Все про опричнину. Причины введения опричнины

Опричнина была резким изменением внутриполитического курса от реформ к репрессиям. Историки 19 века искали причины этого поворота в характере царя и его отношениях с ближайшим окружением. Советские историки долго старались представить эти причины как осознанное стремление покончить с боярской аристократией.

Современная трактовка опричнины базируется на том, что это была борьба царя против любых политических противников за утверждение самодержавия.

Скрынников считает ее верхушечным переворотом с целью утверждения неограниченного правления.

Флоря – политический переворот.

Причины опричнины

1. Невозможность реализовать полностью реформы, особенно военную, из-за нехватки земель для раздачи.

2. Политическая ревность царя к ближайшему окружению как помехе его единовластию.

3. Стремление ослабить влияние княжеско-боярской аристократии на государственную политику.

4. Неудачи во внешней политике. В 1564 году стала очевидна неизбежность войны и в Ливонии, и с Крымом.

Так как речь шла о войне православного государства с протестантским и мусульманским, то, возглагая ответственность на другое ведение войны на нерадивых бояр, царь получал возможность обвинять их в измене не только государю, но и всему православному христианству.

Предпосылки опричнины

1. Личность царя.

2. Его убеждение, что верные слуги могут быть только худородными.

3. Его убеждение, что он должен править единовластно.

4. Уверенность царя в том, как наместник бога на земле, он должен спасти души грешных подданных.

5. Состояние войны давало легкую возможность обвинить политических врагов в государственной измене.

Подготовка опричнины

В 1560 году умерла царица Анастасия и начался распад избранной Рады. Адашев попал в опалу. Сильвестр был отправлен в Кириллов монастырь на север.

В 1561 году Иван 4 женился на Марии Темрюковне (кабардинская княжна Кученя).

После этого сыновья от первого брака выделялись в особый двор. В завещании, на всякий случай, был предусмотрен список бояр-опекунов на случай, если княжич Иван унаследует престол ребенком. Во главе семи бояр был князь Мстиславский. Захарьины – родня по матери заняли четыре места в этом списке. Более аристократические роды – Старицкие, Бельские, Шереметьевы, Морозовы и др. обиделись.

В 1562 году некоторым аристократическим фамилиям было запрещено наследовать вотчины без ведома царя, причем женская линия исключалась. Пострадали Воротынские, Суздальские, Шуйские, Ярославские, Стародубские князья. По политическому весу и местническому счету они были выше других служилых князей.

Затем началось обвинение в измене родственников, знакомых и соседей Адашева («Стародубское дело»).

Затем пострадали Шереметьевы. Курбский бежал в Литву.

В 1564 году умер Данила Романович Захарьин, и стало очевидно, что этот род теряет свой политический вес.

Исподволь складывается новое окружение царя.

Место ближайшего советника занял Алексей Басманов-Плещеев, боярин, воевода («силовик»). Его сын Федор стал фаворитом Ивана.

Место духовника Сильвестра сначала занял митрополит Макарий, а потом Афанасий, потакавший царю.

За Басмановым в окружение царя попал обозный воевода Афанасий Вяземский и дворянин Петрок Зайцев. + свойственные бояре-князья Черкасские.

Но Боярская дума недовольна и традиционными способами заставить ее смириться невозможно.

Нужны экстраординарные меры. Отъезд Ивана 4 в декабре 1564 года в Александрову слободу. Его сопровождали дворяне. У него достаточно и детей боярских, и воевод. Накануне столкновения со знатью царь сумел обеспечить себе поддержку ряда бояр и дьяков, членов государева двора. Именно наличие такой поддержки позволило царю занять самостоятельную позицию.

В январе 1565 года послание митрополиту, что он оставил свое государство, так как его изгнали свои же холопы – бояре. Обвинение касалось не только боярской думы. Но всего правящего слоя, так как они поддержали бояр, составляя поручные записи. Обвинение должно было напомнить обществу, что ждет страну, если в нем не окажется царя.

Боярская дума просит царя сложить с них гнев и править государством, как ему «угодно». Горожане боялись, что без царя вельможи могут заставить торговцев и ремесленников все делать даром, чернь на стороне государя.

Ключевский писал, что «Царь как будто выпросил себе у государственного совета полицейскую диктатуру».

Детей боярских было невозможно поднять на войну для защиты прав узкого круга советников государя и высших иерархов. А войн без рядовых не бывает. → ему «годно» потребовать создание опричнины. Элита не была психологически готова к войне с «природным» царем, который недавно венчался на царство и покорил мусульманские царства. Единственный в мире православный царь.

Первоначально речь шла о территории с отдельным управлением. Чуть позже слово будет восприниматься как символ политики.

Московское государство называлось земщиной и оставалось под управлением Боярской думы. Но опричнина ставилась как бы выше земщин.

Взятые царем под управление территории назывались опричниной. Для управления ими он получил неограниченные полномочия. По сути получился удел царя.

Территория

1) дворцовые волости;

2) северные территории с активной торговлей. Вологда, Устюг + течение Северной Двины и выход к Белому морю;

3) центры солеварения. Каргополь, Соль Галицкая, Соль Вычегодская, своего рода соляная монополия;

4) Суздальский, Можайский, Вяземский уезды.

Потом территория расширялась.

Финансы

Налоги с опричных земель + имущество опальных (а у боярина была и в земщине → и их царю).

Опричная Боярская дума

Формально возглавлял брат царицы Михаил Черкасский. Реально распоряжались Басмановы и их друзья.

Введен новый думный чин =- думный дворянин для тех, кто совсем незнатен. В состав думы вошли старомосковские бояре Плещеевы, Колычевы, Бутурлины.

Опричное войско

Набрано из худородных дворян, не знавшихся с боярами. Бояре получали должности не по местническому счету, а по воле царя. Земельные оклады больше, чем в земщине. Не вошедшие в войска государя не могли рассчитывать на сохранение родовой собственности.

Чтобы реально найти земли, их конфисковали у всех, не зачисленных в опричное войско (в том числе и дворян, а не только князей и бояр). Так что дворянское сословие разделили. Опричники сохранили за собой вотчины, расположенные в земских уездах. Их земли освободили от ряда налогов и повинностей.

Именно для конфискации земель и потребовалось столь многочисленное войско (замкнутый круг).

В случае участия опричников в боевых действиях опричные воеводы считались выше земских.

Дисциплина в войске за счет клятвы личной верности царю и возможности для худородных выслужиться.

Войско имеет гарантию безнаказанности в действиях против врагов царя.

Таким образом, опричнина – полноценное государство в государстве.

Земщина

Управляет семибоярщина во главе с И.П. Челядниным (конюший).

Земскую боярскую думу возглавляли князья Бельский и Мстиславский.

Продолжили работу приказы. Несмотря на произведенный раздел, решение всех важных вопросов, касающихся этой территории и всего государства в целом, продолжало оставаться в руках царя.

Опричный террор

1564– 1565 годы

Иван 4 и окружение понимали, что их политика наносит ущерб интересам многих, не пользуется поддержкой широких кругов дворянства и может встретить сопротивление → террор должен был устрашить несогласных и лишить их воли к сопротивлению.

1567– 1570 годы – массовый террор.

Сначала опальную знать ссылали в казанские земли и наделяли их поместьями. Казанские воеводы (!) П.А. Куракин и А.И. Катырев-Ростовский при окладе одна тысяча четвертей пашни получили дачи по 120 четвертей перелога. 12 князей Гагариных получили одно село на всех и т.д.

Больше всех пострадала суздальская знать (все же Москва была городомРостово-Суздальского княжества, а не наоборот).

Указ об опричнине положил начало «великому переселению» землевладельцев всех категорий в старомосковских землях.

В 1566 году часть опальных вернули обратно и даже дали земли, в том числе и родовые (но не все). Царь волен казнить и миловать.

Но компромисс не достигнут. Старомосковское боярство и земское дворянство опасались опалы начало выражать недовольство политикой царя + слухи о заговоре Старицких. Справиться с их оппозицией можно было, только перейдя к массовому террору.

Царь чувствовал себя неуверенно.

Территория опричнины была расширена → войско уже 1,5 тысячи. Строятся новые опричные крепости в Москве напротив Кремля и в Вологде.

О массовом терроре судят, главным образом, по «Синодику» Ивана Грозного. Было уничтожено 3-4 тысячи человек, из них не меньше 700 дворян (без членов семей).

Казнены многие члены земской Боярской думы, возвращенные из ссылки в Казани князья и бояре. Но преобладали нетитулованные жертвы.

В окружении царя появился Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Бельский). Чин думного дворянина в опричнине получил палач Василий Грязной.

После смерти царицы Марии в 1569 году последовала расправа с Черкасскими, Басмановыми, Вяземскими.

В 1570 году опричный погром Новгорода и Пскова в устрашение посадских и пополнение опричной казны. Новгород взят в опричнину.

В Москве была казнена верхушка земщины, в том числе печатник
И. Висковатый, казначей Никита Фуников, главные дьяки приказов (! И бюрократиии досталось).

К концу 1570 года террор исчерпал себя. Верхушка, в том числе и та, которая учреждала опричнину, устранена, чернь запугана.

В новую опричную думу попали молодые выходцы из земских и опальных родов – Шуйский, Трубецкой, Одоевский, Пронские. Реально руководили Скуратов и Грязной. Скуратов погиб на войне в 1572 году.

1571 год – крымские татары сожгли Москву.

Царю пришлось постепенно стирать разницу между управлением опричниной и земщиной. Уравнены земельные оклады. Объединена казна. Все чаще объединенным посылают войско.

Текст указа об отмене опричнины специалистам не известен. Его могло не быть.

Причины свертывания опричнины

1. Новое окружение невозможно создать без земцев (так как в опричнине ее создатели или у власти, или устранены, а других нет).

2. Абсолютная власть царя возросла и он фактически решает дела и в опричнине, и в земщине.

3. Опасение неповиновения тяглого населения, осуждавшего террор.

Последствия опричнины

1. Политические:

1) Стабилизация режима личной власти царя с усилением деспотизма.

2) Ограничение компетенции Боярской думы во внутреннем управлении.

3) Рост политического веса служилой бюрократии (думные дворяне, дьяки).

4) Безусловное объединение вокруг царя всех землевладельцев.

5) Усиление взаимосвязи церкви и царской власти (неугодные церковники тоже жертвы террора).

6) Исключена перспектива консолидации дворянского сословия в борьбе за расширение своих прав.

2. Социальные

1) Сменился персональный, но не социальный состав крупных землевладельцев (бояре и князья остались).

2) Ослаблена боеспособность армии.

3) Окончательно ликвидировано самоуправление посадского населения.

4) Усилилась эксплуатация податного населения и зависимого населения.

3. Экономические

1) Запустение старопашенного центра (уход населения, сокращение запашки)

2) Недоимки по налогам.

3) Неспособность землевладельцев удержать зависимое население (особенно мелкие дворяне).

Глубокий кризис, деморализация общества.

Государственная полярная академия

Кафедра французского языка и литературы

По дисциплине

«Отечественная история»

Опричнина Ивана Грозного: её предпосылки и последствия

Выполнила

студентка 201 группы

Мороз Е.С

Научный руководитель

канд. ист. наук., доц. Портнягина Н.А

Санкт-Петербург 2010г.

Введение

1. Предыстория

1.1.1Рождение Ивана Грозного

1.1.2Детство

1.2. Начало царствования Ивана Грозного

1.3 Внешняя политика

2. Опричнина

2.1 Определение

2.2 Начало опричнины

2.3 Суть опричнины

3. Предпосылки опричнины

4. Последствия опричнины

Исторические источники

Введение

Иван IV(1533-1584) – яркая личность в русской истории, однако мало кто из нас воспринимает его, как человека положительного, а ведь он способствовал развитию своей страны, в частности сделал первые шаги в создании в России сословно-представительной монархии. И что же так омрачило его репутацию?

8. Опричнина: ее причины и последствия.

– Одна из главных причин — политика опричнины. И хотя её нельзя назвать непродуманной, она всё же не была дальновидной. Примечательно что на взгляд современного человека основным качеством этой политики является жестокость. Однако нельзя забывать что она проходила более 5 веков назад и темперамент людей того времени разительно отличался от нынешнего: многие вещи связанные с опричниной являлись совершенно терпимыми для того времени, тем не менее некоторые современники царя были шокированы зверствами проходившими в то время. Так же вызывает удивление, то насколько политика опричнины противоречит тому времени правления Ивана Грозного, когда была создана Избранная Рада и созван Земский Собор. По сравнению с первым периодом правления Ивана IV опричнину никак нельзя назвать политикой работающей на благо жителей государства. И вот уже немало поколений людей задаётся вопросом: В чём причины выбора столь жёсткой политики? Не могла ли она впоследствии стать причиной кризиса поглотившего Россию в конце XVI- начале XVII веков? Несомненно ответы на эти вопросы стоит искать не только в политической ситуации того времени, но и в жизни самого царя. Все эти аспекты будут рассмотрены в данном реферате.

Цель: определить из-за чего Иван Грозный решился ввести опричнину и к чему привала эта политика.

Задачи: проанализировать противоречивые действия царя, проследить становление его характера, понять как личный аспект его жизни влиял на его политическую деятельность, к каким последствиям привели его действия в период опричнины.

1. Предыстория

1.1 Период жизни Ивана IV до коронации

Так как личность и характер царя имеет не малое влияние на его политические действия, стоит обратить внимание на те условия в которых его личность формировалась.

1.1.1 Рождение Ивана Грозного

Иван родился 25 августа 1530 года. Уже в это время появились признаки вырождения царского рода: брат будущего царя родился глухонемым идиотом. «Потомки «старого Игоря», киевского князя варяжского происхождения, в течение семи столетий женились в своем кругу. Московские Рюриковичи выбирали невест из семей тверских, рязанских князей и других Рюриковичей. Иван IV получил от предков тяжелую наследственность.»(2.1) Его сын, Федор, страдал слабоумием, а Дмитрий был поражен с младенческих лет эпилепсией. Возможно предположить что плохая наследственность также могла повлиять на психологическое здоровье Ивана: Вконце жизни в поведении Грозного становятся заметны резко выраженные черты юродства и скоморошества (Д.С. Лихачев). С удивительной легкостью царь Иван переходил в своих писаниях от смирения к гордыне и гневу, унижавшему и уничтожавшему собеседника. Царь не прочь был затеять словесный поединок с жертвой в тот момент, когда палач уже приготовил топор».

1.1.2 Детство

После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трёхлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская, хотя традиции не допускали участия женщин в делах управления, Василий сказал своей жене перед смертью: : «Благословил я сына своего Ивана государством и великим княжением, а тобе есми написал в духовной своей грамоте, как в прежних духовных грамотех отцов наших и прародителей по достоянию, как прежним великим княгиням».

Великая княгиня умерла 3 апреля 1538 г (есть предположения, что она была отравлена). Власть перешла к уцелевшим членам семибоярщины.

1.1.3 Отрочество и юность царя

Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельский. «Будучи членами одной из самых аристократических русских фамилий, Шуйские не пожелали делить власть с теми, кто приобрел влияние благодаря личному расположению Василия III. Раздор между «принцами крови» (так Шуйских называли иностранцы) и старыми советниками Василия III (боярами Юрьевым, Тучковым и думными дьяками) разрешился смутой. Через полгода после смерти правительницы Шуйские захватили ближнего дьяка Федора Мишурина и предали его казни»(2.1).

Поэтому сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие Ивана, способствовали развитию в нём подозрительности, скрытности и жестокости. С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».

Бояре стараясь получить расположение малолетнего царя всячески поощряли его «шалости»: «Воспитывали его потом важные и гордые паны, соревнуясь друг с другом, льстя и угождая ему в его сластолюбии и похоти, — себе и детям своим на беду. А когда начал он подрастать, лет в двенадцать, — что раньше вытворял, все опущу, сообщу лишь это: начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты … вытворять также и многие другие негодные вещи… , а воспитатели льстили ему, позволяя это, расхваливая его, на свою беду научая ребёнка»(1.1) Лет в пятнадцать он уже начал и «людей бросать», всё больше и больше проявляя в себе, развитую боярской лестью, жестокость.

По словам А.М. Курбского (из «истории о великом князе московском»), когда Ивану IV исполнилось семнадцать лет сенаторы стали использовать его в борьбе против неугодных им людей: так был убит «храбрейший стратег» Иван Бельский. Спустя некоторое время уже сам царь «приказал убить другого благородного князя по имени Андрей Шуйский», через два года он убил ещё трёх благородных людей. И только с приходом Сильвестра –«человека в сане священника» буйства Ивана было более или менее усмирено, «сурово заклиная его грозным именем бога и вдобавок открывая ему чудеса и как бы знаменья от бога» поправил Сильвестр «развращёный» нрав царя и наставил его на верный путь. И с ним в «союз» тогда втсупил Алексей Адашев, который был полезен государству.

1.2 Начало царствования Ивана Грозного

В 16 лет Иван впервые высказал желание венчаться на царство, это можно объяснить с двух точек зрения: Скрынников и Костомаров считают, что этому способствовал митрополит Макарий и родня царя по материнской линии, действующие в своих интересах, а историк В. О. Ключевскийпредполагал, что Иван по собственной воле принял такое решение- это в нём говорило ярко выраженное стремление к власти. 16 января 1547 года Иван Васильевич стал полноправным царём.

После периода «боярского правления» Ивану Грозному было необходимо укрепить свою власть. Русское дворянство было особо заинтересованно в проведении реформ, которые были предложены И.С. Пересветовым. Идея сильной царской власти, обуздания боярского самоуправства, опора на «служилых людей»(дворян) были одобрены царём. Была создана Избранная рада, в которую входили А.М. Курбский, А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, М.И. Воротынский, И.М. Висковатый. Она стала играть роль боярской думы.Падение Избранной Рады оценивается историками по-разному. По мнению В.В. Кобрина это было проявлением конфликта двух программ централизации России: путём медленных структурных реформ или стремительно, силовым путём. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, не согласных с его политикой. Таким образом, после1560 г. Иван становится на путь ужесточения власти, который привел его к репрессивным мерам. В Избранной раде был подготовлен ряд преобразований: Земская реформа, Губная реформа, преобразования в армии. В 1549 году был созван первый Земский собор, а 1550 создан новый судебник и т.д.

Однако нрав Ивана Грозного давал о себе знать и в это время. Не прекращались политические преследования, которые стали темой переписки Грозного и Курбского. Курбский жаловался на несправедливость репрессий против бояр, на что царь отвечал, что он наказывает не «доброхотов, а изменников, и что бояре пострадали от него куда меньше чем он от них»(2.2) Царь писал о тех страданиях, которые он перенёс во время своего сиротского детства по вине бояр, описывал свою обиду на Сильвестра и Адашева. Вскоре произошла отставка Адашева, не имеющая объяснений, это послужило причиной желания государя пересмотреть Царскую книгу. Самая большая приписка к тексту этой книги посвящена «рассказу о заговоре бояр и князя Старицкого во время болезни царя в марте 1553 года»(2.2) Практически все участники мятежа были сурово наказаны: Старицкого казнили, а тётку царя(довольно молодую женщину) заточили в монастырь.

Царственная книга: «… и оттоле быть вражда великого государя с князем Володимером Ондреевичем». Нельзя сказать, что излишняя недоверчивость и скрытность Ивана IV была беспочвенной. Возможно зародившись в нём в детстве она постоянно «подпитывалась» последующими заговорами против царской власти: Синодальный список: «… и от того времени быс вражда промеж государя и людей»

Опричнина Ивана Грозного.

Опричнина – это один из периодов в истории России, между 1565 и 1572 годами, обозначенный чрезвычайным террором по отношению к подданным царя Ивана IV. Также этим понятием называли часть страны с особой системой управления, которая была выделена для содержания опричников и царского двора. Само слово древнерусское по происхождению имеет значение «особый».

Опричнина Ивана Грозного предполагала проведение репрессий, конфискацию имущества, принудительные переселения людей. В неё были включены центральные, западные и юго-западные уезды, частично Москва и некоторые северные районы, иногда под опричнину попадали целиком населенные пункты.

Причины появления опричнины.

Причины опричнины до сих пор точно не названы, возможно, это было просто желание царя укрепить власть. Введение опричнины ознаменовалось созданием опричного войска в 1000 человек, которые были поставлены выполнять царские указы, позже их количество увеличилось.

Опричнина как особенность политики государства стала для страны огромным потрясением. Реализуя крайние меры по конфискации имущества феодалов и земель в государственную пользу, опричнина была направлена на централизацию власти и национализацию доходов.

Цели опричнины

Явление было направлено на устранение феодальной раздробленности княжеств и целью его было подорвать независимость боярского сословия. Введенная в 1565 году опричнина стала желанием Ивана IV, уставшего от измен бояр, казнить неверных дворян по своей воле.

Последствия введения опричнины

Опричнина Ивана 4 практически полностью ликвидировала собственников, которые могли бы стать основой гражданского общества в стране. После её проведения народ стал ещё более зависимым от существующей власти и в стране установился абсолютный деспотизм монарха, но в более привилегированном положении оказалось русское дворянство.

Предпосылки и последствия опричнины

Установление опричнины ухудшило положение дел в России, в частности, в экономике. Некоторые деревни были разорены, прекратилась обработка пахотных земель. Разорение дворян повлекло за собой то, что русское воинство, основу которого они составляли, ослабело и это стало причиной проигрыша войны с Ливонией.

Последствия опричнины были таковы, что никто независимо от сословия и положения не мог чувствовать себя в безопасности. Кроме того, в 1572 году войско царя не смогло отразить наступление крымского войска татар на столицу, и Иван Грозный принял решение отменить сложившуюся систему репрессий и наказаний, но по сути она существовала до самой смерти государя.

Второй этап правления Ивана эта введение опричнины в России.

В январе 1565 ᴦ. из подмосковной царской резиденции выехал в Александровскую слободу.

Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями.

Опричнина Ивана Грозного: причины и последствия

В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину.

Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр.

Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделœена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны.

На этих землях посœелились дворяне, входившие в опричное войско.

Опричнина – эта внутренняя политика Ивана Грозного с 1565 – по 1572 года, целью которого являлось укрепление личной власти царя и борьба с боярством.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики.

Из-за постоянных предательств Ивану, он стремился укрепить свою власть. Своей целью он ставит истребление любой измены. В жизни Ивана Грозного был такой период когда он сильно заболел

Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным.

При этом царь отменил опричнину, которая в 1572 ᴦ. была преобразована в государев двор.

Итоги опричнины:

Укрепление личной власти царя

Социальный кризис, сокращение населœения и ухудшения положения народа

Государственный кризис (некоторые земли были около 70 % не обработаны)

Дальнейшие процессы оформления крепостного права. 1581 год – Указ о Заповедных летах.

Опричнина – период в истории России с 1565 года до самой смерти Ивана Грозного, обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.

В 1572 году опричнина фактически прекратилась — войско показало свою неспособность отразить нападение Крымских татар на Москву, после его царь решил её отменить.

Вопрос 19.

Лучшее, что нам дает история,- это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Опричнина Ивана Грозного рассматривается кратко современными историками, но это были события, которые имели большое влияние, как на самого царя и его окружение, так и на всю страну в целом. В ходе проведения опричнины 1565-1572 годов, русский царь старался укрепить собственную власть, авторитет которой был в весьма шатком положении. Связано это было с участившимися случаями измены, а также настроенности большинства бояр против действующего царя. Вылилось же все это в массовые расправы, во много из-за которых царь получил прозвище «Грозны». В целом же опричнина выразилась в том, что часть земель царства была передана в исключительное правление государства. На этих землях не допускалось влияние бояр. Сегодня мы кратко рассмотрим опричнину Ивана Грозного, ее причины, этапы проведения реформы, а также последствия для государства.

Причины опричнины

Иван Грозный остался в историческом взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. Началось все с Казанского похода, из которого Иван Грозный вернулся в 1553 году. Царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу Дмитрию. Бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. Причина тому была очень простая – действующий царь очень болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть.

После выздоровления Иван Грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. Он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги Дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. Но решающие события, которые привели к опричнине, были обусловлены следующим:

  • В 1563 году умирает московский митрополит Макарий. Он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. Макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. Новый митрополит Афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. В результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги.
  • В 1564 году князь Курбский бросил армию и перешел на служение в княжество Литовское. Курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой Литве рассекретил всех русских шпионов. Это был страшный удар по самолюбию русского царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать.

В результате Иван Грозный решил ликвидировать в России независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих помощников и свой двор, свою казну и так далее). Было принято решение создать самодержавие.

Сущность опричнины

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернутьяя, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:

  1. Опричнина - земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
  2. Земщина - земли, которыми продолжали ведать бояре.

Для осуществления этого плана Иван Грозный создал специальный отряд - опричники. Изначально их число составляло 1000 человек. Эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок.

В качестве опричниных земель были выбраны часть территории Москвы, Костромы, Вологды, Можайска и некоторых других городов. Местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. Как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. В результате опричнина решила одну из важнейших задача, которая была поставлена Иваном грозным. Эта задача заключалась в ослаблении экономической мощи отдельных бояр. Это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.

Основные направления опричнины

Такие действия царя были встречены искренним недовольством бояр. Зажиточные семейства, которые прежде активно высказывали свое недовольство деятельностью Ивана Грозного, теперь стали еще активнее вести свою борьбу, для восстановления своей былой мощи. Для противодействия этим силам было создано специальное военное подразделение «опричники». Их основная задача, по распоряжению самого царя, заключалась в том, чтобы «грызть» всех изменников и «выметать» измену из государства. Именно отсюда и пошли те символы, которые непосредственно связаны с опричниками. Каждый из них носил у седла своей лошади собачью голову, а также метлу. Опричники уничтожали или отправляли в ссылку всех людей, которые были заподозрены в измене государству.

В 1566 году проходил очередной земский собор. На нём царю было передано обращение, с просьбой ликвидировать опричнину. В ответ на это Иван Грозный приказал казнить всех, кто был причастен к передаче и к составлению этого документа. Реакция бояр и всех недовольных последовала незамедлительно. Наиболее показательным является решение московского митрополита Афанасия, который сложил с себя духовный сан. На его место был назначен митрополит Филипп Колычев. Этот человек также активно выступал против опричнины и критиковал царя, в результате чего буквально через несколько дней войска Ивана отправили этого человека в ссылку.

Главные удары

Иван Грозный стремился всеми силами укрепить свою власть, власть самодержавца. Он для этого делал все. Именно поэтому главный удар опричнины был направлен на тех людей и те группы людей, которые могли реально претендовать на царский трон:

  • Владимир Старицкий. Это двоюродный брат царя Ивана Грозного, который пользовался большим уважением среди бояр, и который очень часто назывался в качестве человека, который должен принять власть вместо действующего царя. Для устранения этого человека опричники отравили самого Владимира, а также его жену и дочерей. Случилось это в 1569 году.
  • Великий Новгород. Новгород с самого начала становления земли русской имел уникальный и самобытный статус. Это был независимый город, который подчинялся только себе. Иван, понимая, что невозможно укрепить власть самодержавца без усмирения непокорного Новгорода невозможно. В результате в декабре 1569 года царь во главе войска отправляется в поход на этот город.

    Опричнина Ивана Грозного 1565 — 1572 годов

    На своем пути к Новгороду царское войско уничтожает и казнит тысячи людей, которые каким бы то ни было образом выказывали недовольство действиями царя. Данный поход продлился до 1571 года. В результате новгородского похода опричное войско утвердила в городе и в районе власть царя.

Отмена опричнины

В то время, когда опричнина утверждалась походом на Новгород, Иван Грозный получил известие о том, что Девлет-Гирей, крымский хан, с войском совершил набег на Москву и практически полностью зажег город. Из-за того, что практически все войска, которые подчинялись царю, были в Новгороде, противостоять этому набегу было некому. Бояре, отказывались предоставлять свое войско для борьбы с царскими врагами. В результате в 1571 году опричное войско и сам царь были вынуждены вернуться в Москву. Для борьбы с крымским ханством царь был вынужден временно отказаться от идеи опричнины, объединив свои войска и земские. В результате в 1572 году в 50 километрах южнее Москвы объединенное войско нанесло поражение крымскому хану.

Одна из самых значимых проблем российской земли этого времени находилось на западной границе. Там не прекращалась война с ливонским орденом. В результате, постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся война против Ливонии, внутренние беспорядки в стране, слабая обороноспособность всего государства способствовали тому, что Иван Грозный отказался от идеи опричнины. Осенью 1572 года опричнина Ивана Грозного, которую мы кратко рассмотрели сегодня, было отменена. Сам царь запретил всем упоминать слово опричнина, а сами опричники стали вне закона. Практически все войска, которые подчинялась царю и наводили нужный ему порядок, в дальнейшем самим же царем были уничтожены.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.

Реферат

ОПРИЧНИНА: ПРИЧИНЫ, ХОД, ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Омск – 2007


Введение…………………………………………………………..………..3

Обстоятельства введения опричнины………………………………..…..4

Причины введения опричнины………………………………….….…….5

Итоги и последствия опричнины………………………………………….7

Оценка опричнины в отечественной исторической науке……………...9

Список использованной литературы…………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ


Период с конца 40-х до конца 50-х годов был удачным для России потому, что, по выражению В.О. Ключевского, в это время наряду с «широкими и хорошо обдуманными планами внутренних преобразований» осуществлялись «смелые внешние предприятия». Наиболее важными из внешнеполитических предприятий было присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556), а также успешное начало Ливонской войны (1558 - 1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный этап ее был удачным. В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. Но этот год одновременно стал вехой как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавший начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. начинается полоса военных неудач России. В 1560 г. скончалась жена Ивана ІV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 с половиной лет и которая благотворно влияла на него. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой», члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на:

византийскую имперскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно – неограниченные функции;

идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана ІІІ на Софье Палеолог в 1472 г.;

идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире;

идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти.

Все эти постулаты нашли отражение в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые получили распространение в конце XV – XVІ в. Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была изложена им в переписке с князем Андреем Курбским, начавшейся после бегства последнего в Литву и продолжавшейся с перерывами в 1564 – 1579 гг. В 1564 г. А. Курбский направляет из Литвы послание Ивану, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет царя в измене идеалу Московского царства – Третьему Риму, в союзе с Антихристом, в гонениях на бояр, в забвении своего долга и обязанностей перед подданными. В ответном послании Иван Грозный излагает свое представление о самодержавной власти царя как не стесненной, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом. Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван ІV воплотил в опричнине.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ


3 декабря 1564 г. Иван ІV с семьей и приближенными, захватив с собой утварь, иконы, кресты, платье и всю свою казну, внезапно выехал из Москвы. Побывав у Троицы, поселился в Александровской слободе (около 65 верст от Москвы), примерно через месяц царь прислал в столицу с гонцом две грамоты. В одной, обращенной к боярам, духовенству, служилым и приказным людям, он «клал свой государев гнев на все духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их». Царь сообщал, что «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети», он должен был «оставить свое государство». В другом письме, к купцам, простонародью и всем тяглым людям Иван ІV Грозный демагогично писал, чтобы они себе «никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет». Эти демагогические письма произвели действие, на которое царь и рассчитывал. В слободу, к царю, отправилась депутация из высшего духовенства, бояр, приказных людей и архиепископом новгородским Пименом во главе, которые шли «бить челом государю и плакаться, чтобы государь правил, как ему угодно, по своей государской воле».

Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению. Иван возвратился в Москву в феврале 1565 г. и созвал государственный совет из бояр и высшего духовенства. В совете он предложил условия, на которых принимал обратно власть. Для обеспечения своей безопасности Иван ІV поделил все государство на две части: опричнину (от слова «опричь» - кроме), выделяемую ему лично в особый удел, и земщину.

В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.

Члены «царёва войска» носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю, готовности вымести любую измену в государстве и выгрызть царских недругов. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5-6 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей.

«Государство же свое московское», т.е. всю остальную землю, подвластную московскому государю, с ее воинством, судом и управой царь приказал ведать и всякие дела земские делать боярам, которым велел быть «в земских», и эта половина государства получила название земщины».

Царь назначил для «земщины» особого «царя», «себе же раболепно смири», но скоро опять «восприянл» всю свою власть, «тако Божими людьми играя». Перед заграницей царь Иван стыдился своей опричнины и даже пытался отрицать самое ее существование.

Опричнина по своей форме напоминала возвращение ко временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель – уничтожить остатки феодального дробления в России.

Опричники были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций.

Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана (брак заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.П. Малюта Скуратов - Бельский, ведавший казнями и пытками.


ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ.


Переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана ІV.

Объективные противоречия (политические и социальные) внутреннего устройства Московского государства:

Отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными;

Активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

«Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVІ в. Создавали государственный кризис» (С.Ф. Платонов).

Личные мотивы царя Ивана ІV:

В 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к Старицкому удельному князю Владимиру Андреевичу, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г. Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;

В 1557 – 1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у избранной рады.

В 1560 г. Иван ІV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильверстом и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку. Вскоре начались преследования и казни бояр, заподозренных в измене (отъезды в Литву);

Настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.). После этого гонения на бояр были ужесточены.



Вернувшись в феврале 1565 г. в Москву, Иван, опираясь на опричный аппарат, приступает к искоренению крамолы. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискации имущества становятся повседневным явлением. Нередко государь лично участвовал в экзекуциях. Тогда же начались переселения. Стремясь подорвать экономическую силу своих противников и ликвидировать их политическую опору в лице подвластного населения, Иван ІV отбирает вотчины у бояр, а их владельцев переселяет в другие регионы. Там им предоставляются земельные владения, но уже в качестве поместья, а не вотчины. Из конфискованных вотчин выделяются поместья опричникам. Таким образом, Иван Грозный пытался ввести единый порядок владения землей. Переселения происходили в сжатые сроки, на сборы отводилось минимальное время. Переселенцы должны были следовать к новым местам обитания без остановки, по пути следования никто не имел права предоставлять им приют.

Апогей опричного террора пришелся на 1567 – 1570 гг. только за этот период по далеко неполным данным было казнено около 3,3 тыс. человек (при общей численности населения России в 5 – 7 млн. человек). Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности Новгород. Несмотря на жестокие погромы, которые периодически учиняли здесь московские князья, Новгородская земля все еще не лишилась своих богатств, привлекавших царя и его опричников. Сохранялась здесь и память о временах, когда Новгород был вольным городом, а потому сильнейшим желанием царя было покончить раз и навсегда с этим республиканским духом. Кроме того, Новгород с прилегавшими к нему территориями традиционно являлся регионом политической поддержки князей Старицких. Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана ІV, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя являлся политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Дабы избавиться от этой опасности Иван сначала лишил Владимира Старицкого его вотчины, а затем уничтожил самого князя, его семью, а также его мать, княгиню Ефросинью Старицкую. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Тверь, Клин, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп (1507 - 1569) – боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566 г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.

В начале января 1570 г. каратели дошли до Новгорода и здесь разразилась страшная вакханалия убийств и грабежей, продолжавшаяся несколько недель. Половина разоренного города и две новгородские пятины (области) были взяты в опричнину. Покидая Новгород, опричники увозили возы награбленного добра. Все, что не смогли увезти с собой, опричники сжигали. Из Новгорода кровавый след экспедиции потянулся дальше – в Нарву, Иван-город, Псков.

В 1572 г. опричнина была отменена. Поводом к ликвидации опричнины, по мнению многих историков, послужила небоеспособность опричного войска при набеге на Русь крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Опричники не смогли остановить хана, который сумел дойти до Москвы и поджечь город. В пожаре погибло огромное количество жителей. Во время повторного похода Девлет-Гирея, предпринятого в 1572 г., на его пути встало уже объединенное земско-опричное войско под командованием некогда опального князя Михаила Воротынского (спустя год он будет казнен). В битве у села Молоди оно нанесло поражение войску хана.


ИТОГИ ОПРИЧНОГО ПРАВЛЕНИЯ


Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации:

Ослабло влияние титулованного московского боярства;

Со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество;

С низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви;

С разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самодеятельность «третьего сословия».

Во-вторых, опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели. Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, на Дон или новые восточные земли, либо их вывезли в свои поместья опричники. Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено. По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывались. В Московском уезде, по писцовым книгам, обрабатывалось лишь 15% пашни.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7-9 млн. жителей).

В-четвертых, опричнина, разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581 г. был издан указ «о заповедных летах», в которых запрещались переходы крестьян. Помещики, потеряв часть людей, пытались получить большой оброк с оставшихся. Дабы прикрепить крестьян к земле, правительство прибегает к составлению писцовых книг. В них содержалось хозяйственное описание земель для податного земельного обложения. Теперь на основании этих книг крестьяне прикреплялись к землям, на которых они обитали при введении заповедных лет.

В-пятых, были подорваны резервы России в целом. Еще в 1565 г. Иван Грозный взял с земщины себе «на подъем» 100 тыс. рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

Успех политики Ивана Грозного состоял, по мнению С.Ф. Платонова, в том, что опричнина покончила с политическим господством боярства. Эта точка зрения получила широкое распространение в современной исторической литературе и подтверждается данными источников. Так, в знаменитом Синодике (поминальном списке) казненных в период наивысшего разгула опричного террора (1567 - 1570), составленном по приказу Ивана Грозного в 1583 г. и впоследствии реконструированном российскими историками, из 3,3 тыс. человек приблизительно две трети не принадлежали к боярству, а являлись представителями низших сословий. Боярство находилось на авансцене политической жизни страны и, естественно, в первую очередь стало жертвой опричного террора. Однако те его представители, которые доказали свою лояльность по отношению к царю, избежали репрессий, многие из них вступили в опричнину.

Опричнина обернулась также и политическим кризисом. Она расколола высшие слои общества, породила борьбу между сторонниками и противниками опричной политики. Эта политическая нестабильность ослабляла государство и была чревата серьезными социальными катаклизмами. Опричнина подрывала нравственные устои общества. Предательство, доносительство, наушничество, бессудные казни, пытки, откровенный разбой, полнейший произвол опричников создавали атмосферу подозрительности, страха, ненависти, дезинтегрировали общество.


ОЦЕНКА ОПРИЧНИНЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ.


В исторической науке ведутся многолетние споры о смысле и цели опричнины.

Начиная с Андрея Курбского, написавшего после своего бегства в Литву «Историю о великом князе московском» (1573), и авторов «Хронографа» (начало 17в.), многие русские историки – Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и др. – придерживались концепции «двух Иванов»: «доброго, нарочитого» правителя в 40-50-е годы XVІ в. и злобного тирана в 60-80-е годы (этот взгляд не противоречит событиям). Опричнина трактовалась как прихоть полубезумного деспота, лишенная (или почти лишенная) государственного смысла.

В середине XІX в. в русской историографии ведущим направлением стала так называемая государственная школа. Ее представители, и прежде всего основоположник «государственников» С.М. Соловьев, рассматривали исторический процесс с точки зрения становления государственности. Все, что способствовало упрочению государства, признавалось положительным, так как в государственной власти Соловьев и его последователи видели движущую силу истории.

Деятельность Грозного, по мысли Соловьева, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван ІV в этом преуспел. Однако Соловьев осуждал жестокость Ивана Грозного. «Не произнесет историк, - писал он, - слово оправдания такому человеку».

Последователи Соловьева отбрасывали моральные оценки личностей XVІ в. как «ненаучные» и «неисторические» и оправдывали опричные репрессии как необходимые, по их мнению, для становления великого государства. Так, по мнению К.Д. Кавелина, «опричнина – учреждение, оклеветанное современниками и непонятное потомству», имела государственный смысл.

Выдающийся историк конца XІX в. – начала XX в. С.Ф. Платонов считал, что содержанием царствования Ивана 4 являлась борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути централизации – боярством. Реформ 50-х годов XVІ в. было недостаточно, и потребовалось организованное в масштабах страны насилие – опричнина.

Этот взгляд развивали все отечественные историки 20-50-х годов 20 в. – М.Н. Покровский, И.И. Смирнов, С.В. Бахрушин, а в последующие годы – В.К. Корецкий, Р.Г. Скрынников и др.

Крупные бояре – вотчинники рассматривались как сторонники «удельной системы», то есть раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних феодалов-помещиков – боярских детей и дворян, олицетворял централизаторские тенденции. Опричнина была тем шагом, который ослаблял экономические и политические позиции боярства, укрепляя положение мелких и средних служилых людей, царскую власть и в итоге завершил централизацию России.

В 30-50-е годы данная теория оставалась господствующей, так как импонировала лично Сталину. Подчеркивая прогрессивный характер опричнины, фигуры Ивана Грозного, Сталин тем самым не только оправдывал свой собственный террор, но и, определенным образом, внедрял в массовое сознание культ мудрого, но строгого вождя, беспощадно сметающего на своем «правильном» пути многочисленных и коварных изменников.

Ученый Г.Н. Бибиков, изучая проблему опричнины, выяснил, что в опричнину вошли не боярские вотчинные земли, что было бы логично предположить, а уезды, заселенные преимущественно рядовыми служилыми людьми.

Исследования С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина и других историков показали, что опричнина не изменила структуру феодального землевладения в России. Более того, А.А. Зимин в книге «Опричнина Ивана Грозного» опроверг тезисы о том, что опричный террор был направлен против бояр – противников централизации страны, и о прогрессивности опричнины.

С.М. Каштанов подчеркнул роль опричнины в утверждении крепостного права.

В 70-80-е годы В.Б. Кобрин в ряде работ доказал, что боярство не являлось аристократической оппозицией централизаторским силам. В отличие от западноевропейских графов, герцогов и прочих крупных феодалов русские бояре не имели замков и компактно расположенных в одной местности владений. Принадлежавшие им деревни были разбросаны по 5-6 уездам, и возврат к удельному сепаратизму серьезно угрожал бы хозяйственным интересам бояр.

Кобрин также заметил, что все централизаторские реформы 15- XVІ вв. совершались по «приговору Боярской думы», т.е. были разработаны монархом в союзе с верхами боярства. Следовательно и политически боярство было заинтересовано в централизации.

И наконец, вопрос о направленности опричного террора. В XVІ в. помещиками и вотчинниками являлись как бояре, так и дети боярские и дворяне. Изучив земельные владения опричнины и земщины, Кобрин пришел к выводу, что они мало чем различались. Причем массовых выселений бояр, даже объявленных в указах Ивана ІV, не осуществлялось. Во главе опричнины, в частности опричниной Боярской думы, стояли также бояре. По подсчетам историка С.Б. Веселовского, на одного казненного боярина приходилось 3-4 казненных родовых дворян, а на одного «служилого по отечеству» - с десяток простолюдинов. В конечном счете опричнина выродилась в бессмысленную войну Ивана Грозного со своим народом.

По мнению Т.В. Черниковой, современные психиатры видят в Иване Грозном психически больного человека, параноика, страдающего манией преследования. Но только почему-то во всей Европе во времена становления единых государств на престолах сидели мнительные тираны – Эрик XІV (Швеция), Людовик XІ (Франция), Филипп ІІ (Испания), Генрих VІІІ (Англия). Они, конечно, не отправили в могилу столько людей, сколько Иван Грозный, но в изощренности пыток и казней ему не уступали. Людовик XІ, к примеру, расставлял в окрестностях своих резиденций капканы на крупного зверя, в которые попадались исключительно люди. Его вельможи кончали жизнь в оправленных железом деревянных клетках, где можно было сидеть лишь на корточках, причем заботливые тюремщики по указу короля усиленно кормили жертвы, гадая, заполнит ли их скрюченное тело все пространство клетки.

В новейшей историографии превалируют негативные оценки личности и политики Ивана Грозного для развития России, ее политических судеб. Однако исследователь В.Ф. Патракова отмечает, что в контексте общероссийского развития деспотизм Ивана ІV мало чем отличался от деспотизма европейских дворов, а количество жертв опричного террора было на порядок меньше жертв религиозных преследований в Европе XVІ в.

В целом, опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя признать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор. Это не была антибоярская политика. Скорее, это был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном ІV с целью укрепления своей власти (разделил сословие на две части и натравил их друг на друга).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. – М.: Право и закон, 2001. – 800 с.

Пятецкий Л.М., История России. – Т. 1 – М.: Московский лицей, 1998. – 432 с.

Семеникова Л.И., Головкина Н.Л., Сдобнина Т.В., Черкесова Н.Н. Отечественная история. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 320 с.

Полторак С.Н. и др. История России (ІX – XXІ в.): Учебник по дисциплине «Отечественная история», под ред. Дворниченко В.С. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Опричнина - период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4. Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины. Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите. Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события. Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины. Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного. Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Изначально термином «опричнина» называли наделы жен погибших дворян, вдовью землю. При Иване Грозном же смысл понятия изменился, опричниной стали именовать земли, принадлежащие царю, а также целый период в истории русского государства. Занимательным этапом в истории государства Российского является опричнина Ивана Грозного. Кратко об этом в данной статье.

Личность царя

Царь Иван Грозный (1530-1584) - это очень необычная историческая персона, один из самых запоминающихся и ярких образов в истории России. Только вот у большинства наших современников он вызывает негативные эмоции и ассоциируется с гнетом, репрессиями, ограничением человеческих прав и жестокостью. Но ведь не стоит забывать и о положительных деяниях царя, именно он первым венчан был из русских правителей на царство, а не на княжение, именно он закончил оформление абсолютизма в России, что было просто необходимо на тот момент. И это именно он способствовал значительному расширению границ страны.

Что же так испортило его репутацию среди современных обывателей? Наверное, самая главная причина тому - политика опричнины. И тут сложно не согласиться, полностью взвешенной и продуманной ее назвать нельзя. Для многих исследователей ее основной характеристикой является жестокость. Но если учесть менталитет общества России шестнадцатого века, а еще и политическую обстановку при дворе и то, что царь был юн, то все становится вполне объяснимым. Видимо, демократические меры, а именно создание Избранной Рады и созыв Земского Собора, явились неэффективными.

По сравнению с первым периодом правления, опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, не была политикой, работающей на благо жителей страны. Многие историки задаются вопросом о том, почему царь обратился к столь жестким мерам и не была ли опричнина причиной Смуты. В любом случае, если говорить о предпосылках опричнины, то стоит учитывать не только политическую обстановку, но и личность самого Ивана Грозного.

Начало опричнины

Причины опричнины Ивана Грозного стоит искать еще в детстве царя. Хотя официально начало политики опричнины было связано с событиями 1565 года, когда государь обвинил древние боярские роды в измене и вынужден был отказаться от престола. Если разобраться, то логика этого поступка была в следующем: царь Иван Грозный согласен был вернуться в столицу на великокняжеский престол при соблюдении подданными трех условий: разрешение без суда и следствия казнить за измену; введение опричнины; обеспечение бояр земщиной. Теперь половина земельных наделов страны, при этом лучших, принадлежала царю, остальное же - Боярской думе.

Опричнина Ивана Грозного: кратко о главном

В декабре 1564 года царь совершенно неожиданно повелел собраться своим сыновьям, жене, приближенным и отправился в Александровскую слободу, забрав с собой еще и всю казну, а также многие ценные шедевры иконописи. А через месяц митрополит Афанасий получил грамоту от государя, где перечислены были все злодеяния и измены боярские. В этом документе он писал, что более не в силах терпеть сие, к простым людям же была отправлена иная грамота, где Иван Четвертый заверяет люд, что зла на них не держит, что не они явились причиной его отъезда.

Отправились тогда в слободу, где пребывал царь и бояре, и митрополит, и простые люди. Все с единой целью: призвать царя снова править. Со слезами на глазах люди молили его вернуться и просили простить. Иван Грозный на царствование вернулся, но только потребовал выполнить три условия, которые упоминались выше. Вот тогда-то и началась опричнина.

Суть явления

Самые богатые, плодородные и прибыльные земли ввел царь в свою опричнину. А также появилось новое социальное явление "опричный корпус" - тысяча молодых и сильных людей дворянского происхождения, которые стали личным войском царя, получали за свою службу, кроме жалования, еще и лучшие земельные наделы, выселяя тех, кому они по праву до этого принадлежали.

И вот здесь-то и проявился абсолютизм в полной мере, царь единолично решал все вопросы, касающиеся внутренней политики государства, о Ливонской войне должны были заботиться думные бояре. Опричники же были обязаны выполнять всего лишь две функции: охранять государя и избавляться от изменников. На вороных конях мчались они по улицам столицы с метлой и собачьей головой, прикрепленными к седлу. Это было символом того, что безжалостно они будут резать головы предателям и выметать измену из страны. Опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, периодом была скорбным и страшным.

Репрессии

С изменами (реальными и мнимыми) и вправду боролись очень жестоко. Людей, которые были заподозрены в этом преступлении, казнили, конфисковали имущество. Через какое-то время репрессиям были подвергнуты не только отдельные граждане или же семьи, но и даже целые поселения. Более других в этом смысле пострадал Новгород, здесь единовременно были убиты три тысячи человек, а все потому, что новгородцев царь заподозрил в заговоре с Польшей.

Менялись командующие опричниками, а смысл не менялся, огнем и мечом пронесся террор по стране. Какого бы ни был человек роду-племени, хоть дворянин, хоть боярин, а хоть бы и крестьянин, угрозу ощущали на себе тогда все, и длилось это целых семь лет.

К счастью, отменить опричнину пришлось, она привела к экономическому разорению страны, а к тому же в войне российское государство проиграло, да и на Русь войной решил идти хан.

Последствия опричнины Ивана Грозного

Политика опричнины Ивана Грозного привела к весьма плачевным последствиям. Она завела страну в тяжелейший экономический кризис. Многие деревни были запущены из-за разорения дворян, бояр и крестьян, примерно девяносто процентов пахотной земли не использовалось. В социальной сфере тоже были огромные проблемы, демография страны в результате крайне неразумной и мнительной политики царя очень сильно пострадала. Погибших в эти семь лет было около пятнадцати тысяч человек.

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Этим термином в 16 веке называли территории, которые уже находились личном пользование государя и его ближнего окружения.

Если же говорить про внутреннюю политику, то опричнина Ивана Грозного кратко — это политика репрессий против непокорных бояр, направленная на укрепление самодержавной власти и централизованность государства, продолжавшаяся с 1565 по 1572 годы. Её сущность заключалась в усмирении ещё достаточно сильного тогда боярского сословия любой ценой, в частности широкое распространение получили физические расправы, конфискация земельных владений и всего имущества в пользу государства, принудительное переселение людей на другие территории.

В историю это время вошло, как время кровавых расправ, разгул произвола и беззакония, творимых царём и его приближенными. Для того чтобы понять произошедшее необходимо знать причины и последствия этого явления.

Опричники у царя

Причины опричнины можно назвать следующие:

  • Неуспешная внешняя политика (проигрыши на Западе в Ливонской войне, начатой царём в 1558 году за территории на Прибалтийском побережье, царь обвинял во всём бояр, нежелание и неумение их действовать решительно, а так же неуважение к царской власти; набеги крымских татар);
  • Смерть в 1560 г. любимой жены Ивана Грозного Анастасии (которая одна из немногих могла сдерживать необузданный нрав царя, она была вероятно отравлена), в 1563 г. смерть митрополита Макария, наставника царя в духовном плане.Падение Избранной Рады (она была создана из сподвижников царя, проводила ряд реформ, но разногласия между царём и её лидером Алексеем Адашевым в области внешней политики, а также недовольство царя медленными темпами реформ привело к роспуску Избранной Рады в 1560 г.);
  • Предательство в 1563 г. военачальника князя Андрея Курбского, который входил в состав Избранной рады и бежал в враждебную Литву (после этого и без того мнительный царь начинает везде видеть заговор, убеждается в неверности ему бояр).

Эти и другие причины послужили для возникновения такого явления как опричнина. Своё начало опричная политика берёт в 1565 году, когда Иван Грозный покинул Москву, перебравшись в Александровскую слободу, и разделив территорию государства на «опричнину» (часть Москвы, и ближайшие к ней уезды, обширные территории на западе и юге государства) и «земщину» (вся оставшаяся земля).

Из Александровской слободы Иван Грозный пишет и направляет в столицу 2 письма, первое адресовалось новому митрополиту и боярам, второе — народу. В письмах говорилось, что отказывается Иван Васильевич от своего правления из-за заговоров бояр, предательства и непокорности их царской власти, на простой народ же он обид не держит.

По велению государя Басманов-Плещеев (представитель царской родни) создаёт опричное войско — личную гвардию царя, входившие в её состав служилые люди наделялись привилегиями, и по сути неограниченной властью (на творимые опричниками беззакония царь смотрел сквозь пальцы, а зачастую и поощрял их, сам участвуя в кровавых забавах).

Опричники восседали верхом на чёрных лошадях, к сёдлам прикреплялись метла и собачья голова. Эти символы говорили, что опричники готовы вымести подобно сору из границ страны всех, кто не согласен с властью царя и посмеет ему противиться. И верны ему подобно псам. Изначальная численность опричного войска составляла 1000 человек, впоследствии она значительно увеличилась.

Итак, мы рассмотрели причины, теперь проследуем далее.

Земщина облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов. В опричнине же начались кровавые казни бояр и князей. Из Александовской слободы Иван Грозный регулярно совершает визиты в Москву, чтобы наказать изменников государства и своих личных врагов. Почти все, кто осмеливался встать у него на пути, воспротивиться творящемуся беззаконию, вскоре погибали.

В 1569 году Иван Грозный небезосновательно решает, что в Новгороде недовольны происходящим и зреет заговор против него и его политики. Царь собирает большие силы и направляется с ними к Новгороду, достигает его зимой 1570 года. Бесчинства в Новгороде продолжались 1,5 месяца, за это время каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек. Получили широкое распространение грабёж местных жителей, поджоги, убийство мирных граждан. В живых осталась лишь 5-ая часть населения. Таким образом, всякое возможное сопротивление в Новгороде была сломлено.

Далее кровавое движение направилось в Псков. Значительно увеличившаяся армия опричников вошла в город. Сначала Иван Грозный желал устроить и в Пскове кровавые расправы подобно новгородским, но было казнено лишь несколько бояр, а их собственность конфискована в государственную казну.

После Пскова царь с войском возвращается в замершую от страха Москву, с целью найти и вытравить заразу новгородского заговора. Московские расправы стали наивысшей точкой в хаосе опричнины. Было казнено по подсчётам специалистов приблизительно 200 человек из верхушки боярского сословия, в том числе близкие к царю люди. Последствия такой резни, массового истребления представителей древних родов больно сказались на состоянии внутренней политики и восприятии происходящего внутри станы и за её пределами.

Несостоятельность политики опричнины, её плачевные последствия для страны (её обороноспособности в частности) стали видны в 1571 году во время нашествия на Москву крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Тогда привыкшие к грабежу и разбоям, избалованные слабым сопротивлением горожан опричные войска не смогли отстоять Москву, многие просто не явились на поле боя.

Вскоре царь отменил политику опричнины, расформировал опричников, и даже казнил нескольких, но приближенная свита Ивана Грозного просуществовала в таком виде до самой его смерти, лишь изменив своё название с опричнины на двор.

Мы рассмотрели причины и ход политики опричнины. Каковы же были её последствия и итоги для страны?

Последствия и результаты политики опричнины были следующие:

  1. Боярская Дума потеряла свою роль управляющего органа (за годы опричнины она не созывалась ни разу), осталась скорее как дань традициям.
  2. Погибли десятки тысяч человек. Согласно проведённым подсчётам на 1 казнённого боярина приходилось несколько служилых людей и до десятка крестьян и ремесленников. Люди были растеряны и дезориентированы.
  3. Страна оказалась на грани экономического кризиса, не возделывалось до 90% пахотных земель, наступил голод.
  4. Укрепление крепостного права (Иван Грозный отменил Юрьев день, теперь крестьяне не могли переходить на другие земли, поменять хозяина.)
  5. Россия проиграла 25-летнюю Ливонскую войну с Польско-Литовским государством, потеряла все выходы к Балтийскому морю и земли на территории Финского залива, которые отошли к шведам, воспользовавшимся обстановкой.
  6. Нестабильная ситуация, связанная с династическим кризисом (Иван Васильевич не оставил после себя прямого наследника трона и власти), социальная напряжённость во всех слоях общества привела Россию к печальным и полным трагедии временам Смутного времени и самозванцев.

На смертном одре царь «простил» всех опальных бояр — «предателей», которые были казнены во время опричнины по его указу.