Организационно правовые формы предприятий и факторы воздействующие на их выбор. Организационно-правовые формы юридических лиц. Факторы, влияющие на их выбор. Список использованной литературы

В соответствии с российским законодательством все предприятия функционируют в определенных организационно-правовых формах.

Организационно-правовой формой называют установленный законом в наиболее существенных чертах способ объединения лиц в предприятии, формирования его имущества и закрепления его за предприятием, ведения деятельности, управления, распределения и использования доходов.

По организационно-правовым формам предприятия классифицируются следующим образом (табл. 1.4):

Таблица 1.4.

Организационно-правовые формы предприятий

Организации

коммерческие

некоммерческие

    Хозяйственные товарищества (партнерства)

  • коммандитные

1. Потребительские кооперативы

2. Общественные и религиозные организации

    Хозяйственные общества

    общества с ограниченной ответственностью

    общество с дополнительной ответственностью

    акционерные общества (корпорации)

∙ закрытые акционерные общества

∙ открытые акционерные общества

3. Учреждения

5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

6. Государственные корпорации

7. Некоммерческие партнерства

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

С закреплением имущества на праве хозяйственного ведения

С закреплением имущества на праве оперативного управления (казенные предприятия)

4. Производственные кооперативы (артели)

Объединение участников предпринимательской деятельности, партнеров для совместного бизнеса называют товариществом . Участие партнеров в товариществе принято скреплять письменным соглашением или договором. Лица, которые создают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый из них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником. Первоначальный вклад называют уставным, или складочным капиталом.

В зависимости от вида имущественной ответственности своих участников товарищества делятся на два основных типа: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное) .

Полное товарищество создается для ведения его участниками (полными товарищами) предпринимательской деятельности на совместной основе в соответствии с заключенным между ними договором. Это добровольное объединение участников общего бизнеса на договорных началах.

Одной из характерных черт полного товарищества является солидарная ответственность его участников за выполнение принятых обязательств. В случае аварийной финансовой ситуации, когда у партнеров, объединившихся для ведения совместной предпринимательской деятельности, возникают долги, они отвечают по обязательствам не только имуществом, которое они внесли и объединили для предпринимательства, но и всем своим личным имуществом (и даже имуществом членов семьи, если оно не распределено в правовом отношении).

Что же касается объединенного имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, то оно представляет общую долевую собственность, принадлежит всем участникам на паевой основе, т. е. каждый участник полного товарищества имеет свою долю, свой пай, соответствующие его имущественному и денежному вкладам в товарищество. Доля отражает ту часть денежной стоимости имущества товарищества, которая принадлежит данному участнику.

Полное товарищество является юридическим лицом, самостоятельной фирмой, обладает набором прав, позволяющим ему выступать в качестве субъекта хозяйственной деятельности. Под фирменным наименованием полное товарищество заносится в реестр собственников, оно вступает в договорные отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности, взаимодействует при необходимости с органами государственной власти, берет на себя и выполняет определенные обязательства. Члены полных товариществ обязаны участвовать в управлении делами и деятельностью предприятия.

Коммандитное товарищество , подобно полному, представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть его членов, именуемых полными товарищами (комплементариями), несет полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в виде членов-вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Деятельность коммандитных товариществ определяется в основном условиями учредительного договора. Участник договора обязан внести свой вклад в складочный капитал товарищества.

Как правило, в смешанном товариществе его полные товарищи несут всю полноту власти и представительства интересов общества, тогда как роль членов вкладчиков ограничена финансовым участием в форме вклада, дающего им право на доходы.

В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут ответственность по обязательствам только в пределах своих вкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В то же время само общество как юридическое лицо отвечает перед кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I) обществом с ограниченной ответственностью считается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли, размеры которых определены учредительными документами. В качестве учредительных документов такого общества выступают устав и учредительный договор или только учредительный договор, если общество учреждается одним лицом. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью не должен быть меньше законодательно установленной суммы.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой юридическое лицо, действует в соответствии с принятыми его участниками уставом и учредительным договором, имеет собственное наименование с обязательным указанием в нем организационно-правовой формы. Если в составе учредителей-участников есть юридические лица, они сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.

Одним из преимуществ обществ с ограниченной ответственностью является относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капитала. Это дает возможность начать собственное дело даже при малом стартовом капитале. Однако с точки зрения защиты интересов кредиторов, учитывая высокий уровень цен на товарно-материальные ценности, подобное преимущество может обернуться недостатком. В таких условиях при маленьком уставном капитале долги общества придется компенсировать исходя из наличного капитала фирмы путем пропорционального уменьшения выплат кредиторам.

Общества с ограниченной ответственностью создаются как объединение партнеров по делу, лиц и организаций, между которыми существует постоянный деловой контакт и имеет место взаимная заинтересованность в общем успехе. В этой связи общества с ограниченной ответственностью весьма подходят для организации семейных предприятий, фирм, объединяющих постоянно сотрудничающих предпринимателей.

Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное число акций.

Участники открытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночным ценам. Акционерные общества открытого типа представляют одну из наиболее распространенных и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса. Эта форма дает реальную возможность приобщиться к собственности предприятий миллионам рядовых граждан.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Кроме того, акция может приносить доход в виде доли прибыли, получаемой акционерным обществом, и дает право на участие в управлении.

В форме акционерных обществ могут существовать и крупные, и средние, и малые предприятия. Создание акционерных обществ обычно предполагает привлечение значительного числа участников. Открытое акционерное общество можно создать посредством преобразования общества с ограниченной ответственностью.

Акционеры отвечают по обязательствам общества, несут возможные убытки, рискуют в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего им пакета акций. В то же время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Именно акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т. е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту – часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.

Таким образом, объекты права собственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Для акционеров в качестве таких объектов выступает стоимость капитала акционерного общества в виде денежной стоимости своей доли, тогда как все общество обладает правом собственности на физическую, вещную сущность всех ценностей, принадлежащих ему. Акционер вправе сам распоряжаться своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов управления.

Конечно, акционер способен влиять на использование имущественного комплекса и его деятельности в целом, участвуя в управлении. Такое право реализуется прежде всего благодаря тому, что обыкновенная акция (в отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов) предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление. При этом реализуется принцип “одна акция – один голос”. Оказать существенное влияние на ход событий возможно, только имея солидный пакет акций, лучше всего – контрольный.

Производственные кооперативы, существующие в нашей стране, по своей сущности и организационно-правовой основе фактически близки к обществам с ограниченной ответственностью. Действительно, имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками образования имущества также служат продукция кооператива и доходы, получаемые от ее реализации и иных видов деятельности. Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем. Управленческие функции общего собрания и правления в кооперативах и обществах весьма сходны; близки также механизм создания и регистрации кооперативов и обществ, содержание уставов, регламентирующих их деятельность.

Наиболее значимые различия между кооперативами и обществами состоят в следующем:

    при управлении кооперативом в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса; решающие голоса в обществе с ограниченной ответственностью распределяются между его членами пропорционально внесенным паям;

    для кооперативов не устанавливается зависимость дохода его членов от величины паевых взносов; индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда; в то же время доход членов общества с ограниченной ответственностью напрямую связан с их паевыми взносами.

Унитарным называется предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – казенное предприятие.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль над использованием принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям).

К некоммерческим организациям относятся организации, созданные для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Создание и деятельность некоммерческих организаций регламентируются Федеральным законом № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

Некоммерческим организациям законодательно разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от нее направляются на достижение уставных целей.

Главными отличиями некоммерческих организаций от коммерческих является:

1. Прибыль не является целью деятельности некоммерческой организации

2. Полученная от предпринимательской деятельности прибыль в некоммерческой организации не распределяется между участниками.

Некоммерческие организации вправе быть участниками различных форм коммерческих организаций. Одним из отличий некоммерческих организаций является то, что они имеют возможность работать без государственной регистрации. К таким формам, например, относятся общественные организации, общественные учреждения, общественные движения, органы общественной самодеятельности.

Источниками формирования имущества некоммерческих организаций как в денежной, так и в натуральной форме, являются:

1) вступительные и членские взносы;

2) денежные средства и имущественные взносы учредителей;

3) пожертвования граждан и юридических лиц;

4) поступления из бюджетов различных уровней;

5) приносящие прибыль коммерческие виды деятельности:

Доходы от реализации товаров, работ, услуг;

Дивиденды (проценты, доходы), получаемые по акциям, облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам;

Доходы, получаемые от сдачи в аренду собственного имущества;

Другие поступления, не запрещенные законом.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, как в коммерческой организации, а направляется на цели, ради которых была создана, или на благотворительные цели. Если использование имущества в указанных целях невозможно, то оно обращается в доход государства.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Формами потребительских кооперативов являются жилищно-строительные, гаражно-строительные, дачные, сельскохозяйственные, животноводческие, кредитные кооперативы.

Общественные и религиозные организации (объединения) – это добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей. К категории общественных и религиозных организаций относится множество разнообразных объединений граждан:

Политические партии;

Профсоюзы;

Добровольные общества;

Союзы творческих деятелей;

Организации общественного самоуправления;

Религиозные организации.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. предусмотрено создание общественных объединений в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, политической партии.

Религиозное объединение – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного просвещения.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество фонда образуется за счет добровольных пожертвований и взносов учредителей. Участники фонда не имеют права требовать возврата внесенного взноса, выплаты дохода и получения части имущества даже после ликвидации фонда.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение может быть создано любым собственником – государством, муниципалитетом, хозяйственным обществом.

Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы, школы, больницы, библиотеки и т. п. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, так как собственник имущества передает его учреждению только в оперативное пользование.

Государственная корпорация – некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Отличием государственной корпорации от других некоммерческих организаций является то, что особенности правового положения государственной корпорации определяются не уставом или учредительским договором, а законом, на основании которого корпорация создается.

Некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций. В форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи, членами которой являются профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Ассоциации и союзы – объединения юридических лиц, созданные с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза), создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица.

С начала проведения экономической реформы значительное распространение получил такой тип хозяйственных структур, как малое предприятие . Термин “малое” не характеризует организационно-правовую форму предприятия. Такой правовой формы, как малое предприятие, не существует. “Малое” свидетельствует лишь о небольших размерах предприятия по численности работников, объему хозяйственного оборота или другим параметрам деятельности, устанавливаемым в законодательных актах и постановлениях правительства.

Малые предприятия могут создаваться в различных организационно-правовых формах: товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, а также на основе любых форм собственности, включая смешанные. Выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы малого предприятия обычно осуществляют его учредители – физические и юридические лица.

Малые предприятия способны к высокому динамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим числом работников. В нашей стране они должны сыграть существенную роль в решении таких проблем, как демонополизация производства, развитие конкуренции, создание новых рабочих мест и обеспечение эффективной занятости населения, рациональное использование научно-технического потенциала, создание конкурентоспособной продукции, ликвидация диспропорций на потребительском рынке.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других – такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При рассмотрении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

Говоря о типе организаций, сначала подразумевается способ принятия решений, а затем – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций:

- самоуправляющиеся – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации входят представители коллектива работающих. Такой тип организаций характерен для скандинавских стран;

- предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.

В экономической науке выделен специальный раздел – теория экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением компаний, организованных на кооперативных (в основном) началах, т. е. самоуправляющиеся компании, в которых решения принимаются на основе принципа «один человек – один голос».

Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе. Устав – свод правил, регулирующих деятельность организации, их взаимоотношений с другими организациями и гражданами и обязанности в сфере предпринимательской деятельности. Он принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве таковых выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании (конференции). Это находит отражение в учредительном договоре . Устав и договор подписывают все его участники.

Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации, учреждаемой организации и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В уставе коммерческой организации должны быть отражены следующие положения:

Наименование организации с указанием организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»;

Данные об учредителе (учредителях). Если в создании организации приняли участие несколько членов семьи – их фамилии, имена, отчества, места жительства;

Адрес организации;

Предмет и виды деятельности;

Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;

Порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

Управление организацией и компетенция органов управления;

Условия ликвидации и реорганизации организации.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. На титульном листе устава в верхнем углу проставляются дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указываются его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Гражданский кодекс РФ (ст. 49) наделил лица, занимающиеся предпринимательской деятельности (исключение составляют унитарные предприятия), общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Учредительный договор , являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица. Договор об учреждении (создании) акционерного общества представляет собой разновидность договора о совместной деятельности, целью которого является создание (учреждение) АО как юридического лица.

Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения учредителями общества своих обязанностей по внесению вкладов в полном объеме. Его действие не прекращается с момента регистрации акционерного общества (как об этом часто пишут в различной правовой литературе), поскольку именно этим договором на учредителей возлагается обязанность внести взносы в уставный капитал АО, а данная обязанность продолжает существовать и после регистрации общества. Учредительный договор является учредительным документом общества с ограниченной ответственностью, в котором учредители определяют порядок осуществления совместной деятельности по созданию акционерного общества.

Создание новой организации предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация организаций осуществляется местными органами власти. В России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Некоторые местные органы власти создают специальные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию организаций. Так, в Санкт-Петербурге эти функции выполняет Санкт-Петербургская регистрационная палата. Государственная регистрация осуществляется филиалами этой палаты. Поскольку эта услуга платная, к комплекту учредительных договоров прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации организации заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. За это время заявитель должен: а) получить коды Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и Общереспубликанского классификатора организаций по виду деятельности (ОКОНХ) в органах Госкомстата; б) встать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организации; в) получить справку в Министерстве финансов России (или его органе) о внесении регистрируемой организации в Государственный реестр; д) открыть текущий счет в банке и внести на него 50 % уставного фонда; г) заказать печать.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший организацию, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации организации. С этого момента организация становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.

Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал, а товарищества – складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для товариществ – учредительным договором или для ООО – уставом и учредительным договором; для АО – договором об учреждении.

При учреждении АО уставный капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается, что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы.

На рис. 3.7 и в табл. 3.3 показаны способы участия в управлении, права и обязанности участников хозяйственных товариществ, а также обеспечение права собственности их участников, выражающееся в свободе выхода из хозяйственного товарищества и получении своей доли.

На рис. 3.8 представлена схема взаимодействия участников хозяйственных товариществ и обществ.

Органами управления акционерного общества являются (рис. 3.9):

Общее собрание акционеров (высший орган);

Совет директоров (наблюдательный орган);

Генеральный директор (единоличный исполнительный орган) или исполнительная дирекция (коллегиальный исполнительный орган).

Право на участие в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в собрании акционеров общества.

Однако компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена: оно может рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным ФЗ «Об акционерных обществах» к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров.

Существуют четыре группы вопросов, относящихся к компетенции общего собрания:

1) вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;

2) вопросы, которые хотя и отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества);

3) вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;

4) вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например, решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе ОАО может содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.

На рис. 3.9 отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в соответствии с законом акционерным обществом может управлять наемный менеджер, назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий (рис. 3.10).

Место «сильного» генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Конкретный механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно описан в ГК и в ФЗ «Об акционерных обществах».

На рис. 3.11 представлена схема управления производственным кооперативом. По способу принятия решений производственный кооператив относится к самоуправляющимся организациям, где решения принимаются на основе «один человек – один голос».

Согласно ГК РФ (ст. 48), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Различие между юридическим и неюридическим лицом : юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом; юридическое лицо полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение о нем.

Предыдущая

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ю. В. ПОПОВ

Статья посвящена анализу основных экономических и экологических факторов экологической преступности в контексте обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономические факторы, организационно-правовые факторы, противодействие экологической преступности.

Особое значение в современных социальноправовых условиях приобретает соотношение общества, государства и природы, что в свою очередь обуславливает неподдельный исследовательский интерес к проблеме предупреждения экологической преступности, в частности, посредством определения ее основных факторов. Обиняком в системе факторов стоят организационно-правовые и экономические как наиболее действенные и требующие серьезного осмысления.

Подобная обусловленность в современной правовой науке объясняется тем, что именно превращение экологии из внешнего во внутренний фактор функционирования государственно-правовой системы составляет одну из важнейших отличительных характеристик жизнедеятельности современного общества. Процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и институциональных инноваций, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий, наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях, свидетельствует о бурном развитии экологизации различных сфер человеческой деятельности .

Одним из вариантов такого подхода является концепция, в соответствии с которой решить подобные проблемы возможно на основе внедрения в производство экологических инноваций. В этой связи, учитывая, что природные условия своего существования и развития человечество может изменить в очень малой степени, а тенденции демографической динамики меняются медленно, Ю. В. Яковец определяет, что главным подвластным разуму, воле и труду человека ресурсом реализации глобальной экологической программы

является технологический прорыв, переход к эго-логизированному постиндустриальному технологическому способу производства .

Обращая внимание на организационные факторы, целесообразно обратиться к точке зрения

Н. Н. Моисеева, считающего невозможным преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами. Он предполагает, что необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей. Речь при этом идет о том, что техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным - духовный мир человека, его потребности, его ментальность .

Поясняя смысл подобных суждений и учитывая различие означенных позиций, следует указать на тот факт, что данные концепции существенно конкретизировали имеющие место представления и позволили определить их современное практическое проявление.

Рассмотрение подобной проблемы обусловливается тем, что особое значение в современных социально-правовых условиях приобретает необходимость создания действенных инновационных инструментов формирования эффективной системы экологической безопасности как в рамках одного государства, так и мирового экономического сообщества в целом.

Международное сообщество в этой связи считает целесообразным использовать различные пути стимулирования внедрения экологических технологий как одного из организационных способов предупреждения экологической преступности.

В частности, речь может идти о необходимости введения новых природоохранных норм, правил, законодательных актов, соответствующих современным социально-экономическим реалиям,

определении субсидий на сокращение выбросов, налоговом стимулировании, реализации прав на загрязнение. Примечательно, что наименее эффективным путем стимулирования представляется введение мер прямого контроля.

Примечательно, что особое значение приобретает процесс экологизации национальных научно-технических программ. В качестве примера целесообразно привести тот факт, что в Германии, Голландии, Италии, Канаде, Франции, Великобритании, Норвегии разработаны государственные программы, направленные на создание экологически важных технологий, призванных противодействовать экологической преступности.

Причем во многих странах экотехнологии вписываются в существующие научно-технические программы .

Современная государственная политика экологической безопасности как составная часть национальной безопасности нашла свое яркое отражение в положениях, выработанных на государственном уровне и призванных способствовать действенному развитию современного российского государства. Своеобразным рефреном может быть определена изложенная в Послании Федеральному Собранию Президентом РФ государственная концепция, в соответствии с которой необходимо «...думать о том, какие природные богатства сможем сохранить и передать будущим поколениям» .

Необходимость означенных преобразований в большинстве своем обосновывается тем, что негативные экологические последствия хозяйственной деятельности, вызванные экологически необоснованным мегамасштабным освоением природных объектов (земель, вод, лесов, воздушной среды, растительного и животного мира), неизбежно приводят к мысли о том, что при освоении природных богатств следует отдавать приоритет экологическим требованиям и ограничениям, которые формируются на основе знания объективно действующих естественно-природных закономерностей.

Таким образом, дальнейшее экономическое развитие по модели «природоразрушающей экономики» приведет не только к утрате экономического потенциала природы, но и вообще к реальной угрозе национальной безопасности.

Примечательно, что недальновидность в вопросах природопользования в настоящее время присуща не только России, но и многим странам мира. Особенно тем, у которых в структуре экономики преобладает экспортно ориентированный сырьевой и гидроэнергетический сектора.

Подобное положение дел опосредует объективную необходимость проявления политической воли государственного аппарата и принятие на государственном уровне решения о недопустимости природоразрушающего природопользования.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что реализация такого решения потребует разработки и внедрения высокотехнологичных и ресурсоэкономичных технологий природопользования, при которых экологические ограничения выступают не как тормоз для развития экономики, а как стимул к разработке технологий инновационной экономики.

С означенных позиций отчетливо проявляется необходимость для государства разработать соответствующие механизмы и инструменты, стимулирующие соблюдение экологических требований и ограничений при природопользовании. Иными словами именно предупреждение экологической преступности, а не устранение последствий нерачительного использования природных ресурсов призвано стабилизировать сложившуюся ситуацию.

Как было указано выше, существующий в настоящее время механизм оценки воздействия на окружающую среду, а также система штрафных санкций, функционально не эффективны, что, в свою очередь, делает необходимым формирование для охраны природной среды экономического фундамента. Иными словами, речь идет о том, что в Российской Федерации должна быть установлена такая система управления природопользованием, при которой должно быть материально невыгодно нарушать экологические ограничения при природопользовании.

Обращая внимание на бытующее до настоящего времени мнение о том, что экологические требования и ограничения, закрепляемые в действующем законодательстве, снижают инвестиционную привлекательность страны, следует отметить, что это ведет к позиционированию Российской Федерации как страны с крайне низкими экологическими стандартами и способствует не только разрушению природных богатств, но и создает на международной арене имидж «отставшей от цивилизационного развития».

Таким образом, существующая государственно-правовая система не является отработанной и идеальной, в частности серьезно отстает законодательная база, не позволяющая действовать в данном русле исключительно в правовом поле. Однако современные реалии требуют серьезных и первоочередных решений данной проблемы, обусловливая ее все возрастающую прак-

тическую значимость как инструмента формирования действенной системы экологической безопасности.

Литература

1. Василенко В. А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития. Аналитический обзор. Новосибирск, 1997. С. 89.

2. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000. С. 70.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. URL: www.vg-news.ru

4. Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

5. Welford R. & Gouldson, A. Environmental Management and Business Stategy Pitman Publishing. L., 1993. Р. 116.

ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL-LEGAL FACTORS OF ECOLOGICAL CRIME AND THEIR IMPACT ON FORMATION OF ECOLOGICAL SAFETY SYSTEM

Article is devoted to the analysis of the major economic and ecological factors of ecological crime in a context of ensuring economic safety of the state.

Key words: economic safety, economic factors, organizational and legal factors, counteraction of ecological crime.

Лекция

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой.

Функции организационно-правовой формы:

Определяет и закрепляет статус предпринимателя;

Закрепляет определенное организационно-правовое единство фирмы (органы управления фирмы, границы их правоспособности);

Снижает риск трансакционных издержек (механизм формирования имущества и механизм имущественной ответственности);

Является механизмом контроля со стороны государства и инструментом воздействия.

Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы хозяйственной деятельности предприятий.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при:

1.создании нового предприятия;

2.преобразовании существующего.

Причины изменения организационно правовой формы в сложившейся рыночной системе:

а)изменение законодательства;

б)изменение размеров и объема производства фирмы.

Группы факторов влияющих на выбор организационно-правовой формы:

1. Организационные

Количество учредителей и их характеристики (Физическое лицо, Юридическое лицо исходя из этого разная орг. прав. форма: Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО)

Законодательные ограничения (кол-во участников)

2. Технические

Область бизнеса:

Индивидуальное предпринимательство, товарищества и общества с ограниченной ответственностью –торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание);

- форма акционерного общества , закрытого или открытого типа – промышленность, информатика;

- государственные казенные предприятия - оборонная промышленность

Характеристики выпускаемой продукции

(чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий – товариществ и обществ)

3. Экономические

Размер стартового капитала;

Величина средств для поддержания нового предприятия на первом этапе его существования

4. Социальные

Личностные характеристики предпринимателя

Наличие сработавшейся команды. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму.



В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы.

В каждой стране они жестко закреплены и их список конечный.

Любая форма с одной стороны предоставляет предпринимателю круг возможностей (достоинства) и несет в себе риски (недостатки).

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ и обществ,

-крестьянских (фермерских) хозяйств,

- хозяйственных партнёрств,

-производственных кооперативов,

-государственных и муниципальных унитарных предприятий »

Данный список является исчерпывающим .

Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым.

В настоящем пункте систематизируются факторы, обуславливающие организационно-правовую привлекательность элементов организационных сетей и определяющие значение соответствующего функционала оценки – коэффициента , отражающего организационно-правовой статус предприятия и юридически-правовой характер отношений. Оценки организационно-правовой привлекательности элементов организационных сетей всегда имеет смысл проводить не сами по себе, абстрактно, а с точки зрения интересов некоторого выделенного крупного узла сети, заинтересованного в получении таких оценок с целью выстраивания и/или оптимизации дальнейшего сетевого взаимодействия. Без ограничения общности, в настоящем пункте изложение и анализ ведется на примере факторов и показателей, которые принимаются во внимание при вычислении консолидированного показателя организационно-правового статуса предприятия , при проведении оценок предприятий в интересах железной дороги.

Источником организационно-правовой информации о предприятии , являются учредительные документы, документы по сертификации и лицензированию, организационно-правовые, организационно-договорные, другие документы и сведения о предприятии, носящие открытый правовой характер.

В группу организационно-правовой информации для каждого предприятия , могут входить следующие показатели.

1. Организационно-правовая форма предприятия, .

Коэффициент вычисляется на основании предварительного ранжирования по степени приемлемости для взаимодействия с железной дорогой различных организационно-правовых форм предприятий. Каждой организационно-правовой форме рассматриваемого предприятия приписывается численный показатель – вес данной формы. При этом чем больше приписываемый вес, тем более нежелательно взаимодействие железной дороги с предприятием такой организационно-правовой формы.

Подобное предварительное ранжирование (априорное присвоение весов) осуществляется на основании обобщения опыта взаимодействия, обработки статистических материалов сотрудничества железной дороги с предприятиями различных организационно-правовых форм, а также на основании экспертных оценок.

Результаты априорного ранжирования организационно-правовых форм могут быть организованы в таблицу вида табл. 4.9.

На основании табл. 4.9, предприятию в соответствии с его организационно-правовой формой, другими характеристиками присваивается весовой коэффициент . Тогда показатель организационно-правовой формы предприятия вычисляется как



Следует отметить, что в дальнейшем, при накоплении опыта использования настоящей методики, необходимо уточнить предложенные на начальном этапе априорные весовые коэффициенты предприятий.

Таблица 4.9

Организация ранжирования организационно-правовых форм

Организационно-правовая форма. Другие характеристики предприятия Вес
Зависимое предприятие ОАО «РЖД»
Саморегулирующееся предприятие
Предприятие финансово-промышленной группы
Общество с дополнительной ответственностью
Товарищество на вере
Потребительский кооператив
Другие характеристики предприятий
………………….

2. Наличие вышестоящих управленческих уровней, .

Коэффициент количественно оценивает на предприятии уровень самостоятельности первого руководителя в принятии управленческих решений.

Коэффициент самостоятельности и скорости принятия решений на предприятии вычисляется по следующей формуле:

где – количество внутренних управленческих уровней (с которыми требуется согласовывать некоторые управленческие решения), характеризующих организационно-правовую форму; – количество внешних управленческих уровней (с которыми требуется согласовывать некоторые управленческие решения), характеризующих организационно-экономическую форму.

Некоторые значения и в зависимости от организационно-правовой и организационно-экономической форм приведены в табл. 4.10.



Таблица 4.10

Значения и в зависимости от организационно-правовой

и организационно-экономической форм

Организационно-правовая (ОПФ) и организационно-экономическая форма (ОЭФ)
Открытое акционерное общество
Закрытое акционерное общество
Дочернее предприятие ОАО «РЖД»
Частные компании, прошедшие IPO
Саморегулируемое предприятие
Общество с ограниченной ответственностью
Индивидуальный предприниматель
Потребительский кооператив
Государственное унитарное предприятие
………………….
Другие характеристики

Так, например, если открытое акционерное общество является дочерним предприятием ОАО «РЖД», то

Для закрытого акционерного общества входящих в ассоциацию саморегулируемых предприятий

3. История работы предприятия , с МПС, ОАО «РЖД», железными дорогами, .

Параметр, характеризующий продолжительность работы предприятия , с МПС, ОАО «РЖД», железными дорогами, можно определить следующим образом:

,

где продолжительность (цикл) функционирования предприятия в составе МПС, ОАО «РЖД», железных дорог, лет. Всегда – продолжительность непрерывного и эффективного сотрудничества предприятия с ОАО «РЖД» и его структурными подразделениями, лет. Всегда

4. Наличие холдинговых отношений, .

Параметр, характеризующий наличие холдинговых отношений зависит от их типа (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Параметр, характеризующий наличие холдинговых отношений

5. Отношение предприятия к сертификации продукции, .

Показатель, характеризующий отношение предприятия , к сертификации продукции, можно определить по выражению

,

где – объем сертифицированной продукции в долях от общего объема реализации; – объем сертифицированной продукции для нужд железнодорожного транспорта в долях от общего объема реализации.