Ядерная безопасность. Ядерная безопасность как основа международной безопасности. Работа ядерно-опасная потенциальная

Используя понятие «риск», можно дать следующее смысловое определение понятия «безопасность», близкое к приведенному в ФЗ «О техническом регулировании»: безопасность - состояние системы, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых уровней (приемлемого риска).

В нормативных и технических документах используются и другие определения. Безопасность - это:

  • состояние защищенности внешнего окружения - человека и среды, в которой размещается объект, от опасностей, присущих объекту как источнику опасности;
  • свойство (совокупность свойств), специально придаваемое объекту (реактор с внутренне присущей безопасностью) для снижения уровня его опасности и аварийности;
  • условие осуществления деятельности человека.

Последний вариант определения «безопасности» по сути содержится в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в определениях понятий «лицензия» и «лицензионные требования и условия» (ст. 2) и в ст. 9. «Лицензионные требования и условия», в которой соблюдение норм и правил безопасности провозглашается обязательным условием при осуществлении лицензируемых видов деятельности, а также в Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, один из принципов которых (раздел IV) сформулирован следующим образом: «обеспечение ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии».

Требования (нормы) по безопасности - требования (критерии) о том, чем характеризуется безопасность, т.е. набор признаков, критериев, условий, задающих уровень безопасности (риска), разделяющий опасные и безопасные состояния, при которых заданный уровень безопасности считается достигнутым. Требования по безопасности зависят в том числе от формы определения безопасности (свойство, состояние, условие).

Обеспечение безопасности - деятельность, мероприятия, способы, средства, использование ресурсов, за счет которых достигается исполнение требований (норм) по безопасности, заданный уровень безопасности (риска).

Требования (нормы) по безопасности и способы обеспечения безопасности определяют экономику безопасности (сколько стоит безопасность).

Безопасность - категория экономическая, а норма безопасности - это консенсус между источниками опасности и субъектами безопасности, который зависит от уровня развития (самоосознания и экономики) общества, а также от личного и коллективного восприятия и способности (предрасположенности) к риску.

Ядерная безопасность и ее цель в понимании МАГАТЭ. В документах МАГАТЭ нет четко сформулированного определения понятия «ядерная безопасность», но дано четкое определение общей цели ядерной безопасности (публикация МАГАТЭ «Безопасность ядерных установок» № 110. Вена,1993)

Общая цель ядерной безопасности состоит в защите отдельных лиц, общества и окружающей среды от вредных последствий путем создания и поддержания на ядерных установках эффективных средств защиты от радиационной опасности.

Эта цель достигается путем принятия мер для предотвращения аварий на ядерных установках и смягчения их последствий, если они произойдут, что составляет техническую цель ядерной безопасности, и путем обеспечения поддержания дозы облучения во всех эксплуатационных состояниях на установке или в результате любого запланированного выброса радиоактивных материалов с установки ниже предписанных пределов и на разумно достижимом низком уровне, а также обеспечение смягчения радиологических последствий любых аварий, что составляет цель радиационной защиты общей цели ядерной безопасности.

Таким образом, общей целью ядерной безопасности в понимании МАГАТЭ является защита от аварий на ядерных установках и от техногенной радиации, возникающей при нормальной работе ядерных установок или вследствие аварий на них.

Эта общая цель практически объединяет две цели, которые достигаются разными путями, методами, усилиями: достижение собственно ядерной безопасности и достижение радиационной безопасности.

Тем не менее, следует привести некоторые определения из документов МАГАТЭ последних лет. Так, в соответствии с Глоссарием МАГА ТЭ по вопросам безопасности (МАГА ТЭ, Вена, 2008) (ядерная) безопасность (nuclear) safety - это «достижение надлежащих условий эксплуатации, предотвращение аварий или смягчение последствий аварии, благодаря чему обеспечивается защита работников, населения и окружающей среды от чрезмерной радиационной опасности».

Такое же определение практически дословно, за исключением того, что вместо слов «условий эксплуатации» используются слова «эксплуатационных условий» приведено в «Требованиях безопасности №GS- R-3. Система управления для установок и деятельности» (МАГАТЭ, Вена, 2008).

В Основах безопасности МАГАТЭ «Безопасность ядерных установок» (Публикация № 10, Вена, 1993) говорится о том, что эксплуатация ядерных установок обычно связана с рисками (опасностями) различного вида. Эти риски должны строго контролироваться и должны приниматься адекватные меры для их снижения и достижения общей цели ядерной безопасности ядерной установки. К числу опасностей ядерной установки относятся не только такие специфические виды, как ядерная опасность, радиационная опасность, но и общетехнические, связанные с пожарной опасностью, опасностью эксплуатации гидравлических систем и сосудов высокого давления, электрической и другими опасностями, словом все то, что надо учитывать для предотвращения аварий такой сложной технической системы, как ядерная установка.

Именно поэтому в определениях культуры безопасности говорится о «безопасности ядерного объекта» в целом, о «всех работах, влияющих на безопасность».

Понятия «ядерная безопасность» и «радиационная безопасность» в отечественных документах. В отечественных правилах и нормах дано несколько определений ядерной безопасности, суть которых сводится к предотвращению СЦР и ограничению ее последствий, например:

ядерная безопасность - предотвращение возникновения СЦР (ядерной аварии) и ограничение ее последствий - ПБЯ-06-00-96;

ядерная безопасность ЯЭУ - совокупность свойств ЯЭУ, состояний технических средств и организационных мер, исключающих с определенной вероятностью ядерную аварию (возникновение и развитие неуправляемой цепной реакции деления) - ОПБ-К-98;

ядерная безопасность - свойство реакторной установки и атомной станции с определенной вероятностью предотвращать возникновение ядерной аварии (аварии, связанной с повреждением твэлов). Это определение было дано в ПБЯ РУ АС-89, которые в настоящее время заменены документом НП-082-07 («Правила ядерной безопасности реакторных установок АС»), в котором нет определения ядерной безопасности, но сформулировано то, чем она определяется и чем обеспечивается:

  • 1. Ядерная безопасность РУ и АС определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала.
  • 2. Ядерная безопасность РУ и АС обеспечивается системой технических и организационных мер, предусмотренных концепцией глубо- коэшелонированной защиты, в том числе за счет:
    • использования и развития свойств внутренней самозащищен- ности;
    • использования систем безопасности, построенных на основе принципов независимости, разнообразия и резервирования; единичного отказа;
    • использования надежных, проверенных практикой технических решений и обоснованных методик, расчетных анализов и экспериментальных исследований;
    • выполнения требований нормативных документов по безопасности РУ и АС, соблюдения требований проектов РУ и АС;
    • устойчивости технологических процессов;
    • реализации систем обеспечения качества на всех этапах создания и эксплуатации АС;
    • формирования и внедрения культуры безопасности на всех этапах создания и эксплуатации АС.

Эти определения подтверждают главную отличительную особенность ядерной установки, указанную в документах МАГАТЭ, - выделение энергии в результате ядерной цепной реакции, которое может привести к выбросу радиоактивного материала за пределы ядерной установки в процессе аварии.

В этих определениях видны исторические корни понятия «ядсрная безопасность», уходящие в концепцию критической массы, и возможность возникновения самопроизвольной цепной ядерной реакции деления в делящемся материале при достижении критической массы. Не зря же этот вид опасности (безопасности) в отечественной литературе первоначально назывался «критмассовой» и лишь позднее стал называться «ядерной».

Определение радиационной безопасности дано в Федеральном законе № З-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения»:

  • - радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
  • - ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Понятия «ядерная опасность» (безопасность) и «радиационная опасность» (безопасность) являются существенно разными понятиями, т. к. базируются на различных носителях опасности (ядерные материалы и установки, с одной стороны, и радиоактивные вещества и радиационные источники, с другой), проявляются в различных физических процессах (в неконтролируемом выделении ядерной энергии и выходе технологического процесса за установленные рамки и в наличии полей радиационных излучений), обеспечиваются различными способами технического и правового регулирования (см., например, ст. 3 ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Отметим также различные системы учета и контроля источников ядерной опасности и радиационной опасности и особое отношение к нераспространению ядерных материалов и технологий, а также то, что эти виды безопасности имеют различные принципы обеспечения безопасности и единицы измерений (вероятность аварии и доза облучения).

Поэтому эти понятия должны быть снова разделены, как это было ранее, когда в отечественной литературе использовалась «критмассо- вая безопасность».

Отметим также, что в случае возникновения ядерно-опасного события всегда возникает радиационная опасность, которая может нанести ущерб. Ядерной опасности без радиационных последствий не бывает. Зато радиационная опасность (безопасность) существует в большинстве случаев без всяких признаков ядерной опасности для тех объектов, которые содержат радиоактивные вещества и источники излучения, но не содержат делящихся материалов.

МАГАТЭ принимает стандарты безопасного обращения с ядерными материалами, которые являются основой для национальных стандартов. Понятие "ядерная безопасность" включает в себя три измерения, три группы правовых норм и нормативно-технических стандартов:

  • – эксплуатационная безопасность ядерных объектов; предотвращение распространения ядерного оружия;
  • – предотвращение угрозы несанкционированного завладения ядерным материалом, пресечение расширения ядерной территории.

Понятие радиационной безопасности имеет особое значение в атомной энергетике. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной безопасности развивается в следующих направлениях:

  • – принятие в рамках международных организаций правил безопасности и радиационной защиты;
  • – обеспечение безопасности эксплуатации АЭС и оказание помощи в случае чрезвычайной ядерной аварии;
  • – обмен информацией об отказах и неисправностях ядерно-энергетического оборудования и проведение совместных исследований и разработок в области ядерной безопасности.

Координация сотрудничества государств по обеспечению ядерной безопасности осуществляется в форме принятия документов, большинство из которых разрабатываются в рамках МАГАТЭ, такие как: Основные нормы безопасности по радиационной защите (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ), Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных руд (одобрены МАГАТЭ, МОТ, ВОЗ).

Основная цель ядерной безопасности – поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе нормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии; обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и человечества в целом.

В МАГАТЭ создана специальная Группа МАГАТЭ по контролю, которая изучает опыт безопасной эксплуатации АЭС и оказывает консультативную помощь развивающимся государствам, связанную с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.

При обеспечении радиационной безопасности АЭС основное внимание уделяется техническим мероприятиям по предотвращению аварийных ситуаций. МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание "Серия безопасности", в которой излагаются правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, для защиты здоровья человека и окружающей среды. МАГАТЭ регулярно готовит Программы разработки норм безопасности АЭС, предназначенные для государств – членов МАГАТЭ, регламентирующих и контролирующих деятельность по реализации программ развития ядерной энергетики.

Система радиационной защиты МАГАТЭ сочетает две системы защиты: общие правила радиационной защиты в отношении отдельного человека и требования защиты при эксплуатации конкретного источника ионизирующего излучения. Облучение отдельных лиц контролируемым источником или в результате контролируемой деятельности не должно превышать установленные пределы доз. Если облучение исходит от нескольких источников, устанавливается верхняя граница, суммирующая дозы, получаемые от отдельных источников. Дополнительная защита представляет собой систему учета всех доз, исходящих от источника, независимо от места и времени облучения.

Особое значение в области обеспечения радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку ядерного оружия и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях (приложение к КОТИФ – Правила перевозки опасных грузов RID, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов, Международный кодекс морской перевозки опасных грузов ИМО, Правила воздушной перевозки опасных грузов ИАТА, Приложение № 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху").

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. На практике в этой области имеются серьезные проблемы, осложняющие международные перевозки. Государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ; в некоторых странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов; в других государствах требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам были подписаны и национальными страховыми компаниями, что приводит к задержкам в пути следования.

Серьезной проблемой является необходимость принятия мер по физической защите ядерных материалов при их перевозке (охраны груза от хищения и несанкционированного перемещения). Регулированию этой проблемы посвящена Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. Конвенция принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортировки. Конвенция устанавливает следующие требования:

  • – время нахождения груза в пути должно быть минимальным;
  • – временное складирование на остановочных пунктах, число перевозок в пути должно быть сведено к минимуму;
  • – необходимо отказаться от регулярности перевозок ядерных материалов, менять их маршруты, остановки и т.п.;
  • – сообщения о перевозках должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;
  • – маркировка транспортных средств должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;
  • – круг лиц, осведомленных о маршруте и сроках перевозки, должен быть максимально органичен.

Государства-участники обязаны не экспортировать или не разрешать экспортировать ядерный материал, пока они не получат гарантий, что этот материал во время международной перевозки будет защищен. При отсутствии гарантий безопасности запрещены транзитные перевозки ядерного материала по своей территории между государствами, не участвующими в Конвенции. Государства в своем национальном законодательстве обязаны определить уровни физической защиты ядерного материала, перевозка которого осуществляется из одной части этого государства по международным водам или воздушному пространству.

В 2004 г. под эгидой ООН был принят Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников.

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля

Ядерная безопасность – важнейшая часть в системе всеобщей и национальной безопасности; связана с состоянием ядерных объектов как военного, так и гражданского назначения, исключающим возникновение ядерных катастроф (и их возможные губительные долговременные и отдаленные радиационные и экологические последствия), наносящих необратимый экологический ущерб состоянию биосферы и экосистем, существованию общества и жизнедеятельности самого человека. Нераспространение ядерного оружия и высоких ядерных технологий, запрет на проведение ядерных испытаний, международный контроль за хранением, переработкой и перемещением ядерных материалов – все это лишь ступени к ядерной безопасности.

В современном мире высокие ядерные технологии как военного, так и гражданского назначения представляют потенциальный источник глобальных катастроф, угрожающих не только национальной, но и международной безопасности.

Ядерные катастрофы в силу необратимых губительных последствий для биосферы, экосистем и самого социума неизбежно ведут к глобальным экологическим катастрофам. По существу, ядерные аварии и катастрофы XX столетия поставили мировое сообщество на грань выживания. Возникла реальная угроза подрыва естественных условий существования человечества.

Однако о философии ядерной безопасности долгое время не могло быть и речи из-за господства доядерных политических и военно-стратегических стереотипов мышления и недооценки новых реалий ядерного века: в частности, специфических свойств ядерного оружия – его способности уничтожить все живое на Земле, вызвать кардинальную перестройку и разрушение биосферы и положить тем самым конец человеческой цивилизации; опасности радиационного эффекта в результате ядерных взрывов, а также негативных экологических последствий использования «мирного» атома непосредственно для самого человека и среды его обитания.

При рассмотрении ядерной безопасности учитывался лишь технический аспект проблемы. В дальнейшем стал приниматься во внимание экологический аспект – глобальное радиоактивное загрязнение биосферы, экосистем и живой природы, а также социальный – разрушительное воздействие на здоровье населения. Необходимо учитывать и возможные долговременные и отдаленные радиационные и экологические последствия.

На протяжении 50 лет существования ядерного оружия методы стратегического противоборства между США и Россией (СССР) претерпели определенную эволюцию. В то же время человечество чрезвычайно долго шло к осознанию той угрозы, которую таит в себе ракетно-ядерное оружие, а также другие виды оружия массового уничтожения.

С самого создания ядерного оружия, которое, как говорил А. Эйнштейн изменило все, кроме нашего образа мышления, как у нас, так и за рубежом (особенно среди политических лидеров, в сфере военной мысли) продолжали относиться к ядерному оружию не как к явлению, полностью перевернувшему все представления о войне, мире и международной безопасности, а как к обычному средству решения политических проблем. Причем при оценках последствий глобального ядерного столкновения считалось (и не только военными теоретиками) возможным пережить Третью мировую войну с применением ракетно-ядерного оружия, ибо при этом предполагалось, что колоссальные разрушения и жертвы не исключат продолжения нормальной жизни для выживших и их потомков.

Когда над планетой реально нависла угроза ядерной войны, вначале лишь единицы, и прежде всего наиболее дальновидные ученые и философы, поняли подлинное значение перехода современной цивилизации в ядерную эпоху. Авторитетнейшие ученые мира – М. Борн, П. Бриджмен, Ф. Жолио-Кюри, Г. Мюллер, Л. Поллинг, С. Юкава, А. Эйнштейн, Л. Инфельд, Дж. Ротблат, Б. Рассел – обратились к мировому сообществу с призывом «научиться мыслить по-новому», чтобы сохранить цивилизацию и жизнь на Земле. Многие из этих выдающихся ученых внесли неоценимый вклад в анализ последствий возможного применения ядерного оружия (и соответственно гонки таких вооружений). В нашей стране против концепции «достижимости победы» в ядерной войне выступали лишь отдельные советские авторы, в первую очередь военные философы, поскольку на высшем военно-политическом уровне более 30 лет монопольно господствовало «доядерное мышление».

В результате из-за мощной силы инерции как на Западе, так и в нашей стране, а также из-за доминирующего положения, которое занимали так называемые ястребы, было отодвинуто почти на три десятилетия исследование возможных последствий ядерной войны и такого ее феномена, как «ядерная зима», хотя на возможность подобного явления указывал еще в 1955 г. американский ученый Дж. Арнотт. Он ссылался при этом на работы американского метеоролога У.Дж. Хэмфриза, который высказал прогноз о вероятности охлаждения земной поверхности в результате взрывов водородных бомб, напоминающих в известной мере извержения вулканов.

Фактически лишь в 1980-е гг., после того как стали широко известны результаты исследований американских (Г. Вудвелла, К. Сагана, П. Крутцена, П.Эрлиха и др.) и отечественных ученых (В.В. Александрова, Е.П. Велихова, Н.Н. Моисеева, В.В. Гинсбурга, С.П. Капицы, А.С. Павлова и др.) о возможных катастрофических последствиях ядерной войны для судеб цивилизации и жизни на Земле и выработки концепции «ядерной ночи» и «ядерной зимы» было, наконец, научно доказано, что ядерное оружие практически не может быть ни орудием политики, ни самой войны, так как оно угрожает всеобщим истреблением.

Однако окончание «холодной войны» и противостояния США и СССР не привело к торжеству провозглашенного ООН принципа неприменения силы в международных делах, к одновременному роспуску военно-политических союзов, в частности НАТО, созданного, как декларировалось, для парирования «советской военной угрозы». В настоящее время наличие у США и России ядерного оружия предопределяет сохранение концепции ядерного сдерживания. Как известно, с начала 90-х гг. США и Россия не рассматривают друг друга в качестве противников и развивают отношения партнерства и дружбы. Следует учитывать, однако, что в новой геополитической ситуации официальная ядерная стратегия США не исключает возможность применения ядерного оружия. В новой «Военной доктрине» и «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» также предусматривается, в случае военной агрессии, применение Россией всех имеющихся в ее распоряжении средств, включая ядерное оружие.

Любой механизм взаимного сдерживания будет успешно действовать при соблюдении баланса интересов, взаимовыгодного характера сотрудничества, уважения и доверия. Понятно также, что развертывание дестабилизирующих систем в зоне противоракетной обороны вызовет в мире гонку вооружений и продолжение испытаний ядерного оружия с целью его обновления. А это представляет серьезную угрозу глобальной ядерной безопасности.

Глобальное радиационное загрязнение биосферы началось именно в результате испытаний ядерного оружия. С 1941 по 1991 г. десятью странами было произведено 1945 ядерных взрывов. В США 958 взрывов проведено на двух полигонах, расположенных вдали от основных городов своей страны. В СССР 715 ядерных взрывов проведено на размещенных по всей стране 52 полигонах. Из них: 132 – на Новой Земле, 26 – в бассейне Волги, 13 подземных взрывов – в Красноярском крае, 12 – в Якутии (ныне республика Саха). Как известно, и сегодня ряд стран продолжает проводить ядерные испытания. Что касается отдаленных последствий ядерных взрывов, то фактически с тех пор как было изобретено ядерное оружие и начались его испытания, показатели систематически занижались. Долгое время никто не связывал значительное возрастание частоты опухолевых заболеваний в 80-е гг. во многих странах мира с проводившимися в 50-е гг. испытаниями ядерного оружия (как, впрочем, и сейчас с долговременными и отдаленными последствиями чернобыльской катастрофы). Это объясняется тем, что никем из исследователей в должной степени не учитывался, во-первых, синергизм в комбинированном действии на организм человека излучений и других потенциально опасных канцерогенных факторов окружающей среды, а во-вторых, то обстоятельство, что латентный период в развитии опухолевых заболеваний человека может составлять 15–20–30 и даже более лет.

В 1980-е гг. был сделан вывод о том, что для живой природы и человека губительны все последствия ядерных взрывов, безвредных среди них нет и быть не может. Несмотря на это, испытания ядерного оружия с целью его модернизации и обновления продолжаются. При этом военные специалисты продолжают считать, что подземные ядерные взрывы совершенно безопасны как для окружающей среды, так и для человека. С точки зрения экологии это не соответствует действительности. До сих пор не учитывается, что в результате проведения 2500 подземных взрывов в 90 различных регионах планеты наблюдается техногенная дестабилизация недр, в результате чего существенно нарушается ход энергетических процессов в биосфере, что затрагивает и человеческую популяцию.

Московский Договор 1963 г. запрещал ядерные испытания в трех средах: атмосфере, космическом пространстве и под водой. Последующими этапами в обеспечении глобальной ядерной безопасности явились: Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия мощностью не более 150 кт и Договор 1976 г. о мирных ядерных взрывах; Вашингтонская встреча в 1987 г. на высшем уровне между СССР и США, в ходе которой была достигнута договоренность о проведении эксперимента в области совместного контроля за двумя ядерными испытаниями в каждой стране с использованием специалистов и оборудования другой страны для замера мощности взрыва. В дальнейшем эта встреча была оформлена Соглашением о проведении Совместного эксперимента по контролю 31 мая 1988 г. в Женеве. Однако, несмотря на обилие международных договоров и конвенций, система обеспечения ядерной безопасности в мире остается далеко не завершенной. В настоящее время проблема запрещения ядерных испытаний является особым элементом процесса всеобщего и полного разоружения.

Договор о Всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был подписан 150 государствами. Этот документ был ратифицирован в 21 стране. Для вступления в силу ДВЗЯИ необходима его ратификация в 44 странах, которые либо принадлежат к ядерному клубу, либо располагают высокими технологиями для самостоятельного изготовления военного атома.

В современной обстановке насущно необходимы новые прорывы как на отдельных участках ограничения и контроля, так и по широкому масштабному фронту – в контексте мер всеобщего и полного разоружения, направленных на обеспечение глобальной ядерной безопасности.

Подрыв ядерной безопасности в современном мире идет по следующим направлениям.

Во-первых, само наличие громадных арсеналов ядерного оружия представляет угрозу безопасности, поскольку продолжает таить в себе глобальную опасность возникновения ядерного конфликта. Эксперты утверждают, что, несмотря на ведущееся сокращение ядерных вооружений, даже к 2003 г. мы будем иметь больше ядерного оружия, чем его было в мире 25 лет тому назад. Уже сейчас к пяти ядерным державам прибавилось еще три – Израиль, Индия, Пакистан. К 2007 г. около 40 стран могут быть отнесены к разряду «пороговых», то есть способных создать ядерное оружие. Возникает и новая опасность – «устойчивой» гонки вооружений в странах с неустойчивыми режимами. В XXI в. значительные ядерные арсеналы сохранятся у США, Великобритании, Франции, России, а также у Китая. Все это свидетельствует о том, что вряд ли в обозримом будущем может стать в практическую плоскость вопрос о полной ликвидации ядерного оружия. А значит, и о безъядерной планете.

Во-вторых, остается по-прежнему высокой вероятность случайного, несанкционированного возникновения ядерного конфликта вследствие самопроизвольного срабатывания техники по техническим или психопатологическим причинам. Осознание этой угрозы явилось одним из важнейших обстоятельств, побудивших США и Россию пойти на взаимное снижение уровней противостояния. Между Россией и США, Россией и Великобританией, Россией и Францией заключены соглашения об уменьшении опасности возникновения ядерной войны. Существуют линии «горячей связи» для экстренного информирования и согласования взаимных действий в случае появления ядерных конфликтов или других чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, источником подрыва ядерной безопасности могут быть также «ядерный шантаж» и «ядерный терроризм», вполне возможные в любой стране, обладающей ядерным оружием или ядерными материалами. Причем опасность представляют как действия различных террористических групп, так и отдельных лиц: политических лидеров или «рядовых» ядерных террористов, готовых во имя достижения своих целей развязать ядерный конфликт, невзирая на его катастрофические последствия.

В-четвертых, угрозу ядерной безопасности представляет и экспорт ядерных материалов для производства ядерного оружия. Особое внимание в связи с этим стоит обратить на проблему плутония, контроль за перемещением которого поставлен в целом качественно, так как государства осознают опасность несанкционированного доступа к нему с точки зрения режима ядерного нераспространения. К сожалению, система учета и контроля по использованию радиоизотопов и радиоактивных источников в ряде стран еще только создается. Развитие ядерной энергетики на современном этапе также позволяет получить расщепляющиеся материалы, которые в дальнейшем могут быть использованы в целом ряде новых государств (особенно ускоряющих освоение высоких ядерных технологий) для производства ядерного оружия. В частности, распространение АЭС на быстрых нейтронах, где в качестве топлива используется плутоний, может создать почву для ядерного терроризма, шантажа и, возможно, распространения ядерного оружия.

В связи с этим становится очевидной необходимость разработки Международной Конвенции о борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов и предотвращении ядерного терроризма, которые должны стать приоритетной задачей всех государств, всего мирового сообщества.

Для обеспечения глобальной ядерной безопасности необходима закладка основ международной безопасности для XXI столетия на безъядерном фундаменте. Такой подход предполагает прежде всего кардинальную переоценку значимости ядерного оружия (которое в современных условиях в силу беспрецедентной экологической опасности не может быть ни гарантом безопасности в мире, ни даже орудием возмездия) и реальное ядерное разоружение, так как именно распространение ядерного оружия способно оказать ныне наиболее разрушительное воздействие на ситуацию в области международной безопасности и стратегической стабильности в современном мире. Во избежание грядущих глобальных ядерных катастроф и ради выживания человечества необходимо общее комплексное снижение ядерной опасности не только путем прекращения ядерных испытаний, нераспространения ядерного оружия и высоких ядерных технологий, полного ядерного разоружения и уничтожения всех видов ядерного оружия, но и путем постепенного отказа от АЭС.

В настоящее время существует фактически три подхода к использованию атомной энергии в мирных целях: в ряде стран (Швеция, Норвегия и др.) реализуется программа консервирования и демонтажа существующих АЭС; в других (Австрия, США, Бельгия и др.) – полностью отказались от строительства АЭС, так как они не рассматриваются более как перспективные; в отдельных странах (Франция, Россия) – сохраняется ориентация на развитие атомной энергетики (при этом основное внимание уделяется разработке мер по обеспечению ядерной безопасности).

Долгие годы наши отечественные специалисты почти однозначно утверждали, что единственно надежным видом энергии, с помощью которой можно «утолить энергетический голод», является ядерная энергия, так как она якобы самая дешевая, экологически чистая. А ее ресурсы практически неисчерпаемы. Господствовала точка зрения, согласно которой с радиоактивным загрязнением окружающей среды не может быть связан практически значимый канцерогенный риск. Доказывалось, что АЭС – абсолютно безопасны: не оказывают никакого отрицательного влияния на природную среду и здоровье населения, в том числе на уровень онкологических заболеваний, не говоря уже о генетических эффектах.

Однако весь цикл строительства, функционирования и демонтажа АЭС, включая радиоактивные отходы, представляет серьезную угрозу ядерной безопасности.

Во-первых, риск подрыва ядерной безопасности (не только локальной, но и глобальной) связан с самим процессом получения энергии. Несмотря на то что ядерное производство постоянно контролируется на всех его этапах, тем не менее, происходит определенная утечка радиоактивных загрязнений в окружающую среду, в результате чего население подвергается непрерывному облучению малыми дозами, что ведет к возрастанию онкологических и генетических заболеваний.

Во-вторых, важно учитывать, что срок службы любой АЭС примерно около 30 лет. Первоначально считалось, что радиация в зоне реактора полностью затухнет через 5–100 лет. Однако эти представления оказались лишь иллюзией. Предполагается, что в начале XXI в. по причине устаревания будут остановлены первые крупные АЭС (стоимость этих операций равняется 50–100% затрат на их сооружение). К настоящему времени ни одна страна в мире не подготовлена к этому должным образом.

В-третьих, не менее сложной представляется проблема обеспечения экологически безопасного хранения радиоактивных отходов. До сих пор практически не решен один из важнейших с точки зрения экологии вопросов: как и где хранить радиоактивные отходы ядерных электростанций, чтобы обеспечить экологическую безопасность общества и среды обитания людей. А без конструктивного решения данного вопроса вполне естественно нет и полной уверенности в том, что преимущества ядерной энергетики стоят того громадного риска для человечества и биосферы, который связан с ее развитием.

Наконец, самую большую угрозу ядерной безопасности представляет возможность аварии на АЭС. Ныне общепризнано, что абсолютной гарантии от катастрофических аварий на АЭС не существует. К настоящему времени зафиксировано уже более 150 аварий на АЭС с утечкой радиоактивности. Если мировое сообщество будет иметь не 450 реакторов, как сейчас, а свыше 1000 реакторов, то каждые 10 лет с большой вероятностью следует ожидать тяжелую аварию. Начнет работать статистика.

Для предотвращения грядущих ядерных катастроф на АЭС требуется глобальное обеспечение ядерной безопасности, что возможно лишь путем эффективного международного контроля. В современных условиях массовой приватизации ядерного энергетического сектора в мире, когда значительно ослабляется контроль государства над ним, резко повышается роль МАГАТЭ, особенно возрастает ее контрольно-регулирующая функция.

Громадный риск, связанный с развитием ядерной энергетики во всем мире, указывает на необходимость определенного пересмотра «атомной идеологии» и разработки и освоения принципиально новых технологий получения энергии из альтернативных источников, которые в XXI в. будут играть все большую роль.

Лит.: Кузин А.М. Чем угрожают человечеству ядерные взрывы. М., 1959; Бернал Дж. Мир без войны. М., 1960; Кроссер П. Диалектика военной техники и ее последствия в ядерный век. М., 1975; Бабаев Н.С., Демин В.Ф., Ильин Л.А. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1981; Чазов Е.И., Ильин Л.А., Гуськова А.К. Ядерная война: медико-биологические последствия. Точка зрения советских ученых-медиков. М., 1984; Легасов В.Л., Феоктистов Л.П., Кузьмин И.И. Ядерная энергетика и международная безопасность // Природа. 1985. №6; Климатические и биологические последствия ядерной войны. М., 1986; II Всесоюзная конференция ученых по проблемам мира и предотвращения ядерной войны // Вестник АН СССР. 1986. № 12. С.3–89; Буланов А.И., Крылова И.А. Соотношение политики и ядерной войны // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 110–125; Макнамара Р. Путем ошибок к катастрофе. Опыт выживания в первом веке ядерной эры. М., 1988; Последствия ядерной войны. Воздействие на экологию и сельское хозяйство. М., 1988; Крылов А.И. Глобальная опасность и роль нового мышления в ее преодолении. М., 1989; Белов М.В. Диалектика против субъективистских взглядов на войну в ядерно-космический век // Новое мышление и военная политика. М., 1989; Александров В.В., Моисеев Н.Н. Ядерный конфликт глазами климатологов и математиков // Вестник АН СССР. 1989. № 11; Соотношение политики и войны в век ракетно-ядерного оружия (Противоборство двух концепций в советской литературе по проблеме соотношения политики и ядерной войны. 1960–1980 гг.). М., 1990; Ядерная энциклопедия. М., 1996; Моисеев Н.Н. Ядерная зима // Ядерная энциклопедия. 1996. С. 144–148; Ярошинская А.А. Философия ядерной безопасности. М., 1996; Крылова И.А. Проблема ядерной безопасности в современном мире // Вестник Межд. Каф. ЮНЕСКО по соц. и гуманитар. наукам при ИСПИ РАН. № 2. Культура. Мир. Безопасность. М., 1998. С. 35–43; Ядерная безопасность: социогуманитарные структуры. М., 1998; Ксенофонтов В.Н. Соотношение политики и ядерной безопасности: эволюция взглядов // Армия и общество. 1999. № 3. С. 66–73; Крылова И.А. Ядерная угроза в XXI столетии // Пути к безопасности. 2001. Выпуск 1/21; Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобализации М., 2001.

    Понятие ядерной безопасности

    Атомная электростанция. Опасности ядерного материала

    Культура безопасности и человеческие ошибки.

    Ядерные аварии, связанные с радиационным поражением

    Улучшения технологий ядерного деления

    Ядерная безопасность и террористические атаки

    Исследование ядерного синтеза

    Стандарты безопасности

Ядерная безопасность и безопасность покрывают меры, принятые, чтобы предотвратить ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением или ограничить их последствия. Это покрывает атомные электростанции, а также все другие ядерные установки, транспортировку ядерных материалов, и использование и хранение ядерных материалов для медицинского, власти, промышленности и военного использования.

Атомная промышленность повысила уровень безопасности и работу реакторов, и предложила новые и более безопасные реакторные проекты. Однако прекрасная безопасность не может быть гарантирована. Потенциальные источники проблем включают человеческие ошибки и внешние события, которые оказывают большее влияние, чем ожидаемый: проектировщики реакторов на Фукусимев Японии не ожидали, что цунами, произведенное землетрясением, отключит резервные системы, которые, как предполагалось, стабилизировали реактор после землетрясения.

Согласно UBS AG,Фукусиме I аварий на ядерном объектеподвергли сомнению то, может ли даже развитая экономика как Япония справиться с ядерной безопасностью. Катастрофические сценарии, включающиетеррористические атаки, саботаж посвященного лица,plowhshares действияикибернападения, также мыслимые.

В его книге, Нормальных несчастных случаях , Чарльз Перроуговорит, что многократные и неожиданные неудачи встроены в сложные и ядерные реакторные системы общества с сильной связью. Такие несчастные случаи неизбежны и не могут быть разработаны вокруг. До настоящего времени было три серьезных несчастных случая (основное повреждение) в мире с 1970, включив пять реакторов (один вТрехмильном Островев 1979; один вЧернобылев 1986; и три вФукусиме-Daiichiв 2011), соответствуя началу операции поколения II реакторов.

Безопасность ядерного оружия, а также безопасность военного исследования, включающего ядерные материалы, обычно обрабатывается агентствами, отличающимися от тех, которые наблюдают за гражданской безопасностью, по различным причинам, включая тайну. Есть продолжающиеся опасения по поводу террористических групп, приобретающих делающий ядерную бомбу материал.

Четкое соблюдение режима использования ядерной энергии является основой предотвращения и недопущения радиоактивного загрязнения окружающей естественной среды с целью как обеспечения жизни и здоровья людей, так и охраны окружающей среды, или, иначе говоря, с целью обеспечения радиационной безопасности. Именно соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, составляет основу обеспечения радиационной безопасности. Следовательно, ядерная и радиационная безопасность настолько тесно взаимосвязаны, что без соблюдения и обеспечения первой нельзя вести речь и надеяться на обеспечение второй. Нормы, правила и стандарты ядерной безопасности - это критерии, требования и условия обеспечения безопасности, во время использования ядерной энергии. их соблюдение является обязательным при осуществлении любого вида деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования отмеченных норм, правил и стандартов, принимаются с учетом рекомендаций международных организаций в сфере использования ядерной энергии.

Согласно определению МАГАТЭ основная цель ядерной безопасности - поддерживать радиоактивное облучение от ядерной установки (населения и персонала) на максимально возможном низком уровне как в процессе нормальной эксплуатации ядерной установки, так и в случае аварийного инцидента.

Радиационная безопасность призвана решить два основных задания:

Снижение уровня облучения персонала и населения к регламентированным границам, а также охрану окружающей естественной среды на основе комплекса медико-санитарных, гигиенических и правовых мероприятий;

Создание эффективной системы радиационного контроля, которая дала бы возможность оперативно регистрировать изменения разных параметров радиационной обстановки, на основе которых можно судить об уровне облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, и на этом основании принимать меры относительно нормализации радиационной обстановки в случае превышения допустимых уровней.

При этом основными в обеспечении радиационной безопасности являются принципы: нормирование, обоснование и оптимизации.

Принцип нормирования - это ограничение допустимых уровней индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующих излучений. Принцип обоснования - это запрещение (ограничение) всех видов деятельности по использованию источников ионизирующих излучений, за которых получена для человека и общества польза не превышает риска вероятного вреда, причиненного дополнительным к природному радиационному фону облучением.

Принцип оптимизации - это поддержка на допустимо низком и возможном для достижения уровни, с учетом экономических и социальных факторов, индивидуальных доз облучения и количества облученных лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Обзор ядерных процессов и проблем безопасности

Ядерное оружие

Способное к ядерному делению топливо, такое как уран и плутоний и их извлечение, хранение и использование

:- Радиоактивные материалы, используемые для медицинского, диагностического, батарей для некоторых космических проектов и целей исследования

Ядерные отходы, остаток радиоактивных отходов ядерных материалов

Власть ядерного синтеза, технология в долгосрочной разработке

Незапланированный вход ядерных материалов в биосферу и пищевую цепь (живущий заводы, животные и люди), если вдохнуто или глотается.

За исключением термоядерного оружия и экспериментального исследования сплава, все проблемы безопасности, определенные для ядерной энергии, происходят от потребности ограничить биологическое внедрение преданной дозы (токсичность) и эффективная доза из-за радиоактивности тяжелых способных к ядерному делению материалов, ненужных побочных продуктов, и от рисков незапланированных или безудержных аварий на ядерном объекте.

Ядерная безопасность поэтому покрывает в минимуме: -

Извлечение, транспортировка, хранение, обработка и избавление от способных к ядерному делению материалов

Безопасность генераторов ядерной энергии

Контроль и безопасное управление ядерным оружием, ядерный материал, способный к использованию в качестве оружия и другим радиоактивным материалам

Безопасная обработка, ответственность и использование в промышленном, медицинском и контекстах исследования

Избавление от ядерных отходов

Ограничения на воздействие радиации

Ответственные агентства

На международном уровне Международное агентство по атомной энергии«работает с его государствами-членами и многократными партнерами во всем мире, чтобы продвинуть безопасные, безопасные и мирные ядерные технологии». Некоторые ученые говорят, чтояпонские аварии на ядерном объекте 2011 годапоказали, что ядерная промышленность испытывает недостаток в достаточном надзоре, приводя к призывам, с которыми повторно выступают, чтобы пересмотреть мандат МАГАТЭ так, чтобы это могло лучшие полицейские атомные электростанции во всем мире. Есть несколько проблем с МАГАТЭ, говорит Наймедин Мескати из университета южной Калифорнии:

Это рекомендует стандарты безопасности, но государства-члены не обязаны соответствовать; это продвигает ядерную энергию, но это также контролирует ядерное использование; это - единственная глобальная организация, наблюдая за ядерной промышленностью, все же это также пригнуто, проверив соответствие Договору о нераспространении ядерного оружия (NPT).

У многих стран, использующих ядерную энергию, есть специальные учреждения, наблюдающие и регулирующие ядерную безопасность. Гражданская ядерная безопасность в США отрегулирована Комиссией по ядерному урегулированию (NRC). Однако критики ядерной промышленности жалуются, что регулятивные органы слишком переплетены с inustries сами, чтобы быть эффективными. КнигаМашина Судного Дня , например, предлагает серию примеров национальных регуляторов, как они выразились "не регулирование, просто махнув" (игра слов при отказе ), чтобы утверждать, что, в Японии, например, «регуляторы и отрегулированный долго были друзьями, сотрудничая, чтобы возместить сомнения в общественности, воспитываемой на ужасе ядерных бомб». Другие предлагаемые примеры включают:

В Соединенных Штатах опасному обычаю, посредством чего только сторонникам ядерной промышленности разрешают контролировать его и лоббисты, позволили иметь эффективное вето по регуляторам.

В Китае, где Канг Риксин, бывший генеральный директор принадлежащей государству China National Nuclear Corporation, был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме в 2010 для принятия взяток (и другие злоупотребления), вердикт, вызывающий вопросы о качестве его работы над безопасностью и кредитоспособностью ядерных реакторов Китая.

В Индии, где ядерный регулятор сообщает национальной Комиссии по атомной энергии, которая защищает здание атомных электростанций там и председателя Атомной энергии, Регулирующий Совет, С. С. Бэджэдж, был ранее высшим руководителем в Nuclear Power Corporation Индии, компании, которую он теперь помогает отрегулировать.

В Японии, где регулятор сообщает Министерству Экономики, Торговли и Промышленности, которая открыто стремится продвинуть ядерную промышленность и посты министерства и ключевые должности в ядерном бизнесе, переданы среди того же самого маленького круга экспертов.

Книга утверждает, что ядерная безопасность поставилась под угрозу подозрением, что, поскольку Эйсэку Сато, раньше губернатор провинции Фукусима (с ее позорным ядерным реакторным комплексом), поместил его регуляторов: “Они все одного поля ягода”.

Безопасность ядерных установок и материалов, которыми управляет американское правительство для исследования, производства оружия, и теми, которые приводят военный корабли в действие, не управляет NRC. В британской ядерной безопасности отрегулирован Офисом для Ядерного Регулирования(ONR) и Defence Nuclear Safety Regulator (DNSR).Австралийская служба радиационной защиты и ядерной безопасности (ARPANSA)- Федеральный орган власти, который контролирует и определяет солнечное излучение и ядерные радиационные риски в Австралии. Это - основная часть, имеющая дело с ионизацией и неатомной радиацией, и издает материал относительно радиационной защиты.

Другие агентства включают:

Autorité de sûreté nucléaire

Радиологический институт защиты Ирландии

Федеральное агентство по атомной энергиивРоссии

Kernfysische dienst, (NL)

Пакистан ядерный контролирующий орган

Bundesamt für Strahlenschutz, (DE)

Атомная энергия регулирующий Совет(Индия)

Атомная электростанция

Опасности ядерного материала

В настоящее время есть в общей сложности 47 000 тонн ядерных отходов высокого уровня, хранивших в США. Ядерные отходы - приблизительно 94%-й Уран, Плутоний на 1,3%, 0,14% другие Актинидыи продукты расщепления на 5,2%. Приблизительно 1,0% этих отходов состоит из долговечных изотопов Se, Цирконий, Те, Фунт, Sn, я и Cs. Короче жил изотопы включая Сэра, Сэра, Рутений, Sn, Cs, Cs, и пополудни составьте 0,9% в один год, уменьшившись до 0,1% в 100 лет. Остающиеся 3.3-4.1% состоят из нерадиоактивных изотопов. Есть технические проблемы, поскольку предпочтительно запереть долговечные продукты расщепления, но проблема не должна быть преувеличена. У одной тонны отходов, как описано выше, есть измеримая радиоактивностьприблизительно 600 ТБк, равных естественной радиоактивности в одном км земной коры, которую, если похоронено, добавили бы только 25 частей за триллион к полной радиоактивности.

Различие между недолгими ядерными отходами высокого уровня и долговечными отходами низкого уровня быть иллюстрированным следующим примером. Как указано выше одна родинка и меня и меня выпуск 3x10 распадается в период, равный одной полужизни. Я распадаюсь с выпуском 970 кэВ, пока я распадаюсь с выпуском 194 кэВ энергии. 131 г из я был бы поэтому выпуск 45 Gigajoules более чем восемь дней, начинающихся по начальному уровню 600 EBqвыпуск90 киловаттс последним радиоактивным распадом, происходящим в двух годах. Напротив, 129 г из я был бы поэтому выпуск 9 Gigajoules более чем 15,7 миллионов лет, начинающихся по начальной ставке850 МБк, выпускающих25 микроваттс радиоактивностью, уменьшающейся меньше чем на 1% за 100 000 лет.

Одна тонна ядерных отходов также сокращает выбросы COна 25 миллионов тонн.

Радионуклиды, такие как я или я, могу быть очень радиоактивным, или очень долговечным, но они не могут быть обоими. Одна родинка я (129 граммов) подвергаюсь тому же самому числу распадов (3x10) за 15,7 миллионов лет, как делает одну родинку меня (131 грамм) за 8 дней. Я поэтому очень радиоактивен, но исчезаю очень быстро, пока я выпускаю очень низкий уровень радиации в течение очень долгого времени. Два долговечных продукта расщепления,Технеций 99(полужизнь 220 000 лет) иЙод 129(полужизнь 15,7 миллионов лет), представляют несколько больший интерес из-за большего шанса входа в биосферу.transuranicэлементы в отработанном топливе -Neptunium-237(полужизнь два миллиона лет) иПлутоний 239(полужизнь 24 000 лет). также останется в окружающей среде в течение долгих промежутков времени. Более полное решение обоих проблема обоихАктинидови к потребности в низкоуглеродной энергетике может быть составным быстрым реактором. Одна тонна ядерных отходов после полного ожога в реакторе IFR будет препятствовать тому, чтобы 500 миллионов тоннCOвошли в атмосферу. Иначе, хранилище отходов обычно требует лечения, сопровождаемого долгосрочной стратегией управления, включающей постоянное хранение, распоряжение или преобразование отходов в нетоксичную форму.

Правительства во всем мире рассматривают диапазон утилизации отходов и вариантов распоряжения, обычно включая глубоко-геологическое размещение, хотя там был ограничен продвижение к осуществлению долгосрочных решений утилизации отходов. Это частично, потому что рассматриваемые периоды, имея дело с радиоактивными отходами колеблются от 10 000 до миллионов лет, согласно исследованиям, основанным на эффекте предполагаемых радиационных доз.

Так как часть атомов радиоизотопа, распадающихся за единицу времени, обратно пропорциональна его полужизни, относительная радиоактивность количества похороненных человеческих радиоактивных отходов уменьшалась бы в течение долгого времени по сравнению с естественными радиоизотопами (такими как цепь распада 120 триллионов тонн тория и 40 триллионов тонн урана, которые являются при относительно концентрациях следа частей за миллион каждогопо 3 корки * 10-тонная масса). Например, по периоду тысяч лет, после того, как самые активные короткие полужизненные радиоизотопы распались, хоронить американские ядерные отходы увеличит радиоактивность в лучших ногах 2000 года скалы и почвы вСоединенных Штатах(10 миллионов км)≈1 часть в 10 миллионах по совокупной суммеестественных радиоизотоповв таком объеме, хотя у близости места была бы намного более высокая концентрация искусственного метрополитена радиоизотопов, чем такое среднее число.

Культура безопасности и человеческие ошибки

Одно относительно распространенное понятие в обсуждениях ядерной безопасности - понятие культуры безопасности. International Nuclear Safety Advisory Group, определяет термин в качестве “личного посвящения и ответственности всех людей, занятых любой деятельностью, у которой есть влияние на безопасность атомных электростанций”. Цель состоит в том, чтобы “проектировать системы, которые используют способности человека соответствующими способами, которые защищают системы от человеческих слабостей, и которые защищают людей от опасностей, связанных с системой”.

В то же время есть некоторые доказательства, что эксплуатационные методы не легко изменить. Операторы почти никогда не следуют инструкциям и письменным процедурам точно, и “нарушение правил, кажется, довольно рационально учитывая фактические ограничения рабочей нагрузки и выбора времени, при которых операторы должны сделать свою работу”. Много попыток улучшить культуру ядерной безопасности “были даны компенсацию людьми, приспосабливающимися к изменению непредсказанным способом”.

Согласно директору Юго-Восточной Азии и Океании Аревой, Селене Ын,ядерная катастрофа ФукусимыЯпонии - «огромный призыв к действию для ядерной промышленности, которая не всегда была достаточно прозрачна о проблемах безопасности». Она сказала, что «Было своего рода самодовольство перед Фукусимой, и я не думаю, что мы можем позволить себе иметь то самодовольство теперь».

Оценка, проводимая Commissariat à l’Énergie Atomique (CEA) во Франции, пришла к заключению, что никакая сумма технических инноваций не может устранить риск вызванных человеком ошибок, связанных с деятельностью атомных электростанций. Два типа ошибок считали самыми серьезными: ошибки передали во время деятельности на местах, такой как обслуживание и тестирование, которое может вызвать несчастный случай; и человеческие ошибки сделали во время маленьких несчастных случаев тот каскад к полному провалу.

Согласно Микле Шнайдеру, реакторная безопасность зависит, прежде всего, от "культуры безопасности", включая качество обслуживания и обучения, компетентности оператора и трудовых ресурсов и суровости регулирующего надзора. Таким образом, лучше разработанный, более новый реактор - не всегда более безопасный, и более старые реакторы не обязательно более опасны, чем более новые. Островной несчастный случай Трех миль 1979 года в Соединенных Штатах произошел в реакторе, который начал операцию только тремя месяцами ранее, иЧернобыльская катастрофапроизошла только после двух лет операции. Серьезная потеря хладагента произошла во французском реакторе Civaux-1 в 1998, спустя меньше чем пять месяцев после запуска.

Однако, безопасный завод разработан, чтобы быть, он управляется людьми, которые подвержены ошибкам. Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторовговорит, что операторы должны принять меры против самодовольства и избежать самонадеянности. Эксперты говорят, что «самым большим единственным внутренним фактором, определяющим безопасность завода, является культура безопасности среди регуляторов, операторов и трудовых ресурсов - и создание такой культуры не легко».

Риски

Обычный риск для здоровья и выбросы парниковых газов от власти ядерного деления маленькие относительно связанных с углем, но есть несколько «катастрофических рисков»:

Чрезвычайная опасность радиоактивного материала в электростанциях и ядерной технологии в и себя так известна, что американское правительство было побуждено (при убеждении промышленности) предписать условия, которые защищают ядерную промышленность от отношения полного бремени таких неотъемлемо опасных ядерных операций. Закон о Цене-Andersonограничивает ответственность промышленности в случае несчастных случаев, и закон о политике Ядерных отходов 1982 года обвиняет федеральное правительство в ответственности за то, что постоянно хранили ядерные отходы.

Плотность населения - одна критическая линза, через которую должны быть оценены другие риски, говорит Лорент Стрикер, ядерный инженер и председатель Мировой Ассоциации Ядерных Операторов:

У завода KANUPPв Карачи, Пакистан, есть большинство людей - 8,2 миллионов - живущий в пределах 30 километров ядерной установки, хотя у этого есть всего один относительно маленький реактор с продукцией 125 мегаватт. Затем в лиге, однако, намного более крупные заводы - 1 933 мегаватта Тайваня завод Кошэна с 5,5 миллионами человек в пределах 30-километрового радиуса и 1 208 мегаватт завод Чина Шана с 4,7 миллионами; обе зоны включают столицу Тайбэя.

172 000 человек, живущих в пределах 30-километрового радиуса атомной электростанции Фукусимы Daiichi, вынудили или советовали эвакуировать область. Более широко анализ 2011 года по своей природе и Колумбийский университет, Нью-Йорк, показывают, что приблизительно у 21 ядерной установки есть население, более многочисленное, чем 1 миллион в пределах 30-километрового радиуса, и у шести заводов есть население, более многочисленное, чем 3 миллиона в пределах того радиуса.

События Черного лебедя- очень маловероятные случаи, у которых есть большие последствия. Несмотря на планирование, ядерная энергия всегда будет уязвима для событий черного лебедя:

Редкий случай – особенно тот, который никогда не происходил – трудно предвидеть, дорогой, чтобы запланировать и легкий обесценить со статистикой. Просто, потому что что-то, как только предполагается, происходит, каждые 10,000 лет не означает, что это не произойдет завтра. По типичной 40-летней жизни завода могут также измениться предположения, как они сделали 11 сентября 2001, в августе 2005, когда ураган Катрина ударил, и в марте 2011, после Фукусимы.

Список потенциальных событий черного лебедя «damningly разнообразен»:

Ядерные реакторы и их лужицы отработанного топлива могли быть целями террористов, пилотирующих угнанные самолеты. Реакторы могут быть расположены ниже дамб, которые, должен они когда-либо разрывать, мог развязать крупные наводнения. Некоторые реакторы расположены близко к ошибкам землетрясения или береговым линиям, опасному сценарию как этот, который появился в Трехмильном Острове и Фукусиме – катастрофическая неудача хладагента, перегревание и таяние радиоактивных топливных стержней и выпуск радиоактивного материала.

Вне базисных событий дизайна

Фукусима I аварий на ядерном объектебыли вызваны «вне базисного события дизайна», цунами и связанные землетрясения были более сильными, чем завод, была разработана, чтобы приспособить, и несчастный случай происходит непосредственно из-за цунами, переполняющего также низкую дамбу. С тех пор возможность непредвиденных вне базисных событий дизайна была главным беспокойством об операторах завода.

Прозрачность и этика

Согласно антиядерной активистке Стефани Кук, трудно знать то, что действительно идет на внутренние атомные электростанции, потому что промышленность покрыта тайной. Корпорации и правительства управляют тем, какая информация сделана доступной общественности. Кук говорит, «когда информация сделана доступной, она часто выражается на жаргоне и непостижимой прозе».

Кеннетт Бенедикт сказала, что ядерная технология и эксплуатации установки продолжают испытывать недостаток в прозрачности и относительно закрываться для общественного мнения:

Несмотря на победы как создание Комиссии по атомной энергии, и позже Ядерной Регулярной Комиссии, тайна, которая началась с манхэттенского Проекта, имела тенденцию проникать в гражданской ядерной программе, а также программах защиты и вооруженных силах.

В 1986 советские чиновники удержали сообщать о Чернобыльской катастрофе в течение нескольких дней. Операторы АЭС Фукусима, Tokyo Electric Power Co, также подверглись критике за то, что они не быстро раскрыли информацию о выпусках радиоактивности от завода. Президент России Дмитрий Медведев сказал, что в ядерных чрезвычайных ситуациях должна быть большая прозрачность.

Исторически много ученых и инженеров приняли решения от имени потенциально пострадавшего населения о том, приемлем ли особый уровень риска и неуверенности для них. Много ядерных инженеров и ученых, которые приняли такие решения, даже на серьезных основаниях, касающихся долгосрочной энергетической доступности, теперь полагают, что выполнение так без информированного согласия неправильное, и что безопасность ядерной энергии и ядерные технологии должны базироваться существенно на морали, а не просто на технических, экономических и деловых соображениях.

Неядерные фьючерсы: Случай для Этической энергетической Стратегии - книга 1975 года Амори Б. Ловинси Джона Х. Прайса. Главная тема книги - то, что самые важные части дебатов ядерной энергии не технические споры, но касаются личностных ценностей и являются законной областью каждого гражданина, ли технически обученный или нет.

Ядерный и аварии, связанные с радиационным поражением

У ядерной промышленности есть превосходные показатели по технике безопасности, и смертельные случаи в час мегаватта являются самыми низкими из всех главных источников энергии. Согласно Цзыа МянюиАлександру Глэзеру, «прошлые шесть десятилетий показали, что ядерная технология не терпит ошибку». Ядерная энергия - возможно, основной пример того, что называют ‘рискованными технологиями с ‘катастрофическим потенциалом’, потому что “независимо от того, как эффективные обычные устройства безопасности, есть форма несчастного случая, который неизбежен, и такие несчастные случаи - "нормальное" последствие системы”. Короче говоря, нет никакого побега из системных отказов.

Безотносительно позиции, которую каждый занимает в дебатах ядерной энергии, возможность катастрофических несчастных случаев и последовательных экономических затрат нужно рассмотреть, когда ядерная политика и инструкции создаются.

Защита ответственности несчастного случая

Кристин Шрэдер-Фречеттсказала, «если бы реакторы были безопасны, ядерные отрасли промышленности не потребовали бы гарантируемый правительством, защита ответственности несчастного случая, как условие для их электричества создания». Никакая компания по личному страхованию или даже консорциум страховых компаний «не взяли бы на себя внушающие страх обязательства, являющиеся результатом серьезных аварий на ядерном объекте».

Ханфордское место

Ханфордское Место- главным образом списанныйядерныйпроизводственный комплекс наКолумбиив штате СШАВашингтона, управляемогофедеральным правительством Соединенных Штатов. Плутоний, произведенный на месте, использовался в первойядерной бомбе, испытанной наместе Троицы, и вТолстом Человеке, бомба, взорваннаяпоНагасаки, Япония. Во времяхолодной войныпроект был расширен, чтобы включать девять ядерных реакторов и пять больших комплексовобработки плутония, которые произвели плутоний для большей части этих 60 000 оружия вамериканском ядерном арсенале. Многая из ранней техники безопасности и методов вывоза отходов была несоответствующей, и правительственные документы с тех пор подтвердили, что действия Ханфорда выпустили существенное количество радиоактивных материалов в воздух и Колумбию, которая все еще угрожает здоровью жителей и экосистем. Производственные реакторы оружия были выведены из эксплуатации в конце холодной войны, но десятилетия производства оставленного позади из радиоактивных отходоввысокого уровня, дополнительные из твердых радиоактивных отходов, загрязненной грунтовой воды ниже места и случайные открытия недокументированных загрязнений, которые замедляют темп и поднимают затраты на очистку. Ханфордское место представляет две трети национальных радиоактивных отходов высокого уровня объемом. Сегодня, Ханфорд - наиболее загрязненный ядерный объект в Соединенных Штатах и является центром самой большой в странеэкологической очистки.

Чернобыльская катастрофа 1986 года

Чернобыльская катастрофа была аварией на ядерном объекте, которая произошла 26 апреля 1986 в Чернобыльской АЭСвУкраине. Взрыв и огонь выпустили большие количества радиоактивного загрязнения в атмосферу, которые распространяются по большой части Западного СССР и Европы. Это считают худшим несчастным случаем атомной электростанции в истории и является одним из только двух классифицированных как событие уровня 7 вМеждународном Ядерном Масштабе Событий(другой являющийсяядерной катастрофой Фукусимы Daiichi). Сражение, чтобы содержать загрязнение и предотвратить большую катастрофу в конечном счете вовлекло более чем 500 000 рабочих и стоило приблизительно 18 миллиардов рублей, подрывая советскую экономику.

Несчастный случай поставил вопросы о безопасности атомной промышленности, замедлив ее расширение в течение многих лет.

UNSCEARпровел 20 лет подробного научного и эпидемиологического исследования в области эффектов Чернобыльской аварии. Кроме 57 прямых смертельных случаев в самом несчастном случае, UNSCEAR предсказал в 2005, что до 4 000 дополнительных смертельных случаев от рака, связанных с несчастным случаем, появятся «среди этих 600 000 человек, получающих более значительные воздействия (ликвидаторы, работающие в 1986–87, эвакуируемые и жители большинства зараженных участков)». Россия, Украина и Белоруссия были обременены продолжающейся и существенной дезинфекцией и затратами на здравоохранение Чернобыльской катастрофы.

Одиннадцать из реакторов России имеют тип RBMK 1000, подобный тому вЧернобыльской АЭС. Некоторые из этих реакторов RBMK должны были первоначально быть закрыты, но были вместо этого даны жизненные расширения и завышены в продукции приблизительно на 5%. Критики говорят, что эти реакторы имеют «неотъемлемо небезопасный дизайн», который не может быть улучшен посредством модернизаций и модернизации, и некоторые реакторные части невозможно заменить. Российские группы защитников окружающей среды говорят, что пожизненные расширения «нарушают российский закон, потому что проекты не подверглись экологическим экспертизам».