Жк норма площади жилого помещения. Какова норма площади жилого помещения на одного человека. Что это такое

Законодательная норма предоставления и учетная норма
В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласитесь, уж больно мудрено сформулировали определение нормы предоставления законодатели. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г.Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека. Меньше быть не должно, больше – может быть.
Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан (о них разговор велся раньше), могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.

Учетная норма
Это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК). Другими словами – это норма постановки на учет. Например, в г.Лыткарино учетная норма установлена в размере 9 кв. метров общей площади. То есть, если на каждого члена семьи приходится – 9 кв. метров общей площади или меньше, такая семья должна быть принята на учет (при наличии, естественно, других условий).
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер ее не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. То есть, теоретически, учетная норма может быть равна норме предоставления.
В тексте Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма встречаются и в других местах, поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 80, наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.

Напридумывали, блин!

Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.

Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все. Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве. О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.

Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.

Согласно действующему законодательству, нормой жилой площади можно считать то количество метров, которое приходится на одного человека. Органы власти РФ могут самостоятельно установить региональные нормы площади жилья или передать это право местному самоуправлению.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, размер площади, приходящейся на одного человека, не может быть меньше 12 квадратных метров.

При расчете значения показателя во внимание должна быть принята не общая площадь помещений, а непосредственно размер жилых комнат.

Учетная норма жилья по регионам России

Регион Минимальное количество кв.м. на одного человека
Учетная норма кв.м. на человека Норма предоставления кв.м. на человека
Москва и Московская область 10 18
Ленинградская область (Спб) 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах);
15 кв.м (в коммунальных квартирах).
-
Пермский край 12 15
Ярославская область 12 17
Омская область 15 18
Екатеринбург 10 16
Ростовской области 6-10 18
Краснодар 10 18
Нижний Новгород и Нижегородской области 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
12 кв.м. (в коммунальных квартирах).
13
Волгоград 11 12-18
Красноярск, Ставрополь 12 15 кв. м на каждого члена семьи;
18 кв. м - одиноко проживающего.
Курганская область, Петропавловск-Камчатский 13 15
Новосибирск 12 15
Саратов 10 кв.м. Семья из:
3 и более чел. - 16 кв. м.
2 чел. в браке - 32 кв. м.
2 чел. связаны родственными отношениями - 44 кв. м.
Проживающий один - 30 кв. м.
Самара 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах);
13 кв.м. (в коммунальных квартирах).
Семье из 2 и более чел. - 14 кв. м.
Проживающий один - 26 кв. м.
Уфа (Республики Башкортостан) 12 14

Социальная и санитарная нормы жилой площади

В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.

Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.

Так, по закону метраж будет равен:

  • 42 м2, если семья состоит из двух человек;
  • 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
  • 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.

Учетная норма жилой площади: что это?

Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.

Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.

При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.

Это значит, что представитель уполномоченного органа примет во внимание, в обычной квартире проживает семья, или в коммунальной. Итоговое значение показателя устанавливается с учетом всех вышеуказанных параметров.

Таблица показателей для отдельных категорий граждан

Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?

Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2020 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.

Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.

Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.

Данные требуются и для переселения людей из аварийного жилья. Если квартира не была приватизирована, расчет будет производиться в соответствии с санитарной нормой. Если действие было выполнено, новое помещение не должно быть меньше предыдущего.

Кому положено жилье большей площади?

Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.

Во внимание стоит принять следующие нормативно-правовые акты:

  • ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года;
  • Постановление правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года;
  • ФЗ №76 от 27 мая 1998 года.

Простые граждане также могут претендовать на получение жилья большей площади, однако им предстоит доказать потребность в помещении.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Учетная норма (сколько площади должно приходиться на каждого члена семьи, чтобы поставили на очередь на получение жилья)

и на какую площадь можно рассчитывать при предоставлении жилья (норма предоставления)

Согласно ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно указанной статьи ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно указанной статьи норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Примечание ЮК "Стратегия": Согласно Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека , а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы - от 18 до 36 кв.м общей площади жилого помещения ( Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Перед принятием решения проверяйте актуальность приведенных ниже данных!!!

Район/город

Норма предоставления*

Учетная норма**

Нормативно-правовой акт

Г. Москва

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 24.

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 июня 2006 года N 29
Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения *

Московская область

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предо-ставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24 "Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" (с изменениями от 22 мая 1986 г., 18 июня 1987 г., 22 сентября 1988 г., 26 февраля 1992 г., 30 декабря 1994 г.):

Московская область

61. Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Жилое помещение предоставляется гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью в пределах от 9 до 12 кв. м на человека, кроме одиноких граждан, которым может быть предоставлена однокомнатная квартира или комната больших размеров.

68. Если в квартире освободилось жилое помещение, не изолированное от занимаемого другим нанимателем жилого помещения, освободившееся помещение подлежит передаче в его пользование.

Освобождающееся изолированное жилое помещение в квартире, где проживают несколько нанимателей (в том числе и в случаях, предусмотренных в п. 67 настоящих Правил), должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь). В таких случаях общий размер жилой площади, как правило, не должен превышать на каждого члена семьи установленной нормы жилой площади (12 кв. м) и полагающейся нанимателю или членам его семьи дополнительной жилой площади (ст. 39 Жилищного кодекса РСФСР). При отсутствии в квартире указанных граждан освободившееся жилое помещение заселяется в общем порядке.

9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

9.1. Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 кв. м.

Постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области" Диапазон действия данной редакции: c 30.12.1994 по 04.02.2004

(до этого действовало Решение Мособлисполкома и Президиума Московского областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. № 1728/24)

Красногорский район

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м общей площади для проживающих в отдельных квартирах и в размере 15 кв. м общей площади для проживающих в коммунальных квартирах.


"Красногорский район" Московской области от 25 августа 2005 г. N 542/8
"Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору
социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Химкинский район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы Химкинского района Московской области
от 29 июля 2005 г. N 118 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения"

Мытищинский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Мытищинского района Московской области от 18 октября 2001 г. N 23/2 "Об утверждении Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда Мытищинского района в новой редакции" (с изменениями от 17 февраля, 19 мая, 20 октября 2005 г., 21 июня 2006 г.)

Пушкинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования "Пушкинский район" Московской области от 15 апреля 2005 г. N 145/14
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для признания
граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Щелковский район

от 16 до 23 кв. м.


"Щелковский район" Московской области от 1 марта 2005 г. N 524 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

Балашихинский район

от 14 до 18 кв. м.

Постановление Главы городского округа Балашиха Московской области от 1 марта 2006 г. N 8/55 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городском округе Балашиха"

Городской округ Балашиха

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв. м общей площади на одного человека.

1. Установить учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 9 кв. м общей площади на одного члена семьи.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРИНЯТИЯ ГРАЖДАН НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Люберецкий район

Ленинский район

от 16 кв. м.

Решение Совета депутатов Ленинского района Московской области
от 14 декабря 2005 г. N 7/33 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления
жилого помещения в Ленинском районе"

Домодедовский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Домодедовский район" Московской области от 22 марта 2005 г. N 230/40 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в Домодедовском районе Московской области"

Подольский район

14 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека (для семьи, состоящей из 2 и более человек); 25 кв. м - на одиноко проживающего гражданина

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Подольский район" Московской области от 16 сентября 2005 г. N 141/2005
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе"

Одинцовский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Одинцовского района Московской области от 17 июня 2005 г. N 4/46"Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда социального использования Одинцовского района"

Волоколамский район

от 16 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19 декабря 2005 г. N 282-38 "Об установлении нормы представления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями от 6 апреля 2006 г.)

Воскресенский район

от 14 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Воскресенский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 310/32 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Воскресенском районе"

Дмитровский район

Егорьевский район

Сергиево-Посадский район

Зарайский район

Истринский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Истринский район" Московской области от 23 сентября 2005 г. N 4/9 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения. О порядке заключения договоров социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда"

Каширский район

от 12 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Каширский район" Московской области от 7 июля 2005 г. N 90 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Каширский район"

Клинский район

от 14 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Клинского муниципального района
Московской области от 9 февраля 2006 г. N 4/24 "Об установлении учетных норм общей площади для постановки на учет нуждающихся в жилье и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Клинском районе"

Коломенский район

Лотошинский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Лотошинский район" Московской области от 5 сентября 2005 г. N 158/21 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения"

Луховицкий район

от 15 до 18 кв. м.

Постановление Главы муниципального образования
"Луховицкий район" Московской области от 13 апреля 2005 г. N 323 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения"

Можайский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Можайский район" Московской области от 20 апреля 2005 г. N 126/13
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Можайский район Московской области".

Наро-фоминский район

Решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 24 мая 2006 г. N 5/30 "Об установлении нормы представления площади жилых помещений по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения на территории Наро-Фоминского муниципального района Московской области"

Ногинский район

отдельная квартира - 8 м2, коммунальная квартира - 10 м2

В соответствии со ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет нуждающихся установлен органом местного самоуправления (на основании Решения Совета депутатов городского поселения Ногинск Московской области № 13/39 от 30.12.2008 г: (опубликовано в газете «Волхонка» от 12.01.2009г.).

Озерский район

Орехово-зуевский район

Павлово-Посадский район:

Раменский район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов Раменского района Московской области от 30 марта 2005 г. N 3/8-СД "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в Раменском районе"

Рузский район

Серебряно-прудский район

Серпуховской район

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Серпуховский район" Московской области от 26 октября 2005 г. N 5/28 "Об установлении учетной нормы площади и нормы предоставления жилого помещения"

Солнечногорский район

Ступинский район

Талдомский район

Чеховский район

Шатурский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шатурский район" Московской областиот 27 апреля 2005 г. N 13/58 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилья в Шатурском районе Московской области"

Шаховский район

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Шаховской район" Московской области от 19 сентября 2005 г. N 25/150 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма и нормы предоставления площади жилого помещения в Шаховском районе"

Города

Бронницы

от 15 до 18 кв. м.

9 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

10 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Бронницы" Московской области от 24 августа 2005 г. N 92/16
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения по г. Бронницы"

Дзержинский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Дзержинский" Московской области от 1 декабря 2005 г. N 8/22
"О Положении о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения"

Долгопрудный

Нормативное решение Совета депутатов
города Долгопрудный Московской области от 25 апреля 2005 г. N 24-НР
"Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании г. Долгопрудный Московской области"
(с изменениями от 16 марта 2006 г.)

Домодедово

Решение Совета депутатов города Дубны Московской области
от 28 апреля 2005 г. N РС-6(22)-47/16 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Дубне Московской области"

Железнодорожный

от 12 до 16 кв. м.

Решение Совета депутатов города Железнодорожный Московской области от 16 февраля 2005 г. N 09/57
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления
площади жилого помещения"

Жуковский

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Жуковский" Московской области от 19 мая 2005 г. N 32/СД
"Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма"

Звенигород

от 15 до 18 кв. м.

10 кв. м - для граждан, проживающих в отдельных квартирах;

15 кв. м - для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.

Решение Совета депутатов города Звенигород Московской области от 28 июня 2005 г. N 27/6 "Об установлении норм площади жилого помещения"

Ивантеевка

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Ивантеевки Московской области
от 26 сентября 2005 г. N 183/18 "Об установлении нормы предоставления
и учетной нормы жилого помещения"

Калининград

Климовск

Решение Совета депутатов города Климовска Московской области
от 15 сентября 2005 г. N 4/2-17 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

от 14 до 19 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Коломна" Московской области от 22 июля 2005 г. N 45/7-РП
"Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения
по договору социального найма и учетной нормы площади
жилого помещения"

от 15 до 22 кв. м.

Решение Совета депутатов города Королева Московской области
от 25 апреля 2005 г. N 85/516 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого
помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения".

Красноармейск

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Красноармейск" Московской области от 29 июня 2005 г. N 35-2
"Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании "Городской округ Красноармейск"

Краснознаменск

18 кв. м. на одного человека, 14 кв. м. общей площади при заселении вторичного жилья

Решение Совета депутатов города Лобня Московской области
от 26 января 2006 г. N 21/425 "Об учетной норме общей площади жилого помещения и норме предоставления общей площади жилого помещения
по договору социального найма в городе Лобня"

Лосино-Петровский

Лыткарино

Орехово-Зуево

33 кв. м общей площади на семью из одного человека;

42 кв. м общей площади на семью из двух человек.

Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево
Московской области от 16 февраля 2006 г. N 505/40
"О внесении изменений в решение Совета депутатов N 233/24 от 17.02.2005 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения"

Подольск

Протвино

от 15 до 20 кв. м.

Решение Совета депутатов города Протвино Московской области
от 3 октября 2005 г. N 67/9 "Об установлении учетной нормы и нормы
предоставления жилого помещения"

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов муниципального образования
"Город Пущино" Московской области от 14 апреля 2005 г. N 103/17
"Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения"

Решение Совета депутатов города Реутова Московской области
от 22 февраля 2005 г. N 3/2005-НА "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади по договорам социального найма и утверждении временного Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления муниципального жилья в городе Реутове"

Серпухов

от 15 до 18 кв. м.

Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области
от 26 октября 2005 г. N 31/4 "Об утверждении нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади
жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"

Решение Совета депутатов города Троицка Московской области
от 13 октября 2005 г. N 89/13 "Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы жилого помещения"

от 13 до 18 кв. м.

12 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения

Решение Совета депутатов города Фрязино Московской области
от 17 мая 2005 г. N 40 "Об учетной норме и норме предоставления площади
жилого помещения в городе Фрязино" (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)

Черноголовка

Щербинка

Решение Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 26 января 2006 г. N 503/142 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма"

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЩЕЛКОВО ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ И НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Электрогорск

Электросталь

9 кв. м. общей площади для отдельных квартир и 11 кв. м. общей площади для квартир коммунального заселения на каждого члена семьи.

Решение Совета депутатов города Электросталь Московской области от 28 июля 2005 г. N 316/50 "Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения"

Юбилейный

Учетные нормы и нормы

предоставления Краснодарский край

Установить учетную норму площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере:

10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОРОД МАЙКОП"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ