Основные понятия семейное право -самостоятельная отрасль российского. Семейное право как отрасль

Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

  • Семейный кодекс (основной источник);
  • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
  • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Основные понятия семейного права.

Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.

В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т. е. отдельными кодексами (в настоящее время действует Семейный кодекс РФ, принятый в 1995 г.).

С другой стороны, общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах (например, во Франции, Германии) отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, охватываются регулированием соответствующих глав гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры по поводу определения семейного права: то ли это подотрасль гражданского права, то ли это самостоятельная отрасль права, а может быть, это комплексная отрасль законодательства, т. е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т. д.

Не вдаваясь в детали данного спора10, все-таки приходится признать, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой. На первый взгляд предметы регулирования гражданского и семейного права сов- падают: имущественные и личные неимущественные отношения. Вместе с тем в семейном праве имеются свои особенности. 1.

Отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъектным составом: супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекун, попечитель и т. п. 2.

Семейно-брачные правоотношения возникают из специфичных юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство, усыновление и т. п. Для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты-состояния, хотя не исключены и такие юридические факты, которые характерны для гражданского права, например сделки (брачный контракт, соглашение о размере алиментов). 3.

Семейно-брачные отношения в основном носят личный характер; имущественные отношения являются вторичными, производными от личных отношений.

Более того, большинство имущественных прав и обязанностей неотделимы от личности управомоченного лица и поэтому непередаваемы другим лицам (например, право на получение алиментов).

Однако тезис о присущем семейному праву лично-довери- тельном характере встречает критику со стороны ряда авторов. Дело в том, что личные отношения почти не поддаются правовому регулированию. Нельзя же, в самом деле, возложить на супругов правовую обязанность любить друг друга. Семейное право лишь очерчивает внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию, и только в случае злоупотреблений в этой области право позволяет себе воздействовать на субъектов. Поэтому семейное право направлено на регулирование главным образом не личных, а имущественных отношений в семье. 4.

Участники семейных правоотношений формально юридически равноправны, однако фактически равны далеко не всегда. Такое положение складывается прежде всего, когда одной из сторон оказывается нетрудоспособное и недееспособное лицо, которое нуждается в повышенной защите со стороны государства. Поэтому семейному праву в большей степени, чем гражданскому, свойствен элемент императивности, регулирования отношений с помощью предписаний и запретов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению применения дозволительного метода, что сближает семейное право с гражданским.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение семейного права.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание в условиях семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство).

Еще по теме § 1. Семейное право как отрасль:

  1. Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  2. 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Определение отраслевой принадлежности семейного права является важной теоретической проблемой в современных условиях и имеет принципиальный, мировоззренческий характер, так как тем самым не только предопределяется направленность правового регулирования семейных отношений, но и определяются цели, которые преследует при этом государство. Иными словами, устанавливаются место и роль семейного права в становлении, развитии личности, в сохранении извечных человеческих ценностей, оберегающих обладателя семейных прав от роли лишь делового партнера, что противоречит естественной природе человека.

На признаки самостоятельности семейного права в дореволюционный период указывали К.А. Неволин, Г.Ф. Шершеневич, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, А.И. Загоровский и другие ученые.

После Октябрьской революции 1917 г. в качестве самостоятельного понятия «семейное право» выделял П.И. Стучка, указывая, что оно охватывает все правовые отношения, связанные с семьей . Участие в становлении науки семейного права принимали А.Г. Гойхбарг, С. И. Раевич, сторонниками независимости семейного права проявляли себя видные ученые советского периода Д.М. Генкин, С.Н. Братусь, Г.М. Свердлов, А.И. Пергамент.

Вопрос об отраслевой суверенности семейного права, о его месте в системе отраслей права и его соотношении с правом гражданским после бурных дискуссий конца 50-х - начала 60-х гг. XX в. между О.С. Иоффе, Ю.К. Толстым, с одной стороны, Е.М. Ворожейкиным

и В.А. Рясенцевым, с другой стороны, казался решенным и стал аксиомой цивилистики и российской юриспруденции в целом.

Общая теория права и теория семейного права давали на поставленный вопрос определенный ответ: это самостоятельная отрасль права. Предмет семейного права традиционно определялся как «личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание» . Практически все авторы выделяют в качестве одной из главных специфических черт отношений, регулируемых семейным правом, то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер. Указывается, что связь личных отношений с имущественными настолько сильна, что сами семейные имущественные отношения под воздействием личных преобразуются, приобретая особые черты, не свойственные имущественным отношениям, регулируемым гражданским правом. Даже известный сторонник включения семейного права в состав гражданского О.С. Иоффе соглашался с этим утверждением, отмечая, однако, что и в гражданском праве есть институты, где преобладают личные отношения. При этом ученый возражал против трактовки соотношения личных и имущественных отношений как зависимости или подчинения, указывая, что можно говорить только об их сочетании. По этому признаку регулирование семейных отношений при социализме противопоставлялось регулированию их в капиталистическом обществе. Считалось, что в капиталистическом обществе семейные отношения входят в состав предмета гражданского права, поскольку в них превалирует имущественный элемент.

С принятием ГК РФ и С К РФ в определении предмета гражданского и семейного права произошли определенные изменения. Ряд правовых институтов, ранее входивших в состав семейного законодательства, были преобразованы в межотраслевые институты права. Изменились и теоретические подходы к исследованию предмета и метода семейного и гражданского права. Возрождение в России теории частного и публичного права дало возможность анализировать эти вопросы и с иных позиций. Полемику в юридической литературе о том, является ли семейное право самостоятельной отраслью, еще нельзя признать оконченной, так как отдельные исследователи продолжают считать, что семейное право входит в гражданское право, подобно его подотраслями, как, например, наследственное право.

Основным доводом указанной концепции служит тот аргумент, что и гражданское, и семейное право регулируют будто бы тождественные отношения: во-первых, имущественные (в семейном праве, например, алиментные, а также по поводу общего и раздельного имущества супругов); во-вторых, личные неимущественные (в семейном праве, например, по вопросу вступления в брак или родительских прав и обязанностей по воспитанию детей). К тому же, по утверждению сторонников данной концепции, и семейно-брачные, и гражданские правоотношения подвержены единому методу регулирования, поскольку построены на началах равенства, а нормы регламентации могут быть как императивными, так и диспозитивными. Отсюда делается вывод, что нет оснований для отмежевания семейного права от гражданского.

Авторам исследований, занимающим современную позицию (к ним относятся А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Ю.А. Королев, О.Ю. Косова, Н.Н. Тарусина, С.П. Гришаев, С.А. Муратова, П.В. Алексий и другие), такая линия представляется неубедительной. Они отмечают, что семейное право имеет свой собственный предмет регулирования, а поэтому является самостоятельной отраслью общей структуры права. Логика рассуждения этих ученых такова: предметом регламентации семейного права действительно являются личные (заключение и расторжение брака, статус супругов, родителей и детей, права и обязанности родителей по воспитанию детей) и связанные с ними имущественные отношения (общее и раздельное имущество супругов, алиментные обязательства, брачный контракт), вытекающие из личных (например, алиментные обязательства), в то время как предметом гражданского права являются имущественные отношения (на почве права собственности и товарно- денежных связей).

Определяя соотношение гражданского и семейного права, необходимо учитывать главное - назначение правовых норм, их цель, для достижения которой государство регулирует те или иные отношения. При этом нормы гражданского права призваны обеспечить интересы как физических, так и юридических лиц преимущественно в сфере гражданского оборота. Они регулируют сугубо деловые отношения, даже если гражданин руководствуется личными соображениями. Здесь важно соблюдение баланса прав и обязанностей при заключении сделок, различных договоров, при выполнении вполне конкретных, точно обозначенных в законе обязательств.

Принципиально иные цели преследуют нормы семейного права, поскольку их существо определяет личное начало, сугубо личные побуждения. Даже тогда, когда речь идет об имущественных семейных отношениях, несовершенство правового регулирования не может отразиться на жизни семьи, живущей по своим собственным внутренним законам, прибегая к помощи семейно-правовых норм лишь тогда, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, назначение норм семейного права - оказание помощи в решении проблем преимущественно личного характера, возникающих в семье или на стадии ее образования. Вместе с тем нельзя игнорировать нравственный характер буквально каждой нормы семейного права. Указанные нормы семейного права превращаются в действенный способ влияния на поведение участников семейных отношений, отчего семья становится более прочной. Если освободить нормы семейного права от требований норм морали, заменив их сугубо деловыми правилами, отличающими действия и поступки участников гражданских отношений, семейное право перестает быть таковым. Следовательно, от степени самостоятельности семейного права зависит направление его дальнейшего развития, совершенствования, т.е. здесь речь о серьезной проблеме, от решения которой зависит качество норм семейного права.

Для изучения вопроса об отраслевой самостоятельности семейного права, о его соотношении и взаимодействии с другими отраслями права, прежде всего с гражданским правом, следует обратиться к теоретическим основам о делении советского права на отрасли и о связях между отраслями, изложенным в работах С. С. Алексеева, Н.Г. Александрова, М.А. Аржанова, А.В. Агаркова, Д.М. Генкина, О.С. Иоффе, В.Д. Сорокина, А.В. Мицкевича, В.С. Тадевосян, М.Д. Шаргородского,

B. Ф. Яковлева и других ученых.

В ходе первой дискуссии 1938-1940 гг. о системе права, которая была направлена на выявление критериев деления права на отрасли и обоснование существования отдельных отраслей права, в составе системы советского права в числе других определено место и семейному праву как самостоятельной отрасли.

По итогам дискуссий 1938-1940 гг. состав советского права был определен следующим образом: 1) государственное право; 2) трудовое право; 3) колхозное право; 4) административное право; 5) бюджетно- финансовое право; 6) семейное право; 7) гражданское право; 8) уголовное право; 9) судебное право . Исходя из этой схемы, участники дискуссии и пытались выяснить специфику предмета отдельных отраслей - административного права, гражданского права, семейного права, уголовного права и т.д.

Важнейшим положительным итогом дискуссии 1938-1940 гг. является признание в качестве не только основополагающего, но, по сути, и единого критерия группировки и разграничения норм права по отраслям, предмета правового регулирования, предложенного большинством участников дискуссии (М.А. Аржанов, М.М. Агарков, Д.М. Генкин, В.С. Тадевосян, Н.Н. Полянский, Е.А. Ровинский, С.С. Студенкин и другие) .

Взгляд на предмет правового регулирования как на объективную сторону классификации отраслей права, утвердившейся в советской юридической литературе, рассматривается в качестве методологического принципа исследования системы права в современных условиях, не подвергаясь сколько-нибудь серьезному сомнению. Хотя по вопросу

0 том, что понимать под предметом правового регулирования, высказано множество разнообразных, иногда и противоречивых суждений.

Фундаментальные исследования понятия предмета и метода правового регулирования, его элементов принадлежат С.С. Алексееву , который делит признаки предмета правового регулирования на общие и специальные.

Общие признаки характеризуются, во-первых, тем, что предмет правового регулирования составляют общественные отношения, осуществляющиеся через определенное поведение людей; во-вторых, тем, что предмет правового регулирования образуют те общественные отношения, которые по своей природе в данных социальных условиях могут быть объектом правовой регламентации. Общие признаки предмета правового регулирования дают возможность установить внешние границы той области отношений, которая охватывается регламентацией со стороны права.

Для разграничения отдельных отраслей права необходимо использовать специальные признаки предмета правового регулирования.

Первый специальный признак состоит в том, что предметом регулирования данной отрасли права является определенный вид общественных отношений, качественно отличающийся от других видов. Причем для каждого вида общественных отношений, обособляющего ту или иную совокупность норм в отрасль права, характерна однородность содержания основных отношений. Данный вид общественных отношений не может быть одновременно предметом двух или более отраслей права. Так, специфика семейных отношений, складывающихся между членами семьи, обусловлена в первую очередь основанием их возникновения. Как имущественные, так и личные отношения между членами семьи возникают на основе брака, родства, усыновления, принятия детей на воспитание. Перечисленные выше основания возникновения имущественных и личных отношений между членами семьи предопределяют их сугубо личный характер, что с неизбежностью сказывается и на характере правового регулирования. Поэтому в предмет семейного права входят только те личные и имущественные отношения между членами семьи, которые основаны на браке, родстве, усыновлении и принятии детей на воспитание.

Определяя дифференциацию общественных отношений, рассматривая предмет регулирования в качестве исходного пункта для выяснения степени обособленности (или специфичности) видов общественных отношений, должны быть найдены такие свойства общественных отношений, которые определяют особенности их правового регулирования. Эти особенности давно обозначены в науке семейного права и нашли отображение в юридической литературе. Это, во-первых, субъективный состав семейных отношений, который образуют только физические лица. Органы государства и его должностные лица, а также юридические лица, в отличие от гражданского права, субъектами этих отношений являться не могут. Во-вторых, эти отношения носят устойчивый, длящийся по времени характер. В-третьих, они носят личнодоверительный характер и в ином составе лиц существовать не могут. Утрата лично-доверительного начала во взаимоотношениях членов семьи неизбежно влечет за собой распад или трансформацию семейного союза. В-четвертых, возникновение этих отношений обусловлено особыми обстоятельствами, к числу которых относятся родство, супружество, принятие детей на воспитание. Социальная значимость данных отношений обусловлена функциями семьи.

Указывая на то, что предмет регулирования отдельной отрасли права характеризуется однородностью своего содержания, следует отметить, что в отдельных случаях нормы права той или иной отрасли могут регулировать неспецифичные для нее отношения, т.е. сходные со специфическим . Примером распространения действия институтов данной отрасли права на неспецифические отношения может быть регулирование гражданским правом личных неимущественных отношений. Как известно, предметом гражданского регулирования являются имущественные отношения, складывающиеся на основе товарного производства. Личные же неимущественные отношения связаны с именем, честью, достоинством гражданина, имеют совершенно иную социальную природу. Однако при их нарушении открывается возможность использования некоторых из тех способов защиты соответствующих субъективных прав, которые сложились на основе имущественных отношений товарного типа, т.е. способов, характерных именно для гражданско-правового регулирования. Отсюда и вовлечение в область гражданского регулирования указанных личных отношений. Это еще одно подтверждение того, что эти или другие личные неимущественные отношения не составляют предмета гражданского права.

С изменением общественно-политической обстановки и в преддверии крупной кодификации законодательства в СССР с середины 1950-х гг. активизировались исследования вопросов, связанных с системой права. В 1956-1958 годы на страницах журнала «Советское государство и право» прошла вторая дискуссия по этой проблеме .

Признанным достижением дискуссии, оказавшим конструктивное влияние на все последующие обсуждения рассматриваемой проблемы, можно считать обоснование рядом ученых (Н.Г. Александров, О.С. Иоффе, И.В. Павлов, М.Д. Шаргородский, Б.В. Шейндлин и другие) вывода, согласно которому в процессе исследования системы права нужно учитывать не только предмет, но и метод (форму, способ) правового регулированияв качестве, хоть и зависящего от предмета, но обладающего определенной самостоятельностью, необходимого критерия дифференциации права.

Метод правового регулирования, составляя второй специфический признак отрасли права, всецело определяется особенностями самих регулируемых отношений. Механизм регулирования включает в себя такие элементы, как нормы права, правосубъектность участников отношений, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей.

Важным с точки зрения теории права является то, что метод правового регулирования следует рассматривать как совокупность юридических особенностей данной отрасли права, а не одну юридическую особенность той или иной отрасли права. С.С. Алексеев полагал неосновательными представления некоторых авторов, которые определяют «метод регулирования» как категорию, характеризуемую наличием или отсутствием «автономии», равенством или отсутствием равенства и т.д. Такое обедненное содержание рассматриваемой категории, по мнению С. С. Алексеева, связано с тем, что проблема метода нередко ставится преимущественно лишь по отношению к двум отраслям права - к административному и гражданскому праву, отсюда отнесение к методу лишь того, что наиболее характерно для этих двух отраслей, и игнорирование всего комплекса юридических особенностей, образующих различные методы правового регулирования. В отличие от исследователей, которые при определении метода регулирования находят в нем выражение какого-либо одного способа опосредствования общественных отношений, Л.С. Явич и С.С. Алексеев видят в методе совокупность способов регулирования. По их мнению, не в каждой отрасли права метод правового регулирования дает себя знать столь ярко, как, например, в административном или гражданском праве. Следовательно, если предметом анализа является самостоятельная отрасль права, то всегда могут быть обнаружены существенные особенности в соответствующей форме правового регулирования, и не только в сфере административного и гражданского права, но и во всех иных отраслях, включая такие новые отрасли, как трудовое и семейное право, можно проследить черты своеобразия, которые присущи только данной отрасли права.

Определяя место семейного права в системе советского права, С.С. Алексеев указывает, что это самостоятельная отрасль права, которая в отличие от трудового права не имеет «составного характера» (что предполагает попытку путем логического анализа разложить их на исходные элементы с отнесением последних к иным базовым отраслям). Первичным, начальным в семейно-правовом методе регулирования являются элементы, присущие институтам гражданского права (опеки и попечительства, договоры и другие), но развитие этих элементов в самостоятельный метод правового регулирования осуществлялось не путем механического их присоединения с элементами иной отрасли права. Становление семейно-правового метода регулирования связано с перенесением центра тяжести при регулировании семейных отношений на личные неимущественные отношения.

С первых дней Октябрьской революции 1917 г. Советское государство поставило задачу развития семейных отношений нового типа. В семейных отношениях, где тесно переплетаются имущественные и личные отношения, последним было придано решающее значение. Это повлекло за собой возникновение принципиально нового метода правового регулирования. Однако формирование семейного права как самостоятельной отрасли не могло осуществляться в отрыве от гражданского права. И здесь можно обнаружить четкие линии исторической преемственности. Ряд элементов, присущих гражданско-правовому методу регулирования, воспринят методом регулирования, присущим семейному праву.

Указанные положения о своеобразии семейного права действительно связаны с возникновением особых методов правового регулирования.

Для формирования содержания семейной правоспособности решающее значение имеют два юридических факта: факт родства (или факт, его заменяющий, например усыновление) и факт брака. То, что правовое положение лиц, связанных отношением родства и брака, отличается от юридических позиций, занимаемых субъектами, не состоящими в родстве и браке, вряд ли может быть подвергнуто сомнению. Это признано в жизни, когда ссылка на «семейное положение» в обобщающей форме свидетельствует о наличии целой совокупности постоянных общественных связей, в которых находится данное лицо. Это признано и в юридической литературе. Так, Л.Я. Гинцбург писал: «В семейном праве вступление в брак - юридический факт, обуславливающий возникновение личных и имущественных отношений супругов. Вместе с тем вступление в брак порождает состояние в браке как элемент гражданского состояния (статуса) советского гражданина» .

Связи, возникающие из родства и брака, выступают в качестве общественных отношений в той же мере, в какой общественные отношения, образующие семейный союз, вовлекаются в пределы правового регулирования, они дополняются юридической связанностью, взаимной правовой зависимостью членов семейного союза.

Отношения родства и брака составляют юридическую основу для возникновения и существования многих конкретных правовых связей. Главное юридическое следствие заключения брака - вступление врачующихся в особое правовое состояние взаимной юридической связанности, образование семейного союза, являющегося непосредственным условием для возникновения ряда имущественных (вещно-правовых и обязательственных) и личных неимущественных конкретных правоотношений.

Таким образом, по признаку исходного юридического положения субъектов семейное право четко отграничено от гражданского права. Конечно, если ограничиться самой общей характеристикой, то окажется, что и семейное право регулирует имущественные отношения, стороны которых равноправны. Однако стороны семейного союза равноправны в том смысле, что не одна из них не имеет правомочный, доминирующих над волей другого лица. Но по отношению друг к другу стороны юридически связаны, и в какие бы конкретные семейные правоотношения они ни вступали, эта связь является ближайшей основой для указанных отношений, т.е., в отличие от среды гражданско- правового регулирования, субъекты семейного права еще до возникновения конкретных правоотношений между собой юридически связаны. Характерного для гражданско-правового равноправия признака независимости субъектов в семейном праве нет.

Наличие общей правовой связанности субъектов семейного права находит свое обоснование в следующих моментах. Во-первых, это придание в социалистическом обществе решающего значения личным неимущественным отношениям, что непосредственно отражает требования морали социалистического общества. Во-вторых, это прямая заинтересованность государства в существовании здоровых личных отношений в семье; отсюда и необходимость определенных правоотношений между членами семьи и государством, отношений, которые в процессе правового развития проникли вплоть непосредственно семейных отношений, юридически подкрепив и усилив правовую связанность членов семейного союза.

Ценность исследований С. С. Алексеева, посвященных изучению структуры системы права, состоит в том, что, исходя из указанных им классификационных критериев определения состава отраслей права, исследователь представил свое видение системы советского права в составе следующих подразделений: 1) государственное право; 2) административное право и его ответвления - финансовое, земельное, административно-хозяйственное право; 3) уголовное право; 4) гражданское право; 5) трудовое; 6) колхозное право; 7) семейное право; 8) гражданско-процессуальное; 9) уголовно-процессуальное. Кроме того, исходя из функций отраслей права в системе права, предлагается разбить отрасли права на группы: а) основополагающее звено системы права - государственное право; б) материальные отрасли: уголовное, гражданское, административное, трудовое, колхозное и семейное право; в) процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Материальные отрасли, куда относится и семейное право, характеризуются как отрасли, составляющие само содержание, рабочий механизм правового регулирования, и отрасли данной группы не занимают в системе права совершенно одинаковое положение. В соответствии со спецификой регулируемых им отношений материальные отрасли могут быть подразделены на три группы, к одной из которых относится уголовное право, к другой - административное и гражданское право, а к третьей - трудовое, колхозное, семейное.

Указанного выше трехчленного деления отраслей права придерживались М.Д. Шаргородский и О. С. Иоффе .

С.С. Алексеев, определяя систему советского права, указал на ее структуру, выделил отрасли права и их место в системе права (основа указанной системы существует и ныне). В указанной системе права семейное право вполне обоснованно занимает соответствующее место, что практически никем не отрицалось в последующем. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, ученый указал основания становления семейно-правового метода, условия возникновения и существования семейных связей. Говоря о соотношении семейного и гражданского права, Алексеев отмечает, что по признаку исходного юридического положения субъектов семейное право четко отграничено от гражданского . Однако формирование первого как самостоятельной отрасли не могло осуществляться в отрыве от гражданского права, и ряд элементов, присущих гражданско-правовому методу регулирования, восприняты семейным правом. Поэтому мы полагаем, что указанные отрасли права имеют высокую степень взаимодействия, несмотря на отраслевую самостоятельность.

В более поздних работах С.С. Алексеев, исследуя структуру права и определяя разновидности отраслей права, выделяет группу профилирующих (традиционных) отраслей в составе государственного, административного, гражданского и уголовного права. Методы регулирования профилирующих отраслей отличаются наиболее резкими, в известном смысле, несовместимыми юридическими особенностями. В частности, такие отрасли, как административное и гражданское право, имеющие регулятивный характер, в чистом виде воплощают простейшие приемы правового регулирования (императивные и диспозитивные). Своеобразие юридического содержания профилирующих отраслей объясняет тот факт, что между ними в принципе невозможно субсидиарное применение.

Все другие отрасли могут быть разбиты на две подгруппы: процессуальные и специальные.

Специальные отрасли - это развивающиеся на базе профилирующих отраслей правовые общности, призванные обеспечить специализированный правовой режим для данного вида общественных отношений: трудовое право, колхозное право, семейное право, земельное право, финансовое право. В процессе формирования эти отрасли воспринимают некоторые элементы, свойственные профилирующим отраслям.

Однако в соответствии с особенностями данного вида общественных отношений (например, семейных) комбинация традиционных элементов получает новое качество, своеобразный юридический режим, выражающийся в методе регулирования, прежде всего в правовом статусе, общем юридическом положении субъектов. Коль скоро сформировалась новая отрасль права, такого рода сочетание дало новое, интегративное качество, которое проявляется в специфике правового статуса, общего правового положения субъектов.

В ходе дальнейших исследований проблем системы права, кроме предмета и метода правового регулирования, ученые обратили внимание и на другие аспекты и проблемы. Так, в ходе третьей дискуссии

0 теоретических проблемах системы права, развернувшейся на страницах журнала «Советское государство и право» в 1982 г., ряд ученых выступили за пересмотр подхода к пониманию системы права по существу .

Обращает на себя внимание позиция ряда ученых (В.Д. Сорокин, В.В. Лаптев, В.П. Шахматов, В.К. Мамутов, В.А. Ржевский), которые предлагали отказаться от метода правового регулирования как основания деления права на отрасли. Другие исследователи (В.Г. Беляев, В.Н. Кудрявцев, Н.И. Коржаков и другие) полагали, что не следует искать в отраслях права ни специфический предмет, ни метод. Третья группа (Ц.А. Ямпольская, Р.З. Лившиц) объединилась вокруг точки зрения, согласно которой «отраслей как таковых в праве нет», вследствие чего от попыток разрешения проблем системы права и отрасли права следует оказаться в пользу рассмотрения вопросов системы законодательства и отрасли законодательства.

Несмотря на разброс мнений, большинство исследователей, признав правильность ранее сложившихся подходов к этой проблеме, углубляли обоснование предмета и метода правового регулирования как ключевых критериев деления права на отрасли и иные правовые образования. В тесной связи с этим учеными рассматривались и другие юридические особенности отраслей права: наряду с методом правового регулирования как элемент более широкой правовой категории - «юридический режим» (С.С. Алексеев, В.Ф. Яковлев и другие) или наряду с предметом и методом правового регулирования отраслевые принципы и функции (Н.В. Витрук, Б.Л. Назаров и другие).

Отмечалось, что особенностью юридических режимов, обеспечиваемых специальными отраслями, в большей степени, чем в профилирующих отраслях, отражаются в их интеллектуально-волевом содержании, прежде всего в отраслевых принципах. Предполагалось, что в этих условиях правовые принципы, выражая интеллектуальноволевое содержание отрасли, становятся носителями качественного своеобразия метода и механизма регулирования, следовательно, концентрированными показателями юридических особенностей отрасли в целом. По итогам дискуссии был сделан вывод, что в юридической науке и в законодательстве существует категория принципов специальных отраслей, которые (в частности, в семейном праве) сформировались в ходе становления самих отраслей. В то же время в профилирующих отраслях, где правовые принципы тоже есть, но где общими показателями юридической специфики являются метод и механизм регулирования, категория отраслевых принципов страдает известной неопределенностью. Вышеизложенное полностью подтверждается на примере семейного права, имеющего правовые принципы, которые действительно выступают решающими показателями юридических особенностей отрасли в целом.

В соответствии с СК РФ (ст. 1) к основным принципам (началам) семейного права в современных условиях относятся следующие.

  • 1. Принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). Браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), государством не признаются, не имеют правового значения и не порождают правовых последствий. Не признается браком также фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации, сколь бы длительным оно ни было. Обязательность государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и другие). Значение акта государственной регистрации заключения брака состоит в том, что в результате этот союз мужчины и женщины получает общественное признание и защиту от стороны государства. В отличие от семейного права, гражданско-правовые соглашения не требуют государственной регистрации, за исключением сделок с недвижимостью и случаев, специально оговоренных законом.
  • 2. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость воздействия со стороны на их волю в связи с заключением брака. Принцип добровольности предполагает и возможность расторжения брака (свободу разводов) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них. Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов, если дальнейшая совместная жизнь супругов невозможна.

Гражданское законодательство, в отличие от семейного, не допускает расторжения договорных отношений по желанию только одной стороны.

  • 3. Принцип равенства прав супругов в семье выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи: материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджета семьи и т.д. Однако, как отмечалось ранее, признака независимости, в отличие от права гражданского, у субъектов семейного права нет.
  • 4. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеуказанным принципом равенства прав супругов и указывает, что в отличие от гражданского права субъекты семейных правоотношений еще до возникновения конкретных правоотношений между собой юридически связаны, не самостоятельны в своих решениях.
  • 5. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благополучии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов основан на Конвенции ООН «О правах ребенка», в результате чего ребенок признается самостоятельным субъектом семейного права, обладая семейной правоспособностью и дееспособностью. Гражданское право, в отличие от семейного, признает дееспособность только за совершеннолетними гражданами.
  • 6. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи предполагает оказание членами семьи друг другу моральной и материальной поддержки и помощи, прежде всего нетрудоспособным членам семьи (несовершеннолетним, инвалидам I, Пи Шгрупп, лицам пенсионного возраста). Указанный принцип может иметь место только в семейном праве, так как он совершенно неприемлем для гражданских правоотношений, предполагающих возмездность осуществляемых услуг и выполненных обязательств.
  • 7. Принцип моногамии (единобрачия) заключается в том, что гражданин РФ одновременно может находиться только в одном зарегистрированном браке, и это характерно для всех светских государств.

Н.С. Шерстнева, отвечая на вопрос, являются ли принципы семейного права определяющими характер правового регулирования семейных отношений, отмечает, что преимущественно императивный характер норм семейного права является одним из правовых способов реализации принципов, присущих данной отрасли.

Для сравнительного анализа обратимся к основным принципам гражданского права, перечень которых в разных источниках не совпадает. В ГК РФ (ст. 1) включены следующие основные принципы гражданского права.

1. Дозволительная направленность гражданско-правового регулирования. Для рыночной экономики необходимо, чтобы субъекты гражданского права обладали необходимой свободой, проявляли предприимчивость и иную активность в сфере гражданского оборота.

Проявлением рассматриваемого принципа является то обстоятельство, что большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер, их применение всецело зависит от усмотрения участников гражданского оборота. В отличие от гражданского права, нормы семейного права в основном носят императивный характер, а действия участников семейных отношений регламентированы конкретными нормами семейного права.

Субъекты гражданского права, в отличие от семейного, могут приобретать и возлагать на себя права и обязанности как предусмотренные, так и не предусмотренные законом. Наиболее эффективное развитие гражданского оборота происходит тогда, когда его участники вступают в отношения друг с другом и осуществляют свою деятельность в соответствии со своими интересами, воплощенными в принадлежащих им правах. Члены семьи в своих действиях, как правило, исходят из интересов семьи (несовершеннолетних детей) и действуют в пределах норм закона.

  • 2. Равенство субъектов гражданских правоотношений. Под ним понимается равная правоспособность граждан, равное положение граждан и организаций на обеих сторонах правовых отношений. Равенство субъектов семейных отношений формально, так как в действительности они далеко не всегда равны. Ряд участников этих отношений не обладают дееспособностью, прежде всего, несовершеннолетние дети. Одна из сторон алиментного обязательства - нетрудоспособное и нуждающееся лицо. Невозможно отождествлять как субъектов права мужа и беременную жену. Даже там, где все участники семейных отношений дееспособны, работоспособны, между ними существует зависимость, основанная на их личных взаимоотношениях, чувствах и привязанностях.
  • 3. Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела. Этот принцип выражает в первую очередь частные интересы участников гражданского оборота. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товары (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать.

Семейное законодательство обязывает супруга, совершающего некоторые имущественные сделки, получить на это нотариально удостоверенное согласие другого супруга (ст. 35 СК РФ).

4. Неприкосновенность собственности. Это основа имущественных гражданских правоотношений, необходимая для участия в них.

Данный принцип также не характерен для семейных отношений, т.к. основу имущественных отношений супругов составляет совместная собственность, а владение, пользование и распоряжение им осуществляется по обоюдному согласию в интересах семьи.

5. Беспрепятственное осуществление гражданских прав. Данный принцип позволяет гражданам и юридическим лицам приобретать и осуществлять свои права своей властью и в своем интересе.

Качество равенства, имущественной самостоятельности, а также автономии воли, в какой они присущи отношениям, регулируемым гражданским правом, не свойственны семейным правоотношениям. По мнению О.Ю. Косовой, даже алиментные обязательства не характеризуют их полное сходство. Именно нетрудоспособность отдельных лиц и нуждаемость в содержании их за счет членов семьи свидетельствуют, по крайней мере, об отсутствии у них имущественной самостоятельности. Существо отношений делает бессмысленным и рассуждения о равенстве субъектов.

6. Свобода договора. Этот принцип предполагает, что возможен любой договор, хотя бы он и не был предусмотрен законом, и любые условия договора, не противоречащие законодательству (подп. 1 п. 1 ст. 8, ст. 421 ГК).

Семейное право предусматривает отдельные виды договорных отношений (брачный договор, договоры о приемной семье, соглашение об уплате алиментов и другие), которые строго регламентированы законом по содержанию и субъектам, имеют специфические свойства.

Таким образом, семейное и гражданское право как самостоятельные отрасли обладают свойственными только им принципам, которые являются качественными показателями особенностей каждой отрасли. Безусловно, принципы семейного права не могут быть применены к гражданским правоотношениям, а принципы гражданского права - к семейным отношениям. Указанное подтверждает самостоятельность семейного права как отрасли, которая, как и гражданское право, занимает свойственное ему место в системе российского права.

Определяя систему российского права и его структуру в современных условиях, общая теория российского права отмечает, что структура права носит объективный характер, обусловлена экономическим базисом общества и она не может строиться по произволу законодателя. Действующая система права связана, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Для определения места семейного права в системе российского права обратимся к современной иерархической (субординационной) структуре права, которая на отраслевом уровне включает в себя несколько «срезов» :

  • 1) интегрирующие и предметные отрасли права. К первым относятся международное право и конституционное право, ко вторым - все иные отрасли права, корреспондирующие с первыми;
  • 2) фундаментальные (генетически первоначальные) и специализированные отрасли права;
  • 3) материальное и процессуальное право;
  • 4) позитивно регулятивное и охранительное право.

Опыт правового развития современных государств позволяет сделать вывод об углублении субординационного начала в системе права. Отчетливо проявляется функционально ведущая роль отраслей, регулирующих специализацию управляющего воздействия государства на общественные процессы. В связи с постоянным развитием общественных отношений и необходима специализация норм права, соответствующих определенному виду деятельности субъектов права, с учетом общественных интересов и ценностей. Необходимо формирование общественно необходимого правового режима, в котором могут существовать различные общественные отношения, а также установление точного правового соответствия критериев и видов противоправности, влекущих за собой соответствующую ответственность, правовым режимом позитивно регулятивных отраслей права.

Материальное право регулирует предметные (материальные) отношения. К нему относятся: международное и конституционное право, административное право; правоохранительное право; природоресурсные отрасли права; финансовое право; гражданское право; трудовое право; семейное право; уголовное право; уголовно-исполнительное право.

В качестве вновь сформированных отраслей можно указать: страховое право (как подотрасль трудового права); космическое право (как подотрасль международного); таможенное, налоговое, бюджетное право (как институты финансового права).

В системе отраслей материального права проводится их градация соответственно их роли в формировании методов правового регулирования, где место семейного права четко обозначено:

  • 1. Фундаментальные (или главные, профилирующие) отрасли права: конституционное, административное, гражданское, земельное, уголовное.
  • 2. Специальные (или специализированные) неглавные отрасли права: природоресурсное, природоохранительное - выделившиеся в процессе специализации законодательства из земельного права; семейное, выделившееся из гражданского; уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного.

В.А. Тархов, оценивая систему российского права, отмечает субординацию только между конституционным правом и остальными отраслевыми образованиями. По его мнению, в современных условиях семейное право образует самостоятельную отрасль права. Поэтому трудно признать обоснованным мнение М.В. Антокольской о том, что семейное право является подотраслью гражданского права, что означало бы движение исторического развития вспять.

В.С. Нерсесянц наряду с гражданским правом относит к отраслевым юридическим дисциплинам семейное право, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере брака и семьи.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что семейное право выделилось в самостоятельное отраслевое явление из гражданского права в процессе углубления и расширения специализации правовых норм материального права. Специализация и автономизация правовых норм семейного права, как и других отраслей права, будет продолжаться и дальше, так как этого требуют дальнейшее развитие и совершенствование общественных процессов.

  • Энциклопедия государства и права. Т. 3. М., 1925-1927. С. 842.
  • Ворожейкин Е.М. Семейное право как самостоятельная отрасль права // Советскоегосударство и право. 1967. № 4. С. 29-52; Иоффе О.С. Советское гражданское право.Т. 3. Л., 1965. С. 182; Толстой Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданскогозаконодательства // Правоведение. 1957. № 1. С. 42-55.
  • Шаргородский М.Д., Иоффе О. С. О системе советского права // Советское государствои право. 1957. № 6. С. 107.
  • Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Госюриздат, 1975. С. 191.
  • Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государствои право. 2003. № 1. С. 26.
  • Общая теория государства и права. Т. 2 / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998.С. 239-240.

Предмет, метод и задачи семейного права Человек входит в обще­ство не прямо и непосредственно, а через различные социальные обшности и группы Важнейшими нз них считаются этнические группы - кланы, племена, народности, нации, семьи, роды, кото­рые объединяются на основе генетических связей.

Начало этой эво­люционной цепочки дает семья.

Следует различать два смысла слова «семья»: социологический и юридический. B социологическом смысле семья - это кровнород­ственная группа тюдей, связанных единством происхождения (ба­бушка, дедушка, отец, мать, дети). Трудно найти другую социаль­ную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных индивидуальных и обшественных потребностей Семья представляет собой своеобразный слепок обшества, только уменьшенный.

B обществе семья осуществляет ряд важных функций Среди них особое значение имеют репродуктивная (рождение детей); эко­номическая (производство и потребление материальных благ); за­щитная (забота о здоровье, содержании и защите членов семьи): воспитательная и образовательная (воспитание и обучение детей); эмоциональная (любовь супругов); функция социализации (передача детям социального опыта для эффективного выполнения социаль­ных ролей, т e. для нормальной жизни общества).

B юридическом смысле семья представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, ко­торые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением или удочерением.

He все отношения в семье могут быть урегулированы нормами права. Значительный удельный вес взаимоотношений между cynpy- гами, родителями и детьми определяются моральными, нравствен­ными правилами. Государство не вправе вмешиваться в личные ин­тимные отношения.

Ceveimoe право как отрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения и связанные C ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства и усыновления (удочерения)

Предметом прчвоеого регулирования в семейиом праве высту­пают семейные правоотношения, т.е. отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права. Они могут быть имущественными (например, определяют режим владения имущест­вом супругами) или личными неимущественными (например, право супругов на свободный выбор фамилии, право на воспитание детей и т.п.) Взаимные права супругов, родственников, детей регулиру­ются и охраняются нормами семейного права.

Субъектами семейных правоотношений являются граждане (мужчина и женшина, вступившие в брак, родственники, усынов­ленные и усыновители), а в случаях усыновления или удочерения детей, определения их судьбы при потере ими родителей - специ­ально управомоченные на то органы опеки и попечительства

Объектами семейных правоотношений являются действия (по­ведение) субъекта правоотношения, а также имущество и иные материальные блага Среди первых объектов можно выделить осуществление родительских прав в соответствии с интересами де­тей Ko вторым относятся, например, выплаты средств на содер­жание супруга

B силу того что семья выполняет ряд социально значимых функиий и яшястся основой обшества, государство заинтересовано в ее укреплении.

B ст 38 Конституции РФ и в ст. 1 Семейного ко­декса РФ (CK РФ) сказано, что семья, материнство, отцовство и дет­ство в Российской Федерации начодятся под защитой государства.

Семейные отношения должны строиться на чувствах взаимной любви и уважении, взаимной помощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешатель­ства в дела семьи, обеспечении беспрепятственного осуществле­ния членами семьи своих прав и возможностей, судебной защиты

B качестве принципов брачно-семейных отношений CK РФ (п. 3 ст I) называет:

« добровольность брачного союза мужчины п женшкны.

Равенство прав супругов в семье;

Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согла-

Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благо­состоянии и развитии,

Обеспсчснне приоритетной зашиты прав и интересов несо­вершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Закон запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой или религиозной при­надлежности. подчеркивая при этом, что права граждан в семье мо­гут быть ограничены только на основании Федерального закона (п. 4 ст. I CK РФ)

Источники семейного грава B качестве источников семейного пра­ва выступают Конституция РФ, Семейный кодекс РФ ог 29 декабря 1995 г. (в ред от 30 июня 2008 r). федеральные законы и законы субъектов РФ, а также нормы международных договоров РФ. связан­ные с вопросами брака и семьи.

Законы субъектов РФ, принятые в области семеиного права, должны соответствовать Конституции РФ, Семейному кодексу РФ и другим федеральным законам Нормы семейного права в области имущественных правоотношений тесно связаны с граж­данским правом. B связи с этим спорные вопросы членов семьи имущественного характера могут регулироваться нормами граж­данского законодательства Наконец, семейное право тесно свя­зано с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. от 29 апреля 2002 г.), нормы которого регулируют порядок государственной регистра­ции рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения) и ряд других важных вопросов, касаюшихся семей­ных правоотношений

Семейное право – это совокупность норм, регулирующих неимущественные (личные) и имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства и принятия детей в семью на воспитание.

Антокольская: семейное право не самостоятельная отрасль, а подотрасль гражданского права.

Невозможно выявить существенных различий между гражд. и сем. права тк

1) Длящийся характер

2) Безвозмездность

3) Неотчуждаемость

4) Возникают из специфических юридических фактов, а не соглашений

Все эти черты характерны не только семейно-правовым отношениям, но и некоторым группам гражданско-правовых.

Понятие семьи не определено юридически, так как Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что понятие семейной жизни распространяется не только на лиц, состоящих в формальных семейных отношениях, но и на лиц, состоящих в фактических семейных отношениях: фактических разнополых супругов, ребенка и его фактического отца, отцовство которого не было юридически формализовано. Другими словами, понятие семьи невозможно определить так как важны фактические отношения, а не формализованные (с точки зрения логики, а у нас в стране фактические отношения не признаются).

Метод – императивно-диспозитивный (императивно-дозволительный), мб охарактеризован как диспозитивный и ситуационный. Ранее преобладали императивные нормы, с введением нового СК стало много диспозитивных норм, общий курс – диспозитивность, однако осталось много императивного => метод в общих чертах императивный, а в этих рамках – диспозитивный.

У Антакольской еще была следующая мысль. Раз с точки зрения права невозможно урегулировать по-нормальному личные неимущественные отношения, то получается, что вся эта личная неимущественная сфера будет регулироваться самими супругами так, как они этого захотят (естественно в тех разумных пределах, которые предписывает СК - из серии "строить семью на основе взаимоуважения и взаимопомощи" - ст. 31). Вот простой пример - в СК нет нормы, что мусор выносить обязана только жена - поэтому в каждой семье супруги это сами определяют.

Антокольская: ни отношения, ни метод не обладают достаточной спецификой. Это подотрасль ГП, обладающая внутриотраслевой спецификой.

Кулагина (и с ней Дюжева): СП – самостоятельная отрасль.

Отличия СП от ГП:

1) По предмету

СП – больший вес личные неимущественные отношения, а уж потом имущественные

ГП – имущественные и связанные с ними неимущественные

2) По имущественным отношениям:

СП – как правило безвозмездные

ГП – т-д отношения, урегулированные нормами права

3) По специфике субъекта:

СП – большое значение имеет правовой статус (муж/отец); органы не участвуют в самих отношениях, хотя влияют на их возникновение и прекращение.



ГП – ФЛ и ЮЛ

4) По правоотношениям:

СП – как правило, длящиеся, тк возникают из очень специфических юридических фактов – состояний

ГП – длящиеся правоот. не правило, а исключение

СП о времён СССР имело свою кодификацию, отличную от гражданской

Строго личный характер СП отношений (типа ещё одно отличие)

Чего больше в СП, частного или публичного? Есть 4 концепции:
а) по материальному критерию (Ульпиан - публичное - интересы государства, частное - интересы отдельного индивида) СП - интересы индивида
б) по формальному критерию (если право защиты нарушенного права исходит от государства - это публ. право, если от лица, право которого нарушено - частное) СП - снова частное - в большинстве случаев инициатива исходит от участников этих отношений.
в) объединяющая концепция матер. и форм. критерий (вообще мысль Рудольфа Иеринга - "примат права индивидуума над государством" - индивидуальное право вообще не обязано своим существованием государству, но существует в силу своего собственного положения и несет свое оправдание в самом себе").
г) люди, которые были вообще против деления частного и публичного права, считали - "никто вообще не обладает другими правами, кроме права исполнять свой долг";
Покровский: "а безграничная ли эта власть государства"? говорил "безусловно нет". Государство может вмешиваться в свободу индивидуума только в той мере, в которой это совершенно необходимо для осуществления общего блага. Сюда можно приписать СП и сказать, что вот вмешиваться в СП полностью государству не стоит.

ТО ЕСТЬ практически в каждой теории можно более или менее уследить, что СП - больше частная отрасль (но не надо быть гиперкатегоричной - сказать, что чисто частных отраслей не бывает - и в СП есть доля публичности - например, по "критерию интереса" можно сказать, что государство забоится о беспризорных детях (опекуны, приемны семьи и т.п.); есть ряд дел, в которых органы опеки и попечительство должны участвовать - чем тут не интерес государства! и т.п.)

Что в Сов.время КЗАГС появился в 1918 году, а ГК РСФСР в 1922 (ну это уже так, в качестве последнего аргумента, когда вообще нечего будет уже сказать).