Авторское право с момента смерти. Срок охраны

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 27. Срок действия авторского права. 1. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.
При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.
3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.
4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.
В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.
6. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
Комментарий к статье 27
1. Данная статья относится к сроку действия личных неимущественных авторских прав, а также имущественных авторских прав.
При этом под термином "авторское право" в статье понимаются имущественные авторские права.
2. Сроку действия неимущественных авторских прав посвящена ч. 2 п. 1 и п. 2.
3. Часть 2 п. 1 устанавливает, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
В отношении времени жизни автора, когда носителем данных прав является сам автор, указанная норма не вызывает сомнений.
Однако после смерти автора охрана этих личных прав значительно сужается: в соответствии с прямым указанием, содержащимся в ст. 29, наследники осуществляют лишь защиту указанных прав.
А это означает, что наследник защищает не свое авторство, а авторство наследователя.
Далее, наследник защищает право на имя, но в отличие от автора он не имеет права изменить способ указания имени автора. Более узко по своему содержанию и право наследника на защиту репутации автора.
4. Носителями прав на защиту права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора являются:
- лицо, указанное автором в завещании. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ч. 1 п. 2);
- если автор не назначил такое лицо - наследники автора. Из ч. 2 п. 2 следует, что наследники автора осуществляют эти правомочия в течение сроков действия имущественных авторских прав. Однако ст. 29 закрепляет эти правомочия за наследниками без ограничения каким-либо сроком. При наличии такого противоречия в Законе применению подлежит норма ст. 27, так как вопрос касается срока охраны, а эта статья специально посвящена срокам охраны;
- если автор не назначил специальное лицо, либо это лицо умерло, если авторское право, перешедшее к наследникам, прекратилось или наследники отсутствуют, такое право принадлежит специально уполномоченному органу Российской Федерации.
Указанный орган не назначен. В этих условиях по логике защиту рассматриваемых личных авторских прав должны осуществлять соответствующие министерства и ведомства (Министерство культуры, Комитет по печати, Роскомкино и др.).
5. Данная статья не упоминает о других личных авторских правах:
о праве на обнародование (включая право на отзыв) и о праве доступа.
Право на обнародование переходит к наследникам автора в полном объеме, но право на отзыв, как представляется, со смертью автора прекращается.
Право доступа (п. 1 ст. 17) прекращается со смертью автора.
6. Общее правило о сроке действия имущественных авторских прав содержится в ч. 1 п. 1 ст. 27: авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Далее эта норма именуется: "общее правило о сроке".
Разумеется, авторское право начинает действовать с момента создания произведения в объективной форме.
Пункты 3, 4 и 5 устанавливают особые случаи, касающиеся срока действия авторских прав.
7. Первое исключение из общего правила о сроке связано с необнародованными произведениями: они охраняются авторским правом бессрочно.
Эта норма, которая с очевидностью вытекает из ч. 1 п. 5, необычна для советского и российского законодательства.
Трудно сказать, почему она введена законодателем и действовал ли он в данном случае осознанно.
Вопрос о сфере применения данной нормы впрямую связан с вопросом "об обратной силе" Закона (см. п. 3 Постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему).
Отметим лишь, что если будет установлено и признано, что Закон имеет обратную силу, авторским правом должны охраняться не только необнародованные произведения Пушкина, Чехова, Ленина, но и все древние произведения (типа "Слова о полку Игореве", норманнских саг и т.п).
8. Второе исключение из общего правила о сроке - п. 3 - относится к произведениям, обнародованным анонимно или под псевдонимом. Они охраняются в течение 50 лет с даты их обнародования.
Этот специальный срок может быть либо менее общего срока охраны (если произведение обнародовано при жизни автора), либо длиннее его.
9. В части 2 п. 3 содержится норма, которая применяется к тем случаям, когда личность автора будет раскрыта в течение 50 лет после обнародования произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Тогда к сроку охраны произведения будет применяться общее правило о сроке охраны, т.е. срок охраны такого произведения увеличивается или, наоборот, укорачивается.
10. В пункте 4 содержится третье исключение из общего правила о сроке. Оно касается произведений, созданных в соавторстве.
Общее правило о сроке применяется к таким произведениям, но при этом не учитываются даты смерти тех соавторов, которые умерли ранее того соавтора, который пережил остальных.
Как известно, соавторство бывает неделимым и раздельным (см. ст. 10 и комментарий к ней).
Правило, указанное в п. 3 ст. 27, применяется только к случаям неделимого соавторства.
11. Таким образом, произведения, созданные в неделимом соавторстве, охраняются в течение 50 лет, считая с даты смерти того соавтора, который пережил остальных.
При этом субъектами (носителями) авторских прав являются все соавторы (каждый из соавторов, включая в это понятие их наследников и правопреемников), а не только тот соавтор (и его наследники и правопреемники), который пережил других соавторов.
12. Четвертое исключение из общего принципа о сроке охраны содержится в ч. 1 п. 5. Оно относится к произведению, впервые выпущенному в свет (опубликованному) после смерти автора.
Срок охраны такого произведения - 50 лет со дня выпуска его в свет.
Отметим, что это правило действует по отношению только к опубликованным произведениям, хотя по логике должно применяться ко всем обнародованным произведениям.
Нельзя исключать того, что судебной практикой будет признано наличие в данном случае ошибки (описки) законодателя.
13. Пятое исключение из общего правила о сроке содержится в ч. 2 п. 5. Оно касается авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы. Эти авторы считаются умершими в дату реабилитации. Так, например, Н.И. Бухарин был необоснованно репрессирован и погиб в 1938 году, а реабилитирован лишь в 1988 году. К его произведениям применяется общее правило о сроках охраны в 50 лет, считая с 1988 года.
14. Наконец, в ч. 3 п. 5 содержится шестое исключение из общего правила о сроке охраны. Оно касается авторов, которые в период Великой Отечественной войны (т.е. с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) работали или участвовали в войне. Срок охраны произведений этих авторов увеличивается на 4 года.
15. Исключения, рассмотренные в п. п. 7 - 14 комментария к настоящей статье, могут сочетаться друг с другом различным образом.
16. В пункте 6 предусмотрено общее правило о том, что если срок охраны должен истечь не 31 декабря определенного года, а в какой-либо иной день, он продлевается до 31 декабря этого года.
В тексте Закона это правило выражено иначе (что не меняет результата): если факт, дающий основание для начала истечения срока охраны (смерть автора, публикация произведения, реабилитация автора), произошел в какой-то день в течение календарного года, то произведение охраняется 50 лет, считая с 1 января следующего календарного года (в некоторых случаях добавляется еще 4 года).
17. Как видно из комментируемой статьи, авторское право на различные произведения одного и того же автора может прекращаться в разное время.
18. Произведения, охраняемые в соответствии с международными соглашениями, могут лишаться охраны ранее истечения сроков, предусмотренных данной статьей, в связи с правилом о "сравнении сроков охраны".
19. Об охране так называемых "старых" произведений см. п. 3 постановления о порядке введения в действие Закона и комментарий к нему.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

97. Субъекты авторского права. Соавторство.

А́вторское пра́во - в объективном смысле - подотрасль гражданского права , регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки , литературы или искусства , то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

1 автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»).

2 Правообладатели - лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Правообладателями могут быть:

Различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;

Работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;

Заказчики, в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа;

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права , который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

Латинской буквы «C» в окружности;

Имени или наименования правообладателя;

Например:

© Корпорация XYZ, 2006

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года . К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США , указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

соавторство - Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

1 раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.

2 нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Создавать новое могут только живие люди, следовательно юридическим лицам могут принадлежать только производные права на произведения, которые переходят к ним от авторов.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Авторские права – это возможности авторов или правообладателей обладать определенным статусом и совершать действия по поводу произведений. В законе выделяются некоторые разновидности авторских прав, поэтому проанализируем их и выявим наиболее значительные особенности.

Личные неимущественные авторские права

Они характеризуются следующими признаками:

  1. Возникают только у автора результата творческой деятельности;
  2. Неотчуждаемы: не могут быть переданы другому лицу по какому-либо договору, а также не передаются по наследству;
  3. Не имеют никакой связи с имущественными отношениями, выражают личную связь между автором и его произведением.

Вообще личные неимущественные права характерны только для авторов именно результатов интеллектуальной деятельности, именно поэтому на средства индивидуализации, где по факту такой деятельности нет, не предусматривается режима неимущественных прав. Как бы уникален ни был товарный знак, у него не может быть автора, а, следовательно, и соответствующих личных прав на этот объект.

Что же касается видов, то их для института авторского права предусмотрено больше, чем на объекты промышленной собственности. Итак, сюда относятся права:

  1. Авторства. Так, гражданин, создавший произведение, наделяется возможностью признаваться автором этого результата творческой деятельности.
  2. На имя. Законом автору дозволяется не только просто считаться автором, но и указывать свое имя, псевдоним на произведении (например, на обложке книги). Отсутствие указаний на имя автора считается нарушением, за исключением случая, когда сам автор не дал на это свое согласие, либо если произведение публиковалось анонимно.
  3. На неприкосновенность произведения. Очевидно, что в процессе создания результата интеллектуальной деятельности у автора имелся определенный творческий замысел, который нашел полное выражение в объекте авторского права. В соответствии с ГК РФ не допускается искажать произведение: вносить изменения, дополнения, сокращения, снабжение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями. При этом если автор дал свое согласие, нарушения не будет. После смерти автора защищать неприкосновенность могут его наследники, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ могут разрешить вносить изменения, если это не будет противоречить воли автора. Обратим внимание, что выше речь шла об обычных искажениях, которые просто нарушали творческий замысел. В том случае, когда лицо своими искажениями опорочило честь, достоинство либо деловую репутацию автора, допустимо защищаться и с помощью статьи 152 ГК РФ, в которой предусмотрен специальный порядок. Наследники могут предъявлять такие требования и после смерти автора.
  4. На обнародование. Суть в том, что произведение может быть впервые доведено до всеобщего сведения с помощью определенных действий: опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, иным способом. Хотя по ГК авторы необнародованных и обнародованных произведений защищаются одинаково, на практике обнародование – надежный способ в дальнейшем подтвердить свои права на произведение. Кроме того, у авторов есть и коммерческий интерес в осуществлении этого действия. Обратим внимание, что опубликование – частный случай обнародования, и касается, в основном, литературных произведений. Синонимами эти категории не являются. Суть опубликования в создании копий, имеющих материальную форму, а цель – удовлетворить потребности публики.

    В ГК РФ также сказано, что, если сам автор передал произведение другому лицу по гражданско-правовому договору, предполагается, что он согласен на обнародование. Если обнародовано произведение, которое ранее не было доведено до всеобщего сведения, и при этом уже истек срок охраны (семьдесят лет после смерти), то у публикатора могут возникнуть на этот объект уже не авторские, а смежные права (см. ст. 1337 ГК РФ).

  5. На отзыв. Если автор изъявил желание обнародовать произведение, но позже передумал, он может в одностороннем порядке отказаться от этого, если возместит публикатору (например, издательству) убытки.

Исключительное право автора

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

  1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
  2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
  3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

  1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
  2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
  3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
  4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.
  5. Доведение до всеобщего сведения, когда произведение становится доступным любым лицам из любых точек мира и в любое время. Это относится к случаям, когда объекты авторского права выкладываются в сеть «Интернет».

При этом если реализуются положения, касающиеся содержания произведения, это не считается его использованием. Например, гражданин, прочитав произведение Карла Маркса «Капитал», решил применить на практике некоторые экономические идеи, изложенные в книге. Это не будет использованием. В ГК, помимо экономических, указываются еще технические, организационные решения.

Иные права

Есть также группа прав, которая не относится ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Чаще всего в науке они называются иными. Сюда относятся права:

  1. Доступа. В статье 1292 ГК РФ закреплено, что право действует лишь в отношении изобразительных произведений (картин) и произведений архитектуры. Суть в следующем: художник может потребовать у лица, которому принадлежит оригинал произведения, предоставить этот оригинал, чтобы перерисовать произведение. Архитектору предоставлено право на фото- и видеосъемку.
  2. Следования. Это право также применяется в рамках конкретного случая. Суть в следующем: когда оригинал произведения отчуждается, автор имеет право на получение процентных отчислений с каждой его перепродажи, если посредником является организация (магазин, художественная галерея). Хотя предметом сделки будет материальный объект (например, рукопись книги, картинный холст), автор может требовать вознаграждения за свой интеллектуальный труд. В статье 1293 ГК РФ сказано, что положения применяются к изобразительным, литературным и музыкальным произведениям. Интересно, что право следования переходит к наследникам и действует в течение срока исключительного права.
  3. Авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркетного искусства. Это предусмотрено статьей 1294 ГК РФ. Здесь речь идет о том, что такие авторы имеют право на разработку документации этих проектов, могут осуществлять контроль над претворением проекта в жизнь. Повторно проект и документы могут использоваться только с согласия автора.

Срок действия

Охрана личных неимущественных прав бессрочна. Так, если кто-либо исказит произведение либо посягнет на авторство, то наследники всегда могут обратиться в суд и потребовать, в частности, возмещения морального вреда.

Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти. При этом если произведение создано в соавторстве, то семьдесят лет будут отсчитываться с момента смерти последнего соавтора. После того, как срок пройдет, произведение можно будет свободно использовать, поскольку оно перейдет в общественное достояние.

Вокруг авторского права всегда возникает множество споров. Главным камнем преткновения становится срок действия авторского права. Многократные изменения законодательства, тонкие нюансы исчисления, период охраны определенных сфер интеллектуальной собственности – все это рассмотрим ниже.

В современном российском законодательстве единого алгоритма исчисления периода охраны прав автора не существует. Сроки защиты варьируются в зависимости от типа. Права на авторство и имя неприкосновенны и бессрочны, то есть при любом цитировании, использовании кадра видеоролика или фотографии всегда должно указываться имя автора. Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом кончины. И все было бы легко и просто, если бы не ряд отступлений.

Общий период охраны исключительных прав ограничен сроком жизни обладателя и посмертным сроком длительностью 70 лет.

Исключения

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом. По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов. Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Бывает и так, что работа впервые презентуется публике после смерти автора. Тогда защита начинает действовать с 1 января после года обнародования. Но здесь важно, чтобы момент издания был не позднее 70 лет со дня кончины.

Отдельной категорией необходимо выделить репрессированных творцов. Если автор произведения был реабилитирован после смерти, то с 1 января после года общественной реабилитации будет действовать защита прав и выплачиваться гонорар законным наследникам.

Реформы

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет. В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки. Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Что дальше?

К тому моменту, когда истекает срок использования авторских прав и нет прямых наследников автора, вся переходит в разряд общественного достояния. А это значит, что платить авторское вознаграждение за публикацию больше не нужно. И эти произведения могут спокойно использоваться и распространяться на территории России. Это же правило применимо и к произведениям, которые не охранялись государством.

Однако особое внимание стоит уделить переводам, потому что они как раз попадают под действие авторского права в России. Но, как и в любом законе, здесь есть свои лазейки. Правительство может устанавливать проценты за распространение и использование произведений, однако все вырученные средства будут идти учреждениям и фондам, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе. Комиссия за использование, как правило, составляет 1% от прибыли.

В итоге

Исключительное авторское право – это привилегия интеллектуальной собственности. Это право , от него нельзя отказаться. Продать готовое произведение проще и получить за него прибыль всего один раз. Но если авторство признано, создатель и его наследники могут получать авторские вознаграждения в течение всего срока защиты каждый раз, когда будет использоваться произведение.

За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная ответственность: от штрафа в размере 1500 рублей до лишения свободы до 6 лет. Однако доказать авторство на произведение бывает крайне затруднительно, потому что официальной процедуры признания в России не существует (исключением являются лишь программы для ЭВМ).

Авторские права на различные произведения являются личным имуществом гражданина, поэтому он может передать их после своей смерти любому человеку. Они делятся на имущественные и не имущественные. В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос наследования авторского права, а также ознакомимся с основными особенностями и правилами, касающимися данного наследования.

Кто может наследовать авторское право после смерти автора

Важно: Если у лица было завещание, то авторские права на различные произведения переходят к тем, кто был в нём указан. В случае, когда официального документа, распоряжающегося имуществом умершего нет, то всё его имущество переходит к родственникам. Именно они являются наследниками первого порядка.

Первой в очереди на получение имущества стоит супруг (а), дети и родители, а затем остальные родственники, начиная от самых близких и доходя до самых дальних. Наследовать авторские права также могут как частные, так и юридические лица, в лице различных компаний, фирм, обществ или предприятий.

Важно: Срок вступления в права наследования — полгода после смерти владельца.

  1. Личные, их ещё называют неимущественными.
  2. Исключительные, которые принято считать имущественными.

Права, являющиеся неимущественными, включают в себя:

  • право на признание авторства;
  • право на имя автора;
  • разрешение на обнародование или публикацию произведения;
  • разрешение на внесение корректив в произведение.

Эти права не передаются по наследству. После смерти автора они сохраняются за ним.

Только имущественные права могут быть переданы по наследству. Но стоит учесть, что если автор передал права на свое произведение иному лицу, например, издательству на основании подписанного договора, то после смерти наследодателя его произведение не перейдёт по наследству к его родственникам. Все права останутся у организации или частного лица, и они смогут распоряжаться ими по своему усмотрению. Также именно они могут завещать эти права.

Процедура передачи авторского права по наследству

После кончины гражданина, нотариус должен обнародовать завещание, при условии, что таковое имелось. Там будут прописаны все условия передачи наследникам в собственность всего имущество, которое было у автора, в том числе права на произведения. Если завещание не было составлено, согласно Гражданскому кодексу все перейдёт к законным наследникам, а именно к родственникам. Если родственников у автора нет, то все его произведения переходят государству и становятся достоянием общества. То же самое происходит с остальным имущество.

Важно: Для того, чтобы получить имущество наследнику необходимо подтвердит свои права. Для этого нотариус, ответственный за завещание, выдает справку — свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Если наследников несколько, то можно запросить у нотариального представителя документ, в котором будут перечислены все соискатели. По желанию сторон на каждого наследника может быть составлена отдельная справка.

Особенности наследования авторства после смерти автора

Важно: если правопреемников несколько, то авторские права переходят в их владение как неделимая собственность. Они могут распоряжаться ей на одинаковых правах или заключить между собой договор, обозначив и разграничив зоны влияния.

Наследодатель не может разграничить между несколькими лицами право на использование своих произведений. Например, не могут одному достаться права на перевод и выпуск, а другому на использование и распространение. Все права предаются как одно целое.

Бывают ситуации, когда по наследству переходят авторские произведения, например, рукописные издания, произведения на различных электронных и бумажных носителях. Но это совсем не означает, что данному лицу переходят и права на всё это. Произведения и авторские права на него существуют отдельно друг от друга, поэтому могут принадлежать разным людям и распоряжаться ими они могут по своему усмотрению.