура разработки:

- титульный лист (см. образец),

- цель ,

- задачи (воспитывающая, развивающая, обучающая),

- оборудование,

- список литературы,

- ход урока,

- приложения.

2. Обязательно компьютерное оформление:

Формат А4 ,

Информация с одной стороны листа,

Шрифт 14 ,

Междустрочный интервал полуторный,

Страницы пронумерованы сверху справа ,

- поля (слева 3 см, сверху 2 см, справа 1 см, снизу 2 см)

3. Оформление титульного листа:

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 1

Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физиологической , педагогической и психологической подготовки .

Портрет первоклассника не готового к обучению в школе

    Импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»)

    Чрезмерная игривость, непоседливость.

    Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)

    Неумение общаться со сверстниками

    Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)

    Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие

    Плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями)

    Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность

    Недостаточное развитие произвольной памяти

    Задержка речевого развития

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

Физиологическая готовность к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Педагогическая готовность

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.

Психологическая готовность

    личностную готовность

    интеллектуальную готовность

    мотивационную готовность

Личностная готовность

    умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)

    умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других). Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

    отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Родители, чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность

    дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона

    концентрация внимания

    аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями

    логическое запоминание

    сенсомоторная координация

    умение воспроизводить образец

    развитие мелкой моторики рук

Мотивационная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Что должен знать и уметь ребенок

к началу школьного обучения

1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.

4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».

5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).

7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».

8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят».

9. Находить сходство и различия между предметами:

Что общего между морковкой и картошкой?

Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;

А чем они отличаются друг от друга?

Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).

11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш - теленок. А у лошади?».

16. Знать 10-12 основных цветов.

17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Советы родителям будущих первоклассников

Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

    Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

    Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

    Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу (вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики). В игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

    Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

    Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок

    Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.

    Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).

    Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).

    Создайте условия для соблюдения режима дня.

    Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).

    Занятия проводите в игровой и ненасильственной форме.

    Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение).

    Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

    Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

    Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

    Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.

    Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

    Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям.
    Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

    Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду.

    Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

    Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

    Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.

    Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. .Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

    Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Несколько советов психолога Джерома Брунера

* Будите ребенка спокойно, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

* Не торопите. Умение рассчитывать время – обязанность родителей, а не ребенка-первоклассника.

* Не отправляете ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

* Перед уходом пожелайте ребенку удачи. Избегайте предупреждений «Смотри, не балуйся», «Что бы сегодня не было плохих отметок»

* Встречайте ребенка из школы спокойно, дайте ему расслабиться после тяжелого дня. Не спрашивайте сразу «Что ты сегодня получил?»

* Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

* Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны и не торопитесь с выводами.

* После школы обязательно дайте ребенку отдохнуть 2-3 часа, а лучше поспать. Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов.

* Не заставляйте делать уроки в один присест, после 20 минут занятий 10-15 минут «переменки», лучше, если они будут подвижными.

* Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самостоятельно, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. (Спокойный тон, поддержка, похвала необходимы)

* Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

* Очень полезны получасовые прогулке перед сном. Ложиться спать нужно не позднее 21 часа.

* Старайтесь перед сном не вспоминать никаких неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Лучше расскажите сказку.

* Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым, радостным!

    Л. А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994г.

    Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика. Окружающий мир)

    Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3

    О.И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.

    Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей»

    М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

А. Л. ВЕНГЕРА И ДР.

Предлагаемые в программе методические приемы выявляют уровень развития у детей, поступающих в первый класс:

1) ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе;

2) умственного и речевого развития;

3) развития мелких и крупных движений.

1) ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ, ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ выявляется в беседе с ребенком:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет? Когда исполнилось?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня, поселок), в котором ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

9. Хочешь ли ты идти в школу?

10. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

11. Как, по-твоему, лучше учиться дома, с мамой или с учительницей?

Оценка результатов.

По результатам беседы в протоколе после номера каждого вопроса ставится знак «+» или «–».

Знак «+» ставится при следующих ответах:

№ 1–4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена).

№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названные дикие вместо домашних и наоборот.

№ 6: «весной», «когда зима кончилась» и др.

№ 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др.

№ 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и др.

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам № 1–8: «высокий» – 7–8 плюсов; средний- 5–6; «низкий» – 4 и менее.

2) УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6–7-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ в программе А. Л. Венгера и др. определяется с помощью следующих процедур:

а) Понимание грамматической конструкции

Взрослый произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение произносится дважды, медленно и четко. Затем психолог задает вопрос: «Что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?

Знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «–» неправильный.

б) Выполнение словесных поручений

На столе в беспорядке лежат карандаши. Взрослый говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?» Если ребенок не может правильно выполнить задание, то оно упрощается. Взрослый говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик» Затем задаются те же вопросы.

Знаком «плюс» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «минус» – невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции.

Промежуточные результаты отмечаются знаком «плюс-минус».

в) Изменение существительных по числу

Взрослый говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить «карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок . Если, изменяя слово, «книга» (первое из называемых), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и др.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга–книги».

Знак «плюс» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол–столы), искажение формы множественного числа (город – городы; ребенок – ребенки; ухо – ухи) и др. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа «браты» «окны» и др., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «минус» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок Промежуточные результаты (3–6 ошибок) отмечаются знаком «плюс-минус».

г) Подбор антонимов

Взрослый предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот»: «Я буду называть слово, а ты отвечай словом-наоборот. Например, я скажу «чистый», а ты должен ответить «грязный»; «быстро медленно»; «мороз жара».

Антонимы подбираются к словам: высоко, близко, светлый, день, сухо, холод, поздно, встать, детский, начало.

Знаком «плюс» отмечаются результаты, соответствующие средним по обследуемой группе или превышающие их. Знаком «плюс-минус» отмечается наличие большого числа (превышающее среднее по группе) замены частей речи при сохранении правильного смысла: «светлый – темно» (вместо «темный»), «холод – жаркий» (вместо «жара») и др. Знак «минус» ставится при наличии грубых ошибок по смыслу типа: «поздно – вечером», «холод – зимой и др.

д) Рассказ по картинкам

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет школу). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

Знаком «плюс» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается – умывается – идет в школу» дана последовательность «приходит из школы – умывается – ужинает– ложится спать»). Знак «плюс-минус» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать; знак «минус» – когда последовательность картинок случайна.

е) Собирание разрезных картинок.

Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис. 1.

Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.

Собирание разрезной картинки оценивается знаком «плюс» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая, более простая – верно, то ставится знак «плюс-минус». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «минус».

ж) Рисунок человека.

Ребенку предлагают нарисовать человека (дядю), самого лучшего, какой у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» – и после ответа, например, «голова» – предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т. д. В конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?».

При оценке рисунка человека учитывается: наличие основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног, наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды); способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами, так, что видна толщина конечностей (высокий).

Рисунок оценивается знаком «плюс», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «минус», если изображено пять или менее основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «плюс-минус».

Результаты анализа рисунка человека привлекаются в качестве дополнительного материала.

з) Анализ образца.

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигура человека так, чтобы образец не соответствовал детскому стандартному варианту. (рис. 3) Сначала взрослый спрашивает: «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это – человек, то ему сообщают это. Далее психолог говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой процедуры внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только – «внимательно посмотри».

Когда ребенок закончил работу, взрослый говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим: у тебя точно так же, как у меня, или нет», – и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги или наоборот. В этих случаях экспериментатор задает ребенку наводящие вопросы, организуя его действия по анализу образца: «Что есть у человека?» – «Голова». – «Посмотри, у тебя так же?» и т. д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает ребенка последовательно их осмотреть. Если ребенок и в этом случае не замечает никаких расхождений, тогда дается прямая подсказка: «Что у моего человечка на ногах?» – «Тапочки». После этого взрослый молчит, а ребенок, как правило, исправляет фигурку.

Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную фигуру – «кроватку». Воспроизвести такой образец сразу без ошибок ребенку обычно не удается, поскольку он ассиметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как и в основном задании.

При высоком уровне анализа образца ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу: вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения.

Показателем среднего уровня готовности в этом задании является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание ребенка на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах».

Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправит ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос «Что у человека на ногах?», ребенок ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки, «У твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты» он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

и) Одномоментное восприятие количества.

На столе перед ребенком россыпью лежат спички. Взрослый говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду брать я», – затем берет одну спичку, показывает ее ребенку на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ребенку предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется, после чего и взрослый, и ребенок кладут свои спички обратно в кучу. Далее проверяющий берет и показывает 3 спички, и вся процедура повторяется. Потом показывает 2, 4, и 5 спичек.

Высокий уровень одномоментного восприятия количества фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4–5 спичек, средний – 3 спичек, низкий – 1–2 спичек.

Знание букв и умение читать не является критерием для отбора детей, в школу. Однако предварительная проверка навыков чтения поможет психологу сориентировать учителя для правильного распределения внимания между разными детьми на уроках, позволит помочь в индивидуализации подхода к каждому ребенку.

Взрослый спрашивает у ребенка, умеет ли он читать, знает ли буквы. Детям, умеющим читать, предлагается простой текст (из букваря). С помощью этого текста определяется техника чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами) и его осознанность (понимает ли ребенок смысл прочитанного). Для проверки осознанности ребенку задается простой вопрос по содержанию текста. Детям, не умеющим читать, взрослый показывает печатные буквы и просит их назвать.

3) РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

а) Мелкие движения

Ребенку предлагается задание «Езда по дорожке». Взрослый предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома (рис. 4). (Ребенку объясняют, что ему необходимо провести линию, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция ребенку звучит так: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Езжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Результат выполнения задания «Езда по дорожке» оценивается как «высокий», если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии, описанные ниже. Результат оценивается как «низкий», если имеется три или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как низкий, если наблюдаются ярко выраженные нарушения линии: неровная, «дрожащая» линия, очень слабая, почти невидимая линия; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; многократными наведениям по одному и тому же месту.

б) Крупные движения.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие крупных движений – одно из важных показателей подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому, как ловит мяч, брошенный ему взрослым.

БЛАНК ОФОРМЛЕНИЯ

ПРОТОКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения _________________________________

1. ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, ЗАПАС ЗНАНИЙ

1.___ 2.___ 3.___ 4.___ 5.___ 6.___ 7.___ 8. ___

ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

9.___ 10.___ 11.___

Итоговый уровень ______________________________

2. УМСТВЕННОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

а) _____ б) _____ в) _____ г) _____ д) _____

е) _____ ж) _____ з) _____ и) _____ к) _____

Итоговый уровень ______________________________

3. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Мелкие движения

Крупные движения

Уровень ______________________________________

Примечания ______________________________________________________________________________

Заключение ______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Дата обследования _____________________________

Проверяющий _________________________________

Цель: Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника.

Материал: Словесные ситуации, вопросы к детям на выбор одного варианта ответа.

Инструкция: Послушай, сейчас мы поиграем с тобой в игру «Две школы».

Я буду рассказывать тебе про первую и вторую школы, а ты выберешь ту, в которой хотел(а) бы учиться.

Словесные ситуации:

1. Если бы было две школы: одна с уроками русского, математики, чтения, рисования, пения, физкультуры, а вторая с уроками рисования, физкультуры, пения. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

2. Если бы было две школы: в одной уроки и переменки, а в другой только переменки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

3. Если бы было две школы: в первой за хорошие ответы учитель ставит «5» и «4», а во второй за хорошие ответы дают сладости и игрушки. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

4. Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учителя или поднимать руку, если что-то нужно спросить, а в другой школе на уроках можно делать все, что тебе хочется. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

5. Если бы было две школы: в одной задают задания на дом, а в другой не задают. В какой из этих школ ты бы хотел(а) учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил бы заменить ее твоей мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал(а)?

7. Если бы мам сказала тебе: «Я договорилась с учительницей, она будет приходить к нам домой и заниматься с тобой дома, а в школу ходить не нужно». Что бы ты выбрал(а)?

8. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно будет вставать рано утром в школу и делать уроки. Останься в детском саду, а на следующий год пойдешь в школу». Согласил(а)ся бы ты с этим предложением?

9. Если бы соседский мальчик (девочка) спросил (а): «Что тебе больше всего нравится в школе?». Что бы ты ответил(а)?

Оценка результатов:

За правильный ответ – 1 балл;

За неправильный – 0 баллов.

Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набирает 5 и более баллов.

3) методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников ».

Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом . Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998.

В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.

Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфеле в руках. (Внешний мотив.)

Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».

Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь».

Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

После прочтения рассказа задаются вопросы:

А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу и затем оцениваются экспериментатором.

I выбор – внешний мотив – 0 б.;

II выбор – учебный мотив – 5 б.;

III выбор – игровой мотив – 1 б.;

IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;

V выбор – социальный мотив – 4 б.;

VI выбор – отметка – 2 б.

Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.

Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Аннотация: Статья посвящена изучению формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет; представлена методика диагностирования названного феномена; разработана соответствующая программа и обсуждены результаты её апробации.
Ключевые слова: школьное обучение, психологическая готовность к школьному обучению, методика, диагностика, программа, коррекция.

В первый класс принимают детей в возрасте 6-7 лет. Считается, что к этому возрасту готовность ребёнка к школе, если и не полностью сформирована, то близка к идеалу. Тем не менее, немало детей, достигших необходимого возраста и обладающих необходимыми для школы навыками, на практике испытывают трудности во время учёбы. Их психологическая готовность к обучению к школе недостаточна, поэтому реальность в виде «школьных будней» тяготит таких детей.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного
детства .

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Бoжoвич, Л.А.Вeнгeр, А.В.Зaпoрoжeц, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Бeзруких Е.Е.Крaвцoвa и многие другие.

Л.М. Бeзруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка .

Л.А. Вeнгeр трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) .

Социально-психологическая готовность к школе - это набор психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала учебы в школе.

Психологи, проводившие опрос детей дошкольного возраста, отмечают разницу в восприятии факта предстоящей учебы в школе у детей, готовых и не готовых к школе психологически.

Те дети, у которых уже завершилось формирование психологической готовности к школе, в большинстве своём утверждали, что их привлекает сам факт учебы. В меньшей степени их привлекала перспектива изменения их положения в обществе, владения особыми атрибутами школьника (портфель, тетради, пенал), поиска новых друзей.

А вот дети, психологически не готовые, рисовали себе радужные картины будущего. Их привлекала, в первую очередь, возможность каким-то образом изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они ожидали, что у них непременно будут отличные оценки, полный класс друзей, молодая и красивая учительница. Безусловно, такие ожидания были обречены на провал в первые несколько недель учебы в школе. В итоге, школьные будни превращались для таких детей в рутину и в постоянное ожидание выходных.

Перечислим критерии психологической готовности к школе. К ним относятся готовности : мотивационная; умственная (познавательная); волевая; коммуникативная.

Во-первых, у ребёнка должны быть такие мотивы идти в школу, как желание учиться и желание стать школьником, то есть занять новое социальное положение. Отношение к школе должно быть положительным, но реалистичным.

Во-вторых, у ребёнка должно быть достаточно развито мышление, память и другие познавательные процессы. Родителям стоит заниматься с ребёнком, чтобы дать ему необходимые для школы знания и умения (как минимум, счет до десяти, чтение по слогам).

В-третьих, ребёнок должен уметь силой воли, сознательно контролировать своё поведение для достижения поставленных в школе целей. Ведь в школе ему предстоит слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания, работать по правилу и по образцу, а также соблюдать дисциплину.

В-четвертых, ребёнок должен быть способен устанавливать отношения с одногодками, работать сообща над групповыми заданиями, признавать авторитет учителя.

Такова общая структура психологической готовности к школе. Своевременное определение психологической готовности к школе ребёнка - непосредственная задача родителей дошкольника. Если время идти в первый класс приближается, а ваш сын или дочка, на ваш взгляд, ещё не совсем готовы к этому психологически, можно попробовать помочь ребёнку самостоятельно или обратиться за помощью к педагогу-психологу .

Исследование формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет мы провели на базе МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска в подготовительной группе, с участием 20 дошкольников.

Нами было проведено тестирование детей по методикам: методика Н.И. Гуткинoй «Дoмик», «Тeст первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе» А.Керна, Методика «Грaфический диктaнт» Д.Б. Элькoнина.

Результаты сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик») представлены на рис. 1

Рисунок 1 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик»)

8 дeтeй (40%) имeют низкий уровeнь сформированности компонентов гoтовности к обучению в школе, - размер рисунка у данных детей не сохранен. У некоторых дeтей нeправильное изображение в пространстве. Присутствуют отклонения прямых линий более чем 30 грaдусов, от зaданного на правления. Есть разрывы между линиями.

У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на средний уровень. Почти все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Некоторые элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на высокий уровень. Все элементы рисунка изобразили правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

Следует сказать, что не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.

Рассмотрим второй проведённый нами ориентировочный тест школьной зрелости Кeрна - Йирасeка

В результате диагностики мы получили следующие результаты: у 25% детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 0%, низкий уровень готовности - у 75%. Низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе. Некоторые из детей с низким уровнем из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У одного мальчика все, без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям.

Рисунок 2 - Распределения показателей готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (Тeст Керна - Йирасека)

При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Графический диктант») были получены следующие результаты (Приложение - таблица). В группе детей с высоким уровнем готовности детей нет, 4 (20% чел.) имеют уровень готовности выше среднего, 11 человек (55%) имеют средний уровень готовности и 5 человек (25%) имеют уровень готовности ниже среднего.

Анализируя результаты семилетних детей по методике «Грaфичeский диктaнт» можно сказать, что успешность выполнения диктанта и самостоятельной работы невысокая. Дети неусидчивы, невнимательны, слабо удерживают в памяти указания взрослого. У них слабо развито умение сознательно подчинять свои действия правилам.

Рисунок 3 -Результаты исследования шестилетних детей

По результатам исследования среди семилетних детей по методике Д.Б. Эльконина «Грaфичeский диктант» можно сказать, что детей, получивших низкий балл нет, значит, все дети готовы к школьному обучению. Среди них детей с высоким уровнем развития - нет, детей, имеющих уровень выше среднего - 4 человек, детей со средним уровнем развития - 11 человека, детей с уровнем ниже среднего 5 человек.

Данные констатирующего этапа исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки и реализации программы формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

Под руководством педагога-психолога МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска была составлена программа коррекции психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лeт.

Актуальность создания программы психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

Цель программы:

Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения, для развития адекватной самооценки и умения подчиняться правилам. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки .

Время проведения: занятия проводятся в начале учебного года

Время на игру и на обсуждение: 40 - 50 мин.

Участники:

Возраст участников: 6-7 лет;

Количество участников: 15-20 человек;

Ведущий — психолог;

Программа состоит из 10 занятий:

Занятие 1. Цeль: создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослым, для реализации способов общения.

Занятие 2. Цeль: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Занятие 3. Цeль занятия: способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

Занятие 4. Цeль: способствовать сплочению группы.

Занятие 5. Цeль: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

Занятие 6. Цeль: развивать навыки общения и групповую сплоченность.

Занятие 7. Цeль: стимулировать готовность прислушиваться детей друг к другу и способствовать развитию доверия в группе.

Занятие 8. Цель: развивать чувства принадлежности к группе.

Занятие 9. Цель: способствовать повышению самооценки детей.

Занятие 10. Цели: формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции.

По реализации программы мы предполагаем следующий результаты:

  • создание благоприятного психологического климата;
  • получение опыта взаимодействия детей в группе;
  • создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения;
  • повышение познавательной активности и интереса участников.

Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

  1. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
  2. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 33-34.
  3. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
  4. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие.- М.: 2010. - 247 с.
  5. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
  6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. - Томск: Обь, 2014. - 240 с.
  7. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. -192 с.
  8. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
  9. Рыбин Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С.25-28.