Военный учет граждан, организация и отчетность в военкомат. Положение "о воинском учете"

Под воинским учетом понимается форма исполнения воинской обязанности, представляющая собой государственную систему учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов для последующего призыва на военную службу, как в мир­ное время, так и в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Воинский учет граждан организуется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об обороне», «О воинской обязанности и во­енной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Рос­сийской Федерации» и «Об утверждении Положения о воинском уче­те».

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На общем воинском учете состоят граждане, которые не за­бронированы за предприятиями, учреждениями и организациями неза­висимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются (закрепляются) за предприятия­ми на период мобилизации и военного времени.

Основной целью воинского учета является обеспечение полно­го и качественного укомплектования призывными людскими ресурса­ми Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в пе­риоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граж­дан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закре­пления (бронирования) за ними необходимого количества руководите­лей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, рабо­тающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективно­го использования в интересах обеспечения обороны страны и безопас­ности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период моби­лизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное со­стояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинскому учету подлежат:

Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

а) мужского пола, пребывающие в запасе:

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Воору­женных Сил Российской Федерации;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муници­пальных или имеющих государственную аккредитацию по соответст­вующим направлениям подготовки (специальностям) негосударствен­ных образовательных учреждениях высшего профессионального обра­зования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением от­срочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комисса­риатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

б) женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соот­ветствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную граждан­скую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами РФ;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР РФ и ФСБ РФ.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан РФ осуществляется:

Мужского пола - в период с 1 января по 31 марта в год дости­жения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в военном комиссариате;

Женского пола - в течение всего календарного года после по­лучения ими военно-учетной специальности;

Получивших гражданство РФ - военным комиссариатом в те­чение всего календарного года.

Постановка граждан на первоначальный учет проводится в целях:

1. Установления:

Их численности;

Образовательного уровня и приобретенной специальности;

Профессиональной пригодности для подготовки по военно­учетным специальностям и должностям.

2. Проведения их предварительного распределения:

По видам ВС РФ;

Родам войск;

Другим войскам;

Воинским формированиям и органам.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуще­ствляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в следующем составе:

Военный комиссар соответствующей территории либо его за­меститель - председатель комиссии;

Представитель местной администрации;

Специалист по профессионально-психологическому отбору;

Секретарь комиссии;

Врачи-специалисты.

Данная комиссия обязана:

Организовать медицинское освидетельствование граждан и определить их годность к военной службе по состоянию здоровья;

Провести мероприятия по профессионально-психологическому отбору для определения пригодности граждан к подготовке по военно­учетным специальностям;

Принять решение о постановке граждан на воинский учет, ли­бо внести на рассмотрение комиссии вопрос: о зачислении в запас гражданина, признанного ограничено годным к военной службе; осво­бождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признан­ного не годным к военной службе.

При первоначальной постановке на воинский учет гражда­нин подлежит освидетельствованию:

Терапевтом;

Хирургом;

Невропатологом;

Психиатром;

Окулистом;

Оториноларингологом;

Стоматологом;

Врачами других специальностей (по необходимости).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельство­ванию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по сле­дующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Гражданин может быть направлен комиссией на дополнитель­ное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в ме­дицинскую организацию, также он может быть направлен в медицин­скую организацию для проведения лечебно-оздоровительных меро­приятий в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан.

Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменному заявлению с ука­занием причины снятия, нового места жительства или места времен­ного пребывания.

Воинский учет граждан призывного возраста, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уч­реждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, осуществляется по месту их жительства военными комиссариа­тами.

Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, проходивших службу в вышеуказанных органах, осуществляется указанными орга­нами и учреждениями.

Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ РФ, осуществляется указанными органами.

Граждане, постоянно проживающие за пределами РФ и изъя­вившие желание проходить военную службу по призыву на призыв­ных неофицерских должностях в одной из структур военной органи­зации государства, могут быть поставлены на воинский учет в воен­ных комиссариатах на территории РФ при условии заключения и ра- тификации РФ соответствующих международных договоров.

Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на учете:

По месту жительства (постоянно проживающие в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда);

По месту расположения кадровых органов соответствующих пароходств, управлений и баз флотов и флотилий (не проживающие постоянно в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда).

Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

Дата рождения;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Основные антропометрические данные;

Прохождение военной или альтернативной гражданской служ­бы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно-учетных и гражданских специальностей;

Наличие спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уго­ловного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, на период мобилизации или на военное время.

На основании Постановления Правительства РФ «Об утвержде­нии Положения о подготовке граждан Российской Федерации к воен­ной службе», Приказов МО РФ и Минобразования РФ «Об утвержде­нии Инструкции об организации обучения граждан Российской Феде­рации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по ос­новам военной службы» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образо­вания и в учебных пунктах организаций независимо от формы собст­венности;

в) военно-патриотическое воспитание;

г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, мат­росов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

д) медицинское освидетельствование и медицинское обследова­ние;

е) проведение лечебно - оздоровительных мероприятий.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с организацией призыва граждан на военную службу.

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2017-2018 годов по его ведению будет описана в этой статье - должен вести каждый работодатель, если в его штате работают военнообязанные граждане. Это требование п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». Также из статьи вы узнаете, кто этим занимается и какие категории граждан подлежат учету.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.04.2008.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета . Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Не знаете свои права?

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 1 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

«Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2019» - именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее большинство, вопрос о ведении воинского учета имеет для них высокую значимость. Как именно организация должна вести воинский учет, какие процедуры соблюдать и что еще важно не забыть в 2019 году? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18-27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?» .

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения» .

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности. Ответственность наступает в виде штрафов, к примеру, за следующие нарушения:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2019 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

1) приказ "Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе".

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение года всего календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением N 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

3.20.5 Документы военнообязанных граждан.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

1) для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

2) для военнообязанных запаса - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются (п. 25 Методических рекомендаций):

1) для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (такое удостоверение имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью "Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу");

2) для военнообязанных запаса:

Военный билет (военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 г., имеет изображение Герба СССР и надпись "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР" или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР"); военные билеты солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надпись "Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 г., имеет изображение Герба СССР и надпись "СССР. Министерство обороны. Военный билет");

Временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Оно выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту жительства. Временное удостоверение подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью. Временные удостоверения выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары могут продлить срок их действия на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Федеральным законом (далее по тексту – ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте. Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 8 – 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты.

Воинский учёт по общему правилу осуществляется по месту жительства или месту пребывания (в отношении граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев) граждан военными комиссариатами. За состояние воинского учёта отвечают военные комиссары.

Следует различать постановку граждан на воинский учёт и первоначальную постановку граждан на воинский учёт . Они различаются:

  • по кругу подлежащих постановке на учёт лиц. Первоначальная постановка осуществляется только в отношении граждан в год достижения ими семнадцати лет;
  • по сроку проведения мероприятий. Если постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично, то первоначальная постановка – только в период с 1 января по 31 марта;
  • по органу, осуществляющему постановку на учёт. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, а не военными комиссариатами.

В рамках осуществления постановки на воинский учёт военный комиссариат совершает юридически значимые действия – ставит граждан на воинский учёт. В рамках первоначальной постановки на воинский учёт принимается решение комиссии по постановке граждан на воинский учёт. Комиссия, согласно п. 6 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимает следующие решения:

  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе;
  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе;
  • о постановке на воинский учёт – в отношении всех прочих подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт граждан.

Таким образом, граждане, которым присвоена категория годности «В» или «Д», на воинский учёт ставиться не должны. Между тем, п. 34 Положения о воинском учёте идёт вразрез с требованиями закона и наделяет комиссию по постановке граждан на воинский учёт полномочиями по постановке на воинский учёт граждан, признанных ограниченно годными к военной службе. В условиях коллизии норм права действует та, которая установлена более высоким актом в иерархии нормативно-правовых актов. Следовательно, норма п. 34 Положения о воинском учёте не подлежит применению.

Также непонятно, каким образом призывная комиссия, перед которой ставятся на разрешение вопросы в отношении ограниченно годных и не годных граждан, сможет принять в отношении них какое-либо решение. В силу п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву подлежат лишь граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте. То есть, граждане, не состоящие и не обязанные состоять на воинском учёте, призыву не подлежат, и призывная комиссия не может вынести в отношении них никакого решения. Однако стоит отметить, что один и тот же гражданин может быть признан не годным к военной службе 31 марта комиссией по постановке граждан на воинский учёт, а уже 1 апреля военным комиссариатом поставлен на воинский учёт в рамках различных мероприятий. Таким образом, противоречие, возникшее в силу несовершенства законодательства, снимается.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт, производится повестками военного комиссариата. Если причины неявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт не являются уважительными, на гражданина может быть наложено административное взыскание: предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и определить категорию годности гражданина к военной службе. Определение гражданину конкретной категории годности при первоначальной постановке на воинский учёт не означает, что при призыве на военную службу гражданину будет определена та же категория годности. При решении вопроса о призыве в рамках медицинского освидетельствования будет вновь выноситься заключение о годности к военной службе исходя из состояния здоровья призывника на день проведения освидетельствования. Разумеется, при постановке на воинский учёт гражданина, подлежащего призыву на военную службу, категория годности не будет определяться дважды: заключение о годности будет дано в ходе проведения одного медицинского освидетельствования.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта. Для граждан, зачисленных в запас, таким документом является военный билет, а для подлежащих призыву – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если призывник освобождён от призыва на военную службу, то его зачисляют в запас и выдают военный билет. Призывник, имеющий отсрочку от призыва, не зачисляется в запас, а потому подлежит призыву. Ему военный билет не выдаётся до зачисления в запас в связи с освобождением от призыва, достижением 27-летнего возраста и т.п. Утверждение организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что «удостоверение утрачивает свою силу после достижения 18-летнего возраста» , ошибочно и не должно вводить в заблуждение.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно п. 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 2 октября 2007 года), выдаётся гражданину под личную роспись в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учёт.

Согласно п. 12 Порядка формирования картотеки личных дел призывников (приложение № 9 к Инструкции от 2 октября 2007 года), выдача военного билета гражданам, зачисленным в запас, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ. Очевидно, что законодатель предполагал производить отсчёт десяти рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией субъекта РФ, но сконструировал норму так, что предоставил гражданину, зачисленному в запас решением призывной комиссии, требовать выдачи военного билета по истечение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения, даже если решение не прошло установленную процедуру утверждения. Налицо несовершенство юридической техники.

Отсутствие у гражданина документа воинского учёта, вопреки распространённому заблуждению, не препятствует:

  • Регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Изначально Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, содержали требования о предоставлении при регистрации по месту жительства документа воинского учёта. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года № 599 эти требования были отменены.
  • Поступлению в государственные ВУЗы, учреждённые федеральными органами исполнительной власти. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления при поступлении, дан в разделе IV Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 года № 442. Согласно указанному нормативному акту, предоставление документа воинского учёта может осуществляться лицами, проходившими военную службу по призыву и уволенными с военной службы, имеющими право в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.
  • Получению или замене паспорта гражданина РФ. Пункты 34.5., 35.4. Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утверждённого Приказом ФМС России от 7 декабря 2009 года № 339, обязывает граждан, имеющих военный билет, представить его в соответствующий орган или подразделение Федеральной миграционной службы России, но не обязывает делать это лиц, не имеющих военного билета. Требование о предоставлении удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Административным регламентом не заявляется.
  • Получению так называемого загранпаспорта. Согласно п. 34 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учёту, утверждённого Приказом ФМС России от 3 февраля 2010 года № 26, проживающие на территории РФ лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют в соответствующие подразделения ФМС либо военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву, либо справку военного комиссариата по месту жительства.

При этом документ воинского учёта необходим при поступлении на работу по трудовому договору – военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса).

Призывники, согласно ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны:

Данный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

По мнению автора, первоначальная постановка на воинский учёт не имеет практического смысла и является рудиментом законодательства. Представляется, что в ходе эволюции отечественной правовой системы этот пережиток прошлого будет изъят из законодательства.

Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Защита прав призывника. Издание 10-е, переработанное. – СПб, 2002, с. 61, с. 63.

Указанные сроки были установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825. Ранее действовавшая редакция Правил… обязывала гражданина обращаться в орган регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня прибытия к месту временного проживания. Таким образом, законодательно закреплено право гражданина на проживание в помещении, не являющимся местом постоянного проживания, без регистрации по месту пребывания в течение 90 дней