Виды санкций

Санкция — ϶ᴛᴏ часть нормы права, указывающая субъекту, реализующему диспозицию, на последствия его действий.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. По϶ᴛᴏму рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Стоит заметить, что они будут одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в кᴏᴛᴏᴩой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. По϶ᴛᴏму в регулятивной норме структурными элементами будут гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, кᴏᴛᴏᴩая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами будут диспозиция и санкция.

Классификация и виды санкций

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Стоит заметить, что они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение ϲʙᴏбоды), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное оϲʙᴏбождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей)

По ϲʙᴏему составу санкции подразделяются на простые и сложные. Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда) Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами) Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение ϲʙᴏбоды с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности)

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными , указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения ϲʙᴏбоды), или только высший (до 10 дет лишения ϲʙᴏбоды), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения ϲʙᴏбоды)

Рисунок № 1. Виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате кᴏᴛᴏᴩого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение ϲʙᴏбоды, штраф, выговор, взыскание материального ущерба) Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.) Стоит заметить, что они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф) Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в ϶ᴛᴏм случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, кᴏᴛᴏᴩую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. К примеру, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением ϲʙᴏбоды на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. К примеру, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Стоит отметить - они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с лицензией, вопреки задачам ϲʙᴏей деятельности, если ϶ᴛᴏ деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением ϲʙᴏбоды на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением ϲʙᴏбоды на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

В отечественном законодательстве четко не определен термин "санкции", поэтому разъяснить его однозначно достаточно сложно. В связи с этим следует обратиться к научным объяснениям. Далее рассмотрим понятие и виды санкций.

Мнения некоторых авторов

Термин "санкции" Поляк формулирует как "меры принуждения, выражающиеся в денежной форме и применяемые в отношении организаций вследствие нарушения ими действующих законов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности". Однако некоторые эксперты считают данное определение недостаточно полным. По их мнению, такая формулировка не затрагивает виды санкций, предусмотренные для участников бюджетных отношений. Кроме того, не учтены меры воздействия, которые применяются при несоблюдении условий соглашений.

С этой позиции более объемным можно считать определение, которое дано Грязновой. В частности она пишет, что санкции представляют собой меры принуждения, которые выражаются в денежной форме и применяются к субъектам процесса контроля вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или прав либо уклонения от этого. Так, в Бюджетном кодексе используется определение "меры ответственности за нарушения финансового законодательства". Это означает, что могут применяться такие инструменты принуждения, как штрафные санкции, пени и так далее.

Юридический аспект

В качестве мер принуждения в отношении к лиц, нарушающих правила, правовые санкции используются в Международной конвенции, регламентирующей борьбу с финансированием терроризма. ФЗ "О банкротстве" определяет способы воздействия, которые могут применяться одной организацией по отношению к другой согласно условиям соглашения, либо уполномоченным органом относительно юрлица. Эти меры включаются в статью "обязательные платежи", не входящие "в состав предприятия", которое признано несостоятельным. Ст. 64 ГК использует определение финансовых взысканий в качестве мер, применяемых при нарушении договорных условий между банком, физлицами, привлекающими средства, и непосредственно вкладчиком со стороны банковской организации. Для прочих случаев в законе приведен конкретный список санкций (неустойка, пеня и так далее). НК также использует термин "финансовые взыскания". В перечне налоговые санкции представлены в виде:

  • процентов;
  • пени;
  • птрафов.

Вместе с этим определены размеры тех или других взысканий. В положениях Таможенного и Бюджетного кодексов приведены только виды санкций. В соответствии с нормами, эти взыскания применяются при каком-либо нарушении финансового законодательства. Что же касается размеров, которые имеют те или иные виды санкций, а также порядка их наложения, то это определяется АПК.

Разъяснения

Учитывая вышесказанное, можно использовать два определения:

  • Взыскания за нарушения финансового законодательства. К ним обычно относят такие виды санкций, как блокировка счета, неустойка, процент и так далее.
  • Мера ответственности, выраженная в деньгах, за нарушения законодательных норм либо условий соглашения.

В последнем случае штрафные санкции характеризуют степень добровольности, намеренности, сознательности, с которыми человек принял решение и далее действовал согласно ему. Смысл в данном случае заключается в том, что та либо иная мера ответственности, которую несет субъект в конкретном случае, зависит от частных условий. Речь идет о реальных возможностях и обстоятельствах, способствующих формированию сознательного отношения к вероятным последствиям своего поведения, а также самоопределению в отношении своих действий. Санкции, таким образом, выступают в качестве "измерителей" ответственности, наступающей вследствие проступков.

Классификация

В отечественном законодательстве санкции делятся на категории в соответствии с отраслями права, основаниями применения, формами. В последнем случае взыскания могут быть представлены в виде:


Блокировки

По п. 1, ст. 76 НК, уполномоченные органы могут приостановить операции на счетах в случаях:

  • Наличия задолженности по отчислению штрафов, сборов, пеней.
  • Задержки сдачи декларации больше чем на 10 календарных дней.

Приостановление операций на счетах и блокировка расходов в кредитных компаниях – это меры, которые применяются к лицам, нарушающим финансовое законодательство.

Классификация по юридическим отраслям

Выбор тех или иных взысканий осуществляется в соответствии с нормативными актами, в сфере регулирования которого было совершено нарушение. По отраслям меры принуждения разделяют на валютные, бюджетные, таможенные, налоговые санкции. Соответственно, при их выборе руководствоваться следует Таможенным, Бюджетным или иным кодексом.

Основания применения

По данному признаку санкции можно разделить на взыскания, которые исходят из договора, национального нормативного акта, Мирового права. Если по международному договору РФ устанавливается иной порядок, отличный от того, который предусмотрен в законодательстве, то используются правила первого документа. В свою очередь, национальные нормативные акты считаются первичными относительно соглашений хозяйствующих субъектов.

Ответные санкции

Это определение стало активно применяться в отечественной политической сфере с прошлого года. Причиной тому послужили экономические санкции, введенные рядом стран ЕС и США против российского государства. Правительство отреагировало на данные меры запретом поставок импортных продовольственных товаров из-за рубежа. Эти ограничения коснулись исключительно тех стран, которые ввели экономические санкции. Однако принятые правительством меры вызвали неоднозначное мнение у экспертов. Так, некоторые полагают, что ответные санкции нанесут ущерб в первую очередь населению страны. Однако представители власти говорят о том, что в России достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность потребителю в созданных условиях. Кроме этого, согласно проведенным анализам экономического состояния России, эксперты отмечают увеличение инвестирования в страну со стороны ряда иностранных государств.

Значение мер воздействия

Его можно определить, рассматривая основные задачи этих инструментов. В частности, штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Использование таких санкций должно осуществляться согласно принципу индивидуализации возникшей ответственности. Применение этих мер зависит от степени и характера опасности для социума, с учетом цели, мотива, формы вины, обстоятельств (отягчающих и смягчающих). Наиболее полно данные условия отражены в НК, гл. 15. Санкции играют и предупредительную (превентивную) роль. Главной целью в этом случае выступает недопущение нарушений установленных правил и норм, регламентирующих порядок финансовой деятельности.

Данная функция выражается в том, что вероятное осуждение виновного общественностью при совершении преступления проявится в виде лишения организационного или имущественного характера. Что, разумеется, будет выступать нежелательным последствием для нарушителя. Зачастую меры воздействия ориентированы не на фактическое наказание преступника, а на обеспечение охраны общественного интереса, восстановление ущемленных незаконным поведением субъекта прав и интересов государства и муниципальных формирований.

В этих случаях ответственность исполняет компенсаторную (правовосстановительную) функцию. Наиболее четко она реализуется при использовании санкций, определенных в бюджетном законодательстве. При устранении правонарушений, таким образом, происходит восстановление порядка. Финансово-правовая ответственность исполняет также и сигнализационную функцию. Она проявляется при характеристике лица, которое совершило незаконное действие. Так, наличие финансового неправомерного деяния может являться сигналом, указывающим на необходимость обеспечить более пристальное внимание к конкретному субъекту со стороны уполномоченных органов, осуществляющих контрольную деятельность в финансовой сфере.

Любое незаконное деяние в Российском государстве считается наказуемым. Если нарушение закона имеет преступный характер, то применяются нормы уголовного права. Особенностью наказания является неблагоприятное воздействие на субъекта, а также сочетание карательного и воспитательного методов. Однако зависит все и от конкретных видов санкций в уголовном праве. О том, какие типы наказания существуют в России, будет рассказано в нашей статье.

Структура нормы

Теория права гласит, что любая юридическая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Первая часть является всего лишь догадкой. Она выстраивается на базе конкретной ситуации или события. Диспозиция - это правило поведения субъекта в той или иной ситуации. Если человек нарушает правила, в его отношении применяются санкции - меры наказания, которые могут иметь определенный размер и вид.

Для российского уголовного права характерна двойная структура нормы, при этом ни один из трех элементов ни утрачивается. Как такое возможно? Зависит все от вида диспозиции и санкции в уголовном праве, которые и составляют норму. Первая, она же общая часть уголовной нормы, может содержать в себе диспозицию и гипотезу. Сама же санкция в большей степени характера для второй, особенной части нормы. Прежде чем рассмотреть применение уголовных норм на практике, следует рассмотреть каждый элемент права по отдельности.

Понятие гипотезы

Что представляет собой гипотеза и как она соотносится с видами санкций в уголовном праве? Как уже было сказано, гипотеза является всего лишь догадкой. Юристы говорят о ней как об утверждении, которому требуются доказательства. Это могут быть конкретные жизненные обстоятельства, события, деяния людей или совокупности деяний и т. д. По мнению ряда специалистов в области права, гипотеза и вовсе отсутствует в нормах уголовного права. В Уголовном кодексе РФ, например, есть всего одна статья, где содержится указание на условие, при котором норма начинает действовать. Это статья 331, в которой речь идет о преступлениях на военной службе. Ученые полагают, что это единственное положение УК РФ, в котором есть гипотеза, но отсутствует диспозиция и санкция.

Следует также выделить статью 20 УК РФ, в которой рассказывается про возраст наступления уголовной ответственности. Вводится понятие деликтоспособности, которое и является базой для гипотезы.

Таким образом, наличие гипотезы в сфере нарушений закона - вопрос спорный. Однако бессмысленно отрицать факт ее влияния на виды санкций в уголовном праве.

Понятие диспозиции

Диспозицию, в отличие от гипотезы, в сфере уголовного права никто не отрицает. Данный элемент является базовым для всех статей УК РФ. Это ядро, позволяющее раскрыть признаки преступления. Именно в диспозиции содержатся особенности преступного деяния, в отношении которых должны применяться отдельные виды санкций.

В уголовном праве диспозиция является правилом поведения, а потому априори имеет незаконный характер. Вот, например, цитата из Кодекса: "Убийство является умышленным причинением смерти лицу". Убийство - это форма поведения, диспозиция. Она требует наказания. Можно сделать простой вывод: все прописанные в УК РФ диспозиции носят преступный характер, а потому их совершение недопустимо.

Виды диспозиций

Диспозиция является важнейшим элементом в уголовной сфере Российской Федерации. Наиболее распространенная форма диспозиции именуется простой. Она называет деяние, но не содержит его признаков или определения. Примеры - похищение человека, угон транспортного средства и т. д.

Второй вид диспозиции - описательный. Как уже ясно из наименования, содержит описание. Например, в статье про убийство рассказывается про то, что именно следует считать этим преступлением (причинение смерти). Похожая диспозиция именуется ссылочной, так как содержит ссылки на другие нормы Уголовного кодекса.

Последний вид рассматриваемого элемента нормы именуется бланкетным. Он предполагает широкое использование актов из других правовых отраслей, например для установления перечня запретных деяний.

Тип диспозиции напрямую влияет на виды санкций в уголовном праве. Примеры такого влияния будут рассмотрены далее.

Понятие санкции

Основной особенностью наказаний в российском уголовном праве является альтернативность. Например, наказание может иметь форму штрафа, принудительных или обязательных работ, ареста, дисквалификации, ограничения в некоторых правах и т. д. Таким образом, на одну диспозицию может приходиться сразу несколько видов санкций.

Виды санкций в уголовном праве России сильно зависят от формы самой нормы. Как известно, существует четыре основные уголовные нормы: это предписания - обязывающие нормы, дозволения, запреты и поощрения. Чаще всего в уголовном праве встречаются запреты.

Абсолютные виды санкций

В уголовном праве РФ, в отличие от юридической системы СССР, не существует абсолютных санкций. Ранее они предполагали "вышку" или применение наказания "по всей строгости закона" - иначе говоря, наихудший и безальтернативный вариант несения ответственности. До недавнего времени в нашей стране существовали абсолютно-определенные (АО) и абсолютно-неопределенные (АН) санкции, которые могли применяться лишь в самых крайних случаях. АО санкции устанавливали единственно возможный вариант наказания, его точный размер и форму. Здесь отсутствовала индивидуализация наказания применительно к личностным особенностям виновного лица. Суд мог вынести лишь одно решение: крупный штраф, смертную казнь, пожизненное лишение свободы и т. д.

АН санкции содержали формулировки, не отличающиеся точностью и конкретностью. Например, "наказание по законам военного времени", "применение санкций в условиях ЧС", "наказание по всей строгости закона" и т. д. Не совсем понятно, на кого в принципе могут быть рассчитаны подобные виды санкций. Сегодня они находятся под запретом по очень простой причине: дабы не допустить судебного произвола и нарушений в области прав и свобод человека.

Относительно-определенные виды санкций

На сегодняшний день в российском Уголовном кодексе преобладают санкции относительно-определенного характера. Основной их особенностью является установление пределов в наказании. Этим они и отличаются от абсолютных: наличием альтернативных видов ответственности.

Пределы наказания могут быть минимальными и максимальными. Зависеть все будет от отягчающих и смягчающих обстоятельств, которые следует рассмотреть при анализе преступного деяния. Судья, выносящий решение по той или иной диспозиции, обладает некоторой свободой в установлении наказания. Однако он не имеет права выходить за установленные пределы уголовного права.

Видов санкций с примерами очень много - стоит приводить всю особенную часть УК РФ. Все они относятся к относительно-определенной группе. Так, в статье 151 рассказывается о вовлечении несовершеннолетних в совершение деяний антиобщественного характера. Минимальным наказанием здесь будет арест до 3 месяцев, максимальным - тюремное заключение на срок до 4 лет.

Относительно-неопределенных санкций в уголовном праве не существует. По своему характеру они похожи на абсолютно-неопределенные нормы, а потому могли бы привести к произволу и нарушению прав.

Альтернативные и кумулятивные санкции

Следует разобрать последнюю типологию и классификацию видов санкций в уголовном праве. Первая группа именуется альтернативной. Здесь все просто: за одно преступное деяние можно применить один из нескольких вариантов наказания.

Суд способен выбирать тип наказания, отталкиваясь от типа личности преступника, его поведения, способа нарушения закона и т. д. Возникает вопрос: чем альтернативные санкции отличаются от относительных, где также есть несколько вариантов наказания? Не каждый юрист способен ответить на этот вопрос. Скорее всего, в относительной группе санкций есть пределы, которые отсутствуют в группе альтернатив. Например, значительно отличаются друг от друга формулировки "от двух до четырех лет" и "два или четыре года". В первом случае суд обладает большей свободой выбора.

Вторая группа санкций именуется кумулятивной. Здесь предусмотрено сразу два варианта наказания: основное и дополнительное. Дополнения к основной санкции могут применяться за оскорбление судьи, буйное поведение и прочие отягчающие обстоятельства.

Уголовный закон во времени

Разобрав понятие и виды санкций в уголовном праве, следует перейти к краткой характеристике самой нормы. Согласно закону действие любого закона ограничено определенными временными рамками. Так, в праве имеется понятие срока давности. Оно не влияет на форму санкций, но может полностью ликвидировать возбужденное дело о совершении преступного деяния.

Спорным считается вопрос и о моменте совершения преступления. По этому поводу существует несколько точек зрения:

  • преступление наступает с момента возникновения общественно опасных последствий ;
  • моментом совершения преступного деяния является непосредственная реализация незаконного действия или бездействия;
  • если виновный, совершив преступление, имеет возможность все исправить, началом незаконного деяния считается либо момент наступления последствия, либо момент совершения незаконного деяния.

Преступления бывают длящимися и продолжаемыми. Первые характеризуются длительным невыполнением лицом своих обязанностей, а второе - рядом тождественных деяний.

Уголовный закон в пространстве

В современном уголовном праве действие закона определяется территориальным, гражданским, реальным и универсальным принципами. Территориальный принцип зависит от сферы совершения преступления: будь то суша, вода или воздушное пространство. Государственный принцип чуть более сложный. Незаконное деяние может совершаться на территории собственного государства либо за его границей. В первом случае человек будет осужден нормами национального права, а во втором - согласно международным положениям.

Универсальный принцип характеризуется осложнением национального права международными элементами. Реальный принцип предполагает защиту интересов государства и граждан от посягательств со стороны иностранных лиц.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными -- меры наказания (лишение свободы), так и позитивными -- меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

Правовая санкция -- элемент нормы права, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы (диспозиции). Эти последствия, как правило, неблагоприятные для правонарушителя, являются мерами юридической ответственности, как государственного принуждения и способа обеспечения правового воздействия.

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -- КоАП РФ) -- безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложная - несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее -- УК РФ) -- клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер -- устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, -- наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.

В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.

Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).

С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:

  • 1. Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
  • 2. Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;
  • 3. Проверка подлинности текста правовой нормы;
  • 4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
  • 5. Принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведения исполнителей;
  • 6. Реализация принятого акта.

Примеры видов санкций правовых норм.

Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.

В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

На примере таблицы мы видим прямую связь:

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).

Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).

Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.

Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции.

Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.