Проведение сплошных санитарных рубок. Планирование и проведение сплошных санитарных рубок VIII. Санитарно-оздоровительные мероприятия

Рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубают больные, поврежденные и усыхающие деревья или весь древостой, утративший устойчивость и целевые функции. Различают выборочные санитарные рубки и сплошные санитарные рубки. При выборочной санитарной рубке вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные стволовыми вредителями, а также др. поврежденные деревья. Задачи выборочной санитарной рубки обычно решаются при всех видах рубок ухода, а также несплошных рубках главного пользования. В качестве самостоятельного мероприятия выборочные санитарные рубки назначают в том случае, когда они не могут быть совмещены с основными видами рубок ухода, и проводят в насаждениях, где наблюдается повышенный, по сравнению с естественным текущим, патологический отпад деревьев. Назначение выборочной санитарной рубки определяется санитарным состоянием насаждений по критериям, установленным Санитарными правилами в лесах РФ, а также региональными нормативами по рубкам ухода с учетом целевого назначения лесов. Такие рубки не ведут в лесах третьей группы и в насаждениях, подлежащих рубке главного пользования в ближайшее пятилетие. При отпаде, составляющем 30 % по запасу и более, и угрозе гибели насаждений их назначают в рубку главного пользования в первую очередь. Основанием для назначения выборочной санитарной рубки являются данные лесоустройства, лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга. В лесах ряда категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) выборочную санитарную рубку назначают в исключительных случаях - при возникновении очагов опасных вредителей или болезней, повышенном текущем патологическом отпаде. В лесах ООПТ, где выборочные санитарные рубки назначают по общим критериям, они могут проводиться только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов, др. объектов охраны. Оценка состояния деревьев осуществляется в соответствии со шкалой категорий состояния деревьев. Интенсивность выборочной санитарной рубки определяется, в основном, количеством деревьев неудовлетворительного состояния, подлежащих удалению из насаждения. При этом определяют предельный объем выборки, превышение которого может привести к полной потере устойчивости насаждения и способности выполнять целевые функции. Снижение интенсивности рубки может быть достигнуто за счет оставления части деревьев с признаками патологии, если они не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней. При этом в первую очередь оставляют деревья с дуплами (для поселения птиц), а в лесах, имеющих рекреационное назначение, - кроме того, с особыми декоративными свойствами ствола и кроны. Сплошная санитарная рубка - рубка, проводимая для полной замены насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и воздействия др. неблагоприятных факторов. Сплошные санитарные рубки назначают в лесах всех групп с учетом их целевого назначения: в лесохозяйственных частях зеленых зон - в насаждениях погибших, с наличием повышенного текущего отпада, а также сильно ослабленных, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с др. повреждениями деревьев, при выборочной санитарной рубке в которых сомкнутость (полнота) древостоев снизится ниже критического уровня; в лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, в лесопарковых частях зеленых зон на участках закрытых ландшафтов - в таких же насаждениях, где при выборочной санитарной рубке сомкнутость (полнота) насаждений окажется ниже 0,4 независимо от породного состава. При целесообразности сохранения полуоткрытых и открытых ландшафтов допускается снижение сомкнутости до 0,3 и ниже, с сохранением отдельных устойчивых деревьев или групп, выполняющих целевые функции; в лесах первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначают в связи с гибелью насаждений в результате пожаров, воздействия промышленных выбросов, текущего отпада, сплошного ветровала, крупных очагов болезней и стволовых вредителей; в парках и лесопарках сплошные санитарные рубки, как правило, не назначают. Для каждой конкретной категории и конкретного насаждения критическими параметрами, при которых назначают сплошные санитарные рубки, будут такие, ниже которых участок леса уже не может выполнять целевые функции, и это нельзя исправить проведением др. мероприятий. Основанием для проведения сплошной санитарной рубки являются рекомендации лесоустройства, материалы лесопатологического мониторинга и обследований. Намечаемые в сплошную санитарную рубку участки обследует специальная комиссия под руководством главного лесничего лесхоза с участием специалиста по лесозащите. При отсутствии материалов, характеризующих состояние насаждений, а также при проверке качества лесопатологического обследования проводится закладка пробных площадей с перечетом деревьев и оценкой их по категориям состояния. На каждой пробной площади каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев, суммарная площадь пробных площадей должна составлять на участках до 100 га не менее 2 % общей площади. На участках более 100 га допускается закладка пробных площадей в наиболее характерных местах, которые определяют не менее чем на трех маршрутных ходах на каждые 100 га, с дополнением глазомерной лесопатологической таксации насаждений в выделах, где пробные площади не закладывали. Разрешение на сплошные санитарные рубки выдают органы исполнительной власти в области лесного хозяйства на основании документов, предусмотренных Санитарными правилами в лесах РФ. Со сплошными санитарными рубками увязывают необходимые лесовосстановительные мероприятия по видам и срокам проведения, видам возобновления древесных пород, устойчивых к определенным болезням и вредителям и др. факторам. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней в комплексе со сплошными санитарными рубками осуществляют соответствующие мероприятия по их локализации. На участках, смежных с лесосеками сплошных санитарных рубок, при необходимости проводят выборочную санитарную рубку и очистку леса от захламленности. В целях своевременного обнаружения очагов болезней и вредителей на участках, граничащих с лесосеками и вырубками сплошных санитарных рубок, необходимо проводить лесопатологический мониторинг. Сроки проведения сплошных и выборочных санитарных рубок устанавливают в зависимости от биологических особенностей основных вредителей и болезней. Так, рубка древостоев, заселенных стволовыми вредителями весенней фенологической подгруппы, осуществляется в мае-июне, не позднее начала июля; летней подгруппы - осенью или зимой. Технологию санитарных рубок выбирают с учетом лесоводственной характеристики насаждений, наличия предварительного естественного возобновления и его характеристики, условий произрастания и целевого назначения лесов, а также необходимости сохранения редких и исчезающих видов, др. элементов фитоценозов, поддержания биологического разнообразия лесов. В зимний период, при промерзшей почве и снежном покрове, обычно используют технологии, соответствующие параметрам вырубаемых древостоев (по возрасту и производительности), которые применяют на рубках главного пользования или рубках ухода, на базе технических средств, обеспечивающих сохранение оставляемых элементов насаждения. При наличии сохраняемого подроста и др. элементов насаждения целесообразно применять технологии с трелевкой или подвозкой сортиментов на базе как трелевочной техники, так и комплексов форвардер - мотопила, харвестер - форвардер и др. На лесосеках без сохраняемых элементов насаждения (подрост и др.) могут применяться без ограничений технологии сплошных рубок главного пользования. Разработка лесосек санитарных рубок в летний период, если это не противоречит требованиям лесозащиты, осуществляется по технологиям, обеспечивающим сохранение не только оставляемых элементов насаждений, но и почвы, с учетом экологических особенностей и планируемого возобновления - естественного и искусственного. При разработке лесосек со значительным количеством опасных деревьев (20 % и более) лучше применять машинизированные технологии (в зимних и летних условиях, с сохранением и без сохранения подроста и др.), используя соответствующие комплексы машин: харвестер - форвардер, валочно-пакетирующие и трелевочные машины, валочно-трелевочные машины.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации

В соответствии со статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610; 201, 353 (часть 1), ст. 5030; 2002, N 30, ст. 3033; 2002, N 52 (часть 1), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4857; 2003, N 52 (часть 1), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 52 (часть 1), ст. 5276; 2005, N 1 (часть 1), ст. 25; 2005, N 19, ст. 1752; 2005, N 30 (часть 2), ст. 3122) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах Российской Федерации.

2. Признать недействующими приказы Федеральной службы лесного хозяйства России:

от 15 января 1998 г. N 10 "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 1998 г., регистрационный N 1458;

от 24 декабря 1998 г. N 214 "О внесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 1999 г., регистрационный N 1681;

от 12 января 1999 г. N 5 "Об утверждении Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московской области", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 1999 г., регистрационный N 1730.

МинистрЮ.П. Трутнев

Регистрационный N 7592

Санитарные правила в лесах Российской Федерации

Сводная ведомость
расстроенных и погибших насаждений

В ____________________________ лесхозе за 20__г.

4. Ведение лесного хозяйства, все виды лесопользования должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия.

Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения, экологической и экономической ценности и представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение устойчивости лесов, предотвращения ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь от вредителей и болезней лесов, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

Ущерб, нанесенный лесному фонду Российской Федерации (далее - лесной фонд) и лесам, не входящим в лесной фонд, из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования и принципах сохранения биоразнообразия и устойчивого управления.

В парках, лесопарках и мемориальных насаждениях наряду с выполнением общих требований настоящих Санитарных правил осуществляют индивидуальную защиту отдельных деревьев.

6. Лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по защите лесов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

II. Лесозащитное районирование территории

7. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования. Разработка схем лесозащитного районирования производится федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Результатом лесозащитного районирования является распределение территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по зонам напряженности лесопатологической ситуации: низкой, слабой, средней и сильной.

Основным критерием для выделения лесопатологических районов или зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Кроме этого учитываются целевые функции лесов, оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровень воздействия патогенных факторов.

8. Для каждой зоны напряженности лесопатологической ситуации определяются требования к точности и достоверности лесопатологической информации, к периодичности проведения лесопатологических обследований, к перечню необходимых лесозащитных мероприятий.

9. Границы зон напряженности лесопатологической ситуации целесообразно соотносить с административным делением территорий.

III. Виды лесозащитных мероприятий в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд

10. Лесозащитные мероприятия составляют комплекс мер, обязательных к выполнению всеми физическими и юридическими лицами, и направленных на выявление очагов вредителей и болезней леса, ограничение их распространения, локализацию их очагов, на профилактику возникновения таких очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

Лесозащитные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

11. Защита лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется путем проведения следующих лесозащитных мероприятий:

лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга;

надзора за развитием вредителей и болезней леса;

разработки авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса;

организации работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;

санитарно-оздоровительных мероприятий;

государственного контроля за осуществлением перечисленных мероприятий.

IV. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг

12. Объектами лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и не входящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы.

13. Лесопатологические обследования - мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояния насаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данное насаждение.

14. Лесопатологические обследования делятся на текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.

Текущее обследование проводится в рамках плановых работ по лесопатологическому мониторингу.

Экспертные обследования проводятся по заказу лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемых характеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной по площади территории.

Экспедиционные и аэровизуальные лесопатологические обследования проводятся в целях выявления санитарного и лесопатологического состояния лесов и назначения лесозащитных мероприятий на территории крупных лесных массивов.

Экспедиционные лесопатологические обследования делятся на два вида (наземные и авиадесантные) в зависимости от цели обследования, района работ, особенностей объекта работ, экологического и хозяйственного значения лесов.

Наземные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в устроенных лесах в зоне интенсивного ведения лесохозяйственной и промышленной деятельности.

Авиадесантные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в многолесных удаленных районах.

15. Все виды лесопатологических обследований выполняются организациями Рослесхоза.

16. Технология проведения лесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние.

18. Основными целями ЛПМ являются:

оценка состояния лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

обоснование лесозащитных мероприятий, необходимых для улучшения их состояния;

сбор информации для осуществления государственного управления в сфере лесного хозяйства, государственной статистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;

прогноз развития лесопатологической ситуации для своевременного принятия решений.

19. Лесопатологический мониторинг включает в себя:

регулярные и выборочные наблюдения за состоянием объектов мониторинга;

аэрокосмический мониторинг состояния лесов.

20. Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

21. Набор необходимых элементов ЛПМ и видов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется в соответствии с лесозащитным районированием.

На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.

Надзор за развитием вредителей и болезней леса является составной частью регулярных наблюдений.

22. Аэрокосмический мониторинг выполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений за состоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случае возникновения массовых повреждений лесов.

23. По результатам ЛПМ и обследований формируются и поддерживаются базы данных локального, регионального и федерального уровней.

Формы учета лесопатологической информации, структура базы данных, программное обеспечение и технические средства определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Структура показателей лесопатологического и санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.

V. Надзор за развитием вредителей и болезней

24. Целью надзора за появлением и распространением вредителей и болезней и других неблагоприятных факторов является получение информации о текущем состоянии и их динамики.

В результате анализа полученной при надзоре информации составляют прогноз вероятного повреждения объектов лесозащиты и принимаются решения о необходимости проведения лесозащитных мероприятий.

25. Общий надзор (лесопатологические наблюдения) - мероприятие, проводимое организацией, ведущей лесное хозяйство, в целях своевременного обнаружения ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Результатом лесопатологических наблюдений является листок сигнализации (), который в 10-дневный срок после проведения наблюдений передается в организации Рослесхоза.

В месячный срок после оформления листков сигнализации организации Рослесхоза обязаны проверить данные лесопатологических наблюдений и, в случае необходимости, подготовить необходимые документы по обоснованию лесозащитных мероприятий.

VI. Разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия)

26. Авиационные и наземные меры по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия) - комплекс мер, проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.

Оценка необходимости проведения истребительных мероприятий проводится организациями Рослесхоза на основании информации, представляемой физическими и юридическими лицами, осуществляющими лесопользование или ведение лесного хозяйства. Форма представления информации определяется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

27. Необходимость проведения обработок для участков, превышающих 10 га, определяют организации Рослесхоза на основании данных ЛПМ.

До начала обработок участков площадью свыше 10 га, представители лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, совместно с представителями организации Рослесхоза проводят контрольные обследования всех участков, намеченных под обработки.

По результатам контрольного обследования принимается окончательное решение о сроках проведения работ или их отмене.

28. Истребительные мероприятия (обработки) проводятся путем внесения наземным или авиационным способами химических, биологических препаратов, а также энтомофагов и феромонов.

29. Истребительные мероприятия могут проводиться при условии выполнения требований государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Проведение обработок в лесах, расположенных на территории ООПТ, проводится согласно установленному для них режиму пользования.

30. Мероприятия, связанные с оповещением населения, карантином и временным ограничением пребывания в лесу на период проведения истребительных мероприятий, организует лесопользователь, или территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с компетенцией, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственные за защиту данного участка.

Оповещение населения и заинтересованных организаций о временном ограничении пребывания в лесу производится не позднее, чем за 15 дней до начала выполнения работ. Ущерб, связанный с временным ограничением пребывания в лесу во время обработок, компенсации не подлежит.

31. Для контроля качества обработок, проведенных на площади свыше 10 га, лица, ответственные за защиту данного участка, создают комиссию из представителей заказчика обработок, исполнителя обработок и организации Рослесхоза для определения эффективности выполненных работ.

VII. Организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса

32. Профилактические мероприятия - комплекс действий, направленных на поддержание устойчивости лесов и на создание условий, ограничивающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

33. Профилактические мероприятия обязаны проводить лесопользователи или организации, ведущие лесное хозяйство.

VIII. Санитарно-оздоровительные мероприятия

35. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, обязаны своевременно проводить следующие санитарно-оздоровительные мероприятия:

выборочные санитарные рубки, включающие выборку из древостоя усыхающих и сухостойных, ветровальных, буреломных, снеголомных, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями, поврежденных деревьев;

сплошные санитарные рубки погибших или расстроенных насаждений;

очистку леса от захламленности;

другие необходимые меры защиты растущего леса.

Защиту находящихся в лесу лесоматериалов осуществляет их заготовитель.

36. Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их группы, категории защитности лесов первой группы, их транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности назначения мероприятий по результатам лесопатологических обследований и ЛПМ.

Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации (далее - Красная книга).

Для видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, допускается вырубка только по их санитарному состоянию. При назначении и отводе в рубку видов древесно-кустарниковой растительности, внесенных в Красную книгу, должны присутствовать представители федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования.

37. Санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в насаждениях, поврежденных в масштабах, угрожающих целостности и устойчивости насаждений, нарушению их целевых функций.

38. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории ООПТ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

39. Санитарно-оздоровительные мероприятия планируют по видам и объемам работ раздельно, при этом выборочные санитарные рубки учитывают отдельной строкой в общем объеме заготовки древесины при рубках промежуточного пользования, а сплошные санитарные рубки - также отдельно в объеме заготовки древесины при прочих рубках.

При планировании объемов санитарно-оздоровительных мероприятий указывают площадь по видам мероприятий и количество вырубаемой древесины с 1 га и со всей площади.

40. Виды и объемы санитарно-оздоровительных мероприятий, назначенные лесоустройством, или при проведении специальных лесопатологических обследований, являются основанием для планирования (на первые три года ревизионного периода) этих работ федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в насаждениях, требующих по своему санитарному состоянию и лесопатологической обстановке проведения этих работ, но не назначенные лесоустройством, планируются на основании текущих, детальных лесопатологических обследований, результатов лесопатологического мониторинга.

41. На основании проведения текущих, детальных лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга составляются планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (), включающие в себя участки, требующие санитарно-оздоровительных мероприятий. Планы-корректировки составляются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ежеквартально и корректируются при необходимости с учетом изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Указанные планы составляют с учетом возможных негативных последствий для окружающей среды и предусматривают в них меры по охране редких, исчезающих видов животных и растений, уникальных природных сообществ.

42. Распределение объемов санитарно-оздоровительных мероприятий по кварталам года проводится с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней. При назначении санитарных рубок выписывается лесорубочный билет.

43. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов рубок леса корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.

44. Отвод лесосек под санитарные рубки в очагах стволовых вредителей в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог проводится не более чем за три месяца, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения.

Лесосеки под санитарные рубки в лиственных насаждениях отводятся только в весенне-летний период (май - август) при наличии листвы на деревьях, кроме участков ветровала и бурелома. Отвод лесосек под санитарные рубки, проводимые в весенне-летний период, осуществляется не более чем за один месяц до начала рубки.

45. При всех видах санитарных рубок должна быть обеспечена очистка лесосек от порубочных остатков и своевременная вывозка древесины из леса либо ее немедленная защита от заселения вредителями и поражения болезнями.

46. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличие# ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев. Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

47. Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода), на основании лесопатологических обследований или по результатам лесопатологического мониторинга.

48. Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в соответствии с рекомендациями по отбору деревьев в санитарную рубку () и указываются в лесорубочном билете.

49. Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответствующие их категориям защитности.

50. В насаждениях, для которых в естественных условиях характерно низкополнотное произрастание древостоев, снижение полноты при выборочных санитарных рубках не лимитируется.

51. В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в ближайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае угрозы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу) они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

52. Назначение выборочной санитарной рубки осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, по согласованию с организациями Рослесхоза, на основании данных лесоустройства, лесопатологического обследования или результатов лесопатологического мониторинга ().

53. В ООПТ и особо ценных лесных массивах выборочные санитарные рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасных видов вредителей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах, на территории ООПТ, допускается только при условии сохранения популяций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся в пределах ООПТ.

Проведение выборочных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

54. Отвод лесосек под выборочные санитарные рубки в натуре осуществляется в границах выдела или его части, требующей санитарной рубки. Рубка деревьев без предварительного клеймения запрещается.

55. Отбор в рубку и клеймение деревьев производится под непосредственным руководством лесничего или его помощника и мастера леса. При отборе деревьев в выборочную санитарную рубку оценка состояния деревьев проводится с учетом комплекса признаков их повреждения вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами. При этом оставляют деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами кроны и ствола, даже если они имеют признаки патологии, но не представляют опасности как источник распространения стволовых вредителей или инфекционных болезней.

56. Выборку деревьев следует осуществлять до массового их заселения стволовыми вредителями и поражения инфекционными болезнями.

57. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже допустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учитывается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

58. Сплошные санитарные рубки в лесах всех групп разрешаются федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.

59. Намеченные в сплошную санитарную рубку насаждения должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, в состав которой включаются в обязательном порядке главный лесничий, лесничий, специалист по лесозащите, а при необходимости и другие специалисты.

60. Комиссия проверяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и обследует насаждения, если нет материалов лесопатологического обследования.

61. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния ().

Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не более 2% от его площади; свыше 100 га - не более 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев.

В случаях, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных выделах на маршрутных ходах (не менее 3 ходов на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в выделах, где пробы не закладываются.

62. Разрешение на сплошные санитарные рубки выдается на основании следующих документов:

акта проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

Разрешение на сплошные санитарные рубки, назначенные лесоустройством или при проведении специализированных лесопатологических обследований, выдается на основании следующих документов:

сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки ();

сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений ();

выкопировки из планшета на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием номеров выделов и их площадей, расположения пробных площадей.

63. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности лесов первой группы, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства, обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, сроки рубки, ее технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения заражения или повреждения смежных насаждений.

Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем организации, осуществляющей ведение лесного хозяйства, и специалистом службы лесозащиты.

64. Орган, выдающий разрешение на сплошные санитарные рубки, обязан контролировать правильность и обоснованность их назначения, организуя в необходимых случаях проверку.

65. В заповедных лесных участках, особо ценных лесных массивах, ООПТ, на особо защитных лесных участках, сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

66. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках ниже 0,4, в ельниках - ниже 0,5.

67. В лесопарковой части зеленых зон, 1-2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

68. В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются.

69. В насаждениях 1 - 2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

70. В хвойных насаждениях IV и V бонитетов и естественных рединах сплошные санитарные рубки проводятся только в случае появления реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасных вредителей или болезней.

71. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу, и требованиями сохранения биологического разнообразия лесов.

72. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по их локализации.

73. В смежных с подвергающимися сплошным санитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг и при необходимости в них производится выборка больных и свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности.

74. Очистка насаждений от захламленности проводится одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями (рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными и прочими рубками).

Как самостоятельное мероприятие, ее планируют и проводят в местах группового вывала леса, образования ветровала, бурелома, снеговала и снеголома при наличии экономической целесообразности. В первую очередь разрабатывают участки свежего валежа, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей.

Сроки проведения очистки назначаются с учетом требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 886 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 39, ст. 3612; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 190) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации), и указываются в лесорубочном билете.

75. В лесах, выполняющих преимущественно санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль железных и автомобильных дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах очистка от захламленности проводится регулярно при наличии буреломных, ветровальных, снеголомных и снеговальных деревьев в эстетических, санитарно-оздоровительных, противопожарных целях и в целях безопасности посетителей.

76. Очистка от захламленности не проводится в лесах на территории ООПТ, где сохранение процессов естественного отпада и разложения древесины способствует или является необходимым для выполнения целевых функций лесов, если при этом не создается угроза возникновения очагов вредителей или болезней и не нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

77. Сроки разработки захламленности, особенно в случае ее массового характера, увязывают с биологией основных видов стволовых вредителей, заселяющих пострадавшие от стихийного бедствия насаждения.

78. Очистка от захламленности разрешается на основании данных лесоустройства, лесопатологического мониторинга или текущих лесопатологических обследований.

79. Проведение уборки захламленности в лесах на территории ООПТ согласовывается с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере природопользования.

IX. Санитарные требования при рубках леса

80. При сплошнолесосечных рубках главного пользования в первую очередь вырубают насаждения, поврежденные пожарами, ветром, снегом, насекомыми, инфекционными болезнями, промышленными выбросами и другими неблагоприятными факторами.

81. При выборочных и постепенных рубках главного пользования в первую очередь вырубают деревья III - VI категорий состояния.

При выборочных рубках различного назначения, как правило, ограничиваются выборкой фаутных и сухостойных деревьев, оставляя при этом деревья с дуплами, редкими декоративными свойствами, не нарушающими существенно их жизнеспособность.

82. При рубках ухода в первую очередь вырубаются больные, поврежденные, угнетенные, усыхающие и сухостойные деревья.

83. В загущенных насаждениях сосны искусственного происхождения, созданных на бедных песчаных, супесчаных почвах таежной зоны, до 20-летнего возраста запрещается проведение рубок ухода в очагах майского хруща.

В сосновых молодняках искусственного происхождения III - V классов бонитета, с полнотой ниже 0,9, шириной междурядий более 2 метров и в районах возможного возникновения очагов майского хруща и соснового подкорного клопа запрещается проведение рубок ухода линейным способом.

84. Низкоплотные сосновые молодняки, в которых число сильно ослабленных и усыхающих деревьев составляет более 30%, а сомкнутость крон не превышает 0,4 или при любой степени сомкнутости, но при наличии деревьев указанных категорий в количестве 50% и более, назначаются в реконструкцию с вывозкой или уничтожением срубленных деревьев.

85. В хвойных насаждениях, пораженных корневой губкой и опенком, а также в насаждениях, восприимчивых к этим болезням, рубки ухода проводятся согласно методическим рекомендациям по защите сосны, ели и пихты от корневой губки.

86. Очистка мест рубок от порубочных остатков производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 N 551 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2553; 2002, N 39, ст. 3801 2006, N 13, ст. 1401 ), и региональными правилами рубок главного пользования.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

87. В очагах стволовых вредителей, сосудистых и некрозно-раковых болезней порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

88. Для подкормки лосей и других повреждающих деревья млекопитающих и отвлечения их от молодняков ценных древесных пород разрешается в осенне-зимний период оставлять на лесосеках порубочные остатки сосны, осины и других кормовых пород с обязательной последующей очисткой лесосек до начала пожароопасного сезона.

89. При всех видах рубок высота пней не должна превышать 1/3 диаметра среза. При рубке деревьев тоньше 30 см - не выше 10 см, считая высоту от шейки корня. Высота пней каштана съедобного должна быть на уровне почвы независимо от диаметра дерева.

В целях максимального предохранения деревьев от механических повреждений все виды рубок проводятся преимущественно в зимнее время, с использованием щадящих технологий разработки лесосек, раскряжевки, трелевки и вывозки древесины.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

90. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные сооружения запрещается сдвигание порубочных остатков к стенам леса. Количество поврежденных при разработке лесосек деревьев из числа не подлежащих рубке не должно превышать норматива, установленного в наставлениях по рубкам ухода.

91. Хранение в лесу заготовленной древесины хвойных и лиственных пород допускается при условии обязательной ее защиты от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в сроки согласно зонированию территории Российской Федерации по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) древесины ().

92. При угрозе массового размножения на пнях хвойных пород опасных видов вредителей и повреждения ими молодняков принимают необходимые меры защиты.

93. В насаждениях, примыкающих к сплошно-лесосечным рубкам, лесопользователь должен проводить обязательный надзор за состоянием насаждений, с привлечением специалистов лесозащиты.

X. Санитарные требования при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке

94. Все лесопользователи при оставлении заготовленной древесины на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в весенне-летний период на срок более 10 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями и поражения грибами в соответствии с методикой по защите заготовленной древесины и лесоматериалов от заселения вредителями и поражения болезнями.

95. Химическая обработка леса, предназначенного для сплава, запрещается.

96. Выбор конкретных способов защиты древесины при хранении ее в лесу определяется в каждом случае специалистом лесозащиты.

97. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, должны быть немедленно окорены, кора сожжена при обязательном соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации или обработаны инсектицидами. При заселении лесоматериалов насекомыми, против которых доступные меры защиты малоэффективны или в конкретных условиях невозможны, необходима срочная вывозка этих лесоматериалов из леса или их переработка.

98. Перевозка заселенных стволовыми вредителями лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработки инсектицидами.

99. После вывозки древесины трассы лесовозных дорог, территории складов и пунктов погрузки должны быть очищены от порубочных остатков, хлама, щепы и гниющей древесины.

100. Состояние древесины, лесоматериалов и их зараженность вредителями, инфекционными болезнями при перевозке внутри страны и при экспортно-импортных операциях контролируется органами государственной службы карантина растений с обязательным привлечением специалистов лесозащиты.

XI. Санитарные требования при заготовке живицы и осуществлении других видов лесопользования

101. Насаждения, передаваемые в подсочку и осмолоподсочку, должны быть предварительно обследованы для определения их санитарного состояния.

В подсочку и осмолоподсочку не назначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленные и поврежденные насаждения.

Проведение подсочки допускается способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины, исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыхание деревьев.

102. В насаждениях, отведенных в подсочку, до начала заготовки живицы вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

103. В заподсоченных насаждениях лесопользователем, осуществляющим заготовку живицы, проводится обязательный надзор за состоянием насаждений с привлечением специалистов лесозащиты. По результатам надзора в насаждениях назначаются необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном настоящими Санитарными правилами.

104. Заготовка березового и кленового сока допускается способами, согласованными со специалистом лесозащиты, обеспечивающими сохранение биологической устойчивости насаждений и технических качеств древесины.

105. В лесах, используемых для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей лесопользователем с привлечением специалистов лесозащиты проводится обязательный надзор за состоянием насаждений, по результатам которого осуществляется регулирование рекреационной нагрузки и проводятся необходимые санитарно-оздоровительные мероприятия.

XII. Контроль за выполнением Санитарных правил и ответственность за их нарушение

106. Государственный контроль за соблюдением Санитарных правил осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальные органы.

107. Органы, выдающие разрешение на сплошные санитарные рубки, обязаны контролировать правильность и обоснованность их назначения и осуществления.

108. Физические и юридические лица, допустившие нарушения настоящих Санитарных правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

______________________________

Деревья, заселенные стволовыми вредителями весенней фенологической подгруппы, намечаются к вырубке в мае - начале июня с вырубкой не позднее начала июля, летней подгруппы - намечаются в августе, вырубаются осенью или зимой.

При отборе, клеймении и вырубке свежезаселенных деревьев руководствуются общим состоянием дерева, количеством вредных насекомых под корой и в древесине и особенностями биологии древесной породы.

Отбор деревьев в рубку в очагах хвое- и листогрызущих насекомых производится после завершения периода восстановления ими хвои (листвы).

5 . В хвойных насаждениях, пораженных корневой губкой и опенком, вырубке подлежат деревья III - VI категорий состояния. При наличии в очагах корневых гнилей повышенной численности стволовых вредителей выборку зараженных деревьев производят с учетом сроков развития насекомых.

Аналогично проводят выборочную санитарную рубку в очагах опенка в дубравах и других лиственных насаждениях.

6. В сосновых насаждениях, зараженных смоляным раком - серянкой, следует выбирать деревья, пораженные болезнью в сильной степени (рана в нижней части кроны охватывает более 2/3 окружности ствола), с желтеющей хвоей, заселенные стволовыми вредителями. Следует избегать чрезмерного изреживания древостоев и травмирования деревьев.

7 . В дубравах, пораженных сосудистым микозом, уборке подлежат деревья IV - VI категорий состояния, в очагах голландской болезни ильмовых пород - деревья III - VI категории, вырубка предпочтительна в осенне-зимний период, но отбор в рубку и клеймение этих деревьев производятся в облиственном состоянии.

При значительной численности стволовых вредителей выборку зараженных деревьев следует проводить в сроки, учитывающие биологию наиболее опасных видов насекомых.

8. В очагах некрозно-раковых болезней выборку пораженных болезнями деревьев следует производить при поражении ранами более 1/2 окружности их ствола, а также усыхающие и сухостойные деревья.

9. При заражении хвойных и ценных лиственных пород гнилевыми болезнями стволов, усыханием не менее 50% кроны и наличием вторичной (водяные побеги) кроны, выборке подлежат деревья с плодовыми телами, дуплами и другими явными признаками болезней. Жизнеспособные деревья с дуплами в количестве 5-10 шт/га оставляют в целях обеспечения естественными укрытиями представителей лесной фауны.

10. В насаждениях осины, березы и ивы, пораженных стволовыми гнилями, выборочные санитарные рубки целесообразны лишь в парках, лесопарковых частях зеленых зон при общей зараженности не более 20% деревьев. При большей зараженности стволовыми гнилями эти насаждения в лесах всех групп подлежат сплошной санитарной рубке или реконструкции.

11. В зоне промышленного загрязнения атмосферы (загазованность, задымленность, запыленность) следует проводить периодическую выборку усыхающих и сухостойных деревьев.

12. Деревья, имеющие механические повреждения ствола и корневых лап, подлежат вырубке, если размер обдиров коры составляет половину окружности ствола и более (при повреждении корневых лап - более половины их надземной поверхности), и если есть признаки заражения ствола дереворазрушающими грибами или насекомыми, обдиров коры лосем и другими дикими копытными животными.

Приложение 4

Шкала категорий состояния деревьев

Основные признаки

Доп. признаки

Хвойные породы

Хвоя зеленая блестящая, крона густая, прирост текущего года нормальный для данной породы, возраста, условий местопроизрастания и времени года

2 - ослабленные

Хвоя часто светлее обычного, крона слабоажурная, прирост уменьшен не более чем наполовину по сравнению с нормальным

Возможны признаки местного повреждения ствола и корневых лап, ветвей

3 - сильно ослабленные

Хвоя светло-зеленая или сероватая матовая, крона ажурная, прирост уменьшен более чем наполовину по сравнению с нормальным

Возможны признаки повреждения ствола корневых лап, ветвей, кроны, могут иметь место попытки поселения или удавшиеся местные поселения стволовых вредителей на стволе или ветвях

4 - усыхающие

Хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая, крона заметно изрежена, прирост текущего года еще заметен или отсутствует

Признаки повреждения ствола и других частей дерева выражены сильнее, чем у предыдущей категории, возможно заселение дерева стволовыми вредителями (смоляные воронки, буровая мука, насекомые на коре, под корой и в древесине)

Хвоя текущего года серая, желтая или бурая, крона сильно изрежена, мелкие веточки сохраняются, корасохранена или осыпалась лишь частично

Признаки предыдущей категории; в конце сезона возможно наличие на части дерева вылетных отверстий насекомых

Хвоя осыпалась или сохранилась лишь частично, мелкие веточки, как правило, обломились, кора осыпалась

На стволе и ветвях имеются вылетные отверстия насекомых, под корой - обильная буровая мука и грибница дереворазрушающих грибов

Лиственные породы

1 - без признаков ослабления

Листва зеленая, блестящая, крона густая, прирост текущего года нормальный для данных породы, возраста, условий местопроизрастания и времени года

2 – ослабленные (сухокронные 1/4)

Листва зеленая; крона слабоажурная, прирост может быть ослаблен по сравнению с нормальным, усохших ветвей менее 1/4

Могут быть местные повреждения ветвей, корневых лап и ствола, механические повреждения, единичные водяные побеги

3 - сильно ослабленные (сухокронные до 1/2)

Листва мельче или светлее обычной, преждевременно опадает, крона изрежена, усохших ветвей от 1/4 до 1/2

Признаки предыдущей категории выражены сильнее; попытки поселения или удавшиеся местные поселения стволовых вредителей, сокотечение и водяные побеги на стволе и ветвях

4 – усыхающие (сухокронные более чем на 1/2)

Листва мельче, светлее или желтее обычной, преждевременно отпадает или увядает, крона изрежена, усохших ветвей от 1/2 от 3/4

На стволе и ветвях возможны признаки заселения стволовыми вредителями (входные отверстия, насечки, сокотечение, буровая мука и опилки, насекомые на коре, под корой и в древесине); обильные водяные побеги, частично усохшие или усыхающие

5 - сухостой текущего года (свежий)

Листва усохла, увяла или преждевременно опала, усохших ветвей более 3/4, мелкие веточки и кора сохранились

На стволе, ветвях и корневых лапах часто признаки заселения стволовыми вредителями и поражения грибами

6 - сухостой прошлых лет (старый)

Листва и часть ветвей опали, кора разрушена или опала на большей части ствола

Имеются вылетные отверстия насекомых на стволе, ветвях и корневых лапах, на коре и под корой грибница и плодовые тела грибов

Ветровал, бурелом, снеголом учитывают отдельно с указанием времени их образования.

При перечете обязательно указывают заселенность деревьев разных категорий стволовыми вредителями и пораженность болезнями, если признаки поражения четко выражены. В очагах хвое- и листогрызущих вредителей перечет деревьев производится после периода восстановления хвои и листвы, до этого в случае необходимости учитывается лишь степень объедания хвои (листвы) в процентах (1 - без повреждения, 2 - слабое повреждение - менее 25%, среднее - 25 - 50%, сильное - 50 - 75%, полное - более 75%).

Подлежит рубке

Название преобладающих вредителей и болезней

порода

Лесничество

Номер квартала

Выдел

Площадь, га

Краткая таксационная характеристика

Запас выбираемого древостоя

Тип леса

Обеспечение возобновления

Причины обслабления древостоя

состав

возраст, лет

полнота

бонитет

средняя высота, м

средний диаметр, см

м 3 /га

м 3 /всего

Лесорастительные зоны и подзоны

Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции

Лесотундра и северная тайга

Средняя и южная тайга

Хвойно-широколиственные леса европейской части Российской Федерации и Дальнего Востока

Лесостепная и степная

Горные леса Кавказа, полупустыня и пустыня

Проводят с целью оздоровления насаждений. При регулярном выполнении рубок ухода санитарные рубки не нужны, так как при рубках ухода больные деревья убирают обязательно в первую очередь. Самостоятельные значение санитарные рубки имеют в случаях, когда рубки ухода не велись или в период между ними древостои пострадали от стихийных бедствий - пожара, ветро- и снеговала, энтомовредителей. Санитарные рубки в древостоях тех возрастов, исключая спелые и перестойные, поступающие скоро в главную рубку. Как правило их выполняют выборочно, но бывают случаи (после интенсивных пожаров, массового объедания хвои сибирским шелкопрядом и другими энтомовредителями), когда применяют сплошную вырубку древостоев.

При проведении выборочной санитарной рубки из древостоев убирают сухостой, ветровал, снеголом, деревья, пораженные энтомовредителями и грибными болезнями. Интенсивность рубки обычно небольшая, 10-15 % общего запаса древостоя. Допустимо снижение полноты в средневозрастных насаждениях до 0,7, в приспевающих и спелых до 0,6, реже 0,5. Все деревья назначенные в рубку подлежат клеймению у корневой шейки.

А)- Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления

насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов

стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят

в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим от-

падом деревьев, при наличии ветровала, бурелома, снеголома, снеговала,

пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.

Величина естественного текущего отпада определяется по таблицам хода

роста, принятым для лесоустроительных работ на территории региона.

Выборочные санитарные рубки планируются при лесоустройстве (на

срок, не превышающий первых трех лет ревизионного периода), на осно-

вании лесопатологических обследований или по результатам лесопатоло-

гического мониторинга.

Сроки проведения выборочных санитарных рубок определяются в

указываются в лесорубочном билете.

Выборочные санитарные рубки не должны приводить к развитию

процессов ослабления насаждений и нарушению целевых функций лесов.

После выборочных санитарных рубок полнота насаждений не долж-

на быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способ-

ность древостоев выполнять после проведения рубки функции, соответст-

В низкополнотных древостоях снижение полноты при выборочных

санитарных рубках не лимитируется.

В лесах III группы, подлежащих рубке главного пользования в бли-

жайшие 5 лет, выборочные санитарные рубки не проводятся. В случае уг-

розы гибели насаждений (общий отпад составляет 30% и более по запасу)

они назначаются в первоочередную рубку главного пользования.

В ООПТ и особо ценных лесных массивах выборочные санитарные

рубки назначаются в случаях возникновения очагов опасных видов вреди-

телей и болезней, при наличии повышенного текущего патологического

отпада, если их проведение предусмотрено законодательством Российской

Федерации об ООПТ. Проведение выборочных санитарных рубок в лесах,

на территории ООПТ, допускается только при условии сохранения попу-

ляций редких и исчезающих видов и иных объектов охраны, находящихся

в пределах ООПТ.

Проведение выборочных санитарных рубок в ООПТ согласовывается

с территориальными органами федерального органа по надзору в сфере

природопользования.

Б)- Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой

на площади 0,1 га и более.

Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших

биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста наса-

ждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут

оздоровить насаждения или приводят к снижению их полноты ниже до-

пустимой, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособно-

сти насаждений и выполнение ими их целевых функций. При этом учиты-

вается величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволо-

выми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния на-

саждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон

назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием

повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных

болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждения-

ми, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота

насаждений снизится ниже критической: сосняках, березняках, осинниках

ниже 0,4, в ельниках – ниже 0,5.

В лесопарковой части зеленых зон, 1-2 зон округов санитарной охра-

ны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в древостоях, поте-

рявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия

патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, вет-

ровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми

вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных де-

ревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

В парковых и лесопарковых лесах, где возможно сохранение даже

единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих

целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируются. В насаж-

дениях 1-2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, во-

доохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные

рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров,

промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада,

сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вре-

дителей. В хвойных насаждениях IV и V бонитетов и естественных реди-

нах сплошные санитарные рубки проводятся только в случае появления

реальной угрозы возникновения и распространения очагов опасных вреди-

телей или болезней.

б) государственный лесопатологический мониторинг;

в) проведение лесопатологических обследований;

г) предупреждение распространения вредных организмов;

д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

3. Проведение лесозащитного районирования обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства.

4. Осуществление государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается:

а) в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

б) в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в) в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

г) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

5. Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются:

а) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов;

б) на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, - соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

6. Порядок лесозащитного районирования, порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга, порядок проведения лесопатологических обследований, правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Документированная информация, получаемая при осуществлении мер санитарной безопасности в лесах, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 2 настоящих Правил, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.

8. При осуществлении мер санитарной безопасности в лесах оценка санитарного и (или) лесопатологического состояния лесов проводится в соответствии со шкалой категорий состояния деревьев, приведенной в приложении N 1 .

9. Ухудшением санитарного состояния лесного участка или отдельного лесного выдела (либо его части) является увеличение объема деревьев следующих категорий состояния: усыхающие, свежий и старый сухостой, свежий и старый ветровал, свежий и старый бурелом.

Ухудшением лесопатологического состояния лесов является увеличение площади существующих очагов вредных организмов.

Ухудшение санитарного и лесопатологического состояния определяется путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующем акте лесопатологического обследования, форма которого устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с показателями, содержащимися в предыдущем акте лесопатологического обследования, а в случае отсутствия такого акта - путем сопоставления с данными проекта освоения лесов, утвержденного в установленном порядке.

10. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния осуществляются меры санитарной безопасности в лесах, предусмотренные настоящими Правилами.

В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного и лесопатологического состояния вследствие чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ликвидация последствий таких чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими федеральными законами.

11. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок со дня обнаружения таких насаждений проинформировать об этом органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со - Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Указанная информация является основанием для проведения лесопатологических обследований.

12. Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.

13. При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

14. При использовании лесов не допускается:

загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;

невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;

уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;

уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

При разработке лесосек, строительстве и реконструкции линейных объектов запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

16. При оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению N 2 . В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.

17. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.

18. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора сожжена с соблюдением утвержденных в установленном порядке правил пожарной безопасности в лесах). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходим срочный вывоз этой древесины из леса.

19. Для защиты неокоренной древесины в штабелях используют опрыскивание пестицидами в соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон) и с учетом требований санитарных правил, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - гигиенические требования).

20. При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.

21. Не предоставляются для заготовки живицы лесные участки, расположенные в очагах вредных организмов до их ликвидации, а также насаждения, ослабленные и поврежденные вследствие воздействия лесных пожаров, вредных организмов и других негативных факторов.

22. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы и древесного сока, до начала их заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

23. Заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), а также заготовка пищевых лесных ресурсов осуществляются способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.

25. Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

26. При развешивании аншлагов не допускается их крепление к деревьям.

27. При обустройстве противопожарных дорог, разрывов и минерализованных полос не допускается заболачивание прилегающих лесных насаждений в результате перекрытия естественных водотоков.

отменен/утратил силу Редакция от 01.01.1970

Наименование документ ПРИКАЗ Рослесхоза от 12.01.99 N 5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ В ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Вид документа приказ, правила
Принявший орган рослесхоз
Номер документа 5
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Номер регистрации в Минюсте 1730
Дата регистрации в Минюсте 15.03.1999
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 11-12, 22.03.99,
  • "Российская газета", N 70, 13.04.99, N 71, 14.04.99
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Рослесхоза от 12.01.99 N 5 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ В ЛЕСАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

IV. Сплошные санитарные рубки

38. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость в результате сильного воздействия неблагоприятных факторов, вызвавших необратимую потерю их жизнеспособности (пожар, массовое повреждение деревьев вредителями, поражение болезнями, ветром и снегом, аварийными выбросами техногенного происхождения и др.).

39. Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается древостой на площади 0,1 га и более.

40. Сплошные санитарные рубки назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения.

41. Критериями для назначения сплошных санитарных рубок являются предельная полнота, при которой возможно обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций, величина текущего и общего отпада, степень пораженности стволовыми вредителями и болезнями, а также прогноз изменения состояния насаждения и численности стволовых вредителей в ближайшие годы.

42. В заповедных лесных участках, заказниках, памятниках природы, природных и национальных парках, особо ценных лесных массивах сплошные санитарные рубки назначаются в исключительных случаях при возникновении или реальной опасности возникновения и распространения массовых очагов опасных видов вредителей и болезней, гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., если их проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации об ООПТ и положениями об этих ООПТ. Проведение сплошных санитарных рубок в указанных категориях защитности согласовывается с территориальными органами охраны окружающей среды. Если проведение сплошных санитарных рубок не предусмотрено, они допускаются на основании результатов специальных обследований, проводимых специалистами службы лесозащиты и территориальных органов охраны окружающей среды, в случаях полной утраты насаждением своих функций, а также возникновения очагов массового размножения и распространения опасных вредителей и болезней.

Сплошные санитарные рубки в насаждениях, являющихся местами обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Московской области, проводятся с учетом сохранения популяций указанных видов.

43. Сплошные санитарные рубки в лесохозяйственной части зеленых зон назначаются в погибших насаждениях, а также в насаждениях с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже критической: ниже 0,4 - сосняках, березняках, осинниках; ниже 0,5 - в ельниках.

44. В лесопарковой части зеленых зон, 1 - 2 зоны округов санитарной охраны курортов сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, потерявших биологическую устойчивость, погибших в результате воздействия патологических факторов, с наличием повышенного текущего отпада, ветровальных, буреломных, пораженных болезнями, заселенных стволовыми вредителями и с иными повреждениями, а также сильно ослабленных деревьев, после уборки которых полнота насаждений снизится ниже 0,4.

В парковых и лесопарковых лесах или естественно низкополнотных насаждениях, где возможно сохранение даже единичных жизнеспособных деревьев или их групп и редин, выполняющих целевые функции, сплошные санитарные рубки не планируют.

45. В насаждениях 1 - 2 поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зонах, защитных полосах вдоль дорог сплошные санитарные рубки назначаются в случаях гибели насаждений в результате пожаров, промышленных выбросов и др., наличия массового текущего отпада, сплошного ветровала, массового развития болезней, очагов стволовых вредителей.

46. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных видов вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обеспеченностью его естественным возобновлением, с условиями произрастания и функциональным назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или в Красную книгу Московской области.

47. При наличии очагов опасных видов вредителей и инфекционных болезней после рубки применяются дополнительные меры по их локализации.

В смежных с подвергающимися сплошным санитарным рубкам насаждениях осуществляется лесопатологический мониторинг за их санитарным и лесопатологическим состоянием, и при необходимости там производится выборка больных и свежезаселенных стволовыми вредителями деревьев, а также очистка от захламленности согласно приведенным в настоящих Санитарных правилах указаниям.

48. Разрешение на сплошные санитарные рубки в лесах на территории Московской области выдает Московское управление лесами.

49. Насаждения, намечаемые в сплошную санитарную рубку, должны быть предварительно обследованы специальной комиссией, назначаемой приказом руководителя лесхоза. В состав комиссии включаются: главный лесничий (заместитель руководителя) лесхоза, лесничий, специалист специализированной службы лесозащиты, в случае, предусмотренном п. 42, специалисты территориальных органов охраны окружающей среды, а при необходимости и другие специалисты.

Комиссия определяет на месте целесообразность назначения сплошной санитарной рубки и проверяет материалы текущего (детального) лесопатологического обследования или участвует в его проведении.

50. Участки леса, намеченные лесоустройством или специализированными организациями под сплошные санитарные рубки, не требуют обязательной проверки и заключения комиссии.

51. При обследовании поврежденных или расстроенных насаждений, подлежащих сплошной санитарной рубке, для характеристики их состояния в каждом участке (а при проверке качества текущего лесопатологического обследования не более чем в 1/3 от всей совокупности участков) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния. Общая площадь проб должна составлять при величине обследуемого участка до 100 га не менее 2% от его площади, свыше 100 га - не менее 0,5%.

В случае, если общая площадь подлежащего сплошной санитарной рубке одного участка превышает 100 га, допустима закладка пробных площадей в наиболее характерных участках на маршрутных ходах (не менее 3 шт. на каждые 100 га) и глазомерная лесопатологическая таксация насаждений в участках, где они не закладываются.

При обследовании насаждений, подлежащих сплошной санитарной рубке, используются маршрутные (ленточные), круговые и др. пробные площади, принятые при лесопатологическом обследовании и лесоустройстве.

52. Для получения разрешения на сплошные санитарные рубки лесхоз или лесопользователь обязан предоставить в Московское управление лесами следующие документы:

Акт проверки или обследования комиссией намечаемых к сплошной санитарной рубке насаждений;

Сводную ведомость пробных площадей, заложенных в насаждениях, утративших биологическую устойчивость (приложение 6);

Выкопировку из планшетов на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием выделов и их площади, расположения пробных площадей.

В случаях, указанных в п. 42, помимо указанных документов представляется согласование территориальных органов охраны окружающей среды.

53. В случаях, указанных в п. 50, для получения разрешения на сплошные санитарные рубки лесхоз или лесопользователь обязан предоставить в Московское управление лесами и области следующие документы:

Сводную ведомость насаждений, требующих сплошной санитарной рубки (приложение 5);

Выкопировку из планшетов на участки, намечаемые в сплошную санитарную рубку, с указанием выделов и их площади.

54. В акте проверки или обследования комиссией намеченных в сплошную санитарную рубку насаждений должны быть указаны: группа лесов, категория защитности лесов, таксационная характеристика насаждений, причины их расстройства (пораженность древостоя болезнями, заселенность стволовыми вредителями и др.), обоснование необходимости сплошной санитарной рубки, ее сроки и технология, рекомендуемые меры по обеспечению последующего лесовосстановления и мероприятия, необходимые для предупреждения поражения или повреждения смежных насаждений. Акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а материалы, прилагаемые к нему, - руководителем лесхоза и специалистом службы лесозащиты.

55. Московское управление лесами, выдающее разрешение на сплошные санитарные рубки, обязано контролировать правильность и обоснованность их назначения.