Выполнение декрета 1 на предприятии. Oпубликован Декрет Сальвини "О гражданстве, безопасности и иммиграции": основные положения. Базы по безработным в Беларуси будут формировать в два этапа

У белорусов попытаются забрать еще больше денег.

Тунеядцев не будет!

Декрет кардинально меняет подход. Нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов были вычеркнуты. Не идет речи о социальных иждивенцах - тех самых «тунеядцах». Вместо этого вводиться термин «стимулирования трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости». Таким образом белoрусы смогли отбиться от декрета №3 посредством массовых протестов в феврале-марте этого месяца, но получили новую причину для протестов.

В свою очередь чиновники уже начинают вилять вокруг вопроса о том, зачем же нужен новый закон:

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения» - говорится в сообщению о подписании декрета №1.

Те, кто в свою очередь оплатил взнос декрета №3, смогут вернуть деньги написав заявление и подождав месяц.

Давай, давай!

После почти года разработки нового концепта чиновники согласились во многом с тем, что уже просачивалось в СМИ последние месяцы - вместо одноразовой оплаты за услуги государства раз в год в виде 150 долларов, теперь мы в случае утери работы должны будет оплачивать все услуги субсидированные государством. Звучит довольно странно, а для многих вообще непонятно, что это значит. И похоже, это очередной шаг в попытке избежать столкновения с гневом народа, с которым власти уже столкнулись в начале 2017.

Однако, уже в первые дни посыпались сообщения о том, что в экономическом плане новый декрет может стать еще более разрушительным, чем предыдущий, так как в размытых формулировках скрывается огромное количество потенциальных расходов, которые придутся на людей, оказавшихся и так в сложной финансовой ситуации.

Сам список услуг, которые граждане будут обязаны оплачивать в полном размере, пока не опубликован: он будет представлен общественности до 1 апреля. Однако уже сегодня можно взглянуть на то, что субсидирует белорусское государство:

Медицина

В случае с медициной непонятно как будут определять работоспособность закона в случае экстренного оказания медицинской помощи. Окажется ли безработный в долгах за удаление аппендикса или медики не будут выпускать из больницы пока не оплатил все услуги - последнее в стране очень легко можно представить.

Помимо этого, странная ситуация складывается вокруг семей, где муж или жена работают, а супруг смотрит за детьми и домашним хозяйством. Получится ситуация, где сегодня семья могла нормально выживать за счет работы одного человека и пользоваться медицинскими услугами, а уже после декрета эти люди будут вгоняться в долги при проблемах со здоровьем неработающего супруга.

Стоит еще вспомнить в этой ситуации об оказании помощи бездомным в холодные месяцы, когда люди оказываются на несколько недель в больнице с обморожениям и переохлаждением. Значит ли это, что этим людям будет отказано в предоставлении медицинской помощи, тем самым еще больше маргинализируя бездомных.

Однако очередное наступление на бесплатную медицину наталкивается на стену конституции, которая гарантирует на данный момент бесплатное медицинское образование.

Коммуналка

Уже на протяжении многих лет Лукашенко пытается привести людей к оплате 100% коммунальных услуг. С низким ростом зарплат, подобные попытки воспринимаются довольно холодно со стороны общества. С новым декретом вполне возможно, что оплачивать коммунальные услуги придется как минимум безработным или же семьям, в которых есть безработные.

В очередной раз ситуация приблизительно такая же, как и в случае с медициной - люди, которые сегодня могли справляться с оплатой коммуналки без постоянной работы могут оказаться в ситуации задолженностей. Таким образом государству получит дополнительную возможность выселения малоимущих семей в счет долгов.

Образование

Ситуация с образованием в целом малопонятна для многих. С одной стороны, конституция опять же обеспечивает бесплатное образование для всех. С другой стороны, чиновники могут накинуться на безработных в семье и таким образом попытаться взимать оплату за образование.

Общественный транспорт

Тут ситуация тоже заставляет засомневается в возможности отсеивания безработных. Но не стоит забывать, что рекомендации МВФ по сворачивания субсидий по всем направлениям все еще в силе и вполне возможно, что к началу действия закона транспорт уже не будет субсидироваться.

Социальной справедливости всем!

«Декрет №?1 основан на принципе социальной справедливости и участии всех граждан в жизни общества и нашей страны» - Андрей Лобович, зам. министра труда и соцзащиты.

Список услуг, который мы привели не полон, экономика Беларуси во многих сферах завязана на государственных субсидиях и как все это впишется в рамки декрета №1 до сих пор непонятно. В самом декрете существует огромное количество.

К примеру, в регионах будут созданы некие комиссии, которые будут оказывать содействие граждан в поиске работы. Вы можете ошибочно подумать, что в Беларуси появится огромное количество вакансий для социальных работников, вот только по тексту декрета входить в эти комиссии будут депутаты всех уровней, специалисты из ЖКХ, милиции, исполкомов и общественных организаций. И мы отлично знаем, в каком ключе белорусские милиционеры, например, могут помочь с поиском работы:

«Декрет предусматривает право этих комиссий принимать решение о направлении «трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории»

Т.е. для борьбы с «асоцильными элементами» все больше людей будут отправлять в ЛТП. Не стоит сомневаться в том, что возможностью будут пользоваться для борьбы в том числе и с политическими оппонентами.

Но возможность унижения перед чиновниками в новом декрете оставили. Точно также как и ранее безработные могут объяснить комиссии о своих сложностях и получить возможность не уплачивать расходы в полном размере. Мы помним начало прошлого года и описания того, через что проходили люди на таких комиссиях.

«Хитрость» декрета

Хитрость новой версии нападения на безработных и малоимущих заключается в том, что хотя деньги и начнут взимать с 1 января 2019, почувствовать на себе закон многие смогут только спустя некоторое время, таким образом избегая сценария зимы-весны 2017, когда более 400 000 человек получили «письма счастья». Вполне возможно, что с недовольством, разбросанным по различным неделям/месяцам будет проще совладать.

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь

В целях совершенствования законодательства по вопросам предупреждения социального иждивенчества, защиты прав и законных интересов граждан и в соответствии с частью третьей постановля ю:

1.2.в пункте 5:

подпункт 5.1 изложить в следующей редакции:

«5.1. работы по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;»;

из подпункта 5.2 слова «при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности» исключить;

в подпункте 5.3 слова «на сумму» заменить словами «на общую сумму»; подпункт 5.5 дополнить словами «, проходил альтернативную службу»; подпункт 5.7 изложить в следующей редакции:

«5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;»;

подпункт 5.12 изложить в следующей редакции:

«5.12. в течение которого гражданин зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения;»;

подпункт 5.13 после слова «нетрудоспособности)» дополнить словами «, выданным и оформленным в соответствии с законодательством,»;

подпункт 5.14 после слов «до 7 лет» дополнить словами «(при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование)»;

дополнить пункт подпунктами 5.20 и 5.21 следующего содержания:

«5.20. в течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта;

5.21. в течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов.»;

1.3.в пункте 7 слова «содержались под стражей либо находились под домашним арестом» заменить словами «в отношении которых применялась мера пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу»;

1.4.пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. При уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения в размере менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы налогов, признаваемых уплаченными в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 настоящего Декрета.»;

1.5.дополнить Декрет пунктом 151 и подстрочным примечанием к нему следующего содержания:

«151. Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора граждан в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации*.

* Для целей настоящего Декрета под трудной жизненной ситуацией понимается объективное

обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.».

2.Установить, что извещение на уплату сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор) за 2015 год вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 20 января 2017 г. по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии - по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания). Сбор на основании указанного извещения уплачивается не позднее 20 февраля 2017 г.

В случае вручения или направления извещения по истечении установленного в части первой настоящего пункта срока уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

3.Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в двухмесячный срок принять меры по реализации настоящего Декрета.

4.Настоящий Декрет вступает в силу после его официального опубликования. Абзацы четвертый-шестой подпункта 1.1, абзацы второй-пятый, седьмой, восьмой,

одиннадцатый, тринадцатый-пятнадцатый подпункта 1.2, подпункты 1.4 и 1.5 пункта 1 настоящего Декрета распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Абзац шестой подпункта 1.2 пункта 1 настоящего Декрета распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2016 г.

Абзацы девятый, десятый и двенадцатый подпункта 1.2 пункта 1 настоящего Декрета распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 г.

5.Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

26 января первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович и еще ряд чиновников провели пресс-конференцию, чтобы объяснить особенности президентского декрета № 1.

Накануне Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о содействии занятости населения.

Было заявлено, что главная цель документа - обеспечить работой всех, кто этого хочет. Вместе с тем предусмотрены меры пресечения в отношении тех, кто не хочет приносить пользу обществу. Среди прочего говорится, что с 1 января 2019 года безработные трудоспособные белорусы будут оплачивать датированные государством услуги по их полной цене. Конкретный перечень поручено определить правительству.

Кто попадет в список «тунеядцев»?

Первое. Сначала на основании данных государственных органов будет создана национальная база, которую скорректируют на местном уровне. Она и станет систематизированным списком «тунеядцев». О том, что они находятся в базе, им сообщат местные власти, свободного доступа к ней, как следует из слов чиновников, не будет.

Второе. Каждый квартал будет проводиться мониторинг ситуации с тем, чтобы при необходимости вносить определенные коррективы. Также ежегодно будут определяться проблемные территории со сложным положением на рынке труда, куда дополнительно направят бюджетные средства.

Третье. За что конкретно должны платить тунеядцы, правительство определит до 1 апреля текущего года.

Чиновники не знают многих ответов

Когда дело дошло до вопросов, выяснилось, что чиновники во многом несведущи сами. Например, в квартире живут три человека, один из них «тунеядец». Каким образом будут оплачиваться коммунальные услуги? Вопрос остался без ответа.

Так же не смогли участники пресс-конференции сказать, какие услуги эта категория населения будет платить в 100-процентном размере - только ЖКХ или ещё медицинские, образовательные и другие?

Власти еще раньше заявляли: в обозримой перспективе все жители страны будут оплачивать коммунальные услуги на 100%. Похоже, что тогда не будет никакой разницы, тунеядец ты или бюджетник.

На все вопросы ответы были приблизительно одинаковы - дождемся соответствующего документа Совета министров 1 апреля.

Комментируя новый декрет, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько сказал корреспонденту Свободы, что «власти все же отступили».

«Но, чтобы сохранить лицо, и придумано, чтобы человек, который не имеет работы, оплачивал услуги государства. Я думаю, что реализовать это на практике будет сложно. Что это означает? Если дети ходят в школу, то человек должен за это платить? Или если кто-то не может оплатить услуги в поликлинике, то будет умирать на улице? Каждая такая ситуация может стать информационным поводом. Как ранее писали о «марше нетунеядцев». И этот декрет может стать костью в горле власти, которой она может сильно подавиться».

Александр Лукашенко подписал Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Документ обязывал граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны и не участвуют в финансировании государственных расходов или участвуют в таком финансировании менее 183 календарных дней в год, уплачивать сбор в размере 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф или административный арест.

Срок уплаты сбора закончился 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор выплатили более 54 тысяч человек из 470 тысяч, которым были разосланы сообщения.

Декрет вызвал волну протестов в Беларуси весной 2017-го. Участники «Маршей нетунеядцев» требовали отменить декрет. Уличные акции жестоко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В марте Лукашенко постановил приостановить на год действие декрета после массовых акций протеста по всей стране, но позже заявил, что не отказался от «налога на тунеядцев». От чиновников звучали разные предложения для обновления декрета, в том числе противоречащие Конституции. Глава государства потребовал обновить декрет № 3 к 1 октября.

Ранее сообщалось, что декрет потерпел «коренную реконструкцию», но в чем она заключалась, не уточнялось.

Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения . сайт узнал у экспертов, чего стоит ожидать от обновленного декрета по тунеядцам.

Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин .

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

«Исправляя одни ошибки, власть продолжает генерировать новые»

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», считает, что формулировки в новом декрете абсурдные и его принятие может привести к негативным последствиям на рынке труда.

— Отрадно, что власть начинает признавать свои ошибки, отменив сбор на тунеядство, — говорит аналитик. — При этом огорчает, что, исправляя одни ошибки, она генерирует новые — это желание обязать возмещать стопроцентную стоимость пока еще непонятно каких оказываемых государством услуг трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике.

Вадим Иосуб считает абсурдной формулировку «трудоспособные граждане, не занятые в экономике».

— Во-первых, сейчас нигде точно не сформулировано, кого относить к этим людям. В декрете сказано, что будут приниматься разъясняющие подзаконные акты Советом министров. Видимо, там это распишут, — предполагает аналитик. — Кстати, в прошлый раз весь декрет — кого относить к тунеядцам, кого нет, меры воздействия, были прописаны в самом документе, соответственно, и недовольства этим документом были направлены на человека, его подписавшего. Сейчас получается рамочный декрет, уточнять его будет Совмин, исполнять — местные органы власти. Теперь, если будут недовольства, то направлены они будут на «плохой» Совет министров, исполнителей на местном уровне.

— С точки зрения властей этот вопрос, скорее всего, определяется, работает или не работает человек, платит ли подоходный, ФСЗН. Это распространяется на ИП, ремесленников. Соответственно, если человек не работает, не ИП и не ремесленник, то он не участвует. Но можно найти массу контрпримеров, которые показывают, что определять таким образом несправедливо. Простой пример: семья, где муж получает пять или десять средних зарплат по стране, жена домохозяйка. Он со своей зарплаты платит налоги, все удержания, причем в разы больше, чем среднестатистический белорус. Он может позволить себе содержать жену. Является ли жена не участвующей в экономике — не очень понятно. Ведь данная семья платит налогов больше, чем средняя семья, — говорит аналитик. — Аналогичный пример: человек имел бизнес, платил много налогов, решил его продать. Продал, получил деньги, заплатил с них налоги и решил год не работать — отдохнуть. Положил деньги на депозит, а еще лучше купил на них государственные облигации и живет на проценты. Является ли он не участвующим в экономике, если вложил в нее кучу денег через банк или напрямую в бюджет, купив на них государственные облигации? Это вопрос.

И старый декрет, и новый «якобы направлены на установление социальной справедливости», отмечает эксперт. Но он считает, что документ может привести к прямо противоположным вещам.

— У нас в стране избытка рабочих мест нет, есть серьезная фактическая безработица, она отличается от зарегистрированной. К чему может подтолкнуть декрет? В первом примере, где муж содержит жену, она домохозяйка, им денег на все хватает. Но чтобы не числиться не участвующей в экономике, она может фиктивно устроиться куда-нибудь. К примеру, на полставки уборщицей, посудомойкой, няней. При этом работать на самом деле не будет, скажет директору, что зарплата ей не нужна, она хочет только числиться. При этом она займет чье-то место, человека, который остро нуждается в работе. Это обострит социальную напряженность. Люди, которые не нуждаются в рабочем месте и небольших деньгах, будут занимать места тех, кто в этом рабочем месте остро нуждается. Есть надежда, что к моменту, когда все это должно быть разъяснено Советом министров, де-факто это спустят на тормозах или полностью «выхолостят». И в результате это не будет работать, так же, как толком не работал предыдущий декрет № 3.

«Возникнет проблема на этапе внедрения идей декрета № 1»

«Скорее всего, возникнут проблемы на этапе внедрения декрета, так как многие положения могут не соответствовать действующей Конституции», — считает Владимир Ковалкин, экономист, руководитель проекта «Кошт урада».

— Новый декрет, безусловно, лучше предыдущего. Вместо сбора безработные будут оплачивать госуслуги по полной стоимости. Если сравнить с мировой практикой, то подобные вещи применяются во многих странах, например в Литве. Если ты являешься безработным, не стоишь на учете на бирже труда и не платишь взносы в Sodra (аналог ФСЗН. — Прим. TUT.BY), точно так же лишаешься возможности получать весь спектр медицинских услуг. Такие вещи применяются во многих странах, другое дело, что в Беларуси возникнет проблема на конституционном уровне, на этапе внедрения этих идей. Конституция гарантирует бесплатную медицину и бесплатное среднее образование для всех граждан. Как собираются власти одновременно реализовывать декрет, где предусмотрена полная оплата госуслуг, и при этом не нарушить Конституцию, совершенно непонятно.

Владимир считает, что одна из возможных мер — расширение перечня платных услуг.

— Тунеядец сможет получить только базовые медуслуги, проще говоря, прийти на прием к терапевту и помазать ранку зеленкой. Серьезная диагностика или лечение будут платными. При этом человек, который платит взносы в фонд соцзащиты, по-прежнему сможет лечиться бесплатно.

По словам эксперта, еще один резонный вопрос — как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди.

— Этих схем абсолютно нет, и декрет носит декларативный характер. Но как только чиновники начнут разрабатывать подзаконные акты, начнутся проблемы — противоречие Конституции, проблемы с расчетом тарифов. Я думаю, что первый период, когда проблемы начнут вскрываться, будет в апреле-мае, на этапе разработки подзаконных актов, когда нужно будет выдать какие-то постановления, которые объясняют, как же применяется декрет. Второй период будет на этапе, когда декрет начнут внедрять и применять.

В других странах, особенно европейских, такой проблемы не возникает, потому что там услуги ЖКХ оплачиваются полностью, отмечает эксперт. «Однако предусматривается система налоговых вычетов, и в том случае, если граждане являются малоимущими или безработными, им выплачивается пособие. Там идут со стороны доходов, а не расходов», — говорит Владимир Ковалкин.

По его мнению, помимо борьбы с уклонением от уплаты налогов, нужно менять всю систему социальной поддержки.

— Менять на ту, которая доказала свою эффективность на протяжении более чем ста лет в странах Европы. Это значит платить нормальное пособие по безработице, создавать учебные центры по переквалификации в центрах занятости, стимулировать людей заниматься предпринимательством, создавать налоговые вычеты для отдельных уязвимых групп. Всего этого в Беларуси нет, и поэтому на этапе внедрения декрета будет огромное количество проблем.