Как составить техническое задание на закупку: образец. Оформление технического задания в сфере закупок Техзадание на закупку смр по 44 фз

Разбираемся, как составить техническое задание по 44-ФЗ и для чего может потребоваться этот документ. В статье можно скачать актуальный образец.

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий). Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя.

Если в закупочной документации отсутствует ТЗ, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

Требования к техническому заданию по 44-ФЗ

Формальный вид и содержательная часть ТЗ не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов.

Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания ОЗ:

  1. Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.
  2. Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.
  3. В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.
  4. Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.
  5. В том случае, если ОЗ - лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.

Техническое задание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ.

Запрещено в описании ОЗ указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками.

Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты.

При отсутствии ГОСТов и регламентов на ТРУ, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016).

В том случае если ГОСТ необязательный, но он указан в техническом задании тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта.

Как составить техническое задание

Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать:

  • отраслевые нормативы;
  • технико-технологические условия;
  • госстандарты;
  • методические разработки министерств и ведомств.

Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий.

Так как техническое задание (образец) по ФЗ 44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам.

Техническое задание - это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры:

  • Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору.
  • Сведения о заказе. В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования.
  • Описание ОЗ.
  • Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа.
  • Сроки поставки ТРУ.
  • Гарантийный срок.
  • Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости).

При разработке условно можно выделить три этапа.

На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа.

Второй этап - основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ.

На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.

Одной из важнейших составляющих в любой закупке является техническое задание. Оно составляется заказчиком для максимального описания продукта или услуг, которые ему необходимо получить.

Чем точнее и корректнее будет составлено ТЗ, тем проще будет и поставщику и самому заказчику.

Техническое задание на закупку должно соответствовать требованиям законодательства. И помимо 44-ФЗ при подготовке ТЗ необходимо учитывать нормативные требования Антимонопольной службы и законодательства о техническом регулировании.

Ведь их нарушение, а также неполное или не конкретизированное описание требуемых услуг или товаров, может привести к подаче нецелевых заявок, а в случае отказа данным поставщикам — к жалобе в ФАС на необоснованное отклонение.

Разработка технического задания по 44-ФЗ

Качественная подготовка технического задания на закупку является залогом успешного тендера, ведь при проработке всех пунктов ТЗ Вы получите конкурентоспособные, релевантные и сильные заявки на участие с предложением именного того товара, работ или услуг, которые рассчитываете получить.

Совет: стоит помнить, что излишние требования и конкретизация могут противоречить требованиям 44-ФЗ, поэтому всегда стоит следовать его нормам.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении документов в соответствии с ТЗ заказчика или не уверены в правильности заполнения, то можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .

Совокупность всех составленных технических заданий по 44-ФЗ на закупки напрямую влияет на план закупок и формирует план-график на будущий период. В идеале, заказчик составляя список всех необходимых товаров или услуг, которые будет необходимо получить в следующем периоде, планирует определенные моменты:

    в какой форме будут проводиться тендеры;

    можно ли объединить некоторые лоты в одну закупку или разумнее будет произвести несколько операций;

    в каком количестве и форме провести торг на определенный товар, ведь можно сделать единоразовую закупку в форме конкурса один раз в период или проводить запрос котировок, например, каждый квартал.

От всех этих нюансов зависит, как именно будет составлен план закупок и план-график соответственно.

Подготовка технического задания

При подготовке техзадания на закупку, заказчик должен максимально открыто и точно указывать все параметры, чтобы подрядчик смог подготовить качественное предложение, оценив объем и сложность. Очень важно указывать требования в соответствии с 44-ФЗ, не превышая полномочий.

Обычно техническое задание закупки содержит следующие пункты:

    описание закупки, т.е. наименование товара, работ или услуг;

    технические характеристики объекта торга;

    количество и комплектацию, если речь идет о товаре;

    сроки поставки или выполнения работ;

    требования с гарантии и безопасности;

    условия оплаты и поставки;

    другие требования не противоречащие условиям, обозначенными в законе;

Существенным моментом является то, что заказчик в техническом задании на электронный аукцион должен указывать минимальные или максимальные рамки показателей, а подрядчик, оценивая свои возможности, должен указать в форме 2 уже точные значения.

Рассматривая эти конкретные показатели заказчик будет принимать решение о допуске поставщиков к участию в аукционе.

Образец технического задания на закупку

При составлении технического задания многие заказчики хотят найти какую-то унифицированную единую форму. Четко регламентированного законом бланка — нет, но есть общие требования к разделам и принятый формат оформления.

Пример технического задания по 44 ФЗ и ответа на него вы можете посмотреть на нашем сайте на странице “Подготовки и подачи заявки” . В данном примере подробно описано, как должно выглядеть ТЗ в тендерной документации заказчика и каким образом должен писать ответ подрядчик. Эта информация будет полезна для всех участников торгов.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Наиболее результативным подходом к правильному составлению технического задания будет внимательная сверка с буквой Закона о том, что можно, и что нельзя включать в описание объекта закупок. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Из статьи вы узнаете:

  • О единых требованиях к техническому заданию по 44-ФЗ ;
  • Что нельзя включать в ТЗ ни в коем случае;
  • Что можно и нужно указать в техническом задании.

Единые требования к техническому заданию

Итак, какими свойствами должно обладать (и, что важнее, какими не обладать) техническое задание для закупки? Согласно ст. 33 Закона №44-ФЗ, существует единый свод требований к составлению такого ТЗ, которым заказчик обязан следовать независимо от того, какой способ определения поставщика он в итоге выбрал.

Во-первых, при составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер . Под этим подразумевается, в частности, четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений (на случай уточнения отдельных моментов в закупочном процессе существует механизм подачи запросов на разъяснение).

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

В-третьих, при всем вышесказанном, техническое задание по 44-ФЗ должно быть нейтральным, в смысле не ставить заранее ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных (выходящих за дозволенные законом рамки) требований к поставляемой продукции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

При составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

Исключением, когда закупочная документация может содержать указание товарных знаков, является ситуация, если при выполнении работ необходимо использовать товары (например, оборудование), непосредственная поставка которых не являются предметом контракта.

Необходимо обратить внимание на обязательное условие для заказчика включать в описание объекта закупки слов «или эквивалент» (кроме случаев несовместимости товаров разного производства и закупок запчастей).

При составлении технического задания на аукцион, заказчик указывает минимальные и/или максимальные значения показателей, участники же указывают конкретное.

Нельзя также включать разнородную продукцию (не связанную между собой) в один лот, устанавливать заведомо невыполнимые сроки поставки, либо умышленно прописывать требования к объекту закупки, в реальности соответствующие только одному конкретному товарному знаку.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Составление технического задания

При составлении технического задания по 44-ФЗ не будет лишним указать параметры, которые в законе не прописаны, но в реальности имеют большое значение. Например, заказчик имеет право прописать в ТЗ, что продукция, которая ему будет поставлено, должна быть новой, не бывшей в употреблении и не ремонтировавшейся. Иначе не полностью законных основаниях он может получить требуемую продукцию, однако б/у.

Обращать особое внимание при составлении формы технического задания по , проверить их корректность и соответствие этим кодам поставляемой продукции. В случае пищевых продуктов большое значение имеют также ГОСТ и СанПиН.

Вложенные файлы

  • Техническое задание.doc

Профессиональная разработка технического задания – ключевое условие успешной закупки. Однако законодательством требования к этому документу не утверждены. Парламентарии ограничились общими ссылками и характеристиками. В итоге заказчики столкнулись с серьезной проблемой.

Решать вопрос приходится самостоятельно. На помощь участникам контрактной системы вновь пришли специалисты Минэкономразвития РФ. Чиновниками была проделана колоссальная работа по обобщению практики.

Краткая характеристика

Техническое задание разрабатывает контрактная служба заказчика, либо управляющий. Приложение к информационной карте позволяет:

  • установить четкие требования к продукции, работе или услуге;
  • исключить вероятность злоупотреблений со стороны победителя тендера;
  • дать объективную оценку возможностей участников.

К составлению задания специалисты Минэкономразвития РФ рекомендуют привлекать квалифицированных экспертов. Устанавливать требования должен сотрудник, обладающий опытом в конкретной отрасли хозяйствования. В этом случае риск ошибки будет сведен к минимуму, а потребности заказчика получат полное отражение в документации.

В качестве источников следует рассматривать официальные акты. В числе таковых:

  • государственные стандарты;
  • технические условия;
  • методические указания министерств;
  • отраслевые нормативы.

Допускается применение любой коммерческой информации, достоверность которой не вызывает сомнений. Основой могут послужить исполненные ранее соглашения, рекламные предложения, каталоги, буклеты.

Разработка задания производится по каждой позиции плана. Задачу решают с учетом специфики приобретаемых материальных благ.

Требования к форме и содержанию технического задания

Поскольку на федеральном уровне бланк технического задания не утвержден, составлять его можно, руководствуясь общими правилами делопроизводства. Проработке подлежит каждый раздел:

№ п.п. Название структурной части Описание
1 Информация о заказчике Характеристика должна включать исчерпывающие сведения об учреждении или органе:
  • организационная форма;
  • наименование;
  • место расположения.
График работы заказчика необходим при включении в контракт условий об исполнении на его территории.
В разделе следует прописывать сведения о типе тендера (совместный, централизованный, индивидуальный), а также данные об участии независимого эксперта.
2 Информация о закупке Эта часть задания должна содержать сведения о базовых условиях сотрудничества. Рассмотреть необходимо вопросы об источнике финансирования, способе определения исполнителя заказа. Указанию подлежит и полное название объекта. Здесь же прописывают точные определения используемых терминов, аббревиатур. Специалисты рекомендуют придерживаться принципа лаконичности и компактности, поэтому приветствуется табличное оформление данных.
3 Информация об объекте Основной раздел задания разбивают на несколько частей:
1. Качественные, функциональные и количественные показатели
Использовать следует параметры, описанные в стандартах, СНиП, статьях 469 и 721 ГК РФ. Если предмет контракта отнесен к категории пищевых продуктов, необходимо руководствоваться положениями закона 29-ФЗ от 02.02.2000 года. Дополнительные критерии потребуют обоснования.
Точные качественные и количественные показатели устанавливать не рекомендуют. Потенциальным контрагентам дают возможность предложить наилучший вариант, поэтому обозначают лишь максимальный и минимальный пороги.
Разъяснения по вопросу можно найти в письме Минэкономразвития РФ № 28и-2790 от 10.12.2014 года.
2. Эксплуатационные свойства
Их описывают по необходимости. Исключить характеристику можно, если приобретаются товары, определяемые родовыми признаками (зерно, масло и т.д.).
3. Тара и безопасность
Заказчик вправе установить ряд требований к упаковке. Ключевым условием будет – обеспечение сохранности в процессе транспортировки и хранения. Одновременно описываются условия о соответствии продукции требованиям пожарной, санитарной, экологической безопасности. При этом в разделе приводят ссылки на действующие стандарты.
4 Информация о поставщике В задании необходимо прописать условие о соответствии претендентов на заказ положениям ГК РФ и закона . Здесь перечисляют правила предъявления разрешений, допусков или лицензий. Отдельным перечнем идут критерии материально-технического характера. Проработке подлежат параметры, установленные правительственным постановлением № 99 от 04.02.2015 года.

В техническом задании следует описать ряд дополнительных моментов. Внимания заслуживают:

1) Место исполнения контракта

Определить потребуется конкретную точку поставки товаров или выполнения работ. Во избежание недоразумений и споров указать необходимо:

  • точный адрес;
  • четкие территориальные границы.

Такое условие позволит потенциальным участникам объективно оценить свои возможности.

2) Гарантии

Этот параметр вводят в техническое задание на основании части 4 закона 44-ФЗ. Сроки отсчитывают в годах, днях и месяцах. Обязательной проработке подлежат условия гарантийного обслуживания. Здесь прописывают алгоритм действий сторон при возникновении проблем.

3) Прочие характеристики

Специалисты рекомендуют включать в документ требования юридического плана. Передаваемые по договору ценности должны быть новыми и свободными от претензий третьих лиц. Отсутствие условия порождает риск продажи продукции, бывшей в употреблении. В качестве дополнительных разделов технического задания выступают:

  • оговорка о квалификации и опыте персонала;
  • порядок монтажа, наладки, сервисного обслуживания;
  • описание используемых ресурсов, программ, в том числе указание на товарные знаки (статья 33 закона 44-ФЗ);
  • требование о соответствии поставляемых ценностей образцу.

Представители Минэкономразвития РФ обращают внимание на то, что контрагент обязан выполнять только условия, прописанные заказчиком в закупочной документации. Если предложенный товар полностью отвечает утвержденным критериям, отказаться от его приемки нельзя.

Вопрос правильного составления технического задания важен не только для заказчиков, но и для поставщиков поскольку техническое задание является тем документом, на основании которого они делают выводы, стоит ли им участвовать в тендере или нет.

Что такое техническое задание и где оно используется

Техническое задание - это документ, в котором заказчик описывает объект закупки, то есть требования, которые он предъявляет к закупаемым товарам, работам или услугам. Как правило, техническое задание - это либо приложение к контракту или договору, либо часть документации, в которой изложено, что конкретно приобретается по договору.

Термин «техническое задание» - не единственно возможный, а лишь наиболее часто используемый. Другие допустимые названия: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация» и т.п. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ раздел документации о закупке, в котором заказчик описывает объект закупки, определяет как «описание объекта закупки».

Независимо от употребляемого термина, важно, чтобы требования к закупаемым товарам, работам и услугам были конкретными, понятными и не противоречили законодательству - 44-ФЗ, 223-ФЗ и 135-ФЗ.

Техническое задание используется:
  • в правилах нормирования. Через эти правила государственный заказчик закупает определенные товары, работы, услуги (есть определенные перечни, которым должны соответствовать закупаемые товары).
  • в плане-графике. Государственный заказчик описывает, что будет закупать и минимальные требования.
  • в документах при формировании начальной (максимальной) цены контракта и документации о закупке.
  • в заявке участника. Участник формирует заявку на основе технического задания, он описывает объект закупки (товар, работу или услугу), который он будет поставлять, если окажется победителем тендера.
  • как раздел контракта или приложение к контракту. Заключая контракт, обе стороны подписываются под тем, что победитель подставит товар, соответствующий техническому заданию, а заказчик, в случае если все соответствует техническому заданию, этот товар примет.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в техническом задании должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Это необходимо для того, чтобы не ограничивалась конкуренция. К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность. Должны быть максимальные и минимальные значения. А уже потенциальный участник попытается поставить товар, характеристики которого входят в этот диапазон. При этом в ст. 33 также сказано, что есть показатели, которые не могут изменятся.

Особенности подготовки технического задания

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименования места происхождения товара или производитель.

Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки. Законодатель не расписывает, какие условия и какие требования влекут за собой ограничения, он просто обращает внимание на то, что нельзя предъявлять требования, которые ведут за собой ограничение количества участников закупки, то есть нарушают конкуренцию. Исключение составляют лишь случаи, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В определенных случаях 44-ФЗ допускает указание в конкурсной документации товарных знаков - в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент». Допустим, предметом контракта является строительство. Разумеется, в рамках строительства используются строительные материалы - например, цемент, клей, кирпич определенных марок. Но поскольку цемент, клей, кирпич не являются предметом контракта, то заказчик, закупая, по сути, работу с использование материалов, может предъявить требования к материалам, то есть указать, что ему нужен цемент, клей, кирпич определенной торговой марки. Но со словами «или эквивалент».

Есть ряд исключений, когда слова «или эквивалент» не пишутся:

  • В случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Например, у заказчика есть сеть, которая работает только с конкретным оборудованием, и другое оборудование нельзя интегрировать в эту сеть, так как оно просто не будет работать.
  • В случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Важно обратить внимание на то, что в документации к этому товару и оборудованию должно быть четко написано, что используются запасные части только этого производителя.

В описании объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения, терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями.

Ст. 33 44-ФЗ разрешает в описание объекта закупки включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работ, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия (стандарту, ТУ или др.), процессов и методов производства и др.

Документация должна содержать изображение поставляемого товара (если есть требование о соответствии поставляемого товара изображению).

Документация должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт (при наличии требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара). Например, если госзаказчик пишет в документации, что поставляемый товар должен соответствовать определенному макету, то он должен указать, по какому адресу расположен макет, чтобы все потенциальные участники закупки могли в определенное время ознакомиться с ним.

Поставляемый товар должен быть новым. То есть речь идет о товаре, который не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей и не были восстановлены потребительские свойства. Однако законодатель делает важную оговорку: «в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки». То есть если заказчик указывает в техническом задании, что ему нужен товар не новый, то он может его получить.

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика (указываются максимальные (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Но если будет указан конкретный показатель, под который попадает только одна марка, значит, будет нарушена конкуренция.

При необходимости в техническом задании устанавливаются требования к гарантийному сроку товара, работы или услуги и объему предоставления гарантий их качества; к гарантийному обслуживанию товара; к расходам на эксплуатацию товара; к обязательности осуществления монтажа и наладки товара; к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

В документацию о закупке нельзя включать следующие требования:

  • к производителю товара (нельзя написать, например, что завод, производящий товар, должен работать на рынке 20 лет и располагать определенными мощностями);
  • к участнику закупки (в том числе требования к квалификации, наличию опыта работы);
    к деловой репутации;
  • к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Исключения составляют случаи, когда возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.

Закон ввел новые инструменты регламентации качества: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Их заказчик тоже может использовать при формировании описания объекта закупки.

Специфические вопросы регулируют другие законы. Так, например, при закупке пищевых продуктов госзаказчик должен ориентироваться на Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Антимонопольное законодательство

В ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ говорится, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Это следующие действия:

  • координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для каких-либо участников;
  • создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  • участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

По материалам журнала Контур