Финансовая деятельность государства. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

Одной из задач государства является накопление бюджетных средств за счет стабильного и эффективного общественного производства, умелого управления и эффективного собственного производства, проведения разумной ценовой, кредитно-денежной и валютной политики, накопление капитала за счет международной торговли.

Финансы - категория финансовой науки, ключевой вопрос науки финансового права. Предмет финансового права проявляется во взаимосвязи с финансовой деятельностью государства. Большую часть финансовых отношений в обществе охватывает финансовая деятельность государства, следует иметь в виду, что не все они подчинены государственно-властной организации. Финансовые отношения внутри предприятий, учреждений, организаций, а также связанные с муниципальной формой собственности строятся на равенстве участников, на диспозитивности сторон и выходят за пределы финансового права.

Предметом исследования финансового права являются финансы государства, то есть экономические отношения по мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местной власти и местного самоуправления для обеспечения расширенного воспроизводства и социально-культурных потребностей. В процессе движения финансов государства происходят распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Государственные финансы неразрывно связаны с существованием государства, однако в историческом аспекте е значительно позднее категорией.

Различия между государственными и частными финансами были сформулированы в работе французского ученого П.М. Годме:

1) государственные финансы:

Определяются решениями государства и действиями публичной власти;

Государство может в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Связанные с денежной системой государства как средство достижения общего интереса;

2) частные финансы:

Зависят от законов рыночной экономики;

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Денежная система не зависит от воли частного владельца;

Ориентированы на получение прибыли.

Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что за любого типа экономических отношений основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами потребностей, которые нельзя удовлетворить через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, в связи с соответствующими о объективными причинами. К ним следует отнести структурную перестройку экономики, борьбу с монополизмом, защита окружающей среды, людей, которые появляются на рынке как потребители - малообеспеченные, инвалиды, дети, престарелые, а также проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовку кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.

Общеизвестно, что необоснованно высокая доля централизации финансовых ресурсов приводит негативные последствия, поскольку на уровне сплошной централизации трудно осуществлять рациональное распределение и обеспечивать их эффективное использование. С другой стороны, снижение централизации при высокой доли государственной собственности вызывает бесхозяйственность и разные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, а в конечном итоге - финансовый разлад в государстве. Нужна также оптимизация перераспределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении населения: если государство чрезмерно вмешивается в перераспределение доли населения в валовом национальном продукте, это подрывает стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. В то же время невмешательства государства в этот процесс или значительное сокращение ресурсов также имеет негативные последствия - сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию отдельных слоев населения и тому подобное.

Итак, перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью государственных финансов, - явление макроуровня, однако роль государственных финансов выражается в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизуются ресурсы, которыми каналами и в какой форме происходит их движение, по каким критериям их выделяют и используют.

Материальное содержание финансов - это фонды денежных средств. Централизованные фонды средств находятся в распоряжении государства как субъекта публичной власти (государственный бюджет, Пенсионный фонд) и органов местной власти и местного самоуправления (местные бюджеты). За счет собранных в эти фонды средств финансируются государственные и местные расходы, осуществляется капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, содержится социально-культурная непроизводственная сфера - образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение; содержатся органы государственной власти, правоохранительные органы и т.

Децентрализованные фонды средств создаются в рамках отдельных субъектов хозяйственной деятельности и определенных отраслей экономики (как за счет собственных доходов, так и за счет государства). их используют органы государственной власти для финансирования расходов государства, однако они играют существенную роль на финансовом рынке страны. В частности, за счет этих средств мобилизуются финансовые ресурсы государства путем уплаты налогов. Они осуществляют движение в кредитно-финансовой системе, в т. Ч. В банковской, и дают дополнительные прибыли как владельцам, так и кредитно-финансовым учреждениям и, соответственно, государству.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств является финансовыми ресурсами государства, которые отражаются в ее сводном финансовом балансе.

Таким образом, финансовая деятельность государства - планируемая деятельность в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

Понимание государством определяющей роли финансов для выполнения ее задач и функций, которые зависят от конституционного строя и государственной политики указано в ч. 2 ст. 92 Конституции Украины: "Исключительно законами Украины устанавливаются: 1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы... ".

Одной из функций государства является формирование денежной системы страны и обеспечения нормального ее функционирования. Ст. 99 Конституции Украины: "денежной единицей Украины является гривна. Обеспечение ее стабильности - основная функция центрального банка государства - НБУ".

Финансовыми инструментами, обращающимися через централизованные и децентрализованные фонды, есть не только деньги, но и ценные бумаги, эмитированные как государством, так и субъектами хозяйствования, и валютные ценности. Валютными ценностями, согласно декрету КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", является валюта (национальная, иностранная наличная или безналичная), ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и тому подобное.

Централизованные фонды государства (Государственного банка Украины, местные бюджеты, специализированные фонды) являются денежными, поскольку осуществление расходов требует денежных расчетов.

Вместе с тем децентрализованные фонды могут содержать не только деньги, но и другие финансовые инструменты.

Принципы осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления делятся на общих правовых, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных правовых институтов отрасли права.

В-правовые: законность; принцип верховенства права; суверенитет государства; равенство всех форм собственности; право собственности народа Украины на природные объекты и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

Отраслевые принципы е базовыми для определения круга субъектов, участвующих в финансовых отношениях, и объектов правового их регулирования. В частности, как отмечал П.С. Пацуркивский, принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь финансового законодательства и финансовой политики, является своеобразным камертоном всей дальнейшей нормотворчества в этой сфере общественных отношений.

Отраслевые принципы финансовой деятельности:

1) публичный характер финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, например, принятие и публикации законов;

2) принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности, например, полномочия Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Приоритет представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами;

3) приоритет публичных расходов над доходами (для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными, для частных субъектов - наоборот);

4) контроль в сфере финансовой деятельности государства, осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности и имеет широкий круг участников, наделенных компетенцией в сфере финансового контроля;

5) другие принципы: единства финансовой и денежной системы государства; финансовой безопасности государства; межотраслевого характера финансовой деятельности государства; гласности, плановости, целевого использования финансовых ресурсов и т.

Государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов, что выражается через методы финансовой деятельности, то есть способы, которые делятся на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1. Методы мобилизации фондов средств. Мобилизация - это комплекс мероприятий, которые осуществляются в государстве с целью планомерного формирования фондов средств. Сбор средств осуществляется с помощью обязательного и добровольного методов мобилизации. Обязательный метод является, по сути, взиманием налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает виды обязательного платежа, размеры, ставки, объекты и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и в процессе проведения обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительной помощи, подарков. Особенно это касается займа, осуществляется государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ. В частности Бюджетный кодекс Украины доходами бюджета считает все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины, включая трансферты, подарки, гранты.

2. Методы распределения средств: финансирование и кредитование. Финансирование - необратимый, бесплатный целевой отпуск средств, осуществляется на основе утвержденных финансовых планов по соответствующему централизованного фонда денежных средств; кредитования - выделение средств на определенный срок на основе возмездности и возвратности с соблюдением целевого назначения. Эти методы, в свою очередь, делятся на несколько подвидов в зависимости от объектов и субъектов, участвующих в отношениях по распределению финансовых ресурсов. В частности бюджеты учреждения могут получать средства на условиях как финансирование, так и кредитования.

Распределение средств является также одним из важных направлений финансовой деятельности государства. Именно при распределении средств четко прослеживаются приоритеты государственной политики и ее соотношение с функциями государства, в т. Ч. Закрепленными в законодательстве (прежде всего в Конституции Украины). На этом этапе отображается Перераспределительная функция финансов. Распределение средств осуществляется на основании БКУ в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.п.).

3. Методы использования финансовых ресурсов: плановость; целевой характер использования средств; эффективность; экономия и научный подход в определении объемов расходов и др. Расходы осуществляются по экономическому назначению (по сферам и экономическими операциями, в которые направляются средства) и по функциональному назначению (по направлениям направления средств на выполнение функций государства, АРК, органов местного самоуправления и т.п.).

Назначение метода финансового контроля является достаточно важным, поскольку финансовых ресурсов всегда не хватает, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. Финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, а также юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

В сфере финансовой деятельности происходит постоянная постепенная гармонизация с законодательством других стран и организаций, например ЕС. Одной из сфер такой гармонизации является отрасль финансового права и его подотрасли - фискальное, банковское, бюджетное законодательство. Такая гармонизация финансовых систем обеспечит более полную и качественную сотрудничество между Украиной и международным сообществом.

Финансы – это денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Классификация:

Бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов и местных бюджетов м/о.

Внебюджетные целевые государстенные и муниципальные фонды

Финансы предприятий, организаций, учреждений

Финансы страхования

Кредит (государственный, муниципальный, банковский)

По форме :

Государственные финансы

Муниципальные финансы

Частные финансы

А также:

Частная и публичная

2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства – это деятельность по планомерному образованию, распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований , осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, в отличие от их деятельности в других областях, имеет свои организационно-правовые особенности:

Имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.

Протекает в виде деятельности как представительных , так и исполнительных органов власти (государственного управления).

Относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

методы привлечения: обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины , уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.) . Вместе с тем используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование , означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью.

Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Президент РФ : согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета Российской Федерации, занимается другими финансовыми вопросами государства.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство (федеральная служба);

Федеральная налоговая служба РФ;

Центральный банк РФ (Банк России).

    Правовое положение Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики . На него возложено и нормативно-правовое регулирование в следующих сферах:

– финансовой;

– аудиторской, бухгалтерского учета и отчетности;

– добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;

    таможенных платежей (в части исчисления и уплаты).

К его компетенции отнесена также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы . В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов , актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ возглавляет министр , назначаемый на должность Президентом РФ. Структурныме подразделения - департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых можно, в частности, назвать следующие: департамент бюджетной политики; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.

    Понятие финансовой системы и ее элементы.

Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными . Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения.В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения .

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования , сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит – это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

    Финансово-правовые отношения и их субъекты.

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, которые регулируют вопросы образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования; обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон

2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц; обязательным объектом финансовых правоотношений являются денежные фонды;

4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный; властноимущественный характер.

6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права :

а) в сфере государственного страхования;

б) в сфере государственного кредитования;

в) государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) в сфере денежного обращения;

е) в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

  • VIIII. Финансово - правовые основы банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
  • Раздел I. Финансовая деятельность в рф
  • 1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.
  • 3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
  • 1) Налоговый метод;
  • 4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.
  • 5. Конституционные основы финансовой деятельности рф.
  • 6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • 7. Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.
  • 9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.
  • Раздел II. Финансовое право рф.
  • 1. Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования.
  • 2. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.
  • 3. Финансовое право как наука.
  • 4. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов.
  • 6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
  • 7. Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации.
  • 8. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
  • III. Финансовый контроль государства.
  • 5. Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование.
  • Раздел IV. Бюджетное право в рф.
  • 1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные и консолидированные.
  • 2. Структура бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит.
  • 3.Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы.
  • 6. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности классификация. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 7. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 8. Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации(упорядочении) бюджетной системы.
  • 9. Доходы бюджета. Виды доходов.
  • 10. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
  • 11. Расходы бюджета. Резервные фонды: порядок образования и использования.
  • 12. Расходные обязательства (ро): понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
  • 14. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
  • 1. Принцип ежегодности бюджета.
  • 2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.
  • 3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
  • 5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
  • 6. Принцип достоверности бюджета.
  • 7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
  • 8. Принцип специализации бюджетных показателей.
  • 15. Порядок составления бюджета.
  • 16. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
  • 17. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
  • 18. Порядок составления, внешней проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
  • 19. Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно - правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф.
  • Раздел V. Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий.
  • Раздел VI
  • 1. Понятие налога и сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
  • 2. Система налогов и сборов: понятие, основание и значение их классификации. Направления её совершенствования.
  • 3. Понятие налогового права. Его система.
  • 5. Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика.
  • 6. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
  • 7. Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
  • 8. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
  • 9. Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
  • Раздел VIII. Правовые основы государственных расходов.
  • Раздел 9. Финансово- правовые основы банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
  • 2. Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций.
  • 3. Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
  • 4. Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены ранее выпущенных знаков.
  • 6. Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф.
  • 7.Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля.
  • 8. Органы валютного регулирования, их полномочия.
  • Цель финансовой деятельности государства : распределение совокупного общественного продукта и национального дохода уполномоченными органами и субъектами по организации планового сбора распределения, перераспределение денежных средств.

    Задачи

    1) распределительная - своевременно, согласно утвержденным бюджетам организовать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением;

    2) контрольная – контроль за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств в процессе их собирания и распределения;

    3) стимулирующая – развитие тех или иных общественных отношений с помощью финансов.

    Особенность финансовой деятельности государства в том, что ее осуществляют органы всех трех ветвей власти. А также, финансы отражают все процессы в государстве не только в области экономики и социальной сферы, но и в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых средств, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

    Эту деятельность осуществляют государственные органы, органы местного самоуправления, различные уполномоченные субъекты. Государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов.

    Методы ее осуществления: методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения.

    1) Налоговый метод;

    2) добровольные взносы (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);

    3) пошлина (судебная, государственная таможенная), как правило, взимается за какую-нибудь услугу;

    4) страхование личности, имущества, ответственности;

    5) иные методы (например, штрафы)

    Методы распределения:

    1) финансирование (плановая, целевая, безвозвратная, безвозмездная выдача средств из бюджета);

    2) кредитование (тоже плановая и целевая, но возвратная и возмездная выдача средств).

    4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

    Вообще выделяют две крупные группы формы финансовой деятельности государства:

    1) в зависимости от сфер общественных отношений, это бюджетная, налоговая, кредитная деятельность, деятельность в области страхования и валютного регулирования;

    2) в зависимости от территориального уровня (публичная финансовая деятельность): деятельность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

    Правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

    Правовая форма финансовой деятельности предполагает финансовый план образования и расходования денежных средств фондов различного уровня. Здесь мы, как правило, упираемся в ФЗ о бюджете, который прежде всего опирается на Конституцию и разработан в соответствии с законодательством РФ Правительством, рассмотрен и утвержден Гос. Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.

    Ст. 11 БК РФ гласит о том, что федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

    Неправо­вые формы - это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа;

    финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования);

    финансово-экономический анализ;

    подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

  • Актуальность исследования финансовой системы Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

    Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально – ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

    Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

    Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

    Неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения – полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.

    В задачи представленной работы входит:

    – Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;

    – Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;

    – Анализ основных экономических показателей уровня благосостояния российского населения: ситуации на рынке труда, динамики доходов и уровня реальных доходов экономически активного населения России;



    1. Основные задачи и методы осуществления управления финансами

    Сегодня перед государством стоят задачи: остановить спад производства, остановить инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства; преодолеть бюджетный дефицит; совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения.

    Основы современной финансовой политики России: признание свободы предпринимательской деятельности; введение разнообразных форм хозяйствования; приватизация государственных форм собственности и переход к смешанной экономике.

    Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системы. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

    Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

    Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

    Финансы – это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену – предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

    В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений – такие, например, как финансы межгосударственных сообществ.

    Финансовые отношения, таким образом, порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства. Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

    Местом возникновения финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

    Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.


    2. Сущность управления финансами, цели и задачи

    Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

    Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, дефиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

    В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

    Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

    В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

    Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции - высшие представительные и исполнительные органы государственной власти - руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

    Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

    Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.

    В осуществлении финансовой деятельности в соответствии с Конституцией РФ участвует Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, министра по налогам и сборам, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Президента РФ.

    Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией.

    Органы власти специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

    1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они тратят бюджетные ассигнования, создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет, утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

    2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

    Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и др.

    Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств .

    Все национально-территориальные и административно-территориальные образования имеют в составе своих правительств или администраций управления, соответствующие республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления. В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.

    Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, - который осуществляет руководство в области банковской деятельности - Центральный банк РФ (Банк России). Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение ; контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка.

    Существует также ряд органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

    Такими специальными органами являются:

    Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основная задача Счетной палаты - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

    Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми государственными денежными накоплениями. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

    Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является Министерство РФ по налогам и сборам.

    Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

    2.1 Объекты управления


    Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

    Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

    Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

    1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

    2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

    3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

    Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

    В сфере государственных финансов выделяются звенья:

    · государственный бюджет

    · внебюджетные фонды

    Финансовая система Российской Федерации

    Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

    Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

    Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

    Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

    Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

    Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

    Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

    Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

    В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

    · федеральные финансы

    · финансы субъектов РФ

    · местные финансы

    Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

    Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

    Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

    · финансы коммерческих предприятий и организаций

    · финансы некоммерческих организаций

    Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

    Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

    От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

    Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

    Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

    По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:

    · социальное;

    · личное;

    · имущественное;

    · страхование ответственности;

    · страхование предпринимательских рисков.

    В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

    Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

    2.2 Субъекты управления

    Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

    Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

    Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

    Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

    Министерство финансов РФ (МФ РФ):

    Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

    Развивает бюджетный федерализм;

    Разрабатывает проект федерального бюджета;

    Составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

    Составляет консолидированный бюджет;

    На Министерство финансов возложены следующие функции:

    Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

    Подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений

    Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

    Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

    Министерство по налогам и сборам РФ и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

    Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

    Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

    Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.



    3. Финансовый контроль


    Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

    Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

    Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

    Финансовый контроль включает:

    проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода); составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений; налоговый контроль.

    Финансовый контроль преследует следующие задачи:

    содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

    обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

    выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

    Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

    В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

    общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

    ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

    внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;

    общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

    независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.



    Заключение


    Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

    Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

    Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным – внешним – характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации – это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т.п. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т.п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

    Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

    В стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т.е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

    Отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

    Нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения – с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, – с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

    Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.


    Список использованной литературы


    1. И.Д. Мацкуляка – Финансы, налоги и кредит – Издательство: Изд. РАГС, 2009 г.

    2. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – Финансы, денежное обращение и кредит – Издательство: Юрайт, 2008 г.

    3. Деева А.И. – Финансы и кредит – Издательство: КноРус, 2009 г.

    4. Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. – Финансы. 2-е изд – Издательство: ГУ ВШЭ, 2008 г.


    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 г. Москва «О Министерстве финансов Российской Федерации»// Российская газета от 31 июля 2004 г.

    Ст. 4 Федерального Закона РФ « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 27 июня 2002 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790