Закон фсс по выплате капитализированных платежах. О капитализированных платежах…. Гражданин передает право требования

Во время судебных процессов очень часто возникают вопросы, связанные с капитализацией выплат при введении процедуры банкротства на предприятие. По этому поводу Высший Арбитражный Суд выработал определенные советы, которые мы и рассмотрим.

  • На данный момент представлять дела о несостоятельности предприятий как орган государственной власти, обязана налоговая служба. Важно то, что требования Фонда соцстрахования к уже признанному банкротом задолжавшему предприятию (страхователю) об уплате капитализированных средств фонду или же о капитализации выплат гражданам, имеющим право на получение выплат по страховке, представляются в конкретном деле о несостоятельности именно налоговой службой. Подобные требования относят к третьей очереди и рассматриваются в судебном порядке.
  • На стадии конкурсного производства суд обязан объяснить определенному кругу лиц о наличии у них права согласится на переход их права требования к должнику непосредственно государству. Также этим лицам необходимо разъяснить последствия подобного согласия (повременные платежи будут производиться уже государству). К этому кругу лиц относят граждан, которые пострадали от должника (был причинен вред жизни или здоровью), застрахованных граждан и тех, которые по какой-либо причине имеют право на получение страховой выплаты.

В случае согласия данных лиц, они обязаны подать соответствующее заявление. Указанные граждане к решению этого вопроса могут не привлекаться, и тогда суд единолично принимает решение о согласии данных лиц. Они могут обжаловать такое решение в установленном законом порядке.

Обязательство должника перед данными лицами полностью перейдет к государству.

  • Важным является то, что дата возникновения требований указанных лиц (о возмещении причиненного вреда здоровью или жизни) значения не имеет. Рассматриваются и те требования, которые возникли после введения процедуры банкротства (до ее завершения).

В очередности, установленной законам, ежемесячно производятся выплаты по указанным выше требованиям. По ним капитализация будущих выплат будет осуществляться после уплаты текущих платежей. При этом одновременно будет осуществляться капитализация выплат по требованиям, относящимся к первой очереди (если они были должным образом включены в соответствующий реестр согласно действующему закону).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Каким образом при ликвидации предприятия производится капитализация платежей, причитающихся потерпевшему в связи с увечьем?

По общему правилу выплата сумм в возмещение вреда производится работодателем, ответственным за вред, или его правопреемником (ст. 42 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.92 N 4214-1; далее — Правила).

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). В связи с этим Правилами предусмотрена гарантия продолжения выплат и для тех случаев, когда правопреемника не имеется. Поскольку предполагается, что с момента ликвидации права и обязанности юридического лица к другим субъектам не переходят, ст. 32 Правил предусмотрена для таких юридических лиц обязанность капитализировать и внести в органы государственного страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда своему работнику. Аналогично решен указанный вопрос и в части второй ГК РФ (ст. 1093).

Для этого в соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также ст. 32 Правил ликвидационный баланс, составляемый при ликвидации предприятия, должен быть утвержден лишь после капитализации сумм, необходимых для выплаты возмещения вреда в будущем, и перечисления их органам государственного страхования. В состав ликвидационной комиссии включается представитель органа государственного страхования.

Иными словами, юридическое лицо, обязанное в силу ст. 64 ГК РФ при ликвидации удовлетворить требования кредиторов, должно в первую очередь установить размер требований граждан, перед которыми оно несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Определение размера долга как раз и осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей. Капитализация представляет собой подсчет денежных средств на настоящий момент, которые должно было бы выплатить юридическое лицо пострадавшему в будущем до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет. При этом используется размер соответствующих повременных платежей, установленный на дату составления ликвидационного баланса. Указанный порядок, по нашему мнению, правомерно применять ликвидирующимся юридическим лицам, так как нами по аналогии были использованы основные правила, содержащиеся также в п. 1 ст. 107 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В силу статей 32 и 42 Правил (см. комментарий к этим статьям) дальнейшая выплата повременных платежей пострадавшему будет производиться органом, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда, т.е. страховой организацией. Если даже капитализированных платежей недостаточно для продолжения возмещения, выплата должна производиться указанными организациями в порядке и по нормам, установленным Правилами. То есть после получения капитализированной суммы и заключения соответствующего договора органы государственного страхования выплачивают указанным лицам суммы в возмещение вреда в том же размере и в те же сроки, какие были обязательны для ликвидированных предприятий, учреждений и организаций.

Ряд сложностей вызывал на практике вопрос о плательщике возмещения вреда, если предприятие — причинитель вреда ликвидировано без правопреемника и капитализация платежей в возмещение вреда не произведена. На первый взгляд, ответ содержится в тексте ст. 32 Правил: в этом случае иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

Ранее в таких ситуациях плательщиком выступало государство в лице Госстраха как единственной в то время государственной страховой организации. В сегодняшних условиях деятельностью по государственному страхованию занят целый ряд организаций. Поэтому можно констатировать тот факт, что содержащееся в Правилах решение оказалось неисполнимым, поскольку правовое положение органов страхования претерпело существенные изменения. К сожалению, в законе нет ответа на вопрос, какой конкретно орган государственного страхования должен выступить в качестве плательщика, взяв на себя обязанности государства.

Актуальность вопроса о возмещении вреда при ликвидации предприятия — причинителя вреда без капитализации средств сделала необходимым для Верховного Суда РФ высказать свою позицию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 24.08.95 при рассмотрении конкретного дела указала на следующее.

Из смысла закона вытекает, что в тех случаях, когда выплата возмещения за счет средств предприятия стала невозможной, государство в лице органов государственного страхования принимает на себя обязанность обеспечить надежную выплату потерпевшим работникам за счет денежных средств, принадлежащих государству.

На основании постановления Правительства РФ от 10.02.92 N 76 «О создании Российской государственной страховой компании» на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) — акционерное общество.

С принятием Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 «О страховании» страхование производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов. Причем страхование осуществляется исключительно по договорам о добровольном и обязательном страховании, осуществляемом на основании соответствующих законов (ст. 3). Каких-либо иных источников финансирования, помимо средств, поступивших на основании договоров, законом не предусмотрено.

Более того, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривающего создание и деятельность централизованных фондов, за счет которых осуществлялось финансирование страхования, Законом РФ «О страховании» создание таких фондов не предусмотрено. Государство в качестве гаранта платежеспособности страховщиков не выступает (ст. 27).

Таким образом, Закон РФ «О страховании», на основании которого действуют органы государственной страховой компании, не обеспечивает условий, при которых потерпевшие смогут получать денежные выплаты.

Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 101, органами государственного социального страхования в РФ являются названный Фонд, его центральные и региональные отделения и филиалы отделений.

Фонд социального страхования РФ управляет денежными средствами, которые являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Средства Фонда образуются за счет не только страховых взносов, но и ассигнований из республиканского бюджета. Фонд распоряжается государственными денежными средствами для нужд социального страхования.

В связи с этим, по мнению Верховного Суда РФ, именно за счет Фонда социального страхования должна быть гарантирована выплата возмещения в случаях, если соответствующие платежи, взысканные с работодателя, не были капитализированы в установленном законом порядке.

В связи с принятием судами решений о возложении на органы Фонда социального страхования РФ выплат по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в случаях ликвидации предприятия без капитализации платежей в возмещение вреда Фондом социального страхования РФ было составлено письмо от 30.11.95 N 05-454. В письме Фонд возражал против выполнения, по его мнению, не свойственной функции.

Вместе с тем в настоящее время до урегулирования соответствующего вопроса в законодательном порядке, по нашему мнению, для капитализации платежей ликвидирующемуся юридическому лицу следует заключать договор с организациями Росгосстраха, а в случае ликвидации предприятия без капитализации платежей заинтересованному лицу необходимо обращаться с иском к органам Фонда социального страхования РФ.

Переуступка прав на квартиру при банкротстве застройщика
Игорь, 30 июня 2017 года, 15:56

Здравствуйте. Квартира в доме Су-155 полностью оплачена. Договор долевого участия по 214-ФЗ зарегистрирован в органах госрегистрации. Есть положительное решение суда о включении в реестр требований. Акт приёмо-передачи не...

уважительность причин пропуска срока предъявления требования
Лариса, 25 мая 2017 года, 16:01

Добрый вечер! Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.08.2016 потребительский жилищно-строительный кооператив "НПЧ-строй" признан банкротом. Открыто конкурсное производство на 6 мес. Я являюсь пайщиком кооператива и купила 2-х комнатную квартиру...

Здравствуйте!такая ситуация,заказали памятник в ноябре 2016,сейчас,в мае только решили узнать,что с нашим памятником,а фирма оказывается обанкротилась.,что нам делать? Удасться ли вернуть заплаченную сумму?

Банкротство: Законодательство

Банкротство: Судебная практика

Для целей признания обоснованным требования дольщика и включения его в реестр требований кредиторов необходимо представление доказательств наличия договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и оплаты в рамках этого договора

«В случае ликвидации по каким бы то ни было основаниям предприятий (государственных, смешанных, кооперативных, общественных и частных) причитающиеся с них на основании судебных решений или по иным основаниям платежи за увечье или смерть в пользу потерпевшего лица или членов его семьи подлежат уплате последним через органы государственного страхования».

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 31.12.1928

«О капитализации пенсий и платежей за увечье или смерть, причитающихся с ликвидируемых предприятий»

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Закона № 125-ФЗ при ликвидации страхователя – юридического лица он (страхователь) обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ.

Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 № 863 «Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно ему ликвидируемое (в том числе в связи с признанием банкротом) юридическое лицо – страхователь по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи, предназначенные для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Размер капитализируемых платежей, как отражено в пункте 4 указанного Порядка, рассчитывается в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. Такая методика утверждена также Фондом социального страхования РФ в постановлении от 30.07.2001 № 72.

Методика расчета размера капитализируемых повременных платежей (далее Методика) базируется:

На нормативном методе формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

На применении коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц – страхователей;

На применении социальных норм и экономических нормативов, определяющих размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

У бюджетных учреждений-страхователей возникает вопрос: на какую статью классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по внесению в доход бюджета ФСС РФ капитализированных платежей? Ведь указанные расходы не могут быть в силу своей природы отнесены как на статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», так и на статью 220 «Приобретение услуг».

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.08.2007 № 74н, расходы по внесению в доход бюджета Фонда социального страхования РФ сумм капитализированных платежей для обеспечения социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления, а также по соответствующим показателям классификации расходов бюджетов, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий по ликвидации учреждения.

При этом в платежном поручении на внесение указанных платежей следует указать код 000 1 17 04000 01 0000 180 «Поступления капитализированных платежей предприятий » классификации доходов бюджетов Российской Федерации с указанием в 1 – 3-м разрядах кода значения 393 «Фонд социального страхования Российской Федерации».

Следует отметить, что нарушение порядка внесения страхователем капитализированных платежей страховщику влечет ответственность в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».