Библейские легенды читать. Библейские мифы: коротко о главном. Библейские мифы и легенды

Страница 1 из 28

Легенды из Ветхого Завета

СОТВОРЕНИЕ МИРА

СВЕТ
Вначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.
И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.
И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день первый.

ВОДЫ
И сказал Бог: да будет твердь, и да разделит она собой воды.
И создал Бог твердь, и назвал ее небом. Отделил Бог воду, которая над твердью, от воды, которая под твердью.
И был вечер, и было утро: день второй.

СУША
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землей, а собрание вод морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: да произрастит земля зелень. И пусть вся она - от былинки до дерева - приносит семя согласно роду своему.
И стало так.
И увидел Бог, что это хорошо.

ВРЕМЯ
И сказал Бог: да будут светила на небе для отделения дня от ночи и для означения времени - дней и годов.
И создал Бог два светила - большее для дня и меньшее - для ночи, - а также звезды. И стали светила ведать днем и ночью и отделять свет от тьмы.
И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый.

ЖИВОТНЫЙ МИР
И сказал Бог: да наполнится вода тварью и птицы да полетят над землей.
И сотворил Бог рыб больших и малых, и всё, обитающее в воде. А также птиц крылатых сотворил Бог.
И благословил их Бог: плодитесь, рыбы, и размножайтесь, наполняйте воды морские, а птицы пусть размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведет земля все живое - и скот, и змей земных, и диких зверей.
И стало так. И увидел Бог, что это хорошо.

ЧЕЛОВЕК
И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, чтобы владычествовал он над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом и гадом пресмыкающимся и над всей землей.
И создал Бог человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым.
И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному, найдем ему верного помощника. Всех животных полевых, птиц небесных, все создания Бог привел к человеку, чтобы дал им человек имена.
Нарек человек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым, но помощника не нашлось человеку.
Навел Бог на человека крепкий сон и взял у спящего одно из ребер. Из этого ребра создал Бог жену человека.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих, плоть от плоти моей, и скажут о ней: ему жена, ибо взята от мужа. Поэтому оставит муж отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Так сотворил Бог человека по образу своему, мужчину и женщину сотворил.
И благословил их Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным на земле.
И сказал Бог:
- Я дал вам всякую траву и всякое дерево, пищей вашей станут плоды их и семена. Всем зверям земным и птицам небесным и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу.
И стало так.
Оглядел Бог все, что он создал, и увидел, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день шестой.

ОТДЫХ
Так созданы были небо, земля и все живое. Закончил Бог все дела свои и в день седьмой отдыхал.
Благословил и освятил Бог этот день.

ЭДЕМ

Посадил Бог в Эдеме сад. Много в раю красивых деревьев и сладких плодов. Дерево Жизни было посередине и дерево познания Добра и Зла.
Из Эдема текла река для орошения рая. Она разделялась потом на четыре реки: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.
И в том саду поселил Бог Адама, чтобы тот возделывал сад и хранил его.
И сказал Бог человеку:
- От всякого дерева будешь есть, а от дерева познания Добра и Зла не вкушай плода. Как вкусишь, в тот же день умрешь.

ИСКУШЕНИЕ В РАЮ
Хитрее всех зверей был змей. Приблизился он к жене Адама и спросил:
- В самом ли деле Бог не велел вам есть плоды с райских деревьев?
- Нет, - сказала жена Адама. - Плоды всех деревьев мы можем есть. Только к плодам дерева, растущего среди рая, нам не велено прикасаться, чтобы не умереть.
- Нет, - сказал змей. - Не умрете вы от этих плодов. Просто знает Бог, что, стоит вам вкусить их, вы сами сделаетесь, как боги, которым известно Добро и Зло.
Присмотрелась женщина к дереву, увидела его красоту, и любопытно ей стало. Сорвала она плод, съела сама и мужу дала, и он ел.
И словно пелена упала у них с глаз. Вдруг обнаружили они свою наготу и бросились к смоковнице, стали срывать листья и делать себе повязки.
Бог в это время ходил по раю, и, услышав его, скрылся Адам за деревьями вместе с женой.
- Где ты? - спросил Бог.
- Я услышал твои шаги, - отозвался Адам, - и спрятался, потому что постеснялся своей наготы.
- Откуда ты знаешь, что ты наг? - удивился Бог. - Не ел ли ты плоды запретного дерева?
- Ел, - ответил Адам. - Ты дал мне жену, а она сорвала мне плод.
- Что же ты наделала! - сказал Бог жене Адама.
- Змей меня обольстил, вот я и съела, - ответила женщина.

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
И сказал Бог змею:
- За то, что ты сделал, проклинаю тебя. Будешь ниже всех скотов и зверей, на животе своем будешь ползать и питаться землей. Я установлю вражду в твоей семье и в потомстве твоем, оно будет в голову тебя жалить, а ты его - в хвост.
Жене Адама Бог сказал:
- А тебе тяжела будет беременность, в боли будешь рожать детей. И муж твой станет господствовать над тобой.
Адаму же сказал Бог:
- Из-за того что ты послушал свою жену и ел запретный плод, будет проклята земля. Шипы и колючки станет она родить, и питаться ты будешь полевой травой. В поте лица будешь добывать хлеб, пока не вернешься в землю, из которой взят. Ты - прах и в прах обратишься.
Назвал Адам жену свою Евой, что значит «жизнь», ибо предстояло ей стать матерью всех живущих.
Сделал Бог одежды из кожи и одел Адама и Еву.
«Вот и стал Адам, как Бог, - произнес про себя Господь. - Знает теперь Добро и Зло, хорошее и плохое. Как бы не съел он плода с дерева Жизни, чтобы жить вечно!»
Изгнал Бог Адама из рая, чтобы возделывал Адам ту самую землю, из которой был взят.
Поставил Бог херувима у рая Эдемского и дал ему огненный меч - пусть ангел охраняет дерево Жизни.

КАИН И АВЕЛЬ

Сначала у Адама и Евы родился Каин, потом Авель. Авель пас овец, а Каин пахал землю. Собрал Каин урожай и понес дар Господу, и Авель тоже решил отнести Богу дар. Выбрал он ягненка из стада и преподнес.
Обратился Бог к Авелю с любовью, а на Каина и не взглянул. Сильно огорчился Каин, хмуро стало его лицо.
- Почему ты огорчился, отчего хмур? - спросил Бог. - Если дело твое доброе, почему лицо мрачно? Если же плохое задумал, знай: грех лежит на твоем пороге. Грех тянет тебя к себе, но ты будь сильнее его.
- Пошли, - позвал Каин Авеля. Вышли они в поле, Каин бросился на Авеля и убил его.
- Где же брат твой? - спросил Каина Бог.
- Не знаю, - ответил Каин. - Разве я сторож брату моему?
- Что ты наделал! - воскликнул Бог. - Голос крови брата твоего взывает ко мне из земли. Проклинает тебя земля, раскрывшая уста, чтобы принять кровь брата твоего от твоей руки. Земля не даст тебе урожай. Быть тебе изгнанником и скитальцем!
- Наказание твое больше, чем вынести можно, - ответил Каин. - Первый встречный меня убьет.
- Отомстится всемеро тому, кто тебя убьет, - сказал Бог и сделал знак, чтобы не пал Каин от руки первого встречного.

УМНОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Поселился Каин на востоке от Эдема. Жена его родила Еноха. Построил Каин город Енох. Много людей явилось миру в его роду - пастухи, музыканты и кузнецы.
Адаму было сто тридцать лет, когда Ева снова родила сына. Назвали его Сиф.
- Этот вместо Авеля, которого убил Каин, - сказала Ева.
Много было еще детей у Адама. Он дожил до девятисот тридцати лет.
На сто пятом году у Сифа родился Енос. Прожил Сиф девятьсот двенадцать лет. Из поколения Еноса вышел Мафусал, который прожил дольше всех на земле - девятьсот шестьдесят девять лет. У Мафусала родился Ламех.
У Ламеха же был сын по имени Ной. И сказал о нем Ламех:
- Ной облегчит нам работу на проклятой Богом земле.

Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды Немировский Александр Иосифович

МИФЫ В БИБЛИИ

МИФЫ В БИБЛИИ

Миф - это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой?то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф - это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых - бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой?либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой?либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История - это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы - ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета). Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» - это известные грекам мидяне, «мешех» - месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» - это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» - это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями - Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять?таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама - Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Эта же идея, или, точнее, миф, проявляется и в периодизации истории, в которой выражена всемирно–историческая концепция Библии. Анализируя пророчество Даниила, написанное под именем этого древнего пророка автором IV в. до н. э., мы не можем даже установить, какие четыре «будущих» царства он имеет в виду: Ассирийское, Халдейское, Мидийское, Персидское, или Халдейское, Мидийское, Персидское, державу Александра Македонского, или Халдейское, Мидо–персидское, державу Александра Македонского, державу Селевкидов. В тексте можно отыскать основания для каждой из этих четырех четверок. Не случайно впоследствии христианские авторы последним «человеческим царством» считали Римскую империю. Неизменным в этой периодизации является лишь число четыре.

Будучи, особенно в первых книгах, собранием мифов, Ветхий завет производит впечатление исторического труда, недаром ведь его называют «священной историей евреев». Подкреплением этой иллюзорности служат не только отмеченные нами элементы периодизации, но и распределение всех мнимых и подлинных событий в хронологической последовательности. Но хронология показывает истинный характер этого великого сочинения.

У евреев, в отличие от египтян, шумеров, вавилонян, поздно пришедших к государственной организации, не могло быть собственной точки отсчета исторических событий, или эры. Первая эра у них появилась в эпоху македонского завоевания - это 312 г. до н. э. Но относительная хронология (раньше - позже) используется уже в книге Бытие. При этом отсчет ведется даже от такой природной катастрофы, которая в принципе не совместима с хронологией, ибо лежит за рамками человеческой памяти. Используется и обратный отсчет. Исход из Египта датируется за 480 лет до сооружения Соломоном храма в Иерусалиме.

Производя имена предков, и считая их реальными лицами, от названий народов, библейские авторы, как правило, указывают длительность их жизни. Их сумма должна была указывать на глубину исторической памяти. Элементарный подсчет показывал, что эта глубина ничтожно мала по сравнению с давностью египетских пирамид. Выходом было наделение персонажей еврейской истории фантастическим долголетием.

Еврейский историк эпохи Римской империи Иосиф Флавий, излагая в своих «Иудейских древностях» содержание Библии, уверен в глубокой древности еврейского народа по сравнению с древностью греков и римлян, будущих читателей своего труда. В те времена в этом никто не сомневался. Ныне же нам известно, что город Иерихон, на территории страны Ханаан, завоеванной евреями, на четыре тысячи лет древнее библейского сотворения мира, а история рода человеческого измеряется не тысячами, а миллионами лет.

Нет применительно к Библии большей ошибки, чем ее рассмотрение в изоляции от истории, религии, культур ближневосточного региона, частью которого был древний Израиль. Многие столетия европейцы черпали сведения о Древнем Египте, Вавилонии, Финикии из Библии. В конце XIX в., благодаря раскопкам в Египте и Вавилонии, Библии стали отдавать долги. При этом близость тех или иных библейских и внебиблейских элементов в соответствии с уровнем знаний того времени трактовалась в плане заимствования из более развитых культур. Библия стала мыслиться этакой бедной родственницей, которой в годы вавилонского пленения достались обветшавшие обноски богатой вавилонской родни.

Однако раскопки в 20–30–х гг. и в 70–х гг. XX в. в Сирии (Угарит и Эбла) нанесли по этой концепции, получившей название «панвавилонизм», сокрушительный удар. Библейская мифология, как оказалось, имела много общего с мифологией Угарита, а иврит оказался очень близким к языку Эблы (эблаиту). Последнее означало, что не в VI в. до н. э. - в годы вавилонского пленения, а в конце III тысячелетия до н. э. - время расцвета Эблы - носители родственных языков, иврита и эблаита, обладали достаточно высоким культурным запасом, и к нему могут, в частности, восходить космогонические мифы Библии. Авраам и его семитские предки могли обладать и письменностью, но она была утрачена в годы длительного пребывания обитателей Южной Месопотамии в пустыне и их превращения в полукочевой народ. Но они помнили, что их предки Адам и Авель были земледельцами, считали место их обитания раем земным и страстно стремились плодоносящей земле, называя ее «обетованной».

Таковы некоторые пояснения, необходимые для понимания нашего изложения мифов Библии. Да, это мифы, потому что только в мифах, а не в реальной жизни происходят чудеса: расступаются моря, животные говорят человеческим языком, по мановению руки праведника останавливаются небесные светила. Да, это мифы, отражающие подчас художественное сознание древних земледельцев и скотоводов. Но мы не можем от них избавиться, ибо они пронизывают наше искусство, нашу культуру, наше сознание. Не можем и не хотим!

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Мифы и фольклор 30. Различие между мифологией и фольклором Мифология (мифологические представления) – это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

Шумерские мифы Среди огромного объема материала, который имеется в нашем распоряжении благодаря самоотверженному труду ученых-шумерологов, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что,

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Мифы о Гильгамеше Важной фигурой в аккадской мифологии является герой Гильгамеш, который, согласно «Эпосу о Гильгамеше», на две трети бог, а на треть человек. Но он также принадлежит и к шумерской мифологии. Три шумерских мифа, включенные в «Древние тексты Ближнего

Из книги Тайное Пламя. Духовные взгляды Толкина автора Колдекот Стрэтфорд

Мифы об Осирисе В основе сложной системы ритуалов и мифов, центральной фигурой которых является Осирис, лежат три основные темы. Первая тема – политическая. Миф о конфликте между Осирисом и его братом Сетом отражает борьбу, в результате которой Нижний и Верхний Египет

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Мифы о творении Благодаря изменчивости египетской религии (о чем мы уже упоминали) миф о творении имеет много форм и вариантов. Но в любом из них затрагивается тема того, как солнце воздействует на ил, оставленный отступающими водами Нила. Хотя в египетской мифологии

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Мифы Если мы обратимся к истории, то обнаружим, что иудаизм и христианство связывают непростые отношения. Все основоположники христианства, включая самого Иисуса, – евреи. И его мать, и его ближайшие сподвижники были евреями, он сам проповедовал в синагогах. «Апостолы

Из книги автора

Мифы об облаках Мифы об облаках, которые мы уже неоднократно упоминали, включают в себя не только солнечные стада, кентавров, Нефея, Геллу и Пегаса, но, поскольку в примитивном арийском фольклоре небо само было голубым морем, а облака – кораблями, плывущими по нему, то

Из книги автора

Из книги автора

32. МИФЫ О ВОСХОЖДЕНИИ Умереть - значит переступить границы человеческого статуса и «проникнуть по ту сторону». В религиях, которые размещают потусторонний мир на Небе или в какой?либо высшей сфере, души умерших либо взбираются туда по горным тропинкам, либо карабкаются

Из книги автора

158. ЧТО ОТКРЫВАЮТ МИФЫ Миф, какова бы ни была его природа, есть всегда прецедент и пример не только для действий человека (сакральных или профанных), но и по отношению к месту, занимаемому человеком в мире; правильнее сказать: по отношению к модусам реального в целом. «Нам

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

Бог сотворил небо и землю. Сначала земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьма скрывала океан, над водами носился Дух Божий(1).

Какая часть правды, и какая - мифа содержится в приведенном выше утверждении? Согласно последнему обследованию, 48% респондентов-американцев считают, что Книга Бытия буквально подлинна и что человек был сотворен Богом. Но что это означает, когда говорят, что Книга Бытия "буквально подлинна"? Ведь имеется много различных современных версий Библии, - так какая же из них подлинная? Существуют также разные радикальные версии текстов, приспособленные к требованиям особых групп интересов, и они часто искажают первоначальный смысл. И, наконец, что еще более важно, даже самые консервативные издания Библии на английском языке представляют собой перевод с древнееврейского - а многие ли из нас читали Библию в оригинале? Таким образом, мы полностью зависим от переводчиков!

Более того, даже если мы смогли бы прочесть Библию на еврейском, то все равно это была бы тщательно подобранная и отредактированная версия событий. Известно, и не подлежит сомнению, что епископы в ранних христианских общинах решали, какие тексты следует включать в Библию, а какие нет. Затем тексты, которые были сочтены по тем или другим причинам неприемлемыми, признавались неканоническими и, следовательно, "апокрифическими"(2), в отличие от канонизированных "священных" книг. Нс подлежит сомнению, что 39 книг, вошедших в Ветхий Завет, подвергались значительной переработке и корректировке. Разумеется, духовенство отрицает это, но в действительности первые пять книг Библии, так называемое Пятикнижие, представляют собой собрание сильно переработанного материала(3).

В XIX веке группа германских ученых, изучая различные несоответствия в Библии, пришли к заключению, что Пятикнижие возникло из четырех источников. Представленные учеными объяснения многими были признаны наиболее достоверными: Книги Моисеевы, которые будто бы были написаны в Синайской пустыне в XIV или XV веках до РХ, подвергались переработке столетиями позже, а Книга Бытия почти, наверное, является обработанным повествованием о значительно более ранних событиях. Все это вызывает настоящее потрясение у тех, кто убежден, будто Библия - это чистое Слово Божие, а оказалось, что в действительности эти тексты обрабатывались человеком. Если по этому поводу существуют какие-то сомнения, то, чтобы их развеять, достаточно обратиться к многочисленным противоречиям и разночтениям в рассказе о ключевых библейских событиях, таких как Сотворение мира и Потоп.

Таким образом, первый миф Библии - это то, что она является откровением Бога. Второй миф - что в Библии присутствует один-единственный бестелесный Бог. В действительности, напротив, милостивый, всепрощающий Бог Нового Завета резко отличается от сурового, гневного Бога Ветхого Завета, и это несоответствие зачастую мешало христианам спать. Рассмотрим, например, следующий эпизод, предшествующий рассказу о Потопе:



"Господь увидел, что люди земли полны зла, что они только о зле и думают, и стало у него на сердце грустно. И сказал Господь: "Я уничтожу всех людей и всех животных и все, что ползает по земле, и всех птиц в небе, ибо сожалею о том, что создал все это"(4).

Здесь перед нами предстает якобы Всемогущий Бог - грозный и беспощадный. И можно привести множество других подобных примеров, в особенности из Книги Исхода, когда Господь обнаруживает свою злобную и мстительную натуру. Но что еще более существенно - если этот Бог всемогущ и всеведущ, то почему он допускает ошибки?

В Ветхом Завете мы встречаем немало примеров, когда Бог появляется скорее в физическом обличий, чем в качестве Духа. В повествовании о Содоме и Гоморре Господь считает нужным физически спуститься и посетить города, чтобы лично оценить ситуацию(5).

Затем, вместо того, чтобы испепелить людей одним мановением своей священной десницы, Господь использует часто физические средства (жжет серу, напускает дыма), чтобы уничтожить не только людей, но и растительность на земле. И это тот самый Бог, который, согласно Библии, лично помогал израильтянам завоевывать земли и сокрушить врагов после Исхода(6).

Таким образом, это совершеннейший миф, будто Бог Ветхого Завета - это тот же самый милостивый, всепрощающий Бог, который фигурирует в Новом Завете. Откуда же взялся этот миф? Он появился из-за того, что в этой религии может существовать только Один-единственный бесплотный Бог. Правда же состоит в том, что Бог Ветхого Завета порой действует совсем как человек - ему не чужды чувства зависти, гнева и наслаждения; он ходит по земле и разговаривает(7); борется(8). Он несовершенен, не всеведущ; он суров, жесток и нетерпим; и осуществляет свою власть в чисто физических формах.

Но в том же мифе скрыта и более глубокая истина; ибо в Ветхом Завете Господь- это не единственный Бог. Основываясь на Библии и других источниках, Карен Армстронг ясно показывает, что в ранний период древние евреи были язычниками и поклонялись также и другим богам: "Идея соглашения (Бога с Моисеем) дает нам понять, что израильтяне еще не были монотеистами, так как такое соглашение имеет смысл только при политеистической религии. Израильтяне не верили, что Яхве - Бог Синая - был единственным Богом, но в этом соглашении они поклялись, что будут игнорировать всех остальных богов и будут поклоняться только ему одному. Во всем Пятикнижии трудно обнаружить хотя бы одно монотеистическое заявление. Пророки уговаривали израильтян хранить верность соглашению, но большинство из них продолжало, в соответствии с традицией, поклоняться Ваалу, Ашере и Анат(9).

Карен Армстронг отмечает, что еврейский термин Yahweh chad означает - "единый Яхве", то есть, что это было единственное божество, которому людям разрешено было поклоняться. Очевидный вывод из этого заключался в том, что существовали и другие боги, которые были опасными соперниками Яхве. Были ли эти другие "боги" просто идолами или изображениями, как полагает Армстронг или то были "ходящие и говорящие" соперники Бога Ветхого Завета?

"Тогда Бог (Elohim) сказал: Теперь сотворим человека. Сотворим людей по нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут властвовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле" (10).

Есть ли в этом высказывании зерно истины - это большой вопрос. Но в данном случае я хочу лишь рассмотреть одну его сторону - то, что я называю "мифом Элогим". В этом заявлении может показаться странным, что Бог говорит о себе во множественном числе - "мы" и "по нашему образу и подобию". Большинство читателей Библии не обращает на это внимания, считая, что это формула монарха - "Мы, король..." и т.д., или же относят это на счет особенности перевода с древнееврейского. Тут действительно есть закавыка с переводом этого текста, но состоит она совсем не в том, о чем думает большинство читателей. Не подлежит сомнению, что древнееврейское слово "Elohim" представляет собой множественное число от "El" - Господь Бог! Это хорошо известно теологам, но обычные прихожане не ведают об этом удивительном обстоятельстве.

При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim - она употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim, и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Армстронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека. Получившееся в результате объединения божество стало известно под именем Элогим.

Библия - собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. Слово «завет» в Библии употребляется в значении «союз», «договор» «Библейская энциклопедия», составленная в 1891 году архимандритом Никифором, так определяет это понятие. «Завет Ветхий и Новый - иначе сказать, древний союз Бога с человеками и новый союз Бога с человеками Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал людям Божественного Спасителя (…) и приготовлял их к принятию Его. Новый же Завет состоял в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя Единородного Сына Своего, Господа Иисуса Христа».

Где взять денежный кредит через интернет sgroshi.com.ua .

Библейскими сказаниями обычно называют сказания Ветхого Завета, повествующие о событиях, происходивших до рождения Иисуса Христа. Ветхий Завет складывался на протяжении длительного времени с XII по II век до н. э. Он состоит из тридцати девяти книг и включает в себя тексты самого разного характера: мифы древних иудеев и соседствующих с ними народов (финикийцев, вавилонян и др.), исторические предания, фрагменты хроник, законодательные предписания, религиозно-философские сочинения, ритуальные и народные песни.

Известный русский философ С.Н. Булгаков писал: «Неисчерпаемость Библии коренится для нас одновременно и в божественном ее содержании, и в этой ее пестроте и многообразии».

Книги Ветхого Завета принято разделять на несколько групп: «Пятикнижие», повествующее о сотворении мира и человека, жизни первых поколений людей на земле и о заповедях, данных Богом пророку Моисею, «Исторические книги», рассказывающие о возникновении Израильско-Иудейского государства и его правителях; «Учительские книги», содержащие наставления в благочестии, и «Пророческие книги», посвященные предсказанию пришествия Иисуса Христа.

Разновременность и разнохарактерность библейских текстов обусловили неоднократно встречающиеся в Библии противоречия. Так, «Пятикнижие», как считают многие исследователи, было создано на основе двух источников, получивших условные названия «Яхвист» и «Элохист», поскольку в первом из них, близком к народным сказаниям, Бог назван Яхве, а во втором, созданном учеными жрецами - Элохим. В русском переводе Библии это различие сохранено и передается соответственно как Господь и Бог. Каждый из этих источников представляет собой последовательное и цельное повествование, но соединенные вместе, наложившись один на другой, они иногда заметно противоречат друг другу.

Изучением Библии занимаются как ученые-материалисты, так и ученые-богословы В большинстве вопросов их мнения кардинально расходятся, в том числе в «вопросе о происхождении Библии. Согласно религиозному вероучению, Библия является «богодухновенной» книгой, то есть написана Духом Божиим при посредстве избранных Им для этого людей.

Однако в настоящее время некоторые ученые богословы стали признавать формирование Библии на основе разных источников.

Первоначальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском и отчасти арамейском языках. В III веке до н. э. он был переведен на греческий. По преданию, перевод был сделан семьюдесятью двумя благочестивыми старцами, которые работали порознь, независимо друг от друга, однако, когда переводы были завершены, они полностью совпали, что было расценено как знак особого благоволения Бога.

В IV веке новой эры блаженный Иероним, христианский философ, перевел Библию на латинский язык, в IX веке просветители славян, создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий, сделали перевод на старославянский, в XVI веке М. Лютер, реформатор германской церкви, - на немецкий, позже Библия была переведена на английский, французский и многие другие языки.

Перевод Библии на современный русский язык был осуществлен в 1860–1868 годах специальным Комитетом в составе М.А. Голубева, Д А. Хвольсона, И.Е. Ловягина. Этот перевод, так называемый Синодальный, одобрен русской православной церковью и является официально признанным русским текстом Библии. Отсюда взяты все приводимые ниже библейские цитаты; архаичность их языка наглядно передает своеобразие художественного стиля древних текстов.

Библия - одна из наиболее популярных книг в мире, ее ежегодные тиражи достигают нескольких миллионов экземпляров.

Библия обладает выдающимися достоинствами и как литературное произведение. Известный польский писатель и ученый Зенон Косидовский в предисловии к своей книге «Библейские сказания» пишет: «Она является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь».

О создании мира

Сначала Бог создал небо и землю, потом свет. Свет назвал "день", а тьму - "ночь". На второй день Бог создал твердь посреди воды, назвал землей, а воду - морем. На земле выросла трава, злаки, давали семена, деревья. Далее Бог создал рыб, пресмыкающихся, птиц.

О первых людей Адама и Еву

И создал Бог человека по своему образу и подобию, дал власть над рыбами, птицами, животными, пресмыкающимися. Это был день шестой.

Бог создал мужчину. И был тот человек, Адам, совсем сир. Когда он заснул, Бог вынул у него ребро и создал из него женщину, Еву. Прекрасно жили в райском саду Адам и Ева. Все им разрешалось, кроме как есть плоды с дерева познания добра и зла. Дьявол в образе змея соблазнил Еву - она попыталась плод запретного дерева, еще и Адама уговорила сделать это. Бог узнал, рассердился и выгнал Адама и Еву.с рая. Теперь они стали смертными: Адам должен был всю жизнь работать в поте лица, а Ева - в муках рожать детей. Так пошли на земле первые люди и был совершен первый грех.

О потоп на земле

Люди грешили, не слушали Божьих наставлений, поэтому Господь решил их наказать, уничтожить род человеческий через всемирный потоп. Только благочестивому Ноевы сказал он, чтобы тот построил большой корабль-ковчег, посадил туда свою семью и взял "всякой твари по таре" - животных, птиц, разной живности.

Ной так и поступил. Начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Все было затоплено. Долго плыл корабль по водной пустыне. Ной выпустил ворона, тот полетал-полетал и вернулся - нет суши. Через неделю Ной выпустил голубку, и та вернулась. Еще через неделю голубка принесла зеленую веточку. Это означало, что земля близко. Вышел Ной на сушу, и от него начался новый род человеческий, а от животных, что он выпустил, - их род.

Про Вавилонскую башню

Много людей жило на земле. Все говорили на одном языке, И они задумали построить высокую, до неба, башню, чтобы прославить себя. Бог, увидев, что люди ради своей гордыни взялись за не-и угодну ему дело, сделал так, что строители стали разговаривать на разных языках, не понимая друг друга. Им пришлось покинуть строение и разбрестись в разные стороны. Башня со временем развалилась, а город назван Вавилоном, то есть "смешением".

О Моисее

Одному израильскому супругам Господь подарил сына. Чтобы ребенок не попал в руки злых египтян, мать поначалу прятала ее, а потом вынуждена была сплести корзину, положить туда младенца и пустить в реку. За тем, куда поплывет корзину, следила ее дочь. Корзина пристал к берегу, где купалась царская дочь. Доброй царевне стало жаль мальчика, и она взяла его. А тут подошла девочка и сказала, что может найти кормилицу для ребенка. И привела свою мать. Царевна приказала женщине взять ребенка, вскормить ее, а как вырастет, привести к ней. Мать очень обрадовалась - теперь ее сыну ничего не угрожает. Когда мальчик подрос, его отвели к царевны, и полюбила его, как родного, назвала Моисеем ("тот, кого достали из воды, из корзины"), многому научила, поэтому он вырос умным человеком.

Однажды Моисей, увидев, что египтянин немилосердно бьет рабочего-еврея, вступился за бедного, при этом убил надзирателя. Об этом узнал фараон - и Мойсееві пришлось бежать. В чужой земле он вступился за дочерей тамошнего священника, потом женился на одной из них

Однажды Моисей, выпасая овец, увидел куст, который горел и не сгорал, потом услышал голос Господа, который приказал ему вывести израильтян из рабства. Моисей сказал, что люди могут ему не поверить. Тогда Господь превратил его жезл в змею, со здоровой руки сделал больную и наоборот, превратил воду в кровь и сказал, что Моисей может показать эти чудеса израильтянам, чтобы те поверили ему как посланнику Божьему.

Сорок лет Божий вел через пустыне свой народ к земле обетованной. За это время многие израильтяне отчаялись, стали жаловаться и ругать Моисея. Когда путешественники подошли к горе Синаю, то Господь передал Моисею десять своих заповедей, записанных на каменных досках, чтобы он рассказал о них народу.

Десять заповедей Божиих

Пусть у тебя не будет других Богов, кроме меня. Возлюби ближнего своего как самого себя! Не сотвори себе кумира. Не называй имени Господа напрасно. Помни день субботний. Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу. Почитай отца и мать своих. Не убивай! Не прелюбодействуй! Не воруй! Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего! Не желай ничего из того, что тебе не принадлежит, не завидуй.

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына. Вот младший попросил, чтобы отец отдал ему его долю имущества. Отец отдал, а сын уехал в чужих краев, пил там, гулял и быстро растратил все деньги. Остался бедным, голодным, исчезли и его "друзья". Он обнищал, что готов был есть свиной корм. И решил пойти к родному отцу хоть батраком. Вернулся, а отец встретил его радостно, дал лучший одежду и наилучшую еду. Старший брат обиделся, ведь он нигде не блуждал, денег зря не тратил, добросовестно работал, но для него никогда не устраивали такого пышного банкета. Тогда отец сказал: "Ты всегда со мной, дитя мое, и все мое - твое! Надо веселиться и радоваться, потому что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять семя. То, что упало край дороги, затоптали. Что упало на каменистую почву - засохло без влаги. Несколько упало в терние и было им заглушенное. А то, что упало на добрую землю уродилось стократно.

Зерно - Слово Божье. Зерна край дороги - это те, у кого дьявол забрал из сердца это слово. Что на каменистой почве - это те, кто отошел во время испытаний. Которые между терном - это те, что забывают слово Божье за ежедневными хлопотами и богатством, не дают плода. Зерна на доброй земле - это те, кто услышит Слово и сохранит в искреннем и добром сердце.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Библия - это сборник религиозных книг, созданных в разные времена. Состоит она из двух основных частей - Ветхого и Нового Заветов. Это одна из самых популярных книг в мире, и не только через религиозные наставления, которые в ней содержатся, но и через высокую художественную стоимость, общечеловеческие моральные идеалы олицетворенные в библейских образах, в образе Иисуса Христа, в десяти Божьих заповедях.