Можно ли клонировать динозавра из останков. Парк юрского периода: зачем ученые ищут ДНК динозавра? Так сможем ли мы когда-нибудь клонировать динозавра

С тех пор, как палеонтолог университета Северной Каролины Мэри Швейцер (Mary Schweitzer) обнаружила в окаменелостях динозавров их мягкие ткан и, перед современной наукой о древних существах встал вопрос: сможем ли мы когда-нибудь найти подлинную ДНК динозавров ?

И если да, то не удастся ли нам с ее помощью воссоздать этих удивительных животных?

Дать однозначные ответы на эти вопросы не так-то просто, но доктор Швейцер все же согласилась помочь нам понять, что мы знаем сегодня о генетическом материале динозавров и на что можем рассчитывать в будущем.

Можем ли мы получить ДНК из окаменелостей?

Этот вопрос следует понимать как "можем ли мы получить динозавровую ДНК"? Кости состоят из минерала гидроксиапатита, который имеет настолько высокое сродство с ДНК и многими белками, что активно используется сегодня в лабораториях для очистки их молекул. Кости динозавров 65 млн лет пролежали в земле, и достаточно велика вероятность, что если начать активно искать в них молекулы ДНК, то вполне можно и найти.

Просто потому, что некоторые биомолекулы могут приклеиться к этому минералу, как к липучке. Проблема, однако, будет заключаться не столько в том, чтобы просто найти ДНК в костях динозавров, сколько в том, чтобы доказать, что эти молекулы принадлежат именно динозаврам, а не появились из каких-то других возможных источников.

Сможем ли мы когда-нибудь восстановить подлинную ДНК из кости динозавра? Научный ответ - да. Все возможно, пока не доказано обратное. Способны ли мы сейчас доказать невозможность извлечения динозавровой ДНК? Нет, не способны. Есть ли у нас уже подлинная молекула с генами динозавра? Нет, этот вопрос пока остается открытым.

Как долго ДНК может сохраняться в геологической летописи и как доказать, что она принадлежит именно динозавру, а не попала в образец уже в лаборатории вместе с каким-нибудь загрязнителем?

Многие ученые считают, что у ДНК довольно короткий срок годности. По их мнению, эти молекулы вряд ли смогут сохраниться дольше, чем миллион лет, и уж конечно, не более пяти-шести миллионов лет в самом лучшем случае. Такая позиция лишает нас надежды увидеть ДНК существ, живших свыше 65 млн лет назад. Но откуда взялись эти цифры?

Занимавшиеся этой проблемой ученые помещали молекулы ДНК в горячую кислоту и засекали время, которое необходимо для их распада. Высокие температура и кислотность использовались в качестве "заменителей" длительных временных промежутков. Согласно выводам исследователей, ДНК распадается довольно быстро.

Результаты одной из таких работ, сопоставлявшей количество молекул ДНК, успешно извлекаемых из образцов разного возраста - от нескольких сотен до 8000 лет - показали, что с возрастом количество извлекаемых молекул снижается.

Ученые даже смогли смоделировать "скорость распада" и предсказали, хотя и не проверили это утверждение, что обнаружить ДНК в кости мелового возраста крайне маловероятно. Как ни странно, но это же исследование показало, что возраст сам по себе не может объяснить распад или сохранение ДНК.

С другой стороны, у нас есть четыре независимых линии доказательств того, что молекулы, химически схожие с ДНК, могут локализовываться в клетках наших собственных костей, и это хорошо согласуется с тем, чтобы ожидать таких находок в костях динозавров.

Итак, если мы выделим ДНК из костей, принадлежащих динозаврам, как нам убедиться, что это не результат позднейшего загрязнения?

Идея о том, что ДНК может сохраняться так долго, действительно имеет довольно мало шансов на успех, поэтому любое заявление о находке или восстановлении настоящей динозавровой ДНК должно соответствовать самым строгим критериям.

Мы предлагаем такие:

1. Последовательность ДНК, выделенная из кости, должна соответствовать той, что можно было бы ожидать, основываясь на других данных. Сегодня известно более 300 признаков, связывающих динозавров с птицами, и убедительно доказывающих, что птицы произошли от динозавров-теропод.

Поэтому последовательности ДНК динозавров, полученные из их костей, должны быть больше похожи на генетический материал птиц, чем на ДНК крокодилов, при этом отличаясь и от тех, и от других. Они также будут отличаться и от любых ДНК, происходящих из современных источников.

2. Если динозавровые ДНК будут настоящими, то они, очевидно, окажутся сильно фрагментированы, и их будет сложно анализировать нашими нынешними методами, разработанными для секвенирования здоровой и счастливой современной ДНК.

Если "ДНК тирекса" окажется состоящей из длинных цепочек, относительно легко поддающихся расшифровке, то скорее всего, мы имеем дело с загрязнением, а не подлинной ДНК динозавра.

3. Молекула ДНК считается более хрупкой по сравнению с другими химическим соединениями. Поэтому если в материале присутствуют аутентичные ДНК, то там должны быть и другие, более прочные молекулы, например, коллагена.

При этом связь с птицами и крокодилами должна прослеживаться и у молекул этих более устойчивых соединений. Кроме того, в ископаемом материале могут обнаружиться, например, липиды, составляющие клеточные мембраны. Липиды более устойчивы, чем в среднем белки или те же молекулы ДНК.

4. Если белки и ДНК успешно сохранились с мезозойских времен, их связь с динозаврами должна подтверждаться не только секвенированием, но и другими методами научного исследования. Например, связывание белков со специфическими антителами докажет, что это действительно белки из мягких тканей, а не загрязнение из внешних горных пород.

В наших исследованиях мы смогли успешно локализовать вещество, химически подобное ДНК, внутри клеток кости T. Rex, используя как методы, специфические для ДНК, так и антитела к белкам, ассоциированным с ДНК позвоночных.

5. Наконец, и это, вероятно, самое главное - для всех этапов любого исследования следует применять надлежащий контроль. Наряду с образцами, из которых мы надеемся выделить ДНК, необходимо исследовать и вмещающие породы, а также все химические соединения, используемые в лаборатории. Если и в них также обнаружатся последовательности, представляющие для нас интерес, то скорее всего, это просто загрязняющие вещества.

Так сможем ли мы когда-нибудь клонировать динозавра?

В каком-то смысле. Клонирование, как его обычно проводят в лаборатории, представляет собой вставку известного фрагмента ДНК в бактериальные плазмиды.

Этот фрагмент реплицируется всякий раз, когда делится клетка, что приводит к появлению многих копий идентичных ДНК.

Палеонтолог университета Северной Каролины Мэри Швейцер

Другой метод клонирования предполагает помещение целого комплекта ДНК в жизнеспособные клетки, из которых заранее удален их собственный ядерный материал. Затем такая клетка помещается в организм хозяина, и донорская ДНК начинает управлять формированием и развитием потомства, полностью идентичного донору.

Знаменитая овечка Долли является примером использования как раз данного метода клонирования. Когда люди говорят о "клонировании динозавра", они обычно имеют в виду что-то вроде этого. Однако этот процесс невероятно сложен, и, не смотря на ненаучный характер такого предположения, вероятность того, что мы когда-нибудь сможем преодолеть все нестыковки между фрагментами ДНК из костей динозавров и произвести жизнеспособное потомство, настолько мала, что я отношу ее к разряду "не представляется возможным".

Но только потому, что вероятность создания настоящего Парка юрского периода мизерна, нельзя говорить, будто невозможно восстановить саму исходную ДНК динозавра или другие молекулы из древних останков. На самом деле эти древние молекулы могли бы многое нам рассказать. Ведь все эволюционные изменения должны сперва произойти в генах и отразиться на молекулах ДНК.

Мы также можем многое узнать о долговечности молекул в естественных условиях непосредственно, а не благодаря лабораторным экспериментам. И, наконец, восстановление молекул из образцов ископаемых существ, в том числе динозавров, дает нам важную информацию о происхождении и распространении различных эволюционных инноваций, например, перьев.

Нам предстоит еще многому научиться в молекулярном анализе окаменелостей, и мы должны действовать с максимальной осторожностью, никогда не переоценивая данные, которые получаем. Но мы можем извлечь из молекул, сохранившихся в окаменелостях, столько всего интересного, что это безусловно заслуживает наших усилий.

6 января 2000 г. дикая снежная коза по имени Селия была раздавлена падающим деревом на утесах испанских Пиренеев - так началось ее вхождение в историю, пишет New York Post .

Селия была букардо - редким видом дикой козы - и, как это бывает, последним представителем своего вида.

Но у группы испанских ученых были другие идеи на этот счет. Десятью месяцами ранее они взяли образец ткани Селии в надежде уберечь ее вид от исчезновения.

Если бы это сработало, полагает научный журналист Хелен Пилчер в своей новой книге "Возвращение короля: Новая наука о возрождении ", то "стало бы решающим моментом в истории Земли - концом необратимого исчезновения".

Два года спустя "клетки с ДНК Селии были введены в яйцеклетки козы, лишенные собственного генетического материала. После краткого электрического удара яйцеклетки начали делиться".

Эмбрионы подсадили в матки суррогатных матерей-коз, и, хотя большинство беременностей прервалось, одна была удачной.

История свершилась 30 июля 2003 г., когда родился один из клонов Селии, знаменуя первый случай, когда вымерший вид возвращался из небытия. К сожалению, ее здоровье не выдержало. Ее легкие были "глубоко деформированы", и она умерла семь минут спустя - впервые в истории вид исчез дважды.

Многие из нас узнали понятие "возрождение" из фильма "Парк Юрского периода", который ознаменовал возросшую популярность динозавров.

Но эта идея не была диким изобретением голливудского сценариста.

Пилчер пишет, что в 1980-х Джон Ткач, основатель "подпольной группы ученых и клинических врачей в Бозмене, Монтана", называвших себя Исследовательская группа вымерших ДНК, поставил интригующий мысленный эксперимент.

"Что, если много миллионов лет назад голодный москит, который обедал на динозавре, угодил в янтарь прямо вместе со своим последним ужином в желудке? Если бы можно было получить клетку крови динозавра из этого москита и подсадить ее в яйцеклетку, из которой удалили собственную ДНК", возможно, удалось бы "вырастить динозавра".

Эта теория была неправдоподобной, но не полностью сумасшедшей. Энтомолог Джордж Пойнар из Калифорнийского университета в Беркли посвятил свою карьеру изучению насекомых, которые миллионы лет назад застряли в смоле деревьев, превратившейся в янтарь. Внешне они обычно были целыми, но их внутренности были в "удручающем хаосе", однако в 1980 г. он нашел муху, которая "бросила вызов ожиданию", - ее клетки оставались неповрежденными в течение 40 млн лет. Это было именно то, о чем теоретизировал Ткач.

Публикация открытий Пойнара взволновала научное сообщество, включая "высокого, неуклюжего человека", который посетил его лабораторию, чтобы задать вопросы о "воскрешении форм жизни из янтаря". Пойнар не вспоминал об этом, пока несколько лет спустя ему не сообщили, что в новой книге, которая скоро станет фильмом под названием "Парк Юрского периода", ему выражают благодарность. Автор книги Майкл Крайтон, который и был высоким, неуклюжим посетителем, "использовал (этот визит) как научную основу для своего романа".

Так что же происходит с попытками возродить динозавров сейчас, несколько десятилетий спустя? "Живущий в наше динозавр - не фантазия", - пишет Пилчер в своей книге. Но, хотя есть уважаемые ученые, полагающие, что это возможно, она также объясняет, что мы не должны раскатывать губу. В конце концов, найти материал для создания динозавра - задача, мягко говоря, не из легких.

"Чтобы возродить животное, вам нужен источник его ДНК, - пишет Пилчер. - Но все, что мы имеем для динозавров, - это их окаменевшие останки".

Большую часть информации о динозаврах мы получаем из окаменелостей, а "одна из догм палеонтологии гласит, что когда окаменение завершается, то любой органический след животного исчезает", - пишет Пилчер.

Несмотря на это, начав в 1992 г., палеонтолог Мэри Швейцер сделала серию открытий, среди прочего определив, что окаменелости динозавра "содержат молекулы, которые найдены в эритроцитах", и что определенные типы тканей динозавра могли "пережить окаменение".

Продолжая свою работу, она выявила, что молекулы белка также уцелели, побудив газету The Guardian написать, что результаты ее исследования "дразнят возможностью, что ученые могут однажды смогут посоперничать с "Парком Юрского периода", успешно клонировав динозавра".

Однако это только первый шаг в обнаружении достаточного количества генетического материала динозавров для их воссоздания.

"Хотя динозавры состояли из белка (и многих других молекул), мы не можем каким-либо образом восстановить одну из нескольких разрозненных частиц коллагена. Это похоже на попытку построить корабль Lego Тысячелетний сокол из Звездных войн, состоящий из 5195 кусочков, всего из нескольких кирпичиков и картинки на коробке", - пишет Пилчер. - Без инструкций невозможно узнать, какими должны быть другие кирпичики или как их соединить".

Эти "инструкции" также известны как ДНК, и все еще неясно, как долго такая "безнадежно непрочная молекула" может выживать. В 1990-х заявлялось, что серия находок восстановила ДНК, начиная со 120 млн лет назад, включая ДНК кости динозавра возрастом 80 млн лет. Эти заявления были разоблачены лауреатом Нобелевской премии, биохимиком Томасом Линдалем, который показал, что "из-за того, каким образом расщепляется ДНК, она просто не может сохраниться в течение всего этого времени".

Его правота подтвердилась в 2012 г. исследованием, "которое установило, что у ДНК есть период полураспада, равный всего 521 г.". Это означает, что "через 6,8 млн лет каждая связь была бы разрушена, делая восстановление ДНК из окаменелостей, которые еще старше, абсолютно невозможным".

Получается, что не было никакой ДНК в ископаемых, найденных в 1990-х и что эксперименты случайно "развили части современной ДНК из окружающей среды". Недавно, используя более современное оборудование, ученые смогли подтвердить, что самая старая ДНК, найденная на сегодняшний день, принадлежала "лошади возрастом 700 тыс. лет, которую нашли замороженной в канадской вечной мерзлоте", и что самая старая ДНК человека получена из "гоминини (один из видов древних людей) возрастом 400 тыс. лет, найденного в подземной пещере в горах Атапуэрка в Испании".

Динозавры вымерли приблизительно 65 млн лет назад. Таким образом, хотя недавно найденный в янтаре хвост динозавра возрастом 99 млн лет, содержавший кости, мягкие ткани и перья, взбудоражил ученых, изучающих древних животных, распад ДНК означает, что это не поможет их возродить.

Тем не менее Швейцер полагает, что обнаружение ДНК динозавра однажды может стать возможным. "Если нашелся способ получить ДНК из ископаемого, которому 700 тыс. лет, то почему не миллион? - сказала она Пилчер. - А если удастся получить ДНК из миллионнолетнего ископаемого, то может удастся и из того, чей возраст 7 или даже 70 млн лет?"

Эти поиски были делом всей жизни Швейцер, и она продолжает их по сей день. Есть некоторые ученые, включая босса Швейцер, Джека Хорнера, научного консультанта по "Парку Юрского периода" и вдохновителя для персонажа Сэма Нила в фильме, которые задаются вопросом, возможно ли возродить динозавров другим способом.

"Хорнер полагает, что смог бы создать динозавра всего за 10 лет, причем без необходимости прибегать к древней ДНК, - пишет Пилчер. - Все, что ему нужно сделать, это обернуть эволюцию вспять". Первый шаг в этом деле - начать с современного потомка динозавра. Это легкая часть, поскольку птицы и аллигаторы - эволюционные потомки тероподов, разновидности двуногих динозавров, к которым относится и Tи-Рекс.

Идея Хорнера состоит в том, чтобы взять эмбрион современной птицы и каким-то образом отобрать его древние эволюционные характеристики, учитывая, что "иногда в современной живности заметно проявляются древние особенности". Хорнеру предстоит узнать, каковы инструкции, а затем обнаружить способ реактивировать их,- пишет Пилчер.

"Экспериментируя с программами развития эмбрионов цыплят, он надеется убедить их выпустить своего внутреннего динозавра; развивать присущие динозаврам характеристики вроде зубов и хвостов". Короче говоря, Хорнер пытается вывести цыплят, которые будут больше похожи на динозавров. Несмотря на это, шансы на возрождение динозавров примерно равны шансу увидеть одного из них за рулем такси Uber.

Ученые в настоящее время пробуют возродить такие генетически разнообразные виды, как дронт, странствующий голубь и шерстистый мамонт, но натолкнулись на препятствия, включая отсутствие ДНК, отсутствие надлежащей инкубационной среды и риск жестокости по отношению к потенциальным суррогатам.

Ну а если с более положительной стороны, то Пилчер пишет, что наука о возрождении может помочь препятствовать вымиранию видов. "Есть много проектов, в которых люди умышленно отбирают клетки у находящихся в опасности животных, [включая] сбор сбитых на дороге животных и взятие клеток у них", - говорит Пилчер. - Целые музеи набиты всеми этими чучелами животных, и хотя у них нет живых клеток, очень часто имеются мертвые клетки, содержащие ДНК".

Она отмечает, например, что в мире осталось только три северных белых носорога, которые не в состоянии воспроизвести потомство из-за возраста и других факторов. Ученые уже взяли клетки кожи у носорогов в надежде однажды преобразовать материал сначала в стволовые клетки, а затем в яйцеклетки, которые могут быть оплодотворены образцами спермы, также ими полученные. По словам Пилчер, весьма возможно, что ученые смогут вывести северного белого носорога в пробирке в течение следующих трех-десяти лет.

Однако если вы действительно хотите увидеть оживших динозавров, лучше отметьте в своих календарях 2018 г., когда будет выпущен следующий сиквел "Парка Юрского периода".

Год назад актер новосибирского Театра Афанасьева Артем Чернов организовал арт-мастерскую ARTCHI, в которой создает скульптуры и механизированные куклы по индивидуальному заказу. Свои работы Артем называет аттракционами и планирует составить конкуренцию китайским производителям, обойдя их и по качеству работ, и по искренности эмоций зрителей и заказчиков.

Мастер-самоучка

Лепить из пластилина Артем Чернов любил с детства - по его словам, это была единственная игрушка, которую невозможно было сломать. «Что такое скульп­турный пластилин, тогда никто не знал, и купить его было практически невозможно. Профессиональной лепке или рисованию тоже не учился, иногда подсматривал и перенимал что-то у брата, который учился сначала в художественной школе, потом в НГАХА, вместе что-то придумывали, рисовали, и этим мое художественное образование ограничивается», - рассказывает Артем. Позже - уже в театральном институте - навыки понадобились для учебы: «В работе над этюдами всегда была необходимость в какой-то бутафории, которой не было в наличии: в институте достаточно скромный набор реквизита для студентов, поэтому выход был только один - мастерить что-то самостоятельно. Однажды мы делали этюд по картине Эгона Шиле - одного из самых ярких представителей экспрессионизма, и нам была нужна отрубленная рука, - вспоминает Артем. - Естественно, о работе с силиконом не было никакого представления, поэтому сделали из пластилина, чем-то ее замотали. Конечно, получилось ненатурально». После учебы Артем много работал на мероприятиях аниматором, и необходимость в реквизите стала еще острее: «Если раньше мы могли брать костюмы в костюмерном цехе, то после выпуска я понял, что выгоднее самому что-то сшить, чем взять в прокат. Так за годы работы пришлось научиться и шитью, и сварке, и лепке», - рассказывает актер.

Сложносочиненные формы

Работа над заказом строится в несколько этапов. Первый - описание задачи от заказчика и разработка эскиза или модели и просчет стоимости изделия. «Если это подвижная фигура, то с клиентом обговаривается, как она должна двигаться, какие звуки издавать», - уточняет Артем. Второй этап - создается алюминиевый каркас, механика, третий - добавляются художественные элементы.

Артем Чернов, в свою очередь, открыто рассказывает про свой опыт, базы для закупки материалов, ошибки в производстве и найденные решения. «Есть несколько технологий, как снять слепок с модели, и в каждой технологии есть свои нюансы, о которых никто не предупреждает заранее, их приходится узнавать уже в процессе работы. Например, если с пластилиновой маски, то есть односложной формы, нужно снять гипсовый слепок, то макет сверху промазывается чем-то жирным - вазелином либо литолом, если нужен силиконовый слепок, то можно ничем не смазывать. Силикон - подвижный материал, поэтому он такой популярный, и из него просто извлечь даже сложносочиненную форму. Гипс я использую для черновой формы: сначала делаю изделие в пластилине, потом перевожу его в гипс, дорабатываю, шлифую, а уже с гипсовой модели снимаю форму, которая идет для создания итогового изделия. При этом, если необходимо сделать слепок руки, которая должна что-то держать, то надо понимать, как сделать перемычки между деталями, она может быть трех-, четырехсоставная», - делится Артем.

По его опыту, в Новосибирске можно найти очень разные материалы: «У меня был заказ на 25 статуэток размером 20 на 25 сантиметров. Их можно было сделать из гипса, из акрилового гипса, из пластика, из эпоксидной смолы, из полиэфирной смолы. И все это разные материалы с разными характеристиками. Выбрал пластик, а в Новосибирске есть три вида пластика: один заливается в полнотелую форму, во весь объем, и два, которые заливаются «в обкатку», чтобы можно было сделать тонкостенное изделие. При этом один вид пластика отверждается за две минуты, а другой - за четыре. Не зная всего этого, я купил бочку пластика и мучался целый месяц, только десятая отливка получилась приближенной к идеалу, - вздыхает Артем. - Казалось бы, все просто: смешал две жидкости, залил в форму, покатал - и все получилось. Нет, очень важна даже температура воздуха. У меня в мастерской было холодно - меньше 20 градусов, а при такой температуре слои пластика не склеиваются, это я понял уже во время работы. Потом появился заказ на фигуру из стеклопластика, тоже приходилось учиться в процессе работы».

По мнению мастера, самое сложное в работе - не разобраться, а запомнить все характеристики материалов: время отверж­дения (потери текучести), необходимые пропорции, требования по температуре и влажности воздуха и другое.

В Новосибирске есть два–три оптово-розничных склада, которые занимаются продажей различных композитных материалов и на которых мастер покупает материалы. «Я обычно использую материалы холодного отверждения, и специального оборудования для работы они не требуют. Например, для первого своего робота - трехметрового динозавра Рокки - все необходимое было куплено в «Леруа Мерлен»: обычные алюминиевые трубки и обычный поролон, силикон, ткань купил в обычном магазине тканей. Все делалось с помощью болгарки и шуруповерта. Зато тогда я понял, какое оборудование понадобится в будущем - тот же сверлильный станок пришлось приобрести уже позже. Есть еще технология вакуумной инфузии (формовки), которую очень хочу освоить, но она нужна для многосерийного производства, а таких заказов у меня пока не было, в основном заказывают уникальные изделия», - рассказывает Артем Чернов.

Обойти Китай

Отношения с заказчиками приходится строить на доверии: сейчас у Артема уже есть наработанное портфолио, которое помогает ему продвигать свои услуги, но он не скрывает, что каждый заказ заставляет его учиться новому. Находить заказы помогает «сарафанное радио», рекомендации знакомых, недавно у мастерской появились аккаунты в социальных сетях. Сейчас у ARTCHI два основных клиента - Новосибирский зоопарк, для которого мастер создал несколько механизированных кукол, и Центр финансовых технологий, также иногда поступают заказы на бутафорию из театров Новосибирска или небольшие частные заказы. «Многие начинают спрашивать, но все заканчивается на этапе выяснении стоимости: изделия стоят недешево - от 70 тысяч, а срок изготовления - минимум месяц, поэтому заказов немного», - комментирует Артем и добавляет, что основные конкуренты мастерской сейчас - производители оборудования для квестов. «Мы не прямые конкуренты, так как занимаемся смежными, но все же разными направлениями: я хочу развивать производство аттракционов, а они больше занимаются бутафорией. У нас разный уровень художественности», - поясняет мастер. Он считает, что его главная задача - составить конкуренцию китайским производителям, потому что сейчас все аттракционы покупаются там. «Да, в России есть производство батутов, игровых комнат, но механизированные куклы мало кто делает. И если раньше в Китае можно было купить дешево, то теперь у нас можно сделать дешевле с учетом доступности материалов, технологий и знаний», - рассказывает Чернов.

Калькулятор

Итоговая стоимость изделия складывается из основных статей затрат мастера и его гонорара. «В цену работы входит аренда мастерской - 9 тыс. рублей в месяц, материалы, которые берутся с 20-процентным запасом на случай переделок, расходные материалы: перчатки, полотенца, растворители, крепежные материалы. Сверху прибавляется равнозначная сумма в качестве моего гонорара, или что-то приблизительно равное месяцу моей работы в мастерской, если я понимаю, что по материалам это выходит недорого, но работы много», - рассказывает Чернов.

Самый дорогой заказ на нынешний день - статуэтки слонов для ЦФТ - Артем оценил в 170 тыс. рублей. «Около 30 процентов этой суммы - затраты на создание мастер-модели, по которой потом отливалась вся серия. Чем больше серия, тем дешевле выходит прототип. Есть совсем мелкие заказы, когда что-то нужно починить - самый дешевый заказ был на 2 тыс. и занял полдня. Иногда таких заказов в месяц бывает около десяти, и они могут быть выгоднее, чем большие заказы, но не так интересны», - признается основатель ARTCHI. Артем говорит, что работать «в минус» и даже «в ноль» не приходится, но заработанное постоянно вкладывается в развитие, покупку и тестирование новых материалов.

Планы

«В мечтах хочется сделать что-то очень большое, масштабное. Много направлений деятельности, и выбрать основное очень сложно: это и бутафория, и аниматроника, и скульптура, и пошив. Они все тесно связаны, но очень разные, и под каждое - свой заказчик. Мне сейчас нравится сам процесс, когда ты что-то задумал на бумаге, а оно потом появилось в объеме», - делится Артем. В планах - в течение года найти помощника в мастерскую, так как сейчас Чернов работает один. По его словам, рынок аттракционов в России развит слабо, а спрос начинает расти, поэтому заказов точно хватит на несколько лет вперед.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Клонирование животных становится привычным делом. Постепенно ученые берутся за вымершие виды, мечтают вернуть к жизни мамонта и неандертальца. Но как насчет динозавров?

Фильм «Парк юрского периода» совершил революцию в мире науки: появились международные проекты для изучения останков и ДНК древних ящеров, в 4 раза выросло число палеонтологов. Всеми двигал интерес и желание дать окончательный ответ на вопрос о том, возможно ли клонировать тех, кто жил на Земле за 60 млн лет до появления человека.

С начала 2000-х годов мнения ученых разнятся. Скептики простились с детской мечтой: даже владея подобной технологией, люди вряд ли воспользуются ею для воссоздания динозавра, которому нет места в современном мире. Но есть и те, кто мыслит иначе.

сайт вкратце объясняет, как ученые надеются оживить древних ископаемых в ближайшем будущем и о каких результатах можно говорить уже сегодня. Посвящается всем, кто мечтал увидеть живого тираннозавра, - не отчаивайтесь, надежда еще есть.

2. Ищем неизвестные формы жизни на нашей планете, чтобы изучать механизмы и функции генов, создавать новые виды и воскрешать старые