Жан жорес

Жан Жорес был известным лидером всемирного социалистического движения. Он одним из первых смог сформулировать принципы антикапитализма и пацифизма, отстаивая их во французском парламенте.

Внёс огромный вклад в развитие философии "левого толка". Написал множество научных трудов по философии и истории. Стал одним из символов сопротивления братоубийственной бойне, которая охватила Европу в 1914 году.

Биография Жана Жореса

Родился третьего сентября 1859 года в Лагендоке. Его отец был коммерсантом, однако дела шли не слишком успешно. С детства Жан проявлял интерес к науке и образованию. В восемнадцатилетнем возрасте поступает в парижский университет. Изучает философию, историю, педагогику и другие гуманитарные науки. Через четыре года оканчивает курс обучения и получения степень кандидата философских наук. Сразу после этого начинает преподавательскую деятельность в альбийском лицее. Через два года Жан Жорес перебирается в Тулузу, где устраивается на работу в местный университет.

Период идеализма

В молодости Жорес был весьма уверенным идеалистом. Он отстаивал первичность идеи перед материей, однако не сохранилось никаких трудов, описывающих его позицию в этом вопросе более конкретно. Но в 1885 году его взгляды меняются. Находясь в Тулузе, Жан Жорес всё больше уходит "влево" в политическом вопросе. Он начинает использовать марксистский принцип для понимания исторических процессов. При этом не является сторонником Маркса. Последний является ярым материалистом, что неприемлемо для Жореса. Поэтому француз пытается найти концепции примирения марксистских взглядов и идеализма. Такие попытки наиболее ярко выражены в споре философа с Полем Лафаргом.

В восемьдесят пятом году начинает активно участвовать в политической жизни. Избирается в парламент, но не входит в состав какой-либо партии. Публично высказывает поддержку социалистических идей, однако не определял свою позицию конкретно. Поэтому другие социалисты не считали Жореса за своего. Но уже тогда проявилось ораторское мастерство философа. На него обращали внимание, но из-за отсутствия чёткой позиции Жан Жорес не играл большой роли в парламенте.

Начало социалистического пути

После первых трёх лет в политике Жорес всё больше склоняется к социалистическому мировоззрению. Активно защищает социальные реформы и участвует в борьбе за права рабочих.

Фото Жана Жореса всё чаще появляется во французской прессе. Он получает имидж прекрасного оратора. Его речи впечатляют социалистов, за что те всё больше ему симпатизируют, несмотря на идеалистическую составляющую его взглядов. В девяносто втором году происходит серьёзный поворот во взглядах Жана. Он пишет философскую диссертацию по социализму на латыни, которая издаётся в Тулузе. К этому моменту он уже становится заместителем мэра по вопросам образования народа. Активно развивает местный университет. Во время одной из самых масштабных стачек девяностых годов выступает в поддержку протестующих. После их победы проходит в парламент в роли независимого социалиста.

Лидер левых сил

После нового избрания в парламент Жорес становится главной фигурой в стане социалистов. Его признают лидером всех социалистических партий. Несмотря на это, политик так и не сформулировал чётко свои взгляды и причины симпатий к социализму. Тем не менее он активно занимается объединением всех левых ради борьбы с существующим строем. Популярность в кругу радикалов во многом обеспечена ораторским мастерством философа. Его громкие речи затрагивают не только социалистов, но и буржуазную интеллигенцию других взглядов. В качестве движущей силы для борьбы за социальные права народа Жорес называет "социальную ненависть", что, безусловно, перекликается с классовой борьбой Маркса.

Против системы

В девяносто седьмом году всё французское общество охватывает обсуждение так называемого дела Дрейфуса.

Альфред Дрейфус работал в Генеральном штабе. В 1894 году произошла утечка секретной информации к германскому послу в Париже. На тот момент Германия считалась потенциальным противником Франции, поэтому руководство страны начало немедленное расследование. Крайним оказался Дрейфус и его осудили за шпионаж. Однако многие общественные деятели отметили сомнительность предоставленных следствием улик. Через три года началась кампания по реабилитации Дрейфуса. Жан принимал в ней активное участие, считая, что утечка была всего лишь закулисными играми французской верхушки, а Альфред просто оказался козлом отпущения.

Раскол левых и создание коалиции

Радикальная позиция политика по делу Дрейфуса вызвала раскол в среде социалистов. Многие центристы стали в оппозицию к Жоресу, а радикалы, наоборот, стали поддерживать его. Несмотря на это, в девяносто девятом году ему удаётся создать объединённый социалистический блок, в который вошли как радикалы, так и социал-демократы. После этого новая фракция фактически продавливает своё правительство. Через четыре года Жорес выступал на амстердамском съезде социалистов с резкой критикой немецких левых. Те придерживались позиции радикальной борьбы с буржуазными партиями, но при этом не могли получить серьёзного политического влияния в стране, несмотря на внушительную поддержку со стороны общества.

В том же году начинаются нападки со стороны социал-демократов во Франции. Идею компромисса с либеральными буржуазными партиями резко критикует Бебель. В 1905 году всё больше нарастает вражда между Францией и Германией, подогреваемая правительствами обеих стран.

Жорес основывает свою газету "Юманите", которая за короткий срок становится самым популярным левым изданием в стране. Его приглашают в Германию немецкие социалисты. Жан Жорес кратко описывает свои взгляды на взаимоотношения между этими двумя народами, чем вызывает недовольство немецкого правительства. Несмотря на все трудности, Жорес всё же приезжает в Берлин и произносит пламенную речь о мире и единстве пролетариата. Речь становится очень популярной среди левых и вызывает негодование националистов с обеих сторон.

Антимилитаристская кампания

В начале двадцатого века выходят исторические труды, которые написал Жан Жорес. "Социалистическая история французской революции" становится очень популярной как на родине, так и за рубежом. В своей публичной деятельности философ всё больше внимания уделяет проблемам милитаризма. Будучи пацифистом, Жан активно выступает против нагнетания милитаристской истерии. Активно агитирует за переговоры с Германией с целью поиска компромисса.

В мае тринадцатого года организовывает огромный антивоенный митинг в центре Парижа. Правительство Франции видит в Жоресе опасность и регулярно предлагает ему отказаться от своих убеждений.

В тринадцатом году война уже буквально витает в воздухе. Поэтому многие левые абсолютно всю свою деятельность посвящают антивоенной пропаганде. Когда в Европе началась эскалация конфликта, многие левые выступили с резолюцией о совместной борьбе пролетариата против войны, её подписал и Жан Себастьян Жорес. Биография политика не похожа на жизненный путь типичного радикала. Но, несмотря на это, погиб Жорес не своей смертью, и причиной тому послужили его взгляды.

Убийство философа накануне войны

Угрозы в свой адрес Жан получал на протяжении года. Францию охватила националистическая истерия.

Националисты ненавидели пацифистов, а правительство только подстрекало такие настроения. В итоге тридцать первого июля 1914 года Жорес был убит в центре Парижа националистом Раулем Вилленом.

В середине двадцатого века Жореса реабилитировали. Его именем названы улицы во Франции, Германии и на территории бывшего Советского Союза. Он стал настоящим символом борьбы за человечность во время братоубийственной войны. В Париже ему установили памятник.

Краткая биография Жана Жореса была представлена в советских учебниках по истории и политологии.

Jaures, (Auguste-Marie-Joseph-) Jean) (1859-31 июля 1914) - знаменитый французский социалист и выдающийся оратор. Жорес пережил длинную эволюцию, прежде чем примкнул к социалистическому движению. Сначала Жорес принадлежал к буржуазным радикалам, которые способствовали его избранию в палату депутатов в 1885 г. В 1892 г. он становится независимым социлистом и проходит в палату депутатов уже от рабочих. С 1902 г. он состоит членом французской социалистической партии и является лидером ее парламентской фракции. Жорес никогда не был марксистом и очень часто проводил оппортунистическую линию. Особенно ярко это проявилось в его поддержке Мильерана, рискнувшего, вопреки социалистической традиции, вступить в буржуазное министерство Вальдека-Руссо в 1899 г. Жорес верил в постепенную демократизацию буржуазного общества, разделяя основные реформистские идеи. В 1904 г. Жорес становится редактором центрального органа социалистической партии "LHumanite" ("Человечество"), каковым остается до самой смерти. Выдающимися заслугами Жореса во французском и международном рабочем движении является его борьба с реакцией во время процесса Дрейфуса и его борьба против милитаризма. Жорес горячо добивался замены постоянной армии народной милицией и сокращения срока военной службы. Будучи пацифистом, Жорес надеялся предотвратить надвигавшуюся мировую войну мирными способами: переговорами с капиталистическим правительством, агитацией и вообще давлением общественного мнения. Накануне мировой войны он был предательски убит одним из агентов правительства, опасавшегося агитации Жореса против войны. Жорес пользовался большой популярностью среди французского пролетариата. /Т. 13/

Жорес оставил после себя книги: "La Guerre Franco-allemande 1870-1871" о Франко-прусской войне и замечательное исторически теоретическое изучение войны и организации массовых народных армий "LArmee nouvelle".

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖОРЕС Жан

(3 сент. 1859 – 31 июля 1914) – деятель франц. и междунар. рабочего движения, борец против милитаризма и войны, историк, философ и социолог. Проф. философии Тулузского ун-та (1883–85;1889–93). Будучи избран в парламент, Ж. примыкал к бурж. радикалам (1885–89). В 1893 Ж. возвратился в парламент уже с социалистич. убеждениями, возглавляя группу радикал-социалистов; в 1902 Ж. и его сторонники создали франц. социалистич. партию, к-рая в 1905 слилась с руководимой Гедом Социалистич. партией Франции; руководство в объединенной франц. социалистич. партии захватили жоресисты. Ж. – основатель и редактор (1904 – 14) центр. органа партии – газ. "Humanit?", ставшей впоследствии органом ЦК Франц. коммунистич. партии. В философии Ж., к-рую он сам называл пантеизмом, наблюдается эклектич. сочетание идеалистич. идей с нек-рыми материалистич. положениями. Убежденный борец против клерикальной реакции, Ж. решительно отвергал существование стоящего над миром личного бога традиционных религий (см. "Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., P., 1958, p. 137–39). Он доказывал, что материя существует вечно и что чувственный мир реален. Однако эта реальность чувственного мира, согласно Ж., есть результат его причастности к некоему безличному богу, называемому "абсолютным сознанием"; это сознание объемлет все, является высшей реальностью, "я всех я, единством всех единств, истиной всех истин" ("De la r?alit? du monde sensidle", P., 1902, p. 427). Эклектизм Ж. связан с гилозоистич. убеждением в том, что "сознание неотделимо от того, что называется материей", что "мир повсюду полон жизни, чувства и мысли" ("Cours de philosophie", в журн.: "Europe", oct.-nov., 1958, p. 135). Идеализм проявился и в понимании Ж. обществ. жизни. Отрывая развитие человечества от развития общества, Ж. считал, что историч. эволюции человека предшествовала его психологич. эволюция, в ходе к-рой образовались осн. черты человеч. характера (эстетич. чувство, потребность в единении и т.д.); эти черты оказывают затем постоянное влияние на историч. эволюцию, модифицируя ее (см. "Idealisme et mat?rialisme dans la conception de l´histoire", Lille, 1901; рус. пер. "Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Доклад Ж. Жореса и ответ П. Лафарга", СПБ, 1906, с. 12–13). Пропагандируя ряд положений учения Маркса (напр., теорию прибавочной стоимости), Ж. не принимал марксизма в целом, упрекал его в односторонности. Стремясь все примирить, Ж. пытался доказать, что материалистич. и идеалистич. понимание истории не исключают, а дополняют друг друга, поэтому необходим их синтез (см. тамже, с. 17–18). Несостоятельность этих взглядов Ж. была убедительно показана Лафаргом (см. тамже, с. 19–38). Социализм для Ж. вытекал не из объективных закономерностей обществ. развития, а из требований совести, был постулатом практич. разума ("О первых проявлениях немецкого социализма у Лютера, Канта, Фихте и Гегеля" – "De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel", 1891). В прямой связи с таким пониманием социализма находится этич. социализм совр. франц. социалистов, к-рые часто ссылаются на Ж. как на своего предшественника. Истолковывая социализм в бурж.-демократич. духе, Ж. рассматривал его как прямое продолжение дела франц. бурж. революции конца 18 в., как последоват. проведение республиканизма. Будучи реформистом в политике, Ж. отрицательно относился к революции и диктатуре пролетариата, надеясь на мирное преобразование капиталистич. общества в социалистическое путем национализации гос-вом (к-рое Ж. считал надклассовой силой) капиталистич. предприятий и привлечения рабочих к их управлению, а также путем развития кооперативов (см. критику В. И. Ленина, Соч., т. 16, с. 249–57). Ж. приветствовал вхождение в бурж. пр-во франц. социалиста Мильерана. Он преувеличивал значение парламентских методов борьбы за социализм, возлагая все надежды на победу рабочего класса на выборах. Партию Ж. рассматривал только как избират. аппарат. Несмотря на серьезные теоретич., политич. и тактич. ошибки, своей страстной борьбой против всех форм социальной несправедливости (напр., дело Дрейфуса), разоблачением эксплуататорской сущности капиталистич. строя, выступлениями против колониальной экспансии, милитаризма и войн Ж. завоевал широкую популярность во франц. народе. "Война, – говорил Ж., – как и прямая эксплуатация труда рабочего, является одним из проявлений капитализма, и пролетариат может вести систематическую и эффективную борьбу против войны, подобно тому как он предпринял систематическую и эффективную борьбу против эксплуатации рабочей силы" ("Textes choisis", t. 1, P., 1959, p. 129). В 1896 Ж. писал, что социалисты отвергают колониальную политику, "потому что она ведет к расточительству богатств и сил, которые отныне должны быть направлены на улучшение участи народа. Мы отвергаем ее потому, что она есть самое плачевное следствие капиталистического режима, который, не вознаграждая всего труда и суживая потребление у себя в стране, должен путем завоеваний и насилия создавать вдали новые рынки. Мы ее отвергаем, наконец, потому, что во всех колониальных экспедициях несправедливость капитализма увеличивается, сочетаясь с крайней коррупцией" (там же, р. 97). Решит. антивоен. выступления Ж. вызвали озлобление шовинистов. Накануне 1-й мировой войны Ж. был убит. Лучшие традиции деятельности Ж. продолжают и развивают ФКП, мировое коммунистическое движение. Соч.: Oeuvres, v. 1–9, P., 1931–39; Е?tudes socialistes, 2 ?d., P., 1902; Histoire socialiste de la r?volution fran?aise, t. 1–8, 1922–27; Textes choisis, 1–Contre la guerre et politique coloniale, P., ; [Рец. на кн.], "La Pens?e", 1959, No 88, p. 107–10; в рус. пер.: Идея мира и солидарность пролетариата, [Одесса], 1905; Аграрный социализм, [Одесса], 1905; Интернационализм и патриотизм, К., 1906; Республика и социализм, Одесса, 1906; Социальные этюды, СПБ, 1906; Тактика социал-демократии, СПБ, ; Политические и социальные идеи Европы и великая революция, СПБ, 1907; Избр. речи и статьи, СПБ, 1907; Социалистическая история (1789–1900), т. 1, 9–12, СПБ, 1908; Новая армия, П., 1919; История Великой Французской революции, т. 1–3, [М.], 1920–24; Против войны и колониальной политики, М., 1961. Лит.: Ленин В. И., Шаг вперед, два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7, с. 369–72; его же, Падение Порт-Артура, там же, т. 8, с. 36–37; его же, Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, там же; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13, с. 59–65; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристическая тактика социал-демократии, там же, т. 15; его же, Поездка царя в Европу и некоторых депутатов черносотенной Думы в Англию, там же; его же, О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве, там же, т. 17, с. 127–128; ?леханов Г. В., Патриотизм и социализм, в кн.: Избр. филос. соч., т. 3, М., 1957; Павлович М. П., Смерть Жореса, П., ; Раппопорт Ш., Жан Жорес. Человек-мыслитель-социалист, пер. с франц., Гомель, 1921; Клеман Ж., Жорес реформист, пер. с франц., М.–Л., 1931; Богомольный Я. И., Жорес и жоресизм, Л., 1934; Брюа Ж., Жан Жорес и колониальная проблема, в сб.: Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1958, М., 1959, с. 408–27; Гaроди Р., Гневный обличитель сил реакции и войны, "Правда", 1959, 3 сент., No 246; Mанфред А. З., Жан Жорес – борец против реакции и войны, "Новая и новейшая история", 1959, M. 5, с. 81–91; Торез М., Сын народа, пер. с франц., М., 1960, с. 32, 55–56, 113, 253; Ruhe ?., Jean Jaur?s, Malm?, 1907; Rolland R., Jaur?s, P., 1915; Volkart O., Jean Jaur?s, Bern, 1917; Beer M., Jean Jaur?s. Sozialist und Staatsmann, 4 Aufl., В., 1918; Pease M., Jean Jaur?s, socialist and humanitarian, 2 ed., L., 1920; Gouttenoire de Toury F., Jaur?s et la parti de la guerre, P., 1922; Sоuli? L., La vie de Jaur?s, 2 ed., P., 1923; L ?vy-Bruhl L., Jean Jaur?s, 6 ed.. P., 1924; ?ignatel F., Jaur?s par ses contemporains, P., 1925; Luxemburg R., Gesammelte Werke. Bd. 4, В., 1928; Banning W., Jaur?s als Denker, Arnheim, 1931; Blum L., Jean Jaur?s, , P., 1937; Desanges P., Vie de Jaur?s, P., 1938; Garaudy R., Jean Jaur?s, "Cahiers du communisme", 1946, No 7, p. 599–608; Сhallaye F., Jaur?s, nouv. ?d., P., ; ??va?s ?., Jean Jaur?s, P., ; Toussaint F., Jaur?s intime, ; Auсlair M., La vie de Jean Jaur?s..., P., ; Figueres L., Sur la position de Jaur?s et du jauressisme..., там же, 1956, No 1–2, 4, p. 76–93, 413– 435; Соgniоt G., Jaur?s d?fenseur de la paix, там же, 1959, No 10, p. 927–45; Duсlоs J., Jean Jaur?s et nous, там же, 1959, No 9, p. 719–33; Fourniau Сh., Jean Jaur?s, critique de Bernstein, там же, 1959, No 9, p. 734–49; Poulain G., Jaur?s universitaire, "Les lettres Fran?aises", 1959, 3–9 sept., No 788, p. 1, 5; T?tard G., Essai sur Jean Jaur?s, , 1959 (им. библиография). В. Кузнецов. Москва.

Жорес (Jaurè s) Жан (3.9.1859, Кастр, - 31.7.1914, Париж), деятель французского и международного социалистического движения, борец против милитаризма и войны, историк. Родился в буржуазной семье. Окончил Высшую нормальную школу, получил степень агреже философии (1881). С 1881 преподаватель философии в лицее Альби, а с 1883 в Тулузском университете. Член палаты депутатов в 1885-89, 1893-98 и с 1902. В 80-х гг. примыкал к буржуазным республиканцам, с 1893-к социалистической группе. С начала 1890-х гг. Ж. стал одним из активных деятелей французского социалистического движения. Придя к французскому рабочему движению из рядов буржуазии, совершая на протяжении всей своей жизни эволюцию влево, Ж., однако, не смог стать подлинным пролетарским революционером. Изучив наследие К. Mapкca и приняв ряд положений марксизма, Ж. пытался эклектически соединить его с другими учениями. И в теоретических, и в практических вопросах позиция Ж. во французском рабочем движении и во 2-м Интернационале по большей части была реформистской или близкой к реформистской и подвергалась справедливой критике левого крыла международного рабочего движения. Так, в 1899 Ж. одобрил вступление социалиста А. Мильерана в правительство Вальдека-Руссо. В 1902 Ж. возглавил правую французскую социалистическую партию, а после объединения в 1905 последней с Социалистической партией Франции, руководимой Ж. Гедом , стал одним из лидеров правого крыла Объединённой социалистической партии. Однако при всех своих ошибках в теории и практике социалистического движения Ж. был убеждённым защитником демократии, противником сил реакции и войны. Он принял самое живое участие в борьбе против «президента реакции» Ж. П. Казимира-Перье (июнь 1894 - январь 1895), энергично участвовал в кампании за пересмотр Дрейфуса дела (хотя в ходе этого политического конфликта и допускал ошибки). В 1904 Ж. основал газету «Юманите» , ставшую боевым органом революционной демократии. Активно участвовал в движении солидарности французского народа с русским. Революцией 1905-07. Ж. вёл также решительную борьбу против политики колониализма, в особенности против захвата Марокко. Являясь крупнейшим оратором своего времени, мужественно обличал главного поджигателя войны - империалистическую буржуазию. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 он пал первой жертвой реакции - был убит французским шовинистом Р. Вилленом.

Ж. - организатор и редактор многотомного коллективного труда «Социалистическая история (1789-1900)», в котором первые 4 тома, посвященные Великой французской революции, написаны им самим. В изучении Великой французской революции Ж. первым обратил внимание на вопросы экономической и социальной истории революции и привлек новые материалы для их исследования. Он оказал влияние на последующую историографию французской революции и, в частности, на научное творчество А. Матьеза .

В. И. Ленин, критиковавший оппортунистические ошибки Ж., в то же время указывал, что субъективно Жорес действовал из лучших, благородных побуждений (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 10, с. 25). Отличительные черты Ж. - безупречная честность, мужество в борьбе против сил реакции, преданность делу демократии.

Соч.: Œ uvres, v. 1-9, P., 1931-39; Textes choisis, t. 1, P., 1959; в рус. пер. - Новая армия, П, 1919; История Великой французской революции, т. 1-3, М., 1920-23; Против войны и колониальной политики, М., 1961.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 437); Торез М., Избр. произв., [пер. с франц.], т. 1, М., 1959 (см. Указатель имён); Лукин Н. М., [Жорес как историк французской революции], Избр. труды, т. 1, М., 1960, с. 159-77; Манфред А. 3., Ж. Жорес - борец против реакции и войны, в его кн.: Очерки истории Франции XVIII-XX вв., М., 1961; Молчанов Н. Н., Жорес, М., 1969; Blum L., J, Jaurè s, 3 é d., P., 1937; Feuillard J. Jaurè s homme d"aujourd"hui, 14 é d., P.], 1948; Tetard G., Essais sur J. Jaurè s, Colombes, 1959; Goldberg Н., The life of J. Jaurè s..., Madison, 1962; Croix A., Jaurè s et ses dé tracteurs, Saint-Ouen. 1967.

деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, историк

Начало деятельности

Родился 3 сентября 1859 в Кастре (департамент Тарн, Лангедок) в семье небогатого коммерсанта. С 1877 учился в Париже : в 1878 поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881) получил степень кандидата философии. В 1881-1883 преподавал философию в лицее г. Альби; в 1883-1885 работал профессором в Тулузском университете.

Сначала защитник идеалистической философии и радикал, он постепенно переходил налево в политике и в сторону марксистского понимания истории; безусловным сторонником последнего он, однако, не стал, принимая его с оговорками и пытаясь примирить с идеализмом в философии. Этот эклектизм нашёл выражение в его споре с Лафаргом в 1895 («Id?alisme et mat?rialisme dans la conception de l’histoire. Conf?rence de Jean J. et r?ponse de P. Lafargue», Париж , 1895, 2-е изд., 1901).

В 1885-1889 и 1892-1898 гг. был депутатом и вновь избран в 1902. Впоследствии (в предисловии к «Discours parlementaires») Жорес утверждал, что он в течение всей своей общественной жизни придержался лишь одного направления, а именно социалистического. Это не подтверждается фактами: три периода участия Жореса в парламентской работе приблизительно совпадают с различными периодами в развитии его миросозерцания.

В первое трёхлетие он сидел на левом центре, не входя в состав какой бы то ни было партии. Сочувствие социализму, которое он при случае выражал, было настолько обще и слабо, что социалисты не считали его своим. Хотя его речи уже тогда обращали на себя внимание, но видного места Жорес в парламенте не занимал. Скорее его можно было причислить к радикалам, но не крайним.

Зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 сотрудничает в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889, возвращается в Тулузский университет; в 1892 получает степень доктора философии. Пишет на латинском языке диссертацию: «De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel» (Тулуза , 1891); в ней он уже является сторонником социализма.

Продолжает политическую деятельность: в 1890 избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования; благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет. В 1892 Жорес выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо, после победы которой был выдвинут ими кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893. В палате он примкнул к «независимым социалистам».

Вождь социалистов

С 1893, когда Жорес был переизбран на общих выборах, он был признанным вождем социалистической партии, или, точнее, социалистических партий, несмотря на значительные разногласия между ними. Не будучи социал-демократом, он не имел даже достаточно ясного теоретического обоснования своего социалистического миросозерцания, но Жорес - сознательно или бессознательно - задался целью объединения социалистических партий против существовавшего в это время строя; он проповедовал «социальную ненависть», как творческую силу, способную перестроить общество на новых началах.

Даже честолюбивый и фанатичный Гед хотя и не охотно, но шёл за Жоресом. В это время Жорес уже был признан лучшим оратором французского парламента. Его красноречие- исключительно французское, с риторическими фразами, с метафорами, со ссылками на великие принципы и на великие имена. В этот период Жорес приобрёл громадную популярность не только среди рабочих, но и среди буржуазии, враждебной социализму.

деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, философ, историк

Краткая биография

Жан Жоре́с (фр. Jean Jaurès; 3 сентября 1859 - 31 июля 1914) - деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, философ, историк. Был застрелен фанатиком-националистом накануне начала Первой мировой войны.

Начало деятельности

Родился 3 сентября 1859 года в Кастре (департамент Тарн, Лангедок) в семье небогатого коммерсанта. С 1877 года учился в Париже: в 1878 году поступил в Высшую Нормальную школу (педагогический институт). По завершении курса (1881 г.) получил степень кандидата философии. В 1881-1883 годах преподавал философию в лицее г. Альби; в 1883-1885 годах работал профессором в Тулузском университете.

Сначала защитник идеалистической философии и радикал, он постепенно переходил налево в политике и в сторону марксистского понимания истории; безусловным сторонником последнего он, однако, не стал, принимая его с оговорками и пытаясь примирить с идеализмом в философии. Этот эклектизм нашёл выражение в его споре с Лафаргом в 1895 году («Idéalisme et matérialisme dans la conception de l’histoire. Conférence de Jean J. et réponse de P. Lafargue», Париж, 1895, 2-е изд., 1901).

В 1885-1889 и 1892-1898 годах был депутатом и вновь избран в 1902 году. Впоследствии (в предисловии к «Discours parlementaires») Жорес утверждал, что он в течение всей своей общественной жизни придержался лишь одного направления, а именно социалистического. Это не подтверждается фактами: три периода участия Жореса в парламентской работе приблизительно совпадают с различными периодами в развитии его миросозерцания.

В первое трёхлетие он сидел на левом центре, не входя в состав какой бы то ни было партии. Сочувствие социализму, которое он при случае выражал, было настолько общим, что социалисты не считали его своим. Хотя его речи уже тогда обращали на себя внимание, но видного места Жорес в парламенте не занимал. Скорее его можно было причислить к радикалам, но не крайним.

Зарекомендовал себя как талантливый оратор и поборник социальных реформ. С 1887 года сотрудничает в газете «Депеш де Тулуз», главном органе радикалов. Потерпев поражение на выборах 1889 года, возвращается в Тулузский университет; в 1892 году получает степень доктора философии. Пишет на латинском языке диссертацию: «De primis socialismi germanici lineamentis apud Lutherum, Kant, Fichte et Hegel» (Тулуза, 1891 г.); в ней он уже является сторонником социализма.

Продолжает политическую деятельность: в 1890 году избран муниципальным советником Тулузы, в том же году назначен заместителем мэра по делам народного образования; благодаря его усилиям в местном университете был открыт медицинский факультет. В 1892 году Жорес выступил в защиту стачки угольщиков в Кармо, после победы которой был выдвинут ими кандидатом в депутаты и избран на частичных парламентских выборах в январе 1893 года. В палате он примкнул к «независимым социалистам».

Вождь социалистов

С 1893 году, когда Жорес был переизбран на общих выборах, он был признанным вождём социалистической партии, или, точнее, социалистических партий, несмотря на значительные разногласия между ними. Не будучи социал-демократом, он не имел даже достаточно ясного теоретического обоснования своего социалистического миросозерцания, но Жорес - сознательно или бессознательно - задался целью объединения социалистических партий против существовавшего в это время строя; он проповедовал «социальную ненависть», как творческую силу, способную перестроить общество на новых началах.

Даже честолюбивый и фанатичный Гед хотя и не охотно, но шёл за Жоресом. В это время Жорес уже был признан лучшим оратором французского парламента. Его красноречие- исключительно французское, с риторическими фразами, с метафорами, со ссылками на великие принципы и на великие имена. В этот период Жорес приобрёл громадную популярность не только среди рабочих, но и среди буржуазии, враждебной социализму.

В 1897 году Жорес выступил горячим и страстным борцом за Дрейфуса и наряду с Золя и Клемансо сделал очень много для его реабилитации. Агитация в деле Дрейфуса вызвала раскол среди социалистов: гедисты отделились от жорезистов, и началась внутренняя борьба. Жорес и частично жорезисты сблизились с радикальными (несоциалистическими) элементами палаты.

В 1898 году Жорес проиграл на выборах, но все же оставался вождём социалистов Франции, однако не всех. В том же году стал соиздателем и директором печатного органа независимых социалистов «Петит Репюблик» («Малая Республика»), где опубликовал доказательства по делу Дрейфуса.

В начале 1899 года ему удалось добиться формального слияния всех социалистических партий в одну федеративную партию, но оно оказалось эфемерным. В том же году Жорес, считая рост национализма и антисемитизма главной опасностью для существования республики, поддержал кабинет «республиканской обороны» Р. Вальдека-Руссо и участие в нем независимого социалиста А. Мильерана.

С тех пор Жорес поддерживал Вальдека-Руссо, потом - Комба. При Вальдеке-Руссо и Комбе Жорес был главной опорой «блока» - коалиции социалистической, радикальной и республиканской партий, поддерживавших правительство. При Рувье (1905 г.) он настоял на формальном выходе социалистов из блока, но в действительности всё же поддерживал правительство. На международном конгрессе в Амстердаме в 1904 году Жорес высказался за необходимость борьбы за сохранение республики в союзе с буржуазными партиями, если они стремятся к освобождению человеческой личности; он протестовал против политики германских социал-демократов, непримиримой в теоретических вопросах, но не умеющей ни завоевать с 3-миллионной армией политической власти, ни даже отстоять (в Саксонии) более или менее сносную избирательную систему.

Тогда же Жорес высказался за объединение французских социалистов, но достигнуть цели ему не удалось: временное объединение оказалось очень неустойчивым (речь Жореса вызвала решительное и резкое возражение Бебеля). С 1900 или 1901 года Жорес, не теряя своей популярности в рядах буржуазных партий и в рядах значительной части социалистов, становится предметом резких нападок со стороны социал-демократов.

Несмотря на это, в 1902 году он избирается в палату в рабочем округе. В 1903 году он был вице-президентом палаты депутатов.

В 1904 году основал газету «Юманите», ставшую благодаря ему одним из самых популярных левых изданий во Франции. В 1905 году он был приглашён немецкими социал-демократами произнести речь в Берлине, но германское правительство потребовало отказаться от поездки; однако его речь о мире и о солидарности пролетариата была напечатана и произвела сильное впечатление.

Подчинившись решению Амстердамского конгресса II Интернационала (1904 г.) о создании единых национальных социалистических организаций, содействовал образованию в апреле 1905 года «Объединённой социалистической партии Франции» (СФИО); вскоре занял в ней доминирующее положение. В 1905 году выступил против французской колониальной экспансии в Марокко. Резко критиковал правительство Ж. Клемансо (1906-1909 гг.) и А. Бриана (1909-1911 гг.) за политику подавления рабочего движения.

Идеалом Ж. Жореса была «социальная республика» - республика организованного и суверенного труда. Считал необходимым национализацию крупных предприятий и кооперирование мелких собственников. Мечтал о соединении социалистических и общедемократических ценностей. Являлся сторонником идеи всеобщей стачки как средства давления на правительство для проведения реформ. Ставил целью завоевание социалистами политической власти мирным путём (победа на выборах).

Антимилитаризм

Будучи убежденным пацифистом, сделал основным направлением своей деятельности в 1905-1914 годах борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Призывал правительство достичь взаимопонимания с Германией. В 1911 году принял активное участие в Базельском антивоенном конгрессе. Возглавил кампанию против предложенного президентом Р. Пуанкаре закона о трёхлетней военной службе; в её рамках организовал 25 мая 1913 года грандиозный (150 тысяч человек) митинг в Париже.

Борьба Жореса за единство пролетариата всех стран и его тесные отношения с немецкими социал-демократами создали ему в кругах шовинистов репутацию агента Германии, ему дали кличку «Герр Жорес».

Под его руководством социалисты добились крупного успеха на выборах в апреле-мае 1914 года, получив 1385 тысяч голосов и выиграв 102 депутатских мандата. В июне 1914 года по его инициативе социалистическая фракция проголосовала против предоставления правительству крупного военного займа. В разгар июльского общеевропейского кризиса, вызванного убийством сербскими националистами австрийского кронпринца Франца-Фердинанда, добился на чрезвычайном съезде СФИО (14-15 июля) резолюции о проведении всеобщей стачки в случае войны. Отверг все предложения премьер-министра Р. Вивиани войти в правительство и содействовать единству нации перед лицом германской опасности.
25 июля в речи в Лионе, ставшей его политическим завещанием, призвал к совместному антивоенному выступлению пролетариата всех европейских стран. 28 июля вместе с Ж. Гедом потребовал немедленного созыва парламента для обсуждения вопроса о войне.

Гибель

Однако в период нагнетания националистической истерии перед началом войны Жорес был застрелен французским националистом в парижском кафе 31 июля 1914 года, накануне объявления мобилизации. Поэтому Жореса называют первой жертвой ещё не начавшейся войны. Сам политик предсказал свою судьбу:

…Не пройдёт и шести месяцев, как начнётся война. Я получаю столько писем с угрозами, и я не удивился бы, если бы оказался её первой жертвой. Я прощаю того, кто меня убьёт. Виновными будут те, кто даст ему оружие. Я мечтаю только о том, чтобы мне не пришлось слишком мучиться…

- Молчанов Н. Н. «Жан Жорес» (ЖЗЛ), 1986

После его гибели руководство СФИО и профсоюзов перешло на позиции поддержки правительства в начинающейся Первой мировой войне; «священный союз» французских политических партий, по словам Р. Пуанкаре, возник «в крови Жореса».

Его убийца, Рауль Виллен (1885-1936), был приговорён к пожизненному заключению, но в 1919 году предстал перед судом и был оправдан - суд нашёл убийство противника войны вкладом в победу. Виллен поселился на Ивисе и во время испанской гражданской войны был расстрелян республиканцами в 1936 году за шпионаж.

В Париже Жану Жоресу был воздвигнут памятник. В 1924 году его прах был перенесён в Пантеон. Также в честь Жореса через несколько дней после его убийства был переименован один из пересадочных узлов Парижского метрополитена, до того называвшийся «Рю д"Алемань».

Имя Жореса стало лозунгом пацифизма и неприятия братоубийственной бойни; многие улицы разных городов Франции переименованы в его честь. Впоследствии в СССР немало улиц и предприятий получили его имя, а именем Жорес одно время называли детей (нобелевский лауреат Жорес Алфёров; советский диссидент Жорес Медведев; писатель Жорес Трошев).

Жорес-историк

Кроме парламентской деятельности, помимо бесчисленных речей на митингах и партийных съездах, множества газетных и журнальных статей, Жорес выпускал том за томом громадного, рассчитанного общим числом в 10 томов коллективного труда «Histoire socialiste», в котором первые 4 тома (опубликованные до 1905) принадлежат целиком его перу («La Constituante», П., 1901; «La Legislative», 1902; «La Convention», 1903-1904); это - история французской революции, представляющая новую самостоятельную разработку предмета по источникам, с упором на экономические отношения.

Жорес в данном труде является сторонником материалистического истолкования истории. Однако крупный недостаток труда - многочисленные риторические отступления.

Прочая литература

Мелкие статьи Жореса собраны в «Etudes socialistes» (П., 1902). Философский, весьма поверхностный труд Жореса - «De la réalité du monde sensible» (П., 1891, 2 изд., 1902). Его парламентские речи собраны в «Discours parlementaires» (т. I, доведенный до 1894, Париж, 1904).

На русском языке вышли брошюрами следующие речи Жореса: «Аграрный социализм. Социализм и крестьянство» (перевод Элиасберга, изд. «Возрождения», Одесса, 1905; две парламентские речи Жореса, произнесенные в 1894; «Идея мира и солидарность пролетариата» (пер. Поляковой, изд. «Демос», Одесса, 1905); «Две речи Жореса и Бебеля на международном Амстердамском конгрессе 1904 г.» (изд. «Вперед», Одесса. 1905).

Яркая характеристика Жореса дана в статье Н. Кудрина «Галерея французских знаменитостей» («Русск. Бог.», 1904, № 11). Его же оценка труда Жореса по истории революции: «Последние труды о происхождении соврем. Франции» (ib., 1902, февраль).

Сочинения

  • Jean Jaurès. «Oeuvres», 9 vol., ed. Rieder, Paris, 1931-39.
  • Jean Jaurès. «Textes choisis», t. 1, P., 1959
  • Жорес Жан. «Против войны и колониальной политики». М., «Изд-во иностранной литературы», 1961.
  • Жорес Жан. «Речи». - Ораторы рабочего класса. М., «Госполитиздат», 1962.
  • Жорес Ж. «Социалистическая история французской революции». В 6 тт. (М.: Прогресс. 1976-1983)
    • том I, книга 1
    • том I, книга 2
    • том II
    • том III
    • том IV
    • том V
    • том VI
  • История Конвента / 2-е издание, сокращенный перевод В.Левицкого под ред. Ф.Дана (М.-Пг.: Книга. 1923)

Литература

  • Брюа Ж. «Жан Жорес и колониальная проблема» // «Французский ежегодник», Изд. АН СССР, 1958.
  • Манфред А. 3. «Ж. Жорес - борец против реакции и войны» // «Очерки истории Франции XVIII-XX вв.». - М., 1961.
  • Молчанов Н. Н. Жорес. - М. : Молодая гвардия, 1969. - 400 с. - (ЖЗЛ; Вып. 472). - 65 000 экз.
  • Молчанов Н. Н. «Жан Жорес» - глава «Война войне».
  • Роллан Р. «Воспоминания». - М., 1966.
  • Троцкий Л. Жорес, Жан Жорес
  • Франс А. «Жан Жорес» // Собр. соч. в восьми томах, т. 8. - М., 1960.