Что такое врожденная грамотность

Мамы неграмотных детишек могут не понять заголовка этой статьи. Каждому ясно: если ребенок от природы грамотен, это счастье для него самого и для его родителей. И для школьного учителя, кстати, тоже. Какие могут быть проблемы? Здесь уж, воля ваша, автор что-то путает…

К сожалению, нет. Проблемы в школе возникают и у таких ребят. Об этих проблемах и поговорим.

1. Первая и важнейшая, на мой взгляд, в том, что школа ориентируется на среднестатистического ребёнка. Причем не на живого ребёнка, а на некий идеальный среднестатистический образ, бесплотный, беспроблемный и безличностный. Дети же, одаренные какими-либо талантами или даже просто яркой индивидуальностью, такими не являются. И дети с врождённой грамотностью тоже. Поэтому они учатся по программам, учебникам, материалам, для них не предназначенным. И сам процесс школьного обучения русскому языку на них вообще никак не ориентирован: они не включены, как теперь говорят, в целевую аудиторию. Потому что важнейшей задачей курса русского языка в школе является формирование и развитие грамотного письма. А такие ребята пишут грамотно сами: просто они так устроены. И учить их надо, что совершенно очевидно, по-другому. Но для этого, как минимум, необходимо осмысление проблемы или хотя бы признание того, что она существует.

2. Вторая проблема связана с первой, вытекает из нее. Но это не простое следствие. Это самостоятельная проблема, хотя бы по ее значимости.

Знаете поговорку «Время — деньги»?

На мой взгляд, эта поговорка простовата, я бы ее перефразировала так: время не купишь ни за какие деньги… Да, речь идет о временнЫх затратах: потерях времени на уроках в школе и при выполнении домашних заданий. Жаль, но время тратится большей частью неэффективно. Потому что школа учит одарённых детей делать то, что они уже умеют. Этого времени за курс школьного обучения набегает немало. С 1-го по 4-й класс в соответствии с программой — по 170 часов в год, с 5-го по 9-й — по 204 часа в год, т. е. более 1680 часов. А еще уроки в 10-11-х классах. И, кроме того, почти ежедневные домашние задания, часть которых для таких детей абсолютно бесполезна. Не освобождать же их от занятий русским языком? Конечно, не освобождать! Но учить их так, чтобы они к 9—11-му классу не развратились от безделья, что бывает, и отнюдь не редко, чтобы по-настоящему трудились все школьные годы, а не абы как влачили существование. Талант, как известно, можно и в землю зарыть… Не получив должного развития, способности угасают, нивелируются. Любые способности. И в том числе способности языковые.

3. Скажите, как вы будете относиться к работе, смысла в которой вы не видите? Вот так же и грамотные от рождения дети. Мотивация — это еще одна из проблем обучения грамотных ребят, о которой почему-то не задумываются ни школа, ни учителя.

— Зачем мне все эти правила и исключения? Зачем теория? Зачем всё остальное? Я и так пишу грамотно: иногда даже грамотнее самого учителя, — рассуждает, порой молча, про себя, грамотный ребёнок. И получает пятерки за диктанты и двойки за незнание правил и ошибки в разборах. Кстати, далеко не всегда грамотные ребята — отличники по русскому языку. Ведь курс русского языка — это не только развитие грамотного письма. Это еще и знания о родном языке, его системе, особенностях и закономерностях функционирования языковых единиц. Разборы, например, развивают мышление, логику, память, тренировка которых полезна для всех поголовно. Считается, что объяснять такие вещи не нужно, но это не так. Нужно, и в особенности тем, кто грамотно пишет и других целей обучения русскому языку не видит.



4. Бывает и такое. Ребёнок пишет грамотно до тех пор, пока в процесс не вмешивается школа. Я сталкивалась с этой проблемой неоднократно, свой сын из таких — наболело. Явление это интересное, поэтому о подобных ситуациях хочется рассказать подробнее.

Учится человек в школе и пишет грамотно и диктанты, и изложения, и сочинения. Но периодически начинает делать какие-то ошибки. Не любые, а именно на то правило, которое изучается сейчас в соответствии со школьной программой. То есть если ребёнка специально не учить писать, к примеру, суффиксы существительных, прилагательных или причастий, он их напишет правильно. А после того как посетит уроки в школе, посвящённые изучению этих суффиксов, начинает делать ошибки. Получается, что если другим детям уроки в школе хоть как-то помогают, то таким — мешают: что-то сбивается в их головах, мешает врождённым механизмам работать исправно. Столкнувшись с этим эффектом, я поначалу впала в панику. А потом успокоилась, потому что правило забывалось, и мой сын вновь начинал писать суффиксы существительных, прилагательных или причастий без ошибок. В аналогичных ситуациях оказывались и другие грамотные от природы дети.

Не раз я слышала от таких ребят, что они пишут, не задумываясь о том, как нужно писать. Если же они концентрируют внимание на каком-либо правиле, то испытывают сомнение, а иногда и смятение, потому что они начинают бояться сделать ошибку. Они теоретически усвоили, что в одних случаях нужно писать -нн -, а в других -н - , но интуиция и механизмы размышления и принятия решения вступают в противоречие.

Я бы квалифицировала эту проблему как проблему несоответствия подачи и организации учебного материала особенностям восприятия детей.

5. Бывают у грамотных ребят и конфликты с учителями. Дети есть дети. Иногда им не хватает благоразумия, дальновидности, такта, просто уважения к учителям. Однажды учитель сделал неправильное исправление в тетради грамотно пишущего ученика. А на следующем уроке произошло вот что: мальчик поднял руку, а когда учительница спросила, в чём дело, ответил: «Вы мне неправильно исправление в тетради сделали. Я консультировался у бабушки: она всю жизнь редактором проработала и знает русский лучше, чем вы». Был скандал. Родителей вызвали в школу. Противостояние ребенка и учительницы продолжалось пять с половиной лет. И нервов эта борьба стоила немалых: и мальчику, и учительнице, и родителям.

Теперь представьте себе условия для развития таланта:

  • масса времени проходит впустую,
  • учебники не учитывают особенности восприятия одарённых ребят,
  • усилия учителя не направлены этому конкретному адресату,
  • никто не предъявляет к таким ученикам особых требований,
  • никто специально не мотивирует их учебную деятельность.

А как хотелось бы, чтобы одарённые ребята не выпадали из сферы внимания учителей, школы и государства. Каждый ребёнок требует внимания, любви и заботы.



А одарённый — вдвойне. Когда-нибудь общество осознает, что ребята с врождённой грамотностью — это такое же достояние страны, как и одарённые музыканты, спортсмены, математики, физики... И будут, вероятно, специальные образовательные программы для таких детишек. А пока вся надежда на учителя. Убеждена: если бы учителя задумывались о таких ребятах, способов оптимизировать их обучение нашлось бы предостаточно.

А если с учителем не повезло? Не будете же вы надеяться, что повезёт потом, позже! Придётся, по-видимому, искать выход из положения самим.

Всю теорию школьного курса нам пришлось начинать изучать немного раньше, чем к ним приступали в школе. И подход у нас был иным.

Сын записывал под диктовку специально подобранные мною слова и фразы. Потом вместе рассуждали: я вопросами подводила его к выводам, которые передавали смысл правила. Когда «правило» не появлялось ниоткуда, а рождалось из собственных наблюдений над фактами языка, оно уже не противоречило интуиции и проблем не возникало. Но идти нужно было обязательно от речевого опыта ребенка, от примеров. Стихия языка таким ребятам не страшна: она для них родная. Механизмы синтеза у них сильнее, чем механизмы анализа. Для них лучше не объяснять правило, а показать на нескольких примерах, как оно работает. Эти примеры служат образцами, своеобразными эталонами, ориентирами. Вы будете удивлены, насколько легко ребёнок сам приведёт свои подобные примеры. Также он легко идентифицирует другие слова или формы слов с нужной орфограммой. Письмо по аналогии — это тот механизм, который работает у грамотного ребёнка без перебоев. Сама формулировка правила при таком подходе не столь уж важна, важен факт осмысления языкового явления. Учитель-педант, упорно требующий формулировок правил по учебнику, конечно, будет не удовлетворен, но это, в конце концов, не главное.

Главное, что при таком подходе у ребенка не возникает внутреннего конфликта, и он может чувствовать себя вполне комфортно. Ощущение комфорта возникает еще и потому, что каждый раз на такую работу требуется всего-то минут 10, не больше.

Вконтакте

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память - отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

Русский язык - один из самых непростых языков с грамматической точки зрения. Причиной тому являются три совершенно разных принципа орфографии:

  1. Главный морфологический принцип заключается в одинаковом написании главной части слова (морфемы). Именно благодаря этому принципу нас со школьной скамьи заставляли проверять правильность безударной гласной однокоренным словом, где эта гласная является ударной. Например, шалун - шалость, молодой - молодость, свинья - свиньи и т. д.
  2. Фонетический принцип - самый запутанный для современного человека. С одной стороны, он говорит о том, что нужно писать, как слышится. Тогда по логике вещей вместо «город» нужно писать «горат», или «прикрасна» вместо «прекрасно». Но нет же, такое было только в древнерусских текстах. В нашем языке сохранились лишь остатки. К примеру, манка с одной «н» из манной крупы с двойной "н". Или кристальный с одной «л» и кристаллизация с двумя «л» из кристалла с опять же двойной «л» … По поводу правил и исключений по фонетическому принципу самым лучшим ответом на вопрос «почему» будет лишь одно: «потому». Никакой системы, словом.
  3. Исторический принцип с группой слов и выражений, написание которых сложилось исторически. Есть «слова-одиночки» типа песка или хозяина без каких-либо родственных исторических слов. Или правило из разряда «не верь ушам словим», по которому «жи» и «ши» нужно писать через «и». Правило пришло из старославянского мягкого произношения слов с этими буквами. И снова никакой системы.
  4. Все, кто пишет на русском языке, должны знать не просто огромное число правил и исключений. Мы должны помнить, когда и какое именно из них применяется, и каким принципом из трех существующих нужно руководствоваться в каждом случае. К сожалению, инстинкт врожденной грамотности здесь нам не помощник.

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

Тотальный диктант - великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Шарлатанам до этого дела нет. «Ультрасовременный мегакурс экстракласса» - только так и не иначе называются их чудесные курсы. «Нейролингвистика, неосознанный уровень и запуск программы у мозга» - любимые выражения и аргументы у организаторов такого рода услуг. К сожалению, они находят своих потребителей, спрос на "курсы врожденной грамотности для школьников" существует до сих пор.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

  • Этническая принадлежность семьи, в которой растет ребенок. Имеется в виду диалект, на котором разговаривают родители. У южан, например, интуитивная грамотность встречается реже: их фонетика отличается от классической орфографии.
  • Известный русский педагог Ушинский всегда возражал против изучения иностранного языка в раннем детстве. Аргументом было то, что при использовании второго (не русского) языка в бытовых разговорах врожденная грамотность встречалась реже. Мешало также «двуязычие» в семье.
  • Языковая среда для ребенка: чем разнообразнее и грамотнее речь родителей, тем больше связей и закономерностей формируется в мозге ребенка. Сюда же относится и чтение ребенку вслух - великолепный и доступный инструмент воспитания языкового чутья.

  • Конечно же, самостоятельное чтение. Важно, чтобы книги и тексты в них были качественными.
  • Письмо, письмо и еще раз письмо. Даже простое переписывание текста. В этом случае к визуальным механизмам запоминания добавляется мощнейший кинетический.

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

  • Не ленимся разговаривать с ребенком, следим за речью.
  • Читаем ребенку вслух столько, сколько он просит (и даже больше).
  • Фильтруем книги, выбираем лишь ценные источники с художественной и стилистической точек зрения.
  • Не перестаем читать вслух, даже если ребенок научился читать сам (важнейшее правило).
  • Учим и говорим стихи, просим пересказывать прочитанные книжки.
  • Инициируем самостоятельное письмо вручную: открытки к праздникам, стенные газеты, толстые красивые тетради в виде дневников и т. д. - лишь бы ребенок писал.

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью - от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…

Врожденная грамотность – это один из самых популярных мифов о языке. Впитать грамотное написание слов с молоком матери нельзя. Получить эту возможность генетическим путем - тоже. Но определенные способности, необходимые для будущей грамотности, несомненно, даются от природы.

В первую очередь, конечно, хорошая зрительная память. Это основа «чувства языка». Большинство грамотных людей, не помнящих никаких правил, признаются: «Я вижу ошибку сразу же, она режет мне глаз». Вот в этом самом «режет глаз» и кроется истина. Грамотный человек запоминает образы слов целиком, а не отдельными частями, как нас учат в школе – «жи-ши», «ча-ща» и т. д. Для тех, кто в силу своих врожденных способностей может удерживать в памяти большое количество образов слов эти правила, в принципе, бесполезны. Немного сложнее с пунктуацией – там обычно срабатывает интонационная логика, напрямую связанная с хорошо развитой устной речью.

А что делать тем, кого природа не наградила такими возможностями?
Как показывает практика, заучивание правил не дает желаемого результата, и человек, как ни старается, все равно делает в тексте кучу ошибок.

Существуют методы, способные повысить грамотность при письме. Нейропсихологи считают, что патологически неграмотные люди обладают «неправильной стратегией орфографии». Грамотный человек при произнесении слова вслух способен увидеть образ слова во внутреннем взоре – как написанное или напечатанное по буквам. Человек с нарушенной стратегией орфографии такого образа не видит.

Следующие упражнения, которые предлагает в своей книге «Интенсивное повышение грамотности на основе нейролингвистического программирования» психолог и преподаватель русского языка Марина Павлова, помогают развивать визуальный канал восприятия и учиться видеть образы слов.

Напишите крупно (лучше печатными буквами) слово и положите перед глазами.

Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь хорошем.

Откройте глаза, еще раз посмотрите на слово, затем поднимите глаза влево вверх (именно так, а не иначе!) и постарайтесь «нарисовать» слово во внутреннем взоре.

Сверьтесь с образцом. Если вы ошиблись, попробуйте сделать все сначала.

Если у вас получилось с первого раза, попробуйте еще раз представить себе образ слова и записать его справа налево (с последней буквы к первой).

Если такое упражнение покажется сложным, то можно помогать себе, подставлять «костыли»: закрашивать слово своим любимым цветом, выделять на образце те буквы, которые плохо представляются внутренним взором, проговаривать слово вслух в прямом и обратном порядке, рисовать в воздухе пальцем слово, которое нужно представить.

Если выполнять подобные упражнения ежедневно, можно до известной степени развить визуальный канал восприятия информации и зрительную память. Но все же абсолютно грамотным человеком вы станете вряд ли.
с сайта moi-roditeli.ru

Есть ли у вас или вашего ребенка врожденная грамотность?

Опрос завершен.

да, у меня

25 (64%)

у ребенка

0 (0%) 14 (36%)

А на следующий день я слегла с температурой. Жар стал спасением. От меня на время отстали с закорючками и букварем.

Как вернуть расположение мамы?

Пока я лежала и слушала через туман "38 и 4" голоса родителей, я как-то поняла, что мама страдает из-за неприятностей, которые тянулись вереницей за двойками за диктанты и контрольные списывания предложений с доски. От меня ждали "четверок" и "пятерок", а не грамотности, интуитивно почувствовала я. Это проще!

Я хорошо помнила, как из любопытства влезла ладошкой в банку с синей краской в детском саду. Пленка на поверхности банки легко лопнула, я перепачкала пальцы. Воспитательница громко ругалась, но когда я извинилась, как дома учила бабушка, Татьяна Ванна сразу поверила и стихла. В краску я лазила мизинцем и дальше, но уже не попадалась.

Делай, что хочешь, главное - не попадайся и дай взрослым то, что они хотят, -

это стало моим девизом на долгие годы!

Проболев непонятной болезнью неделю (ничего кроме высоченной температуры), я примирилась и вернулась в школу. В твердой уверенности вернуть расположение мамы.

Не сразу, постепенно я превратилась в настоящую приспособленку. Я подружилась с отличницей, развила до совершенства боковое зрение, чтобы ловко списывать диктанты. В старших классах наловчилась излагать и сочинять короткими предложениями, простыми словами, избавилась от "тройки" в четверти по русскому языку, и проблема рассосалась. Меня перестали дергать учителя, я ведь не портила им статистику, их не ругали в РОНО за низкую успеваемость класса, а маму не вызывали в школу. Жизнь наладилась, проблема притворилась решенной.

Источник фото: unsplash.com

Конечно, учителя все понимали, но предпочитали благоразумно не замечать. Меня никогда не вызывали на русском к доске, пропускали в домашке зеркальные буквы. Однажды моя отличница заболела перед диктантом и мне пришлось наесться снега, чтобы тоже затемпературить. А в другой раз - "забыть" сдать контрольную тетрадь.

Новенький, который появился у нас во втором классе, шантажировал все рассказать взрослым. Я в отчаянии одаривала его жвачкой, которую привозила из-за границы мамина подруга, - она работала стюардессой Аэрофлота на международных рейсах.

Привычка приспосабливаться и искать другие пути получать "4" и "5", если я не могла взять учебой, стала для меня обычным делом. Я брала изобретательностью и индивидуальным подходом. Помню, у нас уже в старших классах сменилась учительница химии и я вдруг вообще перестала понимать предмет и решать задачки. Но мы договорились с химичкой, что в каникулы я буду приходить и сдавать ей темы одну за одной, и тогда мне поставят "4". Я выучивала химические формулы наизусть, - запоминая как они выглядят на листке бумаги.

Преподаватели называли лентяйкой

Подозреваю, с таким же успехом я могла учить стихи на китайском, записанные иероглифами. Кажется, никогда потом я так бездарно не тратила время!

А какая пытка диктанты в музыкальной школе по сольфеджио! Когда ты привыкла и легко воспринимаешь мелодию на слух, но записать ее не можешь, потому что за семь лет учебы так и не запомнила, на какой нотной строчке какая нота! Для специальности я подписывала ноты простым карандашом, а преподавательница злилась, что я, лентяйка, не хочу приложить малейшего усилия и их запомнить. Но я не могла! Физически не давалось. Я столько часов старалась!


Источник фото: unsplash.com

Я пишу сейчас и снова вспоминаю свое бессилие и подавленный гнев от того, что я не могу договориться со взрослыми. Что они придумали какие-то дурацкие правила, которые мне не по зубам! И я вынуждена все время выкручиваться, притворяться, списывать!

Помню чувство тотального одиночества, что никто, кроме самой меня, не пытается мне помочь понять, как я смогу дотягиваться до школьных нормативов. Это сейчас я могу четко сформулировать, что я чувствовала и что со мной происходило, но в детстве мне было просто плохо. Тоскливо, и я все время ждала, когда же мука закончится.

Взрослые только все время требовали: то деепричастные обороты выделять запятыми, то формулу трения, я сейчас даже таблицу умножения помню с трудом и спокойно без нее обхожусь, а вы таблицу помните?

Ладно. Вечно страдать и жалеть себя не в моем характере. Я придумала, под каким углом нужно смотреть на ситуацию, чтобы чувствовать себя комфортно. К окончанию школы я привыкла со злорадством думать, что ловко обвожу всех вокруг пальца. Так или иначе, но заставляю учителей ставить мне такие желанные мамой "4" и "5".

Стала ли я грамотней? Нет, конечно. Хитрей? О, да!

Это был бесценный урок столкновения с миром, приспособления к нему. Горчило только гаденькое чувство, что я обманщица, хитрюга и занимаю положение, которое мне не принадлежит. Такой была оборотная сторона медали. Но школа, ура, осталась позади.

Но теперь мама придумала университет. Чтоб его! Да еще и факультет журналистики. Дайте две!

Но я поступила. Потому что давно знала, что сочинения нужно писать очень простыми словами и очень короткими предложениями. Шутка. Короткими и простыми, это да, но еще - поступать надо через рабфак. Там преподы сами проверяли у нас сочинения перед официальной комиссией.

И тут мамина победа едва не сменилась настоящим моим личным поражением. На журфаке немыслимое количество русского языка! Почти как на филфаке. С диктантами, семинарами в маленьких группах. Я снова чувствовала себя полной дурой! Сходила с ума от бессилия, что не могу запомнить и понять то, что легко могут другие дети.

Преподы русского языка хлебнули с моей безграмотностью. Удивительно, что и тут никому не пришло в голову отправить меня к врачам. Рекомендовали читать побольше (куда уж больше?), писать словарные диктанты, не лениться, делать упражнения - стандартный набор. Я сейчас смотрю на это время и не понимаю, как студенчество можно было превратить в такую пытку? И главное - зачем?

Но тогда я смирилась, привыкла нарабатывать свою тройку по русскому хорошим отношением и старалась не переживать.

Я вышла на работу в газету и стала компенсировать неудачи в учебе усердным трудом, тут это ценилось. В редакции стояли персональные компьютеры с проверкой орфографии, а пунктуацию я интуитивно расставляю правильно. В газете у меня был редактор, корректор, рерайтер - было кому исправить мои ошибки.

Я отмучилась в универе и почти забыла о своей особенности. Пока не появились социальные сети.


Источник фото: unsplash.com


Задыхалась от гнева и несправедливости

Вот тут меня снова заставили краснеть, как школьницу. "У вас ошибка!", - орали граммар-нации. У меня подкашивались коленки, и я спешила вычитывать текст. "Эта дура не может отличить "кАпну" от "кОпну", - злорадствовали другие. Я охала и хваталась за сердце, пила боярышник на спирту - ужасно горько.

Сколько раз я слышала: "Как она может учить писать других тексты и книги, если сама пишет с ошибками?!" Я задыхалась от гнева и несправедливости, хотела сказать, что уметь писать и уметь писать грамотно - разные вещи, но молчала.

Когда уже мои дети пошли в школу, я поняла, что стесняюсь написать от руки заявление или записку, я боялась сделать ошибку, ведь тогда учителям станет понятно про меня многое. И тут мой почерк пришел на выручку: он стал настолько неразборчивым, что я и сама с трудом разбираю. Когда я писала записки, учителя ломали глаза, а потом звали сыновей: "Переведи, что мама хотела сказать?"

Чтобы не краснеть за тексты в социальных сетях, я даже нанимала корректора, а потом поняла, что платная проверочная программа проверяет текст вполне приемлемо, не замечает только описки. Но работа с корректором помогла взглянуть на проблему с другой стороны. Оказалось, многим читателям только мерещатся ошибки! Уж не знаю почему, но часто громко требуют исправить правильное на неправильное, с железобетонной уверенностью, с пеной у рта.

Грамотности чуть больше 100 лет

Это открытие так меня озадачило, что я стала читать на тему грамотности и безграмотности все, что могла найти. Тут меня ждало несколько парадоксальных открытий.

Например. Грамотности, которую многие считают такой же естественной и необходимой, как умение есть с закрытым ртом, чуть больше 100 лет. До повсеместного школьного образования грамотными считали всех, кто умел хоть как-то читать и писать. О соблюдении правил стали строго настаивать только в 30-е годы XX века, когда многие страны провели реформы языков. Помните, когда из нашей азбуки изъяли яти и веди?

Например. На планете Земля до сих пор не умеют ни читать, ни писать 759 миллионов. Треть из них - женщины. 72 миллиона детей никогда не ходили в школу.

Например. Если человек не занимается интеллектуальной работой, лет через 20 после окончания школы он разучивается не только грамотно писать, но и писать вообще! И даже читать! Не верите? Посмотрите государственные курсы для взрослых по чтению и письму. Они открыты в Западной Европе и в Соединенных Штатах, в Австралии и Новой Зеландии. Тема неудобная и стыдная для стариков, которым проще ворчать и жаловаться на плохое зрение и притворяться, что снова легкомысленно оставили дома очки, чтобы им из доброты прочли меню в ресторане, вместо того, чтобы признаться - я забыл, как складывать буквы. Поэтому все эти курсы анонимные, но учатся на них носители языка, а не эмигранты.

Например. Преподаватели русского языка в педагогических вузах рассказали мне, что, согласно статистике и замерам, уровень грамотности новых поколений студентов, вопреки расхожим мнениям и скандальным статьям, остается примерно на одном уровне со времен процветания Советского Союза.

Жалобы на то, что растут безграмотные поколения, сродни вере, что в нашем детстве трава была зеленее, а мороженое слаще.

А дислексиков стали распознавать чаще. Это правда. Вот только стала ли наша жизнь от этого слаще? Я медленно читаю и никогда не научусь писать без ошибок, хотя и доросла уже до 40 лет. Я написала этот длиннющий ntrcn под впечатлением от истории приятельницы, у которой растет дочь с дислексией. Чтобы поддержать ее, если такое возможно.


Источник фото: unsplash.com

Девочка учится во втором классе/ Учительница знает про диагноз. Но это не помешало ей прочесть ошибки, которая ученица с таким же диагнозом, как и у меня, сделала в диктанте. Одноклассники громко гоготали. Девочка отказалась потом идти в школу…

И мне захотелось рассказать этой школьнице, что я такая же, как она. Что нам не дано многое, что может большинство людей, но это не значит, что мы хуже. Мы просто другие. Да и все люди настолько разные!

Только недавно, получив уже взрослой справку о диагнозе, как индульгенцию, я вдруг почувствовала, что, в сущности, я никому не причиняю мощный урон тем, что не могу быстро читать и писать без ошибок. Все мы такие разные! И эта особенность не стоит колкостей и унижений, которые прилетают до сих пор.

Некоторые люди пишут с такой же легкостью, как и дышат. Другие допускают при письме множество ошибок. Помощь компьютерных программ в некоторой степени выручает не слишком грамотных. Но программы не совершенны и тоже могут ошибаться. Возможно потому, что их создавали малограмотные люди?

Слова с большим количеством звука «о», такие как «молоко», «хорошо», «порошок» большинство северян и «окающих» областей России напишут правильно. Почему? Просто с самого детства люди слышали и запоминали звучание слов, поэтому написание дается им легко и беспроблемно.

Слышание слов часто отображается в их написании. Если в какой-либо местности принято говорить, например, «полЯтели», вместо «полетели», то большинство будут писать так, как слышат. Аналогично обстоит дело с глагольными окончаниями. Есть регионы, где принято произносить слова, обрезая их окончания, например, «он разговариват», вместо «он разговаривает».

Становясь школьниками, дети искренне не понимают, почему надо писать иначе, чем все вокруг говорят. Ведь родители научили их говорить именно так, значит, и писать надо так же. В каждом случае, когда повседневная речь людей сильно не похожа на литературный язык, рождаются трудности в обучении детей грамотному письму.

Большое значение имеет прилежание и старательность ученика.

Если ребенок неугомонный и постоянно отвлекается на любую мелочь, ему сложно сконцентрировать внимание на чем-нибудь одном. Также играет роль целеустремленность человека, упорство его характера. Помимо окружения людей, говорящих литературным языком и ежедневного чтения художественных произведений непременно требуется самому изучать правила грамматики и не забывать о них при написании текстов. Это - залог того, что грамотность человека будет высокой.

Любого человека, который отлично разбирается в своем узкоспецифическом вопросе, можно назвать грамотным специалистом. Это касается людей разных профессий - врачей и учителей, инженеров и программистов. То, что человек является грамотным специалистом по пошиву одежды, например, совсем не значит, что он хорошо знает правила орфографии. Также как и знание этих правил не делает человека превосходным поваром или космонавтом. А ученый, профессионально изучающий языкознание, может совершенно не разбираться в грамотном питании.

Дело в том, что в каждом человеке на генетическом уровне заложено направление деятельности, в котором он сможет лучше всего раскрыть свои таланты, проявиться как личность. Поэтому одни люди легче и быстрее воспринимают определенную информацию, других интересуют знания совсем иного рода.

В подтверждение правильности генетической теории деятели науки сделали уникальное открытие. Речь идет о гене, который отвечает за грамотность конкретного человека. Присутствует этот ген абсолютно у всех, влияние его распространяется на уровень грамотности в любом языке, проявляется он у каждого человека по-своему.

Ген грамотности по природе своей нестабилен. Активен он, как правило, не весь. Бывает, что у человека активизирована та часть гена, которая ответственная за грамотность не в его родном языке. И сколько бы человек не прикладывал усилий, чтобы освоить грамотность родного китайского, например, успехи его невелики. А все потому, что в гене человека заложена способность обладать превосходной грамотностью в языке итальянском.