Воздействие государства на право. Роль государства в формировании и функционировании муниципальной собственности Роль государства в формировании системы права

Необходимо разграничивать два близко стоящих друг к дру­гу, но не тождественных понятия «исламское право» и «правовая система исламских государств». Исламское право является, как уже отмечалось, правом исламской общины, т.е. соблюдение его норм рассчитано на людей, исповедующих ислам, независимо от места проживания. Правовые системы исламских государств носят территориальный характер. Нормы, содержащиеся в пра­вовых системах национального права, рассчитаны на всех граж­дан, проживающих на территории исламского государства неза­висимо от религиозной принадлежности.

Ни в одной национальной правовой системе исламских госу­дарств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.

Для правовых систем современных исламских государств ха­рактерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, - норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем, что позволяет при­способить правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-полити­ческой среде. Более того, в настоящее время наблюдается тен­денция расширения и усиления дуализма, что объясняется многи­ми обстоятельствами, среди которых можно назвать, во-первых, усложнение социально-экономических, политических отношений в общественной жизни, которые уже не могут регулироваться только религиозными нормами и догмами; во-вторых, развиваю­щееся международное сотрудничество.

Направления действия исламского права и правовых систем исламских государств различны. Сложно провести четкую грань между сферами их действия. Как правило, нормы исламскогоправа охватывают преимущественно отношения личного статуса, но могут и выходить за эти рамки, включая гражданские, консти­туционные, административные и уголовные отношения. После­днее характерно для стран Аравийского полуострова.

Вместе с тем, классическое исламское право по-прежнему является определяющим в функционировании правовых систем исламских государств. Это проявляется в следующем.

Конституционно закреплено признание ислама в качестве государственной религии. Одним из таких конституционных положений, существующих в 28 государствах, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией. Такие по­ложения содержатся в конституциях Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Катара, Пакистана и т.д. Так, со­гласно Конституции Афганистана 2004 г. ислам имеет статус официальной государственной религии. Также закрепляется нор­ма о том, что не может быть принят ни один закон, противоре­чащий священной религии ислама.



Функционирует исламский институт шуры - совещательности, в рамках которого соизмеряется деятельность государства с основополагающими принципами исламского права. Институт шуры предоставляет народу возможность участвовать в выработ­ке важнейших государственных решений. С юридической точки зрения решение шуры может и не нести обязательного характе­ра, однако ни один правитель, как показывает практика, не игно­рирует их в силу ее религиозного и общественного авторитета.

Исходя из элементного состава понятия правовой системы, можно обнаружить влияние классического исламского права на все составляющие структуры правовой системы исламских го­сударств, хотя и проявляется это в разной степени. Классическое исламское право определяет правовой менталитет, правовое со­знание, правовую культуру и правореализацию в этих государ­ствах. Оно играет определяющую роль в формировании не только содержательных элементов правовой системы, но и формальных.

В качестве содержательных элементов необходимо рассматривать, прежде всего, правовую идеологию, под которой подразумеваются основополагающие принципы, определяющие все сферы правовой реальности в обществе. Правовая идеология, господствующая в исламских государствах, носит сугубо религиозный характер, поскольку берет свое начало, прежде всего, в основополагающих источниках исламской религии и исламского права - Коране и сунне, а также она была сформулирована в ходе доктринальной разработки исламского права.



Рассматривая динамику соотношения классического исламско­го права и правовых систем исламских государств, целесообраз­но, в зависимости от степени влияния классического исламского права на формирование и функционирование правовых систем вышеуказанных государств, привести следующую классифика­цию правовых систем современных исламских государств.

Первая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование право­вых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического исламского права, оказывающего глубокое влия­ние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодатель­ство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан, где претворяется в жизнь главное требование исламской концепции права, т. е. полное соответ­ствие всех действующих норм, всех отраслей права основопола­гающим принципам классического исламского права.

Правовые системы современных исламских государств, входя­щие во вторую группу, характеризуются более умеренным подхо­дом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это пра­вовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Рес­публика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней. Исламское право здесь не имеет такой сферы действия, как, например, в Саудовской Аравии и Иране, но все же продолжает играть существенную роль, а в последние десятилетия даже наблюдается тенденция к его расширению.

Наибольшее влияние принципы и нормы исламского права оказы­вают на конституционные нормы, на структуру и деятельность государственного механизма этих государств. Так, в Ливии в 1977 г. Коран был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию.

Для третьей группы исламских государств характерно ограни­ченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функциониро­вания этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганиста­на и др. Ислам всегда являлся важной частью официальной иде­ологии этих государств, но не был фактором, определяющим общественно-политическую жизнь.

Четвертая группа правовых систем исламских государств от­ражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наибо­лее характерно это проявляется в таких государствах, как Тур­ция, Тунис и Марокко.

Необходимо отметить, в правовых системах постсоветских государств с мусульманским населением исламское право носит декларативный характер и реально не влияет на функционирова­ние этих правовых систем. Иными словами, исламское право не играет какой-либо значительной роли в общественно-политичес­кой и государственно-правовой жизни этих государств. Однако подавляющее большинство населения этих государств исповеду­ет ислам, а исламское право, как право исламской общины, мо­жет регулировать различные стороны жизнедеятельности му­сульман, преимущественно, сферы их личного статуса. Это госу­дарства Средней Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан и Азербайджан.

Заслуживает особого внимания характер взаимоотношений исламского права и правовых систем «неисламских» госу­дарств, где мусульмане составляют меньшинство населения. Ис­ламское право в этих государствах входит в структуру их право­вой системы и регулирует сферы личного статуса мусульман. Этоотносится к правовым системам таких государств, как Индия, Танзания, Мали, Чад, Филиппины, Нигерия и др.

Например, в Индии некоторые вопросы семейно-правовых отно­шений регулируются нормами исламского права. Законы, принятые в 1937 и 1939 гг. еще в колониальной Индии, регулируют брачно­семейные отношения мусульман, проживающих в этой стране.

Таким образом, влияние исламского права на правовые систе­мы исламских государств проявляется в каждом исламском госу­дарстве по-разному, в зависимости от исторических закономер­ностей развития данного государства, культурных особенностей людей, населяющих его, и от его геополитического расположе­ния.


Необходимо разграничивать два близко стоящих друг к другу, но не тождественных понятия «исламское право» и «правовая система исламских государств». Исламское право является, как уже отмечалось, правом исламской общины, т.е. соблюдение его норм рассчитано на людей, исповедующих ислам, независимо от места проживания. Правовые системы исламских государств носят территориальный характер. Нормы, содержащиеся в правовых системах национального права, рассчитаны на всех граждан, проживающих на территории исламского государства независимо от религиозной принадлежности.
Ни в одной национальной правовой системе исламских государств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.
Для правовых систем современных исламских государств характерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, - норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем, что позволяет приспособить правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-политической среде. Более того, в настоящее время наблюдается тенденция расширения и усиления дуализма, что объясняется многими обстоятельствами, среди которых можно назвать, во-первых, усложнение социально-экономических, политических отношений в общественной жизни, которые уже не могут регулироваться только религиозными нормами и догмами; во-вторых, развивающееся международное сотрудничество.
Направления действия исламского права и правовых систем исламских государств различны. Сложно провести четкую грань между сферами их действия. Как правило, нормы исламского

права охватывают преимущественно отношения личного статуса, но могут и выходить за эти рамки, включая гражданские, конституционные, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова.
Вместе с тем, классическое исламское право по-прежнему является определяющим в функционировании правовых систем исламских государств. Это проявляется в следующем.
Конституционно закреплено признание ислама в качестве государственной религии. Одним из таких конституционных положений, существующих в 28 государствах, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим правовой основой такого влияния, является признание ислама государственной религией. Такие положения содержатся в конституциях Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Туниса, Катара, Пакистана и т.д. Так, согласно Конституции Афганистана 2004 г. ислам имеет статус официальной государственной религии. Также закрепляется норма о том, что не может быть принят ни один закон, противоречащий священной религии ислама1.
Функционирует исламский институт шуры - совещательнос- ти, в рамках которого соизмеряется деятельность государства с основополагающими принципами исламского права. Институт шуры предоставляет народу возможность участвовать в выработке важнейших государственных решений. С юридической точки зрения решение шуры может и не нести обязательного характера, однако ни один правитель, как показывает практика, не игнорирует их в силу ее религиозного и общественного авторитета.
Исходя из элементного состава понятия правЬвой системы, можно обнаружить влияние классического исламского права на все составляющие структуры правовой системы исламских государств, хотя и проявляется это в разной степени. Классическое исламское право определяет правовой менталитет, правовое сознание, правовую культуру и правореализацию в этих государствах. Оно играет определяющую роль в формировании не только содержательных элементов правовой системы, но и формальных.

В качестве содержательных элементов необходимо рассматривать, прежде всего, правовую идеологию, под которой подразумеваются основополагающие принципы, определяющие все сферы правовой реальности в обществе. Правовая идеология, господствующая в исламских государствах, носит сугубо религиозный характер, поскольку берет свое начало, прежде всего, в основополагающих источниках исламской религии и исламского права - Коране и сунне, а также она была сформулирована в ходе доктринальной разработки исламского права.
Рассматривая динамику соотношения классического исламского права и правовых систем исламских государств, целесообразно, в зависимости от степени влияния классического исламского права на формирование и функционирование правовых систем вышеуказанных государств, привести следующую классификацию правовых систем современных исламских государств.
Первая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование правовых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического.исламского права, оказывающего глубокое влияние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодательство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан, где претворяется в жизнь главное требование исламской концепции права, т. е. полное соответствие всех действующих норм, всех отраслей права основополагающим принципам классического исламского права.
Правовые системы современных исламских государств, входящие во вторую группу, характеризуются более умеренным подходом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это правовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Республика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней. Исламское право здесь не имеет такой сферы действия, как, например, в Саудовской Аравии и Иране, но все же продолжает играть существенную роль, а в последние десятилетия даже наблюдается тенденция к его расширению.

Наибольшее влияние принципы и нормы исламского права оказывают на конституционные нормы, на структуру и деятельность государственного механизма этих государств. Так, в Ливии в 1977 г. Коран был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию.
Для третьей группы исламских государств характерно ограниченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функционирования этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганистана и др. Ислам всегда являлся важной частью официальной идеологии этих государств, но не был фактором, определяющим общественно-политическую жизнь.
Четвертая группа правовых систем исламских государств отражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наиболее характерно это проявляется в таких государствах, как Турция, Тунис и Марокко1.
Необходимо отметить, в правовых системах постсоветских государств с мусульманским населением исламское право носит декларативный характер и реально не влияет на функционирование этих правовых систем. Иными словами, исламское право не играет какой-либо значительной роли в общественно-политической и государственно-правовой жизни этих государств. Однако подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман, преимущественно, сферы их личного статуса. Это государства Средней Азии Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан и Азербайджан.
Заслуживает особого внимания характер взаимоотношений исламского права и правовых систем «неисламских» государств, где мусульмане составляют меньшинство населения. Исламское право в этих государствах входит в структуру их правовой системы и регулирует сферы личного статуса мусульман. Это

относится к правовым системам таких государств, как Индия, Танзания, Мали, Чад, Филиппины, Нигерия и др.
Например, в Индии некоторые вопросы семейно-правовых отношений регулируются нормами исламского права. Законы, принятые в 1937 и 1939 гг. еще в колониальной Индии, регулируют брачносемейные отношения мусульман, проживающих в этой стране.
Таким образом, влияние исламского права на правовые системы исламских государств проявляется в каждом исламском государстве по-разному, в зависимости от исторических закономерностей развития данного государства, культурных особенностей людей, населяющих его, и от его геополитического расположения.

Еще по теме Роль исламского права в формировании и функционировании правовых систем исламских государств:

  1. ЧЕЛОВЕК В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ
  2. 1. История узбекского права: плюрализм юридических традиций
  3. Изменение соотношения международного и национального права – действительно показательная примета глобализации и проявитель ее подлинных целей

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право и использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Если рассматривать право как инструмент государства, нужно заметить, что государство также является инструментом права.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Государство в большей степени завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы, оно создает право ни институциональном уровне .

Государство вмешивается в правообразование, но на разных стадиях.

- В правотворческой деятельности . Государство с учетом объективных закономерностей и потребностей общества определяет потребность в юридической регламентации общественных отношений, учреждает нормы права.

-В придании общеобязательности, санкционировании уже сложившихся правил поведения (обычное, прецедентное право).

- В санкционировании государством норм , которые не имеют прямого государственного характера. Например, мусульманское право санкционировало те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной.

В развитии системы права. Перед государством стоят следующие задачи:

а) обеспечить приоритетную роль закона в системе законодательства;

б) способствовать развитию иных источников (нормативного договора, обычного права);

в) обеспечить праву взаимосвязь между собой (системность);

г) государство «управляет» правом: придает запретительный, дозволительный характер; определяет пределы присутствия права в публичной и частной сферах.

Государство оказывает значительное влияние на выбор типов, методов правового регулирования, средств обеспечения правомерного поведения.

- Значима роль государства и в реализации права. Назначение государства проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами в целях удовлетворения интересов и потребностей.

- Государство обеспечивает охрану права . Государственное принуждение является гарантией, которой подкрепляется право. Сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочняется правопорядок.

- Государство превращает право в официальную идеологию . Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право, которые обусловлены регулятивным потенциалом права, возможностями государства обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Переоценка возможностей государства введет к снижению социальной ценности права.

Воздействие права на государство

Государство нуждается в праве не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

1. во внутренней организации государства;

2. в его деятельности.

1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляются форма государства, устройство гос. аппарата , компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против узурпации власти одной из её ветвей.

С помощью права определяется место, роль, функции частей гос. механизма , их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства право закрепляет, распределяет компетенцию между федерацией и её субъектами, их органами. Неупорядоченность связей может подорвать целостность государства и повлиять на состояние правопорядка. Напротив, строгая регламентация же является гарантией от произвола федерального центра, а также, от сепаратизма субъектов.

Государство для стабильного и гармоничного существования не может помимо права осуществлять свою деятельность. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

а) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с обществом, личностью. Государство воздействует на граждан с помощью права и наоборот. Отсутствие права здесь может послужить ущемлению личности. Таким образом, качество права зависит от возможности обеспечить свободу личности.

б) Право легализует деятельность государства , её охранительные и принудительные меры.

в) Посредством права определятся границы деятельности государства , вмешательства в частную жизнь граждан.

г) Право влияет на государство путем закрепления специфических интересов наций и народностей.

д) Право создает юридические гарантии ответственности государства перед населением.

е) Право – это средство взаимодействия государства с другими государствами.

Право и экономика.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Экономика – система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.

Уровни решения проблемы соотношения права и экономики:

Общетеоретический уровень – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия независимо от их типов и характеров. Выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции, решение вопроса о приоритете.

Подходы :

-Приоритет государству

-Приоритет экономике – «марксизм», «экономический материализм»

Положительные стороны:

Практика подтвердила, что экономическое развитие определяет основные тенденции и направления политического развития общества, а не наоборот.

Обратила внимание на экономический фактор исторического развития.

Отрицательные стороны:

Процесс взаимосвязи экономики и государства нельзя рассматривать упрощенно, прямолинейно. Обратное воздействие государства на экономику играет большую роль.

-Паритет между государством и экономикой

Практический (прикладной) уровень обобщение и использование отечественного и зарубежного опытадля определения оптимальных путей и форм взаимодействия права и экономики. Исходные положения:

Соотношение нужно прослеживать не только в сфере экономики и политики, но и в других сферах (социальной, идеологической, …)

Вопрос необходимо рассматривать применительно к различным историческим условиям (для России наиболее полезным будет США, Великобритании, Японии)

Соотношение носит двухсторонний характер , но ведущее значение в конченом итоге принадлежит экономике .

Для практических целей полезна классификация в зависимости от степени развития в странах рыночной структуры .

Можно выделить три группы:

1. Системы в которых полностью (почти полностью) отсутствуют рыночные элементы :

Доминирование гос. формы собственности

Жесткая привязанность государства к экономике (=>утрата динамизма, инициативы и эффективности, хороша только в чрезвычайных ситуациях)

Чрезмерная централизация экономических рычагов в руках государства => разбухание аппарата, бюрократизм, непрофессионализм.

плановый характер экономики , план приобретает характер НПА (=> ответственность за невыполнение – юридическая)

отсутствие автономности экономических структур , необходимой для их нормального функционирования

императивные отношения между государством и другими субъектами

2. Переходные системы (с зарождающимися рыночными институтами) : (РФ)

Постепенное изменение характера взаимоотношения гос. органов и экономических структур в сторону партнерских

утрата монополии государства и гос. собственностинад экономикой и иными формами собственности

изменение методов гос. воздействия на экономические отношения

вытеснение адм. методов руководства и рычагов воздействия на экономику финансовыми и им подобными средствами

Резкий отход правительственных структур от плановости и развития экономики и неизбежное возникновение при этом неупорядоченности (хаотичности)

усиление роли налогов и налоговой полиции как гос. средства финансового воздействия гос. структур на общество и экономические структуры

Быстрое возрастание значения финансового, коммерческого, гражданского, банковского и иных отраслей права , непосредственно связанных с развитием экономики

Несмотря на сужение роли государства (права), его значение не должно снижаться. Государство не может и не должно отказываться от регулятивных средств воздействия на экономику, от управления процессом перехода от нерыночных к рыночным отношениям.

Основные направления деятельности государства:

Выработка внутренней и внешней экономической политики

правовое обеспечение возникающих рыночных отношений

Определение круга и правового статуса субъектов экономических отношений

Выработка социальной политики и действенных средств защиты экономических и иных интересов населения

Запрещение и пресечение нарушающих закон средств ведения хозяйства

Создание наиболее благоприятных условий для развития отечественногопроизводства , защита его от недобросовестной конкуренции и протекция его от вытеснения более развитым зарубежным капиталом

регламентация порядка разрешения возникающих в сфере экономики споров и установление юр. ответственности за нарушение законодательства.

3. Системы с высокоразвитой рыночной экономикой .

Установление преимущественно партнерских отношений между гос. и рыночными структурами

минимальное вмешательство государства в экономику , уровень которого для каждой страны является как правило различным

Органичное сочетание адм.-правовых с финансовыми и иными «либеральными» средствами воздействия государства на экономические отношения.

Сосредоточение в руках государства лишь минимально необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств

полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем

доминирование частной собственности над гос. и всеми другими формами собственности

Данные явления необходимо рассматривать как содержание и форму, где содержание – экономика а право - форма.

Закономерности:

1. Право, в конечном счете, определяется существующими экономическими отношениями. Причина – частная собственность.

2. Право в свою очередь может влиять на свое содержание. То есть на экономические процессы. Может способствовать развитию экономических процессов, и может тормозить развитие экономических отношений. Может оказывать комбинированное влияние.

Вопрос о влиянии государства через право на экономику. Должно ли государство вмешиваться? Существует ряд теорий, которые были апробирована на практике:

- теория государственного регулирования экономики . Классическая экономическая теория. Эта теория была создана на стадии раннего капитализма и действовала до времен великой экономической депрессии. Постулату этой теории сводились к тому, что государство это ночной сторож собственности. Однако данная теория в последствии была подвергнута сомнению и отвергнута на практике. Эту теория сменила концепция кейнсианства.

- кейнсианская теория Дж. Кейнс. Центральные положения этой теории заключаются в том, что макроравновесие экономики может быть достигнуто только сочетанием саморегулирования и государственного регулирования. По мнению Дж. Кейнса государство должно осуществлять регулирование экономики как уже при свержении, нарушении равновесия рынка, так и для предупреждения, блокирования равновесия. Наиболее целесообразно использование данной теории является в экономико-переходный период.

- монетаристская экономическая теория Фридман. Ограниченное вмешательство государство в экономику. В соответствии с этим подходом задачей государства – восстановление баланса денежной массы, находящейся в обращении суммарной стоимостью товарной массы. Данная теория наиболее приемлема для стабильной экономики.

Закрепление равноправия форм собственности. Определение круга субъектов рыночных отношений. Продуманная налоговая политика. Формирование правовых механизмов, для разрешения конфликтов в сфере экономики. Установление юридических санкций за экономические преступления. Правовое обеспечение распределения и перераспределения между различными социальными слоями общества через бюджет и специальные социальные программы.

Эти теории считают, что конкурентная рыночная экономика должна функционировать под воздействием государства, однако границы вмешательства в экономику должны определять по-разному.

Право и политика.

Политика (Парфенов):

а) отношения по поводу завоевания, использования и удержания власти; борьба за власть.

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определение основных направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определенных теорий, взглядов.

Политика возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Неурегулированная политическая борьба могла бы взорвать общество, как форму социального бытия. Поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право).

Государство – центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества, оно призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики. Государство – наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

1. внутри-организационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;

2. меж-институциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления;

3. отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений:

1. программные документы и декларации;

2. межпартийные соглашения;

3. общенациональные государственно-властные решения.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально-политического объединения. Для управления всем обществом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право.

Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Без права, политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. В праве определяется только та её часть, которая нуждается в общеобязательной форме и государственной охране. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока система эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государство в соответствии с его природой.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные закономерности функционирования данной политико-правовой системы. Политика, таким образом, становится инструментом перевода объективных общественных потребностей в практику деятельности больших социальных групп и государства.

Право используется для:

1. закрепления политической власти и её структурной организации;

2. политического (по сути своей) руководства хозяйственной, экономической жизнью страны, организации и регулирования производственной деятельности;

3. установления порядка распределения и обмена продуктами труда, ценообразования, формирования и распределения национального дохода;

4. регулирования социально-политических и национальных отношений между различными социальными группами;

5. борьбы с негативными явлениями в общественной жизни, преступностью;

6. упорядочения внешнеполитических отношений.

Следует отметить, что законодатель не должен допускать чрезмерности правового регулирования, преувеличивать возможности права. Это вытекает из неграмотности законодателя, который, не взвешивая возможности других социальных регуляторов, не выявив объективные причины неэффективности действующих норм, принимает все новые и новые нормы. Избыточность приобретает 2 формы:

1. по количеству – правовые акты противоречат друг другу;

Общность политики и права

1. Единые причины и источники формирования, единые назначение и цель регулятивного обеспечения стабильности существования и развития социальной системы. И политика и право – это реакция общества на неравенство людей. Само неравенство является естественным. Однако по достижении критической массы социальное неравенство становится препятствием её нормальному, стабильному функционированию.

2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия, демографические процессы) и социальных (экономических, исторических, идеологических, национально-культурных) факторов объективного и субъективного порядка. В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Не все их них действуют непосредственно и управляемы.

Проявление общности политики и права предопределяется национальной культурой. Решения, не учитывающие культурные особенности, могут быть не восприняты обществом, а при реализации не исполнены.

3. Политика и право являются нормативными регуляторами , устанавливающими правила поведения через определение прав и обязанностей.

Различия политики и права

1. В целевой направленности действий их участников .

Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право направлено на справедливое удовлетворение интересов различных субъектов. Политика идет от общества к государству, право – наоборот.

2. По субъектам, формирующим их содержание .

Политика вырабатывается в процессе деятельности больших социально-организованных групп (классы, нации и т.п.), которые способны представить свои интересы в качестве всеобщих. Право формируется системой представительных и исполнительных органов государства, и реже, населением непосредственно на референдуме.

Состав политики более разнообразен. Ученые не пришли к согласию по поводу состава элементов:

а) отношения между классами по поводу власти в обществе;

б) совокупность классовых отношений, политическое сознание, нормы и даже политические организации и учреждения (субъекты);

в) политическая идеология, нормы, отношения и деятельность по поводу овладения и использования политической власти (м.б. автономными) (Матузов, Малько).

4. По сфере правовой и политической деятельности .

Политика, так или иначе, затрагивает все сферы человеческой жизни, включая мораль, религию и литературу. Объектом политики становится все, что приобретает большой общественный интерес.

5. По способности быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах . Политика более подвижна и это вызвано непосредственной связью с экономикой, культурой и другими общественно значимыми сферами. Право же отличается консерватизмом.

6. По формам внешнего выражения .

Политика:

· идеологические концепции;

· выступления политиков;

· политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки);

· политические документы (декларации, программы);

· документы политико-юридического свойства.

Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются документальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил поведения, непосредственной связью с государством.

7. По формам и методам обеспечения реализации решений .

Политика обеспечивается силой и возможностями политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего государственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возможностей общества.

Соотношение права и морали.

Мораль – это важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, представлений, убеждений и норм поведения, основанных на таких категориях как добро и зло, справедливость и несправедливость. Нравственность – свойство человека быть моральным, способность руководствоваться нормами морали.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и обладают свойством нормативности;

2) право и мораль преследуют одни и те же задачи и цели – защита прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям;

4) определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

Отличительные особенности.

1. по субъектам и способам их формирования, (нормо)творчества. Правовые нормы санкционируются (отменяются, изменяются, дополняются) государством, а моральные (неофициальный характер) – в процессе практической деятельности людей.

2. по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им же и обеспечивается, охраняется и защищается. Нормы носят общеобязательный характер. Право использует методы принуждения, убеждения, воспитания, профилактики. Мораль опирается на силу общественного мнения (порицание), а также путем самоограничения человека.

3. по форме их выражения. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, возникают и существуют в сознании людей. Их появление не связано с волей законодателя.

4. по характеру и порядку применяемой ответственности за нарушения. Противоправные действия влекут юридическую ответственность (наказание, применяются средства принуждения). При нарушении норм морали наказание выражается в том, что нарушитель подвергается мерам общественного воздействия (выговор, замечание).

5. по уровню требований , предъявляемых к поведению человека. Этот уровень выше у морали (требования выше). Мораль – долг, внутреннее побуждение, совесть.

6. по времени появления . Право возникает вместе с государством, мораль существовала еще при общинной организации общества. Право отмирает вместе с государством, а мораль – нет.

7. по конкретизации требований . Толкование норм морали может быть достаточно широким.

Взаимодействие права и морали:

1. Активно влияя на мораль, право претворяет мораль в жизнь при помощи регуляции, защиты, дозволения и т.п. Мораль влияет на правотворчество и правоприменение, приближая право к желаемому, повышает его эффективность и авторитет.

2. Взаимно дополняют друг друга, как внешний и внутренний регулятор поведения людей. Существуют области, в которых они осуществляют регулирование совместно, - морально-правовое воздействие – и такое взаимное дополнение повышает эффективность регулирования.

Глава 5. Соотношение права и государства.

Глава 4. Государство и право в политической и правовой системе общества

Глава 3. Историко - материалистическая (марксистская) теория возникновения государства и права.

Глава 2. Происхождение государства и права.

2.1. Характеристика теорий происхождения государства и права.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой деятельности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. В мире существует множество различных теорий, объясняющий процесс возникновения и развития государства и права. Рассмотрим некоторые теории наиболее распространенные и известные:

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительную роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права.

Ее представителями были многие религиозные деятели, широко известно в просвещенном мире учение богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274) Основной смысл, данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти (не от бога). Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождения и поныне.

2. Патриархальная теория происхождения государства и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель (З век до н.э.). Среди сторонников данной теории выделяются англичанин Филлер (17 в.) и русский исследователь Михайловский (19 в.). Патриархальная теория исходит из того, что государство, происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием "абсолютной" "отеческой" власти монарха.

3. Договорная теория рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивалась в 5-6 веках до нашей эры в Древней Греции (Гиппий- 460-400 гг. до н.э.). Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства. По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В 7-8 вв она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной теории в этот период развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза. В Англии -Томас Гоббс и Локк. Во Франции - Жак-Жак Руссо. В России - Радищев. Основатели и продолжатели договорной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В основу государства и права, вместо божьего провидения, они положили волю людей. В их представлении власть монарха является производной не от бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушают заключенный" между ними и гражданами договор.



4. Теория насилия . Эта теория также возникла в Х1Х_в. Ее представителями были лидер 2 Интернационала К. Каутский (1854-1938), немецкий философ Ф.Дюринг (1833-1921), австрийский государствовед Л.Гумплович (1838 -1909) и др. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Именно насилие - борьба, столкновение враждебных племен, войны, грубое превосходство силы - "вот родители и повивальная бабка государства", - считал Л. Гумплович. Только насилие, по его мнению, способно привести, и приводит к образованию таких "противоположных элементов государства", как рабовладельцы и рабы, властвующие и подвластные, победители и побежденные. Государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX веке. Её наиболее крупный представитель - русский правовед Л. Петражицкий (1867-1931). Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психическими переживаниями и потребностями людей. Какие же это переживания и потребности? Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как инертную массу, ищущую подчинения.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя, развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расу, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Один из основателей расовой теории француз Ж.Гобино (1816 - 1882 г.). В фашистской Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Расовая теория государства и права повлекла за собой чудовищную практику " узаконенного " уничтожения целых народов.

Данная теория возникла во второй половине XIX века_и связана с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право на смену обычаям. И происходит" это не в Ъилу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях. Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия, и появление торговли и обмена (класса купцов) привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный продукт присваивался.

В обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал использоваться не только труд военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий, расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим статусом - устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Расслоение общества ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.

В новых общественно - экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения, и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. "Родовой строй" -писал Ф.Энгельс в работе " Происхождение семьи, частной собственности и государства" - отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы. Он был заменен государством. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично - путем полного вытеснения последних.

Марксистская теория выделяет три основные формы возникновения государства - афинскую, римскую германскую.

Афинская - классическая форма (самая чистая) - государство возникает непосредственно и преимущественно из развивающихся внутри общества.

Римская – родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав, плебсом. Победа плебса взрывает строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская - государство возникает как результат завоевания обширных территорий, для господства над которыми родовой строй не имеет никаких средств.

Таким образом, государство не навязывается обществу извне, оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно развивается и совершенствуется.

Будучи неразрывно связанным с государством, право в силу тех же причин появляется в мире и изменяется под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение изменилось с появлением противоречащих друг другу интересов. Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право. Правовые нормы устанавливались актами князей, королей или уполномоченными чиновниками. Правящая верхушка всегда стремилась закрепить в этих актах свои имущественные и иные интересы, усилить с помощью зарождающего права свою власть. Так в хорошо известных "Институциях" римского юриста Гая (II в н. э.) прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами: "Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди - или свободные, или рабы".

Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства, наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное закрепление власти господствующих классов имели место не только у римского народа. В этом заключается одна из важнейших отличительных особенностей права от регулировавших общественные отношения в условиях первобытного строя неправовых обычаев.

4.1. Государство и право в политической системе общества.

Государство и право неразрывно связано не только с обществом, но и с политической системой общества. Согласно сложившемуся в научной литературе представлению политическая система общества понимается как совокупность государственных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы:

Собственно - политические, к их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой. Цель их создания и функционирования заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь!

Решающую роль в политической системе общества всегда играло и продолжает играть государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках господствующего класса, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества. Все остальные звенья политической системы - политические партии и общественные организации - могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и исчезать.

Несобственно-политические объединения. К ним относятся организации, которые возникают в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные, кооперативные, молодежные, религиозные и иные организации. Они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть, но их деятельность оказывает влияние на деятельность правительства.

Следующую группу составляют организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект. Они возникают в силу личных склонностей и интересов. Это объединения спортсменов, туристов, нумизматов и др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных органов.

4.2. Государство в правовой надстройке.

Определяющую роль в развитии общества отводится "базису" (материальным, экономическим отношениям) в марксистском аспекте. Право было " надстройкой", как и мораль, культура и т.д. Стержнем правовой надстройки являются правовые процессы, правовые отношения и правовые акты. К числу производных правовых процессов относятся: процесс конкретизации, толкования, применение, соблюдение, исполнение, использование права. Особо следует назвать процессы систематизации и кодификации права. Правовые процессы, как и их результат, могут быть подвергнуты контролю. Контроль за ними осуществляет государство в лице своих органов. Это самое главное, что характеризует место государства в правовой надстройке. Существуют специальные законы, образующие институт государственного контроля и надзора за правовой реалией. Второй момент, характеризующий место государства в правовой надстройке - это всеобъемлющая охранная деятельность по отношению к правомерным поступкам, отношениям и актам.

Наконец, третий момент связан с деятельностью государства по возложению юридической ответственности на всех тех, кто нарушает правовые акты, незаконно вторгается в правовые интересы. Вместе с тем основная первоначальная роль государства в " правовой надстройке " заключается в том, чтобы в процессе законотворчества отыскать право, надлежащим образом его сформулировать и довести до адресатов соответствующих норм.

5.1. Воздействие государства на право.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Оно опекает право для достижения целей государственной политики. Наиболее ощутимо воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и правореализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Не следует забывать, что причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традиции и пр.

Итак, воздействие государства на право заключается:

1.В осуществлении правотворческой деятельности.

2.В санкционировании государством норм, которые не имеют государственного характера.

3.В обеспечении реализации права.

4.В обеспечении охраны права и господствующих правовых отношений.

Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право.

Несомненно, существуют пределы воздействия государства на право, и прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права в данных социально - экономических и политических условиях.

5.2. Влияние права на государство.

Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве.

Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме.

Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью права определяются роль, место, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества, право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, демократическое современное государство не может вне права осуществлять свою деятельность. Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих роль права в отношении к государству:

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против личности. Отсюда ценность права в том, в какой мере оно обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы, в какой мере государство поставлено на службу человеку.

2. Право узаконивает государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан)

4. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

5. Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Исторический опыт показывает, что отказ государства от использования права всегда имеет серьезные экономические, политические и нравственные последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя. Концепция господства права (правового государства) исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Иначе, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

Возникновение государства — закономерный этап развития человеческого общества , отделяющегося от остального живого мира и переходящего к иным формам совместного проживания по законам возрастания своих потребностей. Удовлетворение новых потребностей осуществлялось посредством активного познания действительности, общественного разделения труда при постоянном объективном обособлении его новых видов, а также опыта, знаний, навыков и умений между отдельными группами людей. Разделение труда породило различные формы социальной неоднородности и неравенства: частную собственность , богатых и бедных. Этого не было в догосударственном обществе, в котором люди могли выжить только сообща, приспосабливаясь к природе и удовлетворяя лишь примитивные потребности, не разделяя индивидуальные и общие интересы, права и обязанности.

Постоянное усложнение социальной системы, какой является общество, привело к необходимости управления ею. Имущественное расслоение, обусловленное накоплением излишков в результате разделения труда, было источником недовольства для бедных и в то же время опасности для богатых, что делало невозможным прежнее совместное существование. Возникла потребность в охране нажитого богатства и новой организации управления обществом.

Таким образом, возникновение государства было обусловлено прежде всего социальными факторами, делением общества на классы богатых и бедных. Однако наряду с ними на формирование государства повлияли и демографические, психологические, географические, внешние факторы. Население росло, племена постепенно переходили от кочевого к оседлому образу жизни. Не менее важными причинами были природный страх человека, стремление защититься от других людей посредством «третьей» силы. Возникновение и развитие государства заметно быстро происходило там, где имелся выход к морям, крупным рекам и проходили торговые пути, в других же районах этот процесс протекал медленнее. Наконец, появилась необходимость защиты от воинствующих соседей, стремившихся удовлетворить свои потребности захватом новых территорий и порабощением местного населения. Там, где такое порабощение происходило, также появлялась потребность в новом управлении обществом.

Гражданство обычно определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане государства исполняют обязанности, предусмотренные его законами. Наличие на территории государства некоторого числа постоянно проживающих людей, не являющихся его гражданами, а также граждан, живущих за пределами территории государства, не означает порывание связи со своим государством, а свидетельствует о предоставлении человеку государством определенных прав и свобод . Устойчивость связи граждан с государством доказывается и тем, что случаи добровольного выхода из гражданства или лишения гражданства очень редки.

Суверенитет. Государство осуществляет свою власть на определенной территории и в отношении проживающего на ней населения. При этом население не подчиняется власти других государств, которые обязаны воздерживаться от действий, нарушающих власть данного государства. Кроме того, в самом государстве никто не может осуществлять власть государства или отдельные его полномочия без специального разрешения. В этом проявляется верховенство власти государства, являющегося неотъемлемой частью его суверенитета. Другой ее частью является независимость государства в межгосударственных отношениях, в решении вопросов международного и мирового значения.

Суверенитет государства может быть принудительно частично ограничен другими государствами в интересах международной безопасности, например для пресечения готовящейся им войны , а также добровольно — по договоренности с другим государством. Если же власть государства на его территории, особенно в области экономики , ограничивается незаконно или в противоречие с нормами международного права , то такое государство утрачивает свой суверенитет и превращается в колонию (придаток) другого государства.

Суверенная власть развитого государства исходит от народа, основывается на его суверенитете в решении коренных вопросов внутренней и внешней политики государства. Формально такой суверенитет провозглашается признанием народа носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Но такой суверенитет будет реальным только в случае, если народ имеет возможность выражать и реализовывать свою волю через референдумы и выборы в органы власти.

Наряду с государственным и народным суверенитетом в государстве может быть признан суверенитет нации. Нация в государстве — часть народа, обычно большая (например, русские в России). Под суверенитетом нации понимается ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет власти государства, народа или нации устанавливается конституцией государства.

Символика. Каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн и столицу, являющиеся его символами, в которых обобщенно отражаются его история , традиции, памятные события, цели развития. Они идентифицируют государство внутри страны и в международных отношениях.

Исходя из признаков государства, его можно кратко определить как организацию управления обществом, имеющую собственный аппарат управления, осуществляющую суверенную власть на определенной территории в отношении проживающего на ней населения.

Форма государства

Монархией называется государство, в котором высшая власть принадлежит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран (Романовы в России) или прийти к власти путем захвата. В дальнейшем власть монарха передается по наследству (преемству).

Монарх не обязан ни с кем обсуждать и согласовывать свои решения и не несет никакой юридической ответственности за свои действия (бездействие). Поскольку у него находится вся основная власть, от него или с его разрешения исходят и общеобязательные правила поведения, называемые правом . Монарх единолично представляет свое государство в межгосударственных отношениях и может распоряжаться его территорией , благами и людьми. Власть монарха освящается церковью. Эти признаки в большей степени относятся к такой разновидности монархии, как абсолютная. Абсолютизм не исключает наличие при монархе органа или органов, имеющих, по сути, совещательные и рекомендательные функции. Выражение «государство — это я» достаточно точно передает самооценку абсолютным монархом своего правления.

Другой разновидностью монархической формы правления является конституционная (ограниченная) монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолютной монархии, поэтому она является более прогрессивной формой правления.

В дуалистических монархиях (Италия, Австрия, Румыния в прошлом) у монарха остается вся полнота исполнительной власти , право формировать правительство , назначать и смещать различных должностных лиц. Он имеет право вето (запрета) на законы и роспуска парламента .

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Швеция) назначенные монархом министры зависят от доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето и в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускать парламент. Решения монарха приобретают силу, если они контрассигнованы (скреплены дополнительной подписью) соответствующего члена правительства. Правовое положение монарха существенно ограничено парламентом, который может решать вопросы о выделении средств на его содержание и давать разрешение на выезд монарха за границу. О парламентарных монархах обычно говорят: «Царствует, но не управляет». В некоторых современных государствах монарх и монархия сохранены в основном как исторические традиции.

В отличие от монархии при республиканской форме правления высшая государственная власть принадлежит периодически избираемому народом представительному органу, осуществляющему законодательную власть . Установлению республики обычно предшествует монархическая форма правления.

Республики подразделяются на аристократические и демократические, парламентарные и президентские.

В аристократических республиках в выборах представительного органа участвуют только привилегированные (богатые и состоятельные) слои населения, что было характерно для прошлого ряда государств. В демократических республиках в выборах представительного органа участвуют все совершеннолетние граждане .

При парламентарных республиках деятельность должностных лиц исполнительной власти (президента , председателя правительства, министров) контролируется парламентом, который имеет право самостоятельно отстранять их от должности за неисполнение законов. Законно избранный и периодически обновляемый парламент, представляющий интересы большинства населения, эффективно противостоит злоупотреблениям и коррумпированности чиновников.

Президентская республика характеризуется тем, что президент признается главой государства и избирается населением непосредственно. Президент имеет широкие полномочия по формированию правительства, руководит вооруженными силами, может распускать парламент и назначать судей, осуществлять собственное нормотворчество. Досрочное смещение президента с должности крайне затруднено.

Форма государственного устройства — это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами. Форма государственного устройства имеет огромное практическое значение, поскольку от нее зачастую зависит реализация и качество прав многих людей.

По форме устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарные государства (например, Италия) отличаются неделимостью территории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Имеющиеся в унитарных государствах административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены самостоятельной государственной властью.

Федерация — это сложное государство, представляющее собой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы власти, решения которых обязательны на территории всей страны, но и органы власти государств, находящихся в ее составе. Последние имеют собственное законодательство по предметам ведения, которых нет у федеральных органов власти. Федерациями провозглашены или являются немало современных государств, в том числе Россия.

Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и государственного устройства, кадрового наполнения государственных органов , международной обстановки, уровня государственно-правовых знаний у населения и других факторов, в юридической литературе выделяют много: демократический, тоталитарный, олигархический, полицейский, авторитарный, фашистский и т. п. Однако все они могут быть объединены в две большие группы: демократический и антидемократический.

Демократический режим, т. е. режим народовластия , имеется в том государстве, где действует законно избранный народом парламент, обладающий необходимой полнотой государственной власти для существенного влияния на положение дел в государстве, реально осуществляются закрепленные в законах права всех граждан, общественные объединения имеют равные условия деятельности, укрепляется экономическое положение, идет бескомпромиссная борьба с любыми правонарушениями . Нынешняя же Россия, хотя и провозглашена демократическим государством (ст. 1 Конституции), лишь в самых минимальных масштабах имеет названные демократические ценности. Все остальные политические режимы при всей их специфике едины в том, что в них эти ценности попираются или отрицаются.

Следует отметить, что определить принадлежность государства к той или иной форме бывает весьма затруднительно. Например, некоторые государства, провозглашая себя республиками, устанавливают такой статус и полномочия главы государства , который в большей степени свойствен монархам. Другие, напротив, продолжая именоваться монархиями, предоставляют подданным широкие права в различных областях жизни, в том числе избирательные права . Ни одна конституция государства не закрепит, что оно является тоталитарным, фашистским или антидемократическим. Поэтому при отнесении конкретного государства к той или иной форме нельзя ограничиться некритическим восприятием его характеристик в конституции или официальной идеологии. Для этого требуется тщательное изучение государственно-правовых установлений и практики их осуществления.

Функции государства

Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм.

Право и корпоративные нормы . Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений , поскольку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов , садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица , подлежат государственной регистрации.

Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов.

Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации.

Право и технические нормы . Принадлежность технических норм к социальным имеет дискуссионный характер. Технические нормы — это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с человеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную значимость. Однако технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды , за нарушение которых установлена юридическая ответственность . Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства.

В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность.

Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером отношений классов и других социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой.

Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должностные лица обязаны принять меры для устранения таких нарушений и привлечения виновных к юридической (а не к «моральной», «политической» и какой-либо иной) ответственности.

Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет признаки права как вида социальных норм.

Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов — отраслей, институтов и норм — каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру.

Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулировании отношений в далеких друг от друга сферах не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо действие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет.

Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан .

Переходный период в обществе — это всегда сложное, противоречивое, нередко кризисное состояние государства и права, связанное и обусловленное критической переоценкой практики их функционирования в прошлом, трудном выборе пути своего дальнейшего развития. Поэтому знание причин и условий (признаков) переходного периода имеет важное практическое значение, поскольку позволяет найти пути выхода из кризисных состояний, плавной трансформации общества, государства и права с минимальными издержками. Поэтому задача общества — не дать кризисным явлениям достичь критической величины, принять необратимый характер, придающий обществу новое качественное состояние и ставящий его на грань гибели. Особенно важно это учитывать в России — стране, в которой любые противоречия и конфликты всегда были особенно острыми.

В настоящее время можно выявить следующие общие признаки, свойственные любому государству и праву общества переходного периода.

Переходный период возникает в результате социальных потрясений в виде революций, войн , неудавшихся радикальных реформ. В зависимости от конкретно-исторических условий той или иной страны формы, темпы и результаты данных социальных явлений весьма различны. Например, любая революция достигает быстрых и радикальных результатов, если ее движущей силой является весь народ, а не отдельная социальная группа. И, напротив, радикальные реформы, не поддерживаемые большинством населения, не могут реализовываться многие десятилетия.

Переходный период возникает в обществах, где имеется массовое неисполнение или нарушение конституции и законов , прежде всего представителями государственной власти . Государство становится неспособно защитить права большинства граждан , а граждане сознательно и безнаказанно уклоняются от исполнения законов.

В переходный период попадает общество, в котором государственная идеология ненадлежащим образом воплощается на практике. В этом случае она неизбежно замещается иными идеями, по которым живет население, нередко противоречащими нормам права.

Переходный период возникает в обществе, в котором имеется сильное расстройство экономических связей, значительное социальное расслоение и нищенское существование значительной части населения. В таких обществах мизерная часть населения купается в роскоши, а большинство работников получает мизерную зарплату, не развито собственное производство материальных благ, плохо снабжаются провинции, уменьшается или деградирует население и т. п. Такое состояние рано или поздно приводит к революциям или гражданским войнам, предвестниками которых являются массовые акции социального протеста (пикеты, митинги, шествия и т. п.).

В государстве и праве переходного периода доминируют деятельность и акты органов исполнительной власти . В таких государствах руководство исполнительной власти имеет широкие полномочия в законотворческой сфере (издание заменяющих законы актов, отклонение законов, роспуск парламента и т. п.). Органы законодательной и судебной власти не имеют эффективных механизмов воздействия на органы исполнительной власти (не могут сместить правительство или министров, привлечь к ответственности высших должностных лиц и т. д.).

Переходный период допускает альтернативное развитие государства и права. Выбор того или иного пути развития определяется многими факторами: характером основной нации в государстве, наличием природных ресурсов, экономическими возможностями, государственной идеологией, состоянием преступности , личными качествами руководителей государства и т. п. Все эти факторы могут оказывать различное влияние на развитие (или регресс) государства и права, время от времени среди них обозначаются доминирующие, но они всегда воздействуют на государство и право только во взаимосвязи.